Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры РФ




Основные цели, стоящие перед прокуратурой, заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Для реализации указанных целей прокуратура осуществляет свою деятельность по строго определенным в законе направлениям.

Под направлением деятельности прокуратуры необходимо понимать вытекающие из ее правового положения обязанности по решению поставленных перед нею целей и задач, для выполнения которых она наделена специфическими властными полномочиями. В юридической литературе иногда вместо термина "направление деятельности" используется понятие "функция". Во избежание терминологической путаницы под функциями прокуратуры необходимо понимать основные направления прокурорской деятельности.

На прокуратуру РФ возложено осуществление следующих основополагающих функций:

а) осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России (осуществление прокурорского надзора);

б) осуществление уголовного преследования лиц, совершивших преступления;

в) участие в рассмотрении дел судами;

г) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокурорский надзор и уголовное преследование. Осуществление прокурорского надзора и уголовного преследования лиц, совершивших преступления, являются ключевыми направлениями деятельности российской прокуратуры. Прокурорский надзор представляет собой отдельно направление государственной деятельности, заключающееся в реализации от имени Российской Федерации наблюдения за соблюдением Конституции РФ и правильным и единообразным применением законов, действующих на ее территории, путем выявления нарушений и принятия специально установленных законом мер к их
устранению. Этот вид государственной деятельности характеризуется тем, что:

1) является одним из основных направлений деятельности прокуратуры России;

2) осуществляется от имени Российской Федерации;

3) реализуется только органами прокуратуры;

4) распространяется на территорию всей Российской Федерации, республик в ее составе, краев, областей и иных субъектов;

5) действует в отношении всех федеральных министерств, служб и иных федеральных отраслевых и межотраслевых органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций;

6) осуществляется за исполнением законов, в том числе всеми другими органами надзора и контроля;

7) ему присущи своеобразные правовые меры выполнения поставленных перед ним задач, специфичные формы реагирования на выявленные нарушения (принесение протестов, внесение представлений, объявление предостережений, обращение с заявлениями в суд и т.п.).

Прокурорский надзор включает в себя несколько отраслей. Каждая отрасль прокурорского надзора характеризуется наличием особого предмета надзора и специальной совокупностью полномочий прокурора, которая дает ему возможность эффективно выявлять нарушения закона и принимать меры к его устранению.

К отраслям прокурорского надзора относятся:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными отраслевыми и межотраслевыми органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор);

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеуказанными органами;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

5) надзор за исполнением законов судебными приставами.

В процессе осуществления прокурорского надзора прокуроры, в случае выявления нарушений закона, принимают меры к их устранению. Основной формой реагирования на выявленные нарушения является вынесение актов прокурорского реагирования: принесение протестов, внесение представлений, объявление предостережений, обращения с заявлением в суд.

Протест прокурора. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Феде-
рации.

Представление прокурора. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, полномочным устранить нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Заявление в суд. В случае выявления фактов нарушения закона прокуроры принимают меры к привлечению виновных к ответственности путем возбуждения уголовных дел, а также возбуждения дел об административных правонарушениях.

Уголовное преследование является другим важным направлением прокурорской активности и представляет собой деятельность следователя и прокурора, состоящую в собирании фактических данных совершения преступления подозреваемым, обвиняемым, установлении обстоятельств совершенного преступления, а также применении мер процессуального принуждения и поддержании обвинения в суде.

Так, прокурор, реализуя указанную функцию, в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия:

1) возбуждает уголовное дело или отказывает в его возбуждении;

2) дает согласие на возбуждение уголовного дела;

3) передает в соответствующий орган возбужденные прокуратурой уголовные дела для производства дознания или предварительного следствия;

4) вносит представление для получения согласия на привлечение к уголовной ответственности лица, обладающего правом неприкосновенности;

5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит следственные действия.

6) дает письменные указания и поручения о расследовании преступлений, об избрании, изменении мер пресечения;

7) утверждает обвинительное заключение, направляет дело в суд и продолжает уголовное преследование по тому же обвинению в суде.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Прокурор не осуществляет надзор за рассмотрением дел в судах. Однако прокурор может участвовать в рассмотрении любого уголовного дела в суде. При этом он является стороной обвинения, поддерживает в суде то обвинение, которое сформулировано в утвержденном прокурором обвинительном заключении.

Прокурор вправе участвовать в рассмотрении гражданских и иных дел как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах.

Прокурор сам вправе обратиться в суд с иском для защиты законных прав и интересов граждан или юридических лиц.

Генеральный прокурор участвует в заседаниях Конституционного Суда РФ, заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и дает свои заключения по всем возникающим во-
просам.

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное, кассационное или надзорное представление, а в арбитражный суд – апелляционную или кассационную жалобу либо представление в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить представление только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

Принесение Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем представления на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Координация деятельности по борьбе с преступностью также является одним из направлений деятельности прокуратуры РФ.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В этих целях прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

 

 

Тема 13. МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ,
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
В ЕГО СИСТЕМЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.