Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольно-измерительные материалы 2 страница




орнамента гипсовой розетки следует начинать с размещения ее на листе бумаги. При этом изображение розетки необходимо начинать с прямоугольной плиты, а не самого орнамента. Для этого намечают видимую с данной точки зрения общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Здесь необходимо отметить, что на начальной стадии построения важно правильно определить основные габаритные размеры с учетом перспективного сокращения. От того, насколько верно определены размеры плиты, во многом зависят основные пропорции орнамента и его составных элементов. Определив основные размеры плиты и ее положение в пространстве (наклонное, вертикальное), намечают ось симметрии, являющуюся базовой основой рисунка. После чего, ориентируясь на характерные точки построения, строят линии, определяющие массу орнамента, и вспомогательными линиями намечают узловые пункты лепестков и отдельных форм как у основания плиты, так и на выступающей поверхности, обозначая характерными точками основные узлы ближних элементов и перспективную отдаленность элементов, парных к ним. Это относится к рисованию модели с трехчетвертного положения.

Рис. 19.Конструктивный и тональный рисунок гипсовой розетки

Для ясности построения конструкции изображения рельефа орнамента нужно прорисовывать легкими линиями, как бы прозрачно, насквозь, все видимые и невидимые формы элементов. Это поможет проследить за ходом построения высоты рельефа орнамента, особенно на дальней, скрытой от глаз стороне высоты рельефа. Наметив основную выступающую массу орнамента, следует перейти к определению его крупных элементов. Проверив их, можно будет приступить к построению более мелких деталей. Работая над деталями, не следует терять из вида уже намеченную большую форму, что часто случается с начинающими рисовальщиками. При построении изображения гипсовых розеток с симметричным расположением орнамента необходимо последовательно намечать симметричные детали как справа, так и слева или, намечая ближнюю, следует намечать и дальнюю с одинаковой степенью прорисовки, но с учетом удаленности.

Рис.20. Принципы построения гипсовых несимметричных орнаментов

 

Несимметричные орнаменты (рис.20) представляют собой более сложную форму для рисования с натуры. Здесь, прежде всего, необходимо основываться на характере формы изгиба и завитка, правильно соотносить их пропорциональные части между собой и с целым. Намечая вспомогательными линиями основные размеры орнамента, следует установить взаимосвязь отдельных частей между собой. Установив основные пропорциональные отношения, переходят к изображению изгибов лепестков, цветов, веток, а также спиральных кривых завитка, сопоставляя их с остальными, ранее уточненными деталями. Приступая к выявлению объемной формы светотенью, необходимо подчеркнуть характер изгиба форм, плавность переходов линий, и главное, правильно сопоставить силу тонов как в тени, так и на свету, приближая рисунок к определенной степени завершенности.

 

Построение гипсовой вазы

 

Прежде чем приступить к построению конструкции вазы нужно увидеть в ней совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях. Как мы уже знаем, любая форма сочетает в себе те или иные геометрические тела. Гипсовая ваза, как показано на рис. 14, имеет в своей основе три геометрические формы. Ее основная поверхность имеет шарообразную, усеченную яйцевидную форму, направленную узкой частью вниз. Верхний раздел вазы, горловина, состоит из цилиндра, который впоследствии, при уточнении, примет еле заметную коническую форму. Поверхность, соединяющая главную часть с цилиндром, а также верхнее и нижнее основания вазы имеют одну геометрическую природу - конус с широким основанием.

Рис.14. Конструктивный анализ формы гипсовой вазы

 

Итак, конструкция вазы сочетает в себе три геометрические формы: шарообразную (яйцевидную), цилиндрическую и коническую. Верхняя (соединяющая) часть корпуса представляет собой усеченный конус с широким нижним основанием, верхнее основание которого несет на себе горловину цилиндра. Нижнее основание вазы по форме и направлению аналогично верхнему. Своей усеченной поверхностью оно служит местом крепления основного корпуса. Верхнее основание утолщенного кольца также имеет форму усеченного конуса и своей вершиной направлено вниз.

Построение конструкции вазы следует производить следующим образом. Правильно разместив предполагаемый рисунок на листе, наметьте центральную ось вазы (ось вращения), затем наметьте ее основные размеры - высоту и ширину корпуса. Следует особо подчеркнуть, что в рисунке чрезвычайно важно обратить внимание на правильно и точно взятые пропорциональные отношения, без чего не может быть верно построен любой изображаемый предмет. Для точного воспроизведения частей предмета следует прежде определить их основные размеры. Поэтому уже в начальной стадии рисунка необходимо серьезно и внимательно отнестись к пропорциям изображаемого предмета.

Наметив основные размеры, приступайте к определению пропорциональных величин частей вазы, высоты корпуса и нижнего основания горловины, примыкающей к верхней конической поверхности корпуса. После чего, согласно пропорциональным величинам, определите радиусы нижнего основания горловины, верхнего и нижнего оснований вазы вместе с конусом и толщиной кольца. Причем их радиусы следует намечать, исходя из видимого ракурсного положения вазы в пространстве и определяя линию горизонта. Уточняя радиусы образующих поверхностей вазы, следите за симметричностью их расположения относительно центральной оси вращения. Студентам следует постоянно помнить об этом при изображении тел вращения.

Рис.15. Линейно-конструктивное построение вазы

 

Для уточнения характера формы поверхности корпуса (что является чрезвычайно сложным) можно предложить несколько способов. На рис.74 изображена ваза. Вписанная в нее яйцевидная форма направлена своей зауженной частью вниз. Часть этой формы, не совпадающая с корпусом вазы, по мере уточнения рисунка должна быть удалена.

Таким образом, по намеченным точкам основных положений частей вазы намечают легкими линиями ее общую форму. Наметив характер формы, следует перейти к передаче объемно-пространственной конструкции вазы. Передача объемно-пространственной характеристики предметов тел вращения возможна лишь при правильном построении их образующих окружностей (эллипсов). Построение эллипсов следует производить с учетом закономерностей перспективы.

При построении конструкции вазы ее окружности (эллипсы) строятся согласно тем же правилам и приемам изображения, что и простые геометрические тела вращения, о чем уже говорилось в предыдущем разделе. Поэтому следует остановиться подробнее на более важных и сложных формах и узлах конструкции вазы. На рис.75 показаны приемы и правила построения сложных узлов конструкции вазы.

Прежде чем приступить к изображению сложных узлов конструкции вазы, следует хорошенько проанализировать их устройство и выявить структурные характеристики предметов, понять, из каких геометрических форм они состоят. При построении структуры предмета важно точно изобразить положение этих форм относительно друг друга и их соединение.

Одним из наиболее сложных участков конструкции, который часто вызывает затруднения при рисовании, является соединение верхней конической поверхности корпуса с нижним основанием горловины вазы.

Рис.16 Конструктивный рисунок вазы с начальной тональной проработкой

 

Изображение следует начинать с построения наиболее крупного несущего или объединяющего элемента конструкции, к которому присоединяют затем остальные. К таким элементам относится корпус вазы, на образующей окружности которого располагается коническая по форме конструкция верхней поверхности корпуса. На ней находится цилиндрическая горловина, а выше - утолщенное кольцо верхнего основания вазы. Для того чтобы правильно произвести построение нижнего основания горловины цилиндра на конической поверхности вазы, следует от точки центра окружности (лежащей на оси вращения) отложить на оси точку вершины конуса. От того, как точно и верно определено расстояние от вершины конуса до точки основания, зависит степень наклона видимой поверхности.

Отметив точкой вершину будущего конуса, следует от нее провести линии к точкам пересечения большой оси эллипса с окружностью. Эти линии и определяют степень наклона поверхности конуса. Кроме боковых образующих конуса (наклоны радиусов) для большей наглядности и убедительности на рис. 76 показаны две дополнительные образующие. При необходимости дополнительного уточнения узлов конструкции следует увеличить количество образующих поверхности конуса.

Для определения границы окружности (эллипса) основания горловины необходимо прежде всего определить ее радиус. Отложив от оси вращения вазы вправо и влево радиусы горловины, от полученных пометок опускают вертикали до пересечения с наклонной образующей поверхности конуса. Точки их пересечения определят границы соединения цилиндра горловины с конической поверхностью, а следовательно, большую ось эллипса основания горловины. Получив большую ось эллипса, приступают к построению на окружности (эллипсе) основания горловины. После чего переходят к построению конической поверхности нижнего основания вазы (подставки).

Подставка и верхнее основание вазы (кольцо) строятся, с учетом их толщины, аналогично верхней конической поверхности конструкции корпуса вазы. При построении внутреннего отверстия вазы следует учесть толщину ее стенок. Построение конструкции кольца следует вести, учитывая его положение (коническая поверхность кольца располагается на верхнем основании, ее вершина направлена вниз). Завершая работу над построением конструкции вазы следует непременно проверить пропорции, закономерности перспективы, характер формы. Заметив ошибки, не откладывая, следует их исправить, после чего можно перейти к светотеневой лепке или, как говорят, к выявлению объемной формы светотенью. Для закрепления полученных навыков в конструктивном построении рисунка вазы студентам следует порисовать форму предмета в различных положениях, в том числе фрагментов ее конструкции, узлов и соединений без применения тона, в линейно-конструктивном изображении.

Тема 1.3. Выполнение графического изображения интерьера

Интерьер - внутреннее пространство архитектурного сооружения или внутренний вид любого помещения.

В учебном задании по рисованию интерьера преследуется цель дальнейшего совершенствования знаний и навыков рисования, развития объемно-пространственного мышления, закрепления и углубления знаний по практическому применению законов перспективы и светотени, расширения композиционных понятий, развития чувства пропорции.

Рисование интерьера основано на законах перспективного изображения простых геометрических объемов, прежде всего куба и близких ему прямоугольных форм. Любой интерьер, каким бы он ни был сложным по конфигурации, всегда приближен к этим объемам, поскольку преобладающее большинство помещений прямоугольно в плане. Пол, потолок, стены есть плоскости куба или параллелепипеда, отграничивающие замкнутое пространство. Интерьер с округлой формой можно принять за цилиндр или шар. Практическое умение изображать геометрические формы в перспективе во многом поможет правильному изображению интерьеров как с натуры, так и по представлению. Таким образом, способ построения интерьера аналогичен способу построения геометрических тел – куба, параллелепипеда, цилиндра.

 

Рис.13. Построение рисунка интерьера

 

В рисовании интерьера особое значение приобретает метод линейно-конструктивного построения изображения и знание закономерностей перспективы. Линейно-конструктивный метод изображения и линейная перспектива позволяют четко проследить за ходом построения изображения предметов в рисунке. Рисование интерьера по своей сути ничем не отличается от рисования предметных форм.

При изображении интерьера с натуры очень важно правильно выбрать точку зрения (линию горизонта). Выбор линии горизонта может колебаться в значительных пределах. Она либо задается преподавателем, либо выбирается студентами самостоятельно, так, чтобы взгляд свободно охватывал интересующий объект интерьера. При рисовании интерьера может быть одна (фронтальный интерьер), или две точки схода (угловой интерьер), расположенные на линии горизонта. При изображении фронтального интерьера в точке схода пересекаются все горизонтальные линии, идущие в глубину картинной плоскости(Рис.13).При рисовании интерьера с натуры линия горизонта не изображается – это допустимо только в чертежах. А наклон горизонтальных линий (карниза, плинтуса и других, идущих в глубину картинной плоскости) определяется методом визирования, то есть на глаз при помощи карандаша в вытянутой руке.

Внутренний строй пространства интерьера имеет свои характерные особенности. Прежде всего, это замкнутое внутреннее пространство, которое включает различные пространственные планы и источники освещения, создающие особую световую характеристику этого пространства, а также различные по окраске и фактуре предметы, составляющие интерьер. Все это лишний раз подтверждает специфику и особенности рисунка интерьера как объекта архитектуры. Вместе с тем, из-за наличия различных предметов, отвлекающих восприятие, увидеть геометричность замкнутого пространства (контуры пола, потолка, стен) намного труднее.От того, насколько удачно выбрана точка зрения, зависит правильное композиционное решение задачи рисунка в целом. Каждый интерьер может быть рассмотрен с разных точек зрения, но здесь важно выбрать наиболее выгодную и выразительную для рисующего группу элементов, составляющих интерьер. Это может быть часть или все помещение, взятое целиком.

После конструктивного построения интерьера необходимо приступить к тональной проработке, здесь необходимо сравнивать элементы интерьера по светлоте и при помощи штриховки передавать тональную разницу

В комнате, в которой мы живем, можно найти немало объектов для рисования, интересные сочетания мебели: угол комнаты и кровать,стол и за ним открытая дверь на кухню или в коридор и т. д. Различ­ное освещение может изменять видкомнаты и влиять на выбор рисую­щего. В рисунках интерьера, так как и в других видах рисования снатуры, надо стремиться выявлятьхарактерные особенности изобра­жаемого, рисовать все то, что в на­туре нравится и привлекает. Рисунок интерьера будет живым и выразительным, если в нем соче­таются непосредственное чувство натуры и знание правил построения перспективы. При этом не надо стре­миться вычерчивать перспективу по линейке. Ее необходимо делать на глаз, основываясь на непосредст­венном восприятии натуры. Изобра­жение, в котором назойливо выпя­чивается точное перспективное по­строение, кажется несколько сухо­ватыми неубедительным для глаз. Непосредственное восприятие немно­го не соответствует точным прави­лам линейной перспективы.

Точка схода уходящих горизон­тальных линий пола, потолка, стен, дверей и других предметов будет находиться на линии горизонта, т. е. на высоте глаз рисующего. Рисуя с натуры, нельзя произ­вольно брать точку схода параллельных прямых и прочерчивать из нее линии пола, потолка и стен.

Необходимо правильно опреде­лить местоположение точки схода параллельных прямых. Проверяя выполненную на глаз по общему впечатлению первоначальную раз­метку рисунка, надо прежде всего уточнить угол наклона какой-либо одной из параллельных линий, на­правляющихся к линии горизонта, затем, продолжив ее до пересече­ния с линией горизонта, наметить, точку схода. При помощи этой точ­ки можно проверить правильность построения перспективы. Все другие горизонтальные линии одного и того же направления должны сходиться в этой найденной точке.

Построение начина­ется с произвольного нанесения вы­соты вертикальной линии угла ком­наты и проведения линии горизонта. Далее определяется направление, угол наклона какой-либо одной ухо­дящей горизонтальной линии (в дан­ном случае линии потолка). Продол­жив эту линию до пересечения с ли­нией горизонта, получаем точку схода параллельных прямых. При помощи этой точки проводим все остальные параллельные линии стен, пола, отводя для них площади в тех пропорциях, которые попадают в по­ле зрения.

Следует заметить, что точка схода для горизонтальных параллельных линий будет всегда находиться на линии горизонта, т. е. на высоте глаза рисующего и по направлению главного луча зрения, параллельно линиям, точку схода которых нуж­но определить. Так, например, при рисовании коридора точка схода линий боковых стен, пола и потолка условно находится прямо перед ри­сующим на стене в конце коридора на высоте глаз.При рисовании угла комнаты точка схода одной стены условно находится на другой стене. Этой точкой будет ближайшая к гла­зу точка другой стены, и найти ее легко, мысленно опуская перпенди­куляр из глаза на стену. Бывают случаи, когда точка схода уходя­щих горизонтальных линий не по­мещается на рисунке, а находится далеко за его пределами. В этих слу­чаях мы не можем пользоваться точ­кой схода для построения наклона уходящих линий. Углы наклона поч­ти каждой направляющейся к линии горизонта прямой необходимо опре­делять на глаз или с помощью гори­зонтально поставленного каранда­ша.Перспективное построение боль­ших зданий и других строительных сооружений подчинено тем же зако­номерностям, что и рисование геометрических тел. И здесь нужно идти от общего к деталям. Сначала надо наметить общую форму здания,
а затем уже членить ее на отдель­ные мелкие формы; при этом нель­зя вырисовывать отдельные детали: окна, двери и т. п., пока не намечены этажи, ряды окон. Нужно все время следить за пропорциями —соотношениями частей между собой. Если можно, надо наметить точ­ку схода параллельных горизонтальных прямых и проверить пра­вильность перспективных сокращений всего сооружения и отдельных деталей. Изображая улицу, тоже надо прежде всего позаботиться о такой точке зрения, которая бы позволи­ла нарисовать ее более интересно и полно. Продумав композиционное решение, легкими штрихами надо сделать сначала первоначальный набросок с учетом перспективы и пропорций основных масс: сколько места *должна занимать земля и до­ма улицы по отношению к небу, взаимоположение правой и левой сторон улицы. После этого тща­тельно вырисовываются отдельные дома, проверяются их взаимные про­порции и перспективнее сокраще­ния. В заключение рисунок обобща­ется, приводится в состояние тоно­вого единства и целостности.

 

 

Тема 1.4. Выполнение набросков и зарисовок

Набросок- рисунок небольшого размера, бегло и быстро исполненный. Главное назначение наброска – краткая фиксация отдельных наблюдений: характер пропорций, движение.

Набросок – изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом. В набросках художники фиксируют свой замысел, возникший в ходе работы, или отдельные наблюдения. Наброски выполняются с натуры, по памяти и представлению разнообразными художественными материалами: графитным карандашом, углём, тушью ит.д. В набросках важно передать главные качества натуры, её характерные пропорции, форму, уловить движение и отбросить лишние детали. Лаконичный набросок обладает большой образной выразительностью.

 

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличии от набросков исполнение зарисовок более детализированы.

 

Основными задачами и целями, в процессе работы над набросками и зарисовками, являются:

- изучение и реалистическое изображение предметов быта, пейзажа, интерьера, архитектуры;

-изучение и реалистическое изображение животного мира;

- поиски наиболее правдивого и отвечающего общим целям произведения (если речь идёт о композиции) положения фигур в пространстве, их движения, наклона, поворота;

- изучение закономерностей линейной и воздушной перспективы, конструкционного строения предметов, светотени.

 

 

Тема 1.5. Выполнение графического изображения гипсовых слепков частей лица и гипсовой классической головы средствами академического рисунка

Рисунок черепа — это анатомический рисунок, задача которого полнее представить себе характер объемной формы головы. Прежде чем приступить к рисунку, следует внимательно рассмотреть череп со всех сторон: спереди, сбоку, сзади, сверху и снизу. Обязательным условием при длительном рисовании натурных постановок является уже известный нам последовательный ход работы над рисунком, который можно разбить на несколько этапов.

1 этап.Начинать работу нужно с композиционного размещения положений черепа, например, один во фронтальном положении, а второй в профиль или трехчетвертном повороте. Следует легко наметить общую композицию с таким расчетом, чтобы рисунки были одного масштаба. Определив композицию, делаем общий набросок яйцевидной формы черепа без деталей. При этом следует не только заботиться о композиции, но и постараться увидеть движение черепа, т.е. положение, в каком он находится: в вертикаль­ном, когда лоб и нижняя челюсть на одной линии, или за­прокинутом, тогда нижняя челюсть будет впереди лба, и т.д.

Уточняя композицию и первоначальную форму черепа, надо следить, чтобы середина формы по горизонтали проходила чуть выше середины листа и чтобы рисунок черепа не был сдвинут резко вправо или влево. В композиции листа важно сохранить равновесие. В учебном рисунке целесообразно брать размер черепа в натураль­ную величину или немного меньше, но ни в коем случае не больше натурального. Начинающему рисовальщику трудно справиться с построением модели увеличенного по сравнению с натуральным объема.

2 этап.Выполняем линейно-конструктивное построение формы. Вначале следует рассматривать построение только большой формы, сознательно опуская многочисленные детали, которыми изобилует череп.

Симметричная яйцевидная форма черепа позволяет произ­водить построение на основе условной осевой линии, которая начинается под затылком, проходит, поднимаясь кверху, посе­редине свода черепа, опускается вниз по лобной кости, переносице, носовым костям, грушевидному отверстию, середине верхней и нижней челюстей — посередине подбородочных возвышений. Эта линия называется «серединной линией» и не только служит для построения парных симметричных форм, но и помогает определить поворот черепа в пространстве.

Далее проводим горизонтальную линию через переносицу — шов, соединяющий носовые части с лобной частью, делит форму черепа на две части: верхнюю (мозговую) — от переносицы до свода черепа и нижнюю (лицевую) — от переносицы до подбородочных бугров. Точка пересечения серединной линии и горизонтальной линии, идущей через переносицу, служит опорной точкой для построения черепа или головы человека и называется «крес­товиной». Крестовина дает возможность на начальной стадии рисунка наметить пространственное положение всего объема черепа или головы.

После того как рисунок черепа будет разделен крестовиной на две части — верхнюю и нижнюю, можно наметить ее членение на три части:

1) нижнюю — от подбородочных бугров до сошника (нижней точки грушевидного отверстия);

2) среднюю — от сошника до верхнего края глазниц;

3) верхнюю — от верхнего края глазниц до выступающей точки свода черепа.

Далее, ведя работу «от общего к частному», продолжим поиски более точных пропорций. Так, в нижней трети черепа отметим линию, разделяющую верхнюю и нижнюю челюсти; в средней трети черепа — линию нижнего края глазниц, сравнив высоту глазниц со скуловыми костями; на верхней трети черепа — линию лобных бугров. Эта линия является границей поворота черепа с передней на верхнюю поверхность.

Установив пропорции черепа по вертикали, приступим к опре­делению крупных пропорций черепа по горизонтали — ширине костей;

в нижней трети — ширины нижней челюсти (расстояние между углами нижней челюсти и ее восходящими ветвями), ширины верхней челюсти;

в средней трети — ширины скул и скуловых дуг, ширины но­совых костей, грушевидного отверстия и глазниц;

в верхней трети — ширины лобной кости и всего мозгового отдела (при этом надо помнить, что ширина всего мозгового отдела превосходит ширину лицевого черепа).

Наметив первоначальную форму черепа, перейдем к разме­щению более мелких форм: надбровных дуг, височных линий, глазниц, носовых костей, грушевидного отверстия, линии границы зубов и т.д.

Первоначальный набросок конкретизируется, заполняется фор­мой. Уточняются движение (наклон) и общие пропорции черепа, изгиб серединной и поперечных линий, взаиморасположение и величина деталей в отношении к целому и друг к другу.

Во время работы надо постоянно помнить, что перед нами не плоское, а объемное тело. Рисунок на любой стадии не должен представлять расчерченную схему. Вспомогательные линии должны облегчить рисующему выражение формы, возможность лучше понять и почувствовать ее. Рисунок следует вести парными формами, только тогда он будет цельным. Это поможет добиться большей точности, так как даст возможность сравнивать симметрично расположенные части черепа и подметить их разницу и сходство.

Объем черепа на этой стадии намечают основными, большими поверхностями, которые затем выявляют тоном.

Продолжаем углубленную проработку всей формы и ее деталей. Например, лобную кость надо рассматривать как форму, имеющую пять плоскостей: среднюю, две боковые, поворот к двум височным впадинам. Эти плоскости надо увидеть и наметить прежде, чем приступим к лепке лобных бугров, надбровных дуг, надпереносья.

На переломах форм уточняем светотень. При этом не следует увлекаться глубиной теней. Главное, о чем следует помнить: разбирая форму даже мелких деталей, нужно видеть большую форму черепа.

3 этап.Выявляя форму, необходимо сопоставлять тон отдель­ных поверхностей, ясно представляя себе строение черепа. На этом этапе обобщаем рисунок. Путем многократных проверок и срав­нений надо привести рисунок к гармоничному целому, добиться тонального единства. Возникшие на первом этапе задачи общего построения формы остаются на протяжении всей работы над рисун­ком. Все остальные, следующие друг за другом этапы неразрывно связаны между собой. Найденное на первом этапе рисунка уточня­ется на последних стадиях работы, обогащается посредством разра­ботки формы тоном и штрихом.

Рисунок гипсовых частей лица

Прежде чем приступить к рисунку головы, полезно озна­комиться с главными частями лица, определяющими характерные особенности пластики головы. К ним относятся глаз, нос, губы (рот) и ухо. Чаще всего в качестве модели для таких зарисовок используют гипсовые слепки частей лица мраморной статуи «Давид» работы великого итальянского скульптора эпохи Возрождения Микеланджело, ставшие классическими натурными образцами для обуча­ющихся рисунку. Разберем сложное строение каждой части лица.

Глаз. Жестким основанием глаза служит глазничная впадина — глазница, находящаяся под надбровными дугами лобной кости. В глазничной впадине помещается глазное яблоко, видимая часть которого определяет форму верхнего и нижнего век. Верхнее веко более рельефно, чем нижнее; проходя над выпуклой частью зрачка, оно приподнимается, следуя за движением зрачка. Внутренний угол глаза закруглен, на дне слезника находится так называемое «мясцо». Наружный угол глаза заострен, нижнее веко поворачива­ется под верхнее.

Между фрагментом брови — ее головкой — и верхним веком располагается, несколько повисая над ним, «прикрывающая склад­ка».

Наблюдая открытый глаз спереди и мысленно проведя линии от слезника через выпуклые точки верхнего и нижнего века к наружному углу глаза, мы получим форму вытянутого по горизон­тали четырехугольника. При этом следует обратить внимание на то, что выпуклые точки верхнего и нижнего век по вертикали смещены одна по отношению к другой. Их положение зависит от направления взгляда, выраженного в гипсовом слепке границей радужной обо­лочки и условно показанном «блике» на зрачке.

При повороте головы в профильное положение расстояние от наружного угла глаза к внутреннему сокращается и глаз вписывается в треугольную форму.

Намечая глаз, нужно внимательно проанализировать его общую форму и движение глазного яблока. Для правильной передачи перспективных сокращений глаза рисующий должен определить, в каком положении находится натура, как располагается серединная линия глаза: фронтально, в три четверти, в профиль. Уточняя размеры полушария глаза, положение зрачка, верхнего и нижнего век, следует провести, помимо серединной оси, поперечную линию рельефа формы, как показано на рис. 73. Светотень поможет ярче выразить форму, если внимательно следить за тем, как, под каким углом поверхности глазного яблока и прилегающие к нему детали повернуты к источнику света.

Нос. Большую его форму можно сравнивать с призмой, состо­ящей из четырех поверхностей — передней (спинка носа), лежащей между переносьем и кончиком носа, двух боковых поверхностей и нижней, на которой расположены носовые отверстия.

При начальной разметке построения носа в трехчетвертном повороте нужно помнить, что его серединная линия, идущая через спинку носа, лежит под углом вперед по отношению к линии надпереносья и середины его основания. Чем сильнее поворот головы к профилю, тем дальше кончик носа выступает вперед. Определяя пропорции носа, следует помнить его анатомическое строение: жестким основанием формы вверху служат носовые кости и край грушевидного отверстия. Тело носа состоит из эластичных хрящей. Надпереносье образовано трапециевидной, с широким верхним основанием, площадкой лобной кости, лежащей между надбровными дугами под углом к фронтальной поверхности лба. Важно найти пра­вильное положение слезников — внутреннего угла глаза — и ноздрей, так как от этого во мно­гом зависят пропорции носа. Чтобы лучше понять индивиду­альную форму носа, надо знать существующее подразделение его видов по профилю: прямой, горбатый, курносый.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.