КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Треуголка
Треуголку в XVIII столетии надевали на голову так, чтобы от бровей до полей шляпы было расстояние в толщину указательного пальца (рис. 137). Упражнение № 259. Снять треуголку Построение: стайкой. Техника исполнения. По команде «Снять треуголку!» надо положить указательный и третий палец на ее поля сверху, в переднем или правом углу (в зависимости от того, как она надета), а большой, безымянный и мизинец подложить снизу. Пальцы сжать. Методические указания. Такая манера держать шляпу позволяет удобно ее снять или надеть. Снятая с головы треуголка могла быть в трех разных положениях.
Упражнение № 260. Шляпа у ноги Техника исполнения. По команде «Шляпа у ноги» надо, после того как шляпа снята, опустить правую руку вдоль правой или левой ноги (в зависимости от того, какой рукой она была снята), причем обязательно полями к бедру, а тульей наружу.
Упражнение № 261. Шляпу под левую руку Техника исполнения. По команде «Шляпу под руку!» надо, после того, как она снята с головы, правой рукой поднести ее к левому боку полями на уровне тазобедренного сустава или чуть выше (как удобно) и слегка прижать предплечьем левой руки. Правая рука при этом опущена вниз (это второе бытовое положение).
Упражнение № 262. Треуголку «на поднос» Техника исполнения. Техника этого положения полностью соответствует аналогичному положению широкополой шляпы XVII столетия. Методические указания. При приветственных жестах, выполняемых руками, треуголку не снимали, тогда как при реверансах это было обязательным. Если кавалер кланяется при обнаженной шпаге, то шпагу держат в правой руке, а движения с треуголкой следует выполнять левой рукой по указанной выше схеме.
Упражнение № 263. Поклон с треуголкой Построение: стайкой. Техника исполнения. Надо сделать семь шагов вперед, на восьмом, останавливаясь, положить правую или левую руку на угол треуголки и, выполняя первое движение реверанса, в то же время снять шляпу, отведя руку в сторону. Все остальные движения выполнять по схеме этого поклона (рис. 138). В тот момент, когда впереди стоящая нога подтягивается к опорной, треуголку следует надеть на голову. Методические указания. Это упражнение следует повторить несколько раз, выполняя действия с треуголкой то правой, то левой рукой. Есть смысл заканчивать этюды подобного типа в одном из бытовых положений: треуголка у ноги, под рукой или на подносе. Глава XXVI БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ СО ШПАГОЙ Шпага в прошлом служила не только для сражений. Она сама была частью ритуала — с ее помощью произносились клятвы и обещания, выполнялись приветствия. При торжественных обещаниях и клятвах, холодным оружием пользовались как священным предметом, который как бы скреплял слова-обязательства. В одном случае использовали клинок, в другом — рукоять оружия. Обычай клясться на оружии относится к древности. Позднее он перешел в Средневековье, а затем и в Новое время. Рукоять меча имела форму креста, так же как рукоять старинной шпаги немецкого происхождения, шпаги испанского и французского типа также имели эфес — крестовину. Упражнение № 264. Клятва на клинке оружия Исходное положение: подготовительное. Техника исполнения. По команде «Клянитесь!» поднять оружие наклонно вверх, примерно под углом 45°. Глядя на острие шпаги, произнести слова обещания или клятвы (рис. 139). Если же воин хотел, чтобы его приближенные дали клятву на оружии, он, обнажив свое оружие и направив острие к ним, держал клинок почти горизонтально. Присутствующие также, обнажив оружие, накладывали свои клинки сверху на протянутое к ним оружие и произносили слова клятвы или обещания. Действие подтверждалось звуком клинков, накладываемых друг на друга. Методические указания. Примером такой клятвы может служить сцена из II акта оперы Мейербера «Гугеноты», в которой дворяне клянутся по просьбе королевы во взаимной дружбе, при этом они поют: «Я клянусь королем и мечом, данным им, я клянусь». В отсутствии шпаги слова клятвы могли быть произнесены на крестообразной рукояти кинжала. Шпага была необходимым, но чрезвычайно дорогим предметом. Клинок как наиболее ценную часть любого оружия оберегали от затупления. Для воина той эпохи был совершенно невозможен удар клинком плашмя по твердым предметам, поскольку в этом случае можно было легко его сломать. Передача оружия другому лицу была возможна только в исключительных случаях, как, например, при аресте или по требованию военачальника. Это могло быть и в случае отказа служить данному господину.
Упражнение № 265. Клятва на эфесе оружия Построение: стайкой. Исходное положение: подготовительное. Техника исполнения. По команде «На эфесе клянитесь!» надо, взяв оружие за клинок на некотором расстоянии от гарды, поставить ее вертикально перед собой на уровне лица (подобие креста) и произнести слова клятвы (рис. 140). (При этом в подтверждение слов целовали эфес оружия.) Затем вложить его в ножны. На практике подобная сцена с клятвой на оружии — эпизод заклинания Мефистофеля после куплетов, исполняемых во II акте (опера Ш. Гуно «Фауст»). В опере Мейербера «Гугеноты» в IV акте тоже есть сцена заклинания, где оружие трансформируется в крест.
Упражнение № 266. Передача оружия одной рукой Это довольно дерзкий способ передачи своего оружия. Шпага или меч в этом случае отдавались обнаженными. Исходное положение: подготовительное. Техника исполнения. По команде «Подай шпагу одной рукой!» надо, выбрасывая оружие рукоятью от себя, поймать его за клинок под гардой. Затем с поклоном протянуть рукоять тому лицу, которое должно это оружие взять. Далее по команде «Оставь себе!», подбросив оружие рукоятью к себе, поймать его за рукоять. По команде «Шпаги в ножны!» убрать оружие. Методические указания. Это довольно сложное по координации движение. Надо добиваться точности в действиях со шпагой перед передачей оружия. Подача шпаги сопровождается поклоном. Принимающий берет шпагу за ее рукоять (рис. 141). В ответной передаче шпаги ее владельцу он также подбрасывает ее и, поймав за клинок, подает хозяину за рукоять.
Упражнение № 267. Передача шпаги двумя руками Этим способом подавали обнаженное оружие, а иногда вынимали шпагу из портупеи вместе с ножнами и в таком виде подавали. Исходное положение: подготовительное. Техника исполнения. По команде «Подайте шпагу двумя руками!» надо положить клинок оружия на левую ладонь, затем, чуть подбросив рукоять правой рукой, подхватить ее за клинок возле гарды той же рукой снизу. Оружие окажется в горизонтальной плоскости в двух руках ладонями вверх (рис. 142, а), затем его надо с поклоном протянуть тому, кому оно подается (рис. 142, б). По команде «Оставь себе!», чуть подбросив рукоять, поймать ее правой рукой, одновременно вытягивая руку через положение наклонно вверх в подготовительное. По команде «Убери оружие!» вложить его в ножны. Тот, кому подают оружие, берет его за рукоять шпаги или за середину ножен. Методические указания. Оба эти способа следует тренировать в небольших композициях этюдного типа, например: три шага вперед, остановиться, вынуть шпагу, поприветствовать. Затем, подбросив шпагу, протянуть рукоять вперед, далее по команде, подхватив рукоять, вложить шпагу в ножны и поклониться в стиле XVII столетия. В композиции могут быть включены действия с плащом. Этикетные правила поведения тщательно соблюдались: если кавалер приходил в дом к друзьям, то оружие (включая наплечную портупею с ножнами), плащ, шляпу и ботфорты он оставлял в передней дома. Лакей, сопровождавший господина, носил с собой его комнатную обувь. Если кавалер появлялся в незнакомом доме с официальной миссией, то он мог войти в комнаты при шпаге. Это уже само по себе было проявлением официальности и недружелюбия. При дворе кавалер всегда был при полном наборе оружия — кинжале и шпаге. Для хранения оружия имелась специальная подставка, в которую ставили оружие, иногда его вешали на портупею. Только находившийся в помещении дежурный офицер мог быть в плаще, шляпе, ботфортах и с полным арсеналом оружия, так как был готов в любой момент защитить своего господина. В доме не носили ботфорты, плащи и шляпы, из оружия при себе мог быть только кинжал. Типичным домашним костюмом мужчины был теплый, довольно длинный шлафрок (халат). Высшим проявлением вежливости вооруженного человека было обязательное приветствие обнаженным оружием — мечом, шпагой, саблей и т. п. Приветствие оружием принято называть салютом. Салют с поклоном Этот вид приветствия — более торжественный, он представляет собой соединение салюта оружием с выполнением поклона конца XVII столетия. Упражнение № 268. Салют с поклоном Техника исполнения. По команде «С шагом вперед — салют!» надо сделать правой ногой большой шаг вперед. Левая нога сзади на носке. Вес тела на правой ноге, рука с оружием поднята в положение подвысь, которое соответствует обращению «сударь» (рис. 143). Затем, опуская шпагу вниз, согнуть левую ногу в колене, правая нога при этом остается прямой, голова и плечи опущены. По команде «Встать!», выпрямляясь и поднимая голову, подтянуть правую ногу к левой, оставляя шпагу в положении наклонно вниз. Методические указания. Это упражнение следует выполнять несколько раз в сочетании с ходьбой, остановкой, обнажением оружия и салютом.
Упражнение № 269. Салют с коленопреклонением Эта форма салюта типична при обращении к представителю королевской власти, герцогу, высокопоставленным священнослужителям. Техника исполнения. По команде «С шагом вперед — подвысь!» сделать правой ногой небольшой шаг вперед и, поднимая оружие подвысь, опуститься на левое колено (рис. 144, а). Колено и бедро находятся под прямым углом, голень вертикальна, корпус прямой, голова приподнята. По команде «Поклон!», разгибая руку в локте, слегка наклонив туловище и голову (рис. 144, б), опустить клинок наклонно вниз, не касаясь пола. По команде «Выпрямиться!», оставляя шпагу в наклонном положении, поднять голову (рис. 144, в).
По команде «Шпаги в ножны!» поднять клинок наклонно вверх, развернув кисть, приблизить острие к ножнам (рис. 144, г) и, опуская в них оружие (рис. 144, о), встать, приставляя правую ногу к левой. Затем выполнить обычную концовку приема «Вложить оружие в ножны!». Методические указания. Надо добиваться слитного исполнения всех движений, а затем сыграть этюд, в котором был бы этот прием. Упражнение № 270. Салют со шпагой и шляпой Исходное положение: подготовительное, на голове широкополая шляпа. Техника исполнения. По команде «Салют с поклоном!», шагнув правой ногой вперед, поднять оружие в положение подвысь, а левой рукой взяться за поля шляпы. По команде «Поклон!», перенося вес тела на левую ногу, слегка согнув в колене, снять шляпу, отводя левую руку в сторону, вниз (возможен вариант: приложить шляпу к сердцу), склоняя голову. Далее по команде «Выпрямись!», оставив оружие в положении наклонно вниз, а шляпу у левого бедра, поднять голову и выпрямиться. Затем вложить оружие в ножны, держа шляпу в левой руке, и только после этого надеть шляпу. Возможен вариант, в котором сначала надевается шляпа, а затем убирается оружие.
Упражнение № 271. Салют со шпагой и треуголкой Построение: стайкой. Исходное положение: свободная стойка. Техника исполнения. По команде «За шпаги!» надо взяться правой рукой за рукоять шпаги, левой, придерживая ножны, по команде «Вынуть шпаги!» вынуть клинок шпаги, зафиксировав его в исходное положение. По команде «За шляпы!» надо левой рукой взять треуголку за передний угол, если она надета так, что угол находится перед лицом, или за левый угол, если она надета прямо. По команде «Приветствуйте!» левой рукой снять шляпу с головы и отвести руку диагонально в сторону вверх, а правой поднести гарду к лицу. По команде «Поклон!» выполнить приветствие шпагой, слегка опустив шляпу. По команде «Выпрямиться!» приподнять голову, оставить шляпу возле левого бока, затем вложить шпагу в ножны и только потом надеть треуголку. Методические указания. Готовя актеров к верному стилевому поведению в пьесе, отражающей быт и нравы XVIII столетия, надо создать упражнения, в которых действия оружием перемежались бы с этикетно-стилевыми приемами.
Упражнение № 272. Комплексное Исходное положение: стойка, костюм — широкополая шляпа, плащ, портупея и шпага в ножнах. Техника исполнения. Запахнувшись плащом, пройти вперед семь шагов, на предпоследнем шаге распахнуть плащ и, придерживая ножны левой рукой, вынуть шпагу. Далее, положив левую руку на поле шляпы и подняв оружие подвысь, снять шляпу с головы. Отведя руку со шляпой в сторону влево, опустить шпагу наклонно вниз и, одновременно согнув левую ногу в колене, склонить голову (сделать поклон), затем выпрямиться, оставив шляпу в положении у ноги, приставить правую ногу к левой. Далее вложить шпагу в ножны. Держа шляпу в левой руке, опустить шпагу в ножны, затем, взяв шляпу в правую руку, склониться в поклоне XVII столетия. Надеть шляпу и, взявшись правой рукой за полу плаща, запахнуться им, одновременно развернувшись на 180°, и уйти, сделав те же семь шагов. Методические указания. В предмете «Сценическое фехтование» учебные часы на выполнение подобных упражнений не предусмотрены. Но при работе с актерами, занятыми в исторических пьесах, есть смысл делать подобные упражнения. Важно, чтобы студенты понимали, что любые этикетно-стилевые упражнения — только схема, которая будет видоизменяться в зависимости от жанра произведения и характера персонажа. Глава XXVII ОБЕЗОРУЖИВАНИЕ Под этим термином подразумеваются приемы, оставляющие противника без оружия, или приемы, которые ставят его в положение, когда он не может оказать им сопротивление. Так называемые противосуставные действия вызывали боль и заставляли отказаться от сопротивления. Так было в реальной жизни. На сцене же могут быть применены только такие приемы обезоруживания, которые при внешней эффектности совершенно безопасны для исполнителей и зрителей. Имеющийся исторический, литературный и гравюрный материал дает представление о ряде приемов обезоруживания в рукопашном бою (рис. 145). В древности и в Средние века недостаточная прочность вооружения приводила к тому, что оружие быстро выходило из употребления. Переход в рукопашную схватку был единственно возможным продолжением боя. Это мог быть бой невооруженного против вооруженного или бой двух разоруженных бойцов. Начиная с XVI столетия, действия обезоруживания применяются не только при случайной потере оружия. Они становятся одним из средств победы, к ним стремятся в бою, их изучают и тренируют. По ряду старинных руководств удалось восстановить некоторые из этих приемов. Их можно подразделить на четыре группы: — бой невооруженного с вооруженным; — приемы с использованием двух видов оружия; — с использованием невооруженной левой руки; — с использованием одного оружия без применения левой руки. Схемы этих действий различны, но приемы, сосредоточенные в одной схеме, имеют один и тот же способ воздействия на противника. Изучив прием обезоруживания с помощью шпаги и даги, можно применить его в бою на шпаге и кинжале.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |