КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовку к трудоустройству необходимо улучшать
Проблема оценки качества высшего образования и его повышения является одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации, а понятие «качество образования» не имеет общепринятого определения, так как все участники образовательного процесса и заинтересованные лица вкладывают в него свой смысл [361]. Причём в условиях современной экономики актуальны проблемы [362]: 1 - несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации выпускников требованиям работодателей; 2 - дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Необходимо срочно разработать и внедрять новые методы улучшения обучения студентов с учётом потребностей рыночной экономики и их будущего трудоустройства, так как: - Министерство образования и науки Российской Федерации сделало результаты трудоустройства выпускников вузов в первый год после получения ими дипломов одним их аккредитационных показателей вузов (обращение выпускников в службу занятости очень сильно ухудшает показатели вузов и при большом количестве не нашедших работу выпускников их планируют закрывать), а также поставило перед педагогическими вузами задачу сильно улучшить практическую подготовку студентов без увеличения времени их обучения, в том числе за счёт организации их оплачиваемой работы во время учёбы; - выпускникам без стажа работы трудно найти хорошую работу. Поскольку качество образования представляет собой ценность для конкретного потребителя, то его оценивают величиной человеческого капитала, получаемого при получении образования [363-366]. Формирование человеческого капитала связано с приобретением умений и навыков, развитием способностей человека в течение всей жизни [365]. Поэтому инновационно-ориентированное профессиональное образование должно: быть согласовано с концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ, стратегиями социально-экономического развития регионов; базироваться на интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности при реализации основных образовательных программ различных уровней и дополнительных профессиональных образовательных программ; осуществляться не только на базе традиционных вузовских подразделений (кафедр, факультетов), но и в условиях новых типов организационных структур: научно-образовательных центров, базовых кафедр, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и других [367]. Это подтвердил и анализ анкет и двух видов резюме (в настоящее время и желательного к окончанию вуза), которые 2 года заполняли студенты 3 и 4 курса пяти факультетов ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Обработка указанных анкет студентов показала, что: - многие студенты, желающие работать в реальном секторе экономики (на предприятиях, в организациях, фирмах и т.д.), плохо представляют и не планируют свою будущую работу и карьеру, а поэтому и не готовятся к трудоустройству на конкретных должностях; - обычно студенты и их семьи откладывают выбор мест работы в реальном секторе экономике на период перед окончанием вуза или после него, а затем хотят использовать для поиска работы «счастливый случай», любые возможности, знакомства, «связи» и т.д.; - студенты не знают способов уменьшения своих затрат и рисков при поиске работы; - большинство должностей, указанных студентами в анкетах или позволяющих получить желательный для них уровень зарплаты в реальном секторе экономики, являются руководящими и требуют наличия навыков и большого стажа работы на таких же должностях; - многие хотят работать в офисах, но не знают, как и за счёт чего смогут зарабатывать; - многие студенты хотят получать зарплаты, которые в несколько раз превышают типичные для фирм регионов зарплаты на выбранных ими должностях, однако совсем не представляют, как они могут заработать для фирмы хоть что-то. А это опасно, так как их резюме с такими запросами по зарплате не заинтересуют работодателей, которым действительно нужны специалисты, но могут привлечь внимание мошенников, способных их обмануть. Анализ многих материалов на сайтах по трудоустройству www.hh.ru, www.Rabota.ru, www.Superjob.ru, www.Job.ru [14, 368-370] показал, что трудоустройство выпускников очень затрудняют: - отсутствие у них стажа и опыта работы на таких должностях; - неумение показать работодателям выгодные им преимущества своего образования; - невозможность заполнить все разделы их резюме важной для работодателя информацией, которая доказывает готовность соискателя сразу же начать эффективно работать. Поэтому выпускникам даже ведущих вузов трудно устроиться на хорошие должности, хотя многие хозяйственные субъекты постоянно имеют вакансии для опытных специалистов. Традиционные для России методы потребуют для решения перечисленных проблем больших изменений учебных планов и программ, много времени и финансовых средств. Поэтому одним из лучших способов повышения качества обучения студентов очной формы обучения с учётом законов рыночной экономики является создание условий для их работы по специальности до окончания вуза с получением навыков, опыта и стажа работы. Традиционными методами обеспечить это при рыночной экономике трудно, так как: - многие работодатели в реальном секторе экономики используют студентов как дешёвую рабочую силу на работах, которые мало полезны для их будущего трудоустройства; - высшим учебным заведениям трудно помогать своим студентам очной формы обучения в поиске во время их обучения полезной для повышения их конкурентоспособности работы или подработки, которая не будет мешать учёбе и позволит получить нужные навыки и опыт, так как свободных рабочих мест у них мало, а связи с работодателями недостаточны; - работодателей обычно интересуют опытные работники, способные сразу приносить выгоду и «отрабатывать» их зарплату, поэтому студентам трудно получить хорошую работу; - студентам трудно самим определить, какая работа будет полезна для их дальнейшей учёбы и для повышения конкурентоспособности после вуза, а тем более - самостоятельно использовать её с максимумом пользы для подготовки хорошего резюме, портфолио и т. д. Поскольку при рыночной экономике собственники хозяйственных субъектов сами определяют распределение всех средства, в том числе свои затраты на обеспечение охраны труда, которые снижают рентабельность, студентам и выпускникам необходимо понимать, что: 1 - для получения любой работы с хорошими условиями труда, гарантированной выплатой зарплаты и социальными гарантиями надо иметь трудовой договор с работодателем, который в этом случае обязан их обеспечить в соответствии с действующим законодательством; 2 - в связи с этим и с наличием 1300 нормативных актов по охране труда, выполнение требований которых обходится дорого, работодатели в реальном секторе экономики стараются официально принимать на работу лишь тех, кто доказал умение работать и приносить прибыль; 3 - для официального трудоустройства на привлекательные должности с хорошими условиями труда и его охраны и с максимально возможной зарплатой обычно надо заинтересовать работодателя хорошим резюме, в котором заполнены все разделы и показано наличие знаний, опыта и стажа работы с похожими функциями, в том числе работы в настоящее время, что выпускникам вузов дневной формы обучения традиционными методами обеспечить трудно; 4 - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации беременные женщины и имеющие детей хорошо защищены в случаях их официального трудоустройства, однако при поиске работы женщинами возможна дискриминация по гендерному фактору, поэтому студенткам надо лучше готовиться для получения ими хорошей официальной работы. Облегчить решение этих проблем может созданная ТГПУ им. Л.Н. Толстого в соответствии с Федеральным Законом № 217-ФЗ инновационная фирма - ООО Инновационно-внедренческое учебно-производствен-ное предприятие «Энергосбережение, безопасность жизнедеятельности, экономия» (далее - ООО ИВУПП «ЭБЖЭ»), которая подготовлена для массового предоставления заинтересованным студентам учебно-трени-ровочной работы по самоокупаемым договорам (согласно требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации к инновационным фирмам вузов могут выполняться по направлению «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук» с рекламой и внедрением продукции для обучения, безопасности жизнедеятельности, экономии и комфорта, особенно описанного в [23] многофункционального учебно-тренировочного модульного комплекса для улучшения обучения и помощи студентам, школьникам и их семьям, и по другой тематике), давая многим студентам любых курсов и специальностей дневной формы обучения возможность целенаправленно получать нужные им углублённые знания, опыт и стаж работы без пропусков занятий [16-19, 52]. Для обеспечения этого разработан и подготовлен для использования организационно-экономический метод усиления мотивации студентов изучать самые нужные им в будущем дисциплины и целенаправленно получать практические навыки, опыт и стаж работы с выполнением ими функций, которые повысят их конкурентоспособность при трудоустройстве и помогут целенаправленно вести планирование успешной карьеры с любого курса и реально готовиться к ней [17, 52]. Более подробно эти возможности описаны ниже и в пункте 1.2.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |