КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Заркешев Э.Г. – доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Национальной инженерной академии Республики Казахстан
Астана Часть 1 РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Заркешев Э.Г. – доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Национальной инженерной академии Республики Казахстан Акинбаева Г.К. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и самопознания ЕНУ им.Л.Н.Гумилева Манасбаева А.С. – магистр психологии кафедры социологии ЕНУ им. Л.Н.Гумилева
Учебное пособие содержит материал, необходимый для изучения курса «Основы психологии и коммуникативные навыки» студентами медицинских колледжей 1 курса в I семестре по специальности 0302000 – «Сестринское дело», соответствует типовой учебной программе ГОСО РК 2013 г. для средних специальных учебных заведений.
Утверждено и рекомендовано к изданию учебно-методическим советом ГККП «Медицинский колледж» акимата г. Астаны в качестве дополнительной учебной литературы. Протокол № 6 от «17» апреля 2014 г. Оглавление Введение ………………………………………………………………………… 4 Раздел I. Введение в психологию …………………………………………….. 5 Тема 1.1. Психология. Предмет, задачи психологии. Методы исследования в психологии ………………………..…………………….. 5 Раздел II. Познавательные психические процессы.................................. 24 Тема 2.1. Ощущение, восприятие, представление, воображение ……. 24
Тема 2.2. Память и внимание …………………...……………………… 32
Тема 2.3. Мышление и речь. Интеллект ……………...………………. 37
Тема 2.4. Нарушение познавательных психических процессов …… 41 Раздел III. Сознание, самосознание................................................................ 47
Тема 3.1. Психологическая концепция сознания. Самосознание...… 47 Раздел IV. Эмоциональные и волевые процессы..................................... 53
Тема 4.1. Эмоциональные процессы и состояния ………...………… 53 Тема 4.2. Воля. Этапы волевого процесса …...………………………. 56
Тема 4.3. Учение о стрессе. Профилактика стрессовых состояний. Нарушение эмоционально – волевой сферы ………………...………. 58
Словарь психологических терминов ………………………………...…….. 74 Список литературы ……………………………………………………...…… 76
«Основы психологии и коммуникативные навыки» как базовая учебная дисциплина в медицинском образовании имеет ведущее значение в раскрытии творческого потенциала профессионально ориентированной личности. Знания, полученные по психологии и коммуникативным навыкам в овладении умениями и навыками для анализа психологических явлений, характеристики деятельности личности пациента и медицинской сестры, самоанализа, самопознания и самосовершенствования личности необходимы для становления будущего специалиста. Изучение данной дисциплины в структуре медицинского образования предусматривает расширение знаний студентов не только о соматическом состоянии, но и о психической деятельности, формирует углубленное понятие о профессии медицинского работника, обеспечивает оптимальные возможности оценки индивидуальных особенностей больного. Профессиональная компетентность формируется на основе медицинских навыков, научного знания и морального развития. Ее главными компонентами (целями) являются: способность приобретать и использовать знания, реализовывать и передавать их в процессе коммуникации с пациентами и коллегами, руководствуясь этическими принципами. Эффективная коммуникация включает способность адаптироваться, реагировать и сохранять способность к самоконтролю в процессе контактов с другими людьми и восприятие информации.
Раздел I. Введение в психологию. Тема 1.1. Психология. Предмет, задачи психологии. Методы исследования в психологии ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche — душа + logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. ПСИХОЛОГИЯ – научная дисциплина, занимающаяся исследованием внутренних психических процессов, их внешних проявлений (поведения) и практическим применением получаемых знаний. Термин «психология» стал широко известным благодаря научным публикациям немецкого философа Христиана Вольфа в XVIII веке (1732-1734 гг.) Отделившись от философии во второй половине XIX века, психология как самостоятельная наука существует более 100 лет.
Этапы развития психологии. «У психологии огромная предыстория и очень короткая история» Г.Эббингауз
Становление психологии как науки. I этап: Психология как наука о душе. Так определялась психология более двух тысячелетий назад. Наличием души пытались объяснить все непонятное в жизни человека.
II этап: Психология как наука о сознании начинается в ХVII веке в связи с развитием естественных наук. Под сознанием понимали способность думать, чувствовать, желать.
III этап: Психология как наука о поведении начинается в ХХ веке. Задача психологии – наблюдение за поведением – за тем, что можно непосредственно увидеть.
IV этап: Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики начинается с 30 – 40 гг. ХХ века. Задача психологии – научное изучение психики и практическое применение полученных данных.
Объект, предмет, задачи психологии. Объект психологии – высокоорганизованные живые существа, носители психики. Предмет психологии – психика и психические явления как одного конкретного человека, так и группы людей или коллективов. Задачи психологии · Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; · Научиться управлять ими; · Использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат ее уже оформившиеся науки и отрасли. Направления психологии. 1. Гештальтпсихология – направление, изучающее целостные структуры сознания, образы. Гештальтпсихология (от нем. gestalt - образ, форма) возникла в Германии в первой трети ХХ в. и широко распространилась в западной науке. В противоположность структурной психологии гештальтисты считали первичными и основными единицами психики не элементарные образования (ощущения), а целостные образы - гештальты. Эти образы возникают как бы вследствие стремления сознания человека образовывать «хорошие формы», т. е. простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры. Основные работы гештальтистов связаны с изучением восприятия. Целостный характер восприятия они объясняли не целостностью воспринимаемых объектов, а свойством психики, заключающимся в стремлении к уравновешенному состоянию. Эти принципы целостности представлены и в исследованиях мышления. Сущность мышления гештальтисты видели во внезапной перестройке восприятия проблемной ситуации, мгновенного схватывания отношений (инсайт, эврика). Их экспериментальные исследования обнаружили один из главных механизмов мышления - выявление новых сторон предметов путем мысленного их включения новые связи и отношения. Слабость гештальтпсихологии заключена в игнорировании активности психики и роли практики в формировании образов. Хотя идеи гештальтпсихологии и добытые ею научные факты способствовали развитию знаний о психических процессах и образах, а также становлению системного подхода в психологии, ее методология препятствовала детерминистическому анализу психических явлений. Гештальты трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость которого от предметного мира и деятельности нервной системы представлялась по типу подобия (изоморфизма), являющегося вариантом психофизического параллелизма. Главные представители: (1880-1943), Вольфганг Кёлер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941). К настоящему времени гештальтизм как самостоятельное направление утратил свои позиции, хотя его достижения вошли в «золотой фонд» науки психологии. Пожалуй, наиболее весомо его влияние сказалось на очень популярной и сейчас разновидности эклектической психотерапии, предложенной в 50-х гг. ХХ в. Фредериком Перлзом и именуемой гештальттерапией.
2. Бихевиоризм зародился в США в начале XX века. Основоположник Джон Уотсон (1878-1958) считал, что психология должна быть наукой о поведении, поскольку поведение является единственной психологической реальностью, доступной непосредственному наблюдению. Параметры поведения можно измерить и на них можно воздействовать. БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour - поведение) направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Джон Уотсон ввел формулу S-R: «Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать - ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или - если дана реакция - какой ситуацией данная реакция вызвана»
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |