Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система, структура и состав органов прокуратуры РФ




Под системой органов прокуратуры следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих органов и учреждений прокуратуры, объединенных общими целями и реализующих единые для них функции. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура РФ. Современная система органов прокуратуры включает в себя помимо Генеральной прокуратуры РФ территориальные и специализированные органы, а также научные и образовательные учреждения.

Под территориальными органами прокуратуры понимается совокупность органов и учреждений прокуратуры, реализующих свои функции в пространственных пределах, определяемых государственным и административно-территориальным устройством государства.

К территориальным органам прокуратурыотносятся: прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и С.-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов. Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев. Верхним руководящим звеном является Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, второе звено образуют прокуратуры субъектов РФ, третье – низовое звено – представлено прокуратурами районов и городов. В некоторых субъектах РФ с учетом специфики их конституционного статуса и административно-территориального деления могут быть образованы прокуратуры административных округов и межрайонные прокуратуры (например, в Москве и С.-Петербурге). Данные прокуратуры необходимо также рассматривать в качестве низового звена.

Помимо вышеназванных территориальных органов прокуратуры существуют также управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, которые осуществляют:

- координацию деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;

- надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;

- надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета при МВД РФ;

- расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.

Указанные управления не образуют отдельного звена прокурорской системы, а входят в структуру Генеральной прокуратуры РФ.

Под специализированными органами прокуратуры необходимо понимать те органы и учреждения прокуратуры, которые осуществляют свои функции в определенных сферах государственной или хозяйственной деятельности, ограниченных специальными объектами или отраслями прокурорского надзора.

К специализированным органам прокуратурам относятся: военная, природоохранная, транспортная прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, а также прокуратуры закрытых территориальных образований и прокуратуры воинских частей на специальных объектах. Названные специализированные прокуратуры могут быть разделены на два типа: специализированные прокуратуры, созданные для обслуживания социальных систем, выполняющих особые функции в государстве (военные и транспортные прокуратуры); и специализированные прокуратуры, созданные для обеспечения прокурорской деятельности на отдельных направлениях деятельности (природоохранные, по надзору за исправительными учреждениями). Принципиальное отличие первого типа заключается в том, что они создаются там, где они необходимы и незаменимы. В отличие от них, специализированные прокуратуры второго типа создаются не повсеместно, а там, где отмечается повышенная актуальность специализированного обеспечения соответствующей прокурорской деятельности. Иначе говоря, где нет такой необходимости, их работу выполняют территориальные прокуратуры[41].

Военные прокуратуры осуществляют надзор:

а) за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военными комиссариатами, военно-учебными заведениями, предприятиями, организациями, подразделениями Министерства обороны РФ, Федеральной службы охраны, Федеральной пограничной службы РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службой железнодорожных войск, Главного управления командующего внутренними войсками МВД РФ, подразделениями МЧС РФ, а также воинскими формированиями других министерств и ведомств, органами безопасности в войсках, военно-строительными подразделениями, центрами специальной подготовки и подразделениями специального назначения, территориальными органами безопасности и структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной службы безопасности РФ;

б) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в указанных в п. "а" органах и учреждениях.

Органы военной прокуратуры также производят предварительное следствие по всем делам военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, а также по преступлениям рабочих и служащих воинских частей.

Военные прокуратуры имеют трехзвенную структуру. Низовое звено – прокуратуры военных гарнизонов, соединений и объединений; второе звено – прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и др.; верхнее звено – Главная военная прокуратура в структуре Генеральной прокуратуры РФ. Нижестоящие военные прокуроры подчиняются вышестоящим, подчиненным в свою очередь Главному военному прокурору, который является заместителем Генерального прокурора РФ.

Транспортные прокуратуры осуществляют надзор:

а) за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правых актов федеральной таможенной службой, а также федеральными органами власти, исполняющими законы на морском, речном и воздушном транспорте (за исключением автомобильно-дорожного);

б) за исполнением законов о безопасности движения, соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми транспортными предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности;

в) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в органах внутренних дел на транспорте, таможенных органах.

Органы транспортной прокуратуры производят предварительное следствие: по преступлениям, совершенным на транспорте; по преступлениям, совершенным по службе сотрудниками федеральной таможенной службой и федеральными органами власти, исполняющими законы на морском, речном и воздушном транспорте; по делам о преступном нарушении правил безопасности движения и эксплуатации всех видов транспорта (за исключением автомобильно-дорожного); по делам о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства РФ.

В настоящее время существуют только межрайонные транспортные прокуратуры, подчиненные соответствующим территориальным прокурорам субъектов РФ.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях (далее – ИУ) осуществляют надзор:

а) за соблюдением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина администрациями ИУ, специальными подразделениями по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы;

б) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в ИУ, специальных подразделениях по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.

Данные прокуратуры производят предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных осужденными в ИУ, а также по службе работниками этих учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, если вышестоящим прокурором не принято иное решение.

В настоящее время существуют прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учрежденияхна правах межрайонных, которые подчиняются соответствующим территориальным прокурорам субъектов РФ.

Природоохранные прокуратуры созданы для усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды. Данные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, а также общественными объединениями.

Природоохранные прокуратуры производят предварительное следствие по делам об экологических преступлениях.

В настоящее время существуют две природоохранные прокуратуры на правах прокуратур субъекта федерации (Волжская и Московская), а также межрайонные природоохранные прокуратуры. Последние подчиняются соответствующим территориальным прокурорам субъекта РФ.

Приказом Генерального прокурора РФ могут быть образованы иные специализированные и территориальные прокуратуры на постоянной или временной основе, а также ликвидированы и реорганизованы существующие. Так, в 1994 г. в связи с определенными социальными и чрезвычайными обстоятельствами была образована Кавказская межрегиональная прокуратура на правах областной. В последнее время наметилась тенденция сокращения специализированных прокуратур путем их частичной ликвидации и переподчинения территориальным. Например, в 2001 г. были реорганизованы и переподчинены специализированные прокуратуры войсковых частей, осуществляющие свои функции на особо важных и особо режимных объектах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях. В настоящее время эти прокуратуры существуют на правах районных прокуратур и подчиняются территориальным прокуратурам.

В систему научных и образовательных учреждений прокуратуры входят: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, а также иные научные и образовательные учреждения и региональные учебные центры.

Под структурой необходимо понимать внутреннюю упорядоченность элементов системы, т.е. внутреннее устройство отдельных органов прокуратуры. Так, под понятием "структура органа прокуратуры" понимается упорядоченная последовательность управлений, отделов и иных подразделений, обеспечивающих реализацию стоящих перед прокуратурой функций.

В структуру Генеральной прокуратуры РФ входят: Главная военная прокуратура, Секретариат Генерального прокурора (на правах управления), главные управления (Главное следственное управление и др.), управления (Управление правового обеспечения, Управление по расследованию особо важных дел, Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов и др.), отделы на правах управлений (Отдел безопасности и т.п.), отделы в составе управлений, Центр информации и общественных связей, Научно-консультативный совет, а также приемная.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ также образуются: Высшая аттестационная комиссия под председательством заместителя Генерального прокурора РФ; аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры РФ под председательством начальника управления кадров; аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры РФ под председательством первого заместителя Главного военного прокурора.

В структурах прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур создаются управления и отделы (на правах управлений и в составе управлений). Их общее количество и виды зависят от численности работников конкретной прокуратуры. В этих прокуратурах также образуются коллегии и аттестационные комиссии. По согласованию с Генеральной прокуратурой РФ аттестационные комиссии могут создаваться в прокуратурах крупных городов с районным делением.

В большинстве прокуратур низового звена – районных, городских и приравненных к ним специализированных и иных прокуратурах – потребность в образовании структурных подразделений отсутствует. Вместе с тем действующее законодательство не исключает такой возможности. В данных прокуратурах могут быть образованы отделы приказом Генерального прокурора РФ.

Под составом органов прокуратуры необходимо понимать совокупность должностных лиц (прокуроров и прокурорских работников), работающих в том или ином органе или учреждении прокуратуры и имеющих классные чины.

Термин "прокурор" в юридической литературе используется в двух смыслах. Во-первых, прокурорами считаются руководители прокуратур: Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъекта РФ, прокуроры городов, прокуроры районов, прокуроры специализированных прокуратур (прокуроры в узком смысле). Во-вторых, под этим понятием подразумеваются не только вышеназванные прокуроры, но и их заместители, советники, старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям, прокуроры отделов и управлений, а также прокуроры-криминалисты, действующие в пределах своей компетенции (прокуроры в широком смысле – см. ст. 54 Закона о прокуратуре).

Под термином "прокурорский работник" понимаются все иные работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины и занимающие должность в органах и учреждениях прокуратуры (воинские звания – в органах и учреждениях военной прокуратуры). Прокурорскими работниками также являются научные и педагогические работники учреждений прокуратуры, следователи и некоторые иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.

В прокуратурах также работает техническо-вспомогательный персонал, который не относится к прокурорским работникам.

В состав Генеральной прокуратуры РФ входят: Генеральный прокурор РФ; первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ; начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений, которые являются старшими помощниками Генерального прокурора РФ; заместители начальников главных управлений, управлений и отделов на правах управлений, а также начальники отделов в составе управлений, которые являются помощниками Генерального прокурора РФ. В главных управлениях, управлениях и отделах Генеральной прокуратуры РФ устанавливаются должности старших прокуроров, прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и их помощников. Генеральный прокурор имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В состав прокуратуры субъектов РФ входят: прокурор субъекта РФ; первый заместитель и заместители прокурора субъекта РФ; начальники управлений и отделов. Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокурора субъекта РФ. В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников, помощников прокуроров, старших прокуроров, прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, также следователей по особо важным делам, старших следователей и их помощников. Прокуроры субъекта РФ могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителя начальника управления. Аналогичный состав имеют специализированные и иные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъекта РФ.

В состав районных, городских и приравненных к ним специализированных и иных прокуратур входят: соответствующие прокуроры, заместители прокурора, помощники и старшие помощники прокурора, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, следователи и старшие следователи, а также их помощники. В случае образования отделов в указанных прокуратурах также устанавливается должность начальника отдела. В прокуратурах города существует должность следователя по особо важным делам.

3. Принципы организации и деятельности органов
прокуратуры РФ

Под принципами организации и деятельности прокуратуры понимаются руководящие, выработанные наукой и закрепленные в Конституции и специальном законодательстве положения (начала) организации и деятельности органов и учреждений прокуратуры, на основе которых реализуются функции, направленные на достижение стоящих перед ними целей и задач. К их числу относятся: законность, единство органов прокуратуры, централизация органов прокуратуры, единоначалие в организации и деятельности прокуратуры, независимость прокуратуры, а также открытость деятельности прокуратуры.

Законность. Данный принцип имеет двойное содержание. Во-первых, законность означает, что прокурор всегда и во всех случаях должен исходить из требований Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, поскольку прокурорский надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Во-вторых, выполняя свои функции, осуществляя надзор, прокуроры и все прокурорские работники обязаны сами всегда неуклонно выполнять требования Конституции и законов, не допускать отступления от их требований.

Единство органов прокуратуры. Содержание данного принципа выражается:

а) в единстве целей и задач всех органов прокуратуры;

б) в единстве принципов организации и деятельности;

в) в единстве направлений деятельности, ее формах и методах, в единстве полномочий каждого прокурора;

г) во взаимозаменяемости прокуроров;

д) в единстве своего внутреннего содержания прокурорского надзора, сутью которого является проверка исполнения требований закона и устранение правонарушений[42].

Централизация органов прокуратуры. Принцип централизация выражается:

а) в строго централизованном порядке назначения работников прокуратуры и в освобождении их от должности;

б) в отсутствие двойного подчинения, в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех вместе – Генеральному прокурору РФ;

в) в строго централизованном построении всех органов прокуратуры в пределах РФ;

г) в праве вышестоящего прокурора отменить любой акт прокурора нижестоящего[43].

Единоначалие в организации и деятельности прокуратуры. Все решения в органах прокуратуры принимаются единолично должностным лицом в пределах своей компетенции. Коллегия при соответствующих прокуратурах является совещательным органом. При несогласии прокурора с решением коллегии он проводит в жизнь свое решение, уведомляя о возникших разногласиях вышестоящего прокурора.

Независимость прокуратуры. Нижестоящие прокуроры подотчетны только вышестоящим, а все вместе – Генеральному прокурору РФ.

Особенность принципа независимости органов прокуратуры продиктована, прежде всего, наличием у нее функции надзора и заключается во внешней автономии органов прокуратуры, которая выражается:

1) в организационной и функциональной самостоятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций;

2) в недопустимости вмешательства в какой-либо форме в осуществление прокурорского надзора со стороны указанных органов и структур;

3) в запрете прокурорским работникам совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

В отличие от принципа независимости судей, принцип независимости органов прокуратуры закрепляет лишь независимость от внешних факторов и не устанавливает внутренней независимости прокурорских работников от влияния и мнения (вышестоящего) прокурора.

Открытость деятельности прокуратуры. В юридической литературе иногда этот принцип именуют также принципом гласности.

Принцип открытости закрепляется в ст. 4 Закона о прокуратуре и означает, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной тайне и иной специально охраняемой законом тайне. Данный принцип также имеет специфику реализации, обусловленную функциональным содержанием прокурорской деятельности.

Наиболее полно принцип гласности реализуется при осуществлении прокурорского надзора. Здесь он означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации в пределах установленных федеральным законодательством. Нормативные пределы действия данного принципа определены ст. 5 Закона о прокуратуре:

1) никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры до их завершения;

2) прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве материалов;

3) предоставлять находящиеся в производстве материалы можно только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

При реализации прокуратурой функции уголовного преследования действие этого принципа существенно ограничено требованиями соблюдения тайны предварительного следствия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 10494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.