Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I лава IB. Искусство древнерусского государства




разительный подъем культуры, в течение первого же сто­летия вышедшей на высокий европейский уровень.

м Кирилл и Мефодий стали первыми славянскими про­светителями и проповедниками христианства.

м Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, развивавшаяся в течение мно­гих веков.

■ Вплоть до XVIII века икона и мозаика оставались прак­тически единственными формами художественного са­мовыражения русских.

ι В XI веке сложилась система храмовой живописи, со­хранившаяся в росписи Софийского собора.

■ Стиль монументального историзма, выражавший дух эпо­хи Рюриковичей, был для Киевской Руси «первичным стилем», каким для Западной Европы был романский стиль.

■ Дробление единого художественного пространства на самобытные школы и направления — процесс закономер­ный не только для России, но и для Западной Европы. В России в это время ведущими являлись три школы:

 

— владимиро-суздальская:

— новгородская;

— московская.

Две другие школы — псковская и строгановская — пред­ставляли хотя и самобытное, но не самое выдающееся явление.

■ Зодчество. К 1530 году окончательно сложился архитек­турный ансамбль Московского Кремля и завершился пе­риод интенсивного строительства, начатого великим кня­зем Иваном III. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы. Были созданы три оборонительных сооружения (каменная стена Китай-города и Белого го­рода, валы и деревянные стены земляного города), ок­ружавшие центр Москвы — Кремль.

■ Литература. Объединение местных культур вокруг Мо­сквы положило начало формированию общерусской культуры. Важную роль в ней играли литературно-пуб­лицистические произведения, поддерживающие новую государственную политику и идею национальной неза­висимости

м Большую роль в истории культуры России сыграло по­явление книгопечатания в 1553 году. Первые издания не имели авторов и не датировались: до настоящего вре­мени известно семь таких печатных памятников. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563 году, когда на средства царской казны была устроена типография в Москве.



Глава 11


 

 

РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ


процесс перестройки русского общества завершился толь­ко в XIX веке. Весь XVIII век шла борьба старого и нового, допетровских порядков и европейских обычаев, происходи­ла невидимая глазу кропотливая работа по воспитанию нового человека.

1 § 1. Русская культура XVII века _____________

Выдающийся русский историк С.М. Соловьев очень точно охарактеризовал XVII век: эпоха петровских пре­образований подготовлялась тем, что, не трогая старо­го, к нему приставляли новое. Половинчатость и непо­следовательность этого периода чувствовалась во всем. Россия как бы раздумывала, с кем ей дальше идти — с Византией или Европой, пока не пришелцарь Петр и не решил вопрос самым радикальным способом.

В XVII веке была произведена реформа патриарха 11икона, которая привела к расколу Церкви и возник­новению старообрядчества. Внутри православия обра­зовалось два идеологических лагеря, две системы цен­ностей. Книгопечатание из дорогого технического приспособления для одноразового использования постепенно превращается в массовое типографское производство. Печатный двор в Москве — первое пред­приятие культурной индустрии. Половину его продук­ции составляли светские издания: литература по воен­ному и горному делу, сельскому хозяйству, медицине. В 1651 году за один только день было продано 2400 эк­земпляров «.Букваря» патриаршего дьякона Ф.Ф. Бур­цева. Издавались также учебники по арифметике, гео­метрии, грамматике, азбуковники, совмещавшие черты толкового словаря и справочника энциклопедического характера. Книга становится массовой, но в XVII веке массовой еще не становится грамотность, ее сдержи­вают сословные пережитки, запрещающие обучать про­стонародье. (Когда мы употребляем слово «массовый», то должны отдавать себе отчет, что в то время оно от­носилось к широким слоям мелкого и среднего дворян­ства, а не народа.)

В XVII веке в России только предпринимаются по­пытки создать постоянно действующие учебные заве­дения. Начали открываться средние школы. В 40-х го­дах боярин Ф.М. Ртищев пригласил из Киева ученых 415 монахов и устроил школу для молодых дворян в Андре­евском монастыре. В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая боль­шую роль в русском Просвещении. В ней готовили кад­ры для нужд государства и Церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ, университетов.

Возникают новые жанры литературы, идет процесс ее демократизации. Одним из них становится социаль­ная сатира, осмеивающая государственные и церков­ные институты («Повесть о Шемякиной суде»), лице­мерие и стяжательство духовенства («Сказание о куре и лисице»), канцелярскую практику («Повесть о Ерше Ершовиче») и т. п. Житийный жанр преобразуется в биографическое повествование («Повесть об Ульянии Осоргипой»). Первой в истории русской литературы развернутой автобиографией становится «Житие про­топопа Аввакума» (1672—1675), идеолога старообряд­чества. В среде посадских людей зарождается бытовая повесть, включающая любовную интригу, психологиче­скую мотивировку поведения героя («Повесть о Марфе и Марии»). Развитие сатирических, бытовых, автобио­графических жанров способствовало появлению собст­венно художественной литературы. При дворе царя Алексея Михайловича возникает русский театр, первым драматургом которого стал Симеон Полоцкий (1629— 1680), поэт, церковный деятель, проповедник, наставник царских детей. Его перу принадлежат нравственно по­учительные произведения («Комедия притчи о блудном сыне»), полемические трактаты против деятелей раско­ла, сборники о русской силлабической поэзии («Верто­град многоцветный», «Рифмологион») и драматургиче­ские произведения.

Происходит сближение культового и гражданского каменного зодчества. В конце столетия в храмовой ар­хитектуре появляются признаки барокко: зодчие отка­зываются от узорочья, предпочитая принципы строгой, пропорциональной («ордерной») композиции здания и ярусного членения. Церковь Покрова в Филях и коло­кольня Новодевичьего монастыря в Москве — шедев­ры «нарышкинского» стиля («московское барокко»).

В монументальной живописи, все еще базирую­щейся на иконописи, наблюдается размывание старых канонов и переход к элементам светской живописи. XVII в. явился временем крушения художественных идеалов иконописи. Новое время — преддверие пет­ровской эпохи — поставило перед живописью новые задачи. Но решить их в переходный период так и не удалось. В художественном отношении иконы этого времени заметно уступают своим предшественницам. XVII столетие — век противоборства старых традиций и требований современности, духа церковного и мир­ского.

Поскольку по своему назначению икона оставалась прежде всего моленным образом, Церковь считала, что, оберегая древнюю иконописную традицию, она тем самым оберегает и чистоту православного вероучения, хранит его от посягательств западного католицизма. Однако наиболее мыслящие художники считали, что задачи иконописи более широки. Она должна отражать действительность. Ориентация на нее — первая при­чина произошедших в XVII веке изменений. Вторая причина — более основательное, чем прежде, знаком­ство с искусством Запада. Эти два момента тесно свя­заны друг с другом. Сближение искусства с жизнью в Западной Европе началось много раньше, чем на Руси, и его мастерами давно были решены те проблемы, что мучили теперь наших иконописцев1.

Каким путем происходило знакомство с западным искусством? В мастерских Оружейной палаты во вто­рой половине XVII века бок о бок с русскими масте­рами работали иноземцы. В заключавшихся с ними контрактах специально оговаривался пункт, согласно которому они должны были обучать русских учеников «всему, что сами умеют»: как построить глубокое пространство, рассчитать пропорции человеческой фигуры, передать ее в правильном ракурсе, т. е. в со­кращении, при сложном повороте и движении. Образ­цами для наших иконописцев выступала гравюра, которую тогда называли «фряжскими листами». Каж­дый желающий мог их купить на мосту у Спасской башни Кремля, а также на рынках крупных русских городов. Правда, западноевропейская гравюра, проч­но вошедшая в художественный обиход, основатель­но перерабатывается на русский лад. Поиски новых сюжетов и стремление к повествовательной зани-

Раздел 2. Мировая иржественнаи культура

мательности рассказа — несомненные признаки над­вигающейся во весь рост светской культуры — при­водят в конце XVII века к появлению икон, иллюстри­рующих тексты молитв. Так «европеизация» русской иконописи в XVIII веке постепенно привела к возник­новению светской живописи, которой прежде не су­ществовало1.

Вместе с ней появляется новый жанр — изобра­жение определенного лица, «персоны», так называе­мая парсуна, заложившая основы портретного искус­ства XVIII столетия. Оно формировалось в Оружейной палате Московского Кремля — центре художественной жизни страны в середине XVII века. Здесь работали лучшие живописцы своего времени: Б. Салтыков, И. Безмин, В. Познанский, И. Максимов, К. Уланов, Т. Фи-латъев, И. Павловец, Ф. Козлов. Здесь И. Владимиро­вым и С. Ушаковым были написаны первые в истории русского искусства теоретические трактаты о жи­вописи.

 

1 § 2. Русская культура XVIII века ____________

После победоносного завершения Северной вой­ны и заключения Ништадтского мира (1721) Россия приобрела небывалый политический вес среди дру­гих европейских государств. На карте мира поя­вилась Российская империя. Новое наименование отражало характер новообразований Петровской эпо­хи. Были осуществлены реформы государственного управления (создан Сенат, коллегии, органы высше­го государственного контроля и политического сыс­ка; Церковь подчинена государству; проведено деле­ние страны на губернии, построена новая столица — Петербург). В Табели о рангах 1722 года нашло от­ражение дальнейшее развитие принципа чиновной выслуги: служба была разделена на гражданскую и военную. Новая система расширила ряды служило­го дворянства, включив в него выходцев из других сословий.


 

В экономической сфере проводилась политика меркантилизма (создание мануфактур, металлургиче­ских, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Вместо 15—20 допетровских мануфактур за первую четверть века было создано около 200 пред­приятий. С 1712 года был прекращен ввоз в страну оружия из Европы. К концу петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт (по­добное в нашей истории, кажется, уже больше нико­гда не повторится). В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государственная моно­полия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, меха, сало, икра, хлеб, воск, щетина и др.), что существенно пополняло казну.

Огромная заслуга Петра I в том, что он привил дворянству мысль о необходимости образования. Если сначала образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правле­ния Петра необходимость образования для дворянина уже широко признавалась всеми слоями дворянства. Возросшие потребности в новых специалистах вызвали необходимость формирования сети учебных заведений, издания учебников, подготовки преподавателей. В 1708 году Петр I ввел новый гражданский шрифт, способст­вовавший появлению книг нерелигиозного содержания. В 1719 году открыта Кунсткамера, собрание которой послужило основой для создания других музеев. Ука­зом от 28 января 1724 года создавалась Академия наук. Изменялся и традиционный быт россиян. Так, в 1718году Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязатель­ным присутствием женщин.

Хотя сам Петр I не интересовался вопросами куль­туры, своими реформами он способствовал быстрому проникновению в Россию западных влияний и расцве­ту культуры. Каналом вторжения иноземных идей послужили не столько театр, живопись или поэзия, сколько техника и технология, и прежде всего кораб­лестроения, которое царь изучал в Голландии. Вторым фактором послужило ослабление позиций ортодок­сальной (православной) церкви, произошедшее при Петре I. Третьим фактором явилось изменение стиля и образа жизни русского дворянства, насильственно перекраиваемые по западным меркам.


Радаг. Мировая щмшшная щщц

Начало Просвещения связано с именем великого ученого и литератора М.В. Ломоносова (1711—1765). Без того огромного вклада, который он внес в русскую куль­туру, видимо, невозможен были «золотой» екатеринин­ский век, начало которого приходится на последние годы жизни ученого-реформатора. Его по праву назы­вают первым российским ученым-естествоиспытателем мирового значения, поэтом, заложившим основы совре­менного русского литературного языка, художником, историком, страстным поборником развитая отечествен­ного просвещения, науки и экономики. С 1731 года он обучался в Славяно-греко-латинской академии в Моск­ве, с 1735 года— в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1745 году стал академиком Петер­бургской Академии наук. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания: он раз­вил атомно-молекулярные представления о строении вещества, сформулировал принцип сохранения мате­рии и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести, выдвинул учение о цвете, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли, объяснил происхождение мно­гих полезных ископаемых и минералов, написал труды по русской истории, заложил основы силлабо-тониче­ского стихосложения. Он является создателем русской оды философского звучания, автором превосходных поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундамен­тальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.

Как и в архитектуре, в литературе XVIII — начала XIX века господствовал классицизм. По своей сути русской классицизм был тесно связан с западноевро­пейским, но ему присущ ряд особенностей: патрио­тизм, обличительно-критический пафос, наличие в одном литературном направлении людей с различны­ми общественными и идейными позициями. Пред­ставителями классицизма были А.Д. Кантемир (1708—1744), В.К. Тредиаковский (1703—1769), А.П. Су­мароков (1717—1777), ДИ. Фонвизин (1744—1792), Г.Р. Держа­вин (1743—1816).

В 40-е годы XVIII века А.П. Сумароков (17 Π­Ι 777), заимствуя и творчески преобразуя приемы

Глава 11. Ррш Прпсввщвнне

французского классицизма, создал первую русскую трагедию. Он являлся директором первого постоянно действующего в Санкт-Петербурге театра, автором нескольких комедий и девяти трагедий. Сумароков пе­ренес на русскую сцену три правила классического театра, что и послужило основанием называть его «се­верным Расином». В своих трагедиях, как правило, со счастливым концом, он раскрывал конфликт любви и долга. Его комедии являли сатиру на провинциаль­ность и мещанство. Образованный аристократ, он чув­ствовал всю меру ответственности дворянской интел­лигенции перед своим обществом. Его публицистика в журнале «Трудолюбивая пчела» (1759) разоблачала продажное чиновничество. Потеряв расположение Екатерины ii, Сумароков вернулся в Москву, где и умер в бедности.

Убежденный последователь идей европейского просвещения, Д.И. Фонвизин (1744—1792), в своих ко­медиях высмеивал пороки и предрассудки современ­ного ему российского общества: нравы помещиков-крепостников, невежество и тупость власть имущих, взяточничество и лицемерие, рабское преклонение «господ» перед всем иностранным. Видя корень всех бед России в крепостном праве, он высмеивал систе­му дворянского воспитания. Этапным произведением для русской литературы является его комедия «Недо­росль» (1782).

В жизни Г.Р. Державина (1743—1816) тесно пере­плелись поэтическое творчество, военная и чиновная служба. Прикомандированный к секретной следствен­ной комиссии, он находился в войсках, действовав­ших против Пугачева в Заволжье; позднее был оло­нецким и тамбовским губернатором. В 1791 году Державин стал кабинет-секретарем Екатерины ii; при Павле i был назначен государственным казначеем; при Александре i в течение года возглавлял мини­стерство юстиции. В поэзии и драматургии Держа­вин — представитель русского классицизма. Его торжественные оды проникнуты идеей сильной госу­дарственности, лирические стихотворения с пейзаж­ными и бытовыми зарисовками наполнены философ­скими размышлениями.

Раздел 2, Кирова» художественна» культура

В последнее десятилетие века наряду с классициз­мом в художественной литературе зарождается новое течение — сентиментализм, наиболее полно выразив-, шийся в повестях Н.М. Карамзина (1766—1826) «Бед-, ная Лиза» и «Наталья, боярская дочь». Он же является1 создателем многотомной «Истории государства Рос­сийского», ставшей классикой исторической науки.

К славной плеяде просветителей можно отнести В. Н.Татищева (1686—1750), яркого представителя рус­ской культуры первой половины XVIII века, создавшего ряд произведений философско-педагогического харак­тера. Татищев являлся видным историком и государст­венным деятелем, его перу принадлежат труды по гео­графии, этнографии и истории, в частности пятитомная «История Российская с самых древнейших времен».

Вершиной русского Просвещения считается про­изведение А.Н. Радищева (1749—1802) «Путешествие из Петербурга в Москву», где дается правдивое, испол­ненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества.

Между двумя великими личностями, определив­шими облик русской культуры XVIII века, Петром I и Екатериной И, располагается малозаметная и истори­ками но достоинству еще не оцененная фигура им­ператрицы Елизаветы Петровны (1709—1761/62), до­чери Петра I. В ее царствование, пришедшееся на середину XVIII века, были достигнуты значительные успехи в развитии хозяйства, культуры России и во внешней политике, чему способствовала деятельность М.В. Ломоносова, П.И. и И.И. Шуваловых, А.П. Бесту­жева-Рюмина и др. Во многом именно она заложила основы дворянской культуры.

В середине XVIII века формируется система со-словно-рыцарских академий, закрытых учебных заве­дений, где дворян готовили не только к служебной, но и к общественной жизни. В круг изучаемых предме­тов для сословных корпусов вводятся общеобразова­тельные дисциплины (история, география, риторика). От дворянина начинают требовать определенного зна­ния истории, искусства, культуры и всего того, что может быть темой для легкой светской беседы. Спе­циальные дисциплины (фехтование, геральдика и проч.) должны были, по мысли законодателей, с детст­на прививать определенный образ мыслей: воспиты­вать сословную гордость. В кадетских корпусах закла­дывались первые представления о таких понятиях, как личная честь и достоинство. Появляются первые про­екты реформирования образовательной системы, ис­ходящие из дворянской среды, составленные П. Шу­валовым, и С. Мордвиновым.

Созданные еще в 30-е годы кадетские корпуса развивали в молодых людях склонность к литератур­ной и художественной деятельности. Эта тенденция усилилась в середине века, приобретя качественно новые черты: кадетский корпус постепенно становит­ся культурным авангардом дворянского сословия. 15 русском обществе культурные нововведения, будь то стили, мода или правила этикета, проникали в дру­гие слои населения благодаря влиянию двора и выс­шего света. И в этом плане влияние двора Елизаветы было особенно значительным.

Императрица Елизавета тяготела к угонченной культуре рококо, которая привнесла в русское искус­ство не только жеманность и прихотливость, но и свободу выражения своих чувств. Эпоха правления Елизаветы Петровны становится эпохой иллюзий, бу­тафории, игры. Рококо принесло с собой уход от жиз­ни в мир фантазии, театрализованной игры, мифо­логических и пасторальных сюжетов, эротических сценок. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнамент, изящные фигурки и декора­ции, дух интимности и внимание к личному комфор­ту. При дворе распространяются всевозможные «об­манки». Специальные фигуры-обманки сохранились в Кусково, где был прекрасный театр. Мастером ил­люзии был итальянский живописец Пьетро Ротари (1707—1762), работавший при дворе Елизаветы и укра­сивший «Кабинет мод и граций» в Петергофском двор­це. Он писал в стиле рококо, преимущественно манер­ные, идиллические изображения женских головок, которыми уставлены галереи в Петродворце, Ломоно­сове, Архангельском. В моду входят переодевания, те­атрализованные представления, актеры, музыканты и т. д. Жизнь и театр наиболее прочно переплелись в маскарадах, которыми славился елизаветинский двор. Театрализация жизни, присущая елизаветинской эпо-


Раздел I Мировая кцдржвствеиная культура

хе, вызвала к жизни блистательные придворные мас-;
карады, форма одежды, время проведения которые
оговаривались специальными указами. Светская жизнь]
дворянства превращается в затейливую комбинацию]
реальности и вымысла. |

В елизаветинское время наблюдался мощный] всплеск театрального искусства. Корни этого явления] следует искать в общем пристрастии эпохи к театру»! С середины 30-х годов в Санкт-Петербурге гастроли*' руют итальянские, французские и немецкие труппьУ За короткий промежуток времени эти труппы показа-, ли русскому зрителю весь лучший классический ре-: пертуар того времени. Именно в царствование Ели-, заветы происходит массовое появление домашних театров как в столицах, так и в провинции.

В домашних и в публичных театрах ставились и переводные, и русские пьесы, и пьесы на иностран­ных языках. В 1756 году был открыт общедоступный русский театр, который возглавлял А. Сумароков, а одним из актеров был Ф. Волков. На сцене этого театра преобладали пьесы русских авторов. В Москве был открыт Оперный дом Ж.-Б. Локателли. Предприимчи­вый итальянец ввел систему абонирования лож для знатных фамилий, устраивал не только оперы, но и публичные маскарады, и по договору с Московским университетом обучал театральному мастерству восемь воспитанников. Многие члены его труппы поступили в дворянские дома учителями танцев, музыки и пения. С этого времени начинается широкое распростране­ние в дворянской среде домашнего музицирования, непременными атрибутами дворянского быта стано­вятся клавесины и гитары[4].

После Елизаветы Петровны наступило время прав­ления Екатерины II Великой, продолжавшееся с 1762 по 1796 год и ставшее «золотым веком» в русской истории. Два русских императора — Петр I и Екате­рина II — укрепляли и развивали Российское государ­ство, создавали новую культуру поведения. Но как различались их подходы! Первый брил бороды, обрезал длштополые кафтаны, наказывал розгами и ссылками


 

за нежелание перестроиться на европейский лад. Все хотел сделать наскоком и сразу. Вторая действовала постепенно и продуманно: собственным примером, добрым словом и похвалой. За 34 года ее правления строилисьпо плану города, возводились каменные (на европейский манер) здания, мостились улицы, словом, менялся житейский быт. В стране открывались новые учебные заведения, отрабатывались учебные програм­мы. Проводилась в жизнь идея создания «новой поро­ды людей»'.

Екатерина провела ряд крупных реформ в духе просвещенного абсолютизма: укрепила аппарат вла­сти на местах, оформила сословные привилегии дво­рянства, расширила права помещиков. Ее внешняя по­литика ознаменовалась территориалышм ростом империи и новыми приобретениями. Правление Ека­терины вошло в историю России как время бурного градостроительства, многих начинаний в области искусства, науки и техники. Екатерина переписыва­лась с Вольтером и другими французскими мыслите­лями, создавая в глазах европейской общественности образ мудрой правительницы, радеющей о народном благе. В результате екатерининская Россия стала полноправной участницей европейской системы го­сударств.

XVIII — начало XIX века знаменуют два культур­ных достижения мирового класса: зодчество Санкт-Петербурга и портретная живопись. Появление ми­ровых достижений в области светской культуры свидетельствовало о двух фактах: 1) светское искус­ство стало самостоятельным культурным событием в жизни общества, не меньшим, чем религиозное; 2) от­ныне все или большинство культурных новаций сле­довало ожидать уже от светской, а не от религиозной культуры. Светская культура прочно захватила ли­дерство и уже больше никогда его не упускала. Ве­ликая эпоха русской церковной культуры ушла в прошлое, наступила великая эпоха русской светской культуры.


Раздел 2. Мировая художественна» щщ\а

Именно при Екатерине II в основном и целом сфор­мировался архитектурный облик Санкт-Петербур­га — одного из красивейших городов Северной Евро­пы. В 1703 году, на краю земли, только что отвоеванной у шведов, Петр I начал строить новый город. Здесь ра­ботали русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы, возводившие хоромы, двор­цы, храмы, государственные здания, архитектурный облик которых назвали русским, или петровским, ба­рокко. Для привлечения мастеров Петр I издал указ, запрещавший по всей России, кроме столицы, строи­тельство из камня и кирпича.

Архитектурное ядро столицы составляет ряд вы­дающихся архитектурных ансамблей, построенных в XVIII—XIX веках: комплекс Петропавловской крепости, Александро-Невская лавра, Смольный, стрелка Василь­евского острова со зданием Биржи, Дворцовая площадь с Зимним дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, плодщадь Декабристов (б. Сенатская) с памятником Петру I («Медный всадник», 1782), Исааки-евским собором, ансамбль Невского проспекта — Ка­занский собор, улица зодчего Росси и площадь Остров­ского с Санкт-Петербургским академическим театром драмы и Российской национальной библиотекой, пло­щадь искусств со зданием Русского музея, Марсово поле, Летний сади Инженерный замок.

Развитие в России архитектуры барокко середи­ны XVIII века определяли выдающиеся зодчие, среди которых надо назвать В. Растрелли (1700—1771), спро­ектировавшего Смольный монастырь и Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе.

Однако господствующие позиции в архитектуре этого периода занимало не барокко, а классицизм, в эволюции которого выделяют три периода: ранний (1760—1780), строгий (1780—1800) и высокий (1800— 1840). Особо прославились достижения искусства классицизма второго и третьего периода.

В стиле строгого классицизма творили два выдаю­щихся архитектора— В.И. Баженов (1737—1799) и М.Ф. Казаков (1738—1812).

В.И. Баженов (1737—1799) — один из основополож­ников русского классицизма, профессор Римской на-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.