КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема. Казахстан в составе Российской империи. 2 страница
Наконец, в завершение проведения административно-территориальной реформы, 2 июня 1886 года было принято "Положение об управлении Туркестанским краем", а 25 марта 1891 года - "Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской. Уральской и Тургайской областями". Теперь на территории Казахстана было образовано два генерал-губернаторства: Туркестанское с центром в Ташкенте, в состав которого входили Ферганская,Самаркандская и Сырдарьинская области, деление областей на уезды в основном сохранилось прежнее; и Степное с центром в Омске, куда вошли Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская (которая в 1897 г. была передана в состав Туркестанского края), Уральская и Тургай-ская области. В феврале 1890 года было принято "Временное положение об управлении Закаспийской областью", согласно которому в нее вошли пять уездов, в том числе и Мангышлакский вместе с Красноводским, Асхабадским, Тедженским, Мервским.. Согласно положениям 1886, 1891 годов еще более усиливалась власть генерал-губернаторов. В областных центрах - Верном, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске - были созданы полицейские управления, а в уездных городах - Акмолинске, Кокчетаве, Зайсане. Павлодаре, Усть-Каменогорске, Джаркенте, Капале, Лепсинске, Кус-танае - вводились полицейские приставства. Все земли объявлялись государственной собственностью. Судебное усгройство в основном сохранило принципы, заложенные "Временными положениям и". Прежним осталось низшее судебное звено в виде "народного суда" (суд бнев) Царское правительство в целях разрядки социальной напряженности в стране, с одной стороны, и дальнейшей колонизации Казахстана, с другой, активизировало переселенческую политику. На смену военно-казачьей колонизации пришла крестьянская. Со второй половины 60-х годов из России в Казахстан стали переселяться крестьяне. Планомерное переселение русских и украинских крестьян почти во все области Казахстана происходило в 70-е и стало массовым в 80-егоды. В 1868 году по инициативе губернатора Семиреченской области Г. Колпаковского были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье", согласно которым предусматривалось выделение переселенцам земли в размере 30десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и повинностей, в том числе и рекрутской, сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей на обзаведение хозяйством. В 1885 году были утверждены "Правила о поземельном устройстве оседлого населения области", поскольку в Семиреченской области стала ощущаться ограниченность земли, а наплыв переселенцев оказался велик. Эти правила несколько урезали прежние привилегии переселенцев. Так, земельный надел определялся уже в 10 десятин на душу (мужскую), переселенцы освобождались от налогов и повинностей на три года, а в последующие годы вносили их в половинном размере. В 1886 году было разработано "Положение", предусматривающее условия обустройства переселенцев в Туркестанском крае. Стремясь придать переселенческому движению организованный характер, 13 июля 1889 года правительство России приняло специальное положение "О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежние времена". Оно допускало переселение с разрешения соответствующих органов. Конкретно определялись районы переселения в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях. В 1891 и 1892 годах это положение распространилось и на Тургайскую и Уральскую области. Переселение крестьян из России сопровождалось изъятием лучших земель у казахов. Важную роль в переселенческой политике играл Комитет Сибирской железной дороги, созданный после того, как в 1891 году был издан царский указ о строительстве Транссибирской железной дороги. Эта дорога проходила и через территорию Казахстана, в частности через Акмолинскую область. Омский, Петропавловский, Кокчетав-ский уезды - 178 верст. Предполагалось обмежевать дорогу площадью до 2,5 млн десятин земли и поселить сюда 160 тыс. переселенце!!. В результате переселенческой политики, согласно данным первой Всеобщей переписи Российской империи 1897 года увеличился удельный вес переселенцев в общей сумме населения Казахстана. Эти владения подразделялись на две, в значительной степени отличные одна от другой, части - Степной край и Туркестан., в 1897 году, говоря языком документов тех лет, в Степном крае доля "русского переселенческого населения" составляла 20 %, "коренного инородческого", то есть казахов - 77, и "прочего пришлого", куда входили все остальные народы, - 3. В Туркестанском крае эти показатели выглядели следующим образом: переселенческое население - 3,7 %, "коренное инородческое" - 94,4, "прочее пришлое" - 1,9. А в целом по Казахстану эти показатели были таковы: переселенческое население к концу XIX века составляло - 11,9 %, коренное - 85,7, прочее - 2,4. Как видно из приведенных данных, особенно сильному заселению переселенцами подвергался Степной край, где доля этой категории населения достигла 20 %.. С середины XIX века Казахстан стал играть всевозрастающую роль в российско-китайских отношениях. К этому времени назрел вопрос о российско-китайском государственно-территориальном разграничении в Центральной Азии. Первым официальным документом о проведении границ между Китаем и Россией в Центральной Азии стал Пекинский договор от 2 ноября 1860 года. Согласно второй статье этого договора, пограничная линия между Россией и Китаем проходила от истоков Енисея к межевому знаку Шабин-дабага на границе Томского и Енисейского генерал-губернаторств, на юго-запад до Шабин-дабага к озеру Зайсан, затем к Джунгарскому Алатау, пересекала реку Или, затем от Тянь-Шаня следовала до кокандских владений. Также в этой статье оговаривалось, что пограничная черта на западе между двумя государствами до сих пор не была определена, несмотря на то, что китайские пикеты там находились уже долгое время. Подробное размежевание территории между Россией и Китаем было проведено по Чугучакскому протоколу, который закрепил признание Китаем за Россией Кыргызстана и Семиречья. Для наглядности можно привести отрывок из Чугучакского протокола о размежевании русско-китайской границы от 25 сентября 1864 года.Но территориально-государственное размежевание между Россией и Китаем корректировалось. Так, в 1869 году был подписан Хобдинский протокол, в 1870 году Тарбагатайский демаркационный протокол. Важную роль в жизни данного региона сыграло антицинское национально-освободительное движение в Синьцзяне. 7 июня 1864 года в городе Кучаре началось восстание дунган, которое распространилось на весь Синьцзян; в нем приняли участие и неханьские народы - уйгуры, казахи, кыргызы. В 1865 году в Синьцзяне была ликвидирована власть Маньчжоу-го и создано несколько независимых государств уйгуров и дунган: Йеттышаар с центром в Кашгаре, Таранчинское ханство со столицей в Кульдже и Дунганский султанат с центром в Урумчи. Значительную часгь Восточного Туркестана занимал Йеттышаар во главе с Мухамедом Якуб-беком (1820-1877). После установления власти дунган и таранчинцев в Или (Кульджа) в январе 1866 года ее возглавил Абиль-оглы. Россия была заинтересована в плодородных землях Илийского края и в его значении в торговле с Востоком. В 1870 году начались трения между Кульджой и Кашгаром, и Россия, опасаясь, что Якуб-бек захватит Илийский край, в июле того же года ввела свои войска под командованием генерала Г. А. Колпаковского в данный край. К тому же Россия была обеспокоена тем, что Якуб-бека - кокандского подданного - поддерживала Великобритания. В 1877 году восстание в Кашгаре было подавлено. 12 февраля 1881 года в Петербурге был подписан русско-китайский договор. В нем, согласно первой статье, в Илийском крае устанавливалась власть Китая, а в соответствии со статьей третьей население получало право выбора места жительства и принятия какого-либо подданства: китайского или российского. Значительная часть жителей Илийского края - уйгуры и дунгане не поверили китайским властям, обещавшим не проводить репрессий против участников восстания в Синьцзяне, и выбрали русское подданство. Китай же создал здесь новую провинцию - Синьцзян. Переселение уйгуров и дунган в Семиречье и Северный Кыргызстан происходи ло в 1881-1883 годах. Всего сюда переселилось более 45 тыс. уйгуров и 5 тыс. дунган. Они расселились в долинах рек Усек,Чарын, Чилик, Талгар. Были организованы Жаркентская, Аккентская, Аксу-Чарынская, Малыбаевская, Кураминская и Карасуская волости. По первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года в ней проживало 14 136 дунган и 55 999 уйгуров. Со второй половины XIX века в Казахстан стал активно проникать российский капитал, основной сферой его приложения была добыча и переработка полезных ископаемых, богатством которых отличались недра края, а также развивались промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья и торговля. Для российского капитала здесь были самые благоприятные условия: богатые недра, дешевые земли, которые арендовались или скупались за бесценок у местного населения, недорогое сырье, в избытке дешевая рабочая сила. Например, Жезказганское месторождение меди было куплено за 100 руб., Саранское месторождение угля - за 114 руб. Горнозаводская промышленность в основном была сосредоточена в Акмолинской и Семипалатинской областях в Баян-Аульском, Карка-ралинском, Акмолинском уездах и на Алтае. Здесь были медные, серебряно-свинцовые рудники и заводы, угольные копи, золотодобыча. Большая часть медеплавильных, серебросвинцовых заводов принадлежала промышленникам Поповым. Заводы были оснащены отсталой техникой, в основном применялся ручной труд, в том числе женский и детский В 1852 году русский купец Ушаков создал в Екатеринбурге компанию промышленников, в которую вошли также Зотов, Рязанов, Севастьянов. В том же году он купил за 86 руб. месторождение меди в Акмолинском уезде у Далабая Токтамысова, а в 1856 году у Иглика Утепова за 250 руб. купил угольное месторождение Караганды. На основе этих месторождений в 1863 году компанией был построен Спасский медеплавильный завод. В среднем там ежегодно выплавлялось до 30 тыс. пудов меди на 250 тыс. рублей. По количеству выплавляемой меди он занимал второе место среди частных медеплавильных заводов России после Нижнетагильского завода. Его продукция поставлялась на Екатеринбургский и Петербургский монетные дворы, а также на Нижегородскую ярмарку. В 1884 году С. Попов создал "Товарищество серебряного промысла", в 1885 году - общество "'Степной каменный уголь". Относительно крупными предприятиями, с числом рабочих от 300 до 500 были: Спасский медеплавильный завод, Успенский рудник, Карагандинские копи, экибастузские и риддерские предприятия. и. Но у русских промышленников не хватало средств, и правительство решило привлечь сюда иностранный капитал. В 1904 году иностранные предприниматели взяли в аренду Спасско-Воскресенский, Успенский медные рудники, Спасский медеплавильный завод. Карагандинские каменноугольные копи. Контрольный пакет акций этих предприятий принадлежал англо-французским предпринимателям, рядовыми акционерами были финансисты Америки, Германии, Швеции, Австрии, Испании и других стран. В 1906 году в Лондоне было создано Акционерное общество Атбасарских медных копей; в 1907 году англичане взяли в аренду жезказганские медные месторождения. То же произошло с предприятиями Риддера и Экибастуза. Можно отметить, например, что в деятельности Риддера немалую роль играли капиталы Герберта Гувера - будущего президента США. Такая же судьба постигла и нефтепромыслы Эмбы. Важной отраслью была солепромышленность, которая сосредотачивалась на Эльтонском, Баскунчакском, Илецком, Коряковском промыслах. Так, один Баскунчакский промысел дал в 1880 году 2 млн 800 тыс. пудов соли. Значительное место в экономике того времени занимал рыбный промысел. К концу XIX века только на Каспии действовало более 150 рыбных промыслов, были построены рыбозаводы. Регулярное рыболовство велось на реках Урал, Или, Чу, Сырдарья, на Аральском море, озерах Балхаш, Зайсан. К концу XIX века в Казахстане действовали предприятия кустарного, мануфактурного и фабричного типа по переработке сельскохозяйственного сырья. Это были бойни, кожевенные, салоовчинные, мыловаренные заводы, маслодельни, мукомольни в Акмолинске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Оренбурге. В 1882 году в Чимкенте начал работу сантонинный завод, который экспортировал свою продукцию в Англию, Америку, Германию. Индию, Японию. В Чимкенте и Туркестане действовали хлопкоочистительные заводы. В Верном было два предприятия табачной промышленности. В рассматриваемый период развивался транспорт, почтовое сообщение.С 80-х годов предпринимались попытки начать постоянное судоходство по Иртышу, Балхашу, Или. Были построены Оренбургско-Ташкентская и другие железные дороги. Важную роль стала играть Транссибирская магистраль и, в частности ее западный участок, 178 верст проходивший по Акмолинской области. Всего в Казахстане было построено 482 версты железных дорог. К концу XIX века железные дороги, водный транспорт и почтово-телеграфное сообщение соединили Казахстан с центром России, Сибирью, Алтаем, Средней Азией. Государственный банк России имел свои отделения в Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Омске, Верном, наибольшее количество кредитных учреждений располагалось в Акмолинской области. Также в Казахстане действовало семь филиалов Сибирского торгового банка, на втором месте был Русский торгово-промышленный банк, имевший пять отделений. Капиталистические отношения оказывали существенное влияние на развитие торговли. Основным объектом торговли являлся скот. Например, из Акмолинского, Каркаралинского, Сарысуского уездов ежегодно в Россию перегонялось до 60 тыс. голов крупного рогатого скота и до 200 тыс. голов овец. Кроме того, в конце XIX века из Казахстана стал вывозиться хлеб -зерно, мука. Крупными центрами торговли хлебом стали Уральск, Оренбург, Семипалатинск, куда хлеб свозили из Кустанайского, Актюбинского. Уральского, Тургайского уездов. Часть хлеба вывозилась в Фергану, Ташкент, Бухару. Во второй половине XIX века в Казахстане распространение получила ярмарочная торговля. Крупные ярмарки действовали в Акмолинской области: Таинчикульская, Константиновская, Петровская, Куяндинская; в Семипалатинской области - Чарская; Каркаринская -в Семиречье; Аулие-Атинекая - в Сырдарьинской области; Умльская, Темирская - в Уральской области. Это были наиболее крупные ярмарки, зачастую торговля была неэквивалентной. Казахстан имел важное значение в торговле со Средней Азией, Монголией, Китаем. Значительную роль в жизни края играли города. Одни из них выполняли функции торговых, другие - промышленных, третьи - административных центров. Наиболее крупными городами, по переписи населения 1897 года, были: Уральск,; Семипалатинск; Петропавловск; Джаркент;Кустанай; Аулие-Ата-; Акмолинск; Гурьев; Усть-Каменогорск; Павлодар; Перовск (Ак Мечеть); Кокчетав; Каркаралинск; Зайсан; Атбасар; Иргиз; Тургай. В городах жили дворяне, офицеры, предприниматели, купцы, торговцы, казачья верхушка, разночинная интеллигенция, служащие, крестьяне, рабочие. Проникновение капиталистических отношений в Казахстан влекло за собой разложение кочевого и полукочевого скотоводства и традиционных отношений в ауле. К концу XIX века кочевое хозяйство сохранилось в степных районах по Сырдарье, в Центральном Казахстане, в Бетпак-Дале, на Мангышлаке, в Семипалатинской и Акмолинской областях. Скотоводческое хозяйство стало приспосабливаться к нуждам рынка. Сужение сферы скотоводства способствовало увеличению доли земледелия в экономике края. Усиливалась социальная дифференциация казахского общества. Разорившиеся скотоводы, лишившись возможности кочевать, пополняли ряды жатаков - источник сельских и промышленных наемных рабочих. Особенно сильным было жатачество в северных и восточных уездах Казахстана.. Жатаки нанимались на работу к баям, зажиточным переселенцам, на промыслы и промышленные предприятия. Они все больше и больше теряли связь с аулом. Наем рабочей силы в большинстве случаев производился вербовщиками. С развитием промышленности формировался местный отряд наемных рабочих., в горной промышленности.Основная масса квалифицированных рабочих прибывала из России. Казахи же в подавляющем большинстве были заняты на самых тяжелых, низкооплачиваемых работах, широко использовался дешевый женский и детский труд., были пассивные формы — неявки на работу, побеги с предприятий. Не явившихся и беглецов возвращали силой, заставляли работать. Затем рабочие перешли к активным формам протеста - стачкам и забастовкам. Одна из первых забастовок произошла на Мариинских золотых приисках Кокчетавского горного округа в октябре 1849 года, когда 150 рабочих этого прииска, вооружившись кайлами, лопатами, ломами, топорами, прекратили работу и потребовали у управляющего расчета. В 1887, 1891 годах произошли волнения рабочих на золотых приисках Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской области. Такие выступления подавлялись силой. Рабочие, выступившие на Зыряновских медных рудниках 5 марта 1898 года, требовали увеличения заработной платы, улучшения условий труда. В 1893, 1895, 1899 годах прошли забастовки рабочих Западносибирской железной дороги. Это были первые выступления наемных рабочих Казахстана за свои права. Культура казахского народа в XVIII веке продолжила традиции предшествующих времен.. В то время жил и творил известный жырау Бухар Калкаманулы (1693-1787). он родился и вырос в Баянауле. Стержневой темой творчества Бухар-жырау были патриотизм, любовь к Родине, призыв к единству народа, к подвигам. В своем творчестве он прославлял героев - батыров Богенбая, Кабанбая. Жаныбека. Бухар воспевал деятельность хана Абылая("Сабалак") Певцом, сказителем в то время был Таттикара, акыном эпического жанра - Актамберды-жырау (1675-1768), был известен акын Шал (1748-1819) и другие. Они воспевали воинскую отвагу, призывали к героизму в трудное для Родины время. В народном творчестве в то время были увековечены события войн с джунгарами в песнях "Елимай!" ("О, народ мой!"), "Капка-гылган" ("Вытряхивали мешки"), "Шанды жорык," ("Пыльный поход"). Развивалось музыкальное искусство. Памяти о восстании Срыма Датова посвящен кюй "Сырым сазы" ("Думы Срыма"). Выдающимся домбристом, композитором того времени был Байжигит, им созданы кюи "Актабан шубырынды", "Кайыд сауган" ("Доение березы", повествующий о том, что во времена "великого бедствия", спасаясь от голода, народ пил березовый сок) и другие. В музыкальной и поэтической культуре начала XIX века отразилось восстание под руководством И. Тайманова и его соратника, акына, певца М. Утемисова. Махамбет воспевал свободу, свою Родину в таких произведениях, как "Великая мечта", "Нарын-песни", "Обращение к султану Баймагамбету", "Обращение к Жангиру", "Птичка чибис" и других, он прославлял также бесстрашие повстанцев, героизм Исатая. Восстанию Исатая Тайманова посвятил одно из первых своих произведений, начинающий в те годы свой творческий путь будущий выдающийся композитор Курмангазы Сагырбаев (1806-1879). Это был кюй "Кишентай" ("Малый", имеется в виду мало сил для победы). Присоединение Казахстана к России привело к тому, что с целью изучения географии, природных ресурсов, экономики, истории, этнографии этого края сюда стали приезжать ученые, путешественники. В 1769 году одну из первых экспедиций возглавлял П. С. Паллас, результатом ее явился труд "Путешествие по разным провинциям Российской империи" (1773 г.). В 1772 году Н. Рычков опубликовал "Дневные записки путешествия капитана Н. Рычкова в киргиз-кай-сацкие степи в 1771 году". Крупным этапом в изучении Казахстана русскими стал выход в свет в 1832 году книги А. И. Левшина "Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей". Одно из центральных мест в числе представителей русской культуры, внесших неоценимый вклад в изучение края, занимает В. И. Даль, который в 1833-1841 годах, будучи чиновником по особым поручениям при оренбургском губернаторе, изучал устное народное творчество, быт, обычаи казахов. В 1833 году с целью собрать материал о пугачевском восстании в Оренбурге и Уральске побывал А. С. Пушкин. В XIX веке среди исследователей Казахстана были ученые с мировой известностью, такие как П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827— 1914), глава Русского географического общества. Он исследовал Центральный Тянь-Шань, путешествовал по Алтаю. Семиречью, Средней Азии. Под его руководством было составлено и издано многотомное исследование "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества". Два тома из них - "Киргизский край" и "Туркестанский край" - посвящены Казахстану и Средней Азии. Здесь описаны географические условия, природные богатства, история, быт казахов. Географию, флору, фауну Казахстана, его природные ископаемые также изучали Н. А. Северцев и И. В. Мушкетов. Значителен и вклад известного востоковеда, тюрколога, этнографа, академика Петербургской академии В. В. Радлова (1837-1918), исследовавшего обычаи, обряды, фольклор народов Алтая, северных областей Казахстана, Семиречья. В его "Образцах народной литературы тюркских племен" содержатся и казахские сказки, эпические произведения, лирика казахского народа. Немало сведений о Казахстане можно обнаружить в книгах крупного ученого-востоковеда, археолога, лингвиста, академика В. В. Вельяминова-Зернова (1830-1904) "Исследование о касимовских царях и царевичах", "Исторические сведения о киргиз-кайсаках" и других, где он осветил многие узловые вопросы истории Казахстана. Историю края изучали также А. И. Добросмыс-лов. Н. Н. Аристов, М. Красовский и другие. Сбором данных по истории, этнографии, географии также занимались офицеры Генерального штаба, чиновники русской администрации, политические ссыльные. В развитии культуры и общественной мысли в Казахстане во второй половине XIX века важную роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 г.), в Омске (1877 г.), затем подотдел в Семипалатинске, а в 1897 году - отдел в Туркестане. Они издавали сборники, в которых были представлены материалы по истории, этнографии, географии. Сотрудничала с ними и казахская интеллигенция, например, членом-корреспондентом Оренбургского отделения географического общества был И. Алтын-сарин, публиковавший в его сборниках свои исследования. Во второй половине XIX века в Казахстане были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали "обзоры" областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Так. в работе Семипалатинского областного статистического комитета принимал участие Абай. Изучением Казахстана занимались и другие научные организации России - Общество сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. В это время в Казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске. Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, осваивали азы грамотности в мусульманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были открытые в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в них обучались русские и казахские дети. В 1825 году начал функционировать кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году - в Омске, они готовили военных специалистов и административных чиновников. Казахская светская школа начала действовать в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге -при Пограничной комиссии. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 годах появились русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае, Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году, и Оренбургская казахская учительская школа.,открытая в 1883 г. Позже стали работать учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период они скохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения. Вторая половина XIX века знаменательна в истории Казахстана В это время жили и творили такие выдающиеся представители казахской культуры, как Ч. Валиханов, И. Алтынсарин. А. Кунанбаев (Абай). Чокан Валиханов (1835-1865) родился в крепости Кушмурун, до 12 лет обучался в частной школе, в 1847 году поступил и в 1853 году окончил Сибирский кадетский корпус в Омске в звании корнета армейской кавалерии. Чтобы представить уровень образования, которое получил Ч. Валиханов, можно назвать преподававшиеся в Кадетском корпусе дисциплины. Помимо военных, таких как тактика, фортификация и других, изучались основы философии, русская и всеобщая история, русская и западноевропейская литература, география, ботаника, зоология, физика, математика, геодезия, архитектура, рисование, черчение, европейские и восточные языки. Изучались страны: Сибирь, Казахстан, Китай, Иран, Афганистан, Индия. В 1855 году в качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта Ч. Валиханов принял участие в поездке от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. За это время он собрал и обобщил богатый материал по истории, религии, обычаям, фольклору казахов. В 1856 году он принял участие в экспедициях от Алакуля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. Впечатления от этого путешествия и свои наблюдения он изложил в "Дневнике поездки на Иссык-Куль", "Записках о киргизах", в работе "Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа". Несомненным вкладом в изучение устного народного творчества явились записанные Валихановым отрывки из знаменитого киргизского эпоса "Манас". Свидетельством признания его научных изысканий стало избрание молодого ученого в феврале 1857 года действительным членом Русского географического общества. В 1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре, где собрал уникальный исторический и этнографический материал, уникальные реликвии - рукописи, грамоты, предметы искусства. Например, он обнаружил бесценные исторические источники", сочинение мирзы Мухаммеда Хайдара Дуглата "Тарих-и Рашиди", "Историю династии ходжей в Восточном Туркестане'. "Жизнеописание султана Сатук Богра-хана", основателя династии Караханидов и другие. Результатом поездки стал капитальный труд "О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)". В этой работе Ч. Валиханов дал анализ китайской системы колониального управления Восточным Туркестаном, населенным преимущественно тюркскими народами, приверженцами ислама, среди которых были уйгуры, казахи, кыргызы, узбеки, а также дунгане. Шесть городов Малой Бухарин -Яркенд, Хотан, Кашгар, Аксу, Янысар, Туфан были независимы друг от друга, и Китай делал все для того, чтобы полностью исключить возможность организации борьбы колониальных народов против колонизаторов. Этим целям служила соответственно устроенная система управления этих округов. В 1856-1861 годы Ч. Валиханов проживал в Петербурге, где работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба. Азиатском департаменте. Географическом обществе. Здесь он поддерживал связи с востоковедами В. В. Григорьевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, с такими учеными, как А. Н. Бекетов, В. П. Васильев, писателем Ф. М. Достоевским, дружба с которым началась еще в Семипалатинске, общался с поэтами А. Н. Майковым и Я. П. Полонским. Весной 1861 года он тяжело заболел и вынужден был вернуться на роцину. 10 апреля 1865 года в ауле Тезека в урочище Кочен-Тоган он скончался. Ч. Валиханов оставил богатое научное наследие, в которое, помимо уже названных работ, вошли также "Аблай", "Киргизское родословие", "Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи", "Записка о судебной реформе", "О мусульманстве в степи", "Следы шаманства у киргизов", "О кочевьях киргиз" и другие. Он был всесторонне одаренным человеком и везде, где бывал, делал многочисленные зарисовки, эскизы, наброски, рисунки, имеющие немаловажное познавательное значение. Его вклад в науку заключается в том, что он собрал уникальный материал по истории, этнографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому развитию таких малоизученных регионов Центральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан, тем самым значительно сократил белые пятна в русской и мировой науке. Одним из первых Валиханов ввел в научный оборот целый пласт исторических источников; каковыми являются казахский и кыргызский эпос, фольклор. Ему принадлежит приоритет в постановке и разрешении ряда таких узловых проблем истории тюркских народов, как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни. В это же время активно творил казахский просветитель и общественный деятель педагог Ибрай Алтынсарин (1841-1889). Рано потеряв отца, он воспитывался у своего деда, известного бия, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии Балхожи Жанбур-чина. Затем учился в казахской школе при Пограничной комиссии. Ибрай Алтынсарин явился создателем первых в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений. Благодаря его стараниям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 году ои был назначен инспектором школ Тургайской области. Плодотворно трудясь в области педагогики, этнографии, фольклористики, он написал следующие учебные пособия: "Киргизская хрестоматия", "'Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку", опубликовал отрывки из казахского эпоса "Кобланды-батыр', "Жанибек-батыр", материалы по истории "Кыпчак Сейткул", "Байулы" и другие. В "Записках" Оренбургского отдела Русского географического общества Алтынсарин публикует также статьи по этнографии "Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства". "Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства". Путь к прогрессу своего народа он видел в просвещении.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |