Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Треуголка




Треуголку в XVIII столетии надевали на голову так, чтобы от бровей до полей шляпы было расстояние в толщину указательного пальца (рис. 137).

Упражнение № 259. Снять треуголку

Построение: стайкой.

Техника исполнения. По команде «Снять тре­уголку!» надо положить указательный и третий палец на ее поля сверху, в переднем или правом углу (в зависимости от того, как она надета), а большой, безымянный и мизинец подложить снизу. Пальцы сжать.

Методические указания. Такая манера держать шляпу позволяет удобно ее снять или надеть. Снятая с головы треуголка могла быть в трех раз­ных положениях.

 

Упражнение № 260. Шляпа у ноги

Техника исполнения. По команде «Шляпа у но­ги» надо, после того как шляпа снята, опустить правую руку вдоль правой или левой ноги (в зависимости от того, какой рукой она была снята), причем обязательно полями к бедру, а тульей наружу.

 

Упражнение № 261. Шляпу под левую руку

Техника исполнения. По команде «Шляпу под руку!» надо, после того, как она снята с головы, правой рукой поднести ее к левому боку полями на уровне тазобедренного сустава или чуть выше (как удобно) и слегка прижать предплечьем левой руки. Правая рука при этом опущена вниз (это второе бытовое положение).

 

Упражнение № 262. Треуголку «на поднос»

Техника исполнения. Техника этого положения полностью соот­ветствует аналогичному положению широкополой шляпы XVII сто­летия.

Методические указания. При приветственных жестах, выполня­емых руками, треуголку не снимали, тогда как при реверансах это было обязательным. Если кавалер кланяется при обнаженной шпаге, то шпагу держат в правой руке, а движения с треуголкой следует выполнять левой рукой по указанной выше схеме.

 

Упражнение № 263. Поклон с треуголкой

Построение: стайкой.

Техника исполнения. Надо сделать семь шагов вперед, на вось­мом, останавливаясь, положить правую или левую руку на угол треу­голки и, выполняя первое движение реверанса, в то же время снять шляпу, отведя руку в сторону. Все остальные движения выполнять по схеме это­го поклона (рис. 138). В тот момент, когда впереди стоящая нога подтягива­ется к опорной, треуголку следует надеть на голову. Методические указа­ния. Это упражнение сле­дует повторить несколько раз, выполняя действия с треуголкой то правой, то левой рукой. Есть смысл заканчивать этюды по­добного типа в одном из бытовых положений: тре­уголка у ноги, под рукой или на подносе.

Глава XXVI БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ СО ШПАГОЙ

Шпага в прошлом служила не только для сражений. Она сама была частью ритуала — с ее помощью произносились клятвы и обещания, выполнялись приветствия. При торжественных обещаниях и клятвах, холодным оружием пользовались как священным предметом, который как бы скреплял слова-обязательства. В одном случае использовали клинок, в другом — рукоять оружия.

Обычай клясться на оружии относится к древности. Позднее он перешел в Средневековье, а затем и в Новое время. Рукоять меча имела форму креста, так же как рукоять старинной шпаги немецкого происхождения, шпаги испанского и французского типа также име­ли эфес — крестовину.

Упражнение № 264. Клятва на клинке оружия

Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. По команде «Кляни­тесь!» поднять оружие наклонно вверх, при­мерно под углом 45°. Глядя на острие шпа­ги, произнести слова обещания или клятвы (рис. 139). Если же воин хотел, чтобы его приближенные дали клятву на оружии, он, обнажив свое оружие и направив острие к ним, держал клинок почти горизонтально. Присутствующие также, обнажив оружие, накладывали свои клинки сверху на про­тянутое к ним оружие и произносили слова клятвы или обещания. Действие подтверж­далось звуком клинков, накладываемых друг на друга.

Методические указания. Примером такой клятвы может слу­жить сцена из II акта оперы Мейербера «Гугеноты», в которой дворяне клянутся по просьбе королевы во взаимной дружбе, при этом они поют: «Я клянусь королем и мечом, данным им, я кля­нусь». В отсутствии шпаги слова клятвы могли быть произнесены на крестообразной рукояти кинжала. Шпага была необходимым, но чрезвычайно дорогим предметом. Клинок как наиболее цен­ную часть любого оружия оберегали от затупления. Для воина той эпохи был совершенно невозможен удар клинком плашмя по твердым предметам, поскольку в этом случае можно было легко его сломать.

Передача оружия другому лицу была возможна только в исклю­чительных случаях, как, например, при аресте или по требованию военачальника. Это могло быть и в случае отказа служить данному господину.

 

Упражнение № 265. Клятва на эфесе оружия

Построение: стайкой. Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. По команде «На эфесе кля­нитесь!» надо, взяв оружие за клинок на некото­ром расстоянии от гарды, поставить ее вертикаль­но перед собой на уровне лица (подобие креста) и произнести слова клятвы (рис. 140). (При этом в подтверждение слов целовали эфес оружия.) Затем вложить его в ножны.

На практике подобная сцена с клятвой на ору­жии — эпизод заклинания Мефистофеля после куплетов, исполняемых во II акте (опера Ш. Гу­но «Фауст»). В опере Мейербера «Гугеноты» в IV акте тоже есть сцена заклинания, где оружие трансформируется в крест.

 

Упражнение № 266. Передача оружия одной рукой

Это довольно дерзкий способ передачи своего оружия. Шпага или меч в этом случае отдавались обнаженными.

Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. По команде «Подай шпагу одной рукой!» надо, выбрасывая оружие рукоятью от себя, поймать его за клинок под гар­дой. Затем с поклоном протянуть рукоять тому лицу, которое должно это оружие взять. Далее по команде «Оставь себе!», подбросив оружие рукоятью к себе, поймать его за рукоять. По команде «Шпаги в ножны!» убрать оружие.

Методические указания. Это довольно сложное по координации движение. Надо добиваться точ­ности в действиях со шпагой перед передачей оружия. Подача шпаги сопровождается поклоном. Прини­мающий берет шпагу за ее рукоять (рис. 141). В ответной передаче шпаги ее владельцу он также подбрасывает ее и, поймав за клинок, по­дает хозяину за рукоять.

 

Упражнение № 267. Передача шпаги двумя руками

Этим способом подавали обнаженное оружие, а иногда вынима­ли шпагу из портупеи вместе с ножнами и в таком виде подавали.

Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. По команде «Подайте шпагу двумя руками!» надо положить клинок оружия на левую ладонь, затем, чуть под­бросив рукоять правой рукой, подхватить ее за клинок возле гарды той же рукой снизу. Оружие окажется в горизонтальной плоскости в двух руках ладонями вверх (рис. 142, а), затем его надо с поклоном протянуть тому, кому оно подается (рис. 142, б).

По команде «Оставь себе!», чуть подбросив рукоять, поймать ее правой рукой, одновременно вытягивая руку через положение на­клонно вверх в подготовительное. По команде «Убери оружие!» вло­жить его в ножны. Тот, кому подают оружие, берет его за рукоять шпаги или за середину ножен.

Методические указания. Оба эти способа следует тренировать в небольших композициях этюдного типа, например: три шага впе­ред, остановиться, вынуть шпагу, поприветствовать. Затем, подбро­сив шпагу, протянуть рукоять вперед, далее по команде, подхватив рукоять, вложить шпагу в ножны и поклониться в стиле XVII столе­тия. В композиции могут быть включены действия с плащом.

Этикетные правила поведения тщательно соблюдались: если кавалер приходил в дом к друзьям, то оружие (включая наплечную портупею с ножнами), плащ, шляпу и ботфорты он оставлял в пе­редней дома. Лакей, сопровождавший господина, носил с собой его комнатную обувь.

Если кавалер появлялся в незнакомом доме с официальной мис­сией, то он мог войти в комнаты при шпаге. Это уже само по себе было проявлением официальности и недружелюбия. При дворе ка­валер всегда был при полном наборе оружия — кинжале и шпаге.

Для хранения оружия имелась специальная подставка, в которую ставили оружие, иногда его вешали на портупею. Только находив­шийся в помещении дежурный офицер мог быть в плаще, шляпе, ботфортах и с полным арсеналом оружия, так как был готов в лю­бой момент защитить своего господина. В доме не носили ботфор­ты, плащи и шляпы, из оружия при себе мог быть только кинжал. Типичным домашним костюмом мужчины был теплый, довольно длинный шлафрок (халат).

Высшим проявлением вежливости вооруженного человека было обязательное приветствие обнаженным оружием — мечом, шпагой, саблей и т. п. Приветствие оружием принято называть салютом.

Салют с поклоном

Этот вид приветствия — более торжественный, он представляет собой соединение салюта оружием с выполне­нием поклона конца XVII столетия.

Упражнение № 268. Салют с поклоном

Техника исполнения. По команде «С шагом вперед — салют!» надо сделать правой ногой большой шаг вперед. Левая нога сзади на нос­ке. Вес тела на правой ноге, рука с оружием поднята в положение подвысь, которое соот­ветствует обращению «сударь» (рис. 143).

Затем, опуская шпагу вниз, согнуть левую ногу в колене, правая нога при этом остается прямой, голова и плечи опущены. По команде

«Встать!», выпрямляясь и поднимая голову, подтянуть правую ногу к левой, оставляя шпагу в положении наклонно вниз.

Методические указания. Это упражнение следует выполнять не­сколько раз в сочетании с ходьбой, остановкой, обнажением оружия и салютом.

 

Упражнение № 269. Салют с коленопреклонением

Эта форма салюта типична при обращении к представителю коро­левской власти, герцогу, высокопоставленным священнослужителям. Техника исполнения. По команде «С шагом вперед — подвысь!» сделать правой ногой небольшой шаг вперед и, поднимая оружие подвысь, опуститься на левое колено (рис. 144, а). Колено и бедро находятся под прямым углом, голень вертикальна, корпус прямой, голова приподнята. По команде «Поклон!», разгибая руку в локте, слегка наклонив туловище и голову (рис. 144, б), опустить клинок наклонно вниз, не касаясь пола. По команде «Выпрямиться!», остав­ляя шпагу в наклонном положении, поднять голову (рис. 144, в).

 

По команде «Шпаги в ножны!» поднять клинок наклонно вверх, раз­вернув кисть, приблизить острие к ножнам (рис. 144, г) и, опуская в них оружие (рис. 144, о), встать, приставляя правую ногу к левой. Затем вы­полнить обычную концовку приема «Вложить оружие в ножны!».

Методические указания. Надо добиваться слитного исполне­ния всех движений, а затем сыграть этюд, в котором был бы этот прием.

Упражнение № 270. Салют со шпагой и шляпой

Исходное положение: подготовительное, на голове широкополая шляпа.

Техника исполнения. По команде «Салют с поклоном!», шагнув правой ногой вперед, поднять оружие в положение подвысь, а ле­вой рукой взяться за поля шляпы. По команде «Поклон!», перенося вес тела на левую ногу, слегка согнув в колене, снять шляпу, отводя левую руку в сторону, вниз (возможен вариант: приложить шляпу к сердцу), склоняя голову.

Далее по команде «Выпрямись!», оставив оружие в положении наклонно вниз, а шляпу у левого бедра, поднять голову и выпря­миться. Затем вложить оружие в ножны, держа шляпу в левой руке, и только после этого надеть шляпу. Возможен вариант, в котором сначала надевается шляпа, а затем убирается оружие.

 

Упражнение № 271. Салют со шпагой и треуголкой

Построение: стайкой. Исходное положение: свободная стойка.

Техника исполнения. По команде «За шпаги!» надо взяться пра­вой рукой за рукоять шпаги, левой, придерживая ножны, по команде «Вынуть шпаги!» вынуть клинок шпаги, зафиксировав его в исход­ное положение. По команде «За шляпы!» надо левой рукой взять тре­уголку за передний угол, если она надета так, что угол находится перед лицом, или за левый угол, если она надета прямо.

По команде «Приветствуйте!» левой рукой снять шляпу с головы и отвести руку диагонально в сторону вверх, а правой поднести гар­ду к лицу. По команде «Поклон!» выполнить приветствие шпагой, слегка опустив шляпу. По команде «Выпрямиться!» приподнять го­лову, оставить шляпу возле левого бока, затем вложить шпагу в нож­ны и только потом надеть треуголку.

Методические указания. Готовя актеров к верному стилевому поведению в пьесе, отражающей быт и нравы XVIII столетия, надо создать упражнения, в которых действия оружием перемежались бы с этикетно-стилевыми приемами.

 

Упражнение № 272. Комплексное

Исходное положение: стойка, костюм — широкополая шляпа, плащ, портупея и шпага в ножнах.

Техника исполнения. Запахнувшись плащом, пройти вперед семь шагов, на предпоследнем шаге распахнуть плащ и, придерживая ножны левой рукой, вынуть шпагу. Далее, положив левую руку на поле шляпы и подняв оружие подвысь, снять шляпу с головы.

Отведя руку со шляпой в сторону влево, опустить шпагу наклон­но вниз и, одновременно согнув левую ногу в колене, склонить голо­ву (сделать поклон), затем выпрямиться, оставив шляпу в положении у ноги, приставить правую ногу к левой.

Далее вложить шпагу в ножны. Держа шляпу в левой руке, опус­тить шпагу в ножны, затем, взяв шляпу в правую руку, склониться в поклоне XVII столетия. Надеть шляпу и, взявшись правой рукой за полу плаща, запахнуться им, одновременно развернувшись на 180°, и уйти, сделав те же семь шагов.

Методические указания. В предмете «Сценическое фехтование» учебные часы на выполнение подобных упражнений не предусмот­рены. Но при работе с актерами, занятыми в исторических пьесах, есть смысл делать подобные упражнения. Важно, чтобы студенты понимали, что любые этикетно-стилевые упражнения — только схе­ма, которая будет видоизменяться в зависимости от жанра произве­дения и характера персонажа.

Глава XXVII ОБЕЗОРУЖИВАНИЕ

Под этим термином подразумеваются приемы, оставляющие противника без оружия, или приемы, которые ставят его в положе­ние, когда он не может оказать им сопротивление. Так называемые противосуставные действия вызывали боль и заставляли отказаться от сопротивления. Так было в реальной жизни. На сцене же могут быть применены только такие приемы обезоруживания, которые при внешней эффектности совершенно безопасны для исполнителей и зрителей.

Имеющийся исторический, литературный и гравюрный матери­ал дает представление о ряде приемов обезоруживания в рукопаш­ном бою (рис. 145). В древности и в Средние века недостаточная прочность вооружения приводила к тому, что оружие быстро выходило из употреб­ления. Переход в рукопашную схватку был единственно возможным продолже­нием боя. Это мог быть бой невооружен­ного против вооруженного или бой двух разоруженных бойцов.

Начиная с XVI столетия, действия обезоруживания применяются не толь­ко при случайной потере оружия. Они становятся одним из средств победы, к ним стремятся в бою, их изучают и тре­нируют. По ряду старинных руководств удалось восстановить некоторые из этих приемов. Их можно подразделить на четыре группы:

— бой невооруженного с вооруженным;

— приемы с использованием двух видов оружия;

— с использованием невооруженной левой руки;

— с использованием одного оружия без применения левой руки. Схемы этих действий различны, но приемы, сосредоточенные в одной схеме, имеют один и тот же способ воздействия на против­ника. Изучив прием обезоруживания с помощью шпаги и даги, мож­но применить его в бою на шпаге и кинжале.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.