Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Социально-экономическое и политическое положение Казахстана в начале ХХ века




Лекция № 15-16

Цель лекции: раскрыть социально-экономическое развитие Казахстана между двумя революциями.

Основные вопросы:

1.Социально-экономическое положение Казахстана в начале XX в.

2.Политическое развитие Казахстана.

3.Первая мировая война и ее влияние на Казастан.

4.Национально-освободительное восстание 1916 г.

5.Февральская революция Казахстане.

6.Культурная жизнь Казахстана в начале XX в.

В начале XX века обострились социальные проти­воречия в Российской империи, усилелась колониальная политика в Казахстане, особенно в аграрном вопросе. Активизиро­валось переселенческое движение. Территория Казахстана была раз­делена на переселенческие районы: Тургайско-Уральский, Семипа­латинский, Сырдарьинский, Семиреченский. Были созданы пере­селенческие управления, которые должны были выявлять "излишки" земель для создания "переселенческого фонда". Каждая казахская се­мья имела право на пользование наделом в 15 десятин земли, вся ос­тальная земля переходила в общественный земельный фонд, управ­ляемый министерством государственной собственности. Причем земли у казахов изымались в "пересе­ленческий фонд" без учета пастбищ, скотопрогонов, водопоев, а по­рой и вопреки сложившимся маршрутам кочевий, сознательно пере­крывая их в целях взимания платы за прогон скота. Также на террито­рии Казахстана находились казачьи войска: Оренбургское, Ураль­ское, Сибирское, Семиреченское, к началу XX века их численность составляла один миллион одиннадцать тысяч человек, и занимали они 15,6 млн га земли.

Новым этапом аграрных реформ в России стали так называемые "столыпинские реформы", суть которых заключалась в стремлении ставшего в 1906 году премьер-министром П. А. Столыпина создать в деревне прослойку аграрной буржуазии - кулаков. Согласно столыпинским реформам", крестьянам' разрешалось выходить из общины со своим наделом и образовывать хутора. Особое внимание Столы­пин уделял окраинам империи, в том числе и Казахстану - благопри­ятному для хлебопашества региону. Системой льгот поощрялось пе­реселение сюда крестьян из России и создание здесь кулацких хо­зяйств. Землеотводным организациям разрешалось выселять местных бедняков и селить вместо них крестьян-кулаков.

Переселенческое движение нарастало, по переписи 1897 года в Степ­ном крае русского населения было 20 %. а на 1 января 1917 года уже 42, в Туркестанском крае было 3,7, стало 7,9. В результате, если в 1893-1905 годах у казахов было изъято четыре миллиона десятин зем­ли, то в 1906-1912 годах - свыше 17 млн десятин, а всего к 1917 году было изъято более 45 млн десятин. В основном это были Семипала­тинская, Акмолинская, Уральская, Тургайская области,в в Семире­чье,. в Сырдарьинской области.

В начале XX века дальнейшее развитие в Казахстане получила горнодобывающая промышленность. В 1902 году здесь действовало 197 предприятий этой отрасли, в которой было занято 18 695 рабо­чих. Развивалась обрабатывающая промышленность, было 690 ее предприятий с числом рабочих 7297. Наи­более крупные предприятия того времени, это карагандинские уголь­ные шахты, цветная металлургия Восточного. Центрального Казах­стана, нефтепромыслы Урало-Эмбинского региона. Практически все они находились в руках иностранных предпринимателей, в основном английских, французских, американских. Так. председателем акцио­нерного общества "Спасских медных руд" был член английского пар­ламента Артур Фелл, вице-председателем - племянник французского президента Эрнест Жан Карно, Риддср и Экибастуз находились и концессии английской компании Русско-Азиатской корпорации, где были пложены капиталы будущего президента США Герберта Гуве­ра, английского финансиста Уркварта.По мере развития железнодорожного транспорта в Казахстане значительно выросло число железнодорожных рабочих, только в рай­оне Оренбургско-Ташкентской железной дороги, протяженностью в 1656 км, их численность превышала 30 тыс.. Положение рабочих было тяжелым, казахи составляли большую их часть, как правило, они не имели профессиональной квалификации и выполняли самые трудоемкие и наименее оплачиваемые работы, многие из них были сезонниками.

Казахстан был также местом ссылки политических и революционных деятелей России, эти люди иг­рали в социально-политической жизни края. Во второй по­ловине XIX века в Казахстане возник ряд народнических кружков, а в 1896 году в Атбасаре ссыльным рабочим с Урала А. Д. Ушаковым был организован первый марксистский кружок в Казахстане. В нача­ле XX века марксистские кружки появились в Акмолинске, Петро­павловске, Уральске, Кустанае, Семипалатинске, Верном и других го­родах. На их основе оформились организации РСДРП. Стали возни­кать профессиональные союзы. В 1905 году одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске, наиболее крупным являлся профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Наибольшим влиянием среди подобных организа­ций рабочих пользовался Русско-киргизский союз против капитала на Успенском руднике, которым руководили П. Топорнин, А. Байчагиров, С. Невзоров и другие.

Поводом к революционным выступлениям в Российской империи послужили события "кровавого воскресенья" 9 января 1905 года в Петербурге В феврале 1905 го­да в ряде населенных пунктов края - в Туркестане, Перовске, Джусалах, Шалкаре и других - состоялись выступления трудящихся в знак протеста против расправы над демонстрантами. Под воздействием рабочего движения Петербурга, Москвы и других городов России в Казахстане стали нарастать революционные настроения среди рабо­чих. В мае 1905 года прошли рабочие стачки в Верном и Кустанае.

Летом 1905 года протесты казахского населения приобрели более организованный и политический характер, во весь голос заявила о себе ка­захская национальная интеллигенция, бесспорным лидером которой стал Алихан Букейханов. Он принимал активное участие в Каркаралинском движении летом 1905 года, во время которого на Куяндинской ярмарке собрались представители казахского населения -более 14,5 тыс. человек из 31 волости и приняли петицию к царю, из­вестную как Каркаралинская.

Рабочие Казахстана поддержали Всероссийскую стачку, прошед­шую в октябре, стачечные комитеты были созданы на Успенском руд­нике, в Уральске, Кустанае, Перовске, Верном. 18-19 октября состоя­лись массовые политические стачки в Оренбурге, 25 октября полити­ческая демонстрация в Омске, 16-28 ноября забастовка почтово-те-леграфных служащих в Семипалатинске. К революционным выступ­лениям рабочих, крестьян, шаруа присоединились солдаты. 6-7 нояб­ря протест против антинародных действий выразили солдаты Запад­носибирского полка, а 21 ноября солдаты Жаркентского гарнизона. Самым крупным выступлением казахских и русских рабочих стала забастовка на Успенском руднике, где было занято более 300 рабо­чих, в том числе 265 казахов. Руководил забастовкой Русско-киргиз­ский союз против капитала. Ее поддержали рабочие Караганды. 6 декабря 1905 года рабочие составили петицию, содержавшую требования о повышении заработ­ной платы, улучшении условий труда и быта, отстранении чинивших произвол служащих. 10 декабря некоторые из этих требований были частично удовлетворены, забастовка пошла на убыль, по истечении 12 дней ее подавили, а организаторов арестовали.

В декабре 1905 года волнения прошли в Усть-Каменогорске, Павлодаре и других. Требования участников революционного движения становились все более политическими. В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся съезд казахов, который потребовал прекращения переселения в край, признания земли собствен­ностью казахского населения, свободы вероисповедания и равенства языков, развития образования на родном языке.

Число участников прошедшей 3 июля 1906 года крупной стачки рабочих в Семипалатинске достигает уже 500 человек. В это время наблюдается подъем крестьянского движения против колониальной аграрной политики,свой протест выразили крестьяне в Жаркентском, Аулие-Атинском, Чимкентском уездах, а также в ряде уездов Уральской и Тургайской волостей.

Революционные события в России происходили на протяжении около двух с половиной лет. Манифестом от 17 октября 1905 года в России, учреждалась Государственная дума.. I Государственная дума по своему составу была кадетско-либеральной и действовала с 27 апреля по 8 июля 1906 года, от Казахстана в нее было избрано девять депутатов: четыре - от казах­ского и пять - от русского населения. Особую остроту в Думе приоб­рел аграрный вопрос, который стал причиной ее роспуска. II Государ­ственная дума начала свою работу 20 февраля 1907 года, как и в пер­вой, основное внимание уделялось аграрному вопросу. По своему со­ставу она опять оказалась кадетско-либеральной. От Казахстана в ней было представлено 13 депутатов, в том числе пять - от казахского на­селения. Спад революционного движения позволил царю 3 июня 1907 года распустить II Думу. Это означало поражение революции.

Участие населения Казахстана в революционном движении 1905-1907 годов явилось большой школой, позволявшей обрести опыт в борьбе за национальное и социальное освобождение.

Национальное движение XX века в Казахстане ознаменовалось подъемом нацио­нального самосознания народа., но было неоднородным, возникали различные его течения, яд­ром которых стала национальная интеллигенция. Особое место в истории Казахстана того периода занимает дея­тельность видного политика, ученого, публициста А.Н. Букейханова (1866-1937). Он родился в Каркаралинском уезде Семипалатинской области, будучи потомком султанов Среднего жуза. Образование по­лучил сначала в Каркаралинской русско-казахской школе, затем в Омской гимназии и, наконец, в Петербургском лесотехническом ин­ституте. Учась на 3-м курсе института, в 1896 году он принял участие в экспедиции по обследованию Казахстана во главе с известным ис­следователем Ф. А. Щербиной. В ходе экспедиции А.Букейханов за­ложил основы планомерного изучения экономики, этнографии, куль­туры Казахстана. Неслучайно он вошел в состав редакцнонно-автор-ского коллектива издания "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества", особенно значимой оказалась его роль в состав­лении XVIII тома, посвященного Казахстану.

Назревание политического кризиса в Российской империи в нача­ле XX века, под­толкнуло либерально-демократическую интеллигенцию в лице таких известных представителей российской науки и культуры, как П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский. П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. И. Вернадский и других, создать партию российских либералов. 11-18 октября 1905 года в Москве состоялся учредительный съезд, где была создана Конституционно-демократическая партия. Делега­том этого съезда от Омска был А. Н. Букейханов. В декабре 1905 года по инициативе А. Букейханова в Уральске прошел съезд представите­лей пяти областей Казахстана, который решил создать казахский на­циональный филиал партии кадетов. Однако эта инициатива не на­шла поддержки ни в ЦК партии, ни на ее II съезде, так как кадеты считали Россию "единой и неделимой", а создание национальных филиалов якобы противоречило этой концепции. После того как был опубликован царский указ о выборах в I Госдуму, А. Букейханов включился в избирательную кампанию и стал ее депутатом. Но 9 июля 1906 года указом Николая II Первая дума была распущена, а А.Букейханов оказался в числе подписавших Выборгский манифест против роспуска Думы, за что был арестован. После освобождения из тюрьмы он поселился в Самаре, где работал статистом Донского земельного банка. В самарский период своей жизни он активно со­трудничал с издателями энциклопедии Ф. А. Брокгаузом и И.А. Ефроном, участвовал в выпуске 4-21-го томов. Опубликовал статью "Киргизы" ("Казахи") в сборнике "Формы национального движения в современных государствах" (СПб., 1910), посвященную этногенезу, культуре казахов, вопросам формирования и развития их государ­ства. Здесь он работал над историей Кенесары Касымова, опублико­вал очерк о жизни Абая. Темами научных публикаций А. Букейхано-ва стали: переселенческая и аграрная политика царизма в Казахста­не; хозяйственная, политическая и культурная жизнь казахов; вопро­сы будущего государственного устройства Казахстана; теоретические и правовые аспекты государственности. Публиковался он под псев­донимом "Кыр баласы" ("Сын степей").

А. Н. Букейханов вынашивал планы создания национально-демок­ратической партии, важную роль в общественно-политической жиз­ни он отводил печати. Так, решено было организовать общенацио­нальную газету, которая стала бы рупором общенациональной связи, возрождения народа, осознания им своей роли. 5 января 1913 года ге­нерал-губернатор Сухомлинов уведомил военного губернатора Уральской области, что "под редакторством" А. Байтурсынова "раз­решено издавать в г. Оренбурге еженедельную газету на киргизском языке под названием "Казак" ("Киргиз"). В программе издания газе­ты говорилось, что она включает в себя публикацию указаний и пра­вительственных распоряжений, освещение работы Государственной думы, "внешние и внутренние известия", публикацию статей "по ис­тории и быту киргиз", истории, этнографии, культуре казахского на­рода, освещение вопросов экономики, образования, просвещения в области медицины, гигиены, вопросов ветеринарии. Также была за­явлена в программе издания публикация корреспонденции и теле­грамм, местной хроники. Таким образом, ставя перед собой широкие культурно-просветительские задачи, редакция газеты выделила стерж­невой вопрос - это судьба и будущее казахов, была четко поставлена цель - "осуществлять пропаганду среди казахов - киргизов". Издате­ли газеты считали, что для сохранения самостоятельности народа "нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просве­щению и общей культуре; для этого мы обязаны первым делом за­няться развитием литературы на родном языке". У газеты "Казах" была большая читательская аудитория, ее читали во всех областях Казахстана, в частности в Тургайской, Семипалатинской, Уральской, Сырдарьинской, Семиреченской, Акмолинской. Кроме того, газета поступала в Фергану, Самарканд, Закаспийскую область, Уфу, Ка­зань, Томск, а также в Москву и Петербург.

Итак, местом издания газеты был выбран Оренбург, Газета имела название "Казак" (1913-1918), к работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. Прежде всего это известный поэт и прозаик М. Дулатов (1885-1935), издав­ший в 1909 году сборник стихов "Оян, казак,!" ("Пробудись, казах!"). Стихотворение, давшее название этой книге, стало манифестом угне­тенного народа и вызвало панику царских властей, конфисковавших весь ее тираж. М. Дулатову принадлежит роман "Бакытсыз Жамал" ("Несчастная Жамал"), вышедший в 1910 году и повествующий о тяжкой судьбе угнетенной казахской женшины. Изданы также сбор­ники его стихов "Азамат" (1913) и "Терме" (1915).

Редактором газеты "Казак" был поэт, переводчик, лингвист, педа­гог А. Байтурсынов. Вместе с А. Букейхановым инициатором созыва Казахского свет­ла в Уральске и создания национального филиала кадетской партии был потомок Абулхаира Б. Каратаев (1860-1934). Б. Каратаев полу­чил блестящее образование, окончив в 1890 году юридический фа­культет Петербургского университета. Будучи депутатом II Государ­ственной думы от Уральской области, Каратаев получил возмож­ность выступить в Госдуме 16 мая 1907 года.

Выразителями различных идейно-политических мнений и тече­ний среди национальной интеллигенции были уже названная газета «Казак" и журнал "Айкап" (1911-1915). Издателем и редактором "Айкап" был М. Сералии, в журнале сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Ка­ратаев, С. Торайгыров, С. Сейфуллин, В. Майлин. Объединяло эти из­дания то, что они выражали общенациональные идеи, отстаивали ин­тересы казахского народа в условиях его колониального положения. После революции 1905-1907 годов процесс переселения в Казах­стан значительно активизировался, что привело к резкому обостре­нию аграрного вопроса, усилению колониализма, и уже начало вто­рого десятилетия XX века вновь ознаменовалось выступлениями тру­дящихся против национального и социального гнета. В мае 1911 года прошла забастовка рабочих акционерного общества "Атбасарские медные рудники". 1912 год стал периодом нового подъема демокра­тического движения: состоялась стачка угольщиков Байконура, заба­стовки и митинги прошли в Семипалатинске, в Тургайском уезде, в Омске, Оренбурге, Петропавловске, Усть-Каменогорске, на промыс­лах Доссора и Эмбы.

1 августа 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну. Война легла тяжким бременем на плечи жителей Казахстана, она по­требовала мобилизации мужского населения на фронт. Под видом по­мощи семьям мобилизованных, казахи в принудительном порядке должны были работать в хозяйствах призванных российских пересе­ленцев. Были введены принудительная подписка на государственный заем и специальный военный налог.

В годы войны ухудшилось положение и крестьян-переселенцев. В марте 1915 года в Верненском, Лепсинском, Пржевальском уездах сельское население протестовало против роста цен, налогов и повин­ностей. Начались "бунты солдаток", призывники уклонялись от воин­ской повинности. Для наведения порядка применялась военная сила.. В первые дни войны в Казахстане было введено чрезвычайное военное положение, были запрещены собрания, стач­ки, забастовки, усилилась цензура, полицейский контроль. В особен­но тяжелом положении оказались рабочие предприятий, находив­шихся в собственности иностранных предпринимателей. На рудни­ках и шахтах рабочий день нередко длился 12-14 часов.В июне 1915 года забастовали рабочие Караганды, Экибастуза, Спасского завода, они требовали повышения заработной платы, улучшения условий труда. Летом 1916 года рабо­чее движение охватило Риддер, нефтепромыслы Эмбы, угольные копи Экибастуза, Байконура, Спасские медные рудники, Оренбургско-Ташкентскую и Транссибирскую железные дороги, промыслы и заводы Жезказгана, Успенска, Коунрада, Карсакпая и другие пред­приятия. К тому же в годы войны Казахстан стал местом размещения военнопленных. Так, в декабре 1914 года в центре Степного генерал-губернаторства находилось до 20 тыс. военнопленных различных на­циональностей. Они размещались в основном в северо-восточных районах Степного края и частично в специальных пунктах Турке­станского военного округа.

Участие России в войне способствовало усилению национально-колониального гнета в Казахстане и вызвало обострение всей сово­купности национальных и социальных противоречий. Политика ру­сификации, проводимая царским правительством, массовое пересе­ленческое движение в Казахстан и связанное с этим изъятие земель, а также произвол местных властей привели к национально-освободи­тельному движению 1916 года, охватившему Казахстан и всю Сред­нюю Азию. Поводом к восстанию послужил царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации "инородческого населения" для работ по созданию оборонительных сооружений в районах действующей ар­мии и на тыловые работы. Мобилизации подлежали мужчины в воз­расте от 19 до 43 лет, всего из Казахстана и Средней Азии должны были быть рекрутированы более 400 тыс. человек. К числу "инород­цев" относились казахи, кыргызы, узбеки, таджики, туркмены, дунга­не, уйгуры. От мобилизации освобождались те, кто состоял на государственной службе, занимавшие руководящие посты в местном уп­равлении, представители духовенства, учащиеся высших и средних учебных заведений, дворяне, почетные граждане. Это внесло некото­рый раскол в общенациональное движение, так как вышеперечислен­ные привилегированные слои казахского общества стали проводни­ками мобилизации. Как только был оглашен царский указ, начали со­ставлять списки призывников. Отсутствие у казахов метрических свидетельств послужило поводом для массового взяточничества и злоупотреблений.

Все эти обстоятельства спровоцировали массовые волнения. Постепенно эти стихийные выступления стали принимать организованный характер, их возглавили радикально настроенные лидеры. Руководителями восстания 1916 года были в Тургайской об­ласти А. Джангильдин и А. Иманов; в Уральской - С. Мендешев и А. Айтиев; на Мангыстау - Ж. Мынбаев; в Атбасаре - А. Майкутов; в Акмолинске - С. Сейфуллин; в Семиречье - Т. Бокин и Б. Ашекеев; в Сырдарьинской области - Т. Рыскулов. Иную линию заняла казах­ская интеллигенция, возглавляемая А. Букейхановым и объединив­шаяся вокруг газеты "Казак". Эти лидеры предлагали отложить мо­билизацию и провести ее после соответствующей подготовки, наде­ясь в случае победоносного окончания войны создать национальную автономию. С тем. чтобы избежать репрессий, они призывали не ока­зывать сопротивления властям. Свидетельством такой позиции яв­ляются материалы Частного совещания казахов Тургайской, Ураль­ской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей, со­стоявшегося 7 августа 1916 года в Оренбурге под председательством А. Букейханова.Появление в степи казачьих отрядов навело страх на мирное насе­ление огромного района, далее констатировалось в протоколе Част­ного совещания казахов. Киргизы, до того мирно ожидавшие приема призываемых, заволновались: местами, оставив все свое имущество, взяв на семью две решетки (кереге. - Г. К.) и кусок кошмы, откочева­ли на юг. Молодежь покинула аулы, выехала в степь и неизвестно, куда она направилась. Повсюду киргизы оставили поспевающий хлеб, скошенное сено остается в копнах, гниет и развевается ветром по степи. Хозяйству нанесен непоправимый ущерб, ибо со времени объявления о призыве никто хозяйственными делами не занимается. В Урджарской волости Лепсинекого уезда Семиреченской области киргизы, уходя неизвестно куда, потравили скотом весь хлеб и поко­сы. Вот такая картина предстает, судя по материалам Частного сове­щания казахов ряда областей Казахстана, проведенного в августе 1916 г.

Восстание охватило всю степь. Одним из центров стала Семиреченская область. Здесь после объявления царского указа в начале июля прошли съезды казахов ряда волостей Семиречья, на которых принимались решения об оказании вооруженного сопротивления. 17 июля в Туркестанском крае было введено военное положение. Крупные столкновения повстанцев с карателями произошли в урочи­ще Асы, в Каркаре, в урочище Самсы. в районах Кастека, Нарынкола, Чарына, Курама. В середине августа восстание охватило почти все волости Семиреченской области. Для его подавления было направле­но 95 рот солдат, 24 сотни казаков, 16 орудий и 47 пулеметов. Не­смотря на героическое сопротивление, восстание было подавлено к октябрю 1916 года. Производились массовые аресты, действовали военно-полевые суды. Каратели расправлялись не только с повстан­цами, но и с мирным населением, были уничтожены десятки аулов. Более 300 тыс. казахов и кыргызов откочевало в Китай.

Восстание вспыхнуло также и в Сырдарьинской области, здесь продолжительными были выступления повстанцев в Аулие-Атин-ском, Чимкентском уездах, но к концу сентября они были жестоко по­давлены, а отдельные отряды откочевали в Тургайскую область. Жес­токие бои с карателями вели повстанцы в Семипалатинской и Акмо­линской областях. Особенно ожесточенные столкновения проис­ходили в сентябре-октябре 1916 года в Зайсанском, Усть-Каменогор­ском, Каркаралинском. Акмолинском, Атбасарском уездах. К концу октября восстание было подавлено. Массовые выступления также имели место на западе Казахстана в Уральской области, упорное со­противление оказывали повстанцы в Гурьевском и Темирском уездах.

Массовым, упорным и организованным было восстание в Тургайской области, охватившее все ее уезды. По мере нарастания освобо­дительного движения ханом Тургайского очага восстания был избран Абдигапар Жанбосынов, потомок авторитетного в народе Нияз-бия. Главнокомандующим - сардарбеком повстанцев был назначен внук знаменитого батыра Имана - сподвижника Кенесары-хана Амангельды Иманов (1873-1919). Одним из руководителей восстания в дан­ном регионе также был уроженец этих мест Алиби Джангильдин. В отрядах восставших была введена строгая дисциплина, десятич­ный порядок их построения. В Тургайскую степь стекались повстанцы из других областей Казахстана - Сырдарьинской, Акмолинской, Семипалатинской, в октябре 1916 года здесь их насчитывалось около 50 тыс. На подавление восстания в Тургайскую степь был направлен экспедиционный корпус в составе 17 стрелковых рот, 18 казачьих со­тен, 4 кавалерийских эскадронов, 18 орудий, 10 пулеметов. 22 октяб­ря повстанцы начали осаду Тургая, однако взять его не удалось, так как сюда прибыл карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лаврен­тьева. Война приобрела партизанский характер, основная масса по­встанцев сосредоточилась в 150 км от Тургая в урочище Батпаккара, где был создан совет по руководству военными действиями, управле­нию контролируемыми районами. Отсюда совершались рейды про­тив карателей. Восстание продолжалось до 1917 года и слилось с со­бытиями Февральской революции.Восстание 1916 года является составной частью освободительно­го движения казахского народа, его национально-освободительной борьбы.

27 февраля 1917 года в России произошла буржуазно-демократи­ческая революция, власть перешла в руки Временного правительства. В Казахстане прошли митинги и собра­ния в поддержку революции. Революция возродила надежды на ре­шение возвращение всего изъятого колониза­цией, самостоятельного национального устройства. Начался процесс отстранения от власти чиновников' колониальной администрации. В марте были арестованы вице-губернатор Уральской области, гене­рал-губернатор Западной Сибири, губернатор Тургайской области, ряд уездных начальников и чинов жандармерии в Уральске, Омске. Петропавловске. Оренбурге. 30 марта был отстранен от должности и арестован генерал-губернатор Туркестана. Аналогичные действия были в ряде уездов Семиреченской и Семипалатинской областей.

В марте 1917 года повсеместно сформировались местные органы Временного правительства - областные и уездные, а затем волост­ные, аульные, сельские, станичные исполнительные комитеты. Представители казахской национальной интеллигенции были назначены комиссарами Временного правительства: А. Букейханов по Тургайской области, М. Тынышпаев по Семиречью, М. Шокай в Туркеста­не. Опорой Временного правительства были также областные и уезд­ные казахские комитеты. В казачьих станицах Сибирского, Оренбург­ского, Уральского, Семиреченского казачьих войск были образованы казачьи комитеты. В поддержку Временного правительства создава­лись мусульманские, татарские комитеты, курултаи.

В марте 1917 года активную деятельность в крае развернули соци­ал-демократы большевики, чьи организации действовали практичес­ки во всех областях и уездах. Второй реальной властью в Казахстане стали советы как органы народной власти. В марте-апреле 1917 года в крае было создано более 25 Советов рабочих, крестьянских, солдат­ских депутатов. Руководящую роль в большинстве Советов играли социал-демократы меньшевики и эсеры.

В этих условиях с целью решить самые насущные вопросы Казах­стана - аграрный, национальный, государственного строительства в создавшейся ситуации лидеры национально-демократического дви­жения стали проводить областные съезды. 2-8 апреля в Оренбурге проходил областной Тургайский съезд, в работе которого участвова­ло более 300 человек. 19-22 апреля в Уральске работал Уральский областной съезд, где собралось более 800 человек. Съезды также со­стоялись.в Акмолинске, Семипалатинске, Верном. Была подготовле­на почва для созыва Всеказахского съезда.

Временное правительство предпринимало робкие шаги для урегу­лирования ситуации в Казахстане. 20 марта 1917 года специальным декретом было объявлено об отмене всяких ограничений в правах граждан России(к вероисповеда­нию, национальности.) Была объявлена амнистия участникам восста­ния 1916 года, принято решение об оказании помощи населению Семиреченской области, пострадавшему во время этого восстания. Рас­смотрен вопрос о возвращении мобилизованных по указу от 25 июня 1916 года в рабочие дружины. Но в главном, в земельном вопросе, вопросе национально-территориального устройства политика оста­валась прежней, как и при самодержавии. Временное правительство продолжало участие в мировой войне, решение аграрного вопроса откладывалось до созыва Учредительного собрания, не было даже декларировано о праве наций на самоопределение. На местах сохранялся и функционировал колониальный аппарат. Продолжалась прак­тика национальной дискриминации, прежней великодержавной поли­тики, сохранялись переселенческие управления. Такая политика Вре­менного правительства создавала предпосылки углубления револю­ционного процесса. Происходила политическая поляризация казах­ского общества, которая оживилась после возвращения на родину около 150 тыс. участников тыловых работ и фронтовиков.

Февральская революция не оправдала надежд как национальной интеллигенции в лице А. Букейханова и его соратников, так и резко активизировавших свою деятельность социал-демократов. К маю 1917 года А. Букейханов объявил о своем выходе из партии кадетов, поскольку во Временное правительство в основном входили кадеты и это правительство занимало консервативную позицию по жизненно важным для Казахстана вопросам

После февральской буржуазно-демократической революции, появились органы власти Временного правительства, возникли органы по классововму, социальному признаку- Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. И, были образованы национальные органы власти, направленные на создание казахского национально-государственного образования в форме автономии, решение аграрного вопроса, вопросов образования, суда, религии и т.п. Это были казахские комитеты, которые появи лись во многих областях сразу после ликвидации царского админис­тративного аппарата на местах. Прошедшие весной 1917 года област­ные съезды казахов узаконили факт существования казахских коми­тетов.

Взаимоотношения органов Временного правительства с казахски­ми комитетами носили двоякий характер острые разногласия между ка­захскими комитетами и органами Временного правительства вызыва­ло сохранение органов переселенческого управления и игнорирова­ние требований казахов в области аграрных отношений. Казахские комитеты ставили вопросы о прекращении, деятельности переселен­ческих управлений, запрете изъятия земли, расширении прав земле­пользования казахами. Казахские комитеты сотрудничали с другими комитетами и общественными движениями, например с Советами. Но случаи сотрудничества казахских комитетов и Сове­тов были редки, чтобы говорить о них как о тенденции.

Таким образом, создание казахских комитетов после Февральской буржуазно-демократической революции стало первой реальной по­пыткой решения вопроса национально-государственного устройства в Казахстане в противовес унитаристским идеям Временного прави­тельства.

В некоторых областях установилось троевластие:советы, исполнительные комитеты Временного правительства и му­сульманские организации. И если две первые.власти в видоизменен­ной форме проводили прежнюю политику, мало затрагивающую ин­тересы местного населения, то последние, возглавляемые националь­ной интеллигенцией, отражали волнующие коренных жителей про­блемы.

Весной и летом 1917 года в Казахстане стали возникать рабочие, революционно-демократические молодежные организации, полити­ческие партии. В частности, в то время образовались Союз мусуль­манских рабочих в Верном, Рабочий союз в Джаркенте. Союз му­сульманских трудящихся в Туркестанском крае. Было создано около двадцати организаций и кружков, объединявших интеллигенцию, учащуюся молодежь, учителей, среди них были: "Жас казак" в Акмо­линске, во главе с С. Сейфуллиным; "Революционный союз казах­ской молодежи" в Мерке Аулиеатинского уезда, руководимый Т. Рыскуловым; "Жас журек" на Спасском заводе; "Совет демократической учащейся молодежи" в Омске; "Талап" в Петропавловске; "Жанар" в Семипалатинске.

21-28 июля 1917 года в Оренбурге состоялся Первый Всеказах­ский съезд, на который прибыли делегаты от Акмолинской, Семи­палатинской, Уральской, Семиреченской, Ферганской областей и Букеевского ханства. Председателем съезда был X. Досмухамедов. Съезд рассмотрел 14 вопросов: форма государственного управления; автономия в казахских областях- земельный вопрос; народная мили­ция; земство: просвещение; суд; религия; женский вопрос; подготов­ка в учредительное собрание депутатов из казахских областей; Всероссийский мусульманский съезд "Шура-и-Ислами"; казахская поли­тическая партия; о положении в Семиреченской области; о посылке казахов на съезд федералистов всей России, а также в учебную ко­миссию. По всем вопросам были приняты конструктивные резолю­ции национально-демократического содержания. На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию "Алаш".

Программа "Алаш" была составлена А. Букейхановым. А. Бай-турсыновым, М. Дулатовым. И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым, А. Бир-мекановым. Она состояла из десяти параграфов и была опубликована в газете "Казак" 21 ноября 1917 года. В программе партии говори­лось о том, что Россия должна стать демократической, федеративной республикой. Субъекты федерации "автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах". Государственное устрой­ство России должно включать Учредительное собрание. Государ­ственную думу. Президента. Совет министров. Выборы органов госу­дарственной власти должны быть прямыми, равными, тайными. Ав­тономия казахов на принципах равенства с другими народами феде­рации. Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Ре­лигия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом, суд каждого народа должен быть сообразен обычаям. Партия "Алаш" ставила задачи: создания войск для защиты народа, социаль­ного партнерства, поддержки неимущих слоев населения, развития народного образования; решения аграрного вопроса. Вес это предпо­лагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов. Печатным органом партии стала газета "К,азак", выходившая в Орен­бурге до января 1918 года, затем ее сменила газета "Сары Аркд", так­же издавался журнал "Абай". Лидером партии стал А. Букейханов. в нее входили представители научной и творческой интеллигенции. А. Байтурсынов, М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, X. Габбасов. Ж. и X. Досмухамедовы и другие.

14 марта 1917 года на юге Казахстана была создана организация "Шура-и-Ислами" ("Совет сторонников ислама'), среди лидеров ко­торой были М. Абдурашидханов, М. Шокай и другие. Идеология "Шура-и-Ислами" базировалась на идее консолидации тюркомусульманских народов и достижения ими национального самоопреде­ления. Она отражала интересы коренного населения. По ее инициа­тиве 16 апреля в Ташкенте открылся Всетуркестанский курултай мусульман, на котором присутствовали представители казахов, узбеков, туркмен и других народов Туркестана, всего более 150 делегатов. Председателем съезда был М. Абдурашидханов, среди сопредседате­лей был С. Лапин, а среди секретарей М. Шокай. Главным вопросом на съезде был вопрос об отношении к Временному правительству и об управлении Туркестаном в сложившихся после свержения само­державия условиях. Съезд поддержал Временное правительство и выдвинул идею о том, чтобы Россия стала федеративной, демократи­ческой парламентской республикой во главе с президентом и Учре­дительным собранием и предоставлением автономии областям, в том числе и Туркестану. Была также поставлена задача создания всеоб­щей Туркестанской мусульманской организации - Туркестанского мусульманского совета (Краймуссовета). 12 июня 1917 года такая организация была сформирована, а председателем Краймуссовета стал М. Шокай. Эта организация стремилась к тесному союзу с поли­тическими силами национально-демократического характера, в част­ности, ее члены сотрудничали с партией "Алаш". Вместе с тем "Шу­ра-и-Ислами" 2 ноября 1917 года приняла решение о непризнании советской власти. Вследствие усилий "Шура-и-Ислами" на IV Чрез­вычайном краевом мусульманском съезде в ноябре 1917 года была создана Кокандская автономия. Таким образом, данная организация выступала за национально-религиозную автономию тюрко-мусульманских народов. Она имела свой одноименный печатный орган, который в июле заменила газета "Кенгаш" ("Совет"), на ее страницах пропагандировалась идея тюркской федерации. После того как в начале 1918 года пала Кокандская автономия, организация "Шура-и-Исла­ми" распалась.

Фактически после Февральской революции в Казахстане возник­ли следующие политические силы, отражавшие интересы коренного населения: "Алаш" - партия национальной демократической интел­лигенции, "Уш-Жуз" - партия радикально, пробольшевистски на­строенных слоев населения и "Шура-и-Ислами" - организация исла­мизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях "чистого ислама", а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагма­тизмом. Это привело к тому, что "Шура-и-Ислами" первоначально объединяла эти два направления, но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация "чисто­го ислама" "Шура-и-Улема". Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С. Лапиным стояли на позициях "осушествления закон­ных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто му­сульманских принципах и началах шариата"

В ноябре 1917 года в газете "Сары Арка" сообщалось о создании самостоятельной социа­листической партии "Уш-Жуз". Основателем ее стал Мукан Айтпенов. Но М. Айтпенов был сторонником партии "Алаш", и это приве­ло к расколу в рядах "Уш-Жуз" и уходу М. Айтпенова с поста предсе­дателя ЦК партии. Данная партия действовала главным образом в се­веро-восточных областях Казахстана, ЦК находился в Омске, печат­ным органом была газета "Уш-Жуз". которая начала выходить в де­кабре 1917 года в Петропавловске. Во втором номере газеты 24 де­кабря были опубликованы программные тезисы партии.

"Уш-Жуз", судя по этим тезисам, расходилась с "Алаш" по ключе­вым проблемам. Относительно характера автономии казахских обла­стей "Уш-Жуз" была за тюрко-татарскую федерацию, аргументируя это кровным родством тюркских народов, но это была лишь полити­ческая декларация. По вопросу о земле "Уш-Жуз" выступала против муниципализации земли, предложенной "Алаш", но тезисы "Уш-Жуз" не содержали альтернативной формы землеустройства, кроме требования в духе большевистского лозунга "Вся земля крестьянам!" В вопросе взаимоотношения религии и государства "Уш-Жуз" была за включение "справедливых требований шариата в закон казахского суда", отказавшись от его жестких мер.

Кроме этого, "Уш-Жуз" противопоставляла себя "Алаш", "тяго­теющей к кадетам", в программных тезисах ее отмечалось, что она при­держивается политической платформы социалистов-революционеров.

После отставки М. Айтпенова и с приходом к руководству пар­тией Кольбая Тогусова, представлявшего непримиримое левое крыло "Уш-Жуз", к весне 1918 года партия приняла сторону большевиков. Таким образом, по мере поляризации политических сил в Казахстане "Уш-Жуз" все более и более стала смыкаться с большевиками и про­тивопоставляла себя партии "Алаш", выступила против создания Алаш-Орды. Во время гражданской войны в марте 1919 года был каз­нен как советский деятель К. Тогусов. С потерей лидеров партия "Уш-Жуз" прекратила свое существование.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие отличительные черты у партии «Алаш» и «Уш-Жуз»?

2.Какие партии возникли после Февральской революции в Казахстане?

3.Когда состоялся I съезд партии «Алаш»?

4.В чем расхождения между лидерами партии «Алаш»?

5.Какие причины побудили алашордынцев принять предложенную большевиками идею советской автономии?

6.Что говорилось в постановлении ВЦИК 1919 г. о членах Алаш-Орды?

Литература: /18/, /34/




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.