КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-развивающего обучения
Основное содержание темы. История развития представлений о ЗПР; понятие и классификация ЗПР; клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с временной задержкой психического развития по К.С. Лебединской; общие черты психического развития младших школьников с ЗПР, особенности их обучения; дифференциальная диагностика ЗПР от сходных состояний.
При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога стоит вопрос о психической классификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. В отношении детского возраста психологическая оценка нарушений развития не может быть полной, без учета отклонений от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза будет выступать компонент психического недоразвития. Явления асинхронии, т.е. отсутствие необходимого взаимодействия между отдельными системами, приводит к возникновению изоляции, патологической акселерации, регресса ряда психических функций, что задерживает формирование новых психических процессов, необходимых для нормального развития мозга. Дети, с задержкой психического и психофизического развития различного генеза составляют 5% от общего числа учащихся, обучающихся в начальных классах общеобразовательных школ. Поэтому, одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая коррекция отклонений развития и вневрачебная помощь детям, имеющим трудности в обучении. Дети, не будучи умственно-отсталыми, не могущие освоить программу начальных классов в установленные сроки, составляют примерно 10 %. Для обозначения этой группы детей с наиболее легкими отклонениями в развитии, остающиеся в рамках нормы, приняты различные термины – "задержка интеллектуального развития", "замедленный темп развитая" и т.д. В международной классификации болезней и причин смерти Всемирной организации здравоохранения (1965) принят термин "пограничная умственная отсталость". Такое разнообразие терминологических обозначений свидетельствует о сложности клинической идентификации психических расстройств у детей, отстающих в развитии. Мы пользуемся распространенным в отечественной научной литературе термином "задержка психического развития" (3.П.Р.). Касаясь истории данного вопроса, следует отметить, описанные А. Бине и Т.Симоном (1911) группы "псевдоненормальных" учащихся. Сюда были включены "отсталые в педагогическом отношении" и, соматически больные дети. В.Филипп и П.Бочкур (1911) выделили среди неуспевающих школьников группу "Субнормальных учеников", куда вошли дети со "смягченными формами" умственной отсталости и психическим инфантилизмом, низкая обучаемость которых имеет временный характер. Авторы назвали эту группу детей временно ненормальными. Большое внимание вопросу клинической дифференциации неуспевающих школьников уделяли и отечественные исследователи. И.Борисов (1925) выделил группу детей "с пониженным общим развитием", ограничивающихся от педагогической запущенности и олигофрении. По его данным, число таких детей с возрастом постепенно уменьшалось. Е.М.Захарьян и М.А.Голозко (1928), сопоставив психофизическое состояние 150 "трудных" и неуспевающих в учебе детей с аналогичными данными контрольной группы здоровых, дисциплинированных и хорошо успевающих сверстников, выявили у первых явления физической незрелости, плохое общее развитие, узость интересов, слабую память, заторможенность психических процессов, недоразвитие эмоций и пониженный психический тонус. У некоторых из них наблюдалась беспечность, эгоцентризм, чрезмерная двигательная активность. С.И.Федоров (1936) среди 500 неуспевающих школьников выделил детей с задержкой развития, отличающихся слабым здоровьем и физической незрелостью. Автор разработал оригинальные методы оценки ряда сторон интеллекта: восприятия, памяти, внимания, комбинаторно-конструктивных способностей, способности к систематизации, логики. Сравнение с данными обследования нормально развитых сверстников, выявляло степень задержки развития (1-2 года). С.И.Федоров отметил, что при задержке развития характер снижения интеллектуального уровня отличается от такового при олигофрении. В частности. было установлено, что при олигофрении относительно лучше развита механическая память и хуже – способность к систематизации и логика. При задержке развития, несмотря на некоторое недоразвитие исследуемых психических свойств, общий уровень выше, чем при олигофрении, и более сохранны самые сложные функции (абстрактное мышление). Н.И.Озерецкий (1938) установил, что в замедленном темпе развития потенциальные возможности значительно выше, чем при олигофрении, и их реализация зависит от правильной организации педагогической и воспитательной работы с детьми. Для выделения детей с ЗПР существуют различные приемы. В зарубежных странах широко распространены психометрические методы оценки уровня интеллектуального развития, на которых основываются существующие группировки интеллектуальной недостаточности. W.Stern (1920) описывает на этом основании группу "спорных дебилов". L.Schenk-Danzlnger (1954) выделяет "пограничных дебилов" среди детей с интеллектуальным коэффициентом (YQ) в области 60 – 90 единиц. В английском школьном законодательстве отражена группировка С. Burt (1955), по которой при легких отклонениях (YQ – интеллектуальный коэффициент – равен 85 – 70 единиц) имеет место "bakward-ness" (школьная отсталость") или "mental dulness" ("умственная тупость"). Срок обучения детей со школьной отсталостью удлинен на 2 – 3 года. По Д. Векслеру (1965) следует различать слабый интеллект (YQ равен 90–80 единиц) и пограничные случаи слабоумия (YQ равен 80–70 единиц). В градации интеллектуальной недостаточности, принятой в 1959 г. американской ассоциацией психиатров, выделена пограничная умственная отсталость (YQ равно 86–68 единиц). Однако результаты тестовых исследований в значительной мере зависят от социокультурного влияния (Т.А. Власова. 1968, Д.Е. Мелехов 1970 и др.) и могут быть использованы лишь как вспомогательный метод (Д.Н. Исаев и Л.И. Лычагина. 1971). В настоящее время широко используется следующее определение ЗПР.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |