Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рзздвя 2. Мировая кудажественнан культура 4 страница




Выдающимся французским представителем роко­ко являлся Антуан Ватто (1684—1721). Им создано* около 300 картин и рисунков. В бытовых и театралы] ных сценах, галантных празднествах, отмеченных] изысканной нежностью красочных нюансов, трепет-'; ностью рисунка, он воссоздал мир тончайших душев-; ных состояний. Его картины изобилуют причудливыми1 украшениями, криволинейностыо линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кава­лера. Под влиянием мифологических «поэзии» Тициа­на и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез.

Другим ярким выразителем этого художествен­ного стиля был Франсуа Буше (1703—1770). Сын ор-наментщика и торговца эстампами, он сделал блестя­щую карьеру, стал «первым художником короля», директором Академии. Бугае умел делать все: карти­ны для богатых домов и дворцов, картоны для ману­фактуры гобеленов, театральные декорации, книж­ные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов. Но больше всего он просла­вился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнажен­ность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передавали истинный дух искусства роко­ко, атмосферу томного гедонизма, царившую при Вер­сальском дворе.

■ Новое время включает в себя XVII — XIX вв. и начи­нается с эпохи Просвещения. Просвещение— необхо­димая ступень в поступательном развитии любой стра­ны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-тех­нического и социального прогресса.

■ В разных странах эпоха Просвещения наступила в раз­ное время. Первой в новую эру вступила Англия — в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение яви­лось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Правда, то были мирные революции: промышленная — в Англии, полита­честя — во Франции, философско-эстетическая — в Германии. За сто леч— с 1689 но 1789 год— мир изме­нился до неузнаваемости.

■ Главным субъектом исторических преобразований явля­ется интеллигенция. С тех пор ни одного крупного со­бытия в Европе не проходило без руководящей роли или непосредственного участия именно этого слоя населения. Просвещение создало новый тип людей — интеллиген­тов, людей науки и культуры.

■ Успехи Просвещения стали возможными только пото­му, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила — класс буржуазии.

■ Завершением эпохи Просвещения явилось, с культуро­логической точки зрения, возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуаз­ной культуры.

■ В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естествознания и веры в социальный прогресс. Эпоху Просвещения на­зывают еще именами великих философов: во Фран­ции — веком Вольтера, в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева.

■ Огромное воздействие на целую эпоху в истории культу­ры Германии и на развитие европейской культуры в це­лом оказало немецкое литературное движение 70—80-х годов XVIII века «Буря и натиск» («Sturm imd Drang»; название — по одноименной драме Ф.М. Клингера), зая­вившее о стремлении изменить моральные и общест­венные нормы (членами были И.-ф. Шиллер и И.-В. Гете).

■ Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов — классицизма, основанного на ра­ционализме и возвращении к идеалам античности, и воз­никшего как реакция на него романтизма, исповедую­щего чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же можно добавить третий стиль — рококо, кото­рый возник как отрицание академического классициз­ма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем — от литературы до живописи, скульптуры и ар­хитектуры, а рококо — в основном только в живописи и скульптуре.


 

КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XIX ВЕКА

 

 

В XIX веке происходит формирование индустриаль­ного общества. Оно зародилось в XVIII веке и просуще­ствовало еще до середины XX столетия. В XIX веке на смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещика, слуг и крепостных крестьян либо семьи го­родского ремесленника, неженатых подмастерьев, воль­нонаемных работников и слуг, приходит крупная про­мышленность с сотнями и тысячами работников на одном предприятии. Пыльные, неуютные мастерские уступают место просторным цехам, наполненным слож­ным оборудованием. Ведущими отраслями индустрии становятся металлургия, энергетика, машиностроение, транспорт и химическая промышленность.

Дымящие заводские трубы, быстро растущие го­родские кварталы, гигантские угольные разрезы, рас­кинувшиеся на всю страну железнодорожные сети —■ только внешние признаки этого общества. Не менее важны внутренние — переход к рыночной экономике, расширение индивидуальных свобод, развитие машин­ного производства и наемного труда, демократизация общества и становление гражданского самосознания. XIX век — это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. Появляются первые научно-исследовательские лаборатории, работающие на прямой заказ промышленности. Создание парово­за, двигателя внутреннего сгорания, применение элек­тричества в промышленности, телефона, радио произ­вело переворот в науке и технике.

lam 8. Культура Еврапы XIK века

Благодаря успехам медицины, улучшению са­нитарных условий жизни и качества питания резко ι окращается смертность. Напротив, средняя про­должительность жизни растет. Увеличивается и чис­ленность населения. Люди со все большим желанием мигрируют из села в город в поисках более комфорт­ной жизни, культурно разнообразного досуга, лучших по.зможностей получить образование. Урбанизация — переселение людей в города и распространение город-| к их ценностей жизни на все слои населения — ста­новится неотъемлемым спутником другого процесса — индустриализации. Индустриализация —применение научных знаний к промышленной технологии, откры­тие новых источников энергии, позволяющих машинам ныполнятьту работу, которую прежде выполняли люди или животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как к свое время переход к земледелию. Благодаря промыш­ленности небольшая часть населения оказалась в со­стоянии кормить большинство не прибегая к обработ­ке земли.

Европейская культура не могла не реагировать на экономические и социальные изменения в обществе. 11 она реагировала, создавая новые художественные ценности и стили, мировосприятие и образ жизни. Художественное своеобразие культуры XIX века оп­ределяли три главных стиля — классицизм (неокласси­цизм и ампир), романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления определив­шие облик европейской культуры уже XX века.

 

1 § 1. Классицизм _____________________

XIX век стал периодом серьезных достижений в философии, которая была богата самыми разными течениями и направлениями.

Самым мощным направлением первой половины XIX столетия являлась классическая немецкая фило­софия. Ее родоначальником считается И. Кант, фило­софские взгляды которого рассмотрены выше. Другой представитель немецкой классической философии Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814), выступил, как и ί

I_______________________________ Раздел 1. Мировая художественная цщ\

Гегель, против кантовского учения о «вещи-в-себе»
Центральное понятие учения Фихте — деятельности
всеобщего «Я», которому противостоит «не-Я» —мщ
объектов. Диалектику творческого самополагания «Я;
в переработанном виде восприняли Ф.В. Шеллинг ι
Г.В.Ф. Гегель. Философию И. Фихте считают такж)
провозвестником романтизма. ί

Титаном классической философии стал велики! немецкий мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегел! (1770—1831), создатель систематической теории диа лектики, основанной на принципах объективного идеа! лизма. Согласно Гегелю, культура представляет сой бой реализацию абсолютного духа — мирового разумйщ который в разное время и в разных формах проявляет! себя и тем самым делает себя доступным познанию? человека. Сменяющие друг друга типы культур, oil античной до современной, суть разные фазы такого^ воплощения. В культуре, природе и обществе царят| одни и те же объективные законы: отрицание отрица-' ния, переход количества в качество, единство и борь--ба противоположностей. Противоречие, внутренний' источник развития, предстает в виде триады: тезис (исходный момент) — антитезис (отрицание, переход в противоположность) — синтез (отрицание отрица­ния). Таким способом развивается природа, наше мыш­ление и общество. Основные сочинения Гегеля — «Фе­номенология духа» (1807) и «Наукалогики» (1812—1816), Кроме того, в его творческое наследие входят лекции по философии, истории, эстетике, философии рели­гии, истории философии. Философия Гегеля оказала глубокое влияние на последующее развитие мировой философской мысли XIX—XX веков.

Идеалистическая философия Гегеля в середине столетия нашла наиболее полное воплощение в материа­листической философии Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895), которые позаимст­вовали у него только диалектический метод. Первич­ным объявлялось бытие (материя), а вторичным — сознание. Природа и общество развиваются через единство и борьбу противоположностей. В обществе движущей силой выступает классовая борьба, благо­даря ей, а также революционной смене одного способа производства другим общество развивается от перво-

Una 3. Культура Европы XIX века

ш.ттной формации к рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Искусство нходит в надстройку общества, определяется экономи­ческим базисом, но не прямо, благодаря чему расцвет культуры не всегда совпадает с экономическим подъ­емом страны.

В противовес философии Маркса и Гегеля сформи-I ювалось несколько философских школ и направлений, г. том числе позитивизм, родоначальником которого выступилОгюст Конт (1798—1857), и философия жиз­ни, родоначальником которой считается Фридрих Ниц­ше (1844—1900).

! Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus —! положительный) — учение, согласно которому I подлинным знанием может быть только эмпири­ческое, основанное на опыте и точном описании фактов. Различают «классический позитивизм» (Дж.С. Милль, Г. Спенсер), эмпириокритицизм (махизм), неопозитивизм (аналитическая филосо­фия). Позитивизм оказал решающее влияние на методологию естественных и социальных наук в XIX и XX веках.

В философии жизни основным выступает понятие жизни, рассматриваемой как некая интуитивно пости­гаемая целостность и творческое, вечно текущее начало бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как естественное начало в противо-положноспги, механическому (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лес-синг, Л. Фробениуси Αρ.), как космическая сила («жизнен­ный порыв» А. Бергсона), как источник неповтори­мых образов культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), которая противопоставляется механической «цивилизации» (О. Шпенглер). Философия жизни повлияла на неоге­гельянство, экзистенциализм, персонализм и др.

Классицизм в живописи выражен ярче всего твор­чеством выдающегося французского художника Жана Огюста Доминика Энгра (1780—1867). Выходец из сре­ды художественной интеллигенции, Энгр учился в Тулузской академии изящных искусств и практиковал­ся в мастерской Давида. В увлечении античностью он пошел дальше своего учителя: то, что для одного было источником вдохновения и средством лучше разобрать­ся в современности, для другого превратилось в культ

Раздел I Мировая художественная культра

и способ ухода от реальности. Энгр не участвовал в политической борьбе, полностью уйдя в мир идеально­го. В 1824 году он избирается академиком, награждает­ся орденом Почетного легиона, открывает свое ателье, становится признанным главой официальной француз­ской школы. В преклонные годы он продолжает неуто­мимо трудиться, много рисует. Классицизм он доводит до того логического предела, после которого нет раз­вития: его композиция строго формалистична, фигуры напоминают античные барельефы.

Классицизм, или неоклассицизм начала XX столе­тия называюттакже ампиром (отфр. empire —империя) или стилем Империи. Он завершил эволюцию класси­цизма и демонстрировал торжество государственной мощи. Ампир впитал в себя древнеегипетские мотивы (геометризм египетского орнамента, стилизованные сфинксы), мотивы росписей Помпей, этрусскихваз, ко­торые использовались в интерьерах дворцов. Архитек­туру отличают массивные портики с колоннами дориче­ского (иногда тосканского) ордера, военная эмблематика (орлы, лавровые венки, воинские доспехи, дикторские связки). В этот период возводятся мемориальные соору­жения (триумфальные арки, мемориальные колонны). Если рассматривать эволюцию живописи во Франции от классицизма к ампиру как единую линию, то обнару­живается что если классицизм прославлял пышное ве­ликолепие дворцовой жизни французских королей, то ампир — военные подвиги Наполеона и вкусы нарож­дающейся буржуазии. Целям прославления успехов го­сударства служила мемориальная архитектура (три­умфальные арки, памятные колонны), повторявшая древнеримские образцы.

 

1 § 2. Романтизм _____________________

На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других европейских странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм с его культом разума и ра­ционализма. Романтизм был первым направлением в искусстве, которое признало художника субъектом

I лапа 8. Культура Европы XIX века

творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности. Наи-польшего развития романтизм достиг во Франции ('/'. Жерико, Э. Делакруа, Г. Доре). Крупнейшие его представители в Германии— Ф.О. Рунге, К.Д. Фрид­рих, П. Корнелиус, в Великобритании: —Дж. Констебль, У. Тернер. В России черты романтизма проявились в творчестве О.А. Кипренского, отчасти — В.А. Тропини-ΙΠΙ, С.Ф. Щедрина, ММ. Лебедева, К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, Ф.П. Толстого.

Романтизм противопоставил утилитаризму и ма­териальности нарождавшегося буржуазного общест-iiii разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Мучитель­ный разлад идеала и социальной действительности — ненова романтического мировосприятия в искусстве. 11а смену беззаветному служению родине, воспетому Давидом, приходит служение самому себе, идеалы лич­ной независимости. Если Просвещение предлагало пороться со своими чувствами, то романтизм утвер­ждает полную раскованность. Именно их он считает нормальным проявлением индивидуальности, а рас­судительность и логику — болезнью. Романтизм — это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональ­ность, эксцентричность. Его следы проявлялись в ев­ропейском сознании еще в XVII веке, но расценива­лись врачами как признак умственного расстройства. I Ιο романтизм противостоит рационализму, а не гума­низму. Напротив, он создает новый гуманизм, предла­гая рассматривать человека во всех его проявлениях.

Первые признаки романтизма появляются почти одновременно в разных странах, но каждая внесла в его развитие свой вклад. Родиной романтизма счи­тается Германия, здесь были заложены основы ро­мантической эстетики. Из Германии новое течение стремительно распространилось по всей Европе. Ро­мантизм охватил литературу, музыку, театр, гумани­тарные науки, пластические искусства.

Философско-эстетическую теорию раннего ро­мантизма разработали в Германии А. В. и Ф. Шлегели, Повалис, И. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Ф. Шлейермахер, Л. Тик, творческое объединение которых, существовав­шее в 1798—1801 годах, получило название Иенских романтиков. Кружок немецких романтиков создал эстетическую концепцию новой универсальной куль­туры и помог формированию в первой половине XIX века романтической философии, к представите­лям которой относят Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775—1854), Артура Шопенгауэра (1788- -1860), Сере­на Кьеркегора (1813—1855).

Немецкий философ Фридрих Шеллинг был бли­зок йенским романтикам. Исходя из положений Кан­та и Фихте, он создал романтическую теорию, постро­енную па основе объективного идеализма. Главный метод познания у него — интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство — высшая форма постижения мира, един­ство сознательного и бессознательного («Система трансцендентального идеализма», 1800). В нем воеди­но сливаются все виды деятельности — теоретическая и практическая, духовная и чувственная.

Крупной исторической фигурой был немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр. Шопен­гауэр происходил из состоятельной купеческой се­мьи. Его мать обладала склонностью к изящным ис­кусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома). В Гет-тингенском университете изучал Платона и Канта, слушал лекции Ф.А. Вольфа по истории греческой и латинской литературы, Ф. Шлейермахера — по исто­рии философии, И. Фихте — по философии. В его основном произведении «Мир как воля и представ­ление» (1819—1844) мир предстает как стихийная «воля к жизни». Она — источник инстинктов и бесконечного эгоизма человека, который выражается в непрерыв­ной «войне всех против всех». Государство не может уничтожить эгоизма, поскольку оно — лишь система сбалансированных частных воль. Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение— «пессимизмом». Мировая история не имеет смысла. Страдание — наказание за первородный грех, вину обособленного существования. Преодоление эго­изма и страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства лежит созерцание идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени. Высшее из искусств — музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непо-сродственное отражение «воли к жизни». Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умерщвления желаний. Влия­ние Шопенгауэра испытали в Германии Р. Вагнер, Э. I артман, Ф. Ницше, Т. Манн и др., в России— Л. Толстой, А. Фет и др.

Выдающийся датский философ, теолог и писатель (Чфен Кьеркегор создал субъективную («экзистенци­альную») диалектику личности, проходящую три ста­дии на пути к Богу: эстетическую, этическую и рели­гиозную. Домашняя атмосфера, в которой он рос, была проникнута христианским сознанием вины (его отец проклял Бога). Вероятно, от отца он унаследовал склон­ность к меланхолии, которую в ранний период скры-н.ΐΛ от себя и других под маской сарказма и иронии. Кьеркегор считал, что предназначение философии состоит в познании не какого-то абсолютного духа, но повседневного существования (экзистенции) челове­ка. Внешний мир, какой бы ни была его онтологиче­ская структура и как бы совершенен или несоверше­нен он ни был, не способен помочь человеку решить его внутренние проблемы. Внешний мир— это «раз-оитое» и бессмысленное бытие, ответом на него долж­ны быть страх и отчаяние {«Страх и трепет», 1843). Темное существование— это «жизнь в парадоксаль­ном». Философ рекомендовал индивиду полностью отдать себя на волю Бога, т. е. проводить «жизнь в религиозном». Думать «экзистенциально», т. е. исхо­дя из подлинного существования, — значит быть бес­предельно преданным христианской истине, даже если это грозит мученической кончиной. Идеи Кьеркегора повлияли на всю европейскую культуру и даже науку (п этом признавался основатель квантовой механики II. Бор).

Главными представителями романтизма в лите­ратуре считаются Новалис, ЭЛ.А. Гофман, Дж. Бай­рон, П.Б. Шелли, В. Гюго, Э. По, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.

Немецкий поэт и философ Новалис (псевдоним Фридриха фон Харденберга; 1772—1801) являлся вид­ным представителем йенского кружка романтиков. Он пытался обосновать философию «магического идеализ-


Раздел 2. Мировая тожественная культура

мо», утверждающего полярность и взаимопереход всех вещей, идею равновесия реальности, идеи и фантазии в каждом человеке.

Самый крупный представитель немецкого роман­тизма Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822) яв­лялся разносторонней личностью: он был еще талант­ливым композитором и блестящим художником. Его произведениям присущи тонкая философская ирония и причудливая фантазия, доходящая до мистического гротеска (роман «Эликсир дьявола», 1815). В своем твор­честве Э.Т.А. Гофман раскрыл глубокую пропасть ме­жду образом жизни и мышлением художника и обыч­ного человека. Героем большинства его произведений выступает музыкант-бессребреник, презирающий ма­териальные блага, находящий смысл своей жизни в любви к искусству («Житейские воззрения кота Мур-ра», 1822). Гофман— один из основоположников не­мецкой романтической музыкальной эстетики и кри­тики. Он автор одной из первых романтических опер — «Ундина» (1814).

Отрицание утилитаризма и принципов буржуазно­го практицизма, жертвой которых становилась чело­веческая личность, выражали в своем творчестве не только немецкие, но и английские романтики. Круп­нейшим среди них был Джордж Ноэль Гордон Байрон (1766—1824). Байрон, член палаты лордов, воспевал не прелести придворной жизни, а «мировую скорбь», романтический бунт одиночки против всего общества. Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812— 1818), философские поэмы «Манфред» (1817) и «Каин» (1821), цикл стихов на библейские мотивы, роман в стихах «Дон-Жуан» (1819—1824), лирика передают острое ощущение катастрофичности человеческого бытия, утрату старых идеалов и ценностей. Автор соз­дал тип одинокого героя, «падшего ангела», который и себя, и других ведет к гибели. Байрон был участником движения карбонариев, национально-освободительной революции в Греции (умер в военном лагере). Им соз­дан тип «байронического» рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов все­му миропорядку и Боту. Творчество Байрона, явившее-

1-я важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма начала XIX века, в том числе «русского».

Другой представитель английского романтизма, Перси Биш Шелли (1792—1822), в лирических драмах, ι-тихах и поэмах, трактатах по искусству отвергал любую форму политического и церковного гнета, вос­ставал против Бога и правящих классов, превозносил жизнь, освещенную свободой и осмысленную самореа­лизацией.

Великий французский писатель-романтик Виктор Гюго (1802 — 1885) создал вдохновенные романы «Со-оор Парижской Богоматери» (1831), «Отверженные» (1862), «Человек, который смеется» (1869) и др., где обличал общественные язвы и социальную несправед­ливость. Писатель доказывал, что несправедливость ведет к нищете — рассаднице преступлений и что только радикальные перемены в обществе позволят их изжить. В предисловии кдраме «Кромвель» (1827) Гюго поместил манифест французских романтиков, где выс­тупил против классического правила «трех единств» и формального разграничения жанров, сформулировал принципы новой, романтической драматургии. Гюго признавал возможным смешение трагического и ко­мического.

Пессимистический взгляд на будущее, умона­строения «мировой скорби» сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Творчест­во выдающегося французского поэта Шарля Бодлера (1821 —1867) называют «поэзией упадка и тления». Его, приверженца теории «искусства для искусства», счи­тают основоположником символизма. Пренебрегая об­щепринятыми условностями, он выражал в своем твор­честве восхищение злом, уродством и всяческими отклонениями от норм обыденной жизни. В его поэти­ческом сборнике «Цветы зла» (1857) выражена тоска по идеальной гармонии.

Острый разлад между идеалами и гнетущей ре­альностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодо­ванием чувство «двоемирия», горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведен-


Раздел г. Мировая кудвжесшная культура

ную в литературе и искусстве в принцип «романтиче­ской иронии». Великий американский писатель-роман­тик Эдгар Аллан По (1809 —1849) умер в возрасте 40 лет. Он начал писать в 16 лет, но его поэтические произве­дения не получали признания, пока Ш. Бодлер 110 пе_ ревел их па французский язык. На склоне жизни он страдал депрессиями и переживал глубокий душевный кризис. Эдгар По так и остался известен в основном благодаря мастерски написанным «страшным» и де­тективным новеллам.

Романтическая живопись. В живописи романтизм нашел себя в опровержении классических принципов и правил ради восстановления чего-то более древнего и более свободного, личного и экзотического. Он про­будил в европейском сознании интерес к националь­ному прошлому, традициям фольклора и культуры своего народа. Место греческих и римских образцов занимает фольклорное прошлое северных цивилиза­ций — английской, скандинавской и шотландской. Художники-романтики черпали свои темы из средне­вековья, Востока и современности. Особенно вырази­тельной была тяга к средневековому, неясному, мелан­холичному и живописному. Тогда же вспыхнул и новый интерес к христианству и готике, развитый Шато-брианом и мадам де Сталь.

Романтики уравнивают высокое и низменное, тра­гическое и комическое, обыденное и необычное. Этот стиль характеризуется стремительностью движения, драматизмом сюжета, накалом страстей. Личная ре­акция творца — на современное событие или на не­кую сцену — становится критерием искусства, а жи­вопись — выразительным средством. Романтизм — это комплекс индивидуальных реакций на социальные и метафизические потрясения.

Исторические рамки романтизма ограничиваются периодом с 1770 но 1840 год. В его развитии специалис­ты выделяют три этапа: предромантизм (1770—1800); зрелый романтизм (1800—1824), вызванный француз­ской революцией 1789 года и военными кампаниями Наполеона (Гойя, Жерико, раннее творчества Делак­руа); расцвет романтизма— с 1824 по 1840 (зрелое искусство Тернера и Делакруа). Если в предромантизме преобладали вкусы и формы английской чувствитель-

I пана 8. Лрьтр Европы XIX века

мости, то зрелый романтизм— полностью француз­ский. В этот период появляется новая историческая живопись и современная школа пейзажа. В третий пе­риод, называемый «романтическим движением», гос­подствующее положение заняла концепция гения, воп­лотившаяся в зрелом творчестве Тернера и Делакруа.

Главными представителями романтизма в изобра-штельном искусстве считаются живописцы Э. Дела­круа, Т. Жерико, Ф.О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Кон­стебль, У. Тернер.

Изобразительное искусство Франции эпохи ро­мантизма выдвинуло таких крупных мастеров, кото­рые определили главенствующее влияние француз-• кой школы на все XIX столетие. Романтическая 'Ы-шопись во Франции возникает как оппозиция не только классицистической школе Давида, но и офи­циальному искусству в целом.

Первым художником этого направления был Тео­дор Жерико (1791 —1824). Его героями были солдаты п офицеры, дети, старики, друзья и даже умалишен­ные {«Сумасшедшая, страдающая пристрастием к н-шртным играм», «Вор детей», «Умалишенный, вооб­ражающий себя полководцем»). Романтикам вообще мыл свойствен интерес к людям с обостренной пси­хикой. Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным. Последние месяцы жизни он иыл прикован к постели и умер на 33-м году жизни (вследствие неудачного падения с лошади). Жерико — мастер монументальных композиций, владение кото­рыми служило для него средством отыскать в буднич­ной, приземленной реальности героическое начало. 11оводом к творчеству выступает для художника все необычное, экспрессивное. В 1816 году французский фрегат «Медуза» потерпел крушение у берегов Се­негала. Из 140 человек, высадившихся на плот, через 12 дней удалось спасти лишь 15. Жерико создает гигантское полотно 7x5 м, где изображает горстку уцелевших на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде смотрит вдаль. Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине был применен тер­мин «романтизм».

Раздел I Мировая кржественная щщЩ

После ранней смерти Жерико главой романтиче! ской школы стал Эжен Делакруа (1798—1863), при| знанный величайшим декоратором своего времени! Вместо традиционного и как бы обязательного для всех французских живописцев путешествия в Италии Делакруа отправился в Англию (1825), в Марокко! (1832), а затем во Фландрию и Голландию. Поездка и Марокко повлекла за собой значительное изменение! в стиле художника. Марокканские впечатления были? столь сильны, что проявились даже в изображениях; античных богов и героев. Конец его жизненного пути! ознаменовался созданием больших полотен для укра-1' шения Бурбонского и Люксембургского дворцов, а также знаменитого Лувра. Шедевр его творчества — картина «Свобода, ведущая народ», написанная в раз­гар революционных событий 1830 году и воплотившая бунтарский пафос, характерный для романтизма, В этой картине соединены черты современной пари­жанки с классической красотой и могучей силой Ники Самофракийской. Делакруа считается создателем ис­торической живописи Нового времени. Делакруа был не только самым великим французским художником-романтиком, но замечательным писателем. Его ста­тьи о других художниках предвосхищают Бодлера; они раскрывают нам его личность, а его «Дневник» и письма являются единственными свидетельствами его эволюции.

Испания дала миру одного из величайших ху­дожников-романтиков Франсиско Хосе де Гойя (1746—1828). В первой половине жизни он оставался удачливым придворным живописцем, снискавшим славу на поприще создания портретов испанской зна­ти и представителей королевского двора. Гойя стано­вится самым модным художником, избирается членом в Мадридской академии художеств, становится при­дворным художником короля Карла IV. Но в 1792 году художник серьезно и надолго заболел. Болезнь Гойи, сделавшая его глухим и изменившая образ его жизни, внесла глубокие изменения в его творчество. Искус­ство Гойи наполняется страстной эмоциональностью, фантазией, социальным гротеском. Появившиеся в конце 80-х годов фантастические элементы в 90-е годы 346 складываются в целостную концепцию художествен-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.