Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение и цели изучения римского права




 

Понятие «римское право» означает правопорядок, действовавший на протяжении тринадцативековой истории Рима, со времени тради­ционной даты основания Города (754 до н. э.) до смерти императора Юстиниана (565 н. э.), когда завершилась более чем тысячелетняя эпо­ха этого правопорядка, что отразилось в знаменитой кодификации, известной под восходящим к средневековым интерпретаторам назва­нием Corpus iuris civilis («Свод гражданского права»).

Изучение римского права имеет сегодня исключительно историог­рафическое значение. Ведь в 1900 г. даже Германия, последнее евро­пейское государство, в котором римское право, обобщенное в Юстиниановом Corpus iuris civilis, на протяжении всех веков сохраняло силу действующей юридической нормы (пусть даже с изменениями и до­полнениями, продиктованными историческими превратностями), при­няла собственный Гражданский кодекс. Поэтому студент, который приступает к юридическому образованию, вправе задать вопрос, с какой стати в дидактических планах юридических факультетов итальянских университетов продолжает сохраняться преподавание римского права, причем, более того, оно занимает здесь столь обширное место, что ему посвящаются три основных курса («Римское частное право», «Ис­тория римского права» и «Римское право», последний — двухгодич­ный) и различные дополнительные курсы («Истолкование источни­ков римского права», «Публичное римское право» и т. д.). Так что воп­рос этот заслуживает того, чтобы на него был дан удовлетворительный ответ.

Необходимо прежде всего вспомнить, что научная разработка пра­ва достигла у римлян такой идейной глубины, какой не достигали прочие народы прежде них, пусть даже их культура была более древ­ней и утонченной, и эта разработка не была превзойдена вплоть до настоящего времени. Римские юристы первыми создали строгую спе­циальную терминологию, ту самую, которой еще и сегодня пользует­ся весь цивилизованный мир, разработали юридические категории и понятия, основали и развили метод юридического рассуждения, дове­ли до изумительной тонкости выражение таких понятий. Наконец, римские юристы вдохновлялись в своей работе теми древними идеала­ми правосудия и справедливости, которые оказываются неизменны­ми, поскольку отвечают вечным чаяниям человеческого духа.Понять, почему случилось именно так, непросто. Всякий народ наделен особым талантом, побуждающим его ярко заявить о себе в определенной области человеческой деятельности: одни были мореп­лавателями, другие философами, третьи воинами, четвертые земле­дельцами, пятые купцами. Римляне были юристами, и право— наибо­лее своеобразное и древнее проявление их цивилизации, которая именно благодаря праву, в чем она и нашла свое выражение, пережила круше­ние римского политического господства и останется жить навсегда.

Если же говорить о дидактическом значении римского права, то необходимо принимать во внимание следующее.

Преподавание права имеет своей целью не только усвоение сту­дентом представлений относительно отдельных действующих норм, но приведение их в логическую и гармоническую связь друг с другом, показ того, как и почему они возникли, каковы были их исторические прецеденты, каким социальным требованиям они отвечали.

Правопорядок, как уже говорилось (§ 1), представляет собой вы­ражение общественного сознания и потому развивается по мере раз­вития сознания, применяясь к его изменчивым требованиям. И не мо­жет быть лучшего дидактического примера становления правопоряд­ка, чем римское право— как по причине непрерывного хода его развития, так и по причине чрезвычайного разнообразия случаев, имевших место в самых различных областях (политической, экономи­ческой, религиозной и т.д.), так что здесь нам представляется возмож­ность постигнуть законы, по которым происходит развитие правопо­рядка. Ибо законы эти, если отвлечься от привходящих обстоятельств, приложимы также и к другим правопорядкам, удаленным от римского во времени и пространстве.

Наконец, поскольку в результате тысячелетней традиции римское право в существенных своих чертах пронизало наши кодексы, совре­менный юрист не в состоянии надлежащим образом понять их и ин­терпретировать, не поднимаясь к первоистокам.

С Востока, где римское право было кодифицировано, оно переме­стилось на Запад, где появилось на свет. После первых веков раннего средневековья, когда даже сама римская правовая традиция в Италии угасла, изучение и применение римского права пережило удивитель­ный расцвет в XII и XIII вв. благодаря усилиям Болонской школы, известной как «глоссаторы», а оттуда, распространяясь по всей Евро­пе как «общее право» (ius commune), переходило в последующие столе­тия, пусть с использованием различных методических подходов и для разных целей, усилиями «комментаторов», а после них— гуманистов, сторонников естественного права, историков, пандектистов. Наконец, трудами Наполеона Бонапарта, через «Кодекс Наполеона» 1804г., про­изошло проникновение общего римского права в современные коди­фикации, которые все без исключения происходят от этого Кодекса: Австрийский кодекс (1811г.), Испанский (1889г.), Японский (1898г.), Германский (1900г.), Швейцарский (1911г.).

Итальянский гражданский кодекс 1865г. явился в значительной степени повторением «Кодекса Наполеона» и потому всецело вдох­новлялся традициями романистики. Действующий Итальянский граж­данский кодекс 1942г., если сравнивать его с отмененным кодексом, во многих моментах с несомненностью обнаруживает подчеркнутую преемственность от классического римского права.

Таким образом, мотивы как научного, так и практического харак­тера в полной мере оправдывают то видное место, которое отводится программами итальянских университетов изучению римского права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.