Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гдава 14. Культура соввтсий России




До конца своих дней Шагал называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с рос­сийской традицией, включавшей в себя и иконопись, и творчество Врубеля, и произведения безымянных вы-весочников, и живопись крайне левых. Действие в необычных шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и буду­щее, фантасмагория и быт, мистика и реальность. Ви­зионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предте­чей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреа­лизм. Обыденную действительность на его холстах освящали и одухотворяли вечно живые мифы, вели­кие темы круговорота бытия — рождение, свадьба, смерть.

В первые годы советской власти живопись раско­лолась на два враждебных лагеря. Один, именовавший себя «левым» искусством, был представлен талантли­вой плеядой авангардистов, стремившихся внести но­вое слово в искусство (Кандинский, Малевич, Шагал, Татлин и др.). Другой лагерь, который можно назвать «правым», являл собой сообщество политически анга­жированных художников, стоявших на твердых прин­ципах социалистического реализма. В свою очередь «правый» лагерь тоже был неоднороден, и в нем про­сматриваются по крайней мере два направления.

Первое направление воскрешало традиции пере­движников XIX века и группировалось вокруг создан­ной в 1922 году «Ассоциации художников революцион­ной России» (АХРР), члены которой (И.И. Бродский, A.M. Герасимов, М.Б. Греков, Б.В. Иогансон, Е.А. Кацман, Г.Г. Рижский) видели свою задачу в том, чтобы в худо­жественной форме отобразить триумфальное шествие по стране Советской власти. Повседневная счастливая жизнь крестьян и рабочих, подвиги бойцов Красной Армии, забота о простых людях партии и правительст­ва становятся темами «героического реализма». Один из самых крупных художников АХРР И.И. Бродский (1883—1939) создает галерею портретов Ленина и цикл историко-революционных картин, в том числе знаме­нитое полотно «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925). Специализируются на героических портретах и

Раздел I Мировая кржествеюи культура

другие ахрровцы: A.M. Герасимов («Ленин на трибуне», 1930), СВ. Малютин (портрет Фурманова, 1922), НА. Ан­дреев (портрет Сталина, 1922), Б.В. Иогансон («Допрос коммунистов», 1933). Групповые образы героев рево­люции создаютМ.Б. Греков («Тачанка», 1925), К.С Пет-ров-Водкин («Смерть комиссара», 1928), А.А. Дейнека («Оборона Петрограда», 1928).

Второе направление социалистического реализма связано с воспеванием красоты родины. Например, К.Ф. Юон создавал жизнерадостные пленэрные пейза­жи, И.И. Машков, в прошлом один из создателей «Буб­нового валета», пишет экспрессивные красочные пей­зажи и натюрморты, А.Е. Архипов специализировался на лирических пейзажах и изображениях жизнерадо­стных крестьянок.

Произведения 30-х годов посвящены прославле­нию либо счастливой деревни после коллективизации (СВ. Герасимов, «Колхозный праздник», 1937) и добле­сти и силы армии (СЛ. Чуйков, «Награнице», 1938), либо руководителей партии, среди которых ведущее место занимает Сталин.

АХРР, поддерживаемая властями, вела беспощад­ную борьбу против многочисленных авангардистских течений, которым в конечном итоге пришлось уйти в подполье, эмигрировать, пойти под суд. В идеологиче­ское противостояние вслед за философами и партий­ными функционерами стали втягиваться и деятели культуры. Так, объединение НОЖ (Новое общество живописцев) во главе с Г.Г. Ряжским провозглашает создание новой живописи, основанной на традиции. Общество художников «Бытие» (П.П. Кончаловский, А.В. Куприн и др.) подчеркивает материалистическое видение мира и важность сюжета.

Устранение с художественной сцены авангарди­стских направлений завершилось 23 апреля 1932 года, когда ЦК ВКП(б) издал постановление «О перестрой­ке литературно-художественных организаций», кото­рое привело к созданию единых творческих союзов. Отныне официальное использование термина «социа­листический реализм» и теоретическая формулировка его положений, разработанная Горьким, открывают новый период: художники должны служить не идеям

«чистого искусства», а идеалам коммунистической партии и способствовать построению социализма.

Ухудшение художественной атмосферы в стра­не стало ощущаться сразу после смерти Ленина в 1924 году, в эти годы усиливается партийный контроль, газета «Правда» отводит свои страницы под выступле­ния против «абстрактных измышлений, вдохновленных мелкой буржуазией». ЦК партии большевиков призы­вает художников создавать реалистическое искусство революционной пропаганды, доступное массам.

Разносной критике подвергается творчество Ма­левича, а самого художника неоднократно арестовы­вают. В результате чего после тяжелой болезни выдаю­щийся новатор XX века умирает. В те же 20-е годы подверглись идеологической травле П. Филонов и груп­па его учеников «Мастера аналитического искусства» (МАИ). К 1924 г. перестают существовать Музей жи­вописной культуры, Инхук. Один за другим следуют удары по советскому авангардизму. Кандинский и Эль Лисицкий были вынуждены уехать из России и посе­литься в Германии. В 30-е годы начинают шельмовать как «формалистическое» творчество Татлина. Потеряв почву для существования в России, беспредметное искусство обращается к западной аудитории. Его тра­диции наследуют уже европейские художники.

В 1939 году был репрессирован гениальный режис­сер, актер, педагог и реформатор театра В.Э. Мейер­хольд (1874—1940). Он хотел сделать театр политиче­ским и агитационным действом, в котором зрители должны были участвовать наравне с актерами. На раннем этапе он разработал символическую концеп­цию «условного театра», а после 1917 г., возглавив дви­жение за переоценку эстетических ценностей, создал особую методологию актерского тренажа — биомеха­нику, в которой нашли своеобразное применение прин­ципы конструктивизма.

В 30-х годы советские архитекторы разработали генеральный план реконструкции городов, прежде все­го Москвы и Ленинграда. Выпрямляя улицы и прокла­дывая новые проспекты, строители разрушили мно­жество древних храмов и монастырей. В 1934 году, согласно плану реконструкции Москвы, был уничто­жен главный памятник России — храм Христа Спаси­теля, возведенный на народные деньги и посвящен-


Раздел 2. Мировая кржествемаи культура

ный Отечественной войне 1812 года. Грандиозное по масштабам (высота 103,3 м) здание украшали выдаю­щиеся русские художники и скульпторы XIX века: П.К. Клодт, А.В. Логановский, I I.A. Рамазанов, Ф.П. Тол­стой, В.В. Верещагин, К.Е. Маковский, В.И. Суриков и др. Отечественные градостроители добились того, что ЮНЕСКО исключила Москву из числа памятников мировой культуры.

 

щ § 5. Русское заруОежье ________________

Постоянное вмешательство партии в дела искус­ства, запрет на свободу слова и печати, преследование старой интеллигенции привели к массовой эмиграции деятелей культуры. Родину покинули 2 млн россиян.

После Великой Октябрьской революции русская литература разделилась на три лагеря. Первый соста­вили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей. Второй состо­ял из тех, кто принял социализм, прославлял револю­цию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что подлин­ный художник в отрыве от своего народа творить не может. Их судьба была различной: одни смогли при­способиться и выжить в условиях Советской власти; другие, как А. Куприн (1870—1938), проживший в эмиг­рации с 1919 по 1937 год, вернулись, чтобы умереть на родине; третьи покончили жизнь самоубийством; на­конец, четвертые были репрессированы. В первом лагере оказались деятели культуры, составившие ядро первой волны эмиграции.

Первая волна русской эмиграции — самая массо­вая и значительная по вкладу в мировую культуру XX в. В 1918—1922 годах Россию покинули более 2,5 млн человек -— выходцы из всех классов и сословий: родо­вая знать, государственные и другие служилые люди, мелкая и крупная буржуазия, духовенство, интелли­генция, — представители всех художественных школ и направлений (символисты и акмеисты, кубисты и футуристы). В Чехии, Германии, Франции они устраи­вались шоферами, официантами, мойщиками посуды, музыкантами в маленьких ресторанчиках, продолжая считать себя носителями великой русской культуры. Постепенно выделилась специализация культурных центров русской эмиграции: Берлин был издательским центром, Прага — научным, Париж — литературной, шире — духовной столицей русского зарубежья.

В 1921 —1952 гг. за границей выпускалось более 170 периодических изданий на русском языке в основном по истории, праву, философии и культуре. В Париже Общество русских инженеров насчитывало 3 тыс чле­нов, Общество химиков — более 200 человек. За грани­цей оказалось примерно 500 крупных ученых, воз­главивших кафедры и целые научные направления (СИ. Виноградский, В.К.Агафонов, К.Н.Давыдов, П.А. Со­рокин и др.). Внушителен список уехавших деятелей ли­тературы и искусства [Ф.И. Шаляпин, СВ. Рахманинов, К.А. Коровин, 10.П. Анненков, И.А. Бунин и т. д.). Такая утечка умов не могла не привести к серьезному пони­жению духовного потенциала отечественной культуры.

В литературном Зарубежье специалисты выделя­ют две группы литераторов — сформировавшиеся как творческие личности до эмиграции, в России, и — получившие известность уже за рубежом. В первую входят виднейшие русские писатели и поэты Л. Андре­ев, К. Бальмонт, И. Бунин, 3. Гиппиус, Б. Зайцев, А. Ку­прин, Д. Мережковский, А. Ремизов, И. Шмелев, В. Хо­дасевич, М. Цветаева, Саша Черный.

Наиболее известным среди них был, пожалуй, И.А. Бунин (1870—1953) —почетный академик Петер­бургской Академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии (1933). Эмигрировал из России в 1920 г. Про­должая классические традиции Тургенева, Чехова, Бу­нин в своих рассказах и повестях показывает оску­дение дворянских усадеб («Антоновские яблоки»), гибельное забвение нравственных основ жизни («Гос­подин из Сан-Франциско»). Самые значительные про­изведения Бунин написал в эмиграции: «Митина любовь» (1925), «Жизнь Арсеньева» (1930), сборник рас­сказов «Темные аллеи» (1946).

Вторую группу составили литераторы, которые ничего или почти ничего не напечатали до эмиграции в России. Это В. Набоков, В. Варшавский, Г. Газданов, А. Гиигер, Б. Поплавский. Самым выдающимся среди


Раздел I Мировая кудожеетввнная культура

них был В.В. Набоков (1898—1977), в 1919 году эмигри­ровавший из России сначала в Европу, а затем (1940) — в США. Набоков великолепно владел как русским ли­тературным, так и английским языками. В романах «ЗащитаЛужина» (1930), «Дар» (1937), «Приглашение на казнь» (1936), «Пнин» (1957) писатель раскрывается конфликт духовно одаренного одиночки с миром «по­шлости» — «мещанской цивилизацией», где властву­ют ложь и социальные фикции. В знаменитой «Лоли­те» (1955) показан эротический опыт рафинированного европейца.

В эмиграции оказались не только писатели, но и выдающиеся русские философы: Н. Бердяев, С. Булга­ков, С. Франк, А. Изгоев, П. Струве, Н. Лосский и др. Мировым признанием пользовался один из последних русских философов серебряного века. И.О. Лосский (1870—1965), крупнейший представитель интуитивиз­ма и персонализма, несколько лет читавший лекции в русских университетах Чехословакии. Правительство этой страны, возглавляемое видным историком соци­альной мысли Т. Масариком, предоставило русским эмигрантам пособия и стипендии. Одним из центров русского философского Зарубежья, где продолжались традиции философии «серебряного века», была Прага. В 1922 году здесь был организован Русский юридиче­ский факультет при Карповом университете. Среди русских преподавателей числились П. Струве, П. Нов­городцев, С. Булгаков, В. Вернадский, И. Лапшин, Н. Лос­ский, Г. Флоровский, В. Зеньковский.

Самым продуктивным и популярным мыслителем в Европе былН.А. Бердяев (1874—1948), оказавший огром­ное влияние на развитие европейской философии. Бер­дяев принадлежал к знатному военно-дворянскому роду. Учился в Киевском университете (1894—1898) на естественном, затем на юридическом факультетах. В 1894 г. примкнул к марксистским кружкам, за что был исключен из университета, арестован и выслан на 3 года в Вологду. В 1901—1902 Бердяев пережил эволюцию, характерную для идейной жизни России тех лет и полу­чившую название «движение от марксизма к идеализ­му», т. е. от экономического детерминизма и грубого материализма он перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и пер-

Глава 14. Культура советский России

сонализма. Наряду с С.Н. Булгаковым, П.Б. Струве, СЛ. Франком Бердяев становится одной из ведущих фигур этого движения, которое заявило о себе сборни­ком «Проблемы идеализма-» (1902) и положило начало ре­лигиозно-философскому возрождению в России. В 1904 г. в Петербурге, где Бердяев руководил журналами «Но­вый путь» и «Вопросы жизни», он сближается с кругом Д.С Мережковского, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанова, в не­драх которого возникло течение, названное «новым ре­лигиозным состоянием». В 1908 г. в Москве он вступает в Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловь­ева, участвует в подготовке знаменитых «Вех». У себя дома Бердяев проводит еженедельные литературно-фи­лософские собрания, организует Вольную академию духовной культуры (1918), читает публичные лекции и становится признанным лидером неболыпевистской об­щественности. Дважды его арестовывают и осенью 1922 г. высылают в Германию в составе большой груп­пы деятелей русской науки и культуры. В Берлине Бер­дяев организует Религиозно-философскую академию, участвует в создании Русского научного института, со­действует становлению Русского студенческого христи­анского движения (РСХД).

В 1924 году он переезжает во Францию, где стано­вится редактором основанного им журнала «Путь» (1925—1940), важнейшего философского органа рос­сийской эмиграции. Широкая европейская известность позволила Бердяеву выполнить весьма специфическую роль — служить посредником между русской и запад­ной культурами. Он знакомится с ведущими западны­ми мыслителями (М. Шелер, Кейзерлинг, Ж. Маритен, Г.О. Марсель, Л. Лавель и др.), устраивает межконфес­сиональные встречи католиков, протестантов и право­славных (1926—1928), регулярные собеседования с католическими философами (30-е годы), участвует в культурфилософских собраниях и конгрессах.

Бердяев — автор около 40 книг, в том числе «Смысл творчества» (1916), «Русская идея» (1948), «Самопо­знание» (1949) и др., переведенных на многие языки мира. Свобода, дух и творчество противопоставлены у него необходимости и миру объектов, где царствуют зло, страдание и рабство. Смысл истории, по Бердяе­ву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Его книга «Исто­ки и смысл русского коммунизма» выдержала во Фран­ции восемь изданий. По его книгам в том числе за­падная интеллигенция познакомилась с русским марксизмом и русской культурой.

Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось самобытное учение — евразийство. Среди его сторонников и авторов — лин­гвисты И. Трубецкой и Р. Якобсон, философы Л. Карса­вин, С. Франк, историки Г. Вернадский и Г. Флоровский, правовед Н. Алексеев, религиозный писатель В. Ильин, ученые и публицисты — П. Сувчинский, Д. Святополк-Мирский, П. Савицкий. В 1921 году появился первый коллективный сборник евразийцев «Исход к Востоку». Идеи евразийства, первоначально достаточно разнород­ные (1921 —1924), постепенно, к 30-м годам, приобре­тали законченный вид. Во Франции, Германии, Англии, Чехословакии, Китае сложились евразийские центры, выпускавшие сборники, хроники, монографии и ста­тьи. Концепция евразийства тесно связана с идеями славянофилов и уходит своими корнями в сложившую­ся в XVI века теорию «Москва — третий Рим».

Евразийство, идейно-политическое и философ­ское течение в русской эмиграции 1920—1930-х го­дов. Началом движения стал выход сборника «Ис­ход к Востоку» (София, 1921) молодых философов и публицистов Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Флоровского и П.П. Сувчинского. Историо-философская и геополитическая доктрина ев­разийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н.Я.Данилевский, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный мате­рик между Азией и Европой и особый тип куль­туры. На первом этапе движения евразийцы осу­ществили ряд плодотворных историко-кулыурных разработок, однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя «сменовеховству» в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (Сувчинский, Л.П. Карсавин, П.С. Арапов, Т.П. Святополк-Мирский и др.), со­четавшаяся с проникновением в движение агенту­ры Государственного политического управления (Н.Н. Ланговой, С.Я. Эфрон и др.), вызывала про­тест другой части евразийцев, и после ряда расколов на грани 20—30-х годов евразийство пошло на убыль.

Первая волна русской эмиграции, пережив свой пик на рубеже 20—30-х годов, сошла на нет в 40-х. Ее пред­ставители доказали, что русская культура может суще­ствовать и вне России. Русская эмиграция совершила настоящий подвиг — сохранила и обогатила традиции русской культуры в чрезвычайно трудных условиях.

От «серебряного века» к «бронзовому». Но и ос­тавшиеся в Советской России деятели культуры ока­зались не в лучших условиях. И на их долю выпала миссия сохранить и преумножить достижения рус­ской культуры. После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского на­правления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало админист­ративному вмешательству партии в сферу духовной культуры.

Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, после нескольких лет свободного творчества, вынуждены были принять и новую идеологическую док­трину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие десятилетия. Она называлась со­циалистическим реализмом. Принципы социалистиче­ского реализма сформулированы ЦК ВКП (б) в 1932 году и навязывались как единственно правильные.

Социалистический реализм, термин, употреб­лявшийся в советском литературоведении и искус­ствоведении с 30-х гг. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, кото­рый «требует от художника правдивого, истори­чески конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализ­ма» («Устав Союза писателей СССР», 1934). Эсте­тическое понятие «реализм» было соединено с оп­ределением «социалистический»,что на практике вело к подчинению литературы и искусства прин­ципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки (с конца 1950-х гг.) расширить «теоретическую базу» социа­диетического реализма (постулаты народности ис­кусства, а затем социалистического гуманизма) не способствовали эстетическому обоснованию со­циалистического реализма как художественного метода. Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, на долгие годы устранявшие из ду­ховной жизни народа талантливые произведения (А.А. Ахматовой, Д.Д. Шостаковича, СМ. Эйзен­штейна, П.П. Филонова и др.) и стимулировавшие создание посредственных конформистских произ­ведений, следовавших плоским пропагандистским установкам.

Попытки расширить «теоретическую базу» со­циалистического реализма идеями «народности» (в кон. 30-х гг.), «социалистического гуманизма» (с кон. 50-х it.) или принципом эстетически «от­крытой системы» (в 70-х гг.) не изменили офици­альный статус и идеологическую природу поня­тия. К концу 80-х гг. социалистический реализм становится историко-литературным термином. Источник: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Родоначальником социалистического реализма явился крупнейший писатель М. Горький (наст, имя — A.M. Пешков; 1868—1936). Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное учи­лище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастер­ской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. Ненависть к злу и этический максимализм были источником нрав­ственных терзаний: в 1887 году он даже пытался по­кончить с собой. Горький принимал участие в револю­ционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками, создал панораму героиче­ских образов, которые представляли новый тип рево­люционеров-интеллигентов. На него влияли самые разные, иногда несовместимые между собой, фило­софские течения — от идей французского Просвеще­ния и позитивизма до ницшевского индивидуализма и философии жизни А. Шопенгауэра. Отсюда, видимо, проистекает противоречивость его мировоззрения и непоследовательность поступков: Горький то обличал советскую власть в развязывании террора («Несвое­временные мысли», 1918), то верно служил ей, пропа­гандируя социалистический образ жизни и восхваляя Сталина. Свои политические симпатии Горький выра­зил в знаменитом романе «Мать» (1906), а религиоз­ные поиски, идеи богостроительства — в повести «Ис­поведь» (1908).

Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интел­лигенции от голодной смерти и расстрелов, благодар­но оцененная современниками (Е.И. Замятин, A.M. Ре­мизов, В.Ф. Ходасевич, В.Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литерату­ра», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств». В 1934 году он возглавил Союз писателей СССР, соз­данный по его инициативе. В 1936 году Горький напи­сал роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина», являю­щуюся энциклопедией жизни русской интеллигенции за 40 лет. Несомненно, Горький являлся одной из клю­чевых фигур литературного рубежа XIX—XX столетий и советской литературы.

|

§ б. Советская литература второй половины
XX века ______________________

Несмотря на партийный контроль и идеологиче­ские запреты советская литература в середине и во второй половине XX века дала миру целый ряд вели­ких творцов. Среди них две гениальные поэтессы — А. Ахматова и М. Цветаева, и четыре лауреата Нобе­левской премии: М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Сол­женицын и И. Бродский.

Великий русский писатель, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда М.А. Шоло­хов (1905—1984) не испытывал притеснений со сторо­ны официальных властей. Но подобное не означает, что художественное мастерство у него было подменено партийной преданностью. Шолохову удалось, в отли­чие от множества других советских писателей, добив­шихся официальных почестей, создать гениальные произведения. Среди них роман «Тихий Дон» (IT.W

1940), изображающий драматическую судьбу донского казачества в годы первой мировой и гражданской войн. В романе «Поднятая целини» (1932—1960) передана неповторимая атмосфера и накал эпохи коллективиза­ции советской деревни.

Иначе сложилась судьба великого русского писа­теля и поэта Б.Л. Пастернака (1890—1960), родившего­ся в семье, которая служила своеобразным культурным центром. Здесь часто собирались музыканты, худож­ники, писатели, среди гостей бывали Л.Н. Толстой, Н.Н. Ге, А.Н. Скрябин, В.А. Серов. Атмосфера родитель­ского дома определила глубокую привязанность твор­чества Пастернака в культурной традиции России. В детстве Пастернак обучался живописи, затем всерь­ез готовился к композиторской карьере, пока не посту­пил на философское отделение историко-филологи­ческого факультета Московского университета, где слушал лекции знаменитых философов. Его главной книгой стал роман «Доктор Живаго» (1946—1955). В центре повествования — жизнь и судьба врача Юрия Живаго, оказавшегося в центре революционных со­бытий. Но это не документальный рассказ о войнах и революциях — книга посвящена «вечным» вопросам бытия — смерти и бессмертию, глубинной связи жиз­ни отдельного человека с родной культурой и истори­ей, смыслу и предназначению человеческого сущест­вования. Роман имеет религиозную окрашенность: изображение жизненного пути человека как хожде­ния по мукам. Культура представляется как результат устремленности человечества к бессмертию. В сталин­ские годы Пастернак неоднократно вступался за не­винно репрессированных, а в 1958 году советские власти вынуждают Пастернака отказаться от Нобелев­ской премии, присужденной ему за «Доктора Жива­го» — один из самых читаемых русских романов во всем мире. Пастернака обвинили в антисоветской пропаганде, презрении к русскому народу, преклоне­нии перед Западом. Большинство участников пленума Союза писателей высказались за его исключение из Союза.

Другой лауреат Нобелевской премии, великий рус­ский писатель А.И. Солженицын (р. 1918), прошел фронт и был награжден орденами Отечественной вой-


Глава 14. Культура cgbgtgkdh России

ны II степени и Красной Звезды. Тем не менее в 1945 году его арестовали за антисталинские высказы­вания и отправили в ГУЛАГ, который он опишет в сеорм знаменитом романе «Архипелаг ГУЛАГ», (1973). За публикацию в 1962 году рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицын сначала был выдвинут на Ленинскую премию, а затем исключен из Союза пи­сателей. В 1974 году Солженицын еще раз арестован, лишен гражданства и выслан в ФРГ. Его произведения распространяются в России через самиздат. В 1994 го­ду он приезжает в Россию, ему возвращают граждан­ство, и он активно включается в общественную жизнь. В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики XIX века, трагические судьбы геро­ев осмысливаются в свете нравственного и христиан­ского идеала. В 10-томном «Красномколесе» (1971—1991), на огромном фактическом материале рассматривают­ся причины и ход революции 1917 года. В его романах дан «опыт художественного исследования» государст­венной системы уничтожения людей в СССР.

 

1 § 7. Культура в постсоветский перипд _________

Период 1985—1991 гг. вошел в современную ис­торию России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секре­таря КПСС и первого президента СССР М.С. Горба­чева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализо­вана экономика и смягчена цензура, появились при­знаки свободы слова. Одновременно ухудшилось ма­териальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Кон ституция которой была одобрена па всенародном ре ферендуме в 1993 года, и приход к власти l>.l I. Ельци­на серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись, временно или навсегда, многие знаменитости: музы­канты М.Л. Ростроиович, Г. Вишневская, писатели А. Солженицын и Т. Войнович, художник Э. Неизвест­ный... Одновременно из России эмигрировали десят-

Раздел 2. Мировая кцдогатвеши культура

ки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.

В период с 1991 по 1994 год объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31—45 лет за границу ежегодно составлял 70—90 тыс. Напротив, приток молодых кад­ров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс патентов и лицензий, а в Россия — только 4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн специалистов, занятых в науке, в 1996 году— меньше 1 млн1.

«Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские уче­ные и специалисты принимались в самые лучшие на­учные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла самых пере­довых рубежей.

Оказалось, что Россия, даже находясь в экономи­ческом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: лечение опухолей; открытия в области ген­ной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи; про­цесс литья стали; магнитная сварка; искусственная почка; ткань, отражающая излучение; холодные като­ды для получения ионов и др.

Несмотря на сокращение финансирования куль­туры, в стране в 90-е годы появилось более 10 тыс., частных издательств, которые за короткое время опуб­ликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появи­лись сотни новых, в том числе литературных, журна­лов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, по также откры-


 

тие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет им. Иоанна Богослова, имеющий шесть факультетов (юри­дический, экономический, исторический, богословский, журналистский, исторический). Вместе с тем в живо­писи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появи­лось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению.

Сегодня еще трудно делать окончательные выво­ды об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.

 

■ KB __________________________________________

■ Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в бу­квальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период «се­ребряного века» высочайшей точки и всемирного при­знания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз.

■ Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам.

■ Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно ■--через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партий­ные органы выдвигали в директора), рабфаки (подгото­вительные факультеты для ускоренного обучения и под­готовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы).

■ Самым эффективным средством считалась всеобщая на­ционализация— не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей.

■ Активнее других боролся со старой культурой Пролет­культ (Пролетарская культура) — культурно-просвети­тельская и литературно-художественная организация (1917—1932) пролетарской самодеятельности при Нар-комиросе, отрицая культурное наследие.

■ В стране развернулась массовая кампании ликвид.щми неграмотности среди взрослых п детги.


Раздел?■ Мировая кудажестввннаи культура

■ Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к заметному снижению качества обучения.

■ В 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в 1917 году, пово­рот, — переход от революционного аскетизма к благо­получию частной жизни и более цивилизованным фор­мам поведения.

■ Поэтическим символом революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомысля­щих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, представляется деятельность трех великих поэтов — В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина.

■ Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутреннего несогласия с ним по общечелове­ческим и общегумаппым соображениям именуют «внут­ренней эмиграцией».

■ Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому худож­нику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому (1866—1944).

■ Другим творцом современного искусства стал К.С. Ма­левич (1878—1935). С него начинается эра супрематиз­ма (от лат. supremus— высший, последний), или искус­ства геометрической абстракции.

■ Одной из центральных фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885—1953), считающийся основоположни­ком конструктивизма, течения, которое до 1921 года офи­циально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства.

■ Одной из ключевых фигур в искусстве XX века являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллю­стратор, теоретик искусства П. Н. Филонов (1883—1941), создатель самостоятельного направления русского аван­гарда— так называемого аналитического искусства.

■ Одним из крупнейших представителей сюрреализма был Гениальный живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных ви­дов искусства М.З. Шагал (1887—1985). Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направ­лений, как экспрессионизм и сюрреализм.

Глава 14. Культура советской Россия

■ После Великой Октябрьской революции русская лите­ратура разделилась натри лагеря. Первый составили пи­сатели, отказавшиеся принять революцию и продолжав­шие трудиться за границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий во­шли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвраща­лись па родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может.

■ Теоретическим результатом пребывания русских мыс­лителей на Западе явилось самобытное учение— евра­зийство.

■ После высылки из Советской России в 1922 году веду­щих философов немарксистского направления факти­чески закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешатель­ству партии в сферу духовной культуры. Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологи­ческую доктрину, ставшую краеугольным камнем ху­дожественной концепции на многие десятилетия. Она называлась социалистическим реализмом. Его родо­начальником явился М. Горький (1868—1936).

■ Несмотря на партийный контроль и идеологические за­преты советская литература дала миру целый ряд вели­ких творцов. Среди них две гениальные поэтессы — А. Ахматова и М. Цветаева, и четыре лауреата Нобелев­ской премии: М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солжени­цын и И. Бродский.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................................................................................. 3

Раздел I

ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ

 

Научный статус и предмет культурологии ι

§ 1. Дискуссии о предмете культурологии........................................ 7

§ 2. Определение культуры................................................................ И

§ 3. Структура культуры..................................................................... 16

§ 4. Основные функции культуры...................................................... 18

§ 5. Черты культуры............................................................................ 27

§6. Культурные универсалии.............................................................. 31

§ 7. Культурный комплекс.................................................................. 33

§ 8. Агенты и институты культуры.................................................... 34

§ 9. Цивилизация и культура.............................................................. 36

§ 10. Культура и этнос....................................................................... 40

§11. Межкультурное общение............................................................ 44

§ 12. Культурные конвенции.............................................................. 46

NB........................................................................................................ 50

 

типология КУЛЬТУР 54

§ 1. Основание типологии культуры.................................................. 54

§ 2. Отрасли культуры....................................................................... 55

§ 3. Виды культуры............................................................................. 59

§ 4. Формы культуры......................................................................... 73

§ 5. Комплексные виды культуры..................................................... 77

§ 6. Типы культуры............................................................................. 80

NB........................................................................................................ 87

 

■"■·"" Культурные нормы................................................................ 89

§ 1. Культурные нормы и их соблюдение......................................... 89

§ 2. Функции культурных норм........................................................ 91

§ 3. Классификация норм................................................................... 92

§ 4. Основные виды культурных норм............................................... 94

§ 5. Нормативная система культуры................................................ 108

§ 6. Нормативные конфликты.......................................................... 112

§ 7. Аномия........................................................................................ 114

\1!...................................................................................................... 115

Содержаше

Глава 4

Формы и механизмы приоОщения к культуре....... иэ

§ 1. Социализация и воспитание....................................................... 120

§2. Адаптация..................................................................................... 133

§ 3. Инкультурация............................................................................ 134

§ 4. Досоциализация и ресоциализация............................................ 140

§ 5. Аккультурация............................................................................ 141

§ 6. Ассимиляция............................................................................... 143

§ 7. Культурное обновление............................................................. 145

\В....................................................................................................... 145

 

Культурная динамика 148

§ 1. Зарождение культуры................................................................. 148

§ 2. Открытия и изобретения............................................................ 149

§ 3. Формы распространения культуры........................................... 150

§ 4. Культурные реформы и революции.......................................... 159

§ 5. «Культурный лаг»..................................................................... 160

§ 6. Культурная трансмиссия............................................................ 162

§ 7. Культурная аккумуляция............................................................ 163

§ 8. Интеграция и диверсификация................................................... 166

§ 9. Культурная экспансия................................................................ 168

§ 10. Модернизация культуры......................................................... 169

§11. Глобализация культуры........................................................... 172

ND...................................................................................................... 174

Раздел II

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

 

Сущность и функции искусства 179

§ 1. Художественная культура и искусство.................................... 179

§ 2. Основные виды и жанры искусства........................................... 184

§ 3. Классификация видов искусства................................................ 189

ΝΒ...................................................................................................... 194

 

Первобытная культура pjg

§ 1. Предпосылки возникновения.................................................... 196

§ 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура................... 197

§ 3. Геометрический орнамент.......................................................... 202

§ 4. Неолитическая революция......................................................... 203

§ 5. Зарождение архитектуры.......................................................... 204

§ 6. Погребения................................................................................. 205

§ 7. Матриархат и патриархат.......................................................... '.'ОУ

ΝΒ.....................................................................................................




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.