Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Заркешев Э.Г. – доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Национальной инженерной академии Республики Казахстан




Астана

Часть 1

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

 

Заркешев Э.Г. – доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Национальной инженерной академии Республики Казахстан

Акинбаева Г.К. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и самопознания ЕНУ им.Л.Н.Гумилева

Манасбаева А.С. – магистр психологии кафедры социологии ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

 

Учебное пособие содержит материал, необходимый для изучения курса «Основы психологии и коммуникативные навыки» студентами медицинских колледжей 1 курса в I семестре по специальности 0302000 – «Сестринское дело», соответствует типовой учебной программе ГОСО РК 2013 г. для средних специальных учебных заведений.

 

Утверждено и рекомендовано к изданию учебно-методическим советом ГККП «Медицинский колледж» акимата г. Астаны в качестве дополнительной учебной литературы.

Протокол № 6 от «17» апреля 2014 г.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… 4

Раздел I. Введение в психологию …………………………………………….. 5

Тема 1.1. Психология. Предмет, задачи психологии. Методы исследования в психологии ………………………..…………………….. 5

Раздел II. Познавательные психические процессы.................................. 24

Тема 2.1. Ощущение, восприятие, представление, воображение ……. 24

 

Тема 2.2. Память и внимание …………………...……………………… 32

 

Тема 2.3. Мышление и речь. Интеллект ……………...………………. 37

 

Тема 2.4. Нарушение познавательных психических процессов …… 41

Раздел III. Сознание, самосознание................................................................ 47

 

Тема 3.1. Психологическая концепция сознания. Самосознание...… 47

Раздел IV. Эмоциональные и волевые процессы..................................... 53

 

Тема 4.1. Эмоциональные процессы и состояния ………...………… 53

Тема 4.2. Воля. Этапы волевого процесса …...………………………. 56

 

Тема 4.3. Учение о стрессе. Профилактика стрессовых состояний. Нарушение эмоционально – волевой сферы ………………...………. 58

 

Словарь психологических терминов ………………………………...…….. 74

Список литературы ……………………………………………………...…… 76

 

«Основы психологии и коммуникативные навыки» как базовая учебная дисциплина в медицинском образовании имеет ведущее значение в раскрытии творческого потенциала профессионально ориентированной личности. Знания, полученные по психологии и коммуникативным навыкам в овладении умениями и навыками для анализа психологических явлений, характеристики деятельности личности пациента и медицинской сестры, самоанализа, самопознания и самосовершенствования личности необходимы для становления будущего специалиста.

Изучение данной дисциплины в структуре медицинского образования предусматривает расширение знаний студентов не только о соматическом состоянии, но и о психической деятельности, формирует углубленное понятие о профессии медицинского работника, обеспечивает оптимальные возможности оценки индивидуальных особенностей больного.

Профессиональная компетентность формируется на основе медицинских навыков, научного знания и морального развития. Ее главными компонентами (целями) являются: способность приобретать и использовать знания, реализовывать и передавать их в процессе коммуникации с пациентами и коллегами, руководствуясь этическими принципами. Эффективная коммуникация включает способность адаптироваться, реагировать и сохранять способность к самоконтролю в процессе контактов с другими людьми и восприятие информации.

 

 

Раздел I. Введение в психологию.

Тема 1.1. Психология. Предмет, задачи психологии. Методы исследования в психологии

ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche — душа + logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

ПСИХОЛОГИЯ – научная дисциплина, занимающаяся исследованием внутренних психических процессов, их внешних проявлений (поведения) и практическим применением получаемых знаний.

Термин «психология» стал широко известным благодаря научным публикациям немецкого философа Христиана Вольфа в XVIII веке (1732-1734 гг.)

Отделившись от философии во второй половине XIX века, психология как самостоятельная наука существует более 100 лет.

 

Этапы развития психологии.

«У психологии огромная предыстория и очень короткая история»

Г.Эббингауз

IV этап Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики Начинается с 30 – 40 гг. ХХ века. Задача психологии – научное изучение психики и практическое применение полученных данных.
III этап Психология как наука о поведении Начинается в ХХ веке. Задача психологии – наблюдение за поведением – за тем, что непосредственно можно увидеть.
II этап Психология как наука о сознании Начинается в ХVII веке в связи с развитием естественных наук. Под сознанием понимали способность думать, чувствовать, желать.
I этап Психология как наука о душе Так определялась психология более двух тысячелетий назад. Наличием души пытались объяснить все непонятное в жизни человека.

 

Становление психологии как науки.

I этап: Психология как наука о душе. Так определялась психология более двух тысячелетий назад. Наличием души пытались объяснить все непонятное в жизни человека.

Конец IV тыс. до н.э.   В древнеегипетском трактате «Памятник мемфисской теологии» сделана первая попытка описать механизмы психического.
Гераклит (530 – 470 гг. до н.э.) Душа – психея – огненное начало в организме.
Демокрит (460-370 гг. до н.э.) Душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных.
VI век до н.э. – V век н.э.: предмет психологии – душа.   Платон (427 – 347 гг. до н.э) Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) Трактат «О душе»: Душа – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась "верховным разумом", который не смешивался ни с чем телесным и внешним. Аристотель дал объяснение многим психическим явлениям в трудах «Этика», «Риторика», «Метафизика», «История животных».
Аль-Фараби (870 -950 гг) В трактатах «О душе», «О силе души», «О разуме» описал концепцию деятельного человеческого разума.
Средневековье:   Схоластика (греч. σχολαστικός — учёный школьный) — систематическая средневековая философия, представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Эпоха Возрождения: Немецкие схоласты Р.Гоклениус и О.Кассман впервые ввели термин «психология» (1590).

 

II этап: Психология как наука о сознании начинается в ХVII веке в связи с развитием естественных наук. Под сознанием понимали способность думать, чувствовать, желать.

Эпоха Просвещения:   Рене Декарт (1596—1650): «Мыслю - значит, существую» · развил учение о сознании в контексте психофизической проблемы, · ввёл критерий для выделения психики, · ввёл понятие рефлекса, положив тем самым начало естественнонаучному изучению поведения животных и человека.
Томас Гоббс (1588—1679): · В мире нет ничего, кроме материальных тел; · Ассоциации – это связанные следы ощущений; · Ассоциации – универсальный закон психологии.
Джон Локк (1632 - 1704): «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве»; Образование простых идей из сложных путём различных операций (соединение, сопоставление и т.д.); Ассоциация – «неверное, т.е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их».

 

III этап: Психология как наука о поведении начинается в ХХ веке. Задача психологии – наблюдение за поведением – за тем, что можно непосредственно увидеть.

В конце XIX Вильгельм Вундт (1812-1920) – немецкий ученый в 1879 году создал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцинском университете.
В начале ХХ века Начинают зарождаться направления психологии: - в Германии зародилась гештальтпсихология, на основе которой психолог Ф.Перлс создал гештальттерапию, - в США возник бихевиоризм, основоположником которого является Джон Уотсон (1878-1958), его статья «Психология с точки зрения бихевиориста» была опубликована в 1913 году, - в Европе зародился психоанализ – основоположник австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опубликовал труды: в 1894 г. - «Защитные психозы», в 1900 г. - «Толкование сновидений», в 1926 г. – «Торможение, симптомы и тревожность» и др.

 

IV этап: Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики начинается с 30 – 40 гг. ХХ века. Задача психологии – научное изучение психики и практическое применение полученных данных.

с 30 – 40 гг. ХХ века В США возникла гуманистическая психология благодаря трудам Карла Роджерса. Абрахам Маслоу (1908 - 1970) -основоположник концепции «Иерархия потребностей», опубликовал труды «Мотивация и личность», «Дальнейшие пределы человеческой психики»
С 50 - 60-х гг. ХХ века Джордж Миллер – американский психолог, основал «Центр когнитивных исследований» (Гарвардский университет)
Ульрик Найссер – американский психолог, в 1967 выпустил книгу «Когнитивная психология»

 

Объект, предмет, задачи психологии.

Объект психологии – высокоорганизованные живые существа, носители психики.

Предмет психологии – психика и психические явления как одного конкретного человека, так и группы людей или коллективов.

Задачи психологии

· Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

· Научиться управлять ими;

· Использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат ее уже оформившиеся науки и отрасли.

Направления психологии.

1. Гештальтпсихология – направление, изучающее целостные структуры сознания, образы.

Гештальтпсихология (от нем. gestalt - образ, форма) возникла в Германии в первой трети ХХ в. и широко распространилась в западной науке.

В противоположность структурной психологии гештальтисты считали первичными и основными единицами психики не элементарные образования (ощущения), а целостные образы - гештальты. Эти образы возникают как бы вследствие стремления сознания человека образовывать «хорошие формы», т. е. простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры.

Основные работы гештальтистов связаны с изучением восприятия. Целостный характер восприятия они объясняли не целостностью воспринимаемых объектов, а свойством психики, заключающимся в стремлении к уравновешенному состоянию. Эти принципы целостности представлены и в исследованиях мышления. Сущность мышления гештальтисты видели во внезапной перестройке восприятия проблемной ситуации, мгновенного схватывания отношений (инсайт, эврика). Их экспериментальные исследования обнаружили один из главных механизмов мышления - выявление новых сторон предметов путем мысленного их включения новые связи и отношения.

Слабость гештальтпсихологии заключена в игнорировании активности психики и роли практики в формировании образов. Хотя идеи гештальтпсихологии и добытые ею научные факты способствовали развитию знаний о психических процессах и образах, а также становлению системного подхода в психологии, ее методология препятствовала детерминистическому анализу психических явлений. Гештальты трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость которого от предметного мира и деятельности нервной системы представлялась по типу подобия (изоморфизма), являющегося вариантом психофизического параллелизма.

Главные представители: (1880-1943), Вольфганг Кёлер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941).

К настоящему времени гештальтизм как самостоятельное направление утратил свои позиции, хотя его достижения вошли в «золотой фонд» науки психологии. Пожалуй, наиболее весомо его влияние сказалось на очень популярной и сейчас разновидности эклектической психотерапии, предложенной в 50-х гг. ХХ в. Фредериком Перлзом и именуемой гештальттерапией.

 

2. Бихевиоризм зародился в США в начале XX века. Основоположник Джон Уотсон (1878-1958) считал, что психология должна быть наукой о поведении, поскольку поведение является единственной психологической реальностью, доступной непосредственному наблюдению. Параметры поведения можно измерить и на них можно воздействовать.

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour - поведение) направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям.

Джон Уотсон ввел формулу S-R: «Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать - ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или - если дана реакция - какой ситуацией данная реакция вызвана»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.