КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу
1. Физиологические потребности 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические потребности 7. Самоактуализация Ступени (снизу вверх):
Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты: 1. Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью. 2. Принятие (себя, других, природы). 3. Непосредственность; простота; естественность. 4. Сосредоточенность на проблеме [в противоположность эгоцентрированности]. 5. Способность обособиться; потребность в уединении. 6. Автономия; независимость от культурных штампов и окружения. 7. Сохраняющаяся свежесть восприятия. 8. Мистический и вершинный опыт. 9. Gemeinschaftsgefühl [чувство общности с другими]. 10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения. 11. Демократичность. 12. Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое. 13. Философский, незлобный доброжелательный юмор. 14. Креативность. 15. Сопротивление окультуриванию; вне любой определенной культуры. Пожалуй, к этому направлению можно отнести любую реализацию идеи центрированности на личности человека. Тогда сюда можно включить логотерапию В. Франкла, психосинтез Р. Ассаджиоли, онтопсихологию А. Менегетти, трансперсональную психологию С. Грофа и даже дианетику Р. Хаббарда, если очистить ее от шарлатанства и агрессивности его последователей. 5. Когнитивная психология - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, занимающееся преимущественно исследованиями познавательных психических процессов. Возникло на рубеже 50-60-х гг. как реакция на бихевиоризм с его игнорированием внутренней организации психических процессов и на принижение психоанализом роли знания в деятельности человека. Вначале главной задачей считалось изучение преобразований сенсорной информации от момента воздействия стимула на рецепторы до получения ответов. При этом исследователи исходили из аналогии процессов переработки информации у человека и вычислительных устройств, что отражено в знаменитом термине «компьютерная метафора». Были выделены многочисленные структурные части (блоки) познавательных и исполнительных процессов. Например, кратковременная и долговременная память. Обилие открытых психологических структур потребовало переосмысления задач. Интенсивно разрабатываются также теории эмоций, индивидуальных различий и личности. Но, безусловно, основные достижения когнитивизма связаны с разработкой многочисленных моделей восприятия, памяти, опознания, внимания и мышления. Пожалуй, именно когнитивная психология внесла решающий вклад в разработку популярного в науке и технике направления - искусственного интеллекта. Ведущие представители: М. Айзенк, Р. Аткинсон, Д. Бродбент, Дж. Брунер, Л. М. Веккер, М. Махони, У. Найссер, А. Ньюэлл, Г. Саймон, Дж. Сперлинг, С. Стернберг, Р. Шепард. Широкое признание получили социально-психологические преломления когнитивизма в теории личностных конструктов Дж. Келли, теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теории конгруэнтности Ч. Осгуда, концепции речевой личности Н. Хомского, фактически положившей начало науке психосемантике и практике нейролингвистического программирования (НЛП). 6. Некоторые течения в мировой психологии демонстрируют совмещение элементов разных направлений. Так, упоминавшаяся уже гештальттерапия Ф. Перлза базируется на идеях и опыте психоанализа, гештальтизма и его холистических (от греч. holos - целое) приложений, экзистенциальной гуманистической психологии. Дополняют этот список источников вдохновения Перлза теория поля Курта Левина, психодрама Дж. Морено и в довершение всего - дзен-буддизм и даосизм. Классическим примером подобной многоаспектности выступает весьма популярный ныне трансактный анализ, который можно рассматривать как развитие возникшей еще до Второй мировой войны трансактной психологии. Последняя сближается с бихевиоризмомособым акцентированием поведенческих моментов во взаимодействиях между людьми. Главное - это обмен действиями (акциями) в процессе общения. Подчеркивается роль ожиданий, намерений, желаний, прошлого опыта субъектов общения. Наиболее крупные представители довоенного периода: Кентрил, Гетельсон, Килпатрик. После войны направление развивается американским психиатром и психологом Эриком Берном (1902-1970) и известно больше под именем «трансактный анализ». В основе лежат понятия «Я-состояние», «трансакция» и «игра». Под «Я-состоянием» понимается сиюминутный (актуальный) способ существования психической сущности субъекта, его «Я». Выделяются три основных состояния: «родитель», «ребенок», «взрослый», что перекликается с фрейдовским представлением о трехсоставной структуре личности. Направление приобретает черты психоанализа. Вступая во взаимодействие с другими людьми, человек находится в одном из этих состояний. «Родитель» проявляется в контроле, запретах, догмах, санкциях, могуществе, заботе, советах. Состояние «ребенок» содержит аффективные комплексы. Различают естественного (свободного) и адаптированного ребенка. Состояние «взрослый» включает вероятностную оценку ситуации, компетентность, рациональность, независимость. В разных ситуациях человек может находиться в одном из этих состояний, а при смене ситуации переходить в другое Я-состояние. Иногда в поведении и переживании человека одновременно могут проявляться два и три Я-состояния. Понятие «трансакция» отражает взаимодействие Я-состояний двух контактирующих людей. Понятие «игра» трактуется Берном как форма поведения со скрытым мотивом, при которой один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества (выигрыша). Выигрыш может быть как безобидным, так и вести к ущемлению благополучия партнера. В основе многих «игр» лежат так называемые «скрипты», т. е. программа жизненного пути человека, заложенная в него с раннего детства под воздействием социальных факторов и воспитания. Трансактная психотерапия призвана освободить человека от подобных программирующих скриптов через их осознание, близость и искренность межличностных отношений. Конечной целью трансактного анализа, как и гуманистической психологии, является достижение гармоничной, сбалансированной личности.
Отрасли психологии. Общие отрасли Общая психология изучает общие закономерности возникновения и функционирования психики. Специальные отрасли психологии занимаются вопросами, представляющими особый интерес для познания одной или нескольких групп явлений. К ним относятся: · Возрастная психология – отрасль психологии, которая изучает закономерности возникновения и функционирования психики и поведения людей разного возраста, она включает как составные части детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, психологию старости (геронтопсихологию). · Социальная психология - отрасль психологии, которая изучает закономерности функционирования психики и поведения человека в процессе его межличностных взаимодействий. В структуру социальной психологии входят следующие три круга проблем: 1) Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). К ним относят проблемы психологии классов, науки, молодежи, религии, проблемы средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса и т.д.), закономерности распространения моды, слухов, общественного мнения, настроения, общепринятых вкусов, обрядов, социальных стереотипов и др. 2) Социально-психологические явления в малых группах (в микросреде). К ним относят проблемы психологической совместимости, межличностных отношений, групповой атмосферы, лидерства, конформизма, восприятия человека человеком, межгрупповых отношений, психологии семьи, соотношения формальных и неформальных групп, психологии конфликтов и др. 3) Социально-психологические проявления личности (социальная психология личности). К ним относятся проблемы, связанные с изучением ее направленности, самооценки, устойчивости и внушаемости, коллективизма и индивидуализма, организаторских и коммуникативных способностей и др. · Дифференциальная психология - отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих свойств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам), важнейшие формы и механизмы поведения. Сравнительная психология включает и проблемы, связанные с антропогенезом, становлением человеческого сознания, трудовой деятельности, человеческой речи. · Педагогическая психология - отрасль психологии, которая изучает закономерности различных видов формирования личности и изменение психологии людей в условиях обучения. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выявляет психологические факторы, влияющие на успех процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учениками и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся. · Медицинская психология - отрасль психологии, которая изучает особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений. Предмет изучения – патопсихологические явления, объект – личность больного, задача – патопсихологическая диагностика, помогающая уточнению медицинского диагноза. Ее отрасли – патопсихология, психогигиена и психофармакология. Патопсихология изучает закономерности изменения и распада психики. Психофармакология изучает влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека. Психопрофилактика и психогигиена разрабатывают систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей. Медицинская психология тесно взаимодействует с психотерапией как самостоятельной общемедицинской наукой. · Психофизиология изучает связь психических явлений и поведения человека с работой организма и ЦНС. Понятие психики и представления о психических процессах. ПСИХИКА (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Психика – свойство мозга отражать объективную реальность и регулировать индивидуальное поведение. Психикой обозначают совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией. Основные функции психики – когнитивная, регулятивная, коммуникативная.
Методы исследования в психологии – тест, опрос, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности. Психодиагностика. · Метод - это способ достижения результатов в познании объекта и предмета изучения. · Метод - это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельность, качеств личности и прочих необходимых для психолога аспектов изучения человека. · Методология – система принципов организации теоретической и практической деятельности. Основные методы исследования
Дополнительные методы исследования в психологии
Контрольные тесты
1. Первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию открыл: А) Гиппократ В) Х.Вольф С) А Маслоу D) В.Вундт Е) Р.Декарт
2. Основоположник термина «бихевиоризм» А) И.П.Павлов В) Аристотель С) С.Л.Рубинштейн D) Дж Уотсон Е) З.Фрейд
3. Методы исследования межличностных отношений в группе: А) Эксперимент В) Тесты С) Наблюдение D) Социометрия Е) Интервью
4. Эксперимент бывает: А) Лабораторный, естественный, констатирующий, формулирующий В) Внутренний, внешний С) Свободный, стандартизированный, скрытый D) Тест – опросник, тест – задание, тест - проективный Е) Устный, письменный, свободный, стандартизированный
5. Основные функции психики – это … А) Когнитивная, регулятивная, коммуникативная В) Отражение, чувства, эмоции С) Бихевиоризм, гештальттерапия, психоанализ D) Желание, склонность, влечение Е) Коммуникация, перцепция, интеракция
6. Термин «психология» стал широко известен благодаря: А) Гиппократ В) Х.Вольф С) А Маслоу D) В.Вундт Е) Р.Декарт
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |