Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы проблемного обучения 6 страница




Данная таксономия может быть использована в создании прак­тических учебных задач по психологии, но при этом нужно иметь в виду, что первые три группы задач едва ли дадут нужный эф­фект развивающего обучения, так как они рассчитаны или на воспроизведение знаний по памяти, или оставляют познаватель­ную деятельность в пределах эмпирического мышления. Наибо­лее интересны для обучения в вузе задачи на продуктивное мыш­ление, составляющие 4-ю и 5-ю группы классификации.

Особую разновидность задач составляют учебные задачи для лабораторных занятий, которых не коснулись приведенные вы­ше рассуждения.

Как уже отмечалось, основное предназначение лабораторных занятий — это обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии, психических особенностей реальных людей, с которыми им придется общаться в жизни, практиче­ской деятельности. Отсюда и учебные задачи, нацеленные на от­работку различных методик психологического исследования: анкетирования, тестирования, проведения исследовательских бесед и интервью, обработки и математико-статистического ана­лиза количественной информации, организации индивидуаль­ных и групповых экспериментов, психологической интерпрета­ции полученных данных и т. д.

Процедура подбора и составления учебных задач для лабора­торных занятий не составляет какой-либо методической труд­ности, так как существует масса литературы с наборами самых


разных методик, особенно тестов, а в учебных пособиях по практикуму приводятся темы и планы лабораторных занятий с готовыми вопросами и задачами. Дадим лишь краткие пояс­нения к методическим требованиям по проведению лаборатор­ных занятий.

Первое требование: занятия не должны быть громоздкими. Вовсе необязательно демонстрировать использование многих методик или какой-то сложной методики в полном объеме и раз­нообразии исследовательских процедур, а достаточно дать сту­дентам убедиться в принципиальной возможности получения достоверных данных с ее помощью для решения реальной иссле­довательской задачи или удостовериться в истинности какой-нибудь теории с помощью эксперимента или статистической об­работки количественных показателей.

Второе важное требование к методике лабораторного заня­тия — это обязательная для преподавателя теоретическая ин­терпретация полученных студентами тестовых и других фак­тов, а также качественных и количественных данных анкети­рования, эксперимента и т. д. Если тестирование проводится на самих студентах и при этом определяется, к примеру, коэффи­циент интеллекта или акцентуация характера, то ни в коем случае нельзя допускать публичного анализа показателей от­дельных студентов, чтобы случайно не нанести обиду, не дать повод к переживаниям относительно собственной «неполноцен­ности». Интерпретация результатов тестирования или анкети­рования должна быть публичной, но при этом анонимной. Сту­денты все равно будут внимательно следить за ходом анализа, делая выводы или готовя вопросы к преподавателю, если сочтут нужным что-то уточнить.

Третье требование — выводы из анализа преподаватель дол­жен делать не только относительно возможностей самих иссле­довательских процедур, но и по содержанию самих психологи­ческих феноменов, которые стали объектом исследования. Ина­че говоря, изучая методики и исследовательские подходы, сту­денты должны попутно получать знания и по теории психоло­гии. В этом одно из предназначений лабораторных занятий, как и любых других учебных занятий по данному предмету.

Можно порекомендовать (в дополнение к тем, которые есть в учебных пособиях по практикуму) несколько тем для лаборатор­ных занятий, которые, как показывает опыт, вызывают обычно интерес со стороны студентов.

Темы для тестирования: 1. Оценка интеллектуальных спо­собностей (уровня развития интеллекта) по вербальному тесту


Г. Айзенка, по культурно-свободному тесту на интеллект (ОПТ) Р. Кэттела. 2. Изучение памяти по методикам «Оперативная па­мять», «Образная память», «Смысловая память» (воспроизведе­ние рассказа), «Опосредованное запоминание» (методика пред­ложена Л. С. Выготским и А. Р. Лурия, разработана А. Н. Ле­онтьевым). 3. Исследование мышления по методикам «Толкова­ние пословиц», «Простые аналогии», «Сравнение понятий», «Исключение лишнего» и др. 4. Исследование психологических свойств и состояний личности по методикам «Опросник САН» (оперативная оценка самочувствия, активности и настроения), «Опросник Шмишека» (диагностика типа акцентуации лично­сти), «Опросник ЕР<3» Г. Айзенка (изучение и диагностика сте­пени выраженности свойств: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма), «Опросник ЕР1» Г. Айзенка (диагностика экстра-и интроверсии, нейротизма по 57 вопросам, в том числе 9 вопро­сов по «шкале лжи»).

Темы для анкетирования: 1. Мои любимые и нелюбимые предметы в школе. 2. Трудные и легкие для меня предметы школьной программы. 3. Почему студенты вашего курса выбра­ли этот вуз? 4. Мое желание учиться по данной специальности за время обучения: «окрепло», «осталось таким же», «сменилось нежеланием» (нужное подчеркнуть).

Темы для исследовательских бесед и интервью: 1. Какие трудности в изучении психологии (или других предметов) испы­тываете вы лично и ваши товарищи и какая нужна помощь? 2. Какие предметы для вас трудны, так как: «отнимают много времени для самостоятельной подготовки», «лекции недоста­точно понятны (сложны для меня)», «предмет не нравится, так как не вижу от него пользы для будущей деятельности»?

Процесс решения студентами учебных задач во время само­стоятельной работы при подготовке к групповым занятиям (се­минарскому, практическому, лабораторному) является не толь­ко индивидуальной учебной деятельностью каждого отдельного студента, а становится коллективным творчеством группы, так как всегда завершается обсуждением в учебной группе способов, приемов и методов решения и теоретического обоснования полу­ченных результатов.

Такое обсуждение в группе составляет основную часть дея­тельности преподавателя по управлению процессом усвоения знаний. Составление и предъявление студентам учебных зада­ний (задач, вопросов) представляет собой проектирование, про­граммирование самостоятельной учебной деятельности, наце­ливает мыслительную активность обучаемых на обдумывание


наиболее важных теоретических положений темы, на понима­ние их объективного социального, практического значения и конкретного личностного смысла! Это значит, что преподава­тель обеспечивает через учебные задания дистанционное управление процессов усвоения, программируя заранее ход мыслей обучаемых, направляя их познавательные действия в нужное русло.

Также необходимо, чтобы преподаватель в непосредственном контакте с обучаемыми на групповых обсуждениях оказывал прямое управляющее воздействие на их мысли, выявлял и кор­ректировал их в процессе дискуссии.

Поэтому формы групповых занятий обеспечивают решение двуединой задачи: с одной стороны, достижение через решение учебных задач усвоения учебного материала студентами и, с другой, — управление преподавателем процессом этого усвое­ния, уточнение и корректировка усвоенного студентами, созда­ние воспитательного эффекта.

Такой эффект от группового занятия возможен только при умелой организации на нем учебной дискуссии, развивающей у студентов теоретическое мышление, формирующей у них уме­ние анализировать факты, события, явления с точки зрения ус­ловий их происхождения и развития.

Организация учебной дискуссии и управление ею требует сво­ей методики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.