Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гдава 12. Русская культура mil века 2 страница




В литературе появляются модернистские направле­ния: символизм, акмеизм, футуризм.

Символисты объединились вокруг журналов «Се­верный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно». К старшему поколению рус­ских символистов принадлежали ДС. Мережковский. З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. Ф.К. Сологуб, к младшему — АЛ. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, СМ. Со­ловьев.

Вторым крупным течением в русской поэзии нача­ла XX в. был акмеизм (от греч. акте — высшая сте­пень чего-либо, цветущая сила). Его представители {СМ. Городецкий, М.А. Кузмин, ранние Н.С. Гумилев, АЛ. Ахматова, О.Э. Мандельштам) провозглашали освобо­ждение поэзии от символистских порывов к «идеаль­ному», от многозначности и текучести образов, услож­ненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному зна­чению слова. Трибуной акмеизма стали журналы «Апол­лон», «Цех поэтов».

Представители русского футуризма, как и их со­ратники за рубежом, призывали к бунту против ме­щанской обыденности и радикальному изменению по­этического языка {Д-Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский). Отри­цая традиционную культуру, они культивировали эс­тетику урбанизма и машинной индустрии. Для лите­ратурных произведений характерны переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) и языковое экспериментирование («сло­ва на свободе» или «заумь»).

Одним из главных культурных центров России XIX—XX веков, сыгравшим важную роль в становле­нии русского искусства, являлось Абрамцево —усадь­ба в Сергиево-Посадском районе Московской области. В 1843 году Абрамцево приобрел С. Т. Аксаков, к которо­му приезжали писатели Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ю.Д. Самарин, поэт Ф.И.Тютчев и др. В 1870 после смер­ти Аксакова усадьба перешла к СИ. Мамонтову. С это­го времени Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Здесь работали В.М. Вас­нецов, В.Д. и Е.Д. Поленовы, М.В. Нестеров, К.А. Коровин и многие другие, активно интересовались русской ис­торией и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла. В усадьбе открылась обще­образовательная школа для крестьянских детей и сто-лярно-резчицкая мастерская, керамическая мастер­ская М.А. Врубеля. Здесь при участии Ф.И. Шаляпина, К.С. Станиславского регулярно устраивались люби­тельские спектакли.

Наряду с Абрамцево важную роль культурного центра играло творческое объединение поэтов-симво­листов и художников «Мир искусства» (1898—1924), созданное в Санкт-Петербурге А.Н. Венуа и СП. Дяги­левым. Деятельность этого объединения, протекавшая под лозунгом «искусство для искусства», дала толчок дальнейшему развитию художественной журналисти­ки, выставочной деятельности, станковой живописи, декоративному и прикладному искусству, художествен­ной критике. Живописи и графике «Мира искусства» присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой «Мира искусст­ва» было также создание новой книжной графики, эстампа, театральной декорации. На смену намеренно предметной, практической живописи передвижников, где каждый жест, шаг, поворот социально заострены, направлены против чего-то и в защиту чего-то, прихо­дит беспредметная живопись мирискусников, ориен­тированная на решение внутренних живописных, а не внешних социальных проблем.

Ориентация на традиции национальной художест­венной культуры XVIIT — начала XIX века должна была, по мнению мирискусников, способствовать возрожде­нию русского искусства. Художники объединения ув­лекались немецкой романтической литературой, модер­нистской живописью англичан, импрессионизмом французов. Члены объединения были желанными уча­стниками ведущих европейских выставок. В выставоч­ной деятельности объединения «Мир искусства» ак­тивное участие принимали выдающиеся художни­ки XX столетия: А.П. Остроумова-Лебедева, М.В. Добу-жинский, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере,

К.А. Сомов, И.Я. Билибин, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова, СВ. Чехонин, ДИ. Митрохин и др. С редакцией журнала «Мир искусства» сотрудничали Д. Мережковский, В. Розанов, Л. Шестов. С мирискус­никами были связаны дружескими и деловыми отноше­ниями многие видные поэты начала XX века — А. Бе­лый, А.А. Блок, М.А. Кузмин, Ф.К. Сологуб, В.Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт. Поддерживались контакты с деятелями театра и музыки Станиславским, Стравинским, Фоки­ным, Нижинским.

Вдохновитель и организатор «Мира искусства», художник, историк искусства и критик А.Н. Бенуа (1870—1960), создал стиль романтического историзма, передавая в журнальных и книжных иллюстрациях дух прошедших эпох. В искусствоведческих трудах Бенуа впервые обосновал самобытные черты русской нацио­нальной художественной традиции на фоне других ев­ропейских школ. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная «История живопи­си всех времен и народов» (1917). Ученый и художник, он активно боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства, высту­пал против русского авангарда, участвовал в музейной работе (в 1918 году возглавил картинную галерею Эр­митажа). В 1926 году, разочаровавшись в революции, Бенуа обосновался в Париже.

Один из ярчайших представителей «Мира искус­ства» Л.С. Бакст (1866—1924) прославился как деко­ратор знаменитых «Русских сезонов» в Париже. Он стилизовал в своих работах античные и восточные мо­тивы, создавая утонченно-декоративное фантастиче­ское зрелище. Руке Бакста принадлежало оформление «античных» спектаклей в Александрийском театре. В 1909—1914 годах Бакст оформил 12 спектаклей «Рус­ских балетов» СП. Дягилева.

Начало XX века оказалось переломным для живо­писи, которая с молниеносной быстротой, не только догнав, но и во многом опередив основные европей­ские художественные школы, совершила переход от старых принципов аналитического реализма к новей­шим системам художественного мышления. Наиболее значительным и самобытным выразителем тенденций символизма и модерна в русской живописи и актив­пым участником художественных начинаний в Аб­рамцево и «Мире искусства» являлся М.А. Врубель (1856—1910). Он расписывал храмы, писал панно для интерьеров зданий, оформлял спектакли, создавал архи­тектурные проекты. Сюжеты многих картин Врубеля откровенно фантастичны. «Мифологичность» Врубеля, решительность вымысла были чертами нового искусст­ва. Его открытия связаны с аналитическим расчлене­нием художественной формы и созданием нового цве­тового полотна. Он создавал мир, построенный по внутренним законам искусства. Наиболее известным произведением Врубеля является, несомненно, «Демон».

Сильное влияние Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX в. Его манера писать «разноцветными кубиками» (по словам Ф.И. Шаляпи­на) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Специалисты полагают, что Врубель стоит у истоков практически всех авангардных поисков русского ис­кусства XX в.

Наряду с Врубелем родоначальником русской жи­вописи XX века признают также В.А. Серова (1865—1911). Прославившие его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» появились в конце 80-х годов, когда художнику едва исполнилось 20 лет. В них специалисты обнаруживают первое и наиболее силь­ное для национальной традиции выражение принци­пов импрессионизма. На рубеже веков Серов стано­вится лучшим русским портретистом. Особый мир являют произведения «деревенского Серова» — этю­ды и картины с сельскими пейзажами и жанровыми сценками. Влияние Серова на русское искусство было очень значительным.

На рубеже XIX—XX вв. русское искусство, до тех пор ходившее в учениках, вливается в общее русло западноевропейских художественных исканий. Выста­вочные залы России распахивают двери для новых творений европейского искусства: импрессионизма, символизма, фовизма, кубизма. В начале XX века в Москве открываются огромные галереи и частные коллекции современной живописи. Теперь уже для того чтобы познакомиться с творчеством Пикассо и Матисса, приходится ехать в Россию, а не только в Лондон, Париж или Мадрид.

Русские еще продолжают осваивать французский фовизм, а вот немецкий экспрессионизм, в котором рус­ская составляющая (В. Кандинский, А. Явленский, М. Веревкина — ядро мюнхенской группы «Синий всад­ник») играла ведущую роль, удивить их ничем не мо­жет. Постепенно моду в России начали задавать два европейских художественных течения — французский кубизм и итальянский футуризм. Однако у нас кубизм приобрел специфическое «абстрактное» звучание.

Не менее восторженный прием встретил в России итальянский футуризм, с пренебрежением отвергну­тый в Париже и Мюнхене. Движение, получившее в России наименование «футуризм», было богаче и мно­гообразнее того, что было представлено итальянским футуризмом. Не обремененные традициями кубизма и футуризма, как Франция и Италия, русские безудерж­но экспериментировали, добившись такого синтеза, который оказался не по силам даже парижанам. Рус­ский синтез был прежде всего концептуальным. Он явился результатом творчества многочисленных груп­пировок художников, объединившихся в петербургской ассоциации «Союз молодежи».

В архитектуре модерн наглядно проявил себя в московском зодчестве: построение архитектурного со­оружения «изнутри наружу»,- перетекание простран­ства из одного интерьера в другой, живописная ком­позиция, отрицающая симметрию. Архитектором, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского, модерна, стал Ф.О. Шехтель (1859—1926). В процессе строения особ­няка 3. Морозовой на Спиридоновке (1893) Шехтель сотрудничает с Врубелем, который изготовляет пан­но, ставит на лестнице скульптурную группу, делает рисунки для витражей. Высшей точкой в шехтелев-ском творчестве и развитии особнякового строитель­ства в русской архитектуре стал дом А. Рябушинского на Малой Никитской в Москве.

Философия и общественная мысль. «Серебряный век» отмечен творческими достижениями в области общественной мысли. Русские мыслители включились в активное обсуждение вопросов развития личности и общества, русской поземельной общины и капитализ­ма, социального неравенства и бедности.

В конце XIX века картина общественной мысли в России напоминала пестрое одеяло, скроенное из са­мых разных направлений, идейных течений и науч­ных школ. Так, наряду с шелленгианской философи­ей (П. Чаадаев) существовали также неокантианство (А. Чупров, Б.П. Кистяковский, П.В. Новгородцев, СЛ. Франк), географическая школа [Л. Мечников), мар­ксизм {В. Ленин, Г. Плеханов, М. Туган-Барановский, А. Богданов), психологическое направление (Е.В. де Ро-берти), позитивизм (ранний П. Сорокин, К. Тахтарев). В России получили развитие такие аналоги западно­европейских направлений и тематических областей, как теория социальных классов, моральная и социаль­ная статистика, бюджеты времени и некоторые дру­гие. С небольшим отставанием в России воспроизво­дилось все то, что было к тому времени в европейской социологии: эмпирические открытия, теоретические идеи, идейные увлечения. Активно переводилась учеб­ная литература, научные монографии.

Уникальным национальным явлением науки, не имеющим аналога на Западе, являлись, пожалуй, та­кие направления, как русская государственная школа, социологические теории анархизма (М.А. Бакунин) и на­родничества (П. Струве). Сюда же следует отнести и так называемую субъективную социологию (Н. Михай­ловский, II. Кареев, С. Южаков, В. Воронцов).

В области философии в стране сформировались два оригинальных течения, не существовавших на Западе, а именно русская религиозная философия (B.C. Соловьев, СП Булгаков, СЛ. Франк, П.А. Флорен­ский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов) и филосо­фия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолков­ский, В.И. Вернадский).

Благодаря трудам B.C. Соловьева (1853—1900) ши­рокая публика начала проявлять интерес к религии, метафизическому и этическому идеализму, идее нации и вообще духовным ценностям. B.C. Соловьев пропове­довал утопический идеал всемирной теократии, разви­вал идеи христианского платонизма. Он оказал большое влияние на русскую религиозную философию и поэзию русских символистов. Под влиянием В. Соловьева в Рос­сии накануне 1917 году возникла школа религиозных мыслителей, прежде всего это П. Флоренский и С. Булга­ков, постепенно развивавшие собственные теории.

Значительную роль в формировании самосознания русской интеллигенции и выражении ее теоретических устремлений сыграли знаменитые «Вехи» — сборник статей о русской интеллигенции (1909), выпущенный группой российских религиозных философов и пуб­лицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, СЛ. Франк, М.О. Гершензон, А.С Изгоев, Б.А. Кистя-ковский). В книге дана развернутая критика идеологии и практических установок революционно настроенной интеллигенции — атеистического материализма, по­литического радикализма, идеализации народа (в мар­ксизме — пролетариата), проанализирована социальная анатомия и историческая эволюция русской интелли­генции, ее отношений с народом и властью, роль и место в русском историческом процессе.

Значение культуры «серебрянного века» для исто­рии нашей страны трудно переоценить: наконец, по­сле долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне Октябрьской ре­волюции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и в музыке.

Цв_____________________________________

■ Как и в пору «золотого», пушкинского, века, литература этого периода претендовала на роль духовного и нрав­ственного пастыря русского общества. В начале XX века выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, A.M. Горький, М.М. Пришвин.

■ Символисты объединились вокруг журналов «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Зо­лотое руно». К старшему поколению русских символи­стов принадлежали Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. Ф.К. Сологуб, к младшему — А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, СМ. Соловьев.

■ Вторым крупным течением в русской поэзии начала XX в. был акмеизм.

■ Представители русского футуризма, как и их соратни­ки за рубежом, призывали к бунту против мещанской обыденности и радикальному изменению поэтического языка.


Глава 10. Искусство древнерусски государства

■ Начало XX века оказалось переломным для живописи, которая с молниеносной быстротой, не только догнав, но и во многом опередив основные европейские худо­жественные школы, совершила переход от старых прин­ципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления.

■ В архитектуре модерн наглядно проявил себя в москов­ском зодчестве: построение архитектурного сооружения «изнутри наружу», перетекание пространства из одно­го интерьера в другой, живописная композиция, отри­цающая симметрию.

■ На рубеже XIX—XX веков русское искусство, до тех пор ходившее в учениках, вливается в общее русло западно­европейских художественных исканий. Выставочные залы России распахивают двери для новых творений ев­ропейского искусства: импрессионизма, символизма, фо-визма, кубизма. Колонии русских художников осаждают Париж и Мюнхен. В начале XX века в Москве открыва­ются огромные галереи и частные коллекции современ­ной живописи.

■ Уникальным национальным явлением науки, не имею­щим аналога на Западе, являлись, пожалуй, такие направ­ления, как русская государственная школа, социологиче­ские теории анархизма (М.А. Бакунин) и народничества (П. Струве). Сюда же следует отнести и так называемую субъективную социологию (Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков, В. Воронцов).

■ В области философии в стране сформировались два ори­гинальных течения, не существовавших на Западе, а именно русская религиозная философия (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, СЛ. франк, П.А. Флоренский, Н.А. Бер­дяев, Л. Шестов, В.В. Розанов) и философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вер­надский).

■ Значительную роль в формировании самосознания рус­ской интеллигенции и выражении ее теоретических уст­ремлений сыграли знаменитые «Вехи».

■ Значение культуры Серебряного века для истории на­шей страны трудно переоценить: наконец, после дол­гих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Ев­ропу. Впервые именно Россия стала определять миро­вую моду не только в живописи, но также в литературе и в музыке.

Глава 14

КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ

 

Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в букваль­ном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии оте­чественная культура, достигшая в период Серебряного века высочайшей точки и всемирного признания, была останов­лена и ее движение пошло резко вниз. Перелом был совер­шен сознательно, строился по заранее составленному пла­ну и не представлял собой стихийной катастрофы захвата одной страной другой и надругательства над ее культурой которые встречаются в мировой истории.

Ничего подобного в России в то время не происходи­ло. Большевики были плоть от плоти русского народа, но поступили с его культурой так, как поступил бы завоева­тель, которому не понравились прежние порядки и он решил заменить их на новые.

 

1 § 1. Новая культурная пплитика ____________

С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению новой куль­турной политики. Под этим подразумевалось создание невиданного в истории — пролетарского — типа куль­туры, опирающегося на самую революционную и передовую, как тогда считали, идеологию марксизма, воспитание нового типа человека, распространение всеобщей грамотности и просвещения, создание мону­ментальных художественных произведений, воспеваю­щих трудовые подвиги простых людей и т. д. Как мыс­лилось, пролетарская культура должна была прийти 4S4 на смену дворянской и буржуазной культурам. Рос­сийской дворянской культуре не исполнилось и 150 лет, а возраст буржуазной был еще меньше, поскольку капитализм в России, если считать по формальным критериям, существовал всего 57 лет (1861 —1917). В Западной Европе, где возраст первой измерялся мно­гими столетиями, а возраст второй перевалил за 150 лет, революционные передряги им угрожали в гораздо меньшей степени.

Не проводя четких различий между дворянской и буржуазной культурами, большевики в одночасье реши­ли расправиться с той и другой как с ненужным наследи­ем прошлого. В пылающий костер революции полетели не только иконы и хоругви, но и томики стихов Пушкина. Лозунг первых лет советской истории «Сбросим Пушки­на с корабля современности!» воплощался с жестокой последовательностью и при полной поддержке властей. Собственно говоря, он, великий перелом, ими и был ини­циирован. Происходившая в ту эпоху культурная револю­ция являлась типичным примером революции сверху, сопровождающей неорганическую модернизацию.

За создание новой культуры большевики взялись скоро и решительно. В соответствии с декретом от 9 но­ября 1917 года была создана Государственная комис­сия по просвещению для руководства и контроля за культурой. В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам просвещения был назначен А.В. Луначарский (1874—1933). В Нарком-просе был образован отдел просвещения националь­ных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР. Советской властью были упразднены функционировавшие до революции общественные, профессиональные и творческие орга­низации — Всероссийский учительский союз, Союз деятелей художественной культуры, Союз деятелей ис­кусств и др. Возникали новые организации культуры — «Долой неграмотность», Союз безбожников, Общест­во друзей радио и т. п.

Уже в 1917 году перешли в «собственность и рас­поряжение» народа Эрмитаж, Русский музей, Третья­ковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева.


Раздел?. Кирова» «ржествеш» культура

Шаг за шагом ликвидировались институты про­фессиональной автономии интеллигенции — незави­симые издания, творческие союзы, профсоюзные объ­единения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и преврати­лась в бюрократическое учреждение. С конца 20-х годов подозрение к старой интеллигенции сменилось политическим преследованием: шахтинское дело, про­цессы Промпартии, Трудовой крестьянской партии свидетельствуют о том, что в стране началось физи­ческое уничтожение русской интеллигенции.

Одновременно с ликвидацией старой интеллиген­ции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно — через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускорен­ного обучения и подготовке рабоче-крестьянской мо­лодежи к поступлению в вузы; здесь использовался «лабораторно-бригадный метод», при котором один ученик отчитывался за всю группу). В результате уже в 1933 году по количеству студентов СССР превзошел Германию, Англию, Японию, Польшу и Австрию вме­сте взятых.

Новая культурная политика ставила целью «сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда», как про­возглашалось на VIII съезде РКП(б). Самым эффектив­ным средством считалась всеобщая национализация — не только фабрик и заводов, но также театров и художе­ственных галерей. Бесплатный доступ народа к сокро­вищам мировой культуры, по замыслу, должен был открыть путь ко всеобщему просвещению России. Од­новременно национализация памятников культуры призвана была предохранить их от разрушения, по­скольку государство принимало их под свою защиту. В дворянских усадьбах, церквях и городских учрежде­ниях устраивались музеи и выставочные залы, клубы атеистов и планетарии. В период с 1918 по 1923 год было создано около 250 новых музеев. Началась реставрация некоторых памятников. В 1918—1919 годах было отрес­таврировано более 65 историко-художественных намят­пиков, ак 1924 году — 227[6]. Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 года была национализирована фотографи­ческая и кинематографическая промышленность. Рабо­ту кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокипоотдел (ВФКО) Наркомпроса, в 1923 году пре­образованный в Госкино, а в 1926 году— в Совкино. В 1918 году в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инст­рументов, нотные издательства. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организа­ции, музыкальные учебные заведения, организованы самодеятельные коллективы[7].

Однако та же самая национализация открыла путь не виданному ранее культурному варварству: пропа­дали бесценные библиотеки, уничтожались архивы; в дворянских домах и церквах устраивались не только клубы и школы, но также склады и мастерские. Мно­гие культовые сооружения со временем пришли в полное запустение, а несколько тысяч храмов и мона­стырей по всей стране и вовсе стерты с лица земли. Когда для восстановления народного хозяйства боль­шевикам понадобилась твердая валюта, то десятки вагонов художественных сокровищ, в том числе пред­ставляющих историческую ценность икон, буквально за бесценок были проданы за рубеж. Придерживаясь принципов классового подхода в городах уничтожались сотни старых памятников, на месте которых возводи­лись бюсты героев-революционеров, переименовыва­лись улицы и площади.

Активнее других боролся со старой культурой Про­леткульт (Пролетарская культура) — культурно-про­светительская и литературно-художественная органи­зация (1917—1932) пролетарской самодеятельности при Наркомпросе. Пролеткульт возник уже осенью 1917 году вскоре имел более 200 местных организаций в различ­ных областях искусства, особенно в литературе и теат­ре. Его идеологи (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев) нанесли серьезный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие. Пролеткульт решал две задачи — разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Удачнее всего он спра­вился с первой, а вторая так и осталась областью не­удачного экспериментаторства.

Пролеткульт сыграл негативную роль потому, что пытался методом кавалерийской атаки решить задачи там, где они, эти методы, никак не годились. Он являл собой не основу, а лишь крайнее выражение больше­вистского подхода к культуре, от которого вскоре РСДРП постаралась избавиться. Убедившись в непри­годности экстремистских способов решения масштаб­ных проблем, связанных с культурой, большевики перешли к постепенному и более скоординированно­му наступлению.

В системе образования национализацию заменило огосударствление, которое, как и национализация, преследовало несколько целей. Во-первых, админист­рация школы и вуза, лишившись академических сво­бод и неприкосновенности, подчинялась партийному аппарату, который назначал и сменял кадры препода­вателей, определял квоты на прием студентов. Во-вто­рых, за студенчеством и профессурой, содержанием преподаваемых и получаемых знаний устанавливался неусыпный идеологический контроль. В-третьих, рез­ко расширялись масштабы и объем народного образо­вания, к бесплатному государственному образованию получали доступ практически все слои населения. В ре­зультате уже в 1921 г. количество вузов в стране уве­личилось до 244 по сравнению с 91 в дореволюцион­ной России. Декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения» (1918) разрешал свободный прием в вузы. Упразднялась не только плата за обучение и вступительные экзамены, — не требовался даже ди­плом об окончании средней школы.

В стране развернулась массовая кампания ликви­дации неграмотности среди взрослых и детей. В 1919 го­ду вышел декрет «Оликвидации безграмотности сре­ди населения РСФСР», обязывавший все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Повсеместно создава­лись чрезвычайные комиссии по ликвидации негра-


мотности. Общество «Долой неграмотность» возгла­вили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков и курсов. В 1917—1920 гг. грамотой овладели около 7 млн че­ловек. По данным Всесоюзной переписи 1939 года, численность грамотных в возрасте от 16 до 50 лет под­нялась до 90%. Количество учащихся в общеобразова­тельной школе превысило 30 млн человек по сравне­нию с 7,9 млн в 1914 году, а количество выпускников вузов превысило 370 тыс. Число научных работников, занятых в 1800 научно-исследовательских учреж­дениях, увеличилось до 100 тыс., превзойдя уровень 1913 года почти в 10 раз.

Форсированная подготовка школьников и студен­тов на первых порах привела к заметному снижению качества обучения. Выпускники могли читать, но не владели передовыми достижениями науки того време­ни, а в ФЗУ (фабрично-заводских училищах) уровень знаний часто был просто катастрофическим и грани­чил с функциональной неграмотностью (умением чи­тать, но неспособностью разбираться в прочитанном). Советское правительство поступило так, как, навер­ное, поступило бы на его месте любое другое, постав­ленное в крайние условия руководство: из страны эмиг­рировали миллионы грамотных специалистов и ученых, необходимость восстановления разрушенного войной народного хозяйства, а затем широкое строительство тысяч новых предприятий требовало быстрейшей под­готовки квалифицированных кадров. Стране, окружен­ной идеологическими противниками, требовался мощ­ный оборонный потенциал. В подобной ситуации все ресурсы были брошены на подъем технических наук и оборонной промышленности, где сосредоточились лучшие интеллектуальные силы.

С тех пор соотношение бюджетных средств, вы­деляемых государством на развитие науки, строилось в пропорции примерно 95:5 в пользу технического и естественного знания, в 30-е годы такая политика при­несла свои плоды. На основе научных изысканий ака­демика СВ. Лебедева (1874—1934) в СССР впервые в мире было организовано массовое производство син­тетического каучука. Благодаря выдающимся научным открытиям советских физиков впервые в мире вне­дрены в жизнь принципы радиолокации. Под руково­дством академика А. Ф. Иоффе (1880—1960) создана всемирно признанная школа физиков, внесшая боль­шой вклад в изучение атомного ядра и космических лучей. В 30-х годах советская наука и техника созда­ли первоклассные самолеты, на которых наши лет­чики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета.

 

И § 2. Новая культура Рыта ________________

Результаты культурной революции, как позитив­ные, так и негативные, сказались не только в науке и образовании, но также в переустройстве культуры быта.

Историки, изучающие советский период нашей истории, считают, что в 30-е годы в деятельности боль­шевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в 1917 году, поворот. В частности, американский социолог Н. Тимашев (эмигрировал из России) выдви­нул тезис о том, что в 30-е годы внутренняя политика СССР перестала соответствовать господствовавшим ранее революционным идеалам1. Раннеболыпевистская культурная политика строилась на радикализме: отвер­гались ценность и необходимость семьи, поощрялся отказ от своих родителей, если те были «буржуазного» происхождения, старой культуры, осуждались мещан­ство, умеренность, утверждался безусловный приори­тет общества и коллектива над индивидом и т. д. Вслед за Маяковским партийная интеллигенция стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.