Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рзздвя 2. Мировая кудажественнан культура 1 страница




Основоположником флорентийской школы являл­ся Джотто (XII—XIV вв.). В начало XV века флорентий­ская школа становится авангардом ]уманистического' искусства Возрождения (архитекторы Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, скульпторы Донателло, Л. Гиберти, жи­вописцы Мазаччо, А. Верроккьо, С. Боттичелли). Сво­его расцвета она достигла в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. Эту школу характеризует уг­лубленное религиозное начало, мифологическое вос­приятие мира, тонкий психологизм.

Венецианская школа наибольший расцвет пережи­ла во второй половине Возрождения — в XV—XVI вв. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто), а затем в XVIII вв. (Дж.-Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Венецианскую школу характеризует светское, жизнеут­верждающее начало, поэтическое восприятие мира, че­ловека и природы, тонкий колоризм.

Если говорить о хронологии, то обычно в само­стоятельный этап выделяют проторенессанс (период XIII — начало XIV в.). Его относят не к собственно Ре­нессансу, а к подготовительному этапу. Проторенес­санс ознаменован творчеством великого поэта Данте Алигьери (1265—1321), зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколло Низано, живописцев Пьетро Ка-валлини и особенно Джотто ди Бондоне (1266/1266— 337), которые подготовили почву для искусства Возро­ждения.

Треченто (XIV столетие) характеризуется культур­ными инновациями сразу в нескольких сферах: новую страницу в литературе открыли поэзия Дакте и сонеты Петрарки; в живописи явился неподражаемый Джотто; зодчие воздвигли прекрасные сооружения новой архи­тектуры (собор Сайта Мария дель Фиоре во Флоренции и другие). Тогда же североитальянские города — Фло­ренция и Болонья, Падуя и Пиза, Перуджия и Римини — создали и в музыке свое ars nova (новое искусство).

Из многочисленных произведений великого поэта Возрождения Данте (цикл сонетов, канцон и баллад, философские и политические трактаты) самым значи­тельным считается «Божественная комедия» — эпичес­кая поэма в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, названная поэтической энциклопедией сред­них веков. Подобно тому, как А.С. Пушкин является создателем русского литературного языка, Данте при­писывают роль создател51 итальянского литературного ччыка.

Если Данте заложил основы новоевропейской лите­ратуры, то другой гений -— Джотто — явился основа­телем новоевропейской живописи. Порвав со сред­невековыми канонами, он внес в религиозные сцены темное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Джотто не просто открыл новый этап в истории живописи, но стал одним из ярких ее реформаторов. Использовав ряд известных в его время приемов— угловые ракурсы, упрощенную, так называемую античную перспекти­ву, — он сообщил художественному пространству иллюзию глубины, разработал приемы тональной све­тотеневой моделировки при помощи постепенного высветления основного, насыщенного тона, что позво­лило придать формам почти скульптурную объемность.

В творческом наследии Джотто центральное мес-•м) занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок. 1305—1308), построенной по его же проекту. Мо­нументальный фресковый цикл включает композицию ■'(Страшный Суд» и 34 сцены из жизни Марии и Хри­ста. Одним из наиболее трогательных образов, создан­ных Джотто для этой церкви, по праву считается образ Христа в сцепе «Поцелуй Иуды».

К периоду Раннего Ренессанса относится литера­турное творчество двух величайших поэтов — Фран­ческа Петрарки (1304—1374) и Джованни Боккаччо (1313—1375). Наряду с Данте они считаются создате­лями итальянского литературного языка. Петрарка остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а че­ловека. Всемирную известность получили сонеты Пет­рарки на жизнь и смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен».

Великий гуманист Боккаччо создал поэмы на сю­жеты античной мифологии, психологическую повесть «Фьямметта» (1343), пасторали, сонеты. Самым зна­чительным художественным произведением Боккаччо явился его «Декамерон», сборник, включающий 100 новелл, в которых повествуется, как во время «черной

10 Ky.n,i>po.ioi ни. Учебник

смерти» (чумы) 1348 года во Флоренции 10 молодых людей — юношей и девушек — удаляются на загород­ную виллу и там в течение 10 дней (греч. Декамерон — Десяяшд-нев) помимо других развлечений рассказыва­ют каждый по одной новелле в день.

Выдающимися мастерами Раннего Ренессанса счи­таются Мазаччо (1401 —1428) и Сандро Боттичелли (1445—1510). Среди работ последнего наибольшую известность приобрела картина «Рождение Венеры». Боттичелли был близок ко двору Медичи и гуманисти­ческим кругам Флоренции. Его произведения пос­троены на религиозных и мифологических сюжетах, они отмечены одухотворенной поэзией, игрой линей­ных ритмов, тонким колоритом.

Представителями Раннего Возрождения были ар­хитектор Филиппе Брунеллески (1377—1446), постро­ивший купол Флорентийского собора и внесший боль­шой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы), и скульптор Донателло (ок. 1386—1466), первым представивший в скульптуре обнаженное тело, создавший новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа.

С тех пор в архитектуре ведущую роль стали иг­рать светские сооружения — общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величествен­ную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.

Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким и связан прежде всего с именами трех гени­альных мастеров— Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля Санти (1483—1520) и Микеланджело Буонар-роти (1475—1564). Расцвет реиессапеной культуры пришелся, как ни странно, па период экономического и политического упадка Италии.

Леонардо да Винчи был наиболее яркой личностью, явив миру идеал «универсального человека» Возрожде­ния. Сочетая разработку новых средств художествен­ного языка с теоретическими обобщениями, он создал величественные полотна, среди которых наиболее из­вестны «Тайнаявечеря» и «Джоконда». Он прославился также как ученый и инженер. Ему принадлежат мно­гочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных паук, механики. Леонардо да Винчи обогатил идеями почти все области знания, рассматривая свои рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энцикло­педии. Особое внимание Леонардо уделял механике, он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увле­ченно занимался гидравликой. Его гидротехнические эксперименты получили выражение в проектах кана­лов и ирригационных систем. Некоторые замыслы великого итальянца, в частности, проекты металлур­гических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих машин, подводной лодки и танка, летальных аппаратов и парашюта, да­леко опередили его время. Собранные Леонардо наб­людения над влиянием прозрачных и полупрозрачных ■гол. на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воз-<iyumou перспективы. Изучая устройство глаза, он раскрыл природу бинокулярного зрения. Множество открытий Леонардо да Винчи связаны с анатомией, ботаникой и палеонтологией.

Младший современник Леонардо, великий живо­писец Рафаэль вошел в историю как создатель цикла шедевров, связанных с изображением мадонн (художе­ственные образы Богоматери). Величайшее творение Рафаэля— «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, росписи парадных залов Ва­тиканского дворца. Уже в ранних картинах сказался присущий Рафаэлю гармоничный склад дарования, его умение находить безупречное согласие форм, ритмов, красок, движений, жестов. Как и Леонардо да Винчи, Рафаэль много работает с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные компози­ционные формулы. В 26-летнем возрасте он получает должность «художника апостольского престола», ему поручают расписать парадные покои Ватиканского дворца. С 1514 года Рафаэль руководит строительством собора Св. Петра, много трудится в области церковной и дворцовой архитектуры, назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных иа-


Раздел г. Мировая кудожесгвеиная культура

мятников, археологические раскопки. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальян­ской и европейской живописи, став наряду с мастера­ми античности высшим образцом художественного со­вершенства.

Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело — великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря па его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисоваль­щиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508—1512). Общая площадь фрески 600 кв. метров. Она представляет собой художественную иллюстрацию библейских сю­жетов от сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный Суд».

Как скульптор Микеланджело стал известен бла­годаря своему раннему произведению «Давид», а как архитектор — став проектировщиком и руководителем строительства основной части здания собора Св. Петра в Риме, до сих пор остающегося самым крупным като­лическим храмом в мире. 11е меньшую славу принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Фло­ренции, в частности скульптурная композиция (четыре обнаженные фигуры «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День») в калелле Медичи.

На период Высокого и Позднего Возрождения при­ходится расцвет искусства венецианской школы, среди представителей которой выделяются два великих жи­вописца— Джорджоне (1476—1510), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сель­ский концерт», Тициа}1 (ок. 1489/90 1576), ставший после преждевременной смерти Джорджоне, в мастер­ской которого он обучался, главой венецианской школы.

Общим для Джорджоне и раннего Тициана явля­ется ярко выраженный светский характер живописи и жизнеутверждающие мотивы. В отличие от мрачных флорентийцев, венецианцы, кажется, находят в жизни только светлые стороны. Гармоничная, богатая от­тенками живопись Джорджоне выражает поэтическое чувство влюбленности в красоту земного бытия, един­ство человека и природы.

Ранним произведениям Тициана также присущи жизнерадостность, безмятежная ясность, которые в фелый период сменяются напряженным драматизмом, психологически обостренной чувственностью (знаме­нитая «Даная»), — а в поздний и вовсе трагизмом. Тици­ан пользовался огромной прижизненной славой, зани-малдолжность официального живописца Венецианской республики, его заказчиками был™ император КарлУ, испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари.Урбино. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. Художник был тесно связан с ве­нецианской интеллектуальной элитой. Его творческое наследие огромно — около 130 полотен, фрески, ри­сунки, серия гравюр на дереве, религиозные, мифоло­гические, аллегорические композиции, портреты и др. 11скусство Тициана, наиболее полно раскрывшее свое­образие венецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейших художников XVII века, от I 'убенса и Веласкеса до Пуссена.

Период Позднего Возрождения отмечен рядом г.ажных изменений в искусстве. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гу­манизма, унаследовав лишь манеру и технику (так на­зываемый маньеризм) великих мастеров Возрождения.

Термин «манера», или «маньеризм», впервые применил историк искусства Луиджи Ланци в 1792 году для обозначения стиля, царившего в итальянской живописи в период с 1527 до начала деятельности братьев Карраччи. Он использован для обозначения искусства, которое изменяет правде без какой бы то ни было оригинальности и которое основано на ими­тации и повторении. Сегодня маньеризм принято считать не искажением, а логическим продолжени­ем глубинных изменений в искусстве Ренессанса. Искусствоведы истолковывают данное течение как художественное выражение тревог и беспокойства своего времени, кризиса духовной атмосферы той эпохи. Почти маниакальное стремление к формаль­ной изысканности, поиск необычной и усложненной композиции, спиралеобразные позы, непривычные тона и странные сближения цвета, элементы гал­люцинации — все это присуще творчеству манье­ристов.

Среди крупных основоположников маньеризма называют Якопо Понтормо (1494—1557) и Анджело Бронзино (1503—1572), работавших преимущественно в жанре портрета.

К маньеризму целиком можно отнести творчество Якопо Тинторетто (1518—1594), представителя венециан­ской школы Позднего Возрождения, пытавшегося сопер­ничать с Микеланджело в грандиозности замыслов. Он создает ирреальный мир, в котором всегда присутствуют личные эмоции художника. Другой представитель вене­цианской школы, великий живописец Паоло Веронезе (1528—1588), создавший множество праздничных, свет­ских по духу картин, тем не менее применял маньеризм к декорированию дворцов уже как сознательный прием, разрабатывая одну из самых любимых тем маньеризма — фантастический пейзаж или пейзаж с руинами.

Основоположником реалистического направления в европейской живописи XVII века является Микелан­джело да Караваджо (1573—1610). Полотна мастера от­личаются простотой композиции, эмоциональным нап­ряжением, выраженным через контрасты света и тени. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистичес­кие сюжеты народного быта. По существу, Караваджо стал инициатором крупного переворота в живописи, повлиявшего даже на иностранных художников. Об­разовалось целое направление «караваджистов».

Историки свидетельствуют, что Караваджо был весьма неординарной личностью. Так, известно, что в 1606 году, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, он был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда перебрался на Мальту. Здесь, вступив в конфликт с могущественным вель­можей, был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. В 1608—1609 гг., преследуемый наемными убийцами, скитался по городам Сицилии и Южной Италии. В 1610 году отправился в Рим, но по дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, опять скитался и умер от лихорадки в возрасте 37 лет.

Бурная и драматическая жизнь Караваджо соответ­ствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых работах он выявил себя смелым новатором, бро­сившим вызов эстетическим нормам своей эпохи. Герои ι ·ι I >тин Караваджо продстаютто в роли уличного торгов­ца, музыканта, простодушного щеголя, то в облике антич­ного бога Вакха. Он изображал своих персонажей с лоч-ишфизическойншпуралъностыо, представляя ихкаклюдей i.iMijx обычных. Собственная жизнь Караваджо, в силу его πι'истового и вспыльчивого нрава, способствовала созда­нию мифа о «безбожном» художнике. Глубокая религиоз-1Ю1 ть и экспрессивность образов Караваджо оказали ' ильное влияние на современных ему живописцев.

Искусство Караваджо оказало огромное влияние не
столько на итальянцев, сколько на ведущих западноев-
ропейских мастеров XVII века — голландцев, фламанд-
11.»-иг, французов, испанцев: Рубенса, Йорданса, Жоржа
Л'-Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Каравад-
>м1зм породил два популярных жанра: натюрморт и
■ попы из народной жизни, ставших особенно популяр-
ам ми в Европе. Европа приняла новаторский дух италь-
янца, а в Италии Церковь решительно отвергла натура-
лизм Караваджо. И, видимо, не случайно, потому что
итальянское Возрождение уже завершилось. Италия
' к,пала практически все, что могла сказать. Наступила
.... 'редь североевропейского Возрождения.

I § 2. Северное Возрождение ______________

Возрождение представляло собой международное ■■тление, охватившее, помимо Италии, где оно вырази­ло себя с наибольшей силой, также Нидерланды, Гер­манию, Францию, Испанию. Сегодня появился специ­альный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Под ним подразумевают «не только чисто географическую характеристику, но и некоторые осо­бенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, 11идерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников ан­тичности, как в Италии»1.


 

Раздел 2. Мировая нудожвсгвеннан культура

Реформация (от лат. reformatio — преобразование) представляла собой такое же мощное религиозное движение, каким ныне является, к примеру, фун­даментализм в исламских странах. Оба они высту­пали за возвращение к изначальным ценностям веры (к ее фундаменту) и требовали серьезных

I изменений (реформации) существующей религиоз-

I пой практики.

Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера (1483—1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные дог­маты католицизма. Идеологи Реформации отрицали необходимость католической Церкви с се иерархией и духовенства вообще, права Церкви на земельные бо­гатства, отвергая католическое Священное предание в целом. Под идейным знаменем Реформации прохо­дили крестьянские войны 1524—1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных преобразова­ний в его духе).

Немецкое Возрождение стало завершением духов­ного (лютеранская реформа) и социального (возвыше­ние крестьянства) кризиса, который длился полвека и сильно изменил средневековую Германию. С творче­ством трех художников — Грюневальда (между 1470 и 1475- -1528), Дюрера (1471—1528) и Гольбейна Младшего (1497 или 1498—1543) — связан «золотой век» немец­кой живописи. Не обладая цельностью итальянского Ренессанса, немецкое Возрождение развивалось в хронологически короткий период и не имело своего логического продолжения.

Выдающимся представителем Возрождения в Гер­мании, творчество которого определяло немецкое ис­кусство в течение длительного времени, был живопи­сец и мастер гравюры Дюрер. Считается, что Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисоваль­щик; рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисо­вальщика, насчитывающее более 900 листов, по обшир­ности и многообразию может быть сопоставлено толь­ко с наследием Леонардо да Винчи. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками —

■ π· серебряного штифта и тростникового пера до италь-чпекого карандаша, угля, акварели. Как и для масте­рен Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией, включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок. Это инструмент пчучения характерных типов— крестьян, нарядных такало ров, нюрнбергских модниц. Дюрер оказал огром­ное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVI века. Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498).

Его разносторонняя деятельность стала одним из воплощений «титанизма» Возрождения. Он — единст­венный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, ι тремлению овладеть законами искусства, разработке ι онершенных пропорций человеческой фигуры и пра­вил перспективного построения может быть сопостав­лен с величайшими мастерами итальянского Рснессан-

■ а. Пору расцвета искусства немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера».

Современниками Дюрера были крупные мастера τ пвоииси Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд и Лукас кранах Старший (1472—1553).

Точным, четким по характеристике портретам (жи­вопись и рисунок) Гольбейна Младшего, его картинам па религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монумен­тальная цельность композиции {«Мертвый Христос», 1521). Грюневальд, жизнь которого еще мало изучена, представляет другое направление немецкого Возрож­дения: чувства для него господствуют над разумом, а субъективность — над объективным анализом. Гений художника воплотился в главном произведении — «Изенгеймском алтаре» (1512—1515), где мистические образы соседствуют с гуманистическими, просвет­ленными. Его творчество, связанное с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматической силы, напряжения, динамизма.

Среди талантливых творцов немецкого Возрож­дения почетное место занимает портретист Лукас Кранах Старший, придворный художник Фридриха Мудрого и друг М. Лютера, благодаря деятельности


Раздел 2. Мировая кржестввнная культура

которого особое развитие получил пейзаж. Он поло­жил начало школе пейзажа, известной под названием Дунайской школы.

Ренессанс в Англии. Английский Ренессанс просла­вился не столько живописью и архитектурой, сколько театром. Его расцвет пришелся на конец XVI — нача­ло XVII века, достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616). Конец XVI века — период небывалого оживления театральной жизни в Англии, время экономического подъема и превраще­ния страны в мировую державу. Его именуют еще «ели­заветинской эпохой». Вырос престиж театра; актеров, ранее презираемых бродячих комедиантов, окружали всеобщим вниманием, они пользовались покровитель­ством меценатов-вельмож. В 1576 году в Лондоне от­крылся первый общедоступный театр, к середине 80-х годов таких театров было уже несколько. Труппа Шек­спира, получившая в 1589 году статус королевской, сменила не одну сцену, пока наконец в 1598—1599 гг. для нее не было построено постоянное помещение, названное Театр «Глобус». Драматург Шекспир стал совладельцем театра. Пьесы Шекспира (всего их на­считывается 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи.

Первые комедии Шекспира, в частности «Много шума из ничего» (1598), проникнуты оптимизмом. Од­нако на рубеже XVI и XVII вв. его мировосприятие из­менилось. Последние годы правления Елизаветы были отмечены народными волнениями и экономическим упадком. Падал авторитет государства и Церкви. В тра­гедиях «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Корол}> Лир» (1605) показан кризис общечеловеческих ценностей и морали. Герои Шекспи­ра — мыслящие, чувствующие и страдающие личности, которые переживают утрату жизненных ориентиров, а окружающий мир неспособен помочь им обрести себя.

 

1 § 3. Шранко фламандская живопись XIV XVII веков

Начиная с XV века, Нидерланды становятся круп­ным центром европейской культуры. В те времена именем «Нидерланды», которое сегодня является не­официальным названием Голландии, обозначалисьсе-неро-восточная часть Франции, территории Бельгии, Люксембурга и Нидерландов. Границы исторических 11идерландов и современных (Голландии) не совпада­ют. В эпоху средневековья старые Нидерланды пред­ставляли собой крупный интернациональный ареал европейской культуры.

Крупнейшим представителем культуры Возро­ждения Нидерландов был Эразм Роттердамский (1469—1536). Большую популярность гуманисту при­несли сатирические произведения «Похвала глупости» (1509, 40 переизданий при жизни), «Домашние беседы» н др., в которых высмеивались суеверия, схоластичес­кое мировоззрение, сословная кичливость и прочие по­роки. Сатира гуманиста способствовала воспитанию свободомыслия, стремлению к знаниям, развитию предприимчивости. Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией. В наибольшей степени традиции итальян­ского Возрождения получили развитие в живописи.

Ренессанс представлен в Нидерландах двумя поколениями выдающихся художников. Первое по­коление относится к раннему периоду Возрождения н представлено такими именами, как Ян Ван Эйк (ок. 1390—1441), Хиеронимус (Иероним) Босх (ок. 1460— 1516), Питер Брейгель Старший (1525—1569). Второе поколение нидерландцев представляет искусство XVII века: Франс Хале (между 1581 и 1585—1666), Пи­тер Пауль Рубенс (1577—1640), Антонис Ван Дейк (1599—1641), Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—669), Ян Вермер Делфтский (1632—1675), Якоб Иордане (Йор­дане) (1593—1678).

Шеренгу блистательных талантов открывает вели­чайший живописец Ян Ван Эйк. Его считают главным представителем и одним из родоначальников искусст­ва Раннего Возрождения в Голландии. Любое из сохра­нившихся произведений Ван Эйка — выдающееся яв­ление в мировой живописи. Одним из них является знаменитый Гентский алтарь (1432), многостворчатый складень, находящийся в капелле св. Иоанна собора св. Бавона в Генте. В праздничные дни алтарь откры­вался, достигая в ширину пяти метров, поражая вели­колепием колорита. С именем Ван Эйка связывается выдающееся новшество в европейском искусстве — распространение живописи маслом (до этого преобла­дала темпера). Его именуют одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи, у которого портрет превратился в самостоятельный жанр. Тща­тельная передача внешнего подчинена раскрытию внутренних особенностей характера человека. Все­мирно известный «Портрет четы Арнольфани» (1434) считается первой жанровой картиной в нидерландской живописи и первым парным портретом в европейском искусстве.

Совершенно иное художественное явление пред­ставляет великий нидерландский живописец Босх. Он был довольно плодовитым живописцем, проектировал росписи цветных стекол, церковную утварь. Босх был человеком чрезвычайно образованным, обладал энцик­лопедическими познаниями в теологии и науке, лите­ратуре и медицине. Каким-то непостижимым образом ему удалось объединить средневековую фантастику, фольклорные, сатирические и нравоучительные тен­денции. Все творчество художника пронизывает одна тема: борьба добра и зла, божественных и адских сил. Ранняя картина Босха «Корабль дураков» несет иноска­зательный смысл: по житейскому морю плывет ко­рабль, которым никто не управляет. Все, кто на нем находятся — монахи, горожане, крестьяне,— предают­ся разгулу. Каждая фигура намекает на какой-нибудь порок: невоздержанность, обжорство, пьянство, тще­славие. Фигуры людей намеренно уплощены, лица напоминают гротескные маски. Столь же аллегориче­ским является триптих «Воз сена», где в традиционное изображение сцен Страшного Суда включены фоль­клорные элементы: сено олицетворяет жизненные блага, предмет человеческих вожделений и раздоров, собака, нападающая на бродягу,— символ зависти. Центральная часть триптиха посвящена судьбе чело­вечества. Дьявольская нечисть медленно тащит в ад огромный воз сена. Вслед за ним в ад движутся импе­ратор и короли, духовенство и дворяне, богатые бюр­геры и бедняки.

Не только Босху, но другим нидерландским живо­писцам присущ мистический настрой. В отличие от итальянского Возрождения, носившего иреимущест­пенно оптимистический характер, Северному Возрожде­нию в целом свойственен гораздо больший пессимизм. Η нем сильнее чувствовались трагизм, религиозная мистика, ирония и скептицизм.

Питер Брейгель, выдающийся нидерландский живописец и рисовальщик, как бы продолжил худо­жественную линию Босха. В его творчестве перепле­таются фантастика, опирающаяся на библейские ска­зания и фольклор, и реализм, основанный на глубоком изучении народной жизни. В ранних произведениях он сознательно следовал, если не сказать подражал, своему великому предшественнику. Его композиции, полные неуемного вымысла и гротеска, населены множеством фантастических фигур и деталей («Бит-па сундуков и копилок», «Пиршество тощих»). В 60-е годы мастер стремится к созданию уже более обоб­щающих и глубоких картин народной жизни («Жат-/;</», «Сенокос», «Возвращение стада» «Крестьянская

< надьба»).

Поистине золотым для нидерландской живописи

< тал XVII век. Профессия художника была одной из самых популярных; картины приобретали не только ι югатые меценаты, но и бюргеры, ремесленники и даже

■.ажиточные крестьяне. В отличие от других стран, ι мциональные художественные школы Нидерландов не

•.нали придворного искусства. Не вмешивалась в твор­чество живописцев и Церковь, поэтому они чувство­вали себя относительно свободными в трактовке рели­гиозных сюжетов.

Всего за полвека в Нидерландах появилось много художников, причем действительно выдающихся мас­теров насчитывались десятки. В историю мировой живописи вошли имена Рубенса, Ван Дейка, Халса, Рембрандта, Вермера, Иорданса.

Великий фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко Рубенс проявил себя еще и как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, зна­ток нумизматики, государственный деятель и дипломат. 11о таланту и многогранности дарования, глубине зна­ний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу ι амых блестящих фигур европейской культуры XVII ве­ка. Современники называли его королем художников и


Раздел l Мировая яудвжестеевная культура

художником королей. Характерные для барокко припод­нятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Колорит его полотен строится на кон­трасте тонов обнаженного тела с яркими одеяниями и благородным, сдержанным фоном.

Славу ему принесли не только замечательные кар­тины, но и успехи на дипломатическом поприще. Как дипломат и художник Рубенс ездил во Францию, Гол­ландию, Испанию и Англию. В качестве посла он вел переговоры о мире между королевскими династиями Испании и Англии. В 1611 году он приобретает роскош­ный дом, который постепенно превращает в настоящий дворец в итальянском вкусе, и размещает свою драго­ценную коллекцию произведений искусства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.