КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема. Социально-экономическое и политическое положение Казахстана в начале ХХ века
Лекция № 15-16 Цель лекции: раскрыть социально-экономическое развитие Казахстана между двумя революциями. Основные вопросы: 1.Социально-экономическое положение Казахстана в начале XX в. 2.Политическое развитие Казахстана. 3.Первая мировая война и ее влияние на Казастан. 4.Национально-освободительное восстание 1916 г. 5.Февральская революция Казахстане. 6.Культурная жизнь Казахстана в начале XX в. В начале XX века обострились социальные противоречия в Российской империи, усилелась колониальная политика в Казахстане, особенно в аграрном вопросе. Активизировалось переселенческое движение. Территория Казахстана была разделена на переселенческие районы: Тургайско-Уральский, Семипалатинский, Сырдарьинский, Семиреченский. Были созданы переселенческие управления, которые должны были выявлять "излишки" земель для создания "переселенческого фонда". Каждая казахская семья имела право на пользование наделом в 15 десятин земли, вся остальная земля переходила в общественный земельный фонд, управляемый министерством государственной собственности. Причем земли у казахов изымались в "переселенческий фонд" без учета пастбищ, скотопрогонов, водопоев, а порой и вопреки сложившимся маршрутам кочевий, сознательно перекрывая их в целях взимания платы за прогон скота. Также на территории Казахстана находились казачьи войска: Оренбургское, Уральское, Сибирское, Семиреченское, к началу XX века их численность составляла один миллион одиннадцать тысяч человек, и занимали они 15,6 млн га земли. Новым этапом аграрных реформ в России стали так называемые "столыпинские реформы", суть которых заключалась в стремлении ставшего в 1906 году премьер-министром П. А. Столыпина создать в деревне прослойку аграрной буржуазии - кулаков. Согласно столыпинским реформам", крестьянам' разрешалось выходить из общины со своим наделом и образовывать хутора. Особое внимание Столыпин уделял окраинам империи, в том числе и Казахстану - благоприятному для хлебопашества региону. Системой льгот поощрялось переселение сюда крестьян из России и создание здесь кулацких хозяйств. Землеотводным организациям разрешалось выселять местных бедняков и селить вместо них крестьян-кулаков. Переселенческое движение нарастало, по переписи 1897 года в Степном крае русского населения было 20 %. а на 1 января 1917 года уже 42, в Туркестанском крае было 3,7, стало 7,9. В результате, если в 1893-1905 годах у казахов было изъято четыре миллиона десятин земли, то в 1906-1912 годах - свыше 17 млн десятин, а всего к 1917 году было изъято более 45 млн десятин. В основном это были Семипалатинская, Акмолинская, Уральская, Тургайская области,в в Семиречье,. в Сырдарьинской области. В начале XX века дальнейшее развитие в Казахстане получила горнодобывающая промышленность. В 1902 году здесь действовало 197 предприятий этой отрасли, в которой было занято 18 695 рабочих. Развивалась обрабатывающая промышленность, было 690 ее предприятий с числом рабочих 7297. Наиболее крупные предприятия того времени, это карагандинские угольные шахты, цветная металлургия Восточного. Центрального Казахстана, нефтепромыслы Урало-Эмбинского региона. Практически все они находились в руках иностранных предпринимателей, в основном английских, французских, американских. Так. председателем акционерного общества "Спасских медных руд" был член английского парламента Артур Фелл, вице-председателем - племянник французского президента Эрнест Жан Карно, Риддср и Экибастуз находились и концессии английской компании Русско-Азиатской корпорации, где были пложены капиталы будущего президента США Герберта Гувера, английского финансиста Уркварта.По мере развития железнодорожного транспорта в Казахстане значительно выросло число железнодорожных рабочих, только в районе Оренбургско-Ташкентской железной дороги, протяженностью в 1656 км, их численность превышала 30 тыс.. Положение рабочих было тяжелым, казахи составляли большую их часть, как правило, они не имели профессиональной квалификации и выполняли самые трудоемкие и наименее оплачиваемые работы, многие из них были сезонниками. Казахстан был также местом ссылки политических и революционных деятелей России, эти люди играли в социально-политической жизни края. Во второй половине XIX века в Казахстане возник ряд народнических кружков, а в 1896 году в Атбасаре ссыльным рабочим с Урала А. Д. Ушаковым был организован первый марксистский кружок в Казахстане. В начале XX века марксистские кружки появились в Акмолинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае, Семипалатинске, Верном и других городах. На их основе оформились организации РСДРП. Стали возникать профессиональные союзы. В 1905 году одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске, наиболее крупным являлся профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Наибольшим влиянием среди подобных организаций рабочих пользовался Русско-киргизский союз против капитала на Успенском руднике, которым руководили П. Топорнин, А. Байчагиров, С. Невзоров и другие. Поводом к революционным выступлениям в Российской империи послужили события "кровавого воскресенья" 9 января 1905 года в Петербурге В феврале 1905 года в ряде населенных пунктов края - в Туркестане, Перовске, Джусалах, Шалкаре и других - состоялись выступления трудящихся в знак протеста против расправы над демонстрантами. Под воздействием рабочего движения Петербурга, Москвы и других городов России в Казахстане стали нарастать революционные настроения среди рабочих. В мае 1905 года прошли рабочие стачки в Верном и Кустанае. Летом 1905 года протесты казахского населения приобрели более организованный и политический характер, во весь голос заявила о себе казахская национальная интеллигенция, бесспорным лидером которой стал Алихан Букейханов. Он принимал активное участие в Каркаралинском движении летом 1905 года, во время которого на Куяндинской ярмарке собрались представители казахского населения -более 14,5 тыс. человек из 31 волости и приняли петицию к царю, известную как Каркаралинская. Рабочие Казахстана поддержали Всероссийскую стачку, прошедшую в октябре, стачечные комитеты были созданы на Успенском руднике, в Уральске, Кустанае, Перовске, Верном. 18-19 октября состоялись массовые политические стачки в Оренбурге, 25 октября политическая демонстрация в Омске, 16-28 ноября забастовка почтово-те-леграфных служащих в Семипалатинске. К революционным выступлениям рабочих, крестьян, шаруа присоединились солдаты. 6-7 ноября протест против антинародных действий выразили солдаты Западносибирского полка, а 21 ноября солдаты Жаркентского гарнизона. Самым крупным выступлением казахских и русских рабочих стала забастовка на Успенском руднике, где было занято более 300 рабочих, в том числе 265 казахов. Руководил забастовкой Русско-киргизский союз против капитала. Ее поддержали рабочие Караганды. 6 декабря 1905 года рабочие составили петицию, содержавшую требования о повышении заработной платы, улучшении условий труда и быта, отстранении чинивших произвол служащих. 10 декабря некоторые из этих требований были частично удовлетворены, забастовка пошла на убыль, по истечении 12 дней ее подавили, а организаторов арестовали. В декабре 1905 года волнения прошли в Усть-Каменогорске, Павлодаре и других. Требования участников революционного движения становились все более политическими. В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся съезд казахов, который потребовал прекращения переселения в край, признания земли собственностью казахского населения, свободы вероисповедания и равенства языков, развития образования на родном языке. Число участников прошедшей 3 июля 1906 года крупной стачки рабочих в Семипалатинске достигает уже 500 человек. В это время наблюдается подъем крестьянского движения против колониальной аграрной политики,свой протест выразили крестьяне в Жаркентском, Аулие-Атинском, Чимкентском уездах, а также в ряде уездов Уральской и Тургайской волостей. Революционные события в России происходили на протяжении около двух с половиной лет. Манифестом от 17 октября 1905 года в России, учреждалась Государственная дума.. I Государственная дума по своему составу была кадетско-либеральной и действовала с 27 апреля по 8 июля 1906 года, от Казахстана в нее было избрано девять депутатов: четыре - от казахского и пять - от русского населения. Особую остроту в Думе приобрел аграрный вопрос, который стал причиной ее роспуска. II Государственная дума начала свою работу 20 февраля 1907 года, как и в первой, основное внимание уделялось аграрному вопросу. По своему составу она опять оказалась кадетско-либеральной. От Казахстана в ней было представлено 13 депутатов, в том числе пять - от казахского населения. Спад революционного движения позволил царю 3 июня 1907 года распустить II Думу. Это означало поражение революции. Участие населения Казахстана в революционном движении 1905-1907 годов явилось большой школой, позволявшей обрести опыт в борьбе за национальное и социальное освобождение. Национальное движение XX века в Казахстане ознаменовалось подъемом национального самосознания народа., но было неоднородным, возникали различные его течения, ядром которых стала национальная интеллигенция. Особое место в истории Казахстана того периода занимает деятельность видного политика, ученого, публициста А.Н. Букейханова (1866-1937). Он родился в Каркаралинском уезде Семипалатинской области, будучи потомком султанов Среднего жуза. Образование получил сначала в Каркаралинской русско-казахской школе, затем в Омской гимназии и, наконец, в Петербургском лесотехническом институте. Учась на 3-м курсе института, в 1896 году он принял участие в экспедиции по обследованию Казахстана во главе с известным исследователем Ф. А. Щербиной. В ходе экспедиции А.Букейханов заложил основы планомерного изучения экономики, этнографии, культуры Казахстана. Неслучайно он вошел в состав редакцнонно-автор-ского коллектива издания "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества", особенно значимой оказалась его роль в составлении XVIII тома, посвященного Казахстану. Назревание политического кризиса в Российской империи в начале XX века, подтолкнуло либерально-демократическую интеллигенцию в лице таких известных представителей российской науки и культуры, как П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский. П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. И. Вернадский и других, создать партию российских либералов. 11-18 октября 1905 года в Москве состоялся учредительный съезд, где была создана Конституционно-демократическая партия. Делегатом этого съезда от Омска был А. Н. Букейханов. В декабре 1905 года по инициативе А. Букейханова в Уральске прошел съезд представителей пяти областей Казахстана, который решил создать казахский национальный филиал партии кадетов. Однако эта инициатива не нашла поддержки ни в ЦК партии, ни на ее II съезде, так как кадеты считали Россию "единой и неделимой", а создание национальных филиалов якобы противоречило этой концепции. После того как был опубликован царский указ о выборах в I Госдуму, А. Букейханов включился в избирательную кампанию и стал ее депутатом. Но 9 июля 1906 года указом Николая II Первая дума была распущена, а А.Букейханов оказался в числе подписавших Выборгский манифест против роспуска Думы, за что был арестован. После освобождения из тюрьмы он поселился в Самаре, где работал статистом Донского земельного банка. В самарский период своей жизни он активно сотрудничал с издателями энциклопедии Ф. А. Брокгаузом и И.А. Ефроном, участвовал в выпуске 4-21-го томов. Опубликовал статью "Киргизы" ("Казахи") в сборнике "Формы национального движения в современных государствах" (СПб., 1910), посвященную этногенезу, культуре казахов, вопросам формирования и развития их государства. Здесь он работал над историей Кенесары Касымова, опубликовал очерк о жизни Абая. Темами научных публикаций А. Букейхано-ва стали: переселенческая и аграрная политика царизма в Казахстане; хозяйственная, политическая и культурная жизнь казахов; вопросы будущего государственного устройства Казахстана; теоретические и правовые аспекты государственности. Публиковался он под псевдонимом "Кыр баласы" ("Сын степей"). А. Н. Букейханов вынашивал планы создания национально-демократической партии, важную роль в общественно-политической жизни он отводил печати. Так, решено было организовать общенациональную газету, которая стала бы рупором общенациональной связи, возрождения народа, осознания им своей роли. 5 января 1913 года генерал-губернатор Сухомлинов уведомил военного губернатора Уральской области, что "под редакторством" А. Байтурсынова "разрешено издавать в г. Оренбурге еженедельную газету на киргизском языке под названием "Казак" ("Киргиз"). В программе издания газеты говорилось, что она включает в себя публикацию указаний и правительственных распоряжений, освещение работы Государственной думы, "внешние и внутренние известия", публикацию статей "по истории и быту киргиз", истории, этнографии, культуре казахского народа, освещение вопросов экономики, образования, просвещения в области медицины, гигиены, вопросов ветеринарии. Также была заявлена в программе издания публикация корреспонденции и телеграмм, местной хроники. Таким образом, ставя перед собой широкие культурно-просветительские задачи, редакция газеты выделила стержневой вопрос - это судьба и будущее казахов, была четко поставлена цель - "осуществлять пропаганду среди казахов - киргизов". Издатели газеты считали, что для сохранения самостоятельности народа "нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре; для этого мы обязаны первым делом заняться развитием литературы на родном языке". У газеты "Казах" была большая читательская аудитория, ее читали во всех областях Казахстана, в частности в Тургайской, Семипалатинской, Уральской, Сырдарьинской, Семиреченской, Акмолинской. Кроме того, газета поступала в Фергану, Самарканд, Закаспийскую область, Уфу, Казань, Томск, а также в Москву и Петербург. Итак, местом издания газеты был выбран Оренбург, Газета имела название "Казак" (1913-1918), к работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. Прежде всего это известный поэт и прозаик М. Дулатов (1885-1935), издавший в 1909 году сборник стихов "Оян, казак,!" ("Пробудись, казах!"). Стихотворение, давшее название этой книге, стало манифестом угнетенного народа и вызвало панику царских властей, конфисковавших весь ее тираж. М. Дулатову принадлежит роман "Бакытсыз Жамал" ("Несчастная Жамал"), вышедший в 1910 году и повествующий о тяжкой судьбе угнетенной казахской женшины. Изданы также сборники его стихов "Азамат" (1913) и "Терме" (1915). Редактором газеты "Казак" был поэт, переводчик, лингвист, педагог А. Байтурсынов. Вместе с А. Букейхановым инициатором созыва Казахского светла в Уральске и создания национального филиала кадетской партии был потомок Абулхаира Б. Каратаев (1860-1934). Б. Каратаев получил блестящее образование, окончив в 1890 году юридический факультет Петербургского университета. Будучи депутатом II Государственной думы от Уральской области, Каратаев получил возможность выступить в Госдуме 16 мая 1907 года. Выразителями различных идейно-политических мнений и течений среди национальной интеллигенции были уже названная газета «Казак" и журнал "Айкап" (1911-1915). Издателем и редактором "Айкап" был М. Сералии, в журнале сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, С. Торайгыров, С. Сейфуллин, В. Майлин. Объединяло эти издания то, что они выражали общенациональные идеи, отстаивали интересы казахского народа в условиях его колониального положения. После революции 1905-1907 годов процесс переселения в Казахстан значительно активизировался, что привело к резкому обострению аграрного вопроса, усилению колониализма, и уже начало второго десятилетия XX века вновь ознаменовалось выступлениями трудящихся против национального и социального гнета. В мае 1911 года прошла забастовка рабочих акционерного общества "Атбасарские медные рудники". 1912 год стал периодом нового подъема демократического движения: состоялась стачка угольщиков Байконура, забастовки и митинги прошли в Семипалатинске, в Тургайском уезде, в Омске, Оренбурге, Петропавловске, Усть-Каменогорске, на промыслах Доссора и Эмбы. 1 августа 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну. Война легла тяжким бременем на плечи жителей Казахстана, она потребовала мобилизации мужского населения на фронт. Под видом помощи семьям мобилизованных, казахи в принудительном порядке должны были работать в хозяйствах призванных российских переселенцев. Были введены принудительная подписка на государственный заем и специальный военный налог. В годы войны ухудшилось положение и крестьян-переселенцев. В марте 1915 года в Верненском, Лепсинском, Пржевальском уездах сельское население протестовало против роста цен, налогов и повинностей. Начались "бунты солдаток", призывники уклонялись от воинской повинности. Для наведения порядка применялась военная сила.. В первые дни войны в Казахстане было введено чрезвычайное военное положение, были запрещены собрания, стачки, забастовки, усилилась цензура, полицейский контроль. В особенно тяжелом положении оказались рабочие предприятий, находившихся в собственности иностранных предпринимателей. На рудниках и шахтах рабочий день нередко длился 12-14 часов.В июне 1915 года забастовали рабочие Караганды, Экибастуза, Спасского завода, они требовали повышения заработной платы, улучшения условий труда. Летом 1916 года рабочее движение охватило Риддер, нефтепромыслы Эмбы, угольные копи Экибастуза, Байконура, Спасские медные рудники, Оренбургско-Ташкентскую и Транссибирскую железные дороги, промыслы и заводы Жезказгана, Успенска, Коунрада, Карсакпая и другие предприятия. К тому же в годы войны Казахстан стал местом размещения военнопленных. Так, в декабре 1914 года в центре Степного генерал-губернаторства находилось до 20 тыс. военнопленных различных национальностей. Они размещались в основном в северо-восточных районах Степного края и частично в специальных пунктах Туркестанского военного округа. Участие России в войне способствовало усилению национально-колониального гнета в Казахстане и вызвало обострение всей совокупности национальных и социальных противоречий. Политика русификации, проводимая царским правительством, массовое переселенческое движение в Казахстан и связанное с этим изъятие земель, а также произвол местных властей привели к национально-освободительному движению 1916 года, охватившему Казахстан и всю Среднюю Азию. Поводом к восстанию послужил царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации "инородческого населения" для работ по созданию оборонительных сооружений в районах действующей армии и на тыловые работы. Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 19 до 43 лет, всего из Казахстана и Средней Азии должны были быть рекрутированы более 400 тыс. человек. К числу "инородцев" относились казахи, кыргызы, узбеки, таджики, туркмены, дунгане, уйгуры. От мобилизации освобождались те, кто состоял на государственной службе, занимавшие руководящие посты в местном управлении, представители духовенства, учащиеся высших и средних учебных заведений, дворяне, почетные граждане. Это внесло некоторый раскол в общенациональное движение, так как вышеперечисленные привилегированные слои казахского общества стали проводниками мобилизации. Как только был оглашен царский указ, начали составлять списки призывников. Отсутствие у казахов метрических свидетельств послужило поводом для массового взяточничества и злоупотреблений. Все эти обстоятельства спровоцировали массовые волнения. Постепенно эти стихийные выступления стали принимать организованный характер, их возглавили радикально настроенные лидеры. Руководителями восстания 1916 года были в Тургайской области А. Джангильдин и А. Иманов; в Уральской - С. Мендешев и А. Айтиев; на Мангыстау - Ж. Мынбаев; в Атбасаре - А. Майкутов; в Акмолинске - С. Сейфуллин; в Семиречье - Т. Бокин и Б. Ашекеев; в Сырдарьинской области - Т. Рыскулов. Иную линию заняла казахская интеллигенция, возглавляемая А. Букейхановым и объединившаяся вокруг газеты "Казак". Эти лидеры предлагали отложить мобилизацию и провести ее после соответствующей подготовки, надеясь в случае победоносного окончания войны создать национальную автономию. С тем. чтобы избежать репрессий, они призывали не оказывать сопротивления властям. Свидетельством такой позиции являются материалы Частного совещания казахов Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей, состоявшегося 7 августа 1916 года в Оренбурге под председательством А. Букейханова.Появление в степи казачьих отрядов навело страх на мирное население огромного района, далее констатировалось в протоколе Частного совещания казахов. Киргизы, до того мирно ожидавшие приема призываемых, заволновались: местами, оставив все свое имущество, взяв на семью две решетки (кереге. - Г. К.) и кусок кошмы, откочевали на юг. Молодежь покинула аулы, выехала в степь и неизвестно, куда она направилась. Повсюду киргизы оставили поспевающий хлеб, скошенное сено остается в копнах, гниет и развевается ветром по степи. Хозяйству нанесен непоправимый ущерб, ибо со времени объявления о призыве никто хозяйственными делами не занимается. В Урджарской волости Лепсинекого уезда Семиреченской области киргизы, уходя неизвестно куда, потравили скотом весь хлеб и покосы. Вот такая картина предстает, судя по материалам Частного совещания казахов ряда областей Казахстана, проведенного в августе 1916 г. Восстание охватило всю степь. Одним из центров стала Семиреченская область. Здесь после объявления царского указа в начале июля прошли съезды казахов ряда волостей Семиречья, на которых принимались решения об оказании вооруженного сопротивления. 17 июля в Туркестанском крае было введено военное положение. Крупные столкновения повстанцев с карателями произошли в урочище Асы, в Каркаре, в урочище Самсы. в районах Кастека, Нарынкола, Чарына, Курама. В середине августа восстание охватило почти все волости Семиреченской области. Для его подавления было направлено 95 рот солдат, 24 сотни казаков, 16 орудий и 47 пулеметов. Несмотря на героическое сопротивление, восстание было подавлено к октябрю 1916 года. Производились массовые аресты, действовали военно-полевые суды. Каратели расправлялись не только с повстанцами, но и с мирным населением, были уничтожены десятки аулов. Более 300 тыс. казахов и кыргызов откочевало в Китай. Восстание вспыхнуло также и в Сырдарьинской области, здесь продолжительными были выступления повстанцев в Аулие-Атин-ском, Чимкентском уездах, но к концу сентября они были жестоко подавлены, а отдельные отряды откочевали в Тургайскую область. Жестокие бои с карателями вели повстанцы в Семипалатинской и Акмолинской областях. Особенно ожесточенные столкновения происходили в сентябре-октябре 1916 года в Зайсанском, Усть-Каменогорском, Каркаралинском. Акмолинском, Атбасарском уездах. К концу октября восстание было подавлено. Массовые выступления также имели место на западе Казахстана в Уральской области, упорное сопротивление оказывали повстанцы в Гурьевском и Темирском уездах. Массовым, упорным и организованным было восстание в Тургайской области, охватившее все ее уезды. По мере нарастания освободительного движения ханом Тургайского очага восстания был избран Абдигапар Жанбосынов, потомок авторитетного в народе Нияз-бия. Главнокомандующим - сардарбеком повстанцев был назначен внук знаменитого батыра Имана - сподвижника Кенесары-хана Амангельды Иманов (1873-1919). Одним из руководителей восстания в данном регионе также был уроженец этих мест Алиби Джангильдин. В отрядах восставших была введена строгая дисциплина, десятичный порядок их построения. В Тургайскую степь стекались повстанцы из других областей Казахстана - Сырдарьинской, Акмолинской, Семипалатинской, в октябре 1916 года здесь их насчитывалось около 50 тыс. На подавление восстания в Тургайскую степь был направлен экспедиционный корпус в составе 17 стрелковых рот, 18 казачьих сотен, 4 кавалерийских эскадронов, 18 орудий, 10 пулеметов. 22 октября повстанцы начали осаду Тургая, однако взять его не удалось, так как сюда прибыл карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лаврентьева. Война приобрела партизанский характер, основная масса повстанцев сосредоточилась в 150 км от Тургая в урочище Батпаккара, где был создан совет по руководству военными действиями, управлению контролируемыми районами. Отсюда совершались рейды против карателей. Восстание продолжалось до 1917 года и слилось с событиями Февральской революции.Восстание 1916 года является составной частью освободительного движения казахского народа, его национально-освободительной борьбы. 27 февраля 1917 года в России произошла буржуазно-демократическая революция, власть перешла в руки Временного правительства. В Казахстане прошли митинги и собрания в поддержку революции. Революция возродила надежды на решение возвращение всего изъятого колонизацией, самостоятельного национального устройства. Начался процесс отстранения от власти чиновников' колониальной администрации. В марте были арестованы вице-губернатор Уральской области, генерал-губернатор Западной Сибири, губернатор Тургайской области, ряд уездных начальников и чинов жандармерии в Уральске, Омске. Петропавловске. Оренбурге. 30 марта был отстранен от должности и арестован генерал-губернатор Туркестана. Аналогичные действия были в ряде уездов Семиреченской и Семипалатинской областей. В марте 1917 года повсеместно сформировались местные органы Временного правительства - областные и уездные, а затем волостные, аульные, сельские, станичные исполнительные комитеты. Представители казахской национальной интеллигенции были назначены комиссарами Временного правительства: А. Букейханов по Тургайской области, М. Тынышпаев по Семиречью, М. Шокай в Туркестане. Опорой Временного правительства были также областные и уездные казахские комитеты. В казачьих станицах Сибирского, Оренбургского, Уральского, Семиреченского казачьих войск были образованы казачьи комитеты. В поддержку Временного правительства создавались мусульманские, татарские комитеты, курултаи. В марте 1917 года активную деятельность в крае развернули социал-демократы большевики, чьи организации действовали практически во всех областях и уездах. Второй реальной властью в Казахстане стали советы как органы народной власти. В марте-апреле 1917 года в крае было создано более 25 Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов. Руководящую роль в большинстве Советов играли социал-демократы меньшевики и эсеры. В этих условиях с целью решить самые насущные вопросы Казахстана - аграрный, национальный, государственного строительства в создавшейся ситуации лидеры национально-демократического движения стали проводить областные съезды. 2-8 апреля в Оренбурге проходил областной Тургайский съезд, в работе которого участвовало более 300 человек. 19-22 апреля в Уральске работал Уральский областной съезд, где собралось более 800 человек. Съезды также состоялись.в Акмолинске, Семипалатинске, Верном. Была подготовлена почва для созыва Всеказахского съезда. Временное правительство предпринимало робкие шаги для урегулирования ситуации в Казахстане. 20 марта 1917 года специальным декретом было объявлено об отмене всяких ограничений в правах граждан России(к вероисповеданию, национальности.) Была объявлена амнистия участникам восстания 1916 года, принято решение об оказании помощи населению Семиреченской области, пострадавшему во время этого восстания. Рассмотрен вопрос о возвращении мобилизованных по указу от 25 июня 1916 года в рабочие дружины. Но в главном, в земельном вопросе, вопросе национально-территориального устройства политика оставалась прежней, как и при самодержавии. Временное правительство продолжало участие в мировой войне, решение аграрного вопроса откладывалось до созыва Учредительного собрания, не было даже декларировано о праве наций на самоопределение. На местах сохранялся и функционировал колониальный аппарат. Продолжалась практика национальной дискриминации, прежней великодержавной политики, сохранялись переселенческие управления. Такая политика Временного правительства создавала предпосылки углубления революционного процесса. Происходила политическая поляризация казахского общества, которая оживилась после возвращения на родину около 150 тыс. участников тыловых работ и фронтовиков. Февральская революция не оправдала надежд как национальной интеллигенции в лице А. Букейханова и его соратников, так и резко активизировавших свою деятельность социал-демократов. К маю 1917 года А. Букейханов объявил о своем выходе из партии кадетов, поскольку во Временное правительство в основном входили кадеты и это правительство занимало консервативную позицию по жизненно важным для Казахстана вопросам После февральской буржуазно-демократической революции, появились органы власти Временного правительства, возникли органы по классововму, социальному признаку- Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. И, были образованы национальные органы власти, направленные на создание казахского национально-государственного образования в форме автономии, решение аграрного вопроса, вопросов образования, суда, религии и т.п. Это были казахские комитеты, которые появи лись во многих областях сразу после ликвидации царского административного аппарата на местах. Прошедшие весной 1917 года областные съезды казахов узаконили факт существования казахских комитетов. Взаимоотношения органов Временного правительства с казахскими комитетами носили двоякий характер острые разногласия между казахскими комитетами и органами Временного правительства вызывало сохранение органов переселенческого управления и игнорирование требований казахов в области аграрных отношений. Казахские комитеты ставили вопросы о прекращении, деятельности переселенческих управлений, запрете изъятия земли, расширении прав землепользования казахами. Казахские комитеты сотрудничали с другими комитетами и общественными движениями, например с Советами. Но случаи сотрудничества казахских комитетов и Советов были редки, чтобы говорить о них как о тенденции. Таким образом, создание казахских комитетов после Февральской буржуазно-демократической революции стало первой реальной попыткой решения вопроса национально-государственного устройства в Казахстане в противовес унитаристским идеям Временного правительства. В некоторых областях установилось троевластие:советы, исполнительные комитеты Временного правительства и мусульманские организации. И если две первые.власти в видоизмененной форме проводили прежнюю политику, мало затрагивающую интересы местного населения, то последние, возглавляемые национальной интеллигенцией, отражали волнующие коренных жителей проблемы. Весной и летом 1917 года в Казахстане стали возникать рабочие, революционно-демократические молодежные организации, политические партии. В частности, в то время образовались Союз мусульманских рабочих в Верном, Рабочий союз в Джаркенте. Союз мусульманских трудящихся в Туркестанском крае. Было создано около двадцати организаций и кружков, объединявших интеллигенцию, учащуюся молодежь, учителей, среди них были: "Жас казак" в Акмолинске, во главе с С. Сейфуллиным; "Революционный союз казахской молодежи" в Мерке Аулиеатинского уезда, руководимый Т. Рыскуловым; "Жас журек" на Спасском заводе; "Совет демократической учащейся молодежи" в Омске; "Талап" в Петропавловске; "Жанар" в Семипалатинске. 21-28 июля 1917 года в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на который прибыли делегаты от Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Семиреченской, Ферганской областей и Букеевского ханства. Председателем съезда был X. Досмухамедов. Съезд рассмотрел 14 вопросов: форма государственного управления; автономия в казахских областях- земельный вопрос; народная милиция; земство: просвещение; суд; религия; женский вопрос; подготовка в учредительное собрание депутатов из казахских областей; Всероссийский мусульманский съезд "Шура-и-Ислами"; казахская политическая партия; о положении в Семиреченской области; о посылке казахов на съезд федералистов всей России, а также в учебную комиссию. По всем вопросам были приняты конструктивные резолюции национально-демократического содержания. На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию "Алаш". Программа "Алаш" была составлена А. Букейхановым. А. Бай-турсыновым, М. Дулатовым. И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым, А. Бир-мекановым. Она состояла из десяти параграфов и была опубликована в газете "Казак" 21 ноября 1917 года. В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократической, федеративной республикой. Субъекты федерации "автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах". Государственное устройство России должно включать Учредительное собрание. Государственную думу. Президента. Совет министров. Выборы органов государственной власти должны быть прямыми, равными, тайными. Автономия казахов на принципах равенства с другими народами федерации. Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом, суд каждого народа должен быть сообразен обычаям. Партия "Алаш" ставила задачи: создания войск для защиты народа, социального партнерства, поддержки неимущих слоев населения, развития народного образования; решения аграрного вопроса. Вес это предполагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов. Печатным органом партии стала газета "К,азак", выходившая в Оренбурге до января 1918 года, затем ее сменила газета "Сары Аркд", также издавался журнал "Абай". Лидером партии стал А. Букейханов. в нее входили представители научной и творческой интеллигенции. А. Байтурсынов, М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, X. Габбасов. Ж. и X. Досмухамедовы и другие. 14 марта 1917 года на юге Казахстана была создана организация "Шура-и-Ислами" ("Совет сторонников ислама'), среди лидеров которой были М. Абдурашидханов, М. Шокай и другие. Идеология "Шура-и-Ислами" базировалась на идее консолидации тюркомусульманских народов и достижения ими национального самоопределения. Она отражала интересы коренного населения. По ее инициативе 16 апреля в Ташкенте открылся Всетуркестанский курултай мусульман, на котором присутствовали представители казахов, узбеков, туркмен и других народов Туркестана, всего более 150 делегатов. Председателем съезда был М. Абдурашидханов, среди сопредседателей был С. Лапин, а среди секретарей М. Шокай. Главным вопросом на съезде был вопрос об отношении к Временному правительству и об управлении Туркестаном в сложившихся после свержения самодержавия условиях. Съезд поддержал Временное правительство и выдвинул идею о том, чтобы Россия стала федеративной, демократической парламентской республикой во главе с президентом и Учредительным собранием и предоставлением автономии областям, в том числе и Туркестану. Была также поставлена задача создания всеобщей Туркестанской мусульманской организации - Туркестанского мусульманского совета (Краймуссовета). 12 июня 1917 года такая организация была сформирована, а председателем Краймуссовета стал М. Шокай. Эта организация стремилась к тесному союзу с политическими силами национально-демократического характера, в частности, ее члены сотрудничали с партией "Алаш". Вместе с тем "Шура-и-Ислами" 2 ноября 1917 года приняла решение о непризнании советской власти. Вследствие усилий "Шура-и-Ислами" на IV Чрезвычайном краевом мусульманском съезде в ноябре 1917 года была создана Кокандская автономия. Таким образом, данная организация выступала за национально-религиозную автономию тюрко-мусульманских народов. Она имела свой одноименный печатный орган, который в июле заменила газета "Кенгаш" ("Совет"), на ее страницах пропагандировалась идея тюркской федерации. После того как в начале 1918 года пала Кокандская автономия, организация "Шура-и-Ислами" распалась. Фактически после Февральской революции в Казахстане возникли следующие политические силы, отражавшие интересы коренного населения: "Алаш" - партия национальной демократической интеллигенции, "Уш-Жуз" - партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения и "Шура-и-Ислами" - организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях "чистого ислама", а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что "Шура-и-Ислами" первоначально объединяла эти два направления, но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация "чистого ислама" "Шура-и-Улема". Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С. Лапиным стояли на позициях "осушествления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата" В ноябре 1917 года в газете "Сары Арка" сообщалось о создании самостоятельной социалистической партии "Уш-Жуз". Основателем ее стал Мукан Айтпенов. Но М. Айтпенов был сторонником партии "Алаш", и это привело к расколу в рядах "Уш-Жуз" и уходу М. Айтпенова с поста председателя ЦК партии. Данная партия действовала главным образом в северо-восточных областях Казахстана, ЦК находился в Омске, печатным органом была газета "Уш-Жуз". которая начала выходить в декабре 1917 года в Петропавловске. Во втором номере газеты 24 декабря были опубликованы программные тезисы партии. "Уш-Жуз", судя по этим тезисам, расходилась с "Алаш" по ключевым проблемам. Относительно характера автономии казахских областей "Уш-Жуз" была за тюрко-татарскую федерацию, аргументируя это кровным родством тюркских народов, но это была лишь политическая декларация. По вопросу о земле "Уш-Жуз" выступала против муниципализации земли, предложенной "Алаш", но тезисы "Уш-Жуз" не содержали альтернативной формы землеустройства, кроме требования в духе большевистского лозунга "Вся земля крестьянам!" В вопросе взаимоотношения религии и государства "Уш-Жуз" была за включение "справедливых требований шариата в закон казахского суда", отказавшись от его жестких мер. Кроме этого, "Уш-Жуз" противопоставляла себя "Алаш", "тяготеющей к кадетам", в программных тезисах ее отмечалось, что она придерживается политической платформы социалистов-революционеров. После отставки М. Айтпенова и с приходом к руководству партией Кольбая Тогусова, представлявшего непримиримое левое крыло "Уш-Жуз", к весне 1918 года партия приняла сторону большевиков. Таким образом, по мере поляризации политических сил в Казахстане "Уш-Жуз" все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии "Алаш", выступила против создания Алаш-Орды. Во время гражданской войны в марте 1919 года был казнен как советский деятель К. Тогусов. С потерей лидеров партия "Уш-Жуз" прекратила свое существование.
Вопросы для самопроверки: 1. Какие отличительные черты у партии «Алаш» и «Уш-Жуз»? 2.Какие партии возникли после Февральской революции в Казахстане? 3.Когда состоялся I съезд партии «Алаш»? 4.В чем расхождения между лидерами партии «Алаш»? 5.Какие причины побудили алашордынцев принять предложенную большевиками идею советской автономии? 6.Что говорилось в постановлении ВЦИК 1919 г. о членах Алаш-Орды? Литература: /18/, /34/
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |