КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая теория судебной экспертизы, ее концептуальные основы
Судебная экспертиза прошла на своем пути все стадии эволюционного развития: от эпизодического производства экспертиз по мере запросов следственной и судебной практики к систематическому (для большинства экспертиз) проведению и созданию научного фундамента. Этот фундамент опирался на обобщение эмпирического материала, позволявшего определиться в объектах исследования, экспертных задачах, методах и приемах исследования. По мере развития формировались роды экспертиз, каждый род пополнялся различными теоретическими разработками («промежуточными теоретическими обобщениями»), далее происходило формирование частных теорий отдельных родов судебных экспертиз. Наиболее развитые в этом плане экспертизы имеют более чем вековую историю: судебно-медицинская и криминалистическая. Параллельно шло осмысление общих проблем, касающихся всех классов (родов) судебных экспертиз. В первую очередь это были аспекты регулирования экспертизы в отраслевых процессах (уголовном, гражданском, административном, арбитражном), вопросы, связанные с ее организацией и проведением. Вместе с тем по мере развития в целом института судебных экспертиз, существенного расширения его возможностей становилось очевидным, что судебная экспертиза как вид специфической деятельности может быть в силу своего междисциплинарного характера объектом самостоятельного научного знания. На этом этапе возникли первые предложения о создании общей теории судебной экспертизы1. Генеральной идеей создания общей теории являлась основополагающая закономерность: при всех частных, второстепенных различиях экспертиз 1 См.: Шляхов А. Р. Предмет, метод и система советской науки криминалистической экспертизы // Вопросы криминалистики и судебной экспертизы. Алма-Ата, 1959. С. 12—13; Винберг А. И., Малаховская Н. Т. Судебная экспертология — новая отрасль науки // Социалистическая законность. 1973. № 11. § 3. Общая теория судебной экспертизы, ее концептуальные основы 415 разных родов и видов все они имеют много общих позиций, которые выражаются в их предназначении, теоретическом обосновании, источниках возникновения, стадиях развития, функционировании, нормативном регулировании, организации и т. д. Условиями, способствовавшими решению задачи по созданию общей теории судебной экспертизы, являлись: наличие большого эмпирического материала в отдельных родах (видах) экспертиз, создание на этой основе частных теорий этих экспертиз, в которых нашли отражение их научные основы и закономерности; разработка принципов, методологических основ, правовых и организационных начал различных родов судебных экспертиз, выделение из этого объема того общего, что должно быть свойственно любому роду экспертизы, в том числе и создаваемым; наличие промежуточных теоретических разработок по отдельным проблемам судебной экспертизы, нашедших отражение в монографиях, статьях, учебной и методической литературе; постоянно совершенствуемая система методов и методик экспертного исследования, являющаяся отражением общего научно-технического прогресса; наличие развитой системы государственных судебно-экспертных учреждений в различных ведомствах страны, координирующих свою практическую и научную деятельность. Таким образом, цель общей теории заключается в первую очередь в систематизации накопленных к данному моменту категорий всех родов (видов) судебных экспертиз: понятия предмета экспертизы, объектов исследования, экспертных задач, специальных познаний эксперта, понятия экспертной компетенции и компетентности, технологии экспертного исследования и многие другие. Общая теория судебной экспертизы как модель практической деятельности призвана отразить специфику познавательного труда эксперта, методологию экспертных исследований, концептуальные направления их общего развития: математизации, компьютеризации, автоматизации экспертных производств. Главным же назначением общей теории является разработка единых принципов и постулатов. Она представляет собой систему знаний, раскрывающих законы, свойства и отношения изучаемого ею объекта (судебно-экспертной деятельности) и на этой основе способствует постоянному приращению нового знания о судебной экспертизе. Формулируемые ею принципы и выявленные закономерности призваны помочь экспертизе каждого рода независимо от того, на какой ступени развития она находится, привести свою частную теорию (или создать, если ее еще нет) в соответствие с общетеоретическими разработками, избежать ошибок эмпирического поиска, ускорить процесс развития. Объектом общей теории судебной экспертизы является сама экспертная деятельность, рассматриваемая в качестве некоторой единой системы, включающей большое число компонентов (субъекты деятельности, объекты исследования, задачи, методы и т. п.). Предметом познания общей теории являются закономерности функционирования данной системы, производные от этих закономерностей принципы, правила и понятия, которые призваны обеспечить единство систематизации знаний о судебной экспертизе. 416 Глава 25. Экспертная деятельность и возможности судебных экспертиз С учетом изложенного общую теорию судебной экспертизы определяют как междисциплинарную, предметно связанную с науками: уголовный процесс, криминалистика, другими юридическими, техническими, естественными, экономическими науками; как отражающую закономерности: возникновения и существования материальных носителей информации об уголовно- и гражданско-релевантных обстоятельствах, их исследования в качестве объектов экспертизы; использования научных данных и методов из различных областей знаний, обеспечивающих обоснованность и достоверность заключения эксперта; процесса формирования научных основ судебных экспертиз, выделения присущих им общих принципов, структурных связей и соотношений, синтезирования и систематизации знаний о судебной экспертизе как единой системе, ее инфраструктуре и протекающих в ней процессах; правил и понятий, разрабатываемых на основе общей и частных теорий, реализуемых в практической экспертной деятельности1. Рассмотрим подробнее каждое из приведенных положений. Междисциплинарный характер общей теории судебной экспертизы обусловлен тем, что предмет этой теории является понятием достаточно разноплановым. Его стороны, свойства и отношения лежат в самых различных областях научного знания, отражающего все формы движения материи: органическая природа, неорганическая, общественные отношения. При этом общая для всех экспертиз социальная природа сочетается с предметами познания (объекты исследования каждой из экспертиз, принадлежащие к различным областям естественных, технических, социальных наук). Что касается синтетической природы теории, то она может быть обоснована следующим образом. Создание и развитие общей теории немыслимо в отрыве от наук криминалистики, уголовного процесса, уголовного права, процессов гражданского, арбитражного, административного. Криминалистика, создавшая учение о механизме совершения преступления и о возникновении уголовно-релевантной информации, а также теорию криминалистической экспертизы, является одной из основополагающих в общей теории судебной экспертизы. Наряду с этим использованы и теоретические положения, содержащиеся в науках судебной медицины, судебной психиатрии и т. п. Положения наук о процессуальном праве и само это право необходимы для создания общей теории в силу специфического характера судебно-экспертной деятельности. Закономерности, изучаемые общей теорией, касаются: возникновения и существования объектов экспертиз, отражающих обстоятельства уголовных или гражданских дел; фиксации и исследования этих объектов; использования в экспертном исследовании данных и методов юридических, естественных, технических, экономических и иных знаний. 1 См.: Основы судебной экспертизы. Ч. I. Общая теория. М., 1997. Т. В. Аверьянова определяет общую теорию судебной экспертизы как систему мировоззренческих и праксеологических принципов самой теории и ее объекта — экспертной деятельности, частных теоретических построений в этой области научного знания, методов развития теории и осуществления экспертных исследований, процессов и отношений, комплексное научное отражение судебно-экспертной деятельности как единого целого (см., например: Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза: Курс общей теории. М.: Норма, 2006). § 3. Общая теория судебной экспертизы, ее концептуальные основы 417 Систематизация этих закономерностей и построение на их основе некоторой иерархии позволяет выделить три уровня закономерностей: I) общие для всех экспертиз; 2) закономерности «пограничного» характера; 3) предметные закономерности отдельных родов экспертиз. Фундаментальной закономерностью экспертизы любого рода является ее способность получения достоверного нового знания на базе уже известного при ограниченном, как правило, объеме представляемой исходной информации об отражаемом событии, ее уникальности, неповторимости, незаменимости. Указанная фундаментальная закономерность способствует появлению ряда частных разноплановых закономерностей. Например, определяет единство общего подхода к решению экспертных задач, порождая частную закономерность общеметодического плана. На ее базе осуществляется разработка методов исследования специфических объектов — закономерность объектного конструирования методик. Применяемое на практике использование сначала «неразрушающих» методов исследования, а затем уже тех, что способны привести к изменению свойств и признаков объекта, — закономерность технологии исследования. Другая фундаментальная закономерность, изучаемая общей теорией судебной экспертизы, — использование современных достижений науки и техники при создании специализированных (предметных) научных основ тех или иных родов экспертиз. Данная закономерность проявляется много-планово: интеграция научных данных для создания базисного знания экспертизы определенного рода и его постоянное пополнение; расширение возможностей исследования объектов данной экспертизы на основе новых или модификации имеющихся методик; появление новых объектов исследования. К фундаментальным закономерностям относятся также математизация и компьютеризация судебной экспертизы. Обе закономерности свойственны судебной экспертизе по ряду причин. Наиболее значительная из них — стремление к объективизации, отсюда — желательность использования количественных (а не описательных) критериев в оценке результатов исследования. Как следствие этого — стремление к высокой степени абстрагирования и формализации. Существенную роль здесь играют и возможности ускорения процесса экспертного исследования, получения выводного знания. К закономерностям пограничного характера относятся те, которые могут быть включены в общую теорию, но являются по сути своей закономерностями иных наук — общественных, технических, естественных. Например, закономерности механизма совершения преступления, возникновения информации о совершенном преступлении, закономерности ее обнаружения, фиксации и исследования. Из этого для каждого рода экспертизы выводятся закономерности информационно-отражательного процесса применительно к объектам исследования данной экспертизы. Из пограничных закономерностей, отражением которых служат научные основы классов и родов судебных экспертиз, выбирают только те, которые отличаются большой степенью общности, т. е. могут быть экстраполированы на несколько родов экспертиз. Так, трасологическое учение о закономерностях следообразования и информационной сущности следов используется в судебной баллистике, в техническом исследовании документов, в судебно-медицинской трасологии, в транспортной трасологии и др. 418 Глава 25. Экспертная деятельность и возможности судебных экспертиз Третью группу составляют собственно закономерности экспертной деятельности как объекта обшей теории. Это: функционирование различных экспертиз по единым методологическим принципам и общим методикам, постоянное увеличение объема знаний, на основе которых осуществляется экспертное исследование, закономерное появление новых родов и видов экспертиз. По своей структуре общая теория судебной экспертизы представляет органически связанное построение из четырех блоков: 1) методологические основы общей теории; 2) предмет, задачи, объекты экспертной деятельности как ее главные компоненты; 3) методы и методики в структуре экспертной деятельности; 4) инфраструктура экспертной деятельности, технология экспертного исследования. В первом блоке изложены понятие, система, методология и функции общей теории, изучаемые ею закономерности; проблема дифференциации, интеграции, систематизации и классификации знаний, используемых при производстве судебных экспертиз. Здесь же уделено внимание формированию языка теории, ее месту в системе научного знания и роли в развитии судебных экспертиз. Во втором блоке содержатся учение о предмете судебной экспертизы, ее задачах, учение об объектах, их свойствах и признаках; учение о субъектах экспертной деятельности, профессиограмма судебного эксперта. Третий блок посвящен методам и методикам экспертного исследования, их разработке, апробации, внедрению, возможностям паспортизации и стандартизации методик; математическим моделям и алгоритмам решения экспертных задач. В четвертом блоке рассматриваются особенности деятельности судебного эксперта, информационная природа представляемых ему объектов и материалов, технология экспертного исследования, его структура, формирование внутренней убежденности судебного эксперта, заключение и его атрибуты. На сегодняшний день среди ученых, занимающихся данной проблематикой, нет единого мнения о структуре общей теории судебной экспертизы. В отличие от структуры, предложенной Ю. Г. Коруховым1, имеющей блочную систему, Т. В. Аверьянова, например, опираясь на сформулированное ею определение общей теории судебной экспертизы, построила модель структуры общей теории судебной экспертизы, состоящую из 11 элементов, включающих: концептуальные основы общей теории судебной экспертизы, ряд учений и теорий о: судебной экспертизе как разновидности практической деятельности; закономерностях формирования и развития судебной экспертизы; предмете и задачах судебной экспертизы; объектах судебной экспертизы, их свойствах и признаках; субъекте судебной экспертизы; средствах и формах коммуникативной деятельности при производстве судебных экспертиз и в информационных процессах; теорию процессов, отношений и целей экспертной деятельности; теорию эксперт- 1 См.: Основы судебной экспертизы. Ч. 1. Общая теория. М., 1997. Следует отметить, что модель структуры общей теории судебной экспертизы была предложена и И. А. Алиевым. Мы не приводим ее здесь, поскольку данная модель в общих чертах повторяет изложенную в схематическом виде концепцию Ю. Г. Корухова. § 3. Общая теория судебной экспертизы, ее концептуальные основы 419 ною прогнозирования, а также частные теории, в том числе и теории отдельных родов и видов судебных экспертиз. По мнению С. Ф. Бычковой, содержание науки о судебной экспертизе (так ее именует автор) складывается из общей теории судебной экспертизы и судебно-экспертных отраслей знания, а именно экспертной техники, экспертной тактики и методики экспертного анализа отдельных видов преступлений, включающих, в свою очередь, совокупности учений, базирующихся на определенной группе закономерностей и составляющих научный базис для решения проблем судебно-экспертной деятельности1. Не останавливаясь здесь на анализе данной структуры, отметим, что нет смысла выделять общую теорию судебной экспертизы в самостоятельный структурный элемент, поскольку общая теория судебной экспертизы — это и есть наука о судебной экспертизе во всем ее содержании, что она называется общей не только в силу своего метатеоретического характера, но и в силу теоретической всеобщности. Критически отнесясь к некоторым положениям концепции С. Ф. Бычковой, отметим, что тем не менее она соответствует условиям определения ее статуса как самостоятельной науки. Ключевыми категориями общей теории являются предмет экспертизы, объекты, экспертные задачи, субъекты экспертной деятельности. Предмет судебной экспертизы — понятие научно-практическое. Оно тесно связано с понятием предмета теории судебной экспертизы. Предметом судебной экспертизы следует считать установление фактов (фактических данных), суждений о факте, имеющих значение для уголовного, гражданского, арбитражного дела либо дела об административных правонарушениях, путем исследования объектов экспертизы, являющихся материальными носителями информации о происшедшем событии. Другими словами, предметом экспертного исследования является не сам факт или явление, а установление этого факта, явления или суждения о факте, представленном эксперту. Речь идет о предмете исследования, и в данном случае понятие предмета равноценно понятию цели. Факты же, явления и пр. являются объектом экспертизы, т. е. теми средствами, с помощью которых эксперт решает свои задачи. Существует и иная трактовка, которая исходит из общефилософского понятия предмета познания. Предмет познания — это зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах2. Из этого следует, что, анализируя понятие предмета, следует иметь в виду триединство составляющих его категорий: объект, цель исследования (задачи), условия исследования (методы познания, методики исследования). С учетом этого можно констатировать, что предметом судебной экспертизы является разрешение экспертных задач с целью установления фактических данных на основе исследования объектов — материальных носителей информации о факте или событии с помощью специальных методов и методик. В теоретическом плане правильное понимание предмета экспертизы важно для классификации судебных экспертиз, их сведения в классы, роды, виды; для отграничения понятия предмета от тесно связанных с ним 1 См.: Бычкова С. Ф. Становление и тенденции развития науки о судебной экс 2 См.: Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. М., 1980. С. 292. 420 Глава 25. Экспертная деятельность и возможности судебных экспертиз категорий — объекта, задач судебной экспертизы, компетенции эксперта. В практическом плане — чтобы правильно и четко определить основания, по которым назначается и проводится экспертиза конкретного рода (вида), осуществить надлежащий подбор объектов исследования и представить эксперту материалы дела, относящиеся к предмету экспертизы (ст. 57 УПК РФ). Существует три основные группы задач: 1) задачи общей теории судебной экспертизы, т. е. задачи этой отрасли научного знания; 2) задачи экспертной практической деятельности как одной из сфер человеческой деятельности; 3) задачи экспертных исследований как «производственного» элемента экспертной практической деятельности. Задачи общей теории судебной экспертизы как области научного знания, в свою очередь, можно разделить на общие и частные (или специальные). Общая задача заключается в создании научной базы для функционирования и развития области использования специальных знаний в экспертизе как практической деятельности в целях получения достоверной информации для нужд судопроизводства. К частным (или специальным) задачам теории экспертизы можно отнести такие, как: изучение закономерностей формирования и развития конкретных видов судебных экспертиз, расширения их возможностей; создание новых видов и родов экспертиз, вызванных появлением новых объектов (компьютерная экспертиза) либо усовершенствованием существующих в экспертной практике методов и методик (фототехническая, авто-роведческая, искусствоведческая); разработка и совершенствование средств, методов и методик экспертной деятельности; разработка программного обеспечения автоматизированного рабочего места эксперта по видам и родам экспертиз; прогнозирование процессов, протекающих в экспертной практической деятельности, и задач научных исследований в области судебной экспертизы; систематическое пополнение научных основ и совершенствование в целом общей и частных теорий судебной экспертизы; разработка методов и методик оценки заключения эксперта (оценочных категорий), способствующих их полноценному использованию в процессе. К задачам практической экспертной деятельности как одной из сфер деятельности человека относятся: постоянное систематическое повышение своей экспертной компетенции, совершенствование профессионального мастерства; изыскание путей повышения степени определенности экспертных выводов; оптимизация формы и содержания экспертных заключений; овладение всеми экспертами основами компьютерной грамотности и навыками оперативной работы с персональным компьютером; создание массива программ по различным родам и видам экспертиз; § 3. Общая теория судебной экспертизы, ее концептуальные основы 421 каталогизирование и паспортизация экспертных методик и создание банков вспомогательной экспертной исходной информации (коллекции, образцы и т. п.); создание необходимой информационной и правовой базы для реализации результатов экспертной профилактической деятельности. Трактовка понятия экспертной задачи многогранна. Различают задачи рода, вида, подвида судебной экспертизы и задачи конкретного исследования. Различают еще и задачи каждого этапа исследования (стадии), которые именуют обычно частными задачами, или подзадачами. Экспертные задачи могут классифицироваться по различным основаниям. В зависимости от конечной цели исследования их делят на идентификационные и диагностические (частным случаем которых являются классификационные и ситуалогические задачи). Идентификационные задачи имеют своей целью установление факта индивидуально-конкретного тождества или общей групповой принадлежности данных материальных объектов1. Они наиболее типичны для криминалистической и судебно-медицинской экспертиз (например, отождествление человека по следам рук, ног, чертам внешности). Диагностические задачи — это исследование не только свойств, но и состояния объекта; цель — выявить происшедшие в нем изменения и установить причинную связь этих изменений с совершенным преступлением2 (например, установление исправности оружия и пригодности его к производству выстрелов; установление тяжести телесных повреждений; выявление подделки в документе). К диагностическим задачам относятся и «ситуалогические» (интеграционные), когда требуется на основе исследования такого сложного объекта, как место происшествия, определить механизм и динамику преступного события (например, в каком месте и каким образом произошло столкновение транспортных средств; какие действия, в какой последовательности совершал преступник). К ним относятся, как уже было сказано, и классификационные задачи, связанные с изучением свойств объекта с целью отнесения его к определенному классу. Строго говоря, прежде чем отнести тот или иной объект к определенному классу, необходимо определить природу этого объекта. А определение природы — это уже задача диагностики. Отсюда можно сделать вывод, что диагностика поглощает классифицирование. Приведенные выше экспертные задачи обычно связаны между собой, они могут решаться последовательно, параллельно, в комплексе. По степени охвата экспертные задачи делят на общие для рода экспертизы, типичные задачи и конкретные задачи проводимой экспертизы. Общие задачи определяют в целом ее направленность, выделяя то главное, что составляет суть данной экспертизы. Так, общая задача трасо-логической экспертизы — исследование отображений (следов) различных объектов (человека, орудий, ТС) в целях идентификации этих объектов или (и) установления механизма (условий) образования следов (отображений). Типичные экспертные задачи распределяются по видам экспертиз, входящих в данный род. Это типовые задачи, наиболее часто встречаемые и 1 См. гл. 9. 2 См. гл. 10. 422 Глава 25. Экспертная деятельность и возможности судебных экспертиз фигурирующие в справочной литературе для следователей и судей. Применительно к той же трасологической экспертизе типичные задачи будут касаться таких ее видов, как исследование следов человека, следов орудий преступления, ТС. Детализация типичных задач происходит и дальше применительно к каждому из видов при его делении на подвиды. Так, применительно к ТС можно говорить о типовых задачах при изучении следов ходовой части, следов выступающих частей ТС, отделившихся частей и деталей. Конкретные задачи ставят перед экспертом при производстве определенной экспертизы. Они не тождественны вопросам, сформулированным в постановлении (определении). Иногда несколько вопросов направлены, по существу, к решению одной задачи. И наоборот, один вопрос может включать решение двух и более задач. Третьей из числа особо важных общетеоретических категорий является понятие объекта экспертного исследования. Объект — понятие сложное и многозначное. Оно весьма существенно для разрешения многих теоретических и практических вопросов: для классификации судебных экспертиз, определения компетенции эксперта, подготовки образцов для сравнения, оценки трудозатрат эксперта и т. д. Рассматривая объект экспертизы, отмечают наиболее важные его характеристики: а) объектом может быть любая вещь, процесс, явление, любой фрагмент реальной действительности; б) объект тесно связан с предметом познания; в) объект воспроизводится в мышлении субъекта. Однако в судебной экспертизе приходится иметь дело не с самими фактами, процессами, явлениями, а с их отражением. Поэтому в криминалистической и процессуальной литературе под объектом экспертизы в общем плане понимается материальный носитель информации о фактических данных, связанных с расследуемым событием. Отсюда существенными сторонами понятия «объект судебной экспертизы» являются: материальная природа объекта судебно-экспертного исследования; информационная роль объекта судебной экспертизы в установлении определенных фактических данных; связь устанавливаемых фактов с расследуемым или рассматриваемым событием. Указанные свойства характеризуют понятие «общий объект судебной экспертизы». Объекты, получаемые экспертом, всегда материальны: они свидетельствуют о происшедшем событии либо самим фактом своего существования, либо как носители его следов. Все объекты экспертизы в зависимости от процессуального статуса можно разделить на пять категорий: 1) вещественные доказательства; 2) документы как особый вид доказательств; 3) живые лица; 4) объекты, не имеющие определенного процессуального статуса (трупы, участки местности и др.); 5) образцы. Однако этого деления далеко не достаточно для раскрытия сущности такого понятия, как объект познания. Для этого важно знать не только, каков по природе материальной носитель, но и какого рода информация в нем отражена и как происходило ее отображение. Иными словами, требуется рассмотреть целиком сложную структуру объекта исследования. Сложная структура как система объекта определяется тем, что он несет информацию о себе самом как материальном носителе, об источнике информации, о § 3. Общая теория судебной экспертизы, ее концептуальные основы 423 факте (событии, явлении) и о механизме передачи этой информации от источника к нему, т. е. к носителю. Объекты — материальные образования с одинаковой системой свойств, отличающих одну группу от другой, носят название родовых. К ним относятся, например, документы, оружие и боеприпасы, ТС, замки и пломбы и т. д. Из понятия родовых объектов может быть выделено более узкое понятие — специальный объект. Если, например, взять такой сложный объект, как человек, то специальными объектами будут: для трасологов — части тела, оставляющие следы-отображения (руки, ноги, зубы, губы и т. д.); для почерковедов — навыки его письма; для судебного медика — морфологические и анатомические признаки; для судебного психиатра — состояние его психики и т. д. Наряду с указанными существует еще и понятие конкретного (индивидуально-определенного) объекта судебной экспертизы, представленного эксперту по данному делу. В криминалистическом аспекте наиболее типичными основаниями для деления объектов экспертизы по видам являются следующие: а) вид носителя информации; б) роль этого носителя в процессе экспертного исследования; в) место в процессе решения экспертной задачи; г) объем; д) информативность; е) состояние. По виду носителя объекты делят на объекты-отображения и объекты-предметы. Первые — те, в которых отображена информация о другом объекте; вторые — те, которые несут информацию о событии самим фактом своего существования или о наличии действительной либо возможной связи с ним. Например, предмет, принадлежавший преступнику и утерянный (брошенный) им на месте преступления. По роли носителя объекты делят на: а) исследуемые; б) сравнительные образцы (в том числе эталоны, коллекции); в) прочие материалы дела, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы. Исследуемый — это тот объект, который является материальным носителем информации и в этом качестве фигурирует как доказательство. Образцы для сравнения используют при решении различных экспертных задач. В зависимости от места, которое занимают объекты в решении экспертных задач, их делят на конечные и промежуточные или основные и вспомогательные. Конечным (основным) объектом называют тот, который служит базой для разрешения вопроса, поставленного перед экспертом. Экспертное исследование представляет собой многоступенчатый процесс с последовательным решением подзадач, ведущих к конечной цели. При решении этих подзадач изучаются части, те или иные стороны основного объекта, их-то и именуют промежуточными (вспомогательными) объектами. Объекты делят и по их абсолютной и относительной величине. Деление это специфично в рамках класса, рода экспертизы. Так, для материаловед-ческих экспертиз принято деление объектов на мега-, макро-, микрообъекты. В судебном почерковедении — на объекты большого, среднего и малого объема; в трасологии — на макро- и микрообъекты. В зависимости от величины объекта выбирают метод и методику его исследования.
По числу исследуемых объектов их делят на единичные и множественные. Единичный — это одно завершенное образование (один предмет, одна биологическая особь и т. д.). Множественный — ряд единичных объектов, объединенных общей целью исследования (несколько различных следов или групп разнородных следов). С делением по величине (объему) тесно связано деление объектов по информативности. Наиболее информативны полные и полно отображенные, большие, а также множественные объекты, нежели частичные и частично отображенные, малые, единичные. С учетом этого решается, в частности, вопрос о пригодности (непригодности) объекта для исследования. Учитывается и состояние объекта: обычное или измененное. Систематизация объектов может быть представлена в следующем виде (табл. 25.1). Не менее важным в общей теории судебной экспертизы является раздел, посвященный учению о свойствах и признаках объекта. Свойство — это категория, присущая каждой вещи, и каждая вещь обладает большим или меньшим комплексом свойств. В задачу теории экспертизы каждого рода входит отобрать те свойства, которые могут быть изучены с применением специальных познаний, составляющих основу данной экспертизы. Требования, которым должны отвечать свойства объекта, используемые при экспертном исследовании, зависят от класса задач, решаемых в данном случае. Так, для решения идентификационных задач существенно, обладает ли объект комплексом свойств, способных его индивидуализировать (обеспечить индивидуальную совокупность признаков). При установлении групповой принадлежности необходимо, чтобы свойства позволяли максимально сузить объем группы. Для решения диагностических задач важна § 3. Общая теория судебной экспертизы, ее концептуальные основы 425 избирательная изменчивость свойств, их реактивность, способность определенным способом реагировать на внешние и внутренние воздействия. Говоря о проявлении свойств носителя информации, оперируют понятием признака. Признак выражает свойства вещи, это ее «знак», «примета». Свойство — это сущность вещи, признак — проявление этой сущности. Очень важным моментом как общей, так и частных теорий в области судебной экспертизы является познание закономерностей проявления свойств в признаках и вариационность отображения признаков в носителях информации. Объясняется это тем, что большинство свойств познается при экспертном исследовании не непосредственно, а через изучение их признаков. Причем каждый носитель информации несет в себе комплекс свойств: своих собственных, воспринятых от отображаемого объекта и свойств, возникших в результате самого механизма отображения. Каждый из элементов этой триады способен влиять на два других, существенно видоизменяя отображение признаков, которые предстоит исследовать эксперту. Так, на информативность (выраженность) следов на пуле, образуемых от микрорельефа канала ствола, будут оказывать влияние: а) состояние самой пули как следовоспринимающего объекта (диаметр, наличие оболочки и ее вид, состояние поверхности и т. п.); б) состояние канала ствола как следообразующего объекта (степень изношенности, насыщенность микрорельефа, степень загрязненности, наличие смазки и т. д.); в) механизм следообразования (количество и качество порохового заряда, вид инициирующего состава). В связи с тем, что объект экспертизы является, как правило, сложным системным образованием, множество его свойств и признаков имеют иерархически упорядоченную структуру. При этом свойства и признаки, используемые при исследовании, различаются по степени интегративности и доступности их для выявления и познания различными методами и средствами. С учетом характера признаков спектр применяемых методов располагается в диапазоне от органолептических (субъективных) и визуальных до аналитических, инструментальных, математических, компьютерных. Отбору признаков для экспертного исследования, выбору для этого методов и методик, оценке признаков в определенной мере помогает та классификация, которая принята в теории судебной экспертизы по: 1) происхождению — собственные и приобретенные; 2) природе — закономерные и случайные; 3) длительности времени, в течение которого признак присущ объекту, — устойчивые и неустойчивые; 4) характеру — качественные и количественные; 5) наличию связи с другими признаками — зависимые и независимые; 6) числу множества объектов, обладающих данными признаками, — родовые (групповые) и индивидуализирующие; 7) значению в процессе познания — дифференцирующие, диагностические, идентификационные; 8) значимости — существенные и несущественные; 9) отношению к объекту — общие и частные1. В качестве базовых свойств для систематизации признаков берут: а) внешние свойства объектов; б) внутренние свойства и структуру объекта; в) функционально-динамические комплексы навыков. К внешним свойствам относят пространственные границы объекта, его внешнее строение, рельеф поверхности. См.: Словарь основных терминов судебных экспертиз. М., 1980. С. 35. 426 Глава 25. Экспертная деятельность и возможности судебных экспертиз Под внутренними свойствами объекта понимают его состав и структуру. В соответствии с естественно-научной классификацией различают составы: элементный, молекулярный, фазовый и компонентный. Структуры объектов делят: по степени упорядоченности строения вещества — кристаллические, аморфные, жидкие, газообразные; по фазовому составу — твердые, жидкие, газообразные, а также гомогенные и гетерогенные тела. Функционально-динамические комплексы (ФДК) навыков — явление психофизиологической природы. Носителем их является человек. Из числа навыков и систем навыков, формируемых у него в течение жизни, для целей судебной экспертизы наиболее значимыми являются навыки письма, речи, ходьбы, печатания на пишущей машинке, вождения транспортного средства, шитья, манера курения и т. п. Исследуемые экспертизами различных родов, ФДК указанных навыков используются при решении как идентификационных, так и диагностических задач. Как отмечалось ранее, сущность экспертизы заключается в исследовании обстоятельств дела на основе специальных познаний. Наличие таких познаний является необходимым условием привлечения лица к производству экспертизы. Поэтому понятию «специальные знания» уделено значительное место в общей теории судебной экспертизы, раскрыто его содержание, проанализированы причины и условия его формирования. Специальные знания могут быть охарактеризованы как теоретическая база, обеспечивающая решение задач данного рода экспертизы, включающая в себя основополагающие знания данной специальности и методы, привлекаемые из различных научных областей для проведения необходимых исследований. Специальные знания являются основой компетенции и компетентности судебного эксперта1. Специальные знания судебного эксперта формируются, как правило, за счет трансформации сведений из различных областей одной или нескольких наук. Так, криминалистическое отождествление по чертам внешности базируется на данных таких наук, как анатомия, топографическая анатомия, антропология, криминалистика; судебная баллистика — на военных науках — внешней и внутренней баллистике, материальной части оружия, криминалистике; дактилоскопия — на анатомии, биологии, гистологии, криминалистике. А. И. Винбергом была предложена следующая схема: материнские науки (базовые) — предметная (специализированная) наука (как трансформированное знание) — судебная экспертиза (реализация специального знания для решения экспертной задачи)2. Примером таких построений являются: медицина — судебная медицина — судебно-медицинская экспертиза или общая психиатрия — судебная психиатрия — судебно-психиатрическая экспертиза. Однако приведенная схема отнюдь не обязательна для всех родов экспертиз, часть из которых осуществляется непосредственно на основе базовой науки: судебная строительно-техническая, судебно-бухгалтерская и т. п. Специальные знания не являются категорией неизменной. Они постоянно совершенствуются как за счет их трансформации, так и за счет при- 1 Под компетенцией понимают объем специальных знаний, которым должен 2 См.: Винберг А. И., Малаховская Н. Т. Судебная экспертология. Волгоград, § 3. Общая теория судебной экспертизы, ее концептуальные основы 427 ращения. При этом и то и другое может касаться любого из элементов цепочки: предмет — объект — задача — методы исследования. Увеличение знания по предмету экспертизы способствует появлению новых экспертиз, выделению их в самостоятельные. Так, на базе исследования признаков письменной речи из судебно-почерковедческой экспертизы выделилась су-дебно-автороведческая; из судебно-баллистической — взрыво-техническая и т. д. Приращение специальных знаний об объектах экспертизы увеличивает возможности их исследования, способствует появлению новых объектов. Так, в трасологии появились новые объекты — следы-отображения участков кожи лица (головы), не имеющих папиллярных узоров (следы губ, ушной раковины, лба, носа). Трансформация имеющихся и появление новых методов (методик) способствует новым возможностям исследования традиционных объектов экспертизы или появлению новых объектов. И конечно, подобное развитие специального знания всегда направлено на то, чтобы увеличить количество и объем задач, решаемых данной экспертизой. В общей теории судебной экспертизы раскрываются такие ключевые понятия, как субъекты судебно-экспертной деятельности, системные связи между ними, особенности экспертной деятельности, профессиональные качества судебного эксперта, т. е. инфраструктура этой деятельности. Судебно-экспертная деятельность представляет собой систему действий и связанных с ними правоотношений, осуществляемых в процессе судопроизводства уполномоченными на то государственными органами и лицами по назначению, организации и производству судебных экспертиз. В соответствии с этой трактовкой субъектами рассматриваемой деятельности являются: лица, имеющие право назначать экспертизу, — суд, судья, дознаватель, следователь, прокурор и лица (организации), осуществляющие производство судебных экспертиз, — судебные эксперты и судебно-экспертные учреждения1. Основное внимание в этой части общей теории уделено, естественно, фигуре судебного эксперта, его профессиональным, психофизиологическим и нравственным качествам2. 1 К их числу относятся учреждения, основной функцией которых или одной из 2 В литературе можно встретить принципиально отличающуюся от этого поло 428 Глава 25. Экспертная деятельность и возможности судебных экспертиз Специализация в области судебно-экспертной деятельности должна включать: высокий уровень общего развития судебного эксперта, образованность, эрудицию. В общей структуре личности судебного эксперта можно выделить четыре подструктуры, дающие представление о требованиях, предъявляемых к судебному эксперту. В первую входят социально обусловленные черты: направленность личности, ее ориентация, моральные качества. Эта подструктура формируется путем воспитания, в том числе самовоспитания. Она призвана отражать общественное сознание, включать понимание экспертом общественного, правового характера его деятельности, меру его ответственности за принимаемые решения. Вторая подструктура касается аккумуляции опыта. Она включает в себя знания, навыки, привычки. Все это концентрируется в процессе обучения, воспитания и в некоторой степени детерминируется психофизиологическими свойствами человека. О формировании и постоянном увеличении профессиональных знаний у эксперта говорилось ранее. Что касается навыков, то судебный эксперт должен обладать достаточно развитыми сенсорными навыками1, предопределяющими быстроту и точность восприятия световой, звуковой и прочих видов информации; моторными навыками для работы на сложных приборах, для манипуляции с объектами в процессе исследования. Сочетание навыков и профессиональных знаний должно порождать определенные умения2. Одни из них реализуются в мыслительной деятельности, другие — в операциональной. У опытного судебного эксперта должна быть развита специфическая наблюдательность, позволяющая ему быстро, точно и избирательно воспринимать такие признаки объекта, как форма, величина, рельеф, расположение деталей и т. д. Развитое экспертное мышление означает способность охватить всю имеющуюся информацию как единое целое, сопоставить ее с хранящимися в памяти аналогами, подключить к этой операции весь свой практический опыт. Иными словами, судебный эксперт должен иметь развитое эвристическое, наглядно-образное, логическое и критическое мышление, обладать такими качествами, как распределение, переключение и концентрация внимания. Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности психической деятельности — восприятие, ощущение, мышление, память, чувства, эмоции. Эксперт должен обладать как оперативной, так и долговременной памятью; как вербальной, так и наглядно-образной. На этой основе развивается способность быстрого запоминания, длительного сохранения и точного воспроизведения признаков объекта на любом этапе экспертного исследования. 1 Под навыками понимают частичную автоматизированность исполнения и ре 2 Умением в психологии обозначают владение сложной системой психических и § 3. Общая теория судебной экспертизы, ее концептуальные основы 429 Среди психофизиологических качеств судебного эксперта следует назвать и эмоциональную уравновешенность, способность к сосредоточению, психическую выносливость, способность оперативно переключаться с одного задания на другое и т. п. Четвертая подструктура включает психофизиологические особенности личности, обусловленные типом высшей нервной деятельности (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). Это темперамент эксперта, который он должен учитывать, развивая положительные свойства и подавляя отрицательные. И наконец, в обшей теории судебной экспертизы значительное внимание уделено технологии исследования, алгоритмизированному и эвристическому решениям экспертных задач, использованию различных методов и методик, логике исследования и даче заключения, формированию внутренней убежденности эксперта. В тесной связи с этими вопросами в теории рассмотрены проблемы информационного обеспечения: создание программных комплексов для компьютерного решения экспертных задач, автоматизированного рабочего места. Глава 26. Основные направления использования современных компьютерных технологий в судопроизводстве
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |