КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие форм личности
Что же происходит с нашей основной, доминирующей формой личности на протяжении жизни? Прежде всего, откуда она берется? И если мы говорим, что человек, поднимаясь по ступеням жизни, изменяет («изгибаете) свою форму личности, чем определяется возможность такого изменения? В рамках книги, которая посвящена другой проблеме, мы можем ответить на эти сложные вопросы только в тезисной форме. Во-первых, в каждом из нас одновременно сосуществуют все пять форм личности. Здесь нет ничего необычного, ибо в этих формах отражаются самые общие модели поведения, без освоения которых человек просто не смог бы выжить в сложном, меняющемся мире, а именно: организация, коммуникация, управление (собой и другими), познание нового и изменение. Во-вторых, трудно указать точную дату, когда у человека складываются все пять форм личности: с момента рождения, в 6 месяцев или в 16 лет? Нам кажется, что в такой постановке этот вопрос вообще лишен смысла. В действительности процесс формообразования начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь. Человек в своем индивидуальном развитии проходит ряд определенных стадий. Каждая стадия характеризуется помимо всего прочего тем, какие требования предъявляет к достигшему этой стадии развития человеку среда (прежде всего, социальная). В норме, те возможности, которые создает окружение для достигшего той или иной стадии развития человека, и те вызовы, которые оно ему бросает, более или менее соответствуют возможностям самого человека. Причем, возможности, вызовы и требования среды на каждой такой стадии ориентированы преимущественно на развитие или проявление определенной формы личности. Дошкольное детство — это период спонтанного, непосредственного поведения и непуганного творчества. Вокруг столько нового. Малышу хочется узнать так много и так многому нужно научиться. Возбуждение бьет через край, внимание ребенка неустойчиво, он еще не умеет произвольно управлять своей памятью, мышлением и не осознает многого из того, что делает. Вместо строгой иерархии понятий в сознании ребенка вращается калейдоскоп ярких, эмоционально окрашенных образов, а интуитивные догадки выполняют функции пока еще отсутствующего строгого рассудка. Между реальностью и миром фантазий ребенка существует весьма зыбкая граница. Вряд ли стоит продолжать дальше, чтобы сделать напрашивающийся сам собой вывод о сходстве психологии дошкольника с психологической характеристикой Зигзага. Несомненно, было бы серьезной ошибкой считать каждого дошкольника Зигзагом. Мы просто хотели подчеркнуть. что возможности маленького ребенка и соответствующая им система воспитания, правильно организованная взрослыми. способствуют тому. что именно в дошкольном возрасте складываются многие (хотя и не все) психологические черты и модели поведения Зигзага, естественно, наряду с чертами и моделями других форм личности. Так, с самых первых дней жизни родители начинают формировать у ребенка «стороны» будущего Квадрата, организуя режим дня: кормление, сон и т. д. Затем ребенка будут учить отправлять естественные потребности социально одобряемым способом, убирать игрушки и т. д. Элементы «круглого» поведения обнаруживаются уже на втором месяце жизни ребенка в виде «комплекса оживления» — положительной эмоциональной реакции на появление ухаживающего за ним взрослого. «Стороны» Треугольника закладываются в общении и играх со сверстниками. И даже с трудностями «прямоугольного» состояния ребенок знакомится где-то в 2,5—3 года («кризис трех лет»), когда впервые осознает свое «Я», хотя, конечно, серьезные «прямоугольные» проблемы еще впереди. Иначе говоря, уже с раннего детства, у ребенка формируются элементы всех форм личности, однако, дошкольное детство, если оно конечно не испорчено «стараниями» взрослых, — это период расцвета Зигзага даже у тех, у кого эта форма не является доминирующей. Аналогичные вещи происходят и на всех последующих стадиях индивидуально; развития человека. Став школьником, ребенок сталкивается с довольно жесткой системой требований взрослых, которые просто необходимо выполнять, чтобы быть успевающим учеником. Кроме того, усвоение основ наук требует от учащихся активного применения линейных, логических рассуждений и, разумеется, развития понятийного мышления. Ясно, что в школьные годы, особенно в младшем и среднем школьном возрасте, получает преимущественное развитие «квадратная» форма личности. Понятно также, что если доминирующая форма личности человека соответствует специфике определенной стадии развития. этот человек без особых затруднений проходит данную стадию. Истинные Квадраты обычно быстро адаптируются к требованиям школы и хорошо учатся, тогда как Круги и особенно Зигзаги часто огорчают родителей. Проблемы подросткового возраста (связанные с половым созреванием) и особенно мучительный процесс самоопределения в ранней юности, когда молодые люди должны найти ответы на труднейшие вопросы философского характера (кто я? кем быть? с кем мне no пути? кто мои друзья и кто мои враги? каков мой идеал? в чем смысл жизни?) заставляет почти каждого узнать на собственном опыте, что значит быть Прямоугольником. Относительно легко или с очень большим рудом сделав свой выбор, молодые люди вступают в период ранней взрослости. Незабываемые, наполненные интереснейшими делами и событиями годы: учеба в вузе или освоение выбранной профессии, ухаживание и вступление в брак, появление первого ребенка, налаживание быта и т. д. Специфика этой стадии (продолжающейся примерно от 20 до З0 лет) состоит в том, что без выраженной ориентации на потребности другого, без уважения личности другого, без любви и заботы о другом человека вместо дальнейшего развития ждет застой. В период ранней взрослости на смену юношескому острому ощущению собственной индивидуальности приходит потребность в сближении с другими и в самоопределении через других: товарищей, друзей, супругов, профессоров и начальников и т. д. Даже самый законченный одиночка будет в какой-то мере ориентирован на других в это время, потому что в ином случае, без опыта и помощи старшего поколение ему вряд ли удастся начать нормальную самостоятельную жизнь. Прямоугольное состояние заканчивается, и на протяжении этой стадии у людей формируются более или менее выраженные черты и модели поведения Круга. Далее наступают «треугольные» тридцатые. Американские психологи и социологи называют период от 30 до 40 лет периодом «BOOM» (Becoming One's Own Man), иначе говоря — периодом приобретения независимости, самостоятельности. Действительно, на этой стадии большинство из нас заняты собственной карьерой: кто-то защищает диссертацию, кто-то становится руководителем и т. д. И даже безразличные к социальному статусу Зигзаги и Круги на этой стадии заражаются вирусом «треугольного» честолюбия и переносят легкую форму болезни достижений. Увы, где-то в районе 40 или несколько позднее многих опять подстерегает «прямоугольное» состояние. Этот феномен хорошо изучен в психологии и даже получил свое название: «кризис средних лет» или «кризис сорокалетних». Конечно, если у кого-то дела идут превосходно и на работе, и в личной жизни, кризис как таковой практически не ощущается, хотя всем людям свойственно в эти годы как бы оглядываться на пройденный ими путь и более или менее критически его оценивать. Ну а те, у кого есть проблемы, становятся самыми настоящими Прямоугольниками. И опять, как в юности, люди задают себе мучительные вопросы, на которые иногда очень трудно ответить: кто я? что со мной происходит? почему я работаю, как вол, а у меня ничего нет? на кого похожи мои дети? и мои ли это дети? кто этот мужчина (эта женщина), что храпит у меня под боком? неужели жизнь — это и есть та мышиная возня, в которой я погряз (погрязла)? Можно продолжить список вопросов, однако и приведенных достаточно, чтобы уяснить суть и сложность того состояния, в которое попадают многие из нас. Каждый находит свой выход, или оставляя все как есть, или радикально изменяя свой образ жизни. Кому не известны примеры «прямоугольных» решений, когда человек бросает без видимых причин хорошую работу и уезжает на край света, разводится ни с того ни с сего, либо начинает пить. Пройдя с большими или меньшими потерями штормовые «сороковые», мы входим в относительно тихую гавань поздней зрелости и, увы, старости. Многое, что недавно казалось таким серьезным, сейчас вызывает лишь улыбку. Дети выросли, появились внуки; накоплен профессиональный опыт, который можно передать молодым; да и жизненный опыт не окажется лишним — кругом также спорят, конфликтуют и даже воюют, как и во времена собственной молодости. Наступает последняя стадия, социальная структура которой стимулирует развитие «круглой» формы и позволяет проявить в полной мере черты и поведение Круга. В заключение, мы хотим напомнить, что и здесь есть возможности и требования среды для развития и уж по крайней мере проявления черт всех остальных форм личности, как есть и внутренние потенциалы самой личности для осуществления этого. В конце концов, не для того ли люди придумали игры, в том числе и азартные, чтобы тешить сидящего внутри каждого из нас Зигзага, невзирая на возраст. Итак, даже из этого весьма схематичного очерка психического развития человека, можно сделать ряд определенных выводов. В любом из нас одновременно сосуществуют в виде возможных моделей поведения все пять форм личности. Процесс их формирования начинается с рождения человека и продолжается до его смерти. На каждой возрастной стадии развитие получают черты и модели поведения какой-то одной формы личности: Зигзага, Квадрата, Круга и т. д. хотя одновременно развиваются, пусть в меньшей степени, элементы остальных психогеометрических форм. Это очень важный вывод, поскольку он означает, что даже в случае искажения возрастного развития в результате неправильного воспитания или каких-то драматических событий, мешающих сформировать черты и модели определенной формы личности на соответствующей им стадии, человек всегда может исправить ошибку на более поздних этапах. Наконец, очевидно, что, проходя в своем развитии описанные стадии, человек получает возможность вести себя в соответствии с любой формой личности (в различном возрасте или в разных ситуациях), однако не теряет при этом стержня, той доминирующей формы, которая часто образуется очень рано. Свойства остальных форм личности проявляются в его поведении, как правило, с меньшей вероятностью и только в определенных ситуациях. Возьмите в качестве примера хотя бы Долохова из «Войны и мира» Льва Толстого. При всем желании невозможно назвать дуэлянта и скандалиста Долохова Кругом, однако даже он проявляет «круглые» черты: нежность и заботу о старушке-матери. Можно привести и более прозаический пример: многим знакома ситуация, когда истинно «треугольный» руководитель сменяет львиное рычание на «круглое» мурлыкание в кругу семьи. Тем не менее не стоит обольщаться насчет «треугольных» нежностей; даже небогатый жизненный опыт позволяет отличить их о работы и нежности подлинного Круга. Короче говоря, человек проносит свою доминирующую форму личности через всю свою жизнь. И когда кому-то, например Треугольнику, пережившему «прямоугольный» период, удается, стать Кругом, такой Круг нет-нет, да и покажет свои «треугольные» зубы. Что же определяет относительную устойчивость доминирующей формы личности у того или иного человека? Самый короткий ответ — природные предпосылки, система воспитания и жизненные обстоятельства. Нам не хотелось бы затрагивать здесь извечный вопрос: что важнее? Он напоминает нам не менее известный вопрос, что было раньше: курица или яйцо? Скорее всего, то, какая доминирующая форма личности возникнет у конкретного человека, будет зависеть от влияния неразложимого на элементы сплава этих трех факторов. Так, человеку со слабой нервной системой вряд ли придется по фигуре «треугольная» одежда. Далее, одно дело, когда ребенок растет в семейной атмосфере любви и заботы, другое — когда он воспитывается в детском доме. Да и стиль воспитания в семье чрезвычайно сильно влияет на образование доминантной формы. Чрезмерные ожидания со стороны родителей и поощрение честолюбивых устремлений их чада, наложенные на сильную, подвижную нервную систему последнего, дадут мощный импульс развитию «треугольной» формы личности. А излишняя строгость родителей плюс флегматический темперамент ребенка скорее всего приведут к пополнению племени Квадратов. Пожалуй, этих иллюстраций достаточно для понимания общего положения о факторах, влияющих на образование и сохранение доминирующей формы личности. А теперь, в завершение нашего экскурса в возрастную психогеометрию, нам осталось рассмотреть, какие изменения претерпевает та или иная доминирующая форма личности с годами, в процессе накопления жизненного опыта. Очевидно, у каждой формы личности есть предпочитаемый вектор изменений и запрещенные линии эволюции. Другими словами, мы хотим поговорить сейчас о том, каким станет Квадрат или, например. Треугольник, пройдя немалый отрезок жизненного пути. С. Деллингер называет такие формы «развитыми». Поскольку, занимаясь психогеометрией около двух лет, мы по понят-ным причинам не могли собрать данные о закономерностях эволюции доминирующих форм личности; нам придется при описании развитых форм опираться преимущественно на материалы С. Деллингер. которые, на наш взгляд, не вызывают сомнений в надежности. Развитый Квадрат. Существуют три вероятных (иначе говоря, встречающихся в жизни) варианта эволюции Квадрата. Во-первых, это превращение реального Квадрата, у которого и углы могут быть не совсем прямые, и, естественно, стороны не совсем уж одинаковы, в идеальный математический объект с абсолютно прямыми углами и абсолютно равными сторонами. Иначе говоря, конечный результат — Квадрат в квадрате! Так бывает, когда Квадраты, год за годом следуя без отклонений заведенному ими же самими порядку, углубляют колею ритуалов, стереотипов, шаблонов до такой степени, что выбраться из нее уже не удается. Такие люди после 40— 50 лет наглухо замыкаются в своих «квадратных футлярах». Вряд ли нужно особо говорить о сложностях общения с ними. Во-вторых. Квадраты часто эволюционируют к Треугольнику. Пожалуй, это наиболее вероятный вариант, причиной которого обычно является медленное, но верное продвижение Квадрата вверх по служебной лестнице. Профессиональных знаний ему не занимать, и опыта работы, накопленного за долгие годы, вполне достаточно, чтобы чувствовать себя уверенно, принимая управленческие решения. Да ч отделить главное от второстепенного в своей профессиональной области ему не так уж трудно, имея такой опыт. И вот, заняв руководящую должность, вследствие своей обязательности, ответственности, серьезного отношения к работе, чтобы оправдать доверие вышестоящего начальства. Квадрат преодолевает слабые стороны своего характера и развивает в себе смелость, решительность, способность концентрироваться на главном, умение делегировать поручения подчиненным. Иначе говоря, из ответственного исполнителя превращается в руководителя. Тем не менее, нам хотелось бы подчеркнуть, что в этом случае развитый Квадрат не становится подлинным Треугольником, а остается Квадратом, хотя и с «треугольной» надстройкой (крышей?). Приобретенная «треугольность» ситуативна и проявляется прежде всего на работе, там, где она и была развита. Нередко можно наблюдать довольно забавную сцену, когда такой «треугольный» Квадрат, забыв о своей истинной природе, пытается применить особенные им в одной области «командирские навыки» для решения проблем в совершенно иной сфере, например, бытовой. Столкнувшись с открытой конфронтацией и агрессией, такой человек часто оказывается в состоянии растерянности и быстро ретируется, что никогда не сделает истинный Треугольник. Иногда бывает и по-другому. Природное упрямство Квадрата, помноженное на «треугольные» замашки повышает его конфликтоустойчивость. Однако недостаток у развитого Квадрата природной хитрости Треугольника приводит к тому, что такой человек может быть агрессивным в конфликте и осуществлять мощное прямое давление на противника, не видя при этом более тонких и эффективных способов разрешения конфликтной ситуации. Наконец, третья линия эволюции Квадрата связана со сферой личной жизни и имеет своей конечной целью Круг. Этот вариант развития связан с наибольшими усилиями со стороны черство; о. холодного, рационального Квадрата и может доставить ему немало мучительных переживаний. Как правило, процесс «округлениям Квадрата запускается каким-то важным для него, чаще всего драматическим, событием в личной жизни: разводом, смертью близкого, любимого человека, длительной разлукой с родными. Стоик-Квадрат в этих случаях неожиданно, помимо своей воли, остро осознает свою неудовлетворенную потребность в человеческой близости. Захлеснутый волнами высвободившихся чувств, неопытный Квадрат может поначалу натворить много глупостей (если вы скажете, что то вовсе не Квадрат, а Прямоугольник, мы охотно с вами согласимся). Постепенно, однако, все возвращается на круги своя, поскольку даже сильным переживаниям чаще всего не удается сокрушить «квадратную» добропорядочность. Тем не менее, теплые волны чувств сделали свое дело: сгладили (оплавили?) углы Квадрата, превратив его в более нежное, чувствительное, способное к сопереживанию существо. После долгих лет жизни в постоянно охлаждаемой Квадратом, разряженной атмосфере, друзья, родные и близкие наслаждаются исходящими от него волнами душевного тепла. Но и здесь мы должны влить ложку дегтя в бочку меда. Даже «округленный» Квадрат остается несмотря ни на что Квадратом. После того, как период сумасбродств закончен, проблемы так или иначе решены, вековой лед, сковывавший чувства Квадрата, изрядно подтаял, развитый Квадрат, возлюбивший ближних своих, все равно не будет подбирать и кормить бездомных кошек и собак (любовь к порядку остается в силе), как это обычно делает истинный Круг. Развитый Треугольник. Интересно, что на практике у Треугольников обнаруживается один вариант эволюции — к Кругу. В общем, это не так уж неожиданно, если знать психологию человека. А к какой еще форме эволюционировать Треугольнику, у которого и так есть все, о чем другие могут лишь мечтать (это сказано с позиции самого Треугольника)? Разве что немного отдохну и, расслабиться, заняться семьей. Следовательно, Круг, и ни что другое.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |