Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возбуждение уголовного дела и планирование расследования




Качество и эффективность расследования по делам несовершеннолет­них во многом определяется своевременностью возбуждения уголовного дела1. Даже незначительное промедление при решении этого вопроса мо­жет привести к совершению подростками новых, нередко еще более тяж­ких преступлений, а также к утрате доказательств, что существенно затруд­нит дальнейшее расследование.

Вместе с тем своевременное возбуждение уголовного дела не дает воз­никнуть и укрепиться представлению о безнаказанности как в среде несо­вершеннолетних преступников, так и у их окружения; прекращает воздей­ствие на подростка со стороны взрослых организаторов и подстрекателей в целях сокрытия следов преступления.

В первичных материалах могут быть следующие данные, свидетельст­вующие о том, что преступление совершено подростками. Во-первых, сам факт их задержания на месте преступления или сразу после его соверше­ния (возможно, явился с повинной). Во-вторых, потерпевшие или свидете­ли знают возраст преступников или по их внешнему виду считают, что это были несовершеннолетние. И наконец, третий вариант — на подростковый возраст преступников указывает обстановка места происшествия, следы, предмет преступного посягательства и иные вещественные доказательства.

Если сигнал (заявление) о преступлении несовершеннолетних поступил в органы внутренних дел, то орган дознания вправе самостоятельно возбу-

1 Следует учитывать, что для несовершеннолетнего сроки давности привлече­ния к уголовной ответственности составляют половину от сроков, установленных для взрослых лиц (ст. 94 УК РФ).


§ 2. Возбуждение уголовного дела и планирование расследования 841

дить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия. Ча­ще всего они сводятся к следующим:

принятие мер к пресечению и предотвращению преступлений;

задержание подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ;

осмотр места преступления;

установление свидетелей, потерпевших.

Особое внимание при этом должно быть уделено соблюдению установ­ленных ст. 144 УПК РФ сроков проверки первичных материалов (трое су­ток и ввиду сложности и значительного объема проверки — до 10 суток)1. В ходе проверочных действий могут быть получены объяснения, истребо­ваны необходимые материалы и т. п. Если при проверке первичных мате­риалов точный возраст подростка установить не удалось, то этот вопрос ре­шается после возбуждения уголовного дела, в процессе расследования. При отсутствии паспорта или свидетельства о рождении возраст определяют пу­тем выемки соответствующих документов (медицинские карты, делопроиз­водство в учебных заведениях, личное дело в отделе кадров и т. п.). С этой же целью могут быть допрошены свидетели (родители, опекуны, родствен­ники и т. д.). При отсутствии иных возможностей проводится судебно-ме­дицинская экспертиза.

Проведя проверочные и неотложные следственные действия, орган доз­нания направляет дело следователю (прокуратуры или следственного коми­тета при МВД РФ) или дознавателю по подследственности (ст. 150, 151 УПК РФ) и подведомственности. Следственный комитет при МВД может при­нять дело несовершеннолетнего к своему производству, не дожидаясь исте­чения 20-дневного срока, а также возбудить его по собственной инициативе, направив постановление о возбуждении дела прокурору (ст. 146 УПК РФ).

При планировании расследования преступлений несовершеннолетних учитывается как общий предмет доказывания (ст. 73 УПК РФ), так и его детализация, предусмотренная ст. 421 УПК РФ. Даже в случаях достаточно простой фабулы такие дела характеризуются большим объемом и трудоем­костью следственных действий. Это связано с групповым, как правило, ха­рактером большинства дел, с более широким кругом обязательных версий, с необходимостью реализации дополнительных процессуальных гарантий, привлечением обязательных участников (родителей, педагогов и др.), необ­ходимостью исследовать условия жизни подростка и его воспитания.

Установление обстоятельств, указанных в ст. 421 УПК РФ, отражается в плане по любому делу несовершеннолетнего.

Выявление точного возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год). Если возраст не установлен, то кроме действий, упоминавшихся ранее, мо­гут быть направлены запросы в архивы по месту рождения, проживания или учебы подростка.

Исследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Для реализации этой установки закона планируется сбор данных, характери­зующих его семью. При этом необходимо установить: имеет ли подросток обоих родителей, если нет, то как давно и по какой причине; кто воспиты­вает подростка; как характеризуются его родители (воспитатели, опекуны), его семья в целом (братья, сестры, иные лица, проживающие совместно);

1 При необходимости проведения документальных проверок или ревизии про­курор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.



Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних


каковы взаимоотношения в семье, нет ли источника аморального воздейст­вия (пьянство, скандалы, развратные действия); каковы материально-бы­товые условия.

При выявлении безнадзорности подростка следует установить ее причи­ны (занятость родителей, длительные командировки, болезнь, безразлич­ное отношение к детям и т. п.). Если подросток воспитывался в детском доме, интернате, специальном учебном заведении, то выясняют, в связи с чем он туда поступил, какие там были условия жизни и какое воспитание, как характеризуют его педагоги и воспитатели.

Существенное значение имеет не только бытовое, но и иное ближайшее окружение подростка: круг его знакомых, друзей; наличие среди них лиц с уголовным прошлым; лиц, не занимающихся общественно полезным тру­дом, ведущих аморальный образ жизни. Не вовлекали ли подростка в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков. Установле­ние этих и подобных им обстоятельств выявляет лиц, чье воздействие на подростка отрицательно, а также возможных соучастников преступления.

Необходимо выяснить, учится ли несовершеннолетний или работает, где именно, в качестве кого, каково его отношение к учебе (работе), к старшим, его повседневное поведение, взаимоотношения с товарищами по учебе (работе). Если несовершеннолетний и не учится, и не работает, то устанавливают, по какой причине и как давно он оставил учебу (работу), какие меры, когда и кем предпринимались для ее возобновления, в чем причина длительной незанятости и т. д.

Данные о семье, бытовом, школьном, производственном окружении ус­танавливают путем допросов родителей, родных, близких, знакомых, педаго­гов, воспитателей, бригадиров, лиц, проживающих по соседству. С этой же целью истребуют материалы по приостановленным уголовным делам и т. п.

В процессе сбора вышеуказанных данных следователь должен постоян­но иметь в виду необходимость получить сведения об основных чертах ха­рактера подростка, его наклонностях, привычках, круге его интересов, ха­рактере времяпрепровождения, проявленности возрастных особенностей (фантазирование, внушаемость, скрытность), а также об уровне психиче­ского развития несовершеннолетнего и иных особенностях его личности.

Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступ­ления, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту. Наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников. Для реализации указанных требований закона необходимо установить причины появления у несовершеннолетнего антиобщественных привычек и взглядов, выявить обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла, способствовали подготовке преступления, его совер­шению, сокрытию следов.

По каждому делу должны быть выдвинуты и проверены следующие вер­сии:

а) наличие взрослых подстрекателей или иных соучастников;

б) существование группы подростков (возможно и взрослых), совер­
шившей несколько преступлений;

в) наличие фактов недоносительства или заранее не обещанного укры­
вательства со стороны взрослых (родителей, лиц, у которых подросток ос­
тавлял на хранение похищенные вещи, которым дарил такие вещи и др.);


§ 2. Возбуждение уголовного дела и планирование расследования 843

г) приобретение взрослыми похищенного подростком имущества и сбыт
его;

д) вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством,
пьянство, азартные игры, употребление наркотиков, склонение к бродяж­
ничеству и т. п.

Работая по данным версиям, следует учитывать необходимость выясне­ния различных вариантов. Например, подростка принудили совершить преступление или он присутствовал при этом, но активно не участвовал.

Особого внимания требует анализ позиции, занятой подростком на следствии: отрицание вины или, наоборот, желание все содеянное припи­сать себе. За всем этим может стоять влияние родителей, уговоры взрослых соучастников, убедивших подростка в том, что ему по молодости лет не грозит суровое наказание. Мотивами поведения может быть и ложно пони­маемое чувство товарищества. Установление подобных обстоятельств должно сопровождать проверку каждой из версий.

При расследовании преступлений, совершенных группой подростков, необходимо установить, когда и как возникла эта группа, является ли это случайным (спонтанным) объединением нескольких лиц или это структу­ра, заранее сформированная для реализации преступных замыслов. Труд­ным, но насущно необходимым является решение задачи об индивидуали­зации роли каждого из участников группы. Это важно как для установле­ния степени их вины, так и для планирования отдельных следственных действий. Например, при расследовании деятельности преступных струк­тур допросы начинаются с рядовых участников группы. Организаторы, ру­ководители, их помощники допрашиваются позже, когда будут собраны данные об их главенствующей роли.

В отношении группы должно быть выяснено время, обстоятельства ее формирования, инициатор, действия по подготовке к совершению престу­пления (приобретение оружия, угон ТС, разведывательные действия и т. п.).

Если в составе группы имеются подростки, ранее судимые, исследуют причины рецидива, истребуют из архивов уголовные дела, характеристики из исправительных учреждений, специальных учебно-воспитательных заве­дений.

При планировании следует учитывать, что для выяснения обстоя­тельств, предусмотренных ст. 421 УПК РФ, должны быть проведены сле­дующие следственные действия: допрос родителей несовершеннолетнего, его учителей и воспитателей, других лиц, могущих дать нужные сведения, а также истребование необходимых документов. К числу необходимых мо­гут быть отнесены документы, содержащие сведения о возрасте несовер­шеннолетнего, характеристики на него (с места учебы, работы, из испра­вительно-трудового учреждения и др.); на родителей подростка и иных лиц, способных оказывать на него влияние, вовлекать в преступную дея­тельность.

Действия следователя, связанные с истребованием большого количества документов (характеристик, запросов, справок и т. п.), их изучением и приобщением к уголовному делу, должны быть органической частью рас­следования, осуществляться творчески, а не механически, так как нередко



Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних


от информации, содержащейся в этих документах, зависит планирование дальнейших следственных действий и тактика их проведения.

Включение в план конкретных следственных действий и определение их сроков и очередности зависит от характера преступления и от тех исходных данных, которые были собраны к моменту возбуждения уголовного дела или наличествуют на данный момент следственной ситуации. Однако при планировании следственных действий рекомендуется учитывать возрас­тные особенности подростков: избегать больших перерывов в расследова­нии, определять очередность и тактику допросов, исключающие влияние взрослых или старших товарищей, не забывать и о быстрой утомляемости несовершеннолетних и т. п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.