Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропогенное воздействие на лес




Около 10 тыс. лет назад, до зарождения сельскохо­зяйственной деятельности, густые леса и другие покры­тые лесом пространства занимали более 6 млрд га по­верхности суши. К концу XX столетия их площадь сократилась почти на 1/3 и ныне они занимают лишь немногим более 4 млрд га.

По данным Рослесхоза, площадь покрытых лесом зе­мель за последние 5 лет увеличилась на 6 млн гекта­ров. Однако при этом в Кемеровской, Пермской, Во­логодской, Томской, Тюменской областях, в Бурятии значительно уменьшились площади покрытых лесом земель.

Государственный учет лесного фонда (1998) показал, что площадь погибших и списанных лесных культур всех возрастов, включая учтенные до 1988 года, за 5 лет составила 1,7 млн га.

Основные причины гибели: не­своевременный уход и заглушение мягколиственными породами, потравы скотом и дикими животными, небла­гоприятные климатические факторы (вымокание, вы­жигание, засуха, заморозки), лесные пожары.

Основу управления лесами определяет лесное зако­нодательство РФ и Лесной кодекс РФ от 27.01.1997 г.

Объектами лесных отношений являются лесной фонд РФ, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользо­вания ими, древесно-кустарниковая растительность.

Управление лесами в России осуществляют органы государственного управления до уровня лесничества, а также специализированные органы лесного хозяй­ства РФ вплоть до местного подразделения — лесхоза (леспромхоза).

 

Лесной фонд — это все леса, за исключением лесов, расположенных на землях Министерства обороны и зем­лях населенных пунктов (поселений), а также земли лес­ного фонда, не покрытые лесной растительностью.

 

На территории РФ лесной фонд является собствен­ностью государства и его субъектов в соответствии с законодательством о распределении круга вопросов и предметов ведения. Лесная же продукция может быть собственностью лесопользователей (юридических и физических лиц).

 

Основная стратегия управления лесопромышлен­ным комплексом должна исходить из рационального и сбалансированного использования лесных богатств, воспроизводства лесной продукции с минимумом на­несения ущерба окружающей природной среде.

Лесо­промышленный комплекс России составляет в ее эко­номике около 5,6% по стоимости валовой продукции, обеспечивает свыше 12% средств государственного бюджета и значительную долю валютных поступлений.

 

Охрана и защита лесов представляет собой комп­лекс организационных, экономических и правовых мер.

 

Организационные — осуществляются органами го­сударственной власти и управления Российской Фе­дерации и ее субъектов специальными органами Гос-лесохраны, лесоустройства, лесного кадастра, а также включают лесной мониторинг.

Экономические — плата за лесопользование (лес­ные подати — лесной налог), арендная плата, различ­ные отчисления на воспроизводство, охрану, защиту леса в размере 5% от стоимости древесины собствен­ной заготовки.

Правовые — ответственность за лесонарушения.

 

Типичными лесонарушениями могут быть:

♦ самовольная переуступка права лесопользования и другие аналогичные сделки;

♦ незаконная порубка (повреждение) деревьев, ку­старников до степени прекращения роста;

♦ уничтожение или повреждение леса путем под­жога или иным общеопасным способом;

♦ нарушение правил пожарной безопасности, не­брежное обращение с огнем в лесах;

♦ повреждение леса сточными водами, химически­ми веществами, промышленными отходами, влекущи­ми его засыхание или заболевание;

♦ ввод в эксплуатацию предприятий и других объек­тов без устройств, предотвращающих вредное воздей­ствие на леса, или без экспертизы;

♦ засорение лесов бытовыми и промышленными отходами, отбросами или другими остатками;

♦ уничтожение полезной для леса фауны, микро­организмов;

♦ самовольное сенокошение и выпас скота в лесу;

♦ нарушение порядка заготовки и вывоза древеси­ны, лесной продукции;

♦ лесное пользование, нарушение цели и требова­ния, указанных в лесорубочном (лесном) билете;

♦ уничтожение, повреждение защитных лесных полос;

♦ другие нарушения, предусмотренные действую­щим законодательством РФ и ее субъектов.

Задания для самоконтроля:

1. Каково значение растений в биосфере и жизни человека и животных?

2 Что мы называем биотой и в чем ее ценность?

3. В чем заключается рекреационная ценность лесов?

4. Почему гибель лесов является одной из наибо­лее серьезных экологических проблем?

5. На какие группы делятся леса в связи с назна­чением их насаждений?

6. В чем сущность антропогенного загрязнения лесов?

7. Что представляет собой комплекс охраны и за­щиты лесов?

Литература:

  1. Арустамов Э.А., И.В. Экологические основы природопользования: Учебник/Рук.авт. колл.Э.А. Арутамов. – 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 320 с.
  2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В.: Экология. 10 (11) класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа», 2004. - 256 с.: ил.
  3. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т.: Экология: учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: «Школа-Пресс», 1996. - 464 с.: ил.
  4. Радкевич В.А.: Экология: учебник. Минск, «Вышэйшая школа», 1997.
  5. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования.-Ростов н/Д: «Феникс»,, 2001. – 384 с



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.