Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрасли психологии




Основоположник психоанализа

А) И.П.Павлов

В) Аристотель

С) С.Л.Рубинштейн

D) Дж Уотсон

Е) З.Фрейд

 

8. Метод преднамеренного систематического и целенаправленного восприятия психических явлений – это:

А) Анкетирование

В) Наблюдение

С) Эксперимент

D) Беседа

E) Тесты

 

9. Виды опроса:

А) Лабораторный, естественный, констатирующий, формулирующий

В) Внутренний, внешний

С) Свободный, стандартизированный, скрытый

D) Тест – опросник, тест – задание, тест - проективный

Е) Устный, письменный, свободный, стандартизированный

 

А) Коммуникативная, персептивная, интерактивная

В) Психология познавательных процессов, психология личности

С) Общая психология, специальная психология

D) Медицинская психология, зоопсихология, возрастная психология

Е) Эклектизм, когнитивная психология, гуманистическая психология

Раздел II. Познавательные психические процессы

Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма.

Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение; восприятие; представление; воображение; внимание; память; мышление; речь.

 

Тема 2.1. Ощущение, восприятие, представление, воображение

Ощущение — это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Механизмы формирования ощущений. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней среды, присутствии в ней биологически значимых факторов. Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:

v рецепторов, воспринимающих раздражение;

v проводящих центростремительных (аффективных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры головного мозга;

v центральных корковых отделов анализатора, где происходит обработка нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

Анализатор – это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, он всегда включает в себя двигательные компоненты.

Рецептор – орган, специально приспособленный для рецепции раздражений, и легче чем прочие органы или нервные волокна, поддается раздражению; он отличается особенно низкими порогами раздражения, т.е. его чувствительность, обратно пропорциональная порогу, особенно высока. В этом первая особенность рецептора как специализированного аппарата: обладая особенной чувствительностью, он специально приспособлен для рецепции раздражений.

Виды ощущений. В основе любого психического процесса, в том числе ощущения, лежат физиологические процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга.

 

1. Экстероцептивные ощущени я отражают свойства предметов и явлений внешней среды. Различают зрительные, вкусовые, обонятельные, слуховые, тактильные, температурные ощущения.

Зрительные ощущения формируются с помощью палочек (около 130 млн), являющихся аппаратом сумеречного зрения, и колбочек (около 7 млн), позволяющих различать цвета. Человек способен распознать до 180 тонов цветов и более 10 000 оттенков между ними. Все цветовые тона можно получить с помощью смешения трех основных цветов: красного, синего и зеленого.

 

Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или в воде, на вкусовые рецепторы (около 1000), расположенные на поверхности языка, задней поверхности головки, нёбе и надгортаннике.

Для возникновения вкусовых ощущений необходимо растворение веществ в слюне (или воде). Вытертый насухо участок языка не дает вкусовых ощущений при воздействии на него твердыми веществами. Вкусовые ощущения разделяются на ощущения сладкого, кислого, горького и соленого. Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – края языка, к горькому – область корня языка.

Обонятельные ощущения помогают человеку распознать летучие вещества и запахи. Обонятельные рецепторы расположены в каждой половине носовой полости (около 30 млн). До сих пор малоизвестно, как происходит распознание. Теоретически различают 7 основных групп запахов:

1. эфирный (ацетон)

2. камфорный (нафталин)

3. мускусный (мускус)

4. цветочный (запах розы)

5. ментальный (мята)

6. острый (уксус)

7. гнилостный (запах тухлого яйца)

 

Обоняние играет важную роль в оценке потребляемой пищи. При насморке пища может показаться совсем безвкусной, так как при приеме пищи мы всегда пропускаем воздух через полость носа («едим носом»). Помимо этого, нос «участвует» в сексуальных отношениях.

Слуховые ощущения возникают в результате звуковых волн. Громкость звука определяется амплитудой волны, а его высота – частотой колебаний.

Тактильное ощущение совместно с мышечно–двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов – их гладкость, шероховатость, плотность, а так же прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

Температурные ощущения – это ощущение тепла и холода в результате активизации температурных рецепторов.

Необходимо помнить, что экстероцептивные ощущения холода, громкости, шершавости, солености, пахучести, яркости и т.д. субъективны.

2. Интероцептивные ощущения отражают состояние внутренних органов, информация от которых непрерывным потоком поступает в мозг. В большинстве случаев ощущение (за исключением сытости, голода, жажды, полового удовлетворения) не осознаются.

К интероцептивным ощущениям так же относятся ощущения равновесия, возникающие в результате деятельности вестибулярного анализатора и обеспечивающие вертикальное положение тела.

 

3. Пропреоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение нашего тела. С помощью мышечно–двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.д.

Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом. Восприятие принято называть перцепцией.

Основные характеристики восприятия:

v избирательность – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес;

v константность, т.е относительное постоянство в восприятии. Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в процессе развития личности, и имеет огромные практические значения;

v апперцепция – зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта человека, его индивидуальных личностных особенностей;

v целостность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета.

Факторы, влияющие на восприятие. Это ограничения, связанные с органами чувств; состояния сознания; предшествующий опыт; менталитет.

Механизмы восприятия времени. Механизмы восприятия времени часто связывают с так называемым биологическим часами – определенной последовательностью и ритмом биологических обменных процессов, происходящие в организме человека. Наиболее вероятными кандидатами на роль биологических часов считают ритм сердечных сокращений и метаболизм. Это часто подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, алкоголь чаще всего замедляет субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его.

Представление (вторичный образ) – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

 

Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – память и мышление.

С помощью воображения человек способен выполнять следующие действия:

1. Предвосхищение результатов труда (в том числе, промежуточных).

2. Предвидение будущего, планирование деятельности, программирование поведения.

3. Решение проблемных ситуаций с высокой степенью неопределенности, отыскание решений при дефиците информации, поиск новых путей выхода из таких ситуаций.

4. Замена деятельности бесплодным фантазированием.

Воображение как процесс представляет собой преобразование образов памяти, т. е. комбинирование этих образов, конструирование из их частей новых представлений. Следовательно, для создания образов воображения необходимо сначала расчленить образы памяти на отдельные составляющие. Этот процесс разъединения образов носит название диссоциации. Затем следует процедура ассоциации - соединения этих частей в новых комбинациях.

Как в восприятии и памяти, в воображении проявляются все виды и уровни психической организации человека, что может быть отражено в соответствующих классификациях, основные из которых приводятся ниже.

Активное воображение - преобразование представлений, направленное на плодотворную организацию деятельности.

Пассивное воображение - преобразование представлений, направленное на уход от действительности и замещение деятельности бесплодным фантазированием.

Произвольное воображение - преднамеренное преобразование представлений, сознательно регулируемое субъектом как цель его деятельности.

Непроизвольное воображение - непреднамеренное преобразование представлений без осознания цели и причин процесса, без его сознательного регулирования.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение - воспроизведение представлений неизвестных субъекту предметов и явлений по их описанию. Например, чтение книги вызывает образы соответствующих сцен и персонажей, рассматривание чертежа определяет представление о соответствующем механизме, словесный портрет дает возможность представить незнакомого человека и т. д.

Творческое (преобразующее) воображение - формирование новых оригинальных представлений, реализуемых в процессах и продуктах деятельности.

Конкретное воображение - оперирование представлениями об определенных, конкретных предметах и явлениях в совокупности их свойств и отношений.

Абстрактное воображение - оперирование обобщенными представлениями (схемы, символы, знаки), отражающими сущность предметов и явлений и наиболее существенные их свойства и отношения.

Образы воображения (в первую очередь в узком значении феномена «образ») могут реализовываться в нескольких формах. Основные из них: фантазии, мечты, идеалы, грезы, сновидения, галлюцинации.

Тема 2.2. Память и внимание

Память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Память — запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Классификация памяти по времени сохранения материала. Выделяют сенсорную (непосредственную), кратковре­менную (срок хранения информации 15—30 с) и долговременную (ин­формация может храниться сколь угодно долго, от повторного об­ращения улучшается). Сенсорная память. Это процесс, осуществляемый на уровне ре­цепторов. Исследования показывают, что следы в ней сохраняются очень короткое время. За это время ретикулярная формация, кото­рая выполняет роль фильтра, «решает вопрос» о важности для организма поступающей информации и необходимости обращения к высшим отделам головного мозга.

Кратковременная память. Если информация привлекла внима­ние, она может короткое время сохраняться. При этом «решается вопрос» о необходимости ее долговременного хранения.

На переход информации из кратковременной памяти в долго­временную влияют: привычность материала, контекст, мотивация, углубление в изучаемый предмет.

Классификация памяти по целям деятельности. Выделяют память непроизвольную и произвольную. В первом случае запоминание и воспроизведение происходят автоматически, без особых усилий со стороны человека, без специальной мнемической задачи на запоминание, сохранение или воспроизведение.

Непроизвольное запоминание не обязательно более слабое, чем произвольное. Если с запоминаемым материалом проводится зна­чительная работа по осмыслению, преобразованию, классифика­ции, установлению внутренних и внешних связей, непроизвольно он может запомниться лучше, чем произвольно.

 

§ Образная память – запоминание и воспроизведение чувственных образов предметов и явлений. Образная память дифференцируется в зависимости от ведущего анализатора и бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

§ Словесно-логическая память – это память на смысл изложения, на его логику.

§ Двигательная память – запоминание и воспроизведение движений, двигательных умений и навыков.

§ Эмоциональная память – это память на пережитые чувства и эмоциональные состояния. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала.

Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая.

Генетическая память хранит информацию в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Через нее передается психологическое и поведенческое сходство родственников (эмоциональность, чувствительность, тем­перамент). Генетическая память — единственная, которую мы не можем развивать с помощью обучения и воспитания.

Механическаяпамять – это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется, т.е. не передается по наследству. Она основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминания материала.

Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ

1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»).

2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течение нескольких часов или дней.

3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим.

4.Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.

5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала.

6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.

7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются ненадолго.

8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением.

9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти.

10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.