Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности последующих следственных действий. Положительным результатом поисковых действий «по горячим следам» является установление и задержание подозреваемого




Положительным результатом поисковых действий «по горячим следам» является установление и задержание подозреваемого. В зависимости от имеющихся сведений о его личности и возможности вооруженного сопро­тивления решается вопрос о составе оперативной группы и тактике задер­жания. Если преступление совершено группой, состав которой еще точно не известен, следует на какое-то время сохранить в тайне сам факт задер­жания. Если предстоит задержать несколько человек в разных местах, соз­дается нужное число оперативных групп, действия которых согласовыва­ются по времени. Задержание может быть поручено подразделениям осо­бого назначения или быстрого реагирования, которые осуществят это профессионально и при необходимости скрытно от окружающих.

Подозреваемого целесообразно допросить сразу же после задержания с тем, чтобы также оперативно использовать полученную от него информа­цию.

При допросе выясняется:

как возник умысел совершить преступление, что этому способствовало; от кого получена информация о предмете посягательства, благоприятных условиях его совершения, имело ли место заранее обещанное укрыватель­ство;

кто кроме задержанного принимал участие в совершении преступной акции, образуют ли эти лица вместе с задержанным организованную груп­пу, каков ее состав, кем она возглавляется, как распределены роли между членами группы и т. д. — все об этой группе;

обстоятельства совершенного преступления, использованные орудия, их местонахождение в данный момент, источник приобретения; если исполь­зовались ТС, то какие, кому принадлежат, какова роль водителя;

если предметом преступления были вещи, иные материальные ценно­сти, деньги, то у кого и где они находятся в настоящее время, как были реализованы или как предполагается их реализовать, через кого, занима­лось ли то лицо приобретением похищенных вещей ранее.

Этот перечень носит, разумеется, примерный характер.

Сразу же после допроса, а иногда и параллельно с ним проводятся обы­ски жилища задержанного и других помещений, к которым он имел дос­туп. Обыски могут проводиться и у его связей, а также у выявленных со­участников. Основное требование — внезапность и оперативность, четкая организация обмена информацией между группами, проводящими одно­временные обыски в разных местах. Это необходимо для оперативного же использования полученной информации как в розыскных целях, так и для доказывания и преодоления противодействия расследованию со стороны задержанных.

При производстве расследования «по горячим следам» возможно предъ­явление для опознания лиц и предметов — потерпевшим, свидетелям, пособ-



Глава 52. Расследование преступлений «по горячим следам»


никам. Такая необходимость может возникнуть и в отношении организато­ра преступной группы, который лично преступление не совершал, но встречался потерпевшему или свидетелю ранее.

Организационно процесс расследования «по горячим следам» может осуществляться в следующих вариантах:

1) следственно-оперативная группа, выезжающая на место происшест­вия, в силу сложившейся ситуации (требующей, например, безотлагатель­ного осмотра еще одного места происшествия) вынуждена на этом закон­чить свою деятельность по делу, дальнейшее расследование которого пору­чается другому следователю или иной следственно-оперативной группе;

2) следственно-оперативная группа, выезжавшая на место происшест­вия, проводит затем расследование в полном объеме и с этого момента не отвлекается на иные поручения;

3) следственно-оперативная группа выполняет все действия начального этапа вплоть до задержания виновного, а затем передает производство по делу другому следователю или следственно-оперативной группе.

Успешное раскрытие преступления «по горячим следам» не только сви­детельствует о высоком профессионализме следователей и оперативного сотрудника, но и получает значительный общественный резонанс, способ­ствуя повышению авторитета правоохранительных органов.


Глава 53. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних

§ 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних

Данная методика отличается от иных частных методик расследования, конструируемых по составам преступлений, тем, что ее создание базирует­ся на особенностях субъектов преступной деятельности. При этом опреде­ляющей особенностью является их возраст. Несовершеннолетними, как известно, признаются лица, которым ко времени совершения преступле­ния исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 87 УК РФ). Создание данной методики расследования обусловлено социально-психологически­ми особенностями лиц указанного возраста, имеющими объективно-субъ­ективную природу. Объективную ее часть составляют психофизиологиче­ские процессы, протекающие в организме лиц указанной возрастной груп­пы. Субъективную — специфика формирования конкретной личности. Как объективные, так и субъективные факторы существенно влияют на такие черты личности несовершеннолетнего, как: его общественное и правовое сознание, восприятие требований закона и общежития, мотивы и манера поведения, отношение к другим людям и т. п. При этом следует учитывать, что существует большая личностная дистанция между подростками от 14 до 15 и от 16 до 18 лет. Первая категория более подвержена влиянию, злым шалостям, в их преступлениях меньше жестокости. Их преступления обычно — кражи, хулиганство, завладение транспортным средством (ТС) без цели хищения. Вторая категория (16—18 лет), как правило, более орга­низована, совершает тяжкие и особо тяжкие преступления (грабежи, раз­бои, изнасилования, убийства).

Особое отношение к несовершеннолетним демонстрирует как уголовно-правовое, так и уголовно-процессуальное законодательство. Так, в УК РФ имеется специальный раздел (V), посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних. В ст. 87—96 этого раздела отражены ее особенности. В частности, наряду с уголовным наказанием предусмотрены принудитель­ные меры воспитательного воздействия как один из видов освобождения от уголовной ответственности (ст. 90 УК) или от наказания (ст. 92 УК). Данный раздел постоянно корректируется законодателем. Так, Федераль­ным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и до­полнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» указано, что к не­совершеннолетним до 16 лет не может применяться наказание в виде ли­шения свободы за преступление небольшой или средней тяжести, совершенное впервые. К несовершеннолетним от 16 лет не может приме­няться наказание в виде лишения свободы за преступление небольшой тя­жести, совершенное впервые. Этим же Законом разрешено назначать нака­зание несовершеннолетнему в виде штрафа, налагаемого на его родителей или законных представителей (с их согласия). Ограничены сроки наказа­ния за тяжкие преступления (6 лет) и за особо тяжкие (10 лет) (новая ре-



Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних


дакция ч. 6 ст. 88 УК РФ). Еще одной новеллой является то, что при на­значении наказания несовершеннолетнему осужденному за тяжкое либо особо тяжкое преступление низший предел наказания сокращается напо­ловину (ч. б1 ст. 88 УК РФ). Новым является и помещение осужденного несовершеннолетнего, освобожденного от наказания, в учебно-воспита­тельное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

В УПК РФ специальная глава (гл. 50) отведена производству по делам несовершеннолетних. Ее особенности касаются порядка производства по таким делам, дополнительных обстоятельств, подлежащих установлению наряду с общепринятым предметом доказывания, выделения дел о несо­вершеннолетних в отдельное производство, участия в допросе педагога, психолога, специфики судопроизводства и т. п.

Особое внимание, уделяемое законодательством преступлениям несо­вершеннолетних, отражает как конституционные положения о защите прав личности ребенка, так и положения документов, имеющих международно-правовое значение, например Конвенции о правах ребенка, принятой Ге­неральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

Что касается методики расследования преступлений несовершеннолет­них, то она базируется на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным об­разом с личностью несовершеннолетних. Эти особенности проявляются как при совершении ими противоправного деяния (включая мотивы и спо­соб действия), так и в их поведении на предварительном следствии, обу­словленном теми понятиями и установками, которые сформировались у подростка к данному моменту.

В психолого-педагогической литературе 14—17-летний возраст относят к старшему подростковому или к раннему юношескому. Биологически подростковый возраст является периодом завершения физического разви­тия. Социальное положение лиц данной категории весьма неоднородно: учащиеся, работающие, неработающие. Вместе с тем их поведение и по­ступки носят уже сознательно-волевой характер, что и определяет наступ­ление общеуголовной ответственности с 16 лет, а с 14 лет — за такие пре­ступления, как: убийство, умышленное причинение вреда здоровью (тяж­кого и среднего), похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение ТС без цели хищения, умышленное уничтоже­ние или повреждение имущества (при отягчающих обстоятельствах), терро­ризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство (при отягчающих обстоятельствах), вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных уст­ройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психо­тропных веществ, приведение в негодность ТС или путей сообщения (ст. 20 УК РФ).

В отечественной криминалистической литературе принято классифици­ровать несовершеннолетних правонарушителей на четыре типа, отмечая при этом, что различия между ними весьма условны.

К первому могут быть отнесены лица, впервые совершившие преступле­ния; их предшествующее поведение и нравственный облик достаточно по-


§ 1. Характеристика преступлений несовершеннолетних



ложительны. Обычно такие подростки совершают малозначительные пра­вонарушения под влиянием конфликтной или чрезвычайной ситуации.

Ко второму типу относят тех, кто тоже впервые совершил преступление под влиянием ситуации, однако предыдущее их поведение было далеко не безупречным. Они обладают такими отрицательными наклонностями, как употребление спиртных напитков, наркотиков, курение, побеги из дома и т. п.

Третий тип — это подростки с общей нравственной деформацией. Они уже совершали различные правонарушения, привлекались к администра­тивной ответственности, направлялись в учебно-воспитательные учрежде­ния закрытого типа. Мотив и цель преступления формируется у них специ­ально под влиянием ситуации, в результате воздействия взрослого лица или более испорченного сверстника. Многие преступления совершаются ими спонтанно: участие в драках, хулиганство, ограбление пьяных и т. п.

К четвертому типу относят тех, чья нравственная деформация представ­ляет серьезную опасность для общества, чье поведение носит стойкий ан­тисоциальный характер. В этой категории могут быть и уже судимые (ус­ловно осужденные, освобожденные досрочно и т. п.). Это, как правило, лица, уклоняющиеся от работы и учебы, объединившиеся в подростковые преступные группировки или входящие в состав взрослой преступной структуры. Они грубы, жестоки, у них ослаблено чувство стыда. Основная цель — стяжательство, обогащение. Основные интересы — праздное вре­мяпрепровождение, азартные игры, выпивка, секс.

Независимо от указанных типов при расследовании преступлений несо­вершеннолетних необходимо учитывать особенности возрастного периода. Повышенная активность и возбудимость делают подростка неразборчивым в знакомствах, побуждают к конфликтам. Естественное стремление к само­стоятельности может получить отрицательное развитие под влиянием сре­ды, взрослых из числа антиобщественных элементов. Такому влиянию мо­гут поддаться и подростки робкие, застенчивые, выросшие в семье, где процветало неуважительное отношение к детям, где унижали их достоинст­во. Многое в поведении подростка определяется его желанием самоутвер­диться, завоевать авторитет у сверстников, прослыть смелым, решитель­ным и т. п.

В подростковом возрасте слабо развита система «сдержек», сознатель­ный контроль за своим поведением. Это нередко используют взрослые для вовлечения их в подходящий момент в преступную деятельность.

Многим подросткам свойственны грубость, дерзость, раздражитель­ность как результат дурного воспитания. Эти факторы необходимо учиты­вать при контакте с ними. Равным образом надо иметь в виду и свойствен­ное несовершеннолетним упрямство, а также лживость, примыкающую к упрямству. Однако лживость подростка не всегда объясняется только чер­той характера; она может быть результатом неправильного понимания дружбы и товарищества, боязни прослыть предателем, желанием выделить­ся, привлечь внимание. Разумеется, она определяется и мотивами, свойст­венными преступнику любого возраста: боязнь ответственности и наказа­ния; угроза мести со стороны соучастников.

Естественное стремление подростка к самовоспитанию может получить уродливое развитие, если в качестве примера им будет выбрана личность с


838 Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних

антиобщественным поведением. Стремление к дружбе нередко оборачива­ется вхождением в социально отрицательную группировку на базе совмест­ных развлечений с последующим переходом к преступной деятельности. Не случайно подростковая преступность является, как правило, групповой, и истоки ее лежат в безнадзорности компаний, лидерами в которых стано­вятся взрослые или несовершеннолетние правонарушители.

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что при расследова­нии преступлений несовершеннолетних необходимо всегда помнить и учи­тывать: недостаток жизненного опыта, незавершенность формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружаю­щих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональ­ность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, не­уравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, пере­оценка своих возможностей.

Учет этих факторов накладывает на следователя дополнительные обяза­тельства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий. Его взаимоотношения с несовершеннолетни­ми должны строиться не только в соответствии с процессуальными норма­ми, но и охватывать широкий спектр нравственных и психологических на­чал. Следователь, специализирующийся на делах несовершеннолетних (а такая специализация крайне необходима), наряду с общими профессио­нальными качествами должен проявлять гуманность, уважительное отно­шение к личности подростка, веру в возможность его перевоспитания и со­вершенствования. Подростки очень чувствительны к несправедливости и особенно ценят справедливое отношение к себе. Поэтому они должны ви­деть, что следователь уделяет их делу необходимое внимание, стремится ус­тановить истину, относится объективно, реагирует на просьбы, жалобы, ходатайства. Следователь должен постоянно изучать несовершеннолетнего правонарушителя, выявлять его психологические качества, нравственные установки, пытаясь понять его внутренний мир. Немалую роль при этом способно сыграть знание увлечений, свойственных подростковым группам: спорт, музыка, видео- и аудиотехника, компьютерные игры и т. п. Это по­может не только в установлении контактов, но и в оказании на подростка положительного эмоционально-волевого воздействия. По таким делам очень важно, чтобы следователь стал авторитетом, примером для подража­ния1. Обвинение подростку должно предъявляться таким образом, чтобы он был убежден в достаточности собранных данных. Вместе с тем необхо­димо не только разъяснить сущность предъявляемого обвинения, но и рас­крыть перед подростком общественную опасность его действий, показать, какой ущерб он причинил себе, родным, близким, потерпевшим.

Этико-воспитательным должно быть и отношение к ходатайствам несо­вершеннолетнего; он должен убедиться в справедливости следователя, его желании объективно разобраться во всем. При отказе удовлетворить хода­тайство необходимо подробно объяснить причину, чтобы действия следо­вателя были правильно поняты. Точно так же должны быть мотивированы

1 В этой связи особенно важным является то, чтобы расследование уголовного дела с начала и до конца вел один следователь, тем более если ему удалось устано­вить психологический контакт с подростком.


§ 1. Характеристика преступлений несовершеннолетних 839

действия, связанные с задержанием подростка, применением к нему меры пресечения и т. п.

Важным моментом расследования как с тактической, так и с воспита­тельной позиции является установление психологического контакта1. Для этого прежде всего нужно тщательно изучить личностные качества, кото­рые способствуют установлению контакта (общительность, откровенность и т. д.) или, наоборот, затрудняют его (замкнутость, скрытность, озлоблен­ность, лживость, вспыльчивость и др.). На подростка оказывают значитель­ное влияние не только слова и поступки, но и внешний вид следователя, его внимательность, сосредоточенность, безупречное знание материалов дела. Для преодоления скрытности, замкнутости, упрямства подростка, не­приемлемой манеры поведения (развязность, грубость, вспыльчивость и т. п.) должны быть использованы убеждение, корректность, вежливость в сочетании с твердостью, терпением.

Важным моментом психологического контакта является речь следовате­ля. Желательно, чтобы она была яркой, выразительной, точно отражала мысли и действия. Недопустима речь монотонная, вялая, наводящая скуку. Нежелательна как очень громкая, резкая речь, так и слишком тихая. Целе­сообразно постоянно помнить, что манера говорить выражает отношение к делу, а подростки особенно чувствительны к таким моментам.

При расследовании дел несовершеннолетних приходится учитывать и фактор быстрой утомляемости подростков. Поэтому допросы и иные след­ственные действия с их участием не должны длиться более двух часов под­ряд, а в общей сложности четырех часов в день (ч. 1 ст. 425 УПК РФ).

Применительно к предмету доказывания специфика проявляется при установлении любого обстоятельства совершенного преступления. Напри­мер, анализируя объективную сторону состава преступления, следует выяс­нить, способен ли несовершеннолетний на те или иные физические дейст­вия: унести один все похищенное, оказать сопротивление и т. п.

Наряду с общеустановленными элементами предмета доказывания по делам о несовершеннолетних должны быть дополнительно выяснены сле­дующие обстоятельства (ст. 421 УПК РФ): «1) возраст несовершеннолетне­го, число, месяц и год рождения; 2) условия жизни и воспитания несовер­шеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; 3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо ру­ководить ими».

Подобная детализация предмета доказывания обусловливает разработку таких тактических рекомендаций, как: допрос обоих родителей о поведе­нии несовершеннолетнего, его связях, причинах и условиях, способство­вавших преступлению; допрос не только классного руководителя, с кото-

1 Под психологическим контактом можно понимать такое состояние, при кото­ром участники следственного действия проявляют интерес и готовность к обще­нию, к обмену информацией и к восприятию информации, исходящей от каждого из них (см., например: Каневский Л. Л. Расследование и профилактика преступле­ний несовершеннолетних. М., 1982. С. 16).


840 Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних

рым могли не сложиться отношения подростка, но и других учителей; до­прос не только бригадира, но и других членов бригады; допрос лиц по месту жительства и др.

При доказывании виновности следует иметь в виду, что для несовер­шеннолетних характерны более разнообразные мотивы преступлений, чем для взрослых. К ним могут быть отнесены: стремление оказать содействие товарищам, озорство, желание утвердиться в группе (компании), доказать свою смелость, показать силу и ловкость, завладеть заманчивым (престиж­ным) предметом и т. п.

Особенности методики расследования преступлений несовершеннолет­них проявляются и во взаимоотношениях следователя с иными службами, подразделениями, организациями. Так, следователи органов внутренних дел, специализирующиеся на таких преступлениях, устанавливают тесные контакты с участковыми инспекторами по делам несовершеннолетних, ор­ганами дознания, участковыми инспекторами, иными службами. Это спо­собствует оперативному получению необходимых данных об условиях жиз­ни, учебы, работы подростка, о его ближайшем бытовом окружении, его поведении и совершенных ранее проступках и т. п. С этой же целью необ­ходимы контакты со специальными учебно-воспитательными учреждения­ми закрытого типа органа управления образованием, с предприятиями, ор­ганизациями, самодеятельными организациями (спортивно-оздоровитель­ными, культурными и т. п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.