КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Периоды истории римского права
Предмет и содержание курса Прежде всего необходимо, как нам кажется, наметить пределы, которыми ограничивается наш курс, если сравнивать его с другими основными посвященными романистике курсами, включенными, как говорилось в предыдущем параграфе, в современный учебный план юридических факультетов итальянских университетов. В курсе «История римского права» правопорядок этого народа рассматривается снаружи, поскольку курс, с одной стороны, описывает структуру и функции отдельных органов, уполномоченных в разные периоды истории Рима на то, чтобы устанавливать, т.е. создавать, юридические нормы (история «источников создания римского права»1), а с другой стороны, описывает дошедшие до нас документы, посредством которых возможно «познавать» эти нормы (история «источников познания римского права»). Разумеется, изучение источников создания римского права делает необходимым знакомство с различными формами, которые принимало римское государство в следовавшие друг за другом эпохи от основания Рима и до империи Юстиниана. Поэтому в «Истории римского права» большое внимание уделено истории форм государственного устройства (монархия, республика, принципат, доминат). Курс «Римское частное право» («Институции римского права»), напротив, изучает правопорядок этого народа изнутри, поскольку описывает различные его «установления» (или «институты»), т.е. группы и системы норм, направленных на регулирование отдельных общественных отношений, причем наиболее пристальное внимание уделяется
1 В русской традиции дисциплина именуется «Внешняя история источников римского права».
тем, которые обладали наиболее значительным влиянием на формирование правовых систем романского происхождения, а именно институтам частного права (брак, собственность, наследственное преемство и т.д.). Двухгодичный курс «Римское право» имеет монографический характер, в нем рассматривается какой-либо отдельный институт (например, собственность), который в ходе непосредственного изучения источников подвергается углубленному аналитическому исследованию с целью исторической и догматической реконструкции. Из сказанного следует, что учебник «Институции римского права» призван сообщить непосвященным в римскую юридическую систему самые начальные сведения, охватывая их целостным взглядом, которому надлежит быть, насколько это возможно, синтетическим и лишенным пробелов. Такое предназначение, чрезвычайно важное для начального этапа изучения юриспруденции, наиболее соответствует подлинным римским традициям как по названию, так и по существу. Достаточно вспомнить многочисленные учебники «Institutiones», составленные в педагогических целях самими же античными юристами. Среди этих учебников и поныне выделяется своими превосходными дидактическими качествами поистине золотая книга Гая, юриста Ив. н.э. Приходит на ум и та часть Corpus iuris civilis, которую называют как раз «Institutiones», посредством которой Юстиниан, помимо целей законодательных, желал решить, в подражание классическим юристам, задачу распространения среди молодежи, горевшей желанием изучать законы («cupida legum iuventus»), небольшого сочинения, в котором бы содержались основы первоначальных юридических знаний. Итак, в связи с тем, что исходя из современных воззрений на римское право его изучение уже не может преследовать законодательные и непосредственно практические цели, поскольку римское право как таковое нами более не применяется, изучение, которым мы занимаемся, необходимо лишь в научных целях, когда ставится задача ис-торико-критической реконструкции этого правопорядка, соотнесенного с той эпохой, в которой он развивался. Однако здесь напрашивается замечание, имеющее пока что предварительный характер. Именно, выражение «римское право» на деле отличается достаточной расплывчатостью и неопределенностью, поскольку им обозначается, как уже было сказано, весь правопорядок на протяжении тринадцативековой истории (VIIIb. до н.э.—VIb. н.э.). Так что это не одно «римское право», а ряд следовавших друг за другом юридических систем, накладывающихся во времени одна на другую, постоянно связанных между собой единой руководящей линией, однако последовательно сменяющих одна другую в соответствии с законом развития. И в самом деле, право, как это было превосходно продемонстрировано немецкой исторической школой Х1Хв., более не является системой неизменных и вечных норм, основанной нагай'о scripta («писаном разуме») и потому сохраняющей одно и то же значение где угодно и когда угодно. Напротив, право, вообще говоря, — явление общественное, причем одно из важнейших, и потому, как и все другие общественные явления— такие, как язык, религия, нравственность, обычай, — оно развивается и меняется с развитием и изменением условий среды. И потому юридическая норма, возникшая в определенное время и в определенном месте, оказывается непригодной и преодоленной с переменой тех обстоятельств, в связи с которыми она возникла. В таком случае она оказывается «упраздненной» и замененной другой, более подходящей, либо изменяется сама, приспособляясь к новым требованиям, усваивая новые функции. Если говорить о римском праве, изначальная юридическая система, установленная нравами и обычаями предков (jnores maiorum) и отвечавшая грубому и замкнутому в себе обществу земледельцев и пастухов, каковым оно было на первых порах в Риме, не могла оставаться в сущности своей неизменной на протяжении веков, когда Город превратился из крошечной сельской общины в столицу наиболее обширной империи изо всех, какие были известны в истории. Также и юридическая система, впоследствии достигшая кульминации своего развития в эпоху империи, при династии Северов, действительно прогрессивная и развитая, однако бесконечно усложненная, основанная на самой совершенной научной технике, не могла продолжать руководить обществом, пребывавшим в острейшем политическом, социальном и культурном упадке, каковым оно было в IV и Vbb., когда под натиском варварских вторжений происходил крах Западной Римской империи. Между тем, с другой стороны, эгоцентрические и языческие идеологии не были в состоянии противостоять широкому распространению новой христианской этики, пронизывавшей собой юстиниановское законодательство. Однако именно поэтому усилия, направленные на выделение во времени различных юридических систем, следовавших друг за другом в разные периоды римской истории, оказываются чрезвычайно затруднены той особой чертой развития римской юридической системы, которая, до некоторой степени, делает из нее некий исторический ипкит. Вследствие особых свойств римского духа, столь крепко привязанного к традиции как в политической области, так и в юридической, религиозной, семейной сферах и столь чуждого всяким внезапным изменениям, все римское право, как публичное, так и частное, развивается без явных реформ и резких потрясений, постошно, нонеспешно идя путем внутренней эволюции. Не отказываясь от древних принципов, даже если они оказываются архаическими и не соответствующими новым социальным условиям, на основе этого древнего костяка выстраивается целая усложненная система отступлений, поправок, исключений, расширительных или ограничительных истолкований, однако в любом случае эволюционных и даже приспосабливающих древние учреждения к новым функциям. Так что древняя юридическая система, нашедшая свое типичное выражение в Законах XII таблиц (Leges XII tabularum), так никогда формально и не упразднялась, а потому этот древний составленный децемвирами кодекс мог еще в какой-то своей диспозиции цитироваться в качестве действующего права тем же самым Юстинианом. Но система эта постепенно обновлялась, уступая в своем практическом применении неотступным потребностям движения вперед. Среди различных последовательно выделяемых юридических систем проще всего поддающейся реконструкции оказывается та, что относится к эпохе Юстиниана. Получив отражение в Corpus iuris civilis, она явилась конечной точкой юридического развития античности и отправной точкой последовавшего распространения римского права вплоть до настоящего времени. Система эта, с одной стороны, скопила в себе всю сокровищницу римского опыта и подвела ей итог, а с другой стороны, заложила основания современного правопорядка. Поскольку, однако, научное изучение права может быть только историческим, невозможно не принимать во внимание те условия, в которых происходило развитие правопорядка, те причины, которые вызвали его возникновение и изменение. Поэтому следует в первую очередь обратиться, насколько это возможно (в самом деле, историческая реконструкция обусловлена в том, что касается ее результатов, теми свидетельствами, которыми мы располагаем, они же, очевидно, делаются тем более скудными, чем дальше мы отодвигаемся в глубь истории), к происхождению каждого института и проследить его развитие, по крайней мере в наиболее характерных чертах, на протяжении различных исторических периодов. Так что прежде чем взяться за рассмотрение отдельных институтов, необходимо набросать, пусть в наиболее беглой форме, схему различных исторических периодов римского права и основных факторов, определявших его развитие. Перед всяким историческим рассмотрением, а значит, и перед тем, которым заняты мы теперь, в первую очередь возникает проблема периодизации. Всякому известно, что любая периодизация не может не быть произвольной, так что очевидно, что она в состоянии засвидетельствовать ad libitum, как кому угодно, различные последовательности разделений или хронологических распределений, которые будут варьироваться в соответствии с исходной точкой зрения и принятыми критериями. Понятно также, что использование исторических дат в качестве разделяющих точек может иметь исключительно условный характер, ведь абсурдом была бы попытка утверждать, что в таком-то году данная историческая эпоха завершается либо начинается. Очевидно, даты имеют лишь ориентирующую ценность, как опорные точки, и потому лишь в этом смысле можно ими пользоваться. С учетом вышесказанного следует отметить, что достаточно распространенной периодизацией является разделение римской истории на четыре периода, называемые соответственно архаическим (754—367 до н.э.), предклассжеским (367—27 до н.э.), классическим (27 до н.э.— 284 н.э.) и послеклассическим (284—565 н.э.). Такая периодизация не вполне удовлетворительна с точки зрения прослеживания эволюции частного римского права. И потому, хотя иной раз в ходе изложения нами и будут употребляться термины, используемые в ней (архаический, предклассический, классический и послеклассический), мы все же считаем, что более подходящим, соответствующим нашим научным требованиям является разделение на периоды, основанное на последовательности великих кризисов и следовавших за ними внезапных трансформаций римского общества в экономической, нравственной и духовной сфере, в его обычаях, а также его представлениях о семье. В самом деле, именно этим великим кризисам и следовавшим за ними преобразованиям в жизни общества соответствует такое же число кризисов и преобразований юридической системы, развивающейся «как функция» от этой первой. Следуя такому распределению, мы можем выделить в ходе эволюции частного римского права три главнейших этапа. А) Первый этап. От основания Рима (754 до н.э.) до разрушения Карфагена и Коринфа (146 до н.э.) В этот период римский правопорядок имеет архаический и строго формалистический характер. Все право целиком основывается на обычаях предков (нравы предков, mores maiorum, неписаное право, ius поп scriptum), и единственная завершенная кодификация, Законы XII таблиц, не притязает на то, чтобы заменить mores maiorum, а ограничивается тем, что собирает и уточняет некоторые главнейшие нормы частного, публичного, уголовного и процессуального права. При интерпретации как законов, так и актов и сделок частных лиц, находившейся в безраздельной монополии коллегии понтификов, никто не задается вопросом о духе юридических норм или о воле субъектов. Придерживаются лишь буквального значения использованных слов. Ошибка в употреблении одного-единствен-ного слова используемой формулы лишает юридической силы совершенное действие или определяет проигрыш дела. Этот правопорядок, называемый «квиритским гражданским правом» (ius civile Quiritium), всецело проникнут требованиями устности и торжественности, но, впрочем, вполне достаточен применительно к запросам крошечной земледельческой общины, какой был на первых порах Рим, поскольку отмеченные неудобства оказывались устраненными или по крайней мере смягченными традиционной порядочностью {fides) архаических patres familias, которые были хорошо знакомы друг с другом и прибегали к немногочисленным формам, к тому же достаточно схематическим, деловых отношений (что, впрочем, происходило достаточно редко, поскольку они были экономически независимыми). Внутри всякой отдельной семьи какие-либо разногласия отсутствуют или же легко гасятся суверенной и абсолютной властью pater familias, в осуществление которым своих полномочий над домашними государство даже не вмешивается. Перед лицом этой власти все прочие члены семейной группы— сыновья, женщины, рабы— находятся на положении подвластных, лишенных личной и имущественной самостоятельности (§ 102). Лишь pater familias обладает абсолютным господством (dominium) над всеми вещами— как движимыми, так и недвижимыми, — образующими богатство группы. И господство это утрачивалось лишь со смертью pater familias в пользу того, кто являлся его преемником (heres, наследник), будучи назначенным правопорядком или самим же отцом (pater) посредством специального торжественного акта (testamentum, завещание). Кредитно-долговые отношения между patres familias вызывают на свет «обязательства», понимаемые как узы личного закабаления должника кредитором, узы, которые способны привести первого в тюрьму, ввергнуть его в рабство и, наконец, повести к убийству должника, не исполнившего обязательство. Б) Второй этап. От разрушения Карфагена и Коринфа (146 до н.э.) до прихода к власти Диоклетиана (284 н.э.). Квиритское гражданское право (iyls civile Quiritium), удовлетворявшее условиям примитивной римской земледельческой общины, становится совершенно неподходящим ввиду новых требований общественной жизни, возникших вследствие средиземноморской экспансии Города. И в самом деле, эта экспансия сопровождается одним из величайших социальных кризисов, какие только известны истории. Крошечная община земледельцев и пастухов стремительно превращается в центр и столицу обширнейшей политической организации народов, представляющих все расы, все языки и все культуры. На основе пролегающих по суше и по морю грандиозных путей сообщения формируются мощные встречные движения отлива, с которыми на столицу накатываются, чтобы потом распространиться отсюда во всех направлениях, великие потоки товаров и идей, переносятся с места на место философские и религиозные учения, обычаи и законы. Под ударами новых идей старинные идолы обрушиваются один за другим: изначальная спаянность семейного организма уходит в прошлое, обычаи становятся менее строгими, подрастает новое поколение молодых людей— искушенных и скептически настроенных, жадных до путешествий, приключений и богатств, недоверчивых в вопросах религии, склонных из любви к новизне поддаваться новым культам и суевериям. Однако, наряду с этими отрицательными следствиями, кризис последнего периода республики влечет за собой и другие, положительные, причем весьма важные. В итоге общество превращается из аграрного в товарное, расцветают промышленность и торговля, преобразуется строительное дело, распространяется высшая культура эллинистического мира. Перед лицом этих происшедших в социальной жизни Рима грандиозных изменений, которые, быть может, правильнее было бы назвать революцией, не могло оставаться безучастным и неподвижным также и право, которое, как сказано, наиболее достоверно и полно отражает требования общества. Но своеобразной чертой римского права является то (и это прежде всего необходимо принимать в расчет, чтобы понять, как шел процесс его исторического оформления), что развитие правопорядка в Риме происходит не посредством законодательных реформ, которых склонный в основе своей к традиционализму дух римского народа избегает. Развитие происходит почти неощутимо, в силу действия различных факторов, играющих в нем большую или меньшую роль. Дадим теперь их краткую характеристику. a) Ius honorarium («должностное», или преторское, право). На протяжении примерно первых двух столетий рассматриваемого здесь этапа претор (praetor, должность введена с 367 до н.э.) ежегодно издает при своем вступлении в должность эдикт (edictum). В нем он формулирует и обнародует программу, которой будет следовать при исполнении своей судебной функции (ius dicere, отправлять правосудие). Претор не является законодателем и потому не может, да и не желает изменять нормы ius civile («претор не может создавать правовые нормы», «praetor ius facere поп potest»). Однако, пользуясь данным ему imperium (верховная власть, используемая претором в объеме своих судебных функций для охраны общественного порядка, он наделен ею наравне с консулом1), претор останавливается в эдикте на следующих случаях: 1) недостаточно регулируемые ius civile, в связи с чем претор обе 2) не предусмотренные ius civile, в отношении которых он обещает 3) приводящие, при условии применения ius civile, к последствиям, которые воспринимаются новым общественным сознанием как несправедливые. Здесь претор, хотя и не заявляет об отмене нормы частного права, обещает поступать отличным от нее образом, с тем чтобы удовлетворить требованиям справедливости (fiequitas). Эти три задачи преторского права, ius praetorium (называемого также ius honorarium, так как должность магистрата именовалась honor — «ab honore magistratuum»), прекрасно обобщил юрист Папиниан (D. 1.1.7.1): Ius praetorium est quod praetores introduxerunt adiuvandi, vel supplendi, vel corrigendi iuris civilis gratia, propter utilitatem publicam («Преторское право— это право, которое введено преторами для общественной пользы, с тем чтобы усилить цивильное право, дополнить его или исправить»). Отдельные специальные средства, использовавшиеся претором, и конкретные результаты, которые им достигались, будут постепенно освещаться в различных частях нашего анализа (в особенности в § 79 и ел.). В настоящий момент важно отметить лишь то, что ius honorarium образует особый порядок, зачастую противоположный цивильному, законности которого он никогда не отрицает, за исключением того, что, когда они приходят друг с другом в столкновение, преторское право фактически подменяет цивильное в практическом применении. б) Ius gentium (право народов). Рядом с претором, о котором только что говорилось (городской претор, praetor urbanus), ок. 240г. до н.э. была учреждена вторая, аналогичная ему магистратура— претор по делам чужестранцев-перегринов (praetor peregrinus), на которого воз- 1 Консул— высшая публичная должность (магистратура) в римской республике, учрежденная после упразднения царской власти в 509 до н.э. Консулов было двое, они избирались народным собранием и ежегодно сменялись. Обладая высшей военной и администативной (включая судебную) властью— imperium, консул по широчайшему объему своих полномочий был подобен прежнему царю. Установление претуры означало институциональное выделение судебной власти и сведение консулата к исполнительной и военной власти. С установлением принципата (империи) консулат постепенно теряет политическое значение и сохраняется лишь по традиции: по имени консулов римляне еще в эпоху поздней империи называют год (так называемая эпонимная магистратура). лагалась судебная функция (iurisdictio) в связи с разногласиями, возникавшими между римскими гражданами и чужеземцами либо между чужеземцами различных национальностей. И действительно, в тяжбах между римскими гражданами и теми, кто не был гражданами, невозможно применять как римское право, поскольку оно распространяется исключительно на граждан (cives), так и право того, кто гражданином не являлся, как неприменимое к римлянину (принцип персональ-ности права). То же самое относится и к двум чужестранцам разной национальности (§ 101). В этих случаях praetor peregrinus основывает разбор тяжбы не на принципах, присущих отдельным национальным правовым системам, а на тех, которые являются общими для всех них, т.е. основаны на естественном разуме (naturalis ratio). А потому судья, расследуя спор исходя из установки, предложенной praetor peregrinus, будет решать его с учетом этих общих принципов и добросовестности сторон. Таким образом, из эдикта претора по делам чужестранцев возникает особый правопорядок, который, как основанный на принципах, общих для всех народов, стал называться ius gentium. Порядок этот, применявшийся поначалу к отношениям, возникавшим между римлянами и чужестранцами, довольно скоро благодаря большим преимуществам, которые он обеспечивал, проник и в сферу отношений между гражданами, cives. И правда, это был подвижный и гибкий правопорядок, приспособленный к необходимой для сделок срочности, полностью исключающий торжественные формы, основанный исключительно на добросовестности, так что его можно рассматривать как коммерческое (торговое) право римлян. В отличие от ius honorarium оно не вступает в противоречие с ius civile, но размещается бок о бок с ним, пока почти полностью им не поглощается. в) Senatus consulta (сенатусконсульты). Возникнув, как говорит само их название, в качестве решений сената, имеющих рекомендательный характер, они постепенно приобретают характеристики источника, порождающего юридические нормы. Юрист Гай причислил их к источникам права, поскольку в общем представлении они обладают тойже принудительной силой, что и закон, lex («имеет силу закона», «legis vicetn optinet»). Именно от сената исходят некоторые наиболее важные нововведения в области семейного и наследственного права. г) Постановления императоров. С постепенным признанием господствующего положения принцепса (princeps) над всеми прочими людьми граждане, cives, оказались вынуждены присвоить более высокий ранг изъявлениям его воли по юридическим вопросам (постановления императоров, constitutiones principis) в различных формах— edicta, rescripta, decreta и mandata. Поныне продолжается обсуждение того, играли ли такие волеизъявления (причем все без исключения) роль законодательных актов, но в любом случае никто не сомневается в том, что они обладали величайшей действенностью в качестве руководящих указаний и побуждений для всех нововведений в области права и таким образом являлись одним из главных приводных ремней обновления права. д) Практика cognitio extra ordinem (разбирательства в экстраорди е) Влияние юриспруденции. Однако все до сих пор перечисленные В своем тонком и глубоком исследовании бесчисленных конкретных практических или теоретических случаев римские юристы приходят к всесторонней разработке системы права. Метод, которым они при этом главным образом пользуются, есть interpretatio iuris (истолкование права), особая деятельность, значительно отличающаяся от истолкования права, выполняемого современным юристом. Ныне деятельность истолкователя ограничивается точным пониманием содержания и значения нормы и последующим ее применением к конкретному случаю. В римском же мире, напротив того, interpretari, истолковать, в некоторых случаях означало буквально создать право. И верно, наряду с довольно скудным числом случаев, для которых можно было сослаться на писаную норму, случаев, в отношении которых римский юрист осуществлял ту же деятельность, что и современный истолкователь, имелся целый ряд других случаев, довольно многочисленных, которые за отсутствием писаной нормы необходимо было подвести под юридическую регламентацию, привлекая обычай. Применительно к этим случаям римский юрист, глубокий знаток обычаев, mores, должен был самостоятельно извлечь из них и создать юридическую норму, включить ее в систему, вывести из нее все возможные теоретические и практические следствия. Булыиая часть наиболее важных римских правовых институтов обязана своим возникновением именно такой научной и творческой разработке средствами юриспруденции. Однако юриспруденция играла важнейшую роль в развитии римского права на этом втором этапе его истории не только тогда, когда занималась истолкованием в этом только что очерченном смысле, но и тогда, когда требовалось толкование в современном значении этого слова. В самом деле, хотя на первом этапе истории римского права интерпретация законов и юридических действий была, как сказано, строго буквальной, теперь, на втором этапе, юриспруденция принимает на вооружение новые критерии истолкования, в том числе под влиянием методов, ввезенных в Рим из греческих риторических школ. Всякий раз, как жесткое следование букве, verba, законов или действий частных лиц угрожает возникновением несправедливости, что будет находиться в явном противоречии с духом закона, mens legis, или же с волей, voluntas, частного деятеля (лица), юриспруденция классической эпохи оказывается в состоянии должным образом учесть mens и voluntas, давая им возможность, где это необходимо, возобладать над verba. Усилия направлены теперь на создание новой системы, принимающей в учет справедливость, которая становится высшей целью права, так что Цельс, великий юрист периода классики, имел основания определить право как «ars boni et aequi» («наука о добром и справедливом»). Таким образом, древнее да civile, оставаясь формально действительным, в силу различных известных нам теперь факторов ежечасно смягчается, парализуется, подрывается в буквальном своем применении новыми принципами, чтобы оставаться теоретическим отправным пунктом, в действительности не применяемым, всякого отдельного решения. Эти разные эволюционные формы на деле пересоздали римское право заново, они дали жизнь новому праву - ius novum, справедливому и всеобщему, способному управлять космополитическим обществом великой империи. Дается послабление в жесткости применения торжественных формул, а также последствий, которые они за собой влекут; большее значение уделяется, по сравнению с verba, animus (духу, намерениям) сторон и mens автора завещания. Несокрушимое представление о власти pater familias над всеми членами семейства (власть— potestas, manus) оказывается смягченным Утверждается преобладание действительного родства, основанного на кровных узах (cognatio), над родством чисто юридическим (adgnatio). Преобразуется понятие об имущественных отношениях между супругами. Опека из vis ас potestas (власть) над опекаемым, какой она была первоначально, становится обязанностью защиты (долг). Защищено положение рабов, отпущенных на свободу без соблюдения торжественных форм. Возникают, наряду с древним порядком квиритской частной собственности (ныне, имея в виду общественные и частные интересы, различными способами ограниченной), новые, более современные типы собственности (преторская собственность, провинциальная собственность). Вводятся новые, более гибкие формы возникновения земельных сервитутов и узуфрукта. В отношении материального удержания имущества подвергается разработке и особо выделяется animus, т.е. намерение, владельца. Допускается существование новых (преторских) типов обязательств, аналогичных признаваемым ius civile, и новых цивильных оснований их возникновения (различные виды оснований, variae causarum flgurae). Признана возможность прекращения обязательства посредством простого договора, между тем как раньше обязательство могло быть прекращено лишь способами, предусмотренными ius civile. Начинают использоваться новые формы договоров, произведенные на свет ius gentium, которые совершаются, в отсутствие любых других требований, по простому соглашению сторон. Формулируется теория, в соответствии с которой договор, conventio, является основой всех сделок гражданского оборота, даже архаической и малоподвижной стипуляции (stipulatio). Допускается, что юридические действия могут исполняться ради других лиц и от их имени (прямое представительство). Снижается жесткость требований, предъявляемых ius civile к форме и содержанию завещания. По преторскому эдикту к наследству призываются иные лица, чем те, что призывались — в отсутствие завещания— согласноXII таблицам. Постепенно, наряду с легатом (legation), обставляемым торжественными формальностями завещательным отказом в соответствии с ius civile, начинают признаваться новые типы завещательных отказов (фидеикомиссы). А поверх всех этих нововведений повсюду стал распространяться общий дух справедливости: то было новое и универсальное право, которое, согласно эдикту Каракаллы от 212г., распространилось на все народы римского мира. В) Третий этап. От Диоклетиана (284 н.э.) до Юстиниана (565 н.э.). В послеклассическую эпоху осуществляется процесс упрощения и унификации различных классических правопорядков, развившихся к этому времени и друг друга перекрывавших. Нет сомнения в том, что римские юристы довершили бы это (имеются и примеры того, что последние юристы приступали к соответствующей деятельности), если бы исторические пертурбации не положили всему конец. То, что могло бы явиться результатом кодификации, предпринятой лишь позднее, в VIb. н.э., было начато судебной практикой IV и Vbb. Исчезли классические магистраты, которых заменило равное им число имперских чиновников, чьи полномочия исходили непосредственно от императора. Вследствие этого исчезло также жогйо iudiciorum privatorum, и новый государственный судья, в присутствии которого разворачиваются теперь все тяжбы, разрешает разногласия, прилагая к ним более справедливые принципы, также упрочившиеся еще в классическую эпоху. Но государственный судья оставляет теперь позади всю ту процессуальную технику (продиктованную основанным на эдикте противопоставлением преторских средств ius civile), к которой был вынужден прибегать претор из-за своего положения по конституции. Так в практике cognitiones extra ordinem происходит слияние разных классических правопорядков, в первую очередымх civile с ius honorarium, их объединение в единый правопорядок, с естественным преобладанием на стороне принципов, введенных преторским правом. В науке это новое право, порожденное судебной практикой и деловым оборотом, фигурирует как «вульгарное римское право». Однако на преобразование, которому подверглось право в после-классическую эпоху, повлияли и другие факторы, несомненно сыгравшие важную роль. С одной стороны, следует рассмотреть влияние провинциальных правовых систем (в первую очередь греческих) вслед за знаменитым эдиктом, изданным в 212г. императором Антонином Каракаллой, по которому гражданство было распространено на всех обитателей империи. Это дарование гражданства, преодолев принцип персонального права, буквально на другой день сделало применение римского права обязательным по всей территории империи. Неизбежна была реакция в отношении «официального» права со стороны местных правовых систем, действовавших до этого, с последовавшим проникновением в него многочисленных принципов восточного права. С другой стороны, следует учесть влияние новой, христианской этики, которая в борьбе с индивидуализмом и жестким применением классического права направляет юридическую систему к новым идеалам гуманизма, милосердия и любви к ближнему. Тем не менее ни в одном из этих факторов не следует усматривать решающий момент, так что невозможно полагать обоснованными те научные воззрения, которые, ограничиваясь рассмотрением то одного, то другого, толкуют то о «римско-эллинистическом» праве, то о праве «римско-христианском».
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |