Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства выразительности




Разнообразие применяемых в рисунке материалов и способов их использования. Комбинирование материалов в рисунке. Необычайное богатство изобразительных приемов и разновидностей рисунка. Монохромные и подцвеченные рисунки. Пастель, тушь и т.д. – средства создания рисунка. Выполнение рисунков разными материалами в различных графических техниках

Линия - это условное средство изображения, изобретенное человеком в отдаленные доисторические времена, в самом начале зарождения изобразительного искусства. Ею пользуются и по сей день, как основным средством исполнения рисунка.
Линии бывают разные. Линия, или след на бумаге, оставляемый острием карандаша или рейсфедера с тушью, движение которого направляется каким-либо чертежным инструментом (линейкой, лекалом или циркулем и т. д.), называется «чертежной» линией. На всем своем протяжении она одинакова по ширине. Это считается ее достоинством. Но в наброске такая линия непригодна -- она суха, безжизненна и поэтому невыразительна.

Штриховая линия, или штрих, появляется на поверхности бумаги как результат движения руки, держащей карандаш или ручку с пером, кисть или другое приспособление, которым красящее вещество наносится на бумагу.
В зависимости от разнообразного касания поверхности бумаги всей или частью боковой поверхности заточенного стержня карандаша или разнообразного по силе нажима пера с тушью, осуществляемого движением руки, остающийся след изменяет свои качества, становится темным или светлым, мягким или жестким.
К тому же штриховая линия может быть длинной, короткой, широкой и в своем движении способна по желанию рисующего постепенно, и плавно переходить в тонкую, едва заметную. Пластические качества динамической штриховой линии при умелом и обдуманном пользовании открывают много художественно-творческих и технических возможностей.
В штриховом наброске (как и в линейном) нанесение контура является первоочередным делом, и штриховая линия также при этом способна выполнять несколько функций.
Именно здесь, при нанесении контура, прежде всего, оказываются богатые возможности штриха как графического средства, позволяющего сразу же придавать изображению некоторые объемно-пространственные качества. Штриховая линия, способная изменяться по своей ширине и силе звучания красящего вещества, позволяет передавать их уже в самом контуре.
Контур принадлежит форме и представляет собой изменение степени освещенности поверхностей формы, уходящих в перспективу, наблюдаемое в местах касания с фоном.
Акцентированный, исполненный уверенным движением штриховой контур может быть весьма динамичным и выразительным.
Хотя линейный и штриховой контуры фактически одинаково плоско лежат на поверхности бумаги, контур, исполненный штриховой линией, обладает такими пространственными свойствами, которые позволяют сразу же намечать и некоторые объемные признаки формы.
Это преимущество штрихового контура сказывается при исполнении набросков с рельефного орнамента, с различных растительных форм и с некоторых других объектов, но особенно с такой натуры, как животное и человек.

Необходимость применения пятна в качестве графического средства при исполнении набросков и зарисовок возникает главным образом при решении следующих задач:

1. при выявлении или подчеркивании объемности формы натуры;

2. для передачи ее освещенности;

3. при желании показать cилу тона, окраску формы, а также фактуру ее поверхности;

4. с целью передачи глубины пространства, окружающего форму (фон).
Тональное пятно создается внутри контура параллельными или перекрещивающимися линиями (или штрихами).
В этом случае на силу пятна воздействует ширина линий или штрихов и светлых промежутков, остающихся между ними, которые должны соответствовать размеру исполняемого рисунка.
Тональное пятно на бумаге может быть создано и другими средствами, причем сила и звучание его в значительной мере зависят от особенностей и свойств графического материала, которым исполняется набросок, а также от техники нанесения этого материала на бумагу.
При использовании для наброска так называемых «сухих» материалов (мягкие графитные и угольные карандаши, обыкновенный и прессованный уголь, «соус») пятно нужной силы может быть создано жесткой кистью, растушевкой и даже просто пальцем. Такие материалы, как чернила и тушь, в готовом виде или разведенные водой наносятся на бумагу мягкой или жесткой кистью.
В некоторых случаях пятно может быть нанесено в начале работы, сразу, а затем уже по натуре уточняется контур изображаемой формы. Нередко в работе над набросками применяются сразу все графические средства: линия, штрих и пятно или в комбинациях: линия и тон и др.

Точка это еще одно выразительное средство графики. Точка структурный элемент точечной техники. Множась по поверхности она образует графическое пятно. Форма точки зависит от инструмента, которым она наносится на плоскость.
Точка в еще большей степени предоставляет возможность выражения пространства, но с непосредственно средовыми свойствами. Так же как и штрих, точка позволяет передавать тональное разнообразие графики, но обладает специфическими качествами фактуры. Однако в отличие от линии, совершенно лишена каких-либо признаков эмоциональной экспрессии в своем выражении. Это скорей безличностное и очень технологичное графическое средство.

 

Пропорции и их значение в рисунке. Композиция рисунка

Пропорция - (от лат. proportio — соотношение, соразмерность). Соотношение частей к целому и соотношение их между собой.

Пропорции (лат. proportio — соразмерность) — соразмерность всех частей художественного произведения или архитектурного сооружения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым.

 

Конструкция (лат. constructio — оставление, построение) — строение, взаимное расположение частей предмета, структура его формы.

 

Красота предмета образуется пропорциями, становясь строгой соразмерностью, гармонией всех частей, такой, что ни прибавить, ни убавить ничего нельзя, и все детали, части должны взаимно соответствовать друг другу.

 

Итак, в окружающем нас мире все предметы характеризуются не только конструктивным строением, но и размерами. Возьмем, например, садовую лейку — предмет сложной комбинированной формы с неполной симметрией частей (рис. 13). При рисовании лейки с натуры важно увидеть, что две ее части — трубка и ручка — расположены в одной вертикальной плоскости, проходящей через ось симметрии цилиндрического корпуса, и тогда в зависимости от поворота модели не будет допущена ошибка при построении изображения. Одновременно рисовальщик обязан следить за соотношением основных величин предмета — его высотой и шириной, определяя их на глаз.

 

Натурные постановки из двух и более предметов заставляют рисовальщика учитывать пропорциональные отношения между ними. Например, при рисовании с натуры цветущих комнатных растений (возьмем кактус опунция и бегонию крупнолистную) из-за различных размеров внимание рисующего непременно сосредоточивается на их соотношениях, а при построении рисунка — на своеобразной композиционно-пластической и конструктивной выразительности. На этой основе образуются представления о натуре, организовываются в изображении ее объемно-пространственные свойства, пропорциональность, пластичность.

 

Грамотный рисунок — это прежде всего изображение пропорций предмета. Но это не значит, что предмет надо непременно рисовать в натуральную величину. Это невозможно, если принять во внимание наше зрительное восприятие, и не нужно, если учитывать расстояние от вашего места до натуры. Иное дело, что размеры предмета выдержаны в пропорциях, а также по отношению к окружающей среде и в любом уменьшенном виде выглядят правдиво. Следовательно, здесь все зависит от выбранного вами масштаба изображения. Это касается также и установления размеров отдельных частей предмета по отношению к общим массам.

 

Таким образом, выдержать пропорции в рисунке — значит добиться соотношения величин всех частей предмета к целому в пределах формата и выбранного масштаба изображения.

 

Но пропорции есть не только в соотношении величин предмета. В каждом светотеневом рисунке нужно передать еще и пропорциональные натуре отношения в тоне. Известно, что правдивого изображения натурной постановки рисовальщик достигает на основе передачи как раз взаимных отношений по светлоте. Вы уже знаете, что самая светлая на предмете в натуре часть или точка во много раз светлее самой белой бумаги, не говоря уже о карандаше, не способном проложить темного пятна, адекватного пятну в натуре. Что же должен делать в этом случае рисовальщик? Правдивости в тоне добиваются выдержанностью в рисунке тонального масштаба.

 

Пропорциональных натуре отношений достигают благодаря учету белизны бумаги и кроющей силе карандаша. А за основу таких отношений берут, например, блик и самое темное пятно в тени, сравнивая в рисунке с ними все остальные градации светотени. Умелое владение тоном завершает правдивую передачу натурной постановки.

 

При изложении понятия о пропорциях предметов нужно подробнее остановиться на так называемом «золотом сечении». Сведения о нем восходят ко времени расцвета античной культуры и упоминаются в трудах великих древнегреческих мыслителей Пифагора, Платона, Евклида. До сих пор считается, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход в VI в. до н.э. философ и математик Пифагор, позаимствовавший, вероятно, знание его у египтян и вавилонян, широко применявших это красивое пропорциональное соотношение величин при создании пирамид, храмов, рельефов, пальметок. Волею судьбы Пифагор посетил землю фараонов, где увидел нечто его глубоко поразившее, затем был пленен персами, от которых попал в Вавилон. Тамошние жрецы помогли любознательному греку изучить теорию чисел, музыку, философию. Вернувшись в зрелом возрасте на родину, Пифагор основал в городе Кротоне общество математиков и философов, занимавшихся не только геометрией и наукой мудрости, но и теорией музыки. Пифагор открыл знаменитое математическое соотношение: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

 

Если Пифагор позаимствовал золотую пропорцию у египтян, то последние, вероятно, переняли ее у более древних предшественников, о которых мы уже, к сожалению, никогда не узнаем. Древний мир загадочен, и вот новые доказательства этого: при археологических раскопках палеолитической стоянки на реке Ангаре в Сибири была найдена пластинка из бивня мамонта с рисунком-календарем на ее поверхности. Удивляют размеры пластинки (13,6*8,2 см), с точностью до 1 мм отвечающие золотой пропорции. Возможно это случайность, но впечатляющая. Как тут не подумать о том, что законы красоты — в соизмеримости формы: эта пластинка для человека эпохи позднего каменного века только в таком соотношении сторон была приемлемой. Наш далекий предок, конечно, не мог знать о закономерностях зрительного восприятия и эмоционального воздействия вещи. Интуитивное познание мира привело человека, жившего 15 тысяч лет назад, к неожиданному для современной науки результату. Почему же тогда подобные пропорции выдерживались в разных других предметах и изображениях, найденных археологами?

 

Например, пропорции «золотого сечения» обнаружены в некоторых первобытных фресках пещер Франции, Испании и Швейцарии, в наскальных рисунках близ села Шишкино на реке Лене. Все это было бы странным, если бы не оказалось закономерным: наблюдательность человека подсказала ему эту пропорцию на основе природных проявлений данного соотношения. Поистине «божественная» назвал эту пропорцию современник великого Леонардо да Винчи монах-математик Лука Пачоли. И вообще, вся история учения о пропорциях связана с поисками теории гармонии и красоты. Античная эстетика и эстетика Ренессанса искали законы красоты в соотношениях отдельных частей и целого. Эти соотношения в формах предметов дают симметрия и золотая пропорция. Пропорции золотого сечения» и симметрия позволяют бесконечно разнообразить композиционные построения в произведениях искусства всех родов и видов.

Визирование. Это делается так: берем произвольный измеритель (чаще всего это карандаш или древко кисти) таким образом чтобы он был свободным концом визуально совмещен с одним краем измеряемого предмета, а другой край этого предмета отмечаем большим пальцем.

При этом обязательно надо соблюдать два условия:

1. Расстояние от глаза до измерителя должно быть всегда одинаково.

Для этого измеритель держат всегда на вытянутой руке.

2. Измеритель должен быть всегда перпендикулярен лучу зрения.

Для этого нижний его конец подпирается мизинцем.

Итак, совмещаем концы измерителя с горизонтальными габаритами постановки. Полученный размер укладываем в вертикальном габаритном размере постановки (всегда меньшее укладываем в большем). Сначала один раз от крайней нижней точки вверх, затем, мысленно отметив уровень верхнего конца измерителя, вверх от этого уровня.

 

Давайте рассмотрим несколько примеров выполнения композиции натюрморта.

Примеры построения композиции рисунка

Даже об одном предмете можно рассказать по-разному: изобразить его крупно на первом плане, показать средний план или нарисовать этот предмет мелко на дальнем плане. Выбор размера изображения на листе и количества необходимых планов для построения композиции зависит от замысла художника.

Формат листа у рисунков натюрмортов на этой странице одинаковый, а вот впечатление возникает самое разное. Это происходит потому, что композиция каждого натюрморта имеет четкую структуру. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций, которые построены на основе разных фигур, но с использованием симметрии. Асимметричное и диагональное размещение предметов передают движение, беспокойство, неуравновешенность частей композиции.

Примеры композиционного расположения предметов в натюрморте

Основные сведения о законах перспективы. Основные сведения о законах воздушной перспективы

 

Построение перспективы квадрата. Построение перспективы окружности

 

Перспектива квадрата.Первое положение —фронтальное. Для построения квадрата в этом положении, когда его стороны парал­лельны линии горизонта, находящейся на уровне глаз рисующего, необходимо определить центральную точку схода. В зависимости от положения квадрата выше или ниже линии горизонта две стороны уходят в глубину сверху вниз или снизу вверх, а две другие остаются параллельными картинной плоскости. В целом рисунок сокраща­ющихся сторон квадрата в этом случае будет походить на трапецию

 

 

Во втором положении плос­кость квадрата—под случайным углом. Стороны квадрата, уходящие в глубину, направлены не в главную точку схода Р, а в точки схода, расположенные по правую и левую стороны от нее. Квадрат в перс­пективе приобретет вид непра­вильного четырехугольника—ром­ба (рис. 15, б).

 

Перспектива круга. Круг в пер­спективе имеет вид эллипса (рис. 16). Чем ближе к горизонту, тем эллипс кажется уже, а на горизонте он сливается с ним в одну линию (см. рис. 16).

Окружность хорошо вписывает­ся в квадрат. В случае надобности вначале строят квадрат в перс­пективе, а затем вписывают эллипс.

 

 

 

В перспективе нужно проследить, чтобы передняя половина окружности была больше, а задняя меньше. Прорисовывайте эллипс старатель­но, заботясь о плавном переходе линии от передней к задней половинам окружности, чтобы при этом не образовывался острыйугол.

 
 

Конструктивное линейное построение куба

Рассмотрим пример, когда куб расположен ниже линии горизонта, а левая и правая боковые грани его не кажутся равными по ширине (рис. 10).

Учиться перспективному построению объемного граненого предмета на лис­те бумаги наиболее наглядно на примере куба, так как у него в натуре все грани и ребра одинаковые.

Рисованию любого предмета пред­шествует изучение его конструкции и расположения в пространстве. В данном случае необходимо понять соотношение видимых размеров граней и ребер куба, определить, какая из вертикальных гра­ней открыта больше, какая меньше.

Грани куба представляют основу (кар­кас) всей его конструкции, поэтому с них следует начинать построение. Чтобы построить перспективу составляющих куб плоскостей, надо начинать рисовать с ближнего плана, с ближайшего вертикального ребра. Высота куба намечается произвольно, но согласовывается с фор­матом листа бумаги. От нижнего и верхнего концов этого вертикального ребра проводят направ­ления нижних и верхних горизонтальных ребер, предварительно определив углы наклона этих ребер в натуре. У куба, ко­торый расположен целиком ниже линии горизонта, угол наклона нижних гори­зонтальных ребер будет больше, чем верхних, причем у большей (более от­крытой) видимой вертикальной грани угол наклона уходящих горизонтальных ребер будет меньше и, наоборот, у меньшей грани—больше.

Рис. 8. Рисование прямоугольника в вертикальном положении

Рис. 9. Рисование прямоугольника

в горизонтальном положении

 


Рис.10. Перспективное направление горизонтальных линий куба

 

 

Горизонталь­ные параллельные ребра сходятся в точ­ках, лежащих на линии горизонта слева и справа от рисунка (точки схода ТС), в данном случае далеко за пределами листа бумаги. Важно в данном случае, чтобы на рисунке было заметно, что параллельные в натуре ребра, если мыс­ленно продолжить их, сойдутся на линии горизонта.

 

Определив направление нижних и верхних горизонтальных ребер, прово­дят два крайних вертикальных ребра левой и правой граней куба и таким образом намечают видимую высоту вер­тикальных граней. При этом необходимо следить за взаимными пропорциями ширины этих граней и высотой ближай­шего вертикального ребра. От правиль­ного построения углов наклона горизон­тальных ребер куба и соблюдения про­порций видимых размеров граней зави­сит правильность дальнейшего изобра­жения.

 

При построении простейших гео­метрических тел, обучаясь изобрази­тельной грамоте, следует изображать не только видимые его стороны, но и не­видимые. Без понимания всей конструк­ции в целом изображаемые предметы будут выглядеть не логически построен­ными, а срисованными. Поэтому сам характер рисунка — линейно-конструк­тивный — говорит о том, что понимание построения объемной формы, его кон­структивных особенностей проводится с помощью линий, а сам предмет в таком случае воспринимается в рисунке как будто насквозь просвечивающимся.

 

Замкнув ребрами две видимые вер­тикальные грани, строят верхнее и ниж­нее основания куба. Все горизонтальные ребра, идущие в одном направлении,должны на рисунке сходиться (при их продолжении) в одной и той же точке схода, лежащей на линии горизонта. Необходимо при этом также следить за шириной (разворотом) верхнего и ниж­него оснований. Рисовальщик, выполнив несколько рисунков одного и того же куба в различных положениях по отно­шению и к линии горизонта, и располо­жению просматриваемых граней (левой и правой), убеждается, что чем ближе к линии горизонта, тем более сплюсну­той будет горизонтальная плоскость куба, чем дальше — тем более расплас­танной (см. рис. 10). При этом в каждом отдельном случае необходимо опреде­лять пропорции граней, наклоны ребер и точки их схода на линии горизонта. Все внимание рисовальщика должно направляться не на очертание куба, а на всю форму в целом, на перспективу составляющих его плоскостей (рис. 11).

 

Последовательность построения куба может быть и несколько иной. Чтобы построить дом, надо сначала определить на площадке место для него и, исходя из размеров будущего дома, разметить на земле его план. После выкладывания фундамента начинают возводить снизу вверх стены, затем доходит очередь и до крыши. Так и в рисунке: всякую стоящую или лежащую на горизонтальной плос­кости геометрическую форму надо начи­нать строить с ее плана (основания). В данном случае площадкой (опорой) будет служить горизонтальная плос­кость, уходящая в глубину от нижнего края картинной плоскости до линии горизонта, которую необходимо сразу же наметить на листе или за которую можно принять верхний срез листа бума­ги. Планом для построения куба будет служить квадрат, лежащий в его основа­нии, но находящийся в перспективном сокращении.

 

Педагог объясняет, как следует выпол­нить предварительную общую наметку всего будущего рисунка, на месте кото­рой и будет производиться дальнейшее построение.

 

Первоначальную наметку и все по­строение ведут легкими штрихами карандаша, так как неверно проводимые линии придется стирать резинкой, воз­можно, и не один раз, а поверхность бумаги от частого стирания теряет свои качества.

 

 

 

Рис.11. Перспективное направление горизонтальных линий плоскостей куба при различном положении боковых граней к рисующему

Рис. 12. Последовательность рисования куба




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.