Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерактивные технологии, используемые в образовательном процессе




Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

 

Наименование основных форм Краткое описание и примеры, использования в модулях (темах), место проведения Часы
5. Деловые и ролевые игры Идентификация опасных и вредных факторов в различных сферах жизни и деятельности человека (например, проидентифицировать опасные и вредные факторы в деятельности оператора ЭВМ, бухгалтера, оператора банка, работника библиотеки, шахтера, работника мебельной фабрики, врача-хирурга, студента и т.д.). Каждый студент получает отдельное задание. Практическое занятия по теме «Организация и способы оказания первой помощи при ЧС и в очагах ОМП: ранениях (правила наложения повязок и бинтования); кровотечениях; переломах; ожогах; электротравмах; шоке; комбинированных поражениях» проводится в форме ролевой игры, в процессе которой студенты после студенты самостоятельно ставят диагноз «условно пострадавшим» и проводят соответствующие манипуляции по спасению жизни». При этом используется материальное оснащение, имеющееся на вооружении. Студенты заранее получают задание для подготовки (по учебному пособию) и отрабатывают манипуляции на практических занятиях.    
6. Разбор конкретных ситуаций Рассмотрение конкретных хозяйственных ситуаций, приведенных в данном УМК по темам: «Химические факторы среды обитания- естественные и антропогенные. Понятие о биогеохимических провинциях и причинах их формирования; геохимические заболевания. Источники загрязнения окружающей среды антропогенными химическими факторами. Понятие о нормировании опасных и вредных факторов: ПДК, ПДУ, ОБУВ, ПДВ, ПДС, ДОК и т.д», «Особенности техногенных систем как среды обитания человека. Региональные особенности формирования и регулирования среды обитания человека. Основы повышения безопасности среды обитания- экобиозащитные мероприятия.Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые и нормативно-технические вопросы безопасности. Экономические последствия и материальные затраты общества от увеличения риска во всех сферах жизнедеятельности»  
7. Использование информационных ресурсов и баз данных Компьютерная презентация по темам курса. Информационные ресурсы сайтов Интернет используются при изучении всех разделов курса  
8. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Использование электронного варианта курса лекций по изучаемой дисциплине. Электронная версия учебного пособия «Безопасность жизнедеятельности» Хван Т.А., Хван П.А., 8-е издание, ОАО «Московские учебники», 2008 г, 468 с  

 

 

    1. Дополнительный материал (словарь)

Авария — это выход из строя,, повреждение какого-либо механизма, машины, станка, установки, поточной ли­нии, системы энергоснабжения, оборудования, транс­портного средства, здания или сооружения.

Аллерген — вещество, вызывающее аллергию, т. е. состоя­ние повышенной реактивности организма, приводящее к повышению или понижению его чувствительности.

Антропогенная чрезвычайная ситуация — ЧС, являюща­яся следствием ошибочных действий людей.

Биологическая чрезвычайная ситуация — ЧС, происходя­щая от живых существ и организмов.

Гаплоид — клетка или особь с одинарным (гаплоидным) на­бором непарных хромосом. Гаплоидны, например, по­ловые клетки живого организма.

Глобальная чрезвычайная ситуация — ЧС, последствия которой настолько велики, что они захватывают зна­чительные территории, ряд республик, краев, облас­тей и сопредельные страны.

Загрязнение антропогенное — загрязнение, возникающее в результате деятельности людей, в том числе их пря­мого или косвенного влияния на интенсивность при­родного загрязнения.

Загрязнение химическое — изменение естественных, хи­мических свойств окружающей среды, превышающее

допустимые значения, или проникновение в среду ве­ществ, нормально отсутствующих в ней. Здоровье населения — основное свойство человеческой общ­ности, ее естественное состояние, отражающие ин­дивидуальные реакции каждого члена общества и спо­собности всей общности эффективно осуществлять социальные и биологические функции. Понятие "здо­ровье человека" непосредственно не несет количе­ственной меры. Ориентировочный вклад различных факторов в здоровье населения: образ жизни — 50— 52%, биология (генетика) человека — 20—22, окружа­ющая среда — 18—22, здравоохранение — 7-—12%.

Индивидуальный риск — риск, характеризующий опасность определенного вида для отдельного человека.

Ионизирующее излучение — поток частиц (электронов, по­зитронов, протонов, нейтронов) и квантов (рентгенов­ские, гамма-лучи) электромагнитного излучения, про­хождение которых через вещество приводит к иони­зации и возбуждению его атомов и молекул.

Канцерогены — химические соединения или физические агенты, способствующие возникновению злокачествен­ных новообразований (опухолей) у животных, расте­ний и человека.

Катастрофа — событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей; непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее на­селение не может справиться самостоятельно.

Комфортность среды — субъективное чувство и объек­тивное состояние полного здоровья при данных усло­виях окружающей человека среды, включая ее про­изводственные, природные и социально-экономические показатели.

Контроль экологический производственный — деятельность предприятий, организаций, учреждений по управлению воздействием на окружающую среду имеющихся источников загрязнения.

Контроль за окружающей средой — наблюдение за состо­янием и изменением особо важных для человека и биоты характеристик компонентов ландшафта. Контроль за окружающей средой осуществляют государствен­ные органы, предприятия по определенной програм­ме, непрерывно или периодически, в отдельных пунк­тах или путем проверочных рейдов.

Локальная чрезвычайная ситуация — ЧС, масштабы кото­рой ограничиваются одной промышленной установкой, поточной линией, цехом, небольшим производством или какой-то отдельной системой предприятия. Для ликвидации локальной ЧС достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

Местная чрезвычайная ситуация — ЧС, масштабы кото­рой ограничиваются поселком, городом, районом, от­дельной областью.

Мониторинг окружающей среды — слежение за состояни­ем окружающей человека природной среды и предуп­реждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов.

Мощность источника воздействия на окружающую сре­ду — соответствующее количество вещества или энер­гии, поступающее в окружающую среду от опреде­ленного источника (или изымаемое из окружающей среды) в единицу времени.

Национальная чрезвычайная ситуация — ЧС, охватыва­ющая несколько экономических районов или суве­ренных государств, но не выходящая за пределы страны.

Норма выброса — суммарное количество газообразных и (или) жидких отходов, разрешаемое предприятию для сброса в окружающую среду. Норма выброса опреде­ляется из расчета, что кумуляция вредных выбросов от всех предприятий данного региона не создает в нем концентрации загрязнителей, превышающих предель­но допустимые концентрации.

Норма загрязнения — предельная концентрация вещества, поступающего или содержащегося в среде, допускае­мая нормативными актами.

Нормируемый риск — риск, нормируемый нормативными документами.

Объектовая чрезвычайная ситуация — ЧС, последствия которой ограничиваются территорией завода, комби­ната, промышленно-производственного комплекса, учреждения, учебного заведения, но не выходят за рамки объекта.

Опасная ситуация — совокупность экстремальных и чрез­вычайных ситуаций.

Период полураспада — время, в течение которого распа­дается половина всех атомов данного радиоактивного изотопа.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) — объем (количе­ство) загрязняемого вещества за единицу времени, превышение которого ведет к неблагоприятным по­следствиям в окружающей природной среде или опас­но для здоровья человека (ведет к повышению пре­дельно допустимых концентраций в окружающей ис­точник загрязнения среде).

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — норматив, количество вредного вещества в окружающей среде при постоянном контакте или при воздействии за оп­ределенный промежуток времени, практически не влияющее на здоровье человека и не вызывающее небла­гоприятных последствий у потомства.

Предельно допустимый сброс (ПДС) — нормативная масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспече­ния норм качества воды в контрольном пункте.

Предельно допустимые уровни физического воздействия на окружающую среду — уровни шума, вибраций, иони­зирующих излучений, электромагнитных полей и т. п., которые не должны оказывать на человека прямого или косвенного вредного влияния при неограниченно долгом воздействии.

Приемлемый (допустимый) риск — риск, не выходящий за допустимый уровень безопасности.

Природная чрезвычайная ситуация — ЧС, связанная с про­явлением стихийных сил природы.

Производственная катастрофа — крупная авария, повлек­шая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб.

Региональная чрезвычайная ситуация — ЧС, последствия которой распространяются на несколько областей, республик или крупный регион.

Риск — степень вероятности реализации опасности в конк­ретных условиях.

Санитарно-гигиенические нормы — показатели санитар­но-гигиенических условий и качества окружающей че­ловека среды, соблюдение которых обеспечивает для него условия существования, благоприятные для жиз­ни и безопасные для здоровья.

Социальный (групповой) риск — риск для группы людей.

Социальная чрезвычайная ситуация — ЧС, происходящая в обществе.

Стихийное бедствие — опасное явление или процесс гео­физического, геологического, гидрологического, атмос­ферного и другого происхождения такого масштаба, который вызывает катастрофическую ситуацию, ха­рактеризующуюся внезапным нарушением жизнедея­тельности людей, разрушением и уничтожением ма­териальных ценностей.

Стресс — состояние напряжения и совокупность защит­ных физиологических реакций в организме человека и других животных в ответ на воздействие неблагопри­ятных факторов (стрессов): холода, голода, психичес­ких и физических травм, облучения, загрязнения ок­ружающей среды и т. п.

Техногенная катастрофа — внезапное, не предусмотрен­ное освобождение механической, химической, терми­ческой, радиационной и иной энергии.

Транспортная катастрофа — крупная авария на транс­порте, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный:

Физическое загрязнение -— загрязнение окружающей сре­ды, проявляющееся отклонениями от нормы ее температурно-энергетических, волновых, радиационных и других физических свойств.

Цитологические исследования — изучение и оценка изме­нений состояния клеточных структур различных сис­тем организма животных и человека.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — обстоятельство, возника­ющее в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического про­исхождения, военного, социального и политического характера, вызывающее резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.

Экологическая катастрофа — стихийное бедствие, круп­ная производственная или транспортная авария (ката­строфа), которые привели к чрезвычайно неблаго­приятным изменениям в среде обитания и, как прави­ло, к массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы. Последствием экологической катастрофы, как правило, является зна­чительный экономический ущерб.

Экологическая чрезвычайная ситуация — аномальное при­родное загрязнение природной среды.

Экстремальная ситуация (ЭС) — воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчаст­ному случаю или чрезмерному отрицательному воз­действию.

Экологический паспорт промышленного предприятия — нормативно-технический документ, включающий сово­купность систематизированных данных по использо­ванию ресурсов, готовой продукции и воздействию предприятия на окружающую среду. Экологический паспорт — один из основных документов, используе­мых в целях государственного экологического конт­роля.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.