КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторная работа № 2. Методика определения
Методика определения Определение кислотности бензинов, лигроинов, керосинов и дизельных топлив Из определенного объема анализируемого нефтепродукта кипящим этиловым спиртом извлекают органические кислоты, которые затем нейтрализуют прямым титрованием спиртовым раствором едкого кали.
Реактивы: Этиловый спирт, 85%-й водный раствор. Смешивают 89 мл ректификованного спирта с 11 мл дистиллированной воды. Едкое кали, 0,05 н. спиртовый раствор. Индикатор нитрозиновый желтый (дельта), 0,5%-й водный раствор. В коническую колбу объемом 250 мл с обратным холодильником, наливают 50мл 85%-го этилового спирта. Устанавливают ее на плитку закрытого типа и кипятят в течение 5 мин для удаления из спирта растворенного диоксида углерода. В горячий спирт приливают 5 капель индикатора и нейтрализуют 0,05 н. раствором едкого кали до перехода окраски желтой в зеленую. В колбу с нейтрализованным горячим спиртом приливают 50 мл испытуемого нефтепродукта и кипятят с обратным холодильником в течение 5 мин для удаления диоксида углерода. К горячему раствору вновь добавляют 5 капель индикатора и титруют при перемешивании 0,05 н. спиртовым раствором КОН до перехода окраски желтой в зеленую. Если при добавлении индикатора окраска будет синей или сине-зеленой, то титрование не проводят, так как это указывает на нулевую кислотность. Кислотность испытуемого нефтепродукта x (в мг КОН/100 мл) рассчитывают по формуле: x = V 1Т . 100 / V, где V1 – объем 0,05 н. спиртового раствора КОН, пошедший на титрование пробы, мл; Т – титр 0,05 н. раствора КОН, мг/мл; V – объем испытуемого нефтепродукта, мл. Обычно первое определение кислотности проводится в несколько замедленном темпе и титруемая смесь может насытиться диоксидом углерода за счет быстрого его поглощения этиловым спиртом из воздуха. Это приводит к завышенным результатам. Поэтому определение следует повторить. При титровании второй пробы надо сразу прилить почти весь необходимый объем КОН. Допускается отклонение между параллельными определениями: при кислотности до 2 – не более 0,05, а от 2 до 5 – не более 0,1 мг КОН/100 мл. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ПРИМЕСЕЙ В НЕФТЕПРОДУКТАХ К минеральным примесям нефти и нефтепродуктов относятся: вода, соли, механические примеси, зола, а также минеральные кислоты и щелочи. Большая часть минеральных примесей содержится в сырой нефти и во время ее переработки может частично переходить в нефтепродукты. Присутствие минеральных кислот и щелочей в нефтепродуктах является следствием их недостаточной отмывки в процессе кислотно-щелочной очистки. Наличие минеральных примесей усложняет переработку нефти и плохо сказывается на эксплуатационных свойствах нефтепродуктов. Примеси свободных минеральных кислот или щелочей в нефтепродуктах, особенно при повышенной температуре, вызывают коррозию металлических частей машин, двигателей и трубопроводов. Кроме того, при наличии этих примесей уменьшается стабильность нефтепродуктов против окисления. Поэтому нефтяные масла, моторные и котельные топлива даже с ничтожными следами минеральных кислот или щелочей непригодны к употреблению. Буровая вода является постоянным спутником нефти. Вода, как правило, плохо растворяется в нефти, но образует с ней при механическом перемешивании нефтяные эмульсии. Стойкость эмульсии в большой мере зависит от размеров частичек воды, которая в нефтяных эмульсиях обычно является дисперсной фазой. Частички размером несколько десятков микрометров легко соединяются между собой, что позволяет отделять воду отстаиванием. Однако частички величиной меньше 1 мкм образуют весьма стойкие эмульсии, особенно под влиянием эмульгаторов, и поэтому полное удаление воды достигается только на установке деэмульгирования и обезвоживания нефти. Значительно меньше воды содержится в нефтепродуктах. Большинство из них по отношению к воде обладает ничтожной растворяющей способностью. Кроме того, в процессе переработки нефти удаляется значительная часть смолистых веществ, сернистых соединений, нафтеновых кислот и их солей, играющих роль эмульгаторов. Значительное обводнение котельных и тяжелых дизельных топлив происходит при их транспортировке и перевалке, особенно при разогреве острым паром. Присутствие воды в смазочных маслах, карбюраторных и дизельных топливах, топливе для воздушно-реактивных двигателей и в других нефтепродуктах крайне нежелательно и по техническим нормам в большинстве случаев недопустимо. Содержание воды в масле усиливает его склонность к окислению, а также ускоряет процесс коррозии металлических деталей, соприкасающихся с маслом. Присутствуя в карбюраторном и дизельном топливе, вода снижает их теплотворную способность, засоряет карбюратор и вызывает закупорку распыляющих форсунок. При низких температурах кристаллики льда засоряют топливные фильтры, что может служить причиной аварии при эксплуатации авиадвигателей. Буровые воды содержат в растворенном виде соли, состав которых меняется в зависимости от месторождения и глубины залегания нефти. Очень часто в буровой воде содержатся хлориды калия, натрия, магния, кальция и железа, реже сульфаты и карбонаты, а в отдельных водах присутствуют бромиды и йодиды. Эти соли вместе с водой попадают в нефть и осложняют ее переработку. Поэтому сырая нефть перед переработкой подвергается обессоливанию и обезвоживанию. Механические примеси состоят из мелкого песка, частичек глины, различных солей. Они находятся в нефти и нефтепродуктах во взвешенном состоянии и чем более дисперсны, тем труднее отделяются от нефтепродукта при отстаивании. Особенно стойко удерживаются мелкие кристаллики солей. Во время переработки нефти механические примеси оседают на стенках аппаратуры и снижают ее теплопроводность. В остаточные нефтепродукты механические примеси могут переходить из нефти в виде различных минеральных солей и оксидов, а в маслах адсорбционной очистки иногда содержатся мельчайшие частички отбеливающей глины. Кроме того, механические примеси появляются в маслах в результате их небрежного хранения в грязной таре, попадания в них пыли, песка и т. п. Присутствие механических примесей в моторных топливах и в смазочных маслах (без присадок) по техническим нормам недопустимо, так как они засоряют топливоподающую систему и могут вызвать абразивный износ трущихся поверхностей. При сгорании нефти и ее продуктов образуется минеральный остаток, называемый золой. Этот минеральный остаток не дает полного представления о химическом составе негорючих компонентов нефти, так как при сгорании они превращаются в соответствующие оксиды. В золе находятся оксиды кальция, магния, кремния, алюминия, железа, ванадия и других элементов. Для большинства чистых масел, реактивных и дизельных топлив содержание золы не должно превышать сотых и тысячных долей процента, а в бензинах зола должна отсутствовать. Резко возрастает содержание золы, а также механических примесей в отработанных маслах. Например, анализ авиационного масла МС-20 свежего и после 50-часовой работы в двигателе показал содержание золы соответственно 0,001 и 0,18 %, а механических примесей – 0 и 0,056 %.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |