Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выявление признаков преступления, тактика проверочных действий, возбуждение уголовного дела




Поводами для возбуждения уголовного дела по признакам взяточниче­ства (коррупции) обычно являются: заявления граждан (анонимные или именные), статьи и заметки в печати, данные ревизионных управлений, инспекций, контролеров; заявление взяткодателя; непосредственное обна­ружение признаков преступления следователем или судом (в частности, при расследовании или рассмотрении другого дела); данные оперативной деятельности. Все приведенные варианты могут быть сведены к двум обоб­щающим ситуациям: а) поступило заявление или сообщение с указанием конкретных фактов передачи денег, подарков, акций и т. п. должностному лицу или указание на лицо, но без конкретных фактов, за что и когда пере­давалось вознаграждение, а также сообщение фактов о передаче данным должностным лицом документов, оказания им содействия взяткодателю (коррумпирующей его структуре); б) соответствующие данные получены оперативным путем или в результате инициативного поиска самим следо­вателем.

В рамках этих двух глобальных ситуаций могут быть выявлены призна­ки, подлежащие как первоначальной проверке, так и позднейшему тща­тельному расследованию.

В первую группу могут быть отнесены признаки, чаще всего обращаю­щие на себя внимание окружающих. Это уровень благосостояния должно-



Глава 51. Расследование должностных преступлений


стного лица, его времяпрепровождение, поездки в дальнее зарубежье, на­личие многокомнатной квартиры, коттеджа, ТС иностранной марки и т. п. К этому могут быть добавлены специфические связи должностного лица с коммерческими (или преступными) структурами, недосягаемость для про­стых граждан, невозможность попасть к нему на прием и т. п.

Ко второй группе признаков относятся те, которые характеризуют поло­жение должностного лица: оно правомочно принимать решения, затраги­вающие интересы физических и юридических лиц, у которых возникает потребность в реализации этих интересов (создание коммерческих струк­тур и их регистрация, потребность в кредитах, решение вопроса об их вы­даче и т. п.). К подобным признакам могут быть отнесены и более сложные варианты, когда в организации, где предполагается наличие коррумпиро­ванных служащих, создается такая продуманная и хорошо организованная система защиты от информационного и фактического проникновения по­сторонних, которая скорее напоминает круговую поруку, нежели диктуе­мую интересами нормально функционирующего учреждения. Не следует забывать, что одно из проявлений коррупции — это отсутствие гласности в принятии решений (контрактов, проектов и т. п.). И наоборот, гласность, прозрачность бюджета, счетов, доходов — средство борьбы с коррупцией.

К указанным выше признакам примыкают и такие, которые свидетель­ствуют о некоторых особенностях поведения должностного лица (встречи с криминальными авторитетами, посещение казино, ночных клубов, бань, саун, где регулярно отдыхают представители преступного мира, регулярные встречи с представителями частного бизнеса и т. п.). Немаловажными в доследственной проверке могут быть и такие действия, как выявление со­вершенных преступлений, способствовавших получению средств для взят­ки, подкупа, содержания; отмывание капиталов с этой же целью.

И наконец, последнюю группу могут составить документы — от управ­ленческих (распоряжения, приказы, протоколы) и бухгалтерских до част­ных (черновые записи, письма) и прочих (счета гостиниц, регистрация ав­томобиля, приобретение квартиры) и т. п.

Предварительная проверка заявлений или сообщений может осуществ­ляться путем ознакомления и оперативными средствами. Метод ознаком­ления включает истребование необходимых материалов, документов; изу­чение документов учета и отчетности, получение объяснений, изучение дел, находящихся в органах прокуратуры, МВД (расследуемых, приоста­новленных, прекращенных).

Оперативным путем устанавливаются свидетели, соучастники преступ­ления, собираются сведения о взяткодателе, о коррупционерах. При рассле­довании взяточничества и коррупции, особенно связанных с совершением должностных преступлений, наиболее успешным является реализация всех форм проверки, причем в кратчайшие сроки. При этом предварительная проверка не включает в себя производство следственных действий.

Иногда в заявлениях и сообщениях граждан отсутствует необходимый объем данных о признаках состава преступлений: называется должностное лицо, но не приводятся конкретные примеры получения взятки (когда, от кого, за что); сообщаются конкретные факты получения взятки (содержа­ния коррумпированного чиновника), но со ссылкой на информацию, по­лученную от других граждан. Нередки случаи анонимных заявлений: пись­менных или сообщаемых по телефону.


Предварительная проверка подобных заявлений осуществляется в соот­ветствии со ст. 144 УПК РФ. При этом из учреждений и организаций могут быть истребованы документы, достаточные для возбуждения уголовного дела по признакам взяточничества или иного должностного преступления. В ходе проверки могут изучаться материалы, по которым раньше было от­казано в возбуждении уголовного дела в отношении лица, на которое вновь поступило заявление. С целью проверки могут быть получены объяс­нения от заявителя и иных лиц. В таких объяснениях следует уточнить об­стоятельства того события, сведения о котором содержатся в первоначаль­ном документе.

Проводя проверочные действия и давая задания оперативного порядка, следователь принимает меры к тому, чтобы подозреваемый не узнал о про­верке, а если и узнал, то не смог догадаться о ее целях. Так, наряду с мате­риалами, необходимыми для проверки факта взяточничества (коррупции), запрашивают и другие (документы учета, отчетности, переписка с контр­агентами и т. п.) (схема 51.1).



Глава 51. Расследование должностных преступлений


Если заявление (сообщение) о взяточничестве носит анонимный харак­тер, то прежде всего устанавливают, имело ли место действие, за которое, по данным заявителя, получена взятка. Если это установлено, то проверя­ют законность выполнения этого действия, причастность к нему конкрет­ного должностного лица, обвиняемого в получении взятки. Если в заявле­нии не указаны взяткодатели, то принимаются меры к их установлению, а также к выяснению личности заявителя и в каких взаимоотношениях он находится с лицами, которых обвиняет.

Если уголовное дело возбуждается по сообщению гражданина, у кото­рого должностное лицо вымогает взятку, то в соответствии со ст. 141 УПК РФ оформляется заявление, подписываемое этим гражданином и ли­цом, его принявшим. При этом заявителю разъясняется ответственность за ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка в протоколе о добровольном заявлении. В нем должно быть указано, где работает лицо, вымогавшее взятку, за какие действия (услуги) он ее требует, в какой фор­ме; когда, где, при каких условиях она должна быть передана и т. д. Если в качестве предмета взятки фигурируют деньги, то указывается сумма, коли­чество купюр, их достоинство, номера. Если передается вещь, указываются ее общие и частные признаки.

Важным моментом стадии проверочных действий является определение достоверности имеющейся информации. Ознакомление с документами по­зволяет установить факты, отраженные в этих документах (занижение стоимости приватизированного имущества, неоправданное предоставление льготного кредита и т. п.). Сбор информации, поступающей от граждан, позволяет составить представление о личности информатора и его отно­шениях с взяткодателем (коррумпированным должностным лицом) и оп­ределить, какие из сообщаемых фактов и каким образом могут быть про­верены.

Для того чтобы проверить достоверность информации о взятке или кор­рупции, желательно получить данные по нескольким каналам, из несколь­ких независимых друг от друга источников.

После проверки исходных данных и возбуждения уголовного дела могут быть выдвинуты следующие общие версии:

а) факт дачи-получения взятки или ее вымогательства имел место;

б) подкуп государственного служащего, оказание ему различного рода
услуг осуществляются систематически;

в) получения взятки (коррумпированности) не было, имел место оговор
должностного лица;

г) заявитель ошибочно истолковал слова и действия должностного лица
как вымогательство взятки;

д) должностное лицо правомерно получило вознаграждение (гонорар,
наследство, возвращенный долг и т. п.), не совершая каких-либо действий
в интересах третьих лиц (структур).

Наряду с этими общими (наиболее типичными) версиями должны стро­иться и версии частные; они могут касаться субъектов взяточничества и коррумпированных деятелей, связей этих субъектов между собой, мотивов, характера их действий. Необходимо построить версию и о ситуации, в ко­торой реализуется или будет реализовываться взяточничество (коррупция). Эта версия должна касаться места, времени, обстановки, возможного отра­жения действий в документах, иных материальных источниках. При рас­следовании эпизодов взяточничества должна проверяться и версия о техно-


§ 3. Планирование расследования



логии передачи-получения взятки: месте передачи, способе, используемых при этом технических средствах, тайниках, сопутствующих процедурах и т. д.

Важной является и такая частная версия, которая способствует отыска­нию материально фиксированных следов (прямых или косвенных доказа­тельств) дачи-получения взятки. Это могут быть уже оставленные, но еще не обнаруженные следствием следы (совместного пребывания, переданных денег или ценностей и др.), в том числе и те, которые могли или должны были возникнуть с учетом конкретной обстановки, следы, которым еще предстоит быть оставленными в момент передачи взятки, где планируется задержание (обнаружение предмета взятки, следов рук взяткодателя на упаковке денег, предмета и т. п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.