Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейская культура КК века




■ Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности.

и Экспрессионизм провозгласил единственной реально­стью субъективный мир человека, выражение которого стало главной целью искусства.

■ Кубизм (термин «кубизм» был впервые использован в 1911 году) это авангардистское течение (П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Пикабиа, М. Дюшан, Р.Делоне, Φ. Леже и др.) выдвинуло на первый план формальные эксперименты — конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометриче­ских форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство кубизма — максимально возможное разрушение законов перспекти­вы, начатое еще импрессионистами. Предмет определя­ется не по его положению в пространстве, а по тому, в какой степени его можно представить с разных точек зрения.

■ Футуризм — отрицание традиционной культуры куль­тивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии.

■ Дадаизм — авангардистское литературно-художествен­ное течение в 1916—1922 годах. Дадаизм выразил себя в скандальных выходках — заборных каракулях, псев­дочертежах, комбинациях случайных предметов. Анти­военное, аитинационалистическое, антиконформистское течение, дадаизм был направлен против всего на свете, даже против себя. Само название «дада» не имеет ни­какого смысла.

■ Сюрреализм — одно из ведущих направлений в искус­стве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюци­нации), а его методом — разрыв логических связей, за­мененных свободными ассоциациями: «Красота— это случайная встреча швейной машинки и зонтика на ана­томическом столе».

■ Французские поэты Л. Элюар (1895—1952) и А. Арагон (1897—1982) были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза — романы М. Пруста, Дж. Джойса, Ф. Кафки. Эти романы явились ответом на события Пер­вой мировой войны, породившей поколение, которое получило в литературе название «потерянного». В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является методо­логический прием — использование открытого француз­ским философом, представителем интуитивизма и «фи­лософии жизни» Анри Бергсоном (1859—1941) метода анализа «поток сознания», заключающийся в описании непрорывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека.

■ Европейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была окрашена в экзистенциа­листские цвета. Выдающиеся французские писатели-эк­зистенциалисты, лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913—1960) и Жан Поль Сартр (1905—1980) ста­вят проблемы человеческого существования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др.

■ Во второй половине XX века европейская литература не ограничивается в рамках одного или двух ведущих те­чений. Она становится в тематическом и жанровом отно­шении более разнообразной: реалистический роман, психологическая новелла, романтика, ирония, детектив, фантастика и др. Именно в это время активно заявляет о себе массовая культура, о которой пойдет речь отдель­но, и формируется эстетика постмодернизма. Постмодер­низм, который принципиально отвергает все и всяческие «измы», будь то рационализм или экзистенциализм, вы­двигает в качестве главного лозунга стилистический плюрализм, «открытое искусство», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями.


Глава 10

ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Развитие отечественной культуры можно разделить на tine крупнейшие фазы, внутри которых выделяются само­стоятельные, иногда очень отличающиеся по характеру периоды и этапы.

 

1 § 1. Периодизация русской культуры __________

Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существо­вания, а вторая — тысячу лет христианского государ­ственного.

Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три периода.

Первый период развития русской культуры свя-шн с династией Рюриковичей (IX—XVI вв.). Он разби­вается на два важнейших этапа — киевский и москов­ский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта — ориентация русского искус­ства на Восток, в первую очередь на Византию. Глав­ной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.

Второй период связан с династией Романовых (1613—1917). Двумя основными культурными центра­ми, определявшими общую направленность и стиле­вое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрип­ку в этом дуэте играл Петербург. Период назван пет­ровским, поскольку именно реформы Петра I повер- 381 нули культуру нашей страны на Запад. Основным;
источником культурных заимствований и подражаний
в это время становится Западная Европа. Главной'
сферой, где формировалась творческая мысль и где с:
наибольшей силой проявил себя национальный гений,:
являлось светское искусство. ]

Третий период начинается после Великой Ок-: тябрьской революции царизм был свергнут. Главным: и единственным культурным центром советского ис­кусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориента­ция — на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя на­звать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую.

Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствую­щая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбро­санная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

 

щ § 2. Дохристианская культура сдапяп __________

По мнению большинства историков, прародиной славян в расцвет бронзового века (середина II тыся­челетия до н. э.) являлась Центральная и Восточная Европа. История восточного славянства и русского эт­носа как самостоятельной ветви славян начинается в I тысячелетии до н. э., когда славянские племена Сред­него Поднепровья борются за свою независимость, строят первые крепости, впервые сталкиваются с враждебной степной конницей киммерийцев и с че­стью выходят из сражений. К этому времени ученые относят создание первичных форм славянского герои­ ι дава IB. Шщт древнерусского гасддарства

ческого эпоса. Ко времени прихода скифов в южно­русские степи (VII век до н. э.) славяне прошли уже большой исторический путь, отраженный как в ар­хеологических материалах, так и в мифах. Социаль­ный строй среднеднепровских славян еще за полто­ры тысячи лет до Киевской Руси оказался на пороге государственности. Об этом говорят упоминания Ге­родотом славянских «царей», всаднические черты по­гребенных воинов, огромные «царские» курганы на Киевщине и импортная роскошь славянской знати[1].

В конце V — середине VI века началось великое переселение славян на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, когда славянские дружины отвоевали и заселили почти половину Византийской империи. Грандиозное по своим масштабам движение славян перекроило всю этническую и политическую карту раннесредневековой Европы. Освоенная славянами территория представляла собой так называемые «во­рота народов» — открытое пространство между Ураль­скими горами и Каспийским морем, — через которые непрерывным потоком вливались в южнорусские сте­пи волны кочевых народов. Период с VIII по конец XVII в. — самый беспокойный в истории нашей стра­ны. В это время русские земли подвергались опусто­шительным набегам.

«Ворота народов», южнорусская степь, манили к себе многих. В I тысячелетии до н. э. здесь возникли Боспорское и Скифское государства. В VII—VI вв. до н. э. берега Средиземного, Черного и Азовского морей колонизировали греки. Во II столетии до н. э. южно­русские степи заняли иранские племена сарматов, затем аланы. В III—II веках до н. э. сюда вторглись германские племена готов, образовавшие большое царство от Дуная до Дона. В 375 году н. э. готов оттес­нили монгольские орды гуннов заняв своими кочевь­ями пространство между Волгой и Дунаем. На смену гуннам в VI веке явилось в южнорусские степи новое монгольское племя аваров, господство которого было также непродолжительным. Ему на смену в VII—VIII ве­ках явились новые азиатские орды — угров (венгров), болгар и хазар. Угры, недолго задержавшись, прошли

Раздел 2. Мирна щшстиня щщг

в долину Дуная, где и основали свое национальное государство. Хазары образовали в VIII—IX вв. обшир­ное государство (каганат).

Таким образом, на роль хозяев Великой русской степи претендовали многие народы, но только древ­ним русам, отразившим многочисленные набеги пре­восходящих по силе врагов, удалось не только закре­питься, но со временем создать одно из самых могучих из когда-либо существовавших государств. На его ос­нове сформировался особый цивилизационный тип — евразийский, о сущности, особенностях и предназна­чении которого специалисты продолжают дискутиро­вать до сих пор.

О культуре славян того периода нам известно очень мало. Сохранившиеся памятники характеризу­ют уклад жизни наших предков следующим образом. До образования государства жизнь славян была ор­ганизована по законам патриархального или родового быта. Всеми вопросами в общине управлял совет ста­рейшин. Типичной формой славянских поселений являлись небольшие деревни — в один, два, три дво­ра. Несколько поселков объединилясь в союзы («вер­ви» «Русской Правды»). Религиозные верования древ­них славян представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой — культ предков. У них не было ни храмов, ни особого сосло­вия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли.

Главные языческие боги славянского Олимпа были следующие: Даждь-бог (у других племен — Хоре) был богом солнца; Перун — бог грома и молнии; Стрибог был богом ветра; Волос или Белес был покровителем скотоводства; небо иногда называлось Сварогом (и по­тому Даждь-бог был «Сварожичем», т. е. сыном неба); мать-земля тоже почиталась как некое божество. При­рода представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесах жили лешие, в ре­ках — водяные. Души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок.

Местами языческого культа на Руси были свя­тилища (капища), где происходили моления и жертво­приношения. Они представляли собой округлые или

I ии II. Нсцсстн цаицссш» гвдстн

сложные по очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное или деревянное изо­бражение бога, вокруг него жгли жертвенные кост­ры. В жертву богам приносили плоды, животных и птиц; были известны и человеческие жертвоприно­шения.

Вера в загробный мир заставляла вместе с покой­ником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах лю­дей, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц.

У славян существовала оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги — клубки. В древности узелковая письменность была распространена у многих народов. Узелковым письмом пользовались древние инки и ирокезы, древ­ние китайцы. Оно существовало у финнов, угров и карелов. На многих предметах, поднятых из захороне­ний языческого времени, просматриваются несиммет­ричные изображения узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность вос­точных народов1.

13 К>льгурол01 ия. Учебник

Определяющую роль в жизни славян играли три фактора —лес, река и степь. Лес шел на строительство и служил топливом, обеспечивал славян материалом для хозяйства, создания домашней обстановки, посуды, плетения лаптей. В лесу сосредотачивались основные отрасли народного хозяйства — старинные промыслы: наши предки курили смолу, гнали деготь, занимались звероловством и лесным пчеловодством. Лес служил самым надежным убежищем от врагов, он заменял рус­скому человеку горы и замки. Само государство славян укреплялось не в степях, где его постоянно громили степняки, а на далеком Севере, под прикрытием дрему­чих лесов. Лесными мотивами пропитаны фольклор,

Раздел 2. Мировая хржествешш культура

религия и мораль русского народа. Лешие, водяные, бабы-яги так же, как святые и отшельники обитали, именно в лесах: «В тяжелые времена татарского ига, в| эпоху политического гнета извне и морального упадка внутри общества благочестивые люди, стремившиеся уйти от мирских соблазнов, суеты и грехов, уходили в лесную «пустыню», строили себе там кельи и скиты и жили долгие годы в уединении и безмолвии; впоследст­вии к ним присоединялись другие ревнители «пустын­ножительства» и устраивали обители, которые потом!

становились центрами и опорными пунктами русской;

колонизации1.

Историческое значение русских рек не ограничи-1 валось их ролью транспортных магистралей, хотя ηοι рекам шла русская колонизация и осуществлялась; торговля с другими странами. Но по берегам рек строи-» лись города, села, маленькие деревушки, рыбачьи и охотничьи хижины, реки кормили славян своими запа­сами, их русский человек воспевал в песнях. Волга — матушка стала символом России.

Третья стихия русской природы — степь, широкая, раздольная и величавая, — в течение долгих веков была для русского народа не только символом свободы (в ней укрывались беглые крестьяне), но и вечной угрозой, источником нашествий и разорения.

IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания сла­вянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы — рождается молодое силь­ное государство. Образование Киевской Руси при­нято относить к призванию на княжение в Новгород в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса и Тру-вора, а конец — к правлению Владимира Мономаха (1113—1125). Таким образом, хронологические рам­ки эпохи Киевской Руси — середина IX — начало XII века.

 

щ § 3. Культура Киевской Руси


 

Глава 10. Ищюи цревяерцкшв госцарства

Рюриковичи, династия русских князей — великих князей киевских, владимирских, московских и рус­ских царей (конец IX—XVI вв., последний Рюри­кович — царь Федор Иванович), считавшихся по­томками Рюрика. К Рюриковичам принадлежали также некоторые дворянские роды до нач. XX ве­ка, потомки удельных князей.

 

3.1. Византийское наследие

В культурологическом плане начало нового этапа следует связывать с принятием Русью христианства. Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киев­ская Русь пережила подъем культуры, в течение пер­вого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое демократическое городское рыночное общество. В пе­риод наивысшего расцвета в XI веке ее население достигло 7—8 млн человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и населенное государство Европы.

Ученые спорят сегодня и спорили в прошлом веке о том, позитивно или негативно сказалось на даль­нейшей истории России заимствование византийской культуры. Некоторые полагают, что тем самым она навсегда отгородила себя от католического Запада и, как следствие, отстала в экономическом развитии. Од­нако не стоит забывать и о том, что именно Византия дала человечеству христианство как высший религи­озный закон и систему мировоззрения. Таким обра­зом, выбрав Православие, Древняя Русь черпала нрав­ственно-религиозные принципы из первоисточника.

Византийское наследие означало для России спо­соб приобщения к культуре эллинизма, а через нее — к истокам культуры латинского Запада, Ближнего Вос­тока и Древнего Египта. Контакты с Византией продолжались и в более позднее время. На протяже-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.