Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Iдава Ш. Искусство древиерусскога государства




движения, свободой живописного исполнения. Новго­родцы внесли много нового в традиционную манеру написания иконы. Если па византийских иконах при­стальный взгляд святого устремлен прямо на зрителя, то на новгородских он устремлен ввысь — к небесам. Вместо темных и мрачных тонов в новгородской шко­ле появляются светлые. На новгородских иконах ста­ло больше лиризма и меньше непосредственного при­сутствия святого.

В XIII—XV веках происходят дальнейшие изме­нения иконописного стиля. Святые предстают не в безвоздушном пространстве, а на определенном фо­не — чаще всего архитектурном. Кроме того, появля­ется новое изобретение — иконостас (от икона и грсч. stasis — место стояния), перегородка с иконами и рез­ными дверями, отделяющая алтарную часть от основ­ной части интерьера. Расставныо вдоль всех стон ико­ны теперь сконцентрированы на специальном экране, где они выстраивались в строго определенном поряд­ке. Начиная с XV века иконостас становится неотъем­лемым атрибутом православного храма.

Появление иконостаса изменило технику и психо­логию восприятия иконы. Возникли сложные эстети­ческие проблемы. Их решение нашли в изменении ритмики рисунка. Четкие пропорции и упорядоченные линии фигуры сочетались со специально подобранной под них цветовой гаммой: желтый, изумрудно-зеленый и ярко-красный. Еще одно нововведение — использо­вание в иконах золотых и бриллиантовых украшений вокруг фигур святых. В результате изображение свя­тых стало как бы объемным. В них стал важен не толь­ко внешний, обведенный линией контур, но и вся фи­гура в целом, включая одежду. С тех пор новгородский стиль, в котором помимо отмеченных особенностей надо указать величественную грацию удлиненных изо­бражений святых, стал общенациональным эталоном.

В конце XIV века в новгородскую иконописную школу вошло талантливое поколение византийских эмигрантов из Константинополя, среди которых боль­ше других прославился Феофан Грек (1340—1405). Вместо с А. Рублевым и Прохором с Городца в 1405 году он расписал старый Благовещенский собор в Москов­ском Кремле. Произведения Феофана Грека (фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, 1378; ико­ны) отличаются монументальностью и внутренней силой образов.

Несмотря на значительный шаг в сторону более гуманистического изображения святых, новгородскую иконопись характеризует статичность поз, плоскост­ность изображения (нет перспективы), жизнерадост­ный колорит. Новгородские образы напоминают де­ревянную скульптуру, а сочетания цветов — народную праздничную вышивку. Иконопись Новгорода пережи­ла высший расцвет в XV веке, после чего мастерство иконописцев пришло в упадок. Художественное лидер­ство в XVI веке переходит к Московской школе. После крупного пожара Москвы в 1547 году большинство новгородских иконописцев переезжает в столицу.

Культурное значение новгородской школы очень велико. Задолго до Петербурга «окно» в Северную Европу «прорубил» Новгород, поддерживавший эко­номические и культурные связи с городами Прибал­тики и Северной Европы. Новгород, как никакой другой русский город того времени, развивался в куль­турном контексте Европы.

Московская школа. Дмитрий Донской завершает великое дело объединения русских земель, начатое еще Иваном Калитой, ставшего московским князем в 1325 году. Усилению политического влияния Москвы способствовало также перенесение сюда из Владими­ра в 1325—1326 годах митрополичьей кафедры. С кон­ца XIV века ведущая роль в художественной культуре Древней Руси переходит к Москве.

Татаро-монгольское нашествие. Начало москов­ской и продолжение деятельности новгородской худо­жественных школ происходит уже во второй период развития русской культуры, названной выше перио­дом татаро-монгольского завоевания (1242—1480). Оно нанесло страшный удар по ослабленной междоусоби­цами Руси. Города были сожжены и ограблены. Ремес­ленники и иконописцы погибли или уведены в плен. Отторгнут ряд коренных областей: Поднепровье, По­лоцкая и Смоленская земля, Галич и Волынь с их куль­турными центрами. Опустошенная, обескровленная и обезлюдевшая Русская земля на два с половиной сто­летия подпала под иго созданного в низовьях Волги





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.