КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тейяр де Шарден. Тема 1 Структура современной экологии, ее цели, задачи и предмет
Изучения. Тема 1 Структура современной экологии, ее цели, задачи и предмет II ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ Тема 3 Правовые и социальные аспекты экологии. Экологическое право. Государственный контроль за состоянием окружающей среды. Экологический мониторинг.
В результате изучения темы студенты должны: знать об экологических кризисах; научно обоснованных мерах их предотвращения; схемы безотходных производств; об экономии энергии и разработке новых источников энергии; об отношении общества к жизненной среде человека (материалы конференции в Рио-де-Жанейро, 1992 г.); об экологизации образования; о праве на здоровую жизненную среду; экологически чистых производствах и технологиях; уметь разбираться в экологических справочниках и нормативно-правовых документах, использовать справочные показатели для составления прогнозов состояния окружающей среды. История российского природоохранного законодательства; экологическое право; основные направления современной государственной экологической политики; обеспечение экологических законов; организация государственной системы мониторинга; международное экологическое сотрудничество.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое устойчивое развитие человечества? 2. Каковы основные направления современной государственной экологической политики? 3. Как организованна государственная система экологического мониторинга? 4. Значение международного экологического сотрудничества.
Курс лекций соответствует теоретическому содержанию учебной дисциплины. Курс лекций по дисциплине «Экология» предназначен для реализации требований ГОС СПО в части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений (Приложение к письму Минобразования Российской Федерации от 19.03.2002 №18-52-857ин/18-28). К каждой теме представлен план занятия.
Раздел I Основы экологии Одной из наиболее острых проблем современности является сохранение среды, обитания человечества. Любые успехи научно-технического прогресса будут обесценены, если они сопровождаются разрушением природы. Человек не сможет жить без чистого воздуха, свободных от вредных примесей воды и продуктов питания. Понятие «экология» (от греч. oikos — дом, жилище).
Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов во взаимосвязи с окружающей средой. Термин был предложен в 1866 году немецким зоологом Эрнестом Геккелем (1834-1919), считавшим, что под экологией мы должны понимать «сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт». Экологические проблемы возникли с появлением человека на Земле. В естественный и сбалансированный круговорот вещества в биосфере вклинился фактор хозяйственной деятельности человека, который неуклонно вносил дисбаланс в окружающую среду по мере своего развития. Толкование содержания термина в настоящее время, возможно, представить как:
Экология — одна из биологических наук, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания. Экология — комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества. Экология — особый научный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход). Экология — совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы). Экология — наука о взаимодействии трех систем: природы, человеческого общества, порожденной человеком техники (глобальная экология).
Современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины, трактующей отношения главным образом животных и растений, она превращается в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Актуальность имногогранность этой проблемы вызваны обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты. С научной точки зрения вполне обоснованно деление экологии на теоретическую и прикладную. Теоретическая экологиявскрывает общие закономерности организации жизни, а прикладная экологияизучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Стратегической целью экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы. Экологическая безопасность — состояние защищенности общества и государства, человека и биосферы от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных (стихийных) воздействий на окружающую среду. Охрана окружающей природной среды — система государственных и общественных мер воздействия, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия системы «общество — природа» на основе: сохранения и воспроизводства объектов природопользования; их рационального и сбалансированного использования; улучшения качества окружающей человека среды обитания путем восстановления функций самоорганизации природных систем, которые были утрачены под давлением хозяйственной деятельности человека.
Усилия, направленные на сбалансированное развитие человечества, должны быть подчинены трем основным задачам:
1) распространение знаний о направленности в эволюции биосферы и поиск путей, необходимых для сдерживания роста населения на планете; 2) создание условий для удовлетворения основные потребности как нашего, так и последующих поколений в рамках сохранности биосферы; 3) разработка стратегии управления природопользованием и экологизации экономики, направленной на сохранение баланса между развитием общества и природы. ВСтруктуре современной экологии выделяют крупные подразделения: общая экология (биоэкология), геоэкология, экология человека, социальная и прикладная экология. Классификацию биоэкологии по уровням биотических систем подразделяют на: аутэкологию (особей и организмов); синэкологию (экология сообществ), демэкологию (популяционную) и др. Кроме этого выделяют: геоэкологию (суши, пресных вод, высокогорий и т.д.), социальную экологию и экологию человека, глобальную (изучение биосферы), прикладную (промышленная (инженерная), технологическая, с/х, медицинская, промысловая, химическая, рекреационная, геохимическая) и т.д.
Вопросы для самопроверки: 1. Что изучает наука экология? 2. Каковы современные толкования термина «экология»? 3. В чем заключаются стратегические задачи экологии? 4. Дайте определение понятию «охрана окружающей среды». Каковы основные ее задачи? 5. Какова структура современной экологии?
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |