Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеграция Эго




Основные средства защиты против конфликтов и страхов

Не следует изучать рассказы исключительно для опре­деления побудительного (мотивационного) содержания, необ­ходимо определить средства защиты ребенка от этих побуди­тельных сил. Довольно часто изучение средств защиты дает больше информации, чем изучение собственно мотивов, по­скольку мотивы как таковые проявляются менее ясно, чем си­лы, ведущие борьбу с ними. С другой стороны, структура средств защиты может быть более тесно связана с внешним поведением ребенка. Изучение мотивов и средств защиты по­зволяет оценить структуру характера испытуемого.

Кроме прямого изучения основных защитных механиз­мов, не менее важно исследовать для этого и другие аспекты рассказов. Например, некоторые испытуемые выбирают на­вязчивое средство защиты относительно картинок тревожного, беспокойного содержания. Они могут придумать 4-5 тем, каж­дая из которых очень коротка и описательна, внешне очень различных, но динамически тождественных. Иногда в после­довательности тем по одной и той же картинке прослеживают­ся попытки испытуемого затронуть беспокоящий его кон­фликт. Последующие рассказы могут становиться все более и более невинными, показывая возрастание операции защиты. При изучении детских рассказов необходимо рассматривать природу и патогенез средств защиты в терминах, специфич­ных для каждого возраста. Что нормально для одной возраст­ной группы, может быть патологично для другой.

9. Адекватность Супер-Эго как проявление "наказания" за "преступление"

Отношение избранного наказания к природе обиды дает возможность проникнуть в глубины скрытого Супер-Эго. Герой психопата, убивающий кого-нибудь, может и не полу­чить иногда иного наказания, кроме как легкого предупрежде­ния о том, что он может из данного поступка извлечь урок на всю жизнь. У невротика могут быть рассказы, в которых героя случайно или намеренно убивают, калечат, или он умирает от

болезни, следующей за малейшим проявлением агрессивности. С другой стороны, многогранное и разностороннее Супер-Эго иногда представлено как слишком строгое, а иногда как слиш­ком мягкое, уязвимое, что часто встречается в рассказах нев­ротиков. Определение как обстоятельств, при которых Супер-Эго ребенка может быть строгим и замкнутым, так и условий, при которых оно склонно к уязвимости и беспомощности, от­носится к одной из трудных проблем поведения и действова-ния.

Интеграция Эго - важная переменная для изучения многочисленных аспектов, в которых она обнаруживает об­щий уровень функционирования. До какой степени ребенок способен пойти на компромисс между побуждениями и требо­ваниями действительности, с одной стороны, и командами его Супер-Эго - с другой? Важнейшим аспектом данной перемен­ной является то, что адекватность героя при решении пробле­мы ставит рассказчика лицом к лицу с ним самим.

Здесь могут представлять интерес также и формальные характеристики. Способен ли испытуемый рассказать истории, которые составляют определенный результат познания стиму­лов, или он оставляет их без внимания и рассказывает историю безотносительно к картинке и, как следствие, поглощен сво­ими собственными проблемами в восприятии действитель­ности? Находит ли испытуемый спасение от беспокойства, стимулированного тестом, давая очень стереотипные ответы, или же он чувствует себя достаточно комфортно, чтобы быть творческим и создавать более или менее оригинальные ис­тории? Создавая сюжет, может ли он достичь адекватного и действительного выражения конфликтов как в рассказе, так и в самом себе, или же его мыслительные процессы становятся неструктурированными или даже странными при столкнове­нии с проблемой? Обладает ли он способностью переходить от прошлого к будущему? Все это будет зависеть от возраста ре­бенка, от уникальности его личности.

С формальной точки зрения рассказывание историй является задачей, которую субъект должен выполнить. Адек­ватность, силу Эго и другие переменные можно вывести из его способности решать задачу, а также способа ее решения. Безусловно, адекватность Эго и его различных функций должны рассматриваться в связи с возрастом. Рассмотрение должно затронуть многообразие функций Эго, а именно: контроль побуждений и мотивов (относительно последовательности и исхода рассказа), фрустрационная толерантность (относи­тельно адекватности героя), толерантность к тревоге, перцеп­тивная и моторная адекватность и т. п.

В психологической литературе с различными вариа­циями выделяются три способа интерпретации любого проек­тивного материала, выбор которых обуславливается задачами, стоящими перед психологом:

1. Быстрое или интуитивное прочтение (выделение проблемы по "ключам", присутствующим в рассказах и пове­дении ребенка, без глубокого анализа);

2. Нормативно-статистический (основан на межинди­видуальных различиях в восприятии);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.