КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гдава 14. Культура соввтсий России
До конца своих дней Шагал называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с российской традицией, включавшей в себя и иконопись, и творчество Врубеля, и произведения безымянных вы-весочников, и живопись крайне левых. Действие в необычных шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и будущее, фантасмагория и быт, мистика и реальность. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Обыденную действительность на его холстах освящали и одухотворяли вечно живые мифы, великие темы круговорота бытия — рождение, свадьба, смерть. В первые годы советской власти живопись раскололась на два враждебных лагеря. Один, именовавший себя «левым» искусством, был представлен талантливой плеядой авангардистов, стремившихся внести новое слово в искусство (Кандинский, Малевич, Шагал, Татлин и др.). Другой лагерь, который можно назвать «правым», являл собой сообщество политически ангажированных художников, стоявших на твердых принципах социалистического реализма. В свою очередь «правый» лагерь тоже был неоднороден, и в нем просматриваются по крайней мере два направления. Первое направление воскрешало традиции передвижников XIX века и группировалось вокруг созданной в 1922 году «Ассоциации художников революционной России» (АХРР), члены которой (И.И. Бродский, A.M. Герасимов, М.Б. Греков, Б.В. Иогансон, Е.А. Кацман, Г.Г. Рижский) видели свою задачу в том, чтобы в художественной форме отобразить триумфальное шествие по стране Советской власти. Повседневная счастливая жизнь крестьян и рабочих, подвиги бойцов Красной Армии, забота о простых людях партии и правительства становятся темами «героического реализма». Один из самых крупных художников АХРР И.И. Бродский (1883—1939) создает галерею портретов Ленина и цикл историко-революционных картин, в том числе знаменитое полотно «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925). Специализируются на героических портретах и Раздел I Мировая кржествеюи культура другие ахрровцы: A.M. Герасимов («Ленин на трибуне», 1930), СВ. Малютин (портрет Фурманова, 1922), НА. Андреев (портрет Сталина, 1922), Б.В. Иогансон («Допрос коммунистов», 1933). Групповые образы героев революции создаютМ.Б. Греков («Тачанка», 1925), К.С Пет-ров-Водкин («Смерть комиссара», 1928), А.А. Дейнека («Оборона Петрограда», 1928). Второе направление социалистического реализма связано с воспеванием красоты родины. Например, К.Ф. Юон создавал жизнерадостные пленэрные пейзажи, И.И. Машков, в прошлом один из создателей «Бубнового валета», пишет экспрессивные красочные пейзажи и натюрморты, А.Е. Архипов специализировался на лирических пейзажах и изображениях жизнерадостных крестьянок. Произведения 30-х годов посвящены прославлению либо счастливой деревни после коллективизации (СВ. Герасимов, «Колхозный праздник», 1937) и доблести и силы армии (СЛ. Чуйков, «Награнице», 1938), либо руководителей партии, среди которых ведущее место занимает Сталин. АХРР, поддерживаемая властями, вела беспощадную борьбу против многочисленных авангардистских течений, которым в конечном итоге пришлось уйти в подполье, эмигрировать, пойти под суд. В идеологическое противостояние вслед за философами и партийными функционерами стали втягиваться и деятели культуры. Так, объединение НОЖ (Новое общество живописцев) во главе с Г.Г. Ряжским провозглашает создание новой живописи, основанной на традиции. Общество художников «Бытие» (П.П. Кончаловский, А.В. Куприн и др.) подчеркивает материалистическое видение мира и важность сюжета. Устранение с художественной сцены авангардистских направлений завершилось 23 апреля 1932 года, когда ЦК ВКП(б) издал постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которое привело к созданию единых творческих союзов. Отныне официальное использование термина «социалистический реализм» и теоретическая формулировка его положений, разработанная Горьким, открывают новый период: художники должны служить не идеям «чистого искусства», а идеалам коммунистической партии и способствовать построению социализма. Ухудшение художественной атмосферы в стране стало ощущаться сразу после смерти Ленина в 1924 году, в эти годы усиливается партийный контроль, газета «Правда» отводит свои страницы под выступления против «абстрактных измышлений, вдохновленных мелкой буржуазией». ЦК партии большевиков призывает художников создавать реалистическое искусство революционной пропаганды, доступное массам. Разносной критике подвергается творчество Малевича, а самого художника неоднократно арестовывают. В результате чего после тяжелой болезни выдающийся новатор XX века умирает. В те же 20-е годы подверглись идеологической травле П. Филонов и группа его учеников «Мастера аналитического искусства» (МАИ). К 1924 г. перестают существовать Музей живописной культуры, Инхук. Один за другим следуют удары по советскому авангардизму. Кандинский и Эль Лисицкий были вынуждены уехать из России и поселиться в Германии. В 30-е годы начинают шельмовать как «формалистическое» творчество Татлина. Потеряв почву для существования в России, беспредметное искусство обращается к западной аудитории. Его традиции наследуют уже европейские художники. В 1939 году был репрессирован гениальный режиссер, актер, педагог и реформатор театра В.Э. Мейерхольд (1874—1940). Он хотел сделать театр политическим и агитационным действом, в котором зрители должны были участвовать наравне с актерами. На раннем этапе он разработал символическую концепцию «условного театра», а после 1917 г., возглавив движение за переоценку эстетических ценностей, создал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма. В 30-х годы советские архитекторы разработали генеральный план реконструкции городов, прежде всего Москвы и Ленинграда. Выпрямляя улицы и прокладывая новые проспекты, строители разрушили множество древних храмов и монастырей. В 1934 году, согласно плану реконструкции Москвы, был уничтожен главный памятник России — храм Христа Спасителя, возведенный на народные деньги и посвящен- Раздел 2. Мировая кржествемаи культура ный Отечественной войне 1812 года. Грандиозное по масштабам (высота 103,3 м) здание украшали выдающиеся русские художники и скульпторы XIX века: П.К. Клодт, А.В. Логановский, I I.A. Рамазанов, Ф.П. Толстой, В.В. Верещагин, К.Е. Маковский, В.И. Суриков и др. Отечественные градостроители добились того, что ЮНЕСКО исключила Москву из числа памятников мировой культуры.
щ § 5. Русское заруОежье ________________ Постоянное вмешательство партии в дела искусства, запрет на свободу слова и печати, преследование старой интеллигенции привели к массовой эмиграции деятелей культуры. Родину покинули 2 млн россиян. После Великой Октябрьской революции русская литература разделилась на три лагеря. Первый составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может. Их судьба была различной: одни смогли приспособиться и выжить в условиях Советской власти; другие, как А. Куприн (1870—1938), проживший в эмиграции с 1919 по 1937 год, вернулись, чтобы умереть на родине; третьи покончили жизнь самоубийством; наконец, четвертые были репрессированы. В первом лагере оказались деятели культуры, составившие ядро первой волны эмиграции. Первая волна русской эмиграции — самая массовая и значительная по вкладу в мировую культуру XX в. В 1918—1922 годах Россию покинули более 2,5 млн человек -— выходцы из всех классов и сословий: родовая знать, государственные и другие служилые люди, мелкая и крупная буржуазия, духовенство, интеллигенция, — представители всех художественных школ и направлений (символисты и акмеисты, кубисты и футуристы). В Чехии, Германии, Франции они устраивались шоферами, официантами, мойщиками посуды, музыкантами в маленьких ресторанчиках, продолжая считать себя носителями великой русской культуры. Постепенно выделилась специализация культурных центров русской эмиграции: Берлин был издательским центром, Прага — научным, Париж — литературной, шире — духовной столицей русского зарубежья. В 1921 —1952 гг. за границей выпускалось более 170 периодических изданий на русском языке в основном по истории, праву, философии и культуре. В Париже Общество русских инженеров насчитывало 3 тыс членов, Общество химиков — более 200 человек. За границей оказалось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления (СИ. Виноградский, В.К.Агафонов, К.Н.Давыдов, П.А. Сорокин и др.). Внушителен список уехавших деятелей литературы и искусства [Ф.И. Шаляпин, СВ. Рахманинов, К.А. Коровин, 10.П. Анненков, И.А. Бунин и т. д.). Такая утечка умов не могла не привести к серьезному понижению духовного потенциала отечественной культуры. В литературном Зарубежье специалисты выделяют две группы литераторов — сформировавшиеся как творческие личности до эмиграции, в России, и — получившие известность уже за рубежом. В первую входят виднейшие русские писатели и поэты Л. Андреев, К. Бальмонт, И. Бунин, 3. Гиппиус, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, А. Ремизов, И. Шмелев, В. Ходасевич, М. Цветаева, Саша Черный. Наиболее известным среди них был, пожалуй, И.А. Бунин (1870—1953) —почетный академик Петербургской Академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии (1933). Эмигрировал из России в 1920 г. Продолжая классические традиции Тургенева, Чехова, Бунин в своих рассказах и повестях показывает оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки»), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско»). Самые значительные произведения Бунин написал в эмиграции: «Митина любовь» (1925), «Жизнь Арсеньева» (1930), сборник рассказов «Темные аллеи» (1946). Вторую группу составили литераторы, которые ничего или почти ничего не напечатали до эмиграции в России. Это В. Набоков, В. Варшавский, Г. Газданов, А. Гиигер, Б. Поплавский. Самым выдающимся среди Раздел I Мировая кудожеетввнная культура них был В.В. Набоков (1898—1977), в 1919 году эмигрировавший из России сначала в Европу, а затем (1940) — в США. Набоков великолепно владел как русским литературным, так и английским языками. В романах «ЗащитаЛужина» (1930), «Дар» (1937), «Приглашение на казнь» (1936), «Пнин» (1957) писатель раскрывается конфликт духовно одаренного одиночки с миром «пошлости» — «мещанской цивилизацией», где властвуют ложь и социальные фикции. В знаменитой «Лолите» (1955) показан эротический опыт рафинированного европейца. В эмиграции оказались не только писатели, но и выдающиеся русские философы: Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, А. Изгоев, П. Струве, Н. Лосский и др. Мировым признанием пользовался один из последних русских философов серебряного века. И.О. Лосский (1870—1965), крупнейший представитель интуитивизма и персонализма, несколько лет читавший лекции в русских университетах Чехословакии. Правительство этой страны, возглавляемое видным историком социальной мысли Т. Масариком, предоставило русским эмигрантам пособия и стипендии. Одним из центров русского философского Зарубежья, где продолжались традиции философии «серебряного века», была Прага. В 1922 году здесь был организован Русский юридический факультет при Карповом университете. Среди русских преподавателей числились П. Струве, П. Новгородцев, С. Булгаков, В. Вернадский, И. Лапшин, Н. Лосский, Г. Флоровский, В. Зеньковский. Самым продуктивным и популярным мыслителем в Европе былН.А. Бердяев (1874—1948), оказавший огромное влияние на развитие европейской философии. Бердяев принадлежал к знатному военно-дворянскому роду. Учился в Киевском университете (1894—1898) на естественном, затем на юридическом факультетах. В 1894 г. примкнул к марксистским кружкам, за что был исключен из университета, арестован и выслан на 3 года в Вологду. В 1901—1902 Бердяев пережил эволюцию, характерную для идейной жизни России тех лет и получившую название «движение от марксизма к идеализму», т. е. от экономического детерминизма и грубого материализма он перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и пер- Глава 14. Культура советский России сонализма. Наряду с С.Н. Булгаковым, П.Б. Струве, СЛ. Франком Бердяев становится одной из ведущих фигур этого движения, которое заявило о себе сборником «Проблемы идеализма-» (1902) и положило начало религиозно-философскому возрождению в России. В 1904 г. в Петербурге, где Бердяев руководил журналами «Новый путь» и «Вопросы жизни», он сближается с кругом Д.С Мережковского, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанова, в недрах которого возникло течение, названное «новым религиозным состоянием». В 1908 г. в Москве он вступает в Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева, участвует в подготовке знаменитых «Вех». У себя дома Бердяев проводит еженедельные литературно-философские собрания, организует Вольную академию духовной культуры (1918), читает публичные лекции и становится признанным лидером неболыпевистской общественности. Дважды его арестовывают и осенью 1922 г. высылают в Германию в составе большой группы деятелей русской науки и культуры. В Берлине Бердяев организует Религиозно-философскую академию, участвует в создании Русского научного института, содействует становлению Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1924 году он переезжает во Францию, где становится редактором основанного им журнала «Путь» (1925—1940), важнейшего философского органа российской эмиграции. Широкая европейская известность позволила Бердяеву выполнить весьма специфическую роль — служить посредником между русской и западной культурами. Он знакомится с ведущими западными мыслителями (М. Шелер, Кейзерлинг, Ж. Маритен, Г.О. Марсель, Л. Лавель и др.), устраивает межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных (1926—1928), регулярные собеседования с католическими философами (30-е годы), участвует в культурфилософских собраниях и конгрессах. Бердяев — автор около 40 книг, в том числе «Смысл творчества» (1916), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949) и др., переведенных на многие языки мира. Свобода, дух и творчество противопоставлены у него необходимости и миру объектов, где царствуют зло, страдание и рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Его книга «Истоки и смысл русского коммунизма» выдержала во Франции восемь изданий. По его книгам в том числе западная интеллигенция познакомилась с русским марксизмом и русской культурой. Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось самобытное учение — евразийство. Среди его сторонников и авторов — лингвисты И. Трубецкой и Р. Якобсон, философы Л. Карсавин, С. Франк, историки Г. Вернадский и Г. Флоровский, правовед Н. Алексеев, религиозный писатель В. Ильин, ученые и публицисты — П. Сувчинский, Д. Святополк-Мирский, П. Савицкий. В 1921 году появился первый коллективный сборник евразийцев «Исход к Востоку». Идеи евразийства, первоначально достаточно разнородные (1921 —1924), постепенно, к 30-м годам, приобретали законченный вид. Во Франции, Германии, Англии, Чехословакии, Китае сложились евразийские центры, выпускавшие сборники, хроники, монографии и статьи. Концепция евразийства тесно связана с идеями славянофилов и уходит своими корнями в сложившуюся в XVI века теорию «Москва — третий Рим». Евразийство, идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920—1930-х годов. Началом движения стал выход сборника «Исход к Востоку» (София, 1921) молодых философов и публицистов Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Флоровского и П.П. Сувчинского. Историо-философская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н.Я.Данилевский, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На первом этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-кулыурных разработок, однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя «сменовеховству» в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (Сувчинский, Л.П. Карсавин, П.С. Арапов, Т.П. Святополк-Мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры Государственного политического управления (Н.Н. Ланговой, С.Я. Эфрон и др.), вызывала протест другой части евразийцев, и после ряда расколов на грани 20—30-х годов евразийство пошло на убыль. Первая волна русской эмиграции, пережив свой пик на рубеже 20—30-х годов, сошла на нет в 40-х. Ее представители доказали, что русская культура может существовать и вне России. Русская эмиграция совершила настоящий подвиг — сохранила и обогатила традиции русской культуры в чрезвычайно трудных условиях. От «серебряного века» к «бронзовому». Но и оставшиеся в Советской России деятели культуры оказались не в лучших условиях. И на их долю выпала миссия сохранить и преумножить достижения русской культуры. После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры. Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, после нескольких лет свободного творчества, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие десятилетия. Она называлась социалистическим реализмом. Принципы социалистического реализма сформулированы ЦК ВКП (б) в 1932 году и навязывались как единственно правильные. Социалистический реализм, термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» («Устав Союза писателей СССР», 1934). Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический»,что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки (с конца 1950-х гг.) расширить «теоретическую базу» социадиетического реализма (постулаты народности искусства, а затем социалистического гуманизма) не способствовали эстетическому обоснованию социалистического реализма как художественного метода. Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, на долгие годы устранявшие из духовной жизни народа талантливые произведения (А.А. Ахматовой, Д.Д. Шостаковича, СМ. Эйзенштейна, П.П. Филонова и др.) и стимулировавшие создание посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским установкам. Попытки расширить «теоретическую базу» социалистического реализма идеями «народности» (в кон. 30-х гг.), «социалистического гуманизма» (с кон. 50-х it.) или принципом эстетически «открытой системы» (в 70-х гг.) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия. К концу 80-х гг. социалистический реализм становится историко-литературным термином. Источник: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Родоначальником социалистического реализма явился крупнейший писатель М. Горький (наст, имя — A.M. Пешков; 1868—1936). Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний: в 1887 году он даже пытался покончить с собой. Горький принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками, создал панораму героических образов, которые представляли новый тип революционеров-интеллигентов. На него влияли самые разные, иногда несовместимые между собой, философские течения — от идей французского Просвещения и позитивизма до ницшевского индивидуализма и философии жизни А. Шопенгауэра. Отсюда, видимо, проистекает противоречивость его мировоззрения и непоследовательность поступков: Горький то обличал советскую власть в развязывании террора («Несвоевременные мысли», 1918), то верно служил ей, пропагандируя социалистический образ жизни и восхваляя Сталина. Свои политические симпатии Горький выразил в знаменитом романе «Мать» (1906), а религиозные поиски, идеи богостроительства — в повести «Исповедь» (1908). Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е.И. Замятин, A.M. Ремизов, В.Ф. Ходасевич, В.Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств». В 1934 году он возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. В 1936 году Горький написал роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина», являющуюся энциклопедией жизни русской интеллигенции за 40 лет. Несомненно, Горький являлся одной из ключевых фигур литературного рубежа XIX—XX столетий и советской литературы.
§ б. Советская литература второй половины Несмотря на партийный контроль и идеологические запреты советская литература в середине и во второй половине XX века дала миру целый ряд великих творцов. Среди них две гениальные поэтессы — А. Ахматова и М. Цветаева, и четыре лауреата Нобелевской премии: М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын и И. Бродский. Великий русский писатель, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда М.А. Шолохов (1905—1984) не испытывал притеснений со стороны официальных властей. Но подобное не означает, что художественное мастерство у него было подменено партийной преданностью. Шолохову удалось, в отличие от множества других советских писателей, добившихся официальных почестей, создать гениальные произведения. Среди них роман «Тихий Дон» (IT.W 1940), изображающий драматическую судьбу донского казачества в годы первой мировой и гражданской войн. В романе «Поднятая целини» (1932—1960) передана неповторимая атмосфера и накал эпохи коллективизации советской деревни. Иначе сложилась судьба великого русского писателя и поэта Б.Л. Пастернака (1890—1960), родившегося в семье, которая служила своеобразным культурным центром. Здесь часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л.Н. Толстой, Н.Н. Ге, А.Н. Скрябин, В.А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую привязанность творчества Пастернака в культурной традиции России. В детстве Пастернак обучался живописи, затем всерьез готовился к композиторской карьере, пока не поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, где слушал лекции знаменитых философов. Его главной книгой стал роман «Доктор Живаго» (1946—1955). В центре повествования — жизнь и судьба врача Юрия Живаго, оказавшегося в центре революционных событий. Но это не документальный рассказ о войнах и революциях — книга посвящена «вечным» вопросам бытия — смерти и бессмертию, глубинной связи жизни отдельного человека с родной культурой и историей, смыслу и предназначению человеческого существования. Роман имеет религиозную окрашенность: изображение жизненного пути человека как хождения по мукам. Культура представляется как результат устремленности человечества к бессмертию. В сталинские годы Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, а в 1958 году советские власти вынуждают Пастернака отказаться от Нобелевской премии, присужденной ему за «Доктора Живаго» — один из самых читаемых русских романов во всем мире. Пастернака обвинили в антисоветской пропаганде, презрении к русскому народу, преклонении перед Западом. Большинство участников пленума Союза писателей высказались за его исключение из Союза. Другой лауреат Нобелевской премии, великий русский писатель А.И. Солженицын (р. 1918), прошел фронт и был награжден орденами Отечественной вой- Глава 14. Культура cgbgtgkdh России ны II степени и Красной Звезды. Тем не менее в 1945 году его арестовали за антисталинские высказывания и отправили в ГУЛАГ, который он опишет в сеорм знаменитом романе «Архипелаг ГУЛАГ», (1973). За публикацию в 1962 году рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицын сначала был выдвинут на Ленинскую премию, а затем исключен из Союза писателей. В 1974 году Солженицын еще раз арестован, лишен гражданства и выслан в ФРГ. Его произведения распространяются в России через самиздат. В 1994 году он приезжает в Россию, ему возвращают гражданство, и он активно включается в общественную жизнь. В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики XIX века, трагические судьбы героев осмысливаются в свете нравственного и христианского идеала. В 10-томном «Красномколесе» (1971—1991), на огромном фактическом материале рассматриваются причины и ход революции 1917 года. В его романах дан «опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР.
1 § 7. Культура в постсоветский перипд _________ Период 1985—1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого президента СССР М.С. Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Кон ституция которой была одобрена па всенародном ре ферендуме в 1993 года, и приход к власти l>.l I. Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись, временно или навсегда, многие знаменитости: музыканты М.Л. Ростроиович, Г. Вишневская, писатели А. Солженицын и Т. Войнович, художник Э. Неизвестный... Одновременно из России эмигрировали десят- Раздел 2. Мировая кцдогатвеши культура ки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках. В период с 1991 по 1994 год объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31—45 лет за границу ежегодно составлял 70—90 тыс. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс патентов и лицензий, а в Россия — только 4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн специалистов, занятых в науке, в 1996 году— меньше 1 млн1. «Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла самых передовых рубежей. Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи; процесс литья стали; магнитная сварка; искусственная почка; ткань, отражающая излучение; холодные катоды для получения ионов и др. Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы появилось более 10 тыс., частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, по также откры-
тие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет им. Иоанна Богослова, имеющий шесть факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский, исторический). Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению. Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.
■ KB __________________________________________ ■ Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период «серебряного века» высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз. ■ Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам. ■ Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно ■--через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы). ■ Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация— не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей. ■ Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская культура) — культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917—1932) пролетарской самодеятельности при Нар-комиросе, отрицая культурное наследие. ■ В стране развернулась массовая кампании ликвид.щми неграмотности среди взрослых п детги. Раздел?■ Мировая кудажестввннаи культура ■ Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к заметному снижению качества обучения. ■ В 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в 1917 году, поворот, — переход от революционного аскетизма к благополучию частной жизни и более цивилизованным формам поведения. ■ Поэтическим символом революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, представляется деятельность трех великих поэтов — В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина. ■ Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутреннего несогласия с ним по общечеловеческим и общегумаппым соображениям именуют «внутренней эмиграцией». ■ Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому (1866—1944). ■ Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878—1935). С него начинается эра супрематизма (от лат. supremus— высший, последний), или искусства геометрической абстракции. ■ Одной из центральных фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885—1953), считающийся основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 года официально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства. ■ Одной из ключевых фигур в искусстве XX века являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П. Н. Филонов (1883—1941), создатель самостоятельного направления русского авангарда— так называемого аналитического искусства. ■ Одним из крупнейших представителей сюрреализма был Гениальный живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства М.З. Шагал (1887—1985). Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Глава 14. Культура советской Россия ■ После Великой Октябрьской революции русская литература разделилась натри лагеря. Первый составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались па родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может. ■ Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось самобытное учение— евразийство. ■ После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры. Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие десятилетия. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М. Горький (1868—1936). ■ Несмотря на партийный контроль и идеологические запреты советская литература дала миру целый ряд великих творцов. Среди них две гениальные поэтессы — А. Ахматова и М. Цветаева, и четыре лауреата Нобелевской премии: М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын и И. Бродский. СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................. 3 Раздел I ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
Научный статус и предмет культурологии ι § 1. Дискуссии о предмете культурологии........................................ 7 § 2. Определение культуры................................................................ И § 3. Структура культуры..................................................................... 16 § 4. Основные функции культуры...................................................... 18 § 5. Черты культуры............................................................................ 27 §6. Культурные универсалии.............................................................. 31 § 7. Культурный комплекс.................................................................. 33 § 8. Агенты и институты культуры.................................................... 34 § 9. Цивилизация и культура.............................................................. 36 § 10. Культура и этнос....................................................................... 40 §11. Межкультурное общение............................................................ 44 § 12. Культурные конвенции.............................................................. 46 NB........................................................................................................ 50
типология КУЛЬТУР 54 § 1. Основание типологии культуры.................................................. 54 § 2. Отрасли культуры....................................................................... 55 § 3. Виды культуры............................................................................. 59 § 4. Формы культуры......................................................................... 73 § 5. Комплексные виды культуры..................................................... 77 § 6. Типы культуры............................................................................. 80 NB........................................................................................................ 87
■"■·"" Культурные нормы................................................................ 89 § 1. Культурные нормы и их соблюдение......................................... 89 § 2. Функции культурных норм........................................................ 91 § 3. Классификация норм................................................................... 92 § 4. Основные виды культурных норм............................................... 94 § 5. Нормативная система культуры................................................ 108 § 6. Нормативные конфликты.......................................................... 112 § 7. Аномия........................................................................................ 114 \1!...................................................................................................... 115 Содержаше Глава 4 Формы и механизмы приоОщения к культуре....... иэ § 1. Социализация и воспитание....................................................... 120 §2. Адаптация..................................................................................... 133 § 3. Инкультурация............................................................................ 134 § 4. Досоциализация и ресоциализация............................................ 140 § 5. Аккультурация............................................................................ 141 § 6. Ассимиляция............................................................................... 143 § 7. Культурное обновление............................................................. 145 \В....................................................................................................... 145
Культурная динамика 148 § 1. Зарождение культуры................................................................. 148 § 2. Открытия и изобретения............................................................ 149 § 3. Формы распространения культуры........................................... 150 § 4. Культурные реформы и революции.......................................... 159 § 5. «Культурный лаг»..................................................................... 160 § 6. Культурная трансмиссия............................................................ 162 § 7. Культурная аккумуляция............................................................ 163 § 8. Интеграция и диверсификация................................................... 166 § 9. Культурная экспансия................................................................ 168 § 10. Модернизация культуры......................................................... 169 §11. Глобализация культуры........................................................... 172 ND...................................................................................................... 174 Раздел II МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Сущность и функции искусства 179 § 1. Художественная культура и искусство.................................... 179 § 2. Основные виды и жанры искусства........................................... 184 § 3. Классификация видов искусства................................................ 189 ΝΒ...................................................................................................... 194
Первобытная культура pjg § 1. Предпосылки возникновения.................................................... 196 § 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура................... 197 § 3. Геометрический орнамент.......................................................... 202 § 4. Неолитическая революция......................................................... 203 § 5. Зарождение архитектуры.......................................................... 204 § 6. Погребения................................................................................. 205 § 7. Матриархат и патриархат.......................................................... '.'ОУ ΝΒ.....................................................................................................
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |