Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рзздвя 2. Мировая кудажественнан культура 5 страница




I дана 8. Культура Европы Kilt века

пого видения мира. Она базируется на фантасмаго­рии, религиозном прозрении и социальном гротеске. 11 1799 г. Гойя завершает самую известную серию сво­их гравюр — альбом «Капричос» (80 листов с коммен­тариями художника), посвященный человеческому бе-гумству и глупости, представляет собой сатиру на человеческое существование.

 

щ § 3. Реализм _______________________

Третьим крупным стилистическим направлением в культуре XIX века являлся реализм. Как отдельный ■ 'лемент реализм, если это желание отразить жизнь как чна есть, ничего не приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным 'канрам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения и др.). Однако только в XIX веке он превращается в цело-(-гнуто систему взглядов на мир, в устойчивый принцип, который последовательно проводился художником в каждом жесте, позе, композиции.

Реализм в широком смысле понимается как прав­да жизни, воплощенная специфическими средст­вами искусства.

В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусство, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социаль­ных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни.

В чем-то художественный реализм даже сблизил­ся с социологией, которая, как и он, отображает ти­пичные закономерности поведения людей, но делает •то по-своему— на основе статистических обобще­ний. Романы Толстого или Стендаля отображали соци­ально-типическое иначе — через художественное обобщение, но по степени точности и достоверности постижения реальности ничуть не уступали лучшим работам социологов.

У художников-реалистов, как и у социальных уче­ных, в центре внимания находилась проблема «лич­ность и общество». У писателей она выражалась в

Раздел I Мировая кржеивешя культу)

противостоянии социальных закономерностей и нрав! ственного идеала, индивидуального и массового. Там! где ученый стремился оставаться нейтральным к col бытиям, как того требовал от него научный метод, xyJ дожни к-реалист проявлял страстную заинтересован! ность, желание исправить мир, решить нравственные проблемы современности.

Реализм и романтизм объединяет критической отношение к капиталистической реальности. Когда ка> питализм в середине XX века вступил в новую исторИ; ческую фазу, стал более цивилизованным, пошел на убыль обличительный пафос художников, сменились! художественные стили эпохи. От романтизма реализм] отличают методы отображения критикуемой реально-;; сти: скрупулезная работа с объективными фактами yf реалистов, углубление в субъективный мир человек ка — у романтиков.

Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства XIX — XX веков числятся Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л.Н. Тол­стой, Ф.М. Достоевский, М. Твен, А.П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А.И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.П. Мусоргский, М.С. Щеп­кин, К.С. Станиславский,

Выдающийся французский писатель Стендаль (1783—1842) опубликовал в 1825 году книгу «Расин и Шекспир», считающуюся первым манифестом реали­стической школы. Он обладал неподражаемым мастер­ством психологического анализа, умением передать сложные конфликты и противоречия современного общества. Страстное обличение политической реакции и мещанской ограниченности сочетается в его романах с глубоким анализом внутреннего мира героя («Крас­ное и черное» (1831), «Пармская обитель» (1839) и др.).

Великий французский писатель Оноре де Баль­зак (1799—1850) считается основоположником жанра социально-реалистического романа. Его главное про­изведение, эпопея «Человеческая комедия», должно было состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества с 1816 по 1848 год — зарождения эпохи первоначального накопления фило­софии денег. Своему титаническому труду Бальзак от-348 Лал все свои силы, но создал только 90 романов и

I лапа 8. Культура Европы XIX века

ιιοβολλ. Известные произведения «Шагреневая кожа» (1830—1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834—1835) и др. — части бальзаковской эпопеи, свя­занные общим замыслом и многими персонажами. < 'квозные персонажи— удачный художественный прием нисателя-«социолога». Герои Бальзака изобра­жены как различные общественные типы, поступки которых определяются классовыми интересами и противоречиями. Бальзак не только показал, но и до­казал, что человек формируется под влиянием обще­ственных отношений. Но формируется совсем не так, как хотелось бы писателю. Оказалось, что безудерж­ная жажда богатства омрачает человеческие отноше­ния, даже любовь она делает предметом торга, а дру­зей превращает во врагов.

Один из великих художников мировой литерату­ры — Чарльз Диккенс (1812—1870), основоположник п лидер критического реализма английской литерату­ры, выдающийся сатирик и юморист. Уже в ранних «Очерках Боза» (1836) он попытался сделать социаль­ную диагностику различных слоев лондонского обще­ства. А в следующем романе «Приключения Оливера Твиста» (1838) писатель изобразил капиталистический городе его трущобами и жизнью бедняков. Его герой, преодолевая многочисленные препятствия, добивает­ся личного счастья. Роман наполнен состраданием к униженным (особенно к переживаниям детской души), неприятием социальной несправедливости.

Французский писатель Гюстав Флобер (1821—1880) почти всю свою жизнь провел в небольшом местечке Круасси возле Руана и доподлинно знал провинциаль­ные нравы. Их-то он и описал в знаменитом романе «Госпожа Бовари» (1857). Главная героиня Эмма Бова-ри, запутавшаяся в супружеских изменах, кончает жизнь самоубийством. За хроникой местных событий писатель рассмотрел убийственную пошлость обыва­тельской среды, бездуховность тихой и благопристой­ной глубинки. Власти признали книгу безнравственной (автор обличал не женщину-распутницу, а общество в целом) и отдали автора иод суд, который вынес ему оправдательный приговор. После романа о страдани­ях женской души, воспитанной романтической лите­ратурой и столкнувшейся с рутиной провинциальной

Раздел 2. Мировая кудпжесгавнная культура

жизни, Флобер описал в романе «Воспитание чувства
(1869) историю неудач и разочарований молодого че>
ловека. Прекрасна и его историческая проза (роман
«Саламбо», 1862). Флобер оказал большое влияние на
развитие реализма в мировой литературе еще и как
блестящий стилист. \

К реализму тяготеет и творчество крупнейшего фран< цузского писателя XIX века Эмиля Золя (1840—1902), хо­тя литературоведы относят его к самостоятельному тече­нию — натурализму. Натурализм (от лат. natura —ί природа) — направление в европейской и американ­ской литературах и искусстве последней трети XIX ве­ка, теоретиком и главой которого являлся именно Э. Золя. Под воздействием позитивистских идей он! стремился к «объективному», бесстрастному восиро-. изведению реальности, уподобляя художественное по-; знание научному. Творчеству Золя присуща социаль­но-критическая направленность, четко проявившаяся; в романах «Чрево Парижа» (1873), «Западня» (1877), «Жерминаль» (1885), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892).

В конце XIX века реалистическое направление в английской литературе было представлено творчест­вом Джона Голсуорси (1867—1933), завоевавшего ми-, ровую известность. В самом известном его произведе-. нии, трилогии «Сага о Форсайтах» (1906—1921), дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX — начала XX века, раскрыв губительную роль собственничества как в общественной, так и в частной жизни. Им созданы социально-бытовые романы, в ча­стности «Остров фарисеев» (1904), драмы и литератур­ная публицистика, в которой отстаиваются принципы реализма.

В последней трети XIX века мировое звучание при­обретает скандинавская литература, где ведущие по­зиции заняли норвежские писатели Генрик Ибсен (1828— 1906) и Кнут Гамсун (1859— 1952).Ибсен — один из создателей национального норвежского театра, тво­рец романтических драм на сюжеты скандинавских саг и исторических пьес. Гамсун в романах «Голод» (1890) и «Мистерии» (1892) раскрыл социально-психологиче­скую анатомию городской жизни.

Реализм в живописи во Франции связан с ху­дожниками «Барбизонской школы». Этот термин обоз­ ii.i4.ioT живописные открытия независимых нейза-·ι· истов, работавших в 30—60-е годы XIX века в дере­вушке близ леса Фонтенбло,— 7". Руссо, II. Диас, >к. Дюпре, К. Коро, К. Труайоп. Они обратились к не­посредственному изображению природы, света и воз­духа, сыграли важную роль в развитии реалистиче­ского пейзажа.

В группе реалистов господствующее положение ыпимала блестящая личность Жана Франсуа Милле 111114—1875). Его монументальное искусство являет co­in ш восхваление сельского труда, гимн природе. В сво­их пейзажах и «реальных аллегориях» Гюстав Курбе (11119—1877) дал обобщенные образы простых людей-гружеников. Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Курбе придал жанровым щепам монументальную значительность, которая до­пускалась прежде лишь в исторической живописи.

 

I § 4. Новые направления в искусстве __________

Во второй половине XIX века в Западной Европе ι- ультурным центром становится Франция. Отталкива­ми, от реализма и романтизма, возникают новые худо­жественно-эстетические теории, получившие большую пли меньшую популярность. В Англии в 1842 г. возник-\о «Братство прерафаэлитов» — общество поэтов и художников (Д.Г. Россетти, X. Хант, Дж.Э. Миллес), к | штиковавших с романтических позиций современную культуру. Прерафаэлиты соединяли скрупулезную пе­редачу натуры с вычурной символикой. Они избрали споим идеалом «наивное» искусство средних веков и раннего Возрождения (до Рафаэля). Идеи прерафаэли­тов повлияли на развитие символизма и стиля «модерн».

Символизм (фр. symbolisme, от греч. — знак, сим­вол) — художественное направление в европейском и русском искусство 1870 — 1910-х годов, возник­шее сначала во французской литературе. Философ-ско-эстетичсские принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, ф. Ниц­ше, творчеству Р. Вагнера и характеризуются отри­цательным отношением к материализму и пози­тивизму. С помощью «сверхчувственной интуиции»


I_______________________________ Раздел 2. Мировая ицдржеетвенная щщщ

«

символисты намеревались проникнуть в тайнь? мира, скрытые под внешним покровом. Символизм исходит из убеждения, что современной культуре недостает фантазии и духовности. Художник-сим­волист создает произведения, дающие выход вообт ражению.

Основные представители символизма в литератур ре — П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме,] М. Метерлинк, А.А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов,] Ф.К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г.1 Моро, М.К. Чюрленис, М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Муса-] тов; близко к символизму творчество П. Гогена и мае-; теров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы, многих мастеров стиля «модерн». Наиболее крупны-; ми представителями французского символизма были' поэты Поль Верлен (1844—1896), Стефан Малларме, (1842—1898), Артюр Рембо (1854—1891). П. Верлен' (сборник стихов «Галантные празднества») ввел в ли­рическую поэзию сложный мир чувств и пережива­ний, придал стиху тонкую музыкальность. Для творче­ства О. Малларме характерен усложненный синтаксис, стремление к передаче «сверхчувственного». Его дра­матические сочинения проникнуты мотивами одино­чества и бессилия перед жизнью. А. Рембо в своих стихах выразил разорванность мысли и реальности, стремясь путем соединения поэтических образов про­никнуть в тайну действительности.

Под влиянием представителей живописи критиче­ского реализма (Курбе, Домье) появилось новое на­правление в искусстве — импрессионизм (от фр. im­pression — впечатление).

Импрессионизм обновляет изобразительное ис­кусство всей Европы. Любовь к природе побуждает французских художников писать пейзажи с натуры. Художник-импрессионист пытается зафиксировать на холсте мимолетные впечатления от сцены, которую он видит перед собой. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э. Мане, К. Писсарро, Э.Дега, П.О. Ренуар, К. Моне, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официально­го академизма в художественном творчестве.

Один из основоположников импрессионизма, Эду-ар Мане (1832—1883), родился в семье крупных чи-

1ш I. Научный статус н предмет культурологии

новников. Рисовать начал еще в колложо. Воснроти-нмвшись предназначавшейся ему карьере юриста, по­ступил в морскую школу, затем учился в Школе изящ­ных искусств в Париже. Он много путешествовал, интересуясь секретами живописи старых мастеров, в традициях которых были выполнены его ранние кар­тины. В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве». На ежегодную выставку художников в Пари­же официальное жюри принять его картину отказа­лось. Тогда он выставился среди неофициальных ху­дожников — в известном «Салоне отверженных». Картина произвела в Париже громкий скандал. На пей была изображена обнаженная женщина в обще­стве одетых мужчин. Новшеством в этой картине было то, что яркий свет переходил к тени сразу, без проме­жуточных градаций. Это создавало ощущение неза-першснности, резкости и одновременно угловатости. 1)тнынс Мане встал на путь разрушения традицион­ных канонов бытовой живописи, отказавшись от четкой сюжетной мотивировки.

Клод Моне (1840—1926) — ведущий представитель импрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В серии картин «Стога сена» (1891), «Руанский собор» (1895) он стремился за­печатлеть мимолетные состояния свето-воздушной сре­ды в разное время дня. От названия пейзажа Моне «Впечатление. Восходящее солнце» произошло и назва­ние направления — импрессионизм. Наряду с Дега и Ренуаром Моне был одним из немногих художников, чьи произведения были выставлены в Лувре еще при их жизни. Критики стали считать Моне предшествен­ником лирической абстракции, в частности абстракт­ного пейзажа.

Другой представитель импрессионизма Камиль Писсарро (1830—1903) является автором светлых, чистых по цвету пейзажей, для его картин характер­на мягкая сдержанная гамма. Как и другие импрес­сионисты, Писсарро создал немало городских пейза­жей, среди которых лучшими являются виды Парижа, написанные им в конце 90-х годов. Писсарро, как и большинство импрессионистов, пишет маленьким то­чечным мазком, сочетая его с ясно выраженным контуром предметов. Наиболее известные произ-


Раздел?. Мировая художественна» культура

ведения «Бульвар Монмартр» (1897) и «Оперный про­езд в Париже» (1898).

Выходец из семьи крупной финансовой буржуазии, Эдгар Дега (1834—1917) получил классическое обра­зование. Может быть потому его творческому почерку свойственны безупречно точное наблюдение, стро­жайший рисунок, сверкающий, изысканно красивый колорит. Он прославился свободным, иногда асиммет­ричным построением композиции. Чтобы нарушить не­подвижность своих картин и передать стремительное движение, Дега использовал различные приемы: под-нятиелинии горизонта, смещение центра композиции, нарушение перспективы. Значительное место в твор­честве Дега занимает балет, который он показал и с праздничной, и с будничной стороны: его знаменитые танцовщицы напоминают то грациозные воздушные создания («Репетиция балета на сцене», 1874), то из­мученных тяжелыми репетициями полувзрослых дево­чек с утомленными лицами, в минуты отдыха неловки­ми движениями поправляющими туфельки и корсажи («Танцовщицы за кулисами», 1890—1895). Его взгляд становился еще беспощаднее, когда останавливался на женщине, занимающейся своим туалетом: вот она на­мыливается в тазу, растирается, выходит из ванны, вытирает затылок, тело, ноги («Ванная», 1890), а вот дру­гая, уверенная, что ее никто не видит, садится на корточ­ки, чешется, принимая порой довольно нелепые позы. Художник одинаково, без снисхождения изображал женщин из народа и завсегдатаев салонов. В живописи Дега продолжал социально-критическую традицию Золя. Круг тем, интересовавших Дега, был чрезвычайно широк: прачки и портнихи, цирковые представления и бир­жевая суматоха, похождения кокоток и жизнь борделей.

Художник создал более 2000 картин и пастелей, его зрение постепенно ухудшалось, а характер портился. Когда же слепота стала практически полной, Дега, одинокий и желчный, предпочел запереться в одино­честве и заняться скульптурой. Вместе с тем этот уг­рюмый молчун умел быть замечательным другом и помогать близким в трудные минуты. Однако его про­зорливый ум, тонкая ирония и светская деликатность покидали его, как только речь заходила о политике. Здесь Дега проявлял себя крайним реакционером и фанатиком. Искусство Дега оказало огромное влияние на современников.

Выдающийся французский живописец, график и скульптор Огюст Ренуар (1841 —1919), сын портного из Лиможа, зарабатывая на жизнь, расписывал в Па­риже фарфор, веера и шторы, затем учился в Школе изящных искусств у импрессионистов. Ему охотно позировали друзья, которых он помещал под деревья­ми, изучая зеленые рефлексы и блики света на лице, теле и одежде. Ренуар хотел быть непосредственным в восприятии и воспроизведении натуры, он говорил об этом: «Я устанавливаю свою натуру, как мне хочет­ся, затем беру и пишу ее, как писал бы ребенок... Я не мудрю, у меня нет ни правил, ни методов». Он созда­вал светлые и прозрачные по живописи пейзажи, порт­реты, динамичные бытовые сцены, воспевающие чув­ственную красоту и радость бытия: «Мулек де ла Галет» (1876), «Ж. Самари» (1877).

Импрессионисты (за исключением Дега) создают оригинальную живописную систему. Она отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаи­мопроникновением четких раздельных мазков чистого цвета, смешивающихся не на палитре, а при воспри­ятии зрителем — в оптических рецепторах глаза — светлой и яркой цветовой гаммой, цветными тенями. Объемные формы как бы растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке, дематериализуются, об­ретают зыбкость очертаний.

Франция в конце XIX века дала миру великого скульптора —Огюста Родена (1840—1917), творчество которого относят к импрессионизму. В его скульптурах духовное содержание передавалось выражением лица и дви-жением тела, достигающим кульминации в жесте, поразительном по красоте, психологической точности и ритмической выразительности. Его любимым стилем был готический, а любимым произведением — «Боже­ственная комедия» Данте. И вслед за Бальзаком, соз­давшим «Человеческую комедию», и за Бодлером, чьи «Цветы зла» поначалу носили название первых кругов дантова «Ада», Роден приступил в 1880 году к работе над «Вратами ада» для Музея декоративного искусства в Па­риже. Центральная фигура композиции — самое извест­ное творение французского мастера — «Мыслитель».


Раздел 2. Мировая худржвстввннзя культура

Он имеет определенного прототипа в образе пророка Иеремии из фрески Микеланджело. Несмотря на более светлые любовные мотивы, родившиеся из темы Паоло и Франчески («Поцелуй», «Вечная весна», «Вечный идол»), концепция человеческого существования у Ро­дена в целом достаточно драматична. «Я хочу выразить всю правду, а не только ту, что дается глазу», — любил повторять Роден.

Постимпрессионизм (от лат. post— после и им­прессионизм) — художественное течение конца XIX — начала XX века, возникшее во Франции как реакция на импрессионизм. Между двумя течениями разница не только во времени. Приставка «пост» не означает, что новое направление просто следовало во времени за старым. Они расходились по принципиальным во­просам. Импрессионизм стремился уловить случай­ное и мимолетное, а постимпрессионизм искал посто­янные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором —рассудок и интерес к фило­софским аспектам бытия. К постимпрессионистам относят П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сера, представителей неоимпрессиониз­ма и группы «наби». Между собой они имели мало общего. Каждый из них искал свою художественную нишу: Сера осуществлял свои эксперименты с цве­том в Париже. Ван-Гог уехал в Арль, городок на юго-востоке Франции, Гоген отправился на далекий ост­ров Таити. Их творчество положило начало многим тенденциям в изобразительном искусстве XX века.

Творчество крупнейшего постимпрессиониста Поля Сезанна (1839—1906) стоит у истоков современ­ного искусства. Он начинает вместе с импрессиони­стами, однако в 80-х годах отходит от них и разрабаты­вает новую живописную систему, которая оказала огромное влияние на развитие всего искусства XX ве­ка. Отец Сезанна, родом из Экса, был рабочим, затем торговцем шляпами, и в 1847 году стал банкиром, обес­печив, таким образом, своему сыну безбедное буду­щее. В 1852—1858 годах Поль получает хорошее гума­нитарное образование в Бурбонском колледже в Эксе. Здесь начинается его дружба с Золя, с которым они проводят долгие часы в бурных спорах и мечтаниях. В 1858 году Сезанн становится бакалавром и поступа­от на факультет права, но, воодушевленный перепис­кой с Золя, он вскоре решает посвятить себя живопи­си. Через Золя он познакомился с художниками Э. Ма­не, К. Писсарро, К. Моне, О. Ренуаром и др. Общение с ними, а еще больше с постимпрессионистами (пре­жде всего Ван-Гогом) формирует его технику анали­тического геометризма. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны (Сезанн серьезно интересовался геологией). Излюблен­ный прием Сезанна — совмещение разных точек зре­ния на объект при его изображении. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна не видно людей; его многочисленные пейзажи пустынны. Сезанн занимал­ся поиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, его рисунок очень лаконичен, а цветовая палитра небогата: в ней преоб­ладают три цвета — зеленый, голубой и желтый.

Произведения Сезанна (а насчитывается около 900 его картин и 400 акварелей) представлены почти во всех крупных музеях мира. Получили известность его «Пьеро и Арлекин» (1888), «Берега Марны» (1888), «Игроки в карты» (1896), «Портрет А. Воллара» (1899) и др. Слава пришла к Сезанну только в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллек­ционеров и критиков. Воздействие его искусства ска­залось на творчестве П. Гогена и художников группы «Наби», фовистов и кубистов, русских «сезаннистов» из «Бубнового валета».

Поль Гоген (1848—1903) — один из главных пред­ставителей постимпрессионизма, близкий к символиз­му и стилю «модерн». По материнской линии он про­исходил из старинного испанского рода и детство провел в Перу. В юности был матросом, затем работал в Париже биржевым маклером, одновременно занима­ясь живописью. В 35 лет бросил карьеру коммерсанта, а в 40 лет, расставшись с семьей, покинул цивилизо­ванное общество и уехал на Таити. В Париже он жил трудной, почти нищенской жизнью, но и на Таити ему пришлось вытерпеть немало: он болел, голодал, даже попытался покончить с собой. На Таити он живет жиз­нью туземца: изучает легенды, традиции и верования таитян. В своих картинах изображает жизнь таитян сре-


Раздел 2. Мировая художественная «ультра

ди тропической природы, в праздничном покое, идеа­лизируя ее. Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно при­шел к примитивизации формы. Обобщенный рисунок, контрастные сочетания цветовых пятен придают его картинам настроение торжественного покоя. Его ин­тересуют не столько описательные возможности цве­та, сколько его эмоциональное значение. Композиции Гогена носят орнаментальный характер; Гоген — ав­тор таких картин, как «Брод» (1901), «Л, ты ревнуешь?» (1892). Па Таити он написал один из своих шедевров «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».

Выдающийся французский график и живописец Анри де Тулуз-Лотрек (1864— 1901), с детских лет стра­давший тяжелым физическим недугом, стал блестящим мастером острых, порой язвительных живописных ха­рактеристик. Возможной причиной слабого здоровья Анри стало кровосмешение, совершенное его отцом графом Альфонсом де Тулуз-Лотрек-Монфом, который былженат на своей кузине. Детство будущий художник провел в Париже и в замке Селейран, в аристократиче­ской среде, где господствовал дух славы и мужества, страсть к лошадям и к охоте. Подобно своему отцу, деду и двум дядьям, Анри обожал рисовать. В 1878 году, когда после двух переломов бедра он заболел костной болез­нью и был признан неизлечимым, свой физический недостаток он преодолевал упорной работой. Получив степень бакалавра, Тулуз-Лотрек поступил в Школу изящных искусств. Под влиянием своих академических учителей он вначале увлекается импрессионизмом, но затем отходит от него и присоединяется к группе неза­висимых художников во главе с Ренуаром. Его восхи­щал Дега, под влиянием которого его главным выра­зительным средством стали рисунок и композиция. Именно Дега он обязан своей острой наблюдательно­стью парижских нравов и выбором современных сю­жетов. Прожив долгие годы на Монмартре, он прекрас­но знал мир парижской богемы и места, где она проводит свой досуг. Тулуз-Лотрек изображал завсегдатаев каба­ре и публичных домов, одним из которых был он сам. В знаменитом «Мулен Руж» он встречал звезд ночных представлений, изображая среду людей, безуспешно спешащих за ускользающей жизнью. Его восхищали

Глава 8. Крьтр Европы XIX века

танцовщицы канкана, энергичный ритм танца, рисунок поднятых ног и порывистых линий. Его увлекал натура­лизм уличных девиц на Монмартре, которые предстают в его работах бесстыдными, лишенными очарования, но преображенными в лукавых и ироничных красавиц. Тулуз-Лотрек создал собственный, гротескно-реалисти­ческий, стиль, определяющим моментом которого было соединение четкого рисунка с экспрессивным цветом.

В истории мирового искусства трудно найти ху­дожника с судьбой более трагичной, чем у голландца Винсента Ван-Гога (1853—1890). Он родился в семье добропорядочного голландского священника, работал в Бельгии и во Франции. Болезненное чувство неуст­роенности жизни заставляло Ван-Гога всю жизнь ме­таться в поисках справедливости между религией (он был сыном пастора) и социализмом, проповедью и ис­кусством. Уже с самого начала и совершенно созна­тельно Ван-Гог хотел стать художником униженных, воспевая их неблагодарный труд, как некогда он пы­тался принести им утешение в Евангелии и подобно тому, как он предложил кров проститутке. Готовый поделиться последним куском с первым встречным, он всю жизнь терпел крайнюю нужду, кое-как пере­биваясь благодаря помощи своего брата Тео — мелко­го служащего одной из картинных галерей. Ван Гог пытался синтезировать образную манеру письма им­прессионистов и мастеров японского искусства. В 1888 году он уехал из Парижа и поселился в Арле, где попадал в госпиталь, а затем в приют для душев­нобольных, с которым связан один из самых плодо­творных периодов его творчества, нашедший отраже­ние в ярких картинах с цветами.

Ван-Гог работал в очень динамичной манере, исполь­зуя цвет как мощное выразительное средство. Эгоцен­трист и неврастеник, Ван-Гог передает в своих картинах глубоко оригинальное видение мира. Его творчество продолжалось менее одного десятилетия, но, работая как одержимый, он создал за этот короткий срок несколько тысяч шедевров. Непризнанный гений, он подвергался насмешкам не только врагов, но и друзей. Ван-Гог покон­чил с собой в возрасте 37 лет. Его творчество повлияло на всю культуру XX столетия, а картины Ван Гога считают за честь иметь лучшие музеи мира.

Раздел I Мировая кцдцжЕСтвпнная крырз

В ΝΒ ___________________

■ В XIX пеке происходит формирование индустриально­го общества. Оно зародилось в XVIII веке и будет суще­ствовать еще до середины XX столетия.

■ Переход к рыночной экономике, расширение индивиду­альных свобод, развитие машинного производства и на­емного труда, демократизация общества и становление гражданского самосознания. XIX век — это расцвет клас­сического естествознания, создания единой системы наук.

■ Художественное своеобразие культуры XIX века опреде­ляли три главных стиля — классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления, такие как импрессио­низм, которые определили облик европейской культуры уже XX века.

■ XIX век стал периодом серьезных достижений в фило­софии, которая была богата самыми разными течения­ми и направлениями.

■ Самым мощным направлением первой половины XIX сто­летия являлась классическая немецкая философия. Ее родоначальником считается И. Кант.

■ Классицизм, или неоклассицизм, начала XX столетия на­зывают также ампиром (от фр. empire— империя), или стилем Империи.

■ На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других евро­пейских странах возникло новое направление в духов­ной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм с его культом разума и рационализма. Ро­мантизм был первым направлением к искусстве, которое признало художника субъектом творчества и провозгла­сило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности. Романтизм — это комплекс инди­видуальных реакций на социальные и метафизические потрясения. Мучительный разлад идеала и социальной действительности — основа романтического мировос­приятия в искусстве.Родиной романтизма считается Гер­мания, здесь были заложены основы романтической эс­тетики.

■ Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства.

■ В узком значении реализм представляет собой конкрет­но-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.