Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческое значение бихевиоризма




· Бихевиоризм как течение в психологии явился протестом против психологии сознания, против структурализма Титчинера и в то же время против функционализма В. Джеймса;

· Оставаясь до середины 60-х гг. ведущим психологическим направлением в Америке, бихевиоризм дал психологии множество полезных идей и методик;

· Оказал сильнейшее влияние как на американские психологические и психотерапевтические школы, так и на всю науку психологию в целом;

· Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии.

Бихевиоризм
Достоинства Недостатки
1. Обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения в психологии и ввел в круг изучаемых явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований 1. Но потребность в расширении предмета изучения была отражена однобоко и неадекватно, так как игнорировалось сознание как объективная сущность
2. Исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии   2. Понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы
3. Обозначение задачи управления поведением человека, нацеленности научного исследования на связь с практическими задачами 3. Из-за механистической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо

 

3. Психоанализ (фрейдизм) - философское и психологическое учение о личности. Основоположник Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал, что основная роль в поведении принадлежит бессознательному и инстинктам. Годом зарождения психоанализа считается 1900 г. благодаря выходу книги «Толкование сновидений». Психоанализ включает в себя теорию и технику психологической терапии.

Центральное звено заключается в признании того, что движущими силами личности являются инстинктивные влечения (главным образом сексуальное и агрессивное). Так как удовлетворение этих влечений наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира (в первую очередь в виде различных социальных запретов), то они вытесняются из сознания, образуя область бессознательного, и проявляются в реальной жизни в виде оговорок, ошибочных действий, сновидений, произведений искусства и т. д.

Структура личности, по Фрейду, состоит из трех инстанций: Оно (Ид - Id), Я (Эго - Ego) и Сверх-Я (Супер-Эго - Super-Ego). «Оно» составляют биологические влечения, требующие непосредственного удовлетворения, которые блокируются инстанцией «Сверх-Я», своеобразным цензором личности. «Сверх-Я» формируется путем перевода во внутренний план личности социальных норм и ценностей, усваиваемых человеком в ходе его социализации. Конфликт между несовместимыми требованиями «Оно» и «Сверх-Я» разрешается инстанцией «Я». Ее функция состоит в приспособлении человека к реальности посредством выработки защитных механизмов: вытеснения, проекции, сублимации, регрессии и др. При недостаточной силе этих мер защиты возникают неврозы (неврастения, истерия или навязчивые состояния). З. Фрейд считал, что в основе неврозов лежат психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителям противоположного пола (Эдипов комплекс и комплекс Электры).


Структура личности по Фрейду:

· Сверх-Я (Super-Ego),

· Я (Ego),

· Оно (ID).

Топографическая модель сознания:

· Уровень сознания,

· Уровень предсознательного,

· Уровень бессознательного.


Соотношение структуры личности и топографической модели сознания

Лечение неврозов предполагает доведение до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний. Это достигается благодаря специальному эмоциональному контакту врача и больного - так называемому перенесению. Травмирующий конфликт в этом сеансе переживается пациентом заново, но в ослабленной форме, поддающейся рациональному анализу. Цель психоаналитической терапии состоит в переключении влечения от неприемлемого объекта на социально приемлемый. Приемы психоаналитической терапии включают анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, оговорок для выявления сексуально окрашенных образов и желаний, вскрытия их символического значения.

Фрейдизм значительно обогатил как психологию, так и психиатрию. Ввел в научный оборот целый ряд важных проблем: бессознательная мотивация, соотношение нормы и патологии психических явлений, защитные механизмы психики, роль сексуального фактора в психической жизни, сложное строение личности, влияние детских психотравм на дальнейшее поведение взрослого. Главный недостаток учения заключается в биологизации психической жизни, абсолютизации ее зависимости от врожденных влечений (либидо). За этим следует признание решающей роли бессознательного в поведении человека и его асоциальной природы, а далее - противопоставление личности и общества.

Бихевиоризм и психоанализ в первой половине прошлого века заняли господствующее положение в психологической науке и практике. Но оба направления претерпевали в течение всего столетия значительные трансформации. Новшества, вносимые в эти течения психологической мысли, в истории науки зафиксированы как следующий уровень их развития, обозначаемый приставкой «нео».

4. Гуманистическая психология возникла в США в середине ХХ столетия, противопоставив себя как альтернативу бихевиоризму и психоанализу. Основоположники Карл Роджерс и Абрахам Маслоу считали, что каждый человек может достигнуть максимально полной реализации своих способностей, если ему предоставить возможность самому выбирать свою судьбу и направить ее.

Главным предметом исследования здесь считается личность, рассматриваемая как уникальная целостная система. Эта система не заранее задана, а есть «открытая возможность». Философской основой этого направления выступает экзистенциализм (философия существования, от лат. exsistentia - существование). Представители нового направления видели личность как непрерывно развивающееся, устремленное в будущее, самоценное и самодостаточное явление. Человек, достигший уровня личности, стремится к самоактуализации, реализации своих потенций и способностей, достижению идеального «Я». Система мотивов личности обеспечивает не приспособление к среде, а рост собственного «Я».

Основные положения гуманистической психологии: 1) человек рассматривается в его целостности; 2) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее важен, чем статистические обобщения; 3) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя являются главной психологической реальностью; 4) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; 5) человек наделен потенциями к непрерывному развитию и саморегуляции, которые являются частью его природы; 6) человек обладает некоторой степенью свободы от внешней причинности (детерминации) благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; 7) человек - это активное, творческое существо.

Гуманистическая психология, противопоставив себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делавшим упор на зависимость личности от ее прошлого, считает главным в личности ее устремленность в будущее, к свободной реализации своей потенции, к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я». В клинической практике это реализуется через рассмотрение обращающегося к психотерапевту за помощью не как пациента, а как клиента, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его проблем. Психотерапевт выполняет только роль консультанта.

Однако понимание личности как самостоятельной единицы общества, исходно наделенной совокупностью определенных качеств, приводит гуманистическую психологию к принижению обусловленности личности социально-историческими факторами и приданию личности статуса субстанции.

Как основоположники гуманистической психологии признаны Гордон Оллпорт (1897-1967), Абрахам Маслоу (1908-1970), Карл Роджерс (1902-1987) - автор знаменитых «Я-концепции» и клиенто-ориентированной психотерапии.

Абрахам Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу.

Бихевиоризм и психоанализ избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких, как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны. Самая известная теория Маслоу ― теория мотивации, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является потребность в самоактуализации.

Развивая теорию мотивации, Маслоу уходит от жестко-заданой иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. На следующем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях» (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций. Развивая эти идеи, Маслоу приходит к пониманию ограниченности рамок гуманистической психологии и участвует в создании новой, «четвертой силы» ― трансперсональной психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.