КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности последующих следственных действий. Положительным результатом поисковых действий «по горячим следам» является установление и задержание подозреваемого
Положительным результатом поисковых действий «по горячим следам» является установление и задержание подозреваемого. В зависимости от имеющихся сведений о его личности и возможности вооруженного сопротивления решается вопрос о составе оперативной группы и тактике задержания. Если преступление совершено группой, состав которой еще точно не известен, следует на какое-то время сохранить в тайне сам факт задержания. Если предстоит задержать несколько человек в разных местах, создается нужное число оперативных групп, действия которых согласовываются по времени. Задержание может быть поручено подразделениям особого назначения или быстрого реагирования, которые осуществят это профессионально и при необходимости скрытно от окружающих. Подозреваемого целесообразно допросить сразу же после задержания с тем, чтобы также оперативно использовать полученную от него информацию. При допросе выясняется: как возник умысел совершить преступление, что этому способствовало; от кого получена информация о предмете посягательства, благоприятных условиях его совершения, имело ли место заранее обещанное укрывательство; кто кроме задержанного принимал участие в совершении преступной акции, образуют ли эти лица вместе с задержанным организованную группу, каков ее состав, кем она возглавляется, как распределены роли между членами группы и т. д. — все об этой группе; обстоятельства совершенного преступления, использованные орудия, их местонахождение в данный момент, источник приобретения; если использовались ТС, то какие, кому принадлежат, какова роль водителя; если предметом преступления были вещи, иные материальные ценности, деньги, то у кого и где они находятся в настоящее время, как были реализованы или как предполагается их реализовать, через кого, занималось ли то лицо приобретением похищенных вещей ранее. Этот перечень носит, разумеется, примерный характер. Сразу же после допроса, а иногда и параллельно с ним проводятся обыски жилища задержанного и других помещений, к которым он имел доступ. Обыски могут проводиться и у его связей, а также у выявленных соучастников. Основное требование — внезапность и оперативность, четкая организация обмена информацией между группами, проводящими одновременные обыски в разных местах. Это необходимо для оперативного же использования полученной информации как в розыскных целях, так и для доказывания и преодоления противодействия расследованию со стороны задержанных. При производстве расследования «по горячим следам» возможно предъявление для опознания лиц и предметов — потерпевшим, свидетелям, пособ- Глава 52. Расследование преступлений «по горячим следам» никам. Такая необходимость может возникнуть и в отношении организатора преступной группы, который лично преступление не совершал, но встречался потерпевшему или свидетелю ранее. Организационно процесс расследования «по горячим следам» может осуществляться в следующих вариантах: 1) следственно-оперативная группа, выезжающая на место происшествия, в силу сложившейся ситуации (требующей, например, безотлагательного осмотра еще одного места происшествия) вынуждена на этом закончить свою деятельность по делу, дальнейшее расследование которого поручается другому следователю или иной следственно-оперативной группе; 2) следственно-оперативная группа, выезжавшая на место происшествия, проводит затем расследование в полном объеме и с этого момента не отвлекается на иные поручения; 3) следственно-оперативная группа выполняет все действия начального этапа вплоть до задержания виновного, а затем передает производство по делу другому следователю или следственно-оперативной группе. Успешное раскрытие преступления «по горячим следам» не только свидетельствует о высоком профессионализме следователей и оперативного сотрудника, но и получает значительный общественный резонанс, способствуя повышению авторитета правоохранительных органов. Глава 53. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних § 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних Данная методика отличается от иных частных методик расследования, конструируемых по составам преступлений, тем, что ее создание базируется на особенностях субъектов преступной деятельности. При этом определяющей особенностью является их возраст. Несовершеннолетними, как известно, признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 87 УК РФ). Создание данной методики расследования обусловлено социально-психологическими особенностями лиц указанного возраста, имеющими объективно-субъективную природу. Объективную ее часть составляют психофизиологические процессы, протекающие в организме лиц указанной возрастной группы. Субъективную — специфика формирования конкретной личности. Как объективные, так и субъективные факторы существенно влияют на такие черты личности несовершеннолетнего, как: его общественное и правовое сознание, восприятие требований закона и общежития, мотивы и манера поведения, отношение к другим людям и т. п. При этом следует учитывать, что существует большая личностная дистанция между подростками от 14 до 15 и от 16 до 18 лет. Первая категория более подвержена влиянию, злым шалостям, в их преступлениях меньше жестокости. Их преступления обычно — кражи, хулиганство, завладение транспортным средством (ТС) без цели хищения. Вторая категория (16—18 лет), как правило, более организована, совершает тяжкие и особо тяжкие преступления (грабежи, разбои, изнасилования, убийства). Особое отношение к несовершеннолетним демонстрирует как уголовно-правовое, так и уголовно-процессуальное законодательство. Так, в УК РФ имеется специальный раздел (V), посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних. В ст. 87—96 этого раздела отражены ее особенности. В частности, наряду с уголовным наказанием предусмотрены принудительные меры воспитательного воздействия как один из видов освобождения от уголовной ответственности (ст. 90 УК) или от наказания (ст. 92 УК). Данный раздел постоянно корректируется законодателем. Так, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» указано, что к несовершеннолетним до 16 лет не может применяться наказание в виде лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести, совершенное впервые. К несовершеннолетним от 16 лет не может применяться наказание в виде лишения свободы за преступление небольшой тяжести, совершенное впервые. Этим же Законом разрешено назначать наказание несовершеннолетнему в виде штрафа, налагаемого на его родителей или законных представителей (с их согласия). Ограничены сроки наказания за тяжкие преступления (6 лет) и за особо тяжкие (10 лет) (новая ре- Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних дакция ч. 6 ст. 88 УК РФ). Еще одной новеллой является то, что при назначении наказания несовершеннолетнему осужденному за тяжкое либо особо тяжкое преступление низший предел наказания сокращается наполовину (ч. б1 ст. 88 УК РФ). Новым является и помещение осужденного несовершеннолетнего, освобожденного от наказания, в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. В УПК РФ специальная глава (гл. 50) отведена производству по делам несовершеннолетних. Ее особенности касаются порядка производства по таким делам, дополнительных обстоятельств, подлежащих установлению наряду с общепринятым предметом доказывания, выделения дел о несовершеннолетних в отдельное производство, участия в допросе педагога, психолога, специфики судопроизводства и т. п. Особое внимание, уделяемое законодательством преступлениям несовершеннолетних, отражает как конституционные положения о защите прав личности ребенка, так и положения документов, имеющих международно-правовое значение, например Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Что касается методики расследования преступлений несовершеннолетних, то она базируется на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным образом с личностью несовершеннолетних. Эти особенности проявляются как при совершении ими противоправного деяния (включая мотивы и способ действия), так и в их поведении на предварительном следствии, обусловленном теми понятиями и установками, которые сформировались у подростка к данному моменту. В психолого-педагогической литературе 14—17-летний возраст относят к старшему подростковому или к раннему юношескому. Биологически подростковый возраст является периодом завершения физического развития. Социальное положение лиц данной категории весьма неоднородно: учащиеся, работающие, неработающие. Вместе с тем их поведение и поступки носят уже сознательно-волевой характер, что и определяет наступление общеуголовной ответственности с 16 лет, а с 14 лет — за такие преступления, как: убийство, умышленное причинение вреда здоровью (тяжкого и среднего), похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение ТС без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества (при отягчающих обстоятельствах), терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство (при отягчающих обстоятельствах), вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность ТС или путей сообщения (ст. 20 УК РФ). В отечественной криминалистической литературе принято классифицировать несовершеннолетних правонарушителей на четыре типа, отмечая при этом, что различия между ними весьма условны. К первому могут быть отнесены лица, впервые совершившие преступления; их предшествующее поведение и нравственный облик достаточно по- § 1. Характеристика преступлений несовершеннолетних ложительны. Обычно такие подростки совершают малозначительные правонарушения под влиянием конфликтной или чрезвычайной ситуации. Ко второму типу относят тех, кто тоже впервые совершил преступление под влиянием ситуации, однако предыдущее их поведение было далеко не безупречным. Они обладают такими отрицательными наклонностями, как употребление спиртных напитков, наркотиков, курение, побеги из дома и т. п. Третий тип — это подростки с общей нравственной деформацией. Они уже совершали различные правонарушения, привлекались к административной ответственности, направлялись в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Мотив и цель преступления формируется у них специально под влиянием ситуации, в результате воздействия взрослого лица или более испорченного сверстника. Многие преступления совершаются ими спонтанно: участие в драках, хулиганство, ограбление пьяных и т. п. К четвертому типу относят тех, чья нравственная деформация представляет серьезную опасность для общества, чье поведение носит стойкий антисоциальный характер. В этой категории могут быть и уже судимые (условно осужденные, освобожденные досрочно и т. п.). Это, как правило, лица, уклоняющиеся от работы и учебы, объединившиеся в подростковые преступные группировки или входящие в состав взрослой преступной структуры. Они грубы, жестоки, у них ослаблено чувство стыда. Основная цель — стяжательство, обогащение. Основные интересы — праздное времяпрепровождение, азартные игры, выпивка, секс. Независимо от указанных типов при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо учитывать особенности возрастного периода. Повышенная активность и возбудимость делают подростка неразборчивым в знакомствах, побуждают к конфликтам. Естественное стремление к самостоятельности может получить отрицательное развитие под влиянием среды, взрослых из числа антиобщественных элементов. Такому влиянию могут поддаться и подростки робкие, застенчивые, выросшие в семье, где процветало неуважительное отношение к детям, где унижали их достоинство. Многое в поведении подростка определяется его желанием самоутвердиться, завоевать авторитет у сверстников, прослыть смелым, решительным и т. п. В подростковом возрасте слабо развита система «сдержек», сознательный контроль за своим поведением. Это нередко используют взрослые для вовлечения их в подходящий момент в преступную деятельность. Многим подросткам свойственны грубость, дерзость, раздражительность как результат дурного воспитания. Эти факторы необходимо учитывать при контакте с ними. Равным образом надо иметь в виду и свойственное несовершеннолетним упрямство, а также лживость, примыкающую к упрямству. Однако лживость подростка не всегда объясняется только чертой характера; она может быть результатом неправильного понимания дружбы и товарищества, боязни прослыть предателем, желанием выделиться, привлечь внимание. Разумеется, она определяется и мотивами, свойственными преступнику любого возраста: боязнь ответственности и наказания; угроза мести со стороны соучастников. Естественное стремление подростка к самовоспитанию может получить уродливое развитие, если в качестве примера им будет выбрана личность с 838 Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних антиобщественным поведением. Стремление к дружбе нередко оборачивается вхождением в социально отрицательную группировку на базе совместных развлечений с последующим переходом к преступной деятельности. Не случайно подростковая преступность является, как правило, групповой, и истоки ее лежат в безнадзорности компаний, лидерами в которых становятся взрослые или несовершеннолетние правонарушители. Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо всегда помнить и учитывать: недостаток жизненного опыта, незавершенность формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружающих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, неуравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, переоценка своих возможностей. Учет этих факторов накладывает на следователя дополнительные обязательства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий. Его взаимоотношения с несовершеннолетними должны строиться не только в соответствии с процессуальными нормами, но и охватывать широкий спектр нравственных и психологических начал. Следователь, специализирующийся на делах несовершеннолетних (а такая специализация крайне необходима), наряду с общими профессиональными качествами должен проявлять гуманность, уважительное отношение к личности подростка, веру в возможность его перевоспитания и совершенствования. Подростки очень чувствительны к несправедливости и особенно ценят справедливое отношение к себе. Поэтому они должны видеть, что следователь уделяет их делу необходимое внимание, стремится установить истину, относится объективно, реагирует на просьбы, жалобы, ходатайства. Следователь должен постоянно изучать несовершеннолетнего правонарушителя, выявлять его психологические качества, нравственные установки, пытаясь понять его внутренний мир. Немалую роль при этом способно сыграть знание увлечений, свойственных подростковым группам: спорт, музыка, видео- и аудиотехника, компьютерные игры и т. п. Это поможет не только в установлении контактов, но и в оказании на подростка положительного эмоционально-волевого воздействия. По таким делам очень важно, чтобы следователь стал авторитетом, примером для подражания1. Обвинение подростку должно предъявляться таким образом, чтобы он был убежден в достаточности собранных данных. Вместе с тем необходимо не только разъяснить сущность предъявляемого обвинения, но и раскрыть перед подростком общественную опасность его действий, показать, какой ущерб он причинил себе, родным, близким, потерпевшим. Этико-воспитательным должно быть и отношение к ходатайствам несовершеннолетнего; он должен убедиться в справедливости следователя, его желании объективно разобраться во всем. При отказе удовлетворить ходатайство необходимо подробно объяснить причину, чтобы действия следователя были правильно поняты. Точно так же должны быть мотивированы 1 В этой связи особенно важным является то, чтобы расследование уголовного дела с начала и до конца вел один следователь, тем более если ему удалось установить психологический контакт с подростком. § 1. Характеристика преступлений несовершеннолетних 839 действия, связанные с задержанием подростка, применением к нему меры пресечения и т. п. Важным моментом расследования как с тактической, так и с воспитательной позиции является установление психологического контакта1. Для этого прежде всего нужно тщательно изучить личностные качества, которые способствуют установлению контакта (общительность, откровенность и т. д.) или, наоборот, затрудняют его (замкнутость, скрытность, озлобленность, лживость, вспыльчивость и др.). На подростка оказывают значительное влияние не только слова и поступки, но и внешний вид следователя, его внимательность, сосредоточенность, безупречное знание материалов дела. Для преодоления скрытности, замкнутости, упрямства подростка, неприемлемой манеры поведения (развязность, грубость, вспыльчивость и т. п.) должны быть использованы убеждение, корректность, вежливость в сочетании с твердостью, терпением. Важным моментом психологического контакта является речь следователя. Желательно, чтобы она была яркой, выразительной, точно отражала мысли и действия. Недопустима речь монотонная, вялая, наводящая скуку. Нежелательна как очень громкая, резкая речь, так и слишком тихая. Целесообразно постоянно помнить, что манера говорить выражает отношение к делу, а подростки особенно чувствительны к таким моментам. При расследовании дел несовершеннолетних приходится учитывать и фактор быстрой утомляемости подростков. Поэтому допросы и иные следственные действия с их участием не должны длиться более двух часов подряд, а в общей сложности четырех часов в день (ч. 1 ст. 425 УПК РФ). Применительно к предмету доказывания специфика проявляется при установлении любого обстоятельства совершенного преступления. Например, анализируя объективную сторону состава преступления, следует выяснить, способен ли несовершеннолетний на те или иные физические действия: унести один все похищенное, оказать сопротивление и т. п. Наряду с общеустановленными элементами предмета доказывания по делам о несовершеннолетних должны быть дополнительно выяснены следующие обстоятельства (ст. 421 УПК РФ): «1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; 2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; 3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими». Подобная детализация предмета доказывания обусловливает разработку таких тактических рекомендаций, как: допрос обоих родителей о поведении несовершеннолетнего, его связях, причинах и условиях, способствовавших преступлению; допрос не только классного руководителя, с кото- 1 Под психологическим контактом можно понимать такое состояние, при котором участники следственного действия проявляют интерес и готовность к общению, к обмену информацией и к восприятию информации, исходящей от каждого из них (см., например: Каневский Л. Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М., 1982. С. 16). 840 Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних рым могли не сложиться отношения подростка, но и других учителей; допрос не только бригадира, но и других членов бригады; допрос лиц по месту жительства и др. При доказывании виновности следует иметь в виду, что для несовершеннолетних характерны более разнообразные мотивы преступлений, чем для взрослых. К ним могут быть отнесены: стремление оказать содействие товарищам, озорство, желание утвердиться в группе (компании), доказать свою смелость, показать силу и ловкость, завладеть заманчивым (престижным) предметом и т. п. Особенности методики расследования преступлений несовершеннолетних проявляются и во взаимоотношениях следователя с иными службами, подразделениями, организациями. Так, следователи органов внутренних дел, специализирующиеся на таких преступлениях, устанавливают тесные контакты с участковыми инспекторами по делам несовершеннолетних, органами дознания, участковыми инспекторами, иными службами. Это способствует оперативному получению необходимых данных об условиях жизни, учебы, работы подростка, о его ближайшем бытовом окружении, его поведении и совершенных ранее проступках и т. п. С этой же целью необходимы контакты со специальными учебно-воспитательными учреждениями закрытого типа органа управления образованием, с предприятиями, организациями, самодеятельными организациями (спортивно-оздоровительными, культурными и т. п.).
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |