КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрольно-измерительные материалы 1 страница
.
Построение всегда начинают от ближайшей к нам точки — в данном случае от угла квадрата основания куба. Для этого сначала определяют направление двух ближайших сторон квадрата основания куба при помощи углов а и б (рис. 12,а), которые эти стороны составляют с горизонталью, и продлевают эти линии до пересечения с линией горизонта, где в натуре будут точки схода (ТС). Затем правильно определяют размеры этих сторон по отношению к высоте переднего ребра куба по наметке и откладывают полученные отрезки по проведенным к точке схода линиям, начиная от ближайшего угла квадрата. Через концы отрезков проводят линии на точки схода. В пересечении нанесенных перспективных линий и будет лежать квадрат — основание куба (рис. 12,6). Второй этап рисования куба заключается в следующем. Через вершины углов лежащего квадрата проводят вертикальные линии и соединяют верхний конец ближайшего к нам переднего ребра куба с точками схода, при этом засекают верхние концы остальных трех ребер куба, чем и заканчивается построение куба (рис. 12,в). Усвоив построение куба, расположенного под линией горизонта, педагог объясняет рисующим способы построения куба, лежащего в разных положениях по отношению к рисующему, а также ниже и выше линии горизонта. Чтобы закончить рисунок, необходимо усилить линии ребер куба, оставив на рисунке из числа вспомогательных линий только те, которые направлены к точкам схода, а также линию горизонта. Оставленные вспомогательные линии дают возможность проверить правильность перспективного построения (см. рис. 1 0). Это обязательно для учебного рисунка начинающего рисовальщика. Усиление рисунка куба производится постепенно смягчающимися, как бы уходящими в глубину линиями, так как то, что находится дальше от рисующего, должно быть мягче, чем то, что находится на первом плане. Этот прием создает впечатление большей глубины, а рисунок делает более выразительным. Проверять рисунок нужно, не сходя со своего рабочего места, чтобы не изменить точки зрения на модель. Для этого отставляют мольберт с рисунком ближе к постановке, чтобы иметь возможность сравнить сделанное в рисунке с натурной моделью, быстро переводят взгляд с рисунка на модель и обратно. Если обнаружится ошибка, ее следует тут же исправить. Конструктивное линейное построение цилиндра Рисование цилиндра в вертикальном и горизонтальном положениях.В начале работы надо определить положение цилиндра по отношению к линии горизонта и его пропорции, т. е. отношение ширины ци-
линдра к высоте. На середине листа проводим вертикальную осевую линию, которая позволит сохранить вертикальное положение цилиндра, а также поможет сделать его симметричным (рис. 11). На этой линии произвольно намечаем высоту цилиндра, отметив основание и верхнюю часть предмета. Затем намечаем ширину нижнего и верхнего оснований цилиндра и боковые вертикальные стороны его. Далее на горизонтальных линиях, проходящих через основания цилиндра, строим большие и малые оси эллипсов. Величина большой оси эллипса равна диаметру оснований цилиндра. Величина малой оси будет зависеть от удаления окружности основания от линии горизонта. Большие оси эллипсов всегда рисуют под прямым углом к оси цилиндра. Когда размеры каждого основания определены, рисуем окружности оснований в виде эллипсов. Боковые стороны у вертикального цилиндра параллельны вертикальной оси, большие оси эллипсов оснований равны, а малые оси эллипсов разные, так как верхнее основание ближе к линии горизонта, и эллипс его развернут меньше, чем нижний. Несмотря на то что нижнего основания цилиндра полностью не видно, для правильного конструктивного построения и соблюдения симметрии необходимо эллипс нижнего основания рисовать «насквозь». При рисовании цилиндра в горизонтальном и наклонном положениях следует помнить, что большие оси эллипса всегда направлены перпендикулярно к центральной осевой линии цилиндра, поэтому в первую очередь необходимо правильно наметить направление оси цилиндра на листе бумаги, после чего строить эллипсы основания. Так как боковые стороны цилиндра направляются в точки схода и ближнее основание развернуто меньше дальнего, то эллипсы оснований будут разными как по высоте, так и по щирине. На рис. 12 изображены кувшины в различных положениях: стоя и лежа в разных поворотах. Во всех случаях большие оси эллипсов оснований перпендикулярны центральной оси кувшина. При изображении таких сосудов, как показано на рис. 12,а, необходимо обращать внимание на то, как у них соединено цилиндрическое горлышко с шаровой формой корпуса кувшина. Так как мы смотрим на кувшин несколько сверху, то верхняя цилиндрическая часть закрывает нижнюю шаровую. Надо найти на шаровой форме то место, куда присоединяется нижняя часть цилиндра. Неопытные рисовальщики, не думая о конструкции предмета, соединяют контур шаровой поверхности с нижним основанием цилиндра (рис. 12,6). Такой рисунок не будет объемным. Если закрыть верхнее основание, рисунок будет восприниматься только как половина кувшина. Надо следить за тем, чтобы концы большей оси эллипса нижнего основания цилиндра не соединялись с контуром шаровой части кувшина. Чтобы поставить эти две составные части кувшина одну на другую, надо полностью построить шаровую часть, затем, учитывая точки зрения сверху, построить на шаре окружность пересечения с цилиндром. В этом случае концы большой оси эллипса нижнего основания цилиндрической части не попадут на контур шаровой поверхности. При рисовании предметов цилиндрической формы иногда встречаются трудности в рисовании прикрепленных к ним различных мелких деталей: ручек, горлышек и т. п. Чтобы справиться с такими задачами, нужно пользоваться секущими плоскостями. Так, например, если провести плоскость, проходящую через носик, ручку и воображаемую ось чайника или кастрюли, то линии пересечения этой плоскости со стенками сосудов дадут возможность конструктивно точно присоединить эти детали к их боковой форме (рис. 12,в). Такой прием конструктивного построения пригодится при рисовании более сложных предметов. Построение многогранных призм и пирамид значительно упрощается, если делать построение многоугольников с оснований, вписанных в окружность. Начинать рисовать многоугольник надо с построения перспективы окружности, в которую вписывается этот многоугольник. Это будет эллипс с осями соответствующих пропорций. Наблюдая в натуре взаимное расположение вершин углов, засекаем на эллипсе углы многоугольника. При рисовании с натуры пропорции предметов всегда можно проверить способом визирования. Делается это так: прижимаем карандаш безымянным и средним пальцами к ладони, а большой палец оставляем свободным. Большой палец движется вдоль карандаша и служит для отметки на нем нужного размера (рис.. 13). Карандаш в зависимости от положения измеряемого предмета может наклонятьсяи вправо и влево, но при этом он всегда должен быть в вертикальной плоскости, перпендикулярной к лучу зрения. Промеры нужно делать обязательно на предельно вытянутой руке. Без соблюдения этих условийизмерения будут ошибочны.
Измерив, например, ширину предмета, переносим карандаш (с отметкой большим пальцем) на высоту предмета и сравниваем: во сколько раз ширина укладывается в высоте (или во сколько раз первый предмет больше или меньше другого). Это отношение размеров должно быть передано на рисунке.
Способом визирования нельзя злоупотреблять, так как он тормозит развитие глазомера. Измерения, проводимые на глаз, могут быть точнее измерений визирования, если только в результате систематических упражнений хорошо развит глазомер. 2. Взаимное расположение предметов, движение фигуры, направление любой формы легче определять в натуре и строить на бумаге с помощью вертикали и горизонтали. Вертикальные и горизонтальные направления чувствуются нами лучше других. По ним легче определить множество других направлений. Рисуя, например, человеческую фигуру, по вертикально поставленному на вытянутой руке карандашу можно определить положение пятки ноги относительно головы или рук и решить вопрос, находятся ли эти части тела одна над другой или же сдвинуты одна относительно другой (рис. 14). Выяснение расположения частей предмета относительно горизонтали производится по горизонтально расположенному карандашу. Карандаш можно поднимать выше, опускать ниже и наблюдать, какие части модели располагаются в перспективе ниже других. Таким образом, проверяем, уточняем высоту отдельных точек и наклоны линий модели (рис. 15). Непременным условием правильности проверки является перпендикулярное положение карандаша относительно луча зрения. Проверку по вертикали и горизонтали полезно проводить только в начальной стадии рисунка. В дальнейшей работе эта проверка пропорций и взаимного расположения предметов может осуществляться и другими вспомогательными линиями. С помощью длинного карандаша (спиц или линейки) можно проверить правильность построения (перспективных углов, пропорций граней, взаимного местоположения предметов), если держать его на вытянутой руке вертикально, горизонтально или под углом по направлению перспективы ребер. Например, местоположение основания конуса по отношению к ширине верхнего основания куба можно проверить, держа карандаш по вертикали (рис. 43). В натуре эта вертикаль отсекает затененную грань куба посередине, на нашем рисунке это может оказаться не так. Находим ошибку и исправляем ее. Если продолжить левую сторону конуса (лучше с помощью карандаша), она едва коснется круглого основания цилиндра, наш рисунок и здесь может быть неточен. Проводя горизонтальную линию через вазочку, можно определить ее высоту по отношению к высоте конуса. Можно проследить также, куда упрутся обе стороны цилиндра, если их продолжить. В натуре передняя грань куба не совпадает с центром конуса, а на нашем рисунке может оказаться в самом центре — так находим еще одну ошибку в своем рисунке. Проведем теперь горизонтально расположенный карандаш через основание куба в натуре и посмотрим, насколько ниже пройдет эта линия от основания цилиндра. На нашем рисунке оба эти основания лежат почти на одной горизонтали. В натуре это, возможно, не так. Все, что в натуре дальше,— на рисунке расположено выше, и наоборот.
Средства выявления формы. Светотень и её закономерности
Технические приемы значительно расширяют художественные возможности рисунка, но, прежде чем использовать их в практической работе, надо познакомиться с правилами учебного рисунка, законами света и особенностями нашего зрительного восприятия. Последовательность ведения учебного рисунка определяется правилом: от общего к деталям, а затем к их подчинениюцелому. Не построив большой формы, не выявив основных деталей пропорций и теней, не следует переходить к подробностям. После детальной проработки рисунка надо сделать его обобщение. Техническое построение рисунка может идти разными путями. Один из них предполагает прокладку общей массы тоном с последующей прорисовкой деталей и выбиранием светлых мест. Такой путь напоминает работу скульптора, который лепит из глины целую болванку, а потом по мере уточнения формы снимает лишний материал. Другой путь идет от линейного построения большой формы с постепенным накоплением тона при переходе к частному. В некоторых случаях, например в наброске, используются только линейные средства. В учебном рисунке нежелательно допускать большой разрыв между линейным и светотеневым построением. В зависимости от конкретных условий: поставленной задачи, свойств материала, индивидуальных способностей рисующего и т. д., — делается упор на преобладание линейных или штриховых средств. Сила тона штриховки или тушевки подчиняется закономерностямсветотени— последовательному распределению света по поверхности в зависимости от ее строения. Оттенки светлот, наблюдаемые на предметах при постоянном освещении (рис. 2), по степени их утемнения сводятся к следующей градации: блик, свет, полутон (полутень) — зона света; рефлекс, собственная и падающая тень — зона тени1. Причем на гранных телах светотень имеет более резкие переходы, чем на криволинейных. Блик — самое светлое место, он бывает хорошо виден на стеклянных, металлических и других подобного рода гладких поверхностях. Передавая светотень, надо вначале найти границы собственных и падающих теней и слегка покрыть их тоном. Затем штрихом, идущим по форме от тени к свету, отрабатывают поверхности в полутенях. Для оттенения граней предпочтительно выбирать прямой штрих, для криволинейных поверхностей — изогнутый и прямой, для сферических — в виде дуг. Светлые места передают едва заметным штрихом, для блика оставляют чистую бумагу. После этого повторной тушевкой усиливают тени и выявляют рефлексы. В практике художнику приходится встречаться с более сложными формами, чем геометрические тела. Так, рисуя нос, имеющий определенное анатомическое строение, художник руководствуется большой формой, в основе которой лежит четырехгранная призма, но рисует живую форму. При рисовании с натуры предметов сложной формы важно избежать копирования случайных пятен, появляющихся в результате изменения положения модели или источника света. Штриховку следует наносить сознательно, с учетом строгого анализа конструктив-1 Для создания более отчетливого представления о светотени рассматриваются светлоокрашенные геометрические тела — конструктивная основа многообразных форм природы. Поверхности, освещенные прямыми лучами, всегда будут находиться на свету, а обращенные к источнику света под углом уходят в полутень. К теням относятся неосвещенные части предмета и рефлексы, которые появляются в результате отражения света от окружающей среды. В художественной практике научные термины «яркость цвета» и «цветовой тон» часто объединяют в одно понятие — «тон», подразумевая под этим степень светлоты или качество цвета, а также то и другое, вместе взятое. Поскольку худсжник-рисовальщик, как уже говорилось, работает в основном одноцветными материалами, он передает окраску предметов преимущественно изменением уровнясветлоты.Так, красный помидор, изображенный черно-серым карандашом, должен выглядеть в свету и в тени темнее, чем желтый лимон при том же освещении. Тема 1.2. Выполнение графического изображения натюрморта Начинать любую работу необходимо с композиционного размещения предметов на плоскости листа, отмечая линию картинной плоскости, на которой находятся изображаемые предметы. Предмет (или группа предметов) изображаются в среде, которую составляют предметная плоскость и фон. Предметная плоскость – это поверхность, на которой находятся изображаемые объекты, в данной ситуации – это подиум. Фон – этопространство за изображаемым объектом.Далее необходимо выполнить конструктивное построение гипсовых геометрических тел, соизмеряя их пропорции и соотношения друг с другом.При изображении предмета со средой, то есть с предметной плоскостью и фоном, освещённость передаётся пропорциональными отношениями света предмета и среды, теней, полутеней, бликов и рефлексов. Тон предметов наносится раздельными штрихами остриём карандаша. Направление штрихов (вертикальное, горизонтальное, наклонное) определяется движением поверхности изображаемого предмета. Штрих всегда подчёркивает форму предмета. Наносят штриховку движением руки справа-сверху влево-вниз, следя за параллельностью штрихов, их одинаковой светлотой и равенством интервалов между ними. Такую штриховку называют параллельной. Штриховку перекрёстную получают нанесением нескольких слоёв параллельной штриховки. Для усиления тона на ранее нанесённые слои штриховки накладывают ещё один слой, таким образом, поверхность станет темнее. Гипсы с белой матовой поверхностью в зависимости от освещения дают богатые тональные градации света и тени. Под лучами направленного света возникают чёткие, контрастные тональные градации, а при рассеянном освещении светотеневые отношения становятся мягкими, сближенными по тону. Для завершения работы в тоне необходимо, прищурив глаза, внимательно посмотреть на изображаемые предметы. В этом случае сразу определяется самая освещённая и самая тёмная поверхность. Соответственно для рисунка нужно установить тональную шкалу: от самого тёмного пятна до самого светлого (цвет бумаги), а между ними размещается вся гамма тональных оттенков. Во избежание тоновых отношений между светом и тенью и искажения объёма предмета не нужно преувеличивать светлоту рефлекса: рефлексы не должны быть светлее света. Падающая тень по светлоте неоднородна: ближняя часть её вместе с контуром кажется темнее и резче, а удалённая светлее и мягче. У многогранных тел (куб, призма, параллелепипед и др.) границы света, полутени и собственной тени чёткие и резкие: это контуры граней. Границами падающей тени становится проекция ближнего и дальнего вертикальных рёбер и рёбер верхней грани (или верхушки у призмы). У предметов круглой формы (шар, цилиндр, конус и др.) все элементы светотени не имеют видимых границ – свет незаметно переходит в полутень, а полутень – в тень. Границы рефлекса также расплывчаты. На круглых телах хорошо заметна корпусная тень – самая тёмная часть тени. Находясь на границе света и тени на выпуклых частях формы, она вносит в изображение ощущение плотности, материальности поверхностей и завершенности объёмной формы предмета. Для передачи светотени на круглых телах сначала намечают тонкими линиями границы света и тени, чтобы определить размеры, расположение и форму элементов светотени. В процессе нанесения тона эти границы должны исчезнуть, иначе предмет будет выглядеть полосатым. Границы света и тени на цилиндрической и конической поверхностях прямолинейна. На сферической поверхности (шар) эта граница криволинейна, падающая тень соответственно имеет эллиптическую форму. Завершается работа обобщением того, что было сделано в предшествующий период. Для этого необходимо отодвинуть рисунок и сравнить изображение с моделью. Если в процессе сравнения возникает ощущение дробности рисунка, значит, нарушена его целостность. Часто это случается в результате несогласованности тона формы и её частей, когда не передаётся тоновое различие между светом и тенью, или передаётся слишком резко. Еще одной ошибкой является преувеличение яркости рефлексов, а также выполнение обводки одинаково чётким проволочным контуром каждой части, что неизбежно ведёт к зрительному разрушению формы и объёма предмета. Подчеркнуть можно только ближние к рисующему грани предмета, так как согласно законам воздушной перспективы ближние предметы изображаются чётче, ярче, контрастнее, чем удалённые. Для проверки изображения рекомендуется быстро сконцентрировать внимание на предметах натурной постановки, затем на их изображении, повторяя эту процедуру несколько раз. Важно увидеть все предметы и их изображение в целом. Целостное видение натуры помогает добиться правдивости изображения. В изобразительном искусстве натюрмортом (от французского naturemorte — «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт — это особый жанр в живописи и графике, имеющий самостоятельное значение, он может быть также составной частью станковой композиции (жанровая картина или портрет). Натюрморт может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, личность, образ жизни их владельца. Учебный натюрморт в отличие от творческого имеет строго направленную цель: дать студентам основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей. С чего начинаю работу над натюрмортом? Начинают работу над натюрмортом с выбора точки наблюдения, композиционного размещения предметов на листе бумаги, с компоновки. Что такое компоновка? Целесообразное размещение изображения на формате листа (размещение изображения на формате листа, что бы изображение было не слишком большим и не касалось края листа; и не слишком маленьким, иначе потеряется). Что нужно нарисовать прежде, чем мы приступим рисовать на формате? (Эскиз на маленьком формате) Чтобы хорошо справиться с композицией, рекомендуется сделать предварительный эскиз на небольшом листе бумаги. Перейдя на основной лист, определяют большоепятно, в котором вписываются предметы, если объединить их по крайним точкам (справа и слева, вверху и внизу). Затем определяют большие пропорциональные соотношения между предметами, найдя им место на плоскости стола и наметив их общую форму. При рисовании натюрморта придерживаются общих правил последовательного изображения предметов по принципу «от общего к частному» и «от частного к общему». Условно процесс работы над натюрмортом можно разделить на четыре этапа: схематизация (начальный этап упрощенного изображения общей формы), типизация (выявление характерных признаков формы предметов путем построения конструкции с помощью вспомогательных линий), индивидуализация (выявление отличных особенностей предметов, включая детали) и обобщение рисунка (подчинение деталей большой форме, выявление главного, выразительного, собирание натюрморта в единое целое). Натюрморт из предметов быта
В изобразительном искусстве натюрмортом (от французского naturemorte — «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт — это особый жанр в живописи и графике, имеющий самостоятельное значение, он может быть также составной частью станковой композиции (жанровая картина или портрет). Натюрморт может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, личность, образ жизни их владельца. Учебный натюрморт в отличие от творческого имеет строго направленную цель: дать учащимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей. Начинают работу над натюрмортом с выбора точки наблюдения, композиционного размещения предметов на листе бумаги. Чтобы хорошо справиться с композицией, рекомендуется сделать предварительный эскиз на небольшом листе бумаги. Перейдя на основной лист, определяют большоепятно, в котором вписываются предметы, если объединить их по крайним точкам (справа и слева, вверху и внизу). Затем определяют большие пропорциональные соотношения между предметами, найдя им место на плоскости стола и наметив их общую форму. При рисовании натюрморта придерживаются общих правил последовательного изображения предметов по принципу «от общего к частному» и «от частного к общему». Условно процесс работы над натюрмортом можно разделить на четыре этапа: схематизация (начальный этап упрощенного изображения общей формы), типизация (выявление характерных признаков формы предметов путем построения конструкции с помощью вспомогательных линий), индивидуализация (выявление отличных особенностей предметов, включая детали) и обобщение рисунка (подчинение деталей большой форме, выявление главного, выразительного, собирание натюрморта в единое целое). Усложнение задачи в рисунке натюрморта связано с введением фона, который должен учитываться рисовальщиком как заранее предусмотренный элемент композиции. Фон поможет ему выразительнее передать связь предметов в пространстве через контрасты («светлое на темном» и «темное на светлом»). Рисунок натюрморта (группы предметов) значительно усложняется еще и потому, что надо передать форму не одного предмета, а нескольких увязанных между собой, выдержать масштаб и тональную закономерность постановки в целом. От учащегося потребуется умение увидеть и передать не только отличия предметов по пропорциям, форме и размерам, но и разность в тоне, связанную с окраской и материальными особенностями предметов, освещенностью их поверхностей. Здесь нельзя ограничиться только линейно-конструктивным построением форм, а нужно стремиться передать тональные градации, сравнивая между собой теневые и освещенные поверхности предметов, силу собственных и падающих теней. При этом штрих: должен быть легким, а тени прозрачными. Нужно избегать сильного нажима на карандаш, так как тени только кажутся черными. Глубину тона на теневых поверхностях нужно стремиться передать за счет правильно найденных тональных отношений. В течение всей работы над натюрмортом, выражая форму тоном, не следует забывать о необходимости проверки и сопоставления отдельных частей постановки друг с другом, уточнять общую форму предметов, выражая их пластику светотенью и штрихом по форме. В процессе рисования натюрморта рекомендуется несколько раз отставлять мольберт с рисунком, чтобы издали оценить работу на отдельных стадиях. Для уточнения тональных отношений достижения цельности и гармонии рисунка следует иногда смотреть на натуру и свою работу прищуренными глазами. Тогда легче почувствовать тональные контрасты, цельность светотеневых градаций, избежать наиболее распространенных ошибок (особенно на начальном этапе), пестроты рисунка, проявляющейся, в частности в излишнем высветлении рефлексов.
Рисование гипсовой розетки
В учебном задании по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики, которые встречаются на капителях, карнизах, фризах, антаблементах, базах. Орнаменты предназначены для украшения архитектурных сооружений, прикладного искусства, предметов быта. В наши дни орнаменты предназначены, как правило, для декора в прикладном искусстве: на предметах быта, мебели, в оружейном искусстве, иногда для реставрационных работ по восстановлению памятников архитектуры. Основу орнамента составляет прямая плоская или кривая объемная плита, на которую наносится рисунок орнамента из геометрических фигур или (чаще) из элементов растительного мира. Орнаменты, как правило, состоят из одних и тех же ритмически повторяющихся элементов, которые могут напоминать зубчики, бусинки, листья, цветы или другие предметы. Иначе говоря, орнамент представляет собой систему из отдельных элементов, связанных между собой в определенном порядке. Все элементы орнамента, формы листьев и цветов так или иначе подвержены стилизации, благодаря чему четко просматривается его структура. Наряду с простыми используются ритмически сложные орнаменты, в которых прослеживаются волнообразные движения со спиральными завитками. Такие орнаменты часто встречаются на капителях, антаблементах, базах и гипсовых розетках. Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием их форм, но и ставит перед студентами все более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке. Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки капители и различные детали архитектурных обломов представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры. Рис. 18. Рисование гипсовой розетки
Для начальных упражнений необходимо воспроизвести наиболее простые и ясные орнаменты. Это позволяет легче понять их строение. Любой орнамент в гипсовой розетке или его размещение на каком-либо предмете (мебель, посуда, оружие) определяет его общую композицию, размер и взаимосвязь элементов. Поэтому, прежде чем перейти к изображению розетки, нужно ее изучить со всех сторон, анализируя высоту рельефа на отдельных участках. Особое внимание необходимо обратить на освещенность орнамента. Поверхность должна быть освещена таким образом, чтобы была наиболее отчетливо выявлена основная структура. При выборе места рисования (точки зрения) для длительного рисунка не обязательно начинать с фронтального положения, как обычно принято. Достаточно предварительно сделать линейно-конструктивную зарисовку с натуры в таком положении, чтобы разобраться в основных членениях и узловых точках изображения или в процессе построения время от времени изучать натурную модель с фронтального положения. Здесь нельзя дать однозначной рекомендации, так как все будет зависеть от меры способности самого рисовальщика. Лучше всего садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещенности Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом. Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента или групп его элементов лежат осевые симметрии. Это легко проследить на примерах простого орнамента, где одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т.е. повторяются.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |