КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Речью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Он протекает в форме разговора, беседы или обмена репликами. Монолог – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Письменная речь – разновидность монологической речи. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживания читателя в текст. Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Для внутренней речи характерна фрагментарность, отрывочность. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения. Воздействие речи зависит от ряда факторов: широкого социального контекста (внимания и интереса слушателей), авторитета личности выступающего и культуры речи. Оценивая воздействие речи по содержательной стороне, обычно имеют в виду две характеристики: насыщенность речи информацией и понятность ее слушателям. Понятность речи зависит от ее смыслового содержания, от ее языковых особенностей, от соотношения между ее сложностью и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей. Наиболее понятно то содержание речи, которое близко интересам и потребностям слушателей. Для содержательности речи важна логичность ее построения и изложения, доказательность. Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передача знаний, отношений, чувств). Если первые две функции могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную, волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Она предполагает умение говорящего найти слово, точно выражающее мысль, причем это слово должно вызвать такую же мысль или представление у воспринимающего речь. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы, раздражителем которой будут не предметы и их свойства, а слова.
Интеллект — это термин, охватывающий познавательные процессы в целом. Мы рассматриваем интеллект как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. Существует много различных моделей, рассматривающих структуру интеллекта. Р. Стернберг (R. Sternberg) впервые описал 3 формы интеллектуального поведения: — вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); — способность решать проблемы; — практический интеллект (умение добиваться поставленных целей). Некоторые психологи, например, Д. Гилфорд (J. Guilford), выделяют в структуре интеллекта до 120 факторов, включающих содержание мышления (о чем мы думаем), операции (как мы думаем) и результат (к чему приводит размышление). Исследования показывают, что на интеллект влияют как генетические факторы и поведение матери во время беременности, так и факторы окружающей среды: питание, число детей в семье, социальное положение.
Тема 2.4. Нарушение познавательных психических процессов
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |