Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I дана 10. Искусство древнерусского государства




пни с кий, или церковнославянский, язык. Он обладал оольшим набором отвлеченных понятий, которые осе­ли в русском языке настолько прочно, что стали его неотъемлемым достоянием: пространство, вечность, разум, истина.

Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Переводили, как правило, церковную классику— Священное Писа­ние и произведения раннехристианских отцов Церк­ви IV—VI вв.: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, а также произведения массовой литературы — «Христиан­ская топография» Косьмы Индикоплова, апокрифы (произведения иудейской и раннехристианской ли­тературы, не включенные в библейский канон), па­терики (сборники жизнеописаний отцов Церкви, монахов, признанных священными). Наибольшей по­пулярностью пользовалась Псалтырь, богослужебная и толковая. Первые оригинальные сочинения отно­сятся к концу XI — началу XII века. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI—XII вв. не­велико: летописание, житие и слово.

Среди жанров древнерусской литературы цен­тральное место занимает летопись, развивавшаяся в течение многих веков. Ни одна европейская традиция пе обладала таким количеством анналов, как русская. Преимущественно, хотя и не всегда, летописанием на Руси занимались монахи, прошедшие специальную подготовку. Летописи составлялись по поручению кня­зя, игумена или епископа, иногда по личной инициати­ве. Древнейшая русская летопись носит название «По­весть временных лет» (1068), которая, по определению Д.С. Лихачева, является не просто собранием фактов русской истории, а цельной литературно изложенной историей Руси. Другой распространенный жанр древ­нерусской литературы — житие, представляющее жиз­неописания знаменитых епископов, патриархов, мо­нахов — основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех, которые считались Церко­вью святыми. Составление житий требовало соблюде-

Раздел 2. Мировая ирожествеяна» культура

ния определенных правил и стиля изложения. К ним относятся неторопливое повествование в третьем лице, композиционное соблюдение трех частей: вступ­ления, собственно жития и заключения. Первые жития посвящены христианским мученикам — князьям брать­ям Борису и Глебуи игуменье Феодосии. Героилишены индивидуальности и служат обобщенным образом доб­ран подвига. Дошедшие до нас летописные своды XII— XIII вв. включают уже не только хронологию важнейших исторических событий, но также художественные пове­ствования. Русское летописание возникло в Печорском монастыре: первымлетописцем, попреданию, былНе-стор, живший во второй половине XI века, а составите­лем первого летописного свода был игумен киевского монастыря, Сильвестр, (начало XIIвека). Имоннолето-ииси сохранили потомкам выдающиеся произведения русской словесности.

К жанру красноречия, расцвет которого приходит­ся на XII век, относятся речи, называвшиеся в старину поучениями и словами. Термином «слово» писатели на­зывали и торжественную речь митрополита Илариона, и воинскую повесть. Поучения проследовали практи­ческие цели назидания, информации, полемики. Ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха» (1096), где автор дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень скоро эта морализирующая тема, заданная церковной тради­цией, перерастает в политическое завещание, в урок сыновьям, как княжить, управлять государством. Кон­чается «Поучение» автобиографией князя.

Торжественное красноречие — область творчест­ва, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства1. Древнейшим из дошедших до нас памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (1051). Основная идея произведения — рав­ноправие всех христианских народов независимо от времени их крещения.


 

Глава 10. Искусство древнерусского государства

Выдающимся памятником древнерусской литера­туры является «Слово о полку Игоревен (1185—1188). В основу сюжета неизвестный автор положил, каза­лось бы, частный эпизод русско-половецких войн — неудачный поход Игоря Святославича 1185 г. Но сред­ствами художественного языка он превращен в со­бытие общерусского масштаба, что придало мону­ментальное звучание основной идее— призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Это уникальное лиро-эпи­ческое произведение оказало влияние на русскую литературу (переводы В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, Н.А. Заболоцкого), искусство (В.М. Васнецов, В.Г. Пе-ров, В.А. Фаворский), музыку (опера «Князь Игорь» А.П. Бородина). Всего до нас дошло более 150 руко­писных книг XI—XII веков.

 

 

3.3. Роль Церкви

После принятия христианства Русь в церковных вопросах (но только в церковных) подчинялась Кон­стантинопольскому патриарху, назначавшему митро­полита Киевского. Патриарх Константинопольский считал обыкновенно присылал в Киев кого-нибудь из своих епископов. Из 20 митрополитов домонгольско­го периода было только двое русских.

Церковь, построенная по византийскому образцу, внесла в древнерусское общество совершенно новое понятие семьи — как пожизненного союза мужа и жены, освященного и скрепленного церковным венча­нием и, как правило, нерасторжимого, и восставала против прежних обычаев — многоженства и беспоря­дочных брачных отношений. Церковь произвела «чи­стку» и в других сферах, в частности, она выступила против древнейшего языческого пережитка, каким являлась кровная месть, а также против грубых и жестоких форм рабства. Церковные поучения запре­щали господам убивать или истязать рабов, морить их голодом или непосильной работой. Разрешаемые свет­ским законом, подобные деяния объявлялись грехом перед законом церковным.

Раздел 2. Мировая нудожествегои культура

3.4. Культовая архитектура

С приходом на Русь христианства начинается ши­рокое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Языческая Русь не знала храмов, она по­клонялась своим богам на специальных полянах, воз­вышенностях или в утаенных в лесу местах. На смену полянам приходит другое место поклонения, которое было присуще ранним христианам — пещера. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Пе-черский, основанный в середине XI века Печеры или пещеры, — это место, где первоначально селились христианские подвижники, вокруг которых потом воз­никало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Другое новшество, принесенное христиан­ством, — иконы (отгроч. eikon — изображение, образ), представлявшие изображение Иисуса Христа, Богома­тери и святых, которому приписывалось священное значение. Иконы заменили деревянных истуканов, символизировавших языческих богов.

Постепенно на Руси получает развитие культовая архитектура, представленная двумя типами постро­ек — наземными и подземными. Те и другие являлись каменными, только одни рукотворными, а другие при­родными. Те и другие назывались монастырями и храмами.

Из подземных монастырей получили известность Киево-Печерский монастырь, Ильинский подземный монастырь в Чернигове — уникальный историко-ар-хитсктурный памятник в толще Болдиной горы (1069), Печорский монастырь под Изборском Псковской об­ласти. Подземные монастыри и комплексы распростра­нены во многих культурах мира.

На Русь они пришли вместе с другим явлением, заимствованным у византийских христиан. Его именуют исихией (отгреч. hesychia —покой, безмолвие, отрешен­ность) или молчальничеством, а также пещерным за­творничеством. Пещеры как нельзя лучше служили уединенным мостом для проведения особой духовной практики, связанной с преображением человеческого духа через аскетизм и уход от мира. В подземное убе­жище не проникают ни звуки мира, ни свет солнца, ме­шающие молитвенной сосредоточенности, единению че-

Глава in. Искусство цршерркого государства

ловека с Богом через «очищение сердца» слезами. В от­личие от Византии, пещерное затворничество не превра­тилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое движение с тысячами преданных поклонников.

Первые наземные каменные церкви строились в византийском стило. Таков кафедральный собор Св. Софии в Киеве. Позже сформировался специфи­чески русский стиль, лучшие образцы которого сохра­нились в храмах Владимира, недалеко от Москвы. Внутренний декор включал фрески и иконы. Основ­ные концептуальные принципы, технические приемы и художественная манера были заимствованы из Ви­зантийской империи, которая в тот момент, когда она начала влиять на Киевскую Русь, достигла наивысше­го расцвета. Можно говорить о том, что она определя­ла мировую художественную моду. На учебу в Кон­стантинополь, как позже во Флоренцию, Рим и Париж, постоянно выезжали европейские художники. Поэто­му русские перенимали лучшие мировые образцы, а не провинциальные модели, успевшие прочно уста­реть. Правда, в отличие от византийцев, русские зод­чие строили соборы и церкви с более узким и высо­ким силуэтом. Специалисты полагают, что русский самобытный стиль сложился благодаря неустанным экспериментам зодчих с таким важным элементом ре­лигиозного здания, как купол. Образцом для подража­ния при создании самобытного церковного купола ви­зантийские модели послужили русским архитекторам лишь отчасти. Более сильное влияние оказала форма войлочного шатра, которая была распространена у скифов, сарматов, печенегов и других кочевников, с которыми русским приходилось постоянно соприка­саться. Таким образом, луковичная форма церковного купола пришла в Россию, не из Византии.

Основой культовых сооружений в домонгольской Руси являлась византийская базилика. Базилики по­нимались как образ Мира, но не было более наглядно­го символа неба, чем купол. Соединение базилики с куполом привело к сооружению знаменитой Софии Константинопольской (523—537 гг.) — «новой модели мироздания».

Византийский крестово-купольный храм стал в Древней Руси основной архитектурной формой. Одним из первых каменных зданий Киева была Десятинная церковь (990—996 гг.), построенная византийскими ар­хитекторами. Внутри в соответствии с византийскими образцами храмы украшались фресками и мозаиками. В апсиде традиционно изображали Богоматерь Оранту (Молящуюся), причастие апостолов и фигуры святите­лей. Подкупольное пространство отводилось образу Вседержителя — Творца и Повелителя Вселенной. На стенах изображались библейские сцены и фигуры апо­столов, пророков, святителей и мучеников, а также в традициях Византии — князья и их семьи.

Высшего расцвета искусство Киева достигло в годы правления Ярослава Мудрого (1019—1054). Главным культовым и общественным зданием Киева был вели­чественный Софийский собор (заложен в 1037 г.) — храм, имеющий в плане крест с пятью полукруглыми выступами — апсидами, увенчанный одним большим и 12 малыми куполами. Внутри собор отличается велико­лепным убранством: он украшен мозаикой, фресками, отделан полированным и резным камнем, майоликой. Древние зодчие умели безошибочно выбирать места для храмов — по берегам водных путей, на возвыше­ниях, чтобы они были хорошо видны. Русские церкви стали органичной частью сельского ландшафта, а в городах они превращались в центр всего архитектур­ного ансамбля.

Русская архитектура второй половины XII века, как и готика в Западной Европе, была искусством городов. Иностранцы, хорошо знавшие Русь, называ­ли ее страной городов — Гардарикой. Летописи упо­минают более 220 городов, среди которых крупнейши­ми являлись Киев, Чернигов, Галич, Туров, Смоленск, Полоцк, Новгород, Владимир, Суздаль, Рязань и др. Основная часть города — детинец (позднее его стали называть кремлем), укрепленный административно-правительственный центр и примыкающий к нему посад с площадью торга, прикрытый оборонительны­ми сооружениями. В городах, в отличие от сельских поселений, складывается уличная система планиров­ки. Застройка шла стихийно, образуя прихотливую сеть улиц. Характерными для облика города были феодальные усадьбы, состоявшие из нескольких жи­лых и хозяйственных построек и огражденные забо-


I л ава 10. Искусство древнерцссквгв государства

ром. В храмовой архитектуре городов преобладают ■ютырехстолпные храмы. В XII веке ведущей стала архитектура башнеобразного типа. Такие ее элемен­ты, как ярусность закомар-кокошников и пирамидаль-ность венчающей части, на долгое время станут из­любленными приемами, хотя и превратятся в XVII веке is чисто декоративный мотив.

В архитектуре и в живописи постепенно угасал «византийский классицизм», вытесненный более са­мобытными формами. Возрождение в XII веке «фо­льклорного сознания» привело к расцвету деко­ративно-прикладного искусства «звериного стиля», напоминающего романский стиль. Но в нем нет уст­рашающих демонических существ, большое место за­нимает растительный орнамент. Вместо борьбы тем­ных и светлых сил во всем царит мировая гармония.

 

3.5. Монументальная живопись

В Киеве она представлена фресками и мозаикой.

Мозаики Михайловского златоверхого монастыря, созданные византийскими и русскими мастерами во второй половине XI века, поражают изяществом про­порций фигур, красотой колорита. Самым распростра­ненным и получившим наивысшее развитие живопис­ным жанром в допетровской Руси являлся религиозный, а именно иконопись. Она зародилась достаточно дав­но и поначалу копировала византийские образцы. Са­мостоятельным национальным искусством икона ста­ла в XIV — XV вв. когда творили гениальные Феофан Грек и Андрей Рублев. Вплоть до XVIII века икона и мозаика оставались практически единственной фор­мой художественного самовыражения русских.

Наиболее популярным теологическим образом, заимствованным из византийского богословия, была Св. София — Божественная премудрость, которой посвяще­ны храмы в Киеве, Новгороде и Полоцке. В русской иконописи важное место занимают образы Св. воинов-мучеников, в том числе и русских князей Бориса и Глеба (1015), покровительства которых искали князья и дружин­ники в то неспокойное время. Эти образы, как и многие другие, были переняты русскими у византийцев, у кото­рых они были постоянным мотивом. Иконы и фрески
обычно писали на золотом фоне, подчеркивавшем свя-
тость изображенных па них неподвижных, повернутых!
к зрителю фигур. Линейная перспектива отсутствова-|
ла, и это указывало на то, что образ существовал вне!
суетной, временной реальности. j

В XI веке сложилась система храмовой живописи,! сохранившаяся в росписи Софийского собора: изобра-j жение в центральном куполе Вседержителя, евангель-: ские сцены на сводах, Богоматерь в центральной ап­сиде, ветхозаветные сцены на хорах. В росписи Софии Киевской мозаики заполняют купол, паруса, апсиду,, остальная часть собора расписывалась фресками. Уже в XII веко славился русский мастер Алимпий, которо­му приписывают большую, поразительной красоты икону «Богоматерь Великая Панагия» (так называемая Ярославская Оранта). Стиль монументального историз­ма, выражавший дух эпохи Рюриковичей, был для Киевской Руси «первичным стилем», каким для Запад­ной Европы был романский стиль.

Киевская Русь была страной высокоразвитого ре­месла: гончарного, ювелирного, металлообработки. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира. Ювелирные украшения вы­полнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металли­ческую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выпол­ненные в технике перегородчатой эмали, типично рус­ские украшения.

 

1 § 4. Культура Московской Руси ____________

Древнерусское искусство до нашествия монголов являло собой поразительно яркую и цельную картину. Однако в XII—XIII вв. могущество Киевской Руси при­ходит к упадку. Начинается период феодальной раз­дробленности, который охватывает XII—XV вв. В сере­дине XII века насчитывалось 15 крупных и мелких





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.