Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Фиксация определенного сегмента рынка и концентрация на нем усилий завода




В результате анализа были определены основные тенденции, свойственные данной стратегии:

  • стремление создать ситуацию монополистической конкуренции, где благодаря своим отличительным особенностям завод обладает значительной рыночной силой;
  • концентрация усилий на отдельном рыночном сегменте;
  • перенесение акцентов на сегмент рынка и географическую зону;
  • отсутствие или недостаток ресурсов;
  • первоочередная цель не заключается в выходе на новые сегменты рынка.

Такие заводы строятся в местах, которые значительно удалены от мировых центров производства металлопродукции (Бирма, Колумбия, Куба, Катар, Сирия, Таиланд и т.п.), или вблизи мегаполисов, потребляющих, например, сравнительно большое количество строительной арматуры и обеспечивающих заводы необходимым объемом металлолома (вблизи Лондона, Парижа, Мехико и т.п.). Другим примером является наличие небольших металлургических комплексов в структуре крупных машино-строительных концернов, которые призваны обеспечить кузнечной заготовкой, главным образом, собственное производство. Например, миди-заводы «Comsteel, Newcastle», в Австрии [40], «Днепроспецсталь», «Красный октябрь» или Волжский трубный завод. Оптимальные объемы производства при этом во многом определяются емкостью этих рынков.

Следует отметить, что такая практика имела место на многих крупных машиностроительных предприятиях СССР и ряда других стран мира. Вместе с тем, учитывая практически стопроцентную степень монополизации, эти металлургические комплексы никогда не отличались высокой экономической эффективностью. В настоящее время они остаются в большинстве своем невостребованными, поскольку объем внутренних заказов сократился в десятки раз, а работа на внешний рынок представляется практически невозможной с точки зрения реально существующей себестоимости и низкого качества продукции, которая не соответствует международным стандартам.

Кроме того, как можно видеть из рис.1.6, имеется самостоятельная подгруппа (заводы с мощностью свыше 1200 тыс.т/год). В основном это заводы, которые имеют несколько технологических линий, объединенных по принципу присоединения технологических агрегатов и имеющих либо стратегию минимизации издержек, либо комбинированную стратегию. В этом случае удается существенно сэкономить на капиталовложениях за счет использования некоторых агрегатов для сопряженных технологических линий и т.п. Характерным примером такого рода построения является Белорусский металлургический завод, имеющий три мощных дуговых сталеплавильных печи, три МНЛЗ (с различным сечением заготовки), один агрегат «ковш-печь» и две вакуумных станции. К заводам этой подгруппы следует также отнести появившиеся в последние годы мини-заводы по производству тонкого листа, оснащенные литейно-прокатными модулями. Вместе с тем, число таких заводов в настоящее время колеблется в пределах от 15 до 17 штук, что не может существенно влиять на общие принципы построения предлагаемой классификации.

Помимо рассмотренных базовых стратегий развития существуют мини-заводы, имеющие большую мощность (более 1 млн. т стали в год). Среди них Оскольский электрометаллургический комбинат, располагающий четырьмя мощными дуговыми электропечами, агрегатами «ковш-печь», вакууматорами, четырьмя блюмовыми МНЛЗ и группой прокатных станов, «Badische Stahlwerke GmbH» [45], (г. Кельн, Германия) с двумя 80-т высокопроизводительными электродуговыми печами, двумя установками ковш-печь, двумя пятиручьевыми МНЛЗ, проволочным и сортопрокатным станами.

Объем годового производства на мини-заводах данной подгруппы зависит от успешного продвижения металлопродукции на рынок. Их объем производства 1,2-2,0 млн.т в год и более и имеют в структуре несколько параллельно работающих станов, позволяющих выпускать разнообразный сортамент. Итак, делаем вывод, что вторая подгруппа третьего кластера представляет собой заводы с комбинированной стратегий в зависимости от динамики развития мирового рынка продукции, что значительно повышает стратегическую гибкость предприятия.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что годовую мощность предприятия определяет целесообразное применение той или иной стратегии (специализация в производстве продукции, минимизации издержек производства и реализации продукции и фиксация определенного сегмента рынка) (табл.1.9). Анализ кластеров позволил также выявить следующие рыночные характеристики (табл. 1.10) и стратегические признаки (табл. 1.11) (при определении срока окупаемости использовались статистические и расчетные данные [46]).

Таблица 1.9. Классификация мини-заводов по кластерам, (рыночные показатели)

Таблица 1.10. Технико-экономические показатели мини-заводов

Таблица 1.11. Стратегические характеристики металлургических мини-заводов

Рассмотрим возможные источники достижения эффекта от применяемой стратегии, характерные риски при её реализации, необходимые внутренние условия её применения по видам рассмотренных стратегий.

Если завод достигает конкурентного преимущества, применяя стратегию минимизации издержек производства и реализации продукции, то необходимы такие рыночные условия, как: преобладание ценовой конкуренции; различия в принадлежности металлопродукции к конкретному заводу мало значимы для покупателей; металлопродукция стандартизована и сертифицирована в соответствии с общепринятыми международными нормами, и покупатель может приобретать её у различных производителей; имеется доступ к дешевым источникам сырья, рабочей силы или другим источникам снижения себестоимости продукции.

При этом стратегия достигается за счет экономии на масштабе, большей производительности, автоматизации и упрощения выполняемых операций, стандартизации и регламентации выполняемых процедур и операций; наличия жесткой системы управления и контроля. На крупных заводах с полным циклом, как правило, всегда имеется какоето количество незагруженных мощностей, отсюда для завода с минимально необходимым арсеналом основных фондов становится возможным конкурировать с ними за счет небольших условно постоянных расходов.

Преимущество в отношении издержек создаёт эффективную защиту против пяти конкурентных сил. Мини-заводы обладают способностью противостоять своим прямым конкурентам даже в случае ценовой войны и в состоянии получать прибыль при цене, минимально допустимой для конкурента. Сильные заказчики не могут добиться снижения цены ниже уровня, приемлемого для наиболее сильного конкурента. Низкие издержки обеспечивают защиту против сильных поставщиков, так как дают заводу большую гибкость в случае повышения входных издержек. Отличительной особенностью металлургической отрасли является сильная зависимость от сырьевой базы.

Стремление быть производителем с наименьшими в отрасли издержками представляет собой эффективный способ конкуренции на рынках, где большинство покупателей чувствительны к ценам. Для рынка металлопродукции цены постоянно играют важную роль.

Эффективность стратегии минимизации издержек производства в реализации продукции находится в жесткой зависимости от рыночной цены на металлолом, которая может колебаться в значительных пределах в зависимости от рыночной конъюнктуры, цикличности спроса, положения в металлопотребляющих отраслях. Так как металлопроизводители стандартизованной продукции весьма ограниченно влияют на ценообразование и практически не могут контролировать спрос, то для них чуть ли не единственной стратегией является минимизация издержек производства и реализации продукции. В основном она характерна для крупных заводов с полным циклом. Однако за счет перечисленных выше факторов её применение становится возможным для мини-заводов. Можно сказать, что минимизация издержек - это агрессивная стратегия, направленная на достижение эффективности производства и обеспечения жесткого контроля всех видов расходов (рис.1.7).

Если завод опирается на стратегию минимизации издержек производства и реализации продукции, то он постоянно испытывает давление со стороны конкурентов, при этом наиболее характерные риски представлены на рис. 1.8.

Рис. 1.7. Необходимые условия привлекательности стратегии «Минимизация издержек производства и реализации продукции»

Рис. 1.8. Риски, присущие стратегии «Минимизация издержек производства и реализации продукции»

В случае, если завод в качестве базовой стратегии применяет стратегию специализации в производстве продукции, то возможные внутренние источники её достижения - это технические приоритеты и инновации; высокий технологический уровень, обеспечиваемый лучшими современными образцами оборудования и автоматики; высокое качество металлопродукции ответственного назначения; отдельные маркетинговые функции (каналы распределения); квалификация и опыт работников; выгодное географическое месторасположение. При этом должны соблюдаться следующие рыночные условия: наличие уникальных характеристик продукции, которые выделяются и ценятся потребителями; наличие большого числа покупателей, которые признают выделенные характеристики ценными для себя; преобладает неценовая конкуренция.

Рис. 1.9. Необходимые условия привлекательности стратегии «Специализация в производстве продукции»

Применяя стратегию специализации, завод защищается от прямых конкурентов путем снижения риска в результате возможности заменяемости товара конкурентами, усиливает приверженность к производимому сортаменту, уменьшает чувствительность к цене и тем самым повышает рентабельность. Приверженность заказчиков, готовых отдать необходимую цену за такую продукцию, ослабляет их давление на завод и затрудняет приход на рынок новых конкурентов. Кроме того, повышенная рентабельность увеличивает устойчивость к возможному росту издержек в результате действий сильного поставщика.

Рис. 1.10. Риски, присущие стратегии «Специализация в производстве продукции»

Условия применения стратегии фиксации определенного сегмента рынка приведены на рис. 1.11.

Рис. 1.11. Необходимые условия привлекательности стратегии «Фиксация определенного сегмента рынка»

Ж.Ж. Ламбден [47] выделяет те преимущества в отношении издержек, которые создают эффективную защиту против конкурентных сил (конкуренты, покупатели, поставщики, товары – заменители):

  • по отношению к прямым конкурентам – снижает заменяемость сортамента, уменьшает чувствительность к цене и тем самым повышает рентабельность;
  • приверженность заказчиков ослабляет их давление на завод и затрудняет приход на рынок новых конкурентов;
  • высокая рентабельность повышает устойчивость к возможному росту издержек в результате действий сильного поставщика;
  • товары-заменители, в роли которых выступают изделия из алюминия, стекла, цемента, композитных материалов, не несут большой угрозы для металлургической отрасли. Но, как уже от-мечалось выше, базовые качества, такие как низкие затраты на производство, прочность, относительная простота формообразования и, что особо важно, - утилизация, будут способствовать дальнейшему спросу на металлопродукцию. Таким образом, товары-заменители не представляют серьезной угрозы для метал-лургической отрасли.

Используя стратегию фиксации определенного сегмента рынка, наибольшую опасность представляют риски, представленные на рис. 1.12.

Рассмотренные стратегии являются базовыми, если предприятие хочет добиться успеха, оно должно следовать одной из них, иначе без конкурентного преимущества оно обречено на результаты среднего уровня. Переход из одной базовой стратегии в другую возможен при расширении мини-завода, при появлении новых линий (например, специализированной продукции). Также возможны комбинированные варианты стратегий в структуре одного завода.

Рис.1.12. Риски присущие стратегии «Фиксация определенного сегмента рынка»

Отметим, что важность проведенной типологизации стратегий мини-заводов имеет не только теоретический, но и практический аспект. Рассмотрение взаимосвязи стратегий мини-завода с особенностями макросреды, спецификой его подхода к стратегическому управлению конкурентными преимуществами, результатами маркетинговой деятельности позволяет выбрать наиболее эффективную стратегию, подходящую непосредственно под ситуацию, в которой будет функционировать конкретный мини-завод. Это дает широкие возможности по оценке перспектив реконструкции существующих металлургических предприятий Украины в мини-заводы и обоснованию технико-экономических альтернатив их развития в зависимости от имеющегося потенциала.

1.6 Экологические преимущества металлургических мини-заводов

В 2003 г. в мире было произведено около 945 млн.т стали и примерно 340 млн. т сопутствующих промышленных отходов, или почти 400 кг на одну тонну стали. Большая часть отходов (70 -80%) приходится на шлак, который утилизируется в секторе строительных материалов для производства цемента, а также в дорожном и гражданском строительстве. Однако до настоящего времени значительная часть отходов сталеплавильного производства идет в отвалы. Это соответствует примерно 100 млн.т в год, в числе которых 50-60 млн.т пыли и шлама из системы газоочистки, а также остатки шлака, не переданного в утилизацию [67].

В табл. 1.17 приведены сравнительные экологические показатели производства металлургической продукции стран ЕС и СНГ [68, 69].

Данные, приведенные в табл. 1.17 показывают, что наиболее грязным в экологическом плане является мартеновское производство, а электросталеплавильное является достойной альтернативой конвертерному. Выбросы пыли в окружающую среду на всех этапах металлургического передела в странах СНГ значительно выше, чем странах ЕС. Это связано с тем, что предприятия СНГ используют низкоэффективные системы газоочистки. Удельные выбросы пыли в 50-х годах составляли около 10 кг/т выплавленной стали, а в настоящее время снизились до 0,5 кг/т [25, 71].

Таблица 1.17. Экологические показатели металлургического производства (на 1 т продукции) в странах ЕС и СНГ [70]

Сталелитейные компании мира инвестируют значительные средства в охрану окружающей среды. Так, в Германии вкладывают в экологические мероприятия от 20 до 27, а в США – от 12 до 15 долл./т стали. Основная доля полученных средств направляется на системы газо- и водоочистки, остальные используют для подготовки твердых отходов к утилизации [69].

Крайне низкая рентабельность металлургического производства Украины, затянувшийся процесс приватизации не способствует перевооружению промышленности. На сегодняшний день 50 % стали производится в мартеновским способом (табл. 1.18), большая часть производственных мощностей изношена, а спрос на чистые технологии крайне низок.

Финансирование экологических программ осуществляется в рамках проводимого в Украине эксперимента, согласно которому 90% экологических платежей возвращается предприятию для проведения природоохранных мероприятий. Однако, размер платежей редко превышает 0,5 млн. долл. В условиях кризиса перепроизводства металла металлургическим предприятиям, прежде всего, необходимо решать экологические проблемы в комплексе с экономическими. Согласно решению Европейской экономической комиссии ООН, принятому на семинаре «Экологические аспекты применения чистых технологий, рационального использования энергоресурсов и утилизации отходов в черной металлургии», внешние кредиты на реконструкцию будут предоставляться при наличии экологической программы как составной части бизнес-плана реконструкции предприятий в целом. Такой подход предоставления кредитов должен служить залогом того, что выделяемые средства не будут израсходованы, например, на ремонт устаревшего оборудования. Таким образом, лишь те предприятия стран СНГ, которые концентрируют свои усилия и инвестиции на создание конкурентоспособной продукции, производимой без ущерба для окружающей среды, смогут обеспечить рынок сбыта своей продукцией [72].

Таблица 1.18. Динамика удельного веса (в %) основных способов производства стали в промышленно развитых странах

*** - данные отсутствуют; «-» - способ не применяется.

Стоит отметить, что жесткая позиция западных стран по отношению к процессу экологизации металлургического производства в странах СНГ обусловлена общепринятыми принципами «честной конкуренции» на мировом рынке стали. Основные механизмы создания национальных систем для оценки уровня выбросов и поглощения парниковых газов, а также системы торговли единицами сокращения выбросов парниковых газов, как на международном, так и на национальном уровнях определяет Киотский протокол.

Важным преимуществом осуществления проектов в рамках механизма чистого развития является то, что сертифицированные сокращения выбросов, достигнутые в период с 2000 года до начала первого периода действия обязательств, могут использоваться для обеспечения исполнения обязательств в первый период – 2008-2012 гг. При этом в проектах могут участвовать как государственные, так и частные организации. В настоящее время требования Киотского протокола для его вступления в силу по количеству стран-участниц соблюдены – протокол ратифицирован 113 странами.

Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата является международно-правовым документом, закрепляющим количественные обязательства стран-участниц, включая Россию, по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в период 2008-2012 гг.

Дальнейшее развитие в рамках Киотского протокола получили, в частности, вопросы, касающиеся следующих проблем.

1. Сокращения и устранения фискальных и административных методов регулирования и замены их рыночными инструментами в секторах экономики, в которых существуют источники выбросов парниковых газов.

2. Необходимости повышения энергоэффективности национальных экономик.

3. Содействия разработке и обмену технологиями поглощения диоксида углерода и экологически безопасных технологий, а также информацией и опытом для повышения совокупной энергоэффективности и энергосбережения.

4. Использования в национальных системах единых стандартов на основе методологии, принятой Межправительственной группой экспертов по изменению климата, учрежденной совместно Всемирной метеорологической организацией и Про-граммой Организации Объединенных Наций по окружающей среде в 1988 году и одобренной Конференцией сторон Конвенции [304].

Система стандартизации ISO 14038 предлагает использовать в качестве экологических показателей следующие характеристики (отнесенные на единицу выпускаемой продукции):

  • количество сырья и потребленной электроэнергии;
  • выбросы пыли токсичных и парниковых газов;
  • образование отходов;
  • процент утилизации отходов;
  • количество аварийных выбросов и сбросов;
  • количество километров, пройденных транспортным средством на единицу продукции;
  • капиталовложения в охрану окружающей среды;
  • число судебных преследований по нарушению законодательства природопользования [73, 74].

Примером экологически чистого металлургического предприятия может служить мини металлургический завод «Stahl Gerlafingen», Швейцария. Утвержденная на нем в 1997 году программа модернизации систем защиты окружающей среды стоимостью в 15 млн. долл. способствовала снижению выбросов в атмосферу, почву и воду, а также уменьшила уровень шума. Создана система пылегазоочистки, снабженная устройствами разрушения и улавливания токсичных органических соединений.

Электросталеплавильный комплекс в составе шахтной электро-печи переменного тока (масса плавки 70 т) с удерживающими пальцами, агрегата ковш-печь и двух МНЛЗ производит 630 тыс.т сортовой стали в год, половину из которой потребляет строительный рынок, а оставшаяся идет на экспорт [40].

На современном металлургическом мини-заводе «Marien-hutte», Австрия производящем 270 тыс.т/год сортовых литых заготовок и 160 тыс.т сортового проката, установлена система газоотсоса и газоочистки печных газов и неорганизованных выбросов, система дожигания отходящих газов и непрерывного газового анализа.

Мини металлургический завод ЗАО «ММЗ «Istееl (Украи-на)» имеет относительно современную систему пылеочистки, которая обеспечивает достаточную экологическую безопасность плавки. Система очистки отходящих газов сухого типа с тканевыми рукавными фильтрами обеспечивает содержание пыли не более 15 мг/м3, хотя Европейские нормы установлены на уровне 10 мг/м3 [75, 76].

Таким образом, на сегодняшний день соблюдение экологических норм является важнейшим фактором экономической эффективности металлургического производства с точки зрения укрепления и расширения конкурентоспособности металлопродукции заводов и возможности привлечения инвестиций.

 

 

  1. Требования к сырьевым материалам и топливу для процессов бездоменной металлургии железа.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.