Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тейяр де Шарден. Тема 1 Структура современной экологии, ее цели, задачи и предмет




Изучения.

Тема 1 Структура современной экологии, ее цели, задачи и предмет

II ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 3 Правовые и социальные аспекты экологии. Экологическое право. Государственный контроль за состоянием окружающей среды. Экологический мониторинг.

 

В результате изучения темы студенты должны:

знать об экологических кризисах; научно обоснованных ме­рах их предотвращения; схемы безотходных производств; об эконо­мии энергии и разработке новых источников энергии; об отношении общества к жизненной среде человека (материалы конференции в Рио-де-Жанейро, 1992 г.); об экологизации образования; о праве на здоровую жизненную среду; экологически чистых производствах и технологиях;

уметь разбираться в экологических справочниках и норма­тивно-правовых документах, использовать справочные показатели для составления прогнозов состояния окружающей среды.

История российского природоохранного законодательства; экологическое право; основные направления современной государст­венной экологической политики; обеспечение экологических законов; организация государственной системы мониторинга; международное экологическое сотрудничество.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое устойчивое развитие человечества?

2. Каковы основные направления современной государственной экологической

политики?

3. Как организованна государственная система экологического мониторинга?

4. Значение международного экологического сотрудничества.

 

 

Курс лекций соответствует теоретическому содержанию учебной дисциплины. Курс лекций по дисциплине «Экология» предназначен для реализации требований ГОС СПО в части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений (Приложение к письму Минобразования Российской Федерации от 19.03.2002 №18-52-857ин/18-28).

К каждой теме представлен план занятия.

 

Раздел I Основы экологии

Одной из наиболее острых проблем совре­менности является сохранение среды, обита­ния человечества. Любые успехи научно-тех­нического прогресса будут обесценены, если они сопровождаются разрушением природы. Человек не сможет жить без чистого возду­ха, свободных от вредных примесей воды и продуктов питания.

Понятие «экология» (от греч. oikos — дом, жи­лище).

 

Экология — наука, изучающая условия существова­ния живых организмов во взаимосвязи с окружающей средой.

Термин был предложен в 1866 году не­мецким зоологом Эрнестом Геккелем (1834-1919), считавшим, что под экологией мы должны понимать «сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений жи­вотного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего его друже­ственных или враждебных отношений с теми живот­ными и растениями, с которыми он прямо или кос­венно вступает в контакт».

Экологические проблемы возникли с появлением человека на Земле. В естественный и сбалансирован­ный круговорот вещества в биосфере вклинился фак­тор хозяйственной деятельности человека, который неуклонно вносил дисбаланс в окружающую среду по мере своего развития.

Толкование содержания термина в настоящее время, возможно, представить как:

 

Экология — одна из биологических наук, изуча­ющая живые системы в их взаимодействии со средой обитания.

Экология — комплексная наука, синтезирую­щая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества.

Экология — особый научный подход к исследо­ванию проблем взаимодействия организмов, биосис­тем и среды (экологический подход).

Экология — совокупность научных и практичес­ких проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы).

Экология — наука о взаимодействии трех сис­тем: природы, человеческого общества, порожденной человеком техники (глобальная экология).

 

Современная экология не ограни­чивается только рамками биологической дисципли­ны, трактующей отношения главным образом жи­вотных и растений, она превращается в междисцип­линарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Актуальность имногогранность этой проблемы вы­званы обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты.

С научной точки зрения вполне обоснованно деле­ние экологии на теоретическую и прикладную. Теоретическая экологиявскрывает общие законо­мерности организации жизни, а прикладная экологияизучает механизмы разруше­ния биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рациональ­ного использования природных ресурсов.

Стратегической целью экологии считается разви­тие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человечес­кое общество как неотъемлемую часть биосферы.

Экологическая безопасность — состояние защи­щенности общества и государства, человека и биосфе­ры от угроз, возникающих в результате антропоген­ных и природных (стихийных) воздействий на окру­жающую среду.

Охрана окружающей природной среды — систе­ма государственных и общественных мер воздействия, направленных на обеспечение гармоничного взаимо­действия системы «общество — природа» на основе: сохранения и воспроизводства объектов приро­допользования; их рационального и сбалансированного исполь­зования; улучшения качества окружающей человека среды обитания путем восстановле­ния функций самоорганизации природных систем, ко­торые были утрачены под давлением хозяйственной деятельности человека.

 

Усилия, направленные на сбалансирован­ное развитие человечества, должны быть подчинены трем основным задачам:

 

1) распространение знаний о направленности в эво­люции биосферы и поиск путей, необходимых для сдер­живания роста населения на планете;

2) создание условий для удовлетворения основные потребности как нашего, так и последующих поколений в рамках сохранности биосферы;

3) разработка стратегии управления приро­допользованием и экологизации экономики, направленной на сохранение баланса между развитием общества и природы.

ВСтруктуре современной экологии выделяют крупные подразделения: общая эко­логия (биоэкология), геоэкология, экология человека, социальная и прикладная эколо­гия.

Классификацию биоэкологии по уровням биотических систем подраз­деляют на: аутэкологию (особей и организмов); синэкологию (экология сообществ), демэкологию (популяционную) и др.

Кроме этого выделяют: геоэкологию (суши, пресных вод, высокогорий и т.д.), социальную экологию и экологию человека, глобальную (изучение биосферы), прикладную (промышленная (инженерная), технологическая, с/х, медицинская, промысловая, химическая, рекреационная, геохимическая) и т.д.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что изучает наука экология?

2. Каковы современные толкования термина «эко­логия»?

3. В чем заключаются стратегические задачи эко­логии?

4. Дайте определение понятию «охрана окружающей среды». Каковы основные ее задачи?

5. Какова структура современной экологии?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.