КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема . Начало колониальной политики России в Казахстане 1 страница
Лекция № 11-12
Цель лекции: Раскрыть основные этапы социально-экономического и политического развития Казахстана, а также причины начала национально-освободительного движения казахского народа. Основные вопросы: 1.Социально-экономическое и внутриполитическое положение Казахстана во II пол. XVIII-в. 2.Россия и Казахстан в условиях нового времени. 3.Начало присоединения Казахстана к России.. 5.Государственность Казахстана в период и после Аблай хана. 6.Национально- освободительное движение казахского народа. Становление казахского направления восточной политики Петра I совпало по времени с переосмыслением в русском обществе исторической роли России на международной арене и оформлением имперской доктрины. Мировоззренческой основой ее явилась эклектическая компиляция идей из арсенала европейских рационалистических теорий (Г. Гроций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, С. Пуффендорф и т.д.) и средневековой идеологии российских официальных кругов, опиравшихся на традиции Московского царства. В основе имперского сознания находилась убежденность в праве России, — «наследницы» Византии и Римской империи, — распоряжаться как на основе «божественного», так и «естественного права», судьбами других народов.Исходя из этого представления, Петр I, находясь некоторое время в Астрахани, выразил желание о приведении в российское подданство обширных киргиз-кайсацких орд. Вместе с тем, ускорение динамики развития русско-казахских отношений и углубление их содержания определялись в тот период далеко не только стратегическими интересами и целями внешней политики России, но и динамикой развития всей системы международных отношений, прозрачностью и непрерывностью межрегиональных географических границ (равнинный рельеф земной поверхности и отсутствие разделяющих ее высокогорных хребтов в срединной части Евразии), военно-политическим могуществом Российской державы как одного из факторов ее международного престижа и международного влияния в евразийском мире, а, следовательно, и пониманием значения торгово-экономических, военно-стратегических и политических связей с северным соседом в правящих кругах Казахстана, развитием сближения политических лидеров казахского общества с Россией. В течение длительного исторического времени важное место в развитии взаимосвязей русских людей с кочевым населением Казахстана занимала торговля. После установления власти России над Казанским и Астраханским ханствами и завоеванием Сибири установились сразу два важных торговых пути в Азию: Камский — из среднего Поволжья в Сибирь и далее — в Среднюю Азию; и Юго-Восточный — по нижней Волге, в направлении Яика и Каспия, на п-ов Мангышлак и в ханства Средней Азии. Поданным таможенных ведомств некоторых торгово-административных центров Сибири, в 1655—1670 гг. в Тобольск прибывало через казахские степи из среднеазиатских городов ежегодно по 4 каравана, в 1670-1672 гг. — по два, а в последующие годы — по одному. Тару посещали в XVII в. в среднем не более одного каравана в год, в отдельные годы - два, а в 1645—46 гг. — три каравана. Однако, в целом, русско-среднеазиатская транзитная торговля через казахские степи развивалась в XVI — начале XVIII вв. очень неравномерно, что было обусловлено многими внутри- и внешнеполитическими обстоятельствами. Серьезными препятствиями развитию непосредственной русско-казахской и транзитной русско-среднеазиатской торговли через казахские степи стали в последней четверти XVII - первой трети XVIII вв. обострившиеся политические взаимоотношения казахов с яицкими казаками, волжскими калмыками и башкирами, а также резко участившиеся военные вторжения джунгар на территорию Среднего и Старшего жузов. В результате превращения северных и южных приграничных регионов Казахстана в арену почти непрерывных столкновений казахов с кочевыми соседями, торговые связи казахских родов и подразделений с Россией в тот период были фактически полностью парализованы, а торговые караваны отправлялись из Поволжья и Сибири в разные страны Центральной Азии (Джунгарию, среднеазиатские ханства) и из них в обратном направлении только через джунгарские владения в Прииртышье и районы Горного Алтая, минуя казахские кочевья трех жузов. Развитие внешних торговых контактов казахов с европейскими народами и регионами России осложнялось в первой трети XVIII в. также важными культурно-историческими последствиями великих географических открытий прошлых веков, вызвавших перемещение мирового центра трансконтинентальных торговых коммуникаций из Средиземноморья в бассейн Атлантики и смещение акцентов в мировом товарообороте от внутриконтинентальной на морскую межконтинентальную торговлю. Вследствие этих глобальных геоэкономических изменений интенсивность движения товарных потоков из европейской части Евразии в страны Среднего Востока по традиционным сухопутным маршрутам Великого Шелкового пути и другим менее крупным торговым трассам резко ослабла, а приток новых промышленно-ремесленных изделий и технологий в центральные кочевые регионы континента сократился до минимума. Снижение до минимума трансконтинентального значения традиционных торговых путей и маршрутов на территории Казахстана и результаты многократных вторжений джунгар в Присырдарьинский регион сказались, в частности, в том, что к началу 30-х гг. XVIII в. международная торговля на юге казахстанских степей фактически прекратилась, некогда процветавшие южные города края (Туркестан, Сайрам, Сауран и др.) превратились в малонаселенные городские центры, имевшие только локальное торгово-экономическое значение; большинство из них со временем приобрели преимущественно аграрный облик. В то же время поступавшие из соседних азиатских стран на присырдарьинские и среднеазиатские рынки сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия, ввиду их относительной малочисленности и ограниченного ассортимента, были не в состоянии удовлетворить возросшие потребительские запросы кочевого населения, а доступ казахов к более крупным и товароемким рынкам Приуралья, Нижнего Поволжья и Западной Сибири осложнялся для них наличием русских укрепленных линий, а также напряженной военно-политической обстановкой в Волго-Уральском регионе и на юге Сибири. Стремление кочевников преодолеть негативные для них последствия отмеченных изменений в торгово-экономической сфере путем насильственного изъятия части необходимых продуктов и изделий у соседнего оседло-земледельческого населения, объективно приводило к возрастанию пограничных конфликтов. Именно в контексте данной ситуации следует, по-видимому, рассматривать многочисленные сообщения очевидцев о возросшей интенсивности вооруженных столкновений казахов с башкирами, калмыками, уральскими и сибирскими казаками на разных приграничных участках геополитического пространства Казахстана. В конце XVII- начале XVIII вв. между Россией и казахскими жузами установились оживленные дипломатические отношения. Предметами обсуждения в серии переговоров полномочных представителей обеих сторон являлись процедура обмена пленными, урегулирование военных конфликтов между казахами и российскими подданными — калмыками, уральскими и сибирскими казаками и башкирами, а также создание благоприятных условий для развития торговых связей русских купцов с казахским населением Младшего и Среднего жузов. Непосредственным поводом к возобновлению политических контактов казахских правителей с русскими пограничными властями в Казанской губернии и Западной Сибири послужили военный набег хана Абулхаира в 1715 г. в башкирские земли и ответные вторжения башкир в близрасположенные аулы Младшего жуза. В этой связи осенью 1715 г. в интересах разрешения вопроса прибыл в Казань и вел там переговоры с местным губернатором П. С. Салтыковым личный посланник Абулхаира, батыр Тойгунур Култабаев. Переговоры остались незавершенными и были продолжены три года спустя по инициативе самого казахского хана. В сентябре следующего года в Тобольске побывало посольство хана Каипа в составе батыров Бекбулата Екешева и Багдаулета Буриева, которым было поручено урегулировать пограничные конфликты казахов с северными кочевыми соседями, заключив «вечный мир» с сибирским губернатором М. П. Гагариным, добиться соглашения о военном союзе с Россией против Джунгарии и получить гарантии беспрепятственного доступа казахских скотоводов на ближайшие рынки России. Сам факт отправления нового казахского посольства в столицу Сибири и предложение преемника Тауке российскому губернатору о совместных военных действиях против джунгарского хунтайджи Цэвана-Рабдана в немалой степени связаны с конкретными обстоятельствами продвижения военного отряда И. Д. Бухгольца по Иртышу и его столкновением в районе оз. Ямышево с войсками ойратов. По словам хана Каипа, казахи узнали о том, что «контайши противится Е. И. В.», от русского офицера Маркела Трубникова, который был отправлен подполковником И. Д. Бухгольцем 1 января 1716 г. из Прииртышья в ставку джунгарского хана, но по выезде из Ямышевской крепости был захвачен ойратами в плен, а затем отбит у них отрядом казахских жигитов на берегу р. Или недалеко от пограничных джунгарских караулов. В качестве наглядного подтверждения собственной осведомленности о российско-джунгарских военных конфликтах в бассейне Среднего Иртыша, Бекбулат Екешев и Байдаулет Буриев доставили М. Трубникова из ставки казахского хана в Тобольск. Последний, в свою очередь, также заявил губернатору М. П. Гагарину, что «послали его с общего согласия вся Казачья орда, а сказывали-де ему, чтоб быть в миру с людьми Е. И. В. и калмыков вместе бы воевать». Приезд казахского посольства в Тобольск и его предложение о заключении военного союза с Россией против джунгар побудили сибирского губернатора направить 14 октября 1716 г. специальное ответное посольство во главе с сыном боярским Никитой Белоусовым к хану Каипу, чтобы заверить его в готовности русских пограничных властей «жить в миру» с казахами Среднего и Младшего жузов. Российские посланники благополучно добрались до Туркестана и пробыли у хана Каипа около года. По возвращении в Тобольск 26 сентября 1717 г. Н. Белоусов передал губернатору М. П. Гагарину письмо от казахского правителя, в котором тот лично подтвердил свое прежнее намерение «воевать контайшу» и обращался с просьбой о возвращении казахам больших табунов лошадей, отогнанных у них башкирами в летние месяцы этого года. В ответ на полученное обращение М. П. Гагарин письменно уведомил хана, что постарается отыскать угнанных лошадей и будет покровительствовать развитию меновой русско-казахской торговли в г. Тобольске. Однако осенью 1717 г. Абулхаир совершил еще один крупный набег во внутренние уезды Казанской губернии, за которым последовали ответные вторжения башкиров и сибирских казаков в приграничные казахские аулы. На этой почве вновь актуализировалась проблема обмена пленных и скота, а также задача нормализации военно-политической обстановки на границе Казахстана с Россией. В конце 1717 г. для решения указанных вопросов из Казани был отправлен к ханам Каипу и Абулхаиру уфимский дворянин Федор Жилин, а в январе 1718 г. из Тобольска отправилось в Туркестан посольство сыновей боярских Бориса Брянцева, Якова Тарыштина и толмача Кабая Мамеева, которые прожили в степи до лета 1718 г. В ходе встреч с российскими посланниками ханы Абулхаир (4—7 мая) и Каип (25 июня — 12 июля) выразили желание жить в «вечном мире и союзно с великим государем» и его полномочными представителями в Казанской и Сибирской губерниях России, развивать торговые связи с русскими купцами и сообща предотвращать «воровские угоны» скота своими подданными у соседей. Возобновление мирных переговоров с царской пограничной администрацией ханы Каип и Абулхаир вновь пытались использовать для заключения с Петром I антиджунгарского военно-политического союза и с этой целью направили в Казань и Тобольск вместе с возвращавшимися домой российскими посланниками своих собственных полномочных представителей для обсуждения указанного вопроса, снабдив их личными письмами на имя губернаторов П. С. Салтыкова и М. П. Гагарина. В частности, переговоры с сибирским губернатором вели в 1718 г. батыры Елмет Баулуков (май); Шаба, Багадур, Сафа, Итмамбет и Бакурман (7 октября); а также Байбек и Толебай (28 октября). С казанским губернатором проблему согласованных боевых действий против джунгарского хана обсуждало 10 декабря того же года казахское посольство батыров Тантая Арасланова и Тогунура Култабаева, доставившее в Казань из степи русского посланника Федора Жилина. Однако, изложенное в письмах Каипа и Абулхаира предложение о совместном военном походе против джунгар не получило одобрения у центрального российского правительства, заинтересованного в скорейшем разрешении русско-ойратских пограничных противоречий в районе Верхнего Прииртышья и успешных поисках местонахождения сомнительного города «Еркети». Основываясь на официальном распоряжении Петра I, казанский губернатор П. С. Салтыков ограничился в своем ответном послании Каипу от 8 января 1719 г. общими поощрительными замечаниями относительно его намерения воевать с джунгарским ханом и воздержался от каких-либо конкретных обещаний о военной помощи в данном случае, как и в последующие годы, официальная позиция Петербурга по отношению к Джунгарскому ханству определялась его важной стратегической ролью фактического противовеса быстро возраставшим военному могуществу и экспансионистским притязаниям империи Цинов, с учетом которой царское правительство не желало значительного ослабления Джунгарии, предпочитая все спорные вопросы решать мирным путем и при этом не оставляло надежд на принятие ойратами российского подданства. В условиях осуществления широкомасштабного вторжения джунгарских войск на территорию Старшего и Среднего жузов, казахи были вынуждены бежать с принадлежавших им кочевых мест на север региона в район Яика, Илека и Тобола, где столкнулись в борьбе за пастбища с другими кочевыми народами — российскими подданными, проживавшими на юге Сибири и в Волго-Уральском регионе. В результате этого перед казахскими родами встала проблема закрепления за ними богатотравных кочевий по нижнему и среднему течению Яика. Одновременно с силовыми способами расширения пастбищных территорий на севере и северо-западе региона казахские правители пытались разрешить сильно обострившийся земельный вопрос в их взаимоотношениях с кочевыми соседями путем мирных дипломатических переговоров с царскими пограничными властями в Астрахани и Казани. Одним из первых практических шагов в этом направлении явилась дипломатическая миссия в Петербург казахского посланника Койбагара Кобякова, отправленного летом 1725 г. старшинами Младшего жуза из приаральских степей. Конкретным поводом к организации данного посольства послужило вынужденное пребывание в кочевьях казахских родов Младшего жуза почтового курьера российского посланника Флорио Беневени в Бухаре, торгового башкира Максуда Юнусова по прозвищу «Амремзей», захваченного в плен казахами и союзными с ними каракалпаками на территории Северо-Восточного Приаралья в 1724 году. Вступив в такой неординарной ситуации в активный диалог с правящей элитой алшынских родов Младшего жуза и местных каракалпаков, Максуд Юнусов предложил им обратиться с просьбой о принятии российского подданства к «белому царю» и взамен обещал казахам и каракалпакам, якобы с одобрения высочайшего престола, военную помощь России против Джунгарского ханства. Решение этой чрезвычайно актуальной задачи было возложено на дипломатическую миссию Койбагара Кобякова, направленную в июле-августе 1725 г. в Петербург непосредственно от лица казахских старшин Младшего жуза Согыра, Едикбая, Кажибая и других по совету муллы Максуда Юнусова. 18 января 1726 г. казахский посланец прибыл в сопровождении М. Юнусова в столицу России, где вручил чиновникам Коллегии иностранных дел два письменных послания от казахских и каракалпакских старшин. В первом из них и устном донесении самого посланника было выражено желание «быть под протекцией Е. И. В. так, как Аюки-хана владения калмыки» и излагалась просьба о том, чтобы разрешить казахам кочевать «между башкир и Яику, по горе Малый яр», обеспечить им свободный и безопасный проезд в глубь страны к крупным российским городам, дать гарантии безопасности от нападений яицких казаков и башкир, а также право производить размен пленных непосредственно в Уфе. Однако, вопреки щедрым словесным авансам Максуда Юнусова казахским старшинам в низовьях Сырдарьи, обращение К. Кобякова за «протекцией» к «белому царю» не встретило в тот момент заинтересованности со стороны российского правительства. Царские сановники сочли принятие казахов в российское подданство в условиях того времени невыгодным для России, т.к. это могло бы значительно осложнить ее взаимоотношения с Джунгарским ханством на фоне общей слабости военно-политических позиций царских властей в южных приграничных районах Сибири. По этим двум причинам Кобяков был отправлен из Петербурга, не получив никакого ответа. Несмотря на неудачные результаты миссии К. Кобякова, в 1729 г. Абулхаир направил к российским властям в Тобольск очередное посольство в количестве 4-х человек, представленное Бекбулатом.. Проблема урегулирования русско-казахских, казахско-калмыцких и казахско-башкирских отношений и приобретения прочных правовых гарантий беспрепятственного кочевания казахов Младшего и Среднего жузов на северо-западе и севере региона становилась с каждым годом все более актуальной для казахских кочевых объединений, особенно для тех подразделений последних, летние кочевья которых непосредственно располагались у границ обширных земельных владений России. Поэтому в мае 1730 г. на собрании представителей Младшего и Среднего жузов было принято совместное решение отправить специального посла к царскому правительству с целью заключения с Россией договора о мире. Практическое осуществление этой дипломатической миссии было возложено непосредственно на Абулхаира. Политические акции по присоединению Казахстана носили колониальный характер, но одновременно в какой-то мере началось сближение народов, и чем сильнее был колониальный гнет, тем больше прогрессивная общественность России пыталась найти точки соприкосновения с казахским народом и его культурой. Сосуществование двух крупнейших этносов в Центральной Азии было противоречивым, однако на протяжении более чем двух веков создавалось полиэтническое население Казахстана. И в этом большая доля отводилась торговым взаимоотношениям во второй половине XVIII века. Постепенно расширяется торговля между казахскими владениями и Россией. Важным пунктом торговых взаимоотношений стал город Оренбург, основание которого относится к 1743 году. Активная торговля проводилась на Меновом дворе, где в 1747 году насчитывалась 131 лавка. Крупным центром торговли стала Сеитовская слобода, где велись торговые операции.. Другим местом сосредоточения торговли был Меновой двор, в нем во второй половине XVIII века размещались 344 лавки и 148 амбаров. Лавки отдавались внаем купцам. Вместе с Меновым двором была учреждена Оренбургская пограничная таможня, В XVIII веке казахи вели торговлю в Оренбурге, Троицке, Гурьеве, Ямышевске, Семипалатинске, Петропавловске, Омске, Усть-Каменогорске и других крепостях и казачьих поселениях по Уйской, Иртышской и Ново-Ишимским линиям. К концу XVIII века только в один Оренбург казахи поставляли до 200 000 баранов в год. Из России шли товары в основном ткацкого производства. В большом количестве из России шел хлеб в виде зерновой пшеницы и пшеничной муки, ржи и ржаной муки. К этому перечню товаров можно присоединить металлические изделия. Россия была единственным поставщиком таких товаров, как чугунные, железные и медные котлы, таганы, топоры, мотыги, серпы, косы, ведра, ножницы и т.д. Наряду с этим казахи получали из России железо листовое, олово крутовое, медь листовую и некоторые другие товары. Наряду с крупными купцами действовали мелкие торговцы, в частности, казаки Уральского казачьего войска совершали крупные торговые операции. При этом торговля велась как неэквивалентный обмен. В казахские степи направлялись торговые караваны из Бухары, Хивы, Ташкента, Коканда. В свою очередь, в эти же города направлялись торговые караваны казахских владельцев Не приняла широких размеров торговля с Китаем. Производилась она только в Кульдже и Чугучаке. Но и здесь казахи имели дело не с купцами и не с гражданским населением. Дело в том, что цинские войска, расквартированные на территории Джунгарии, получали от своего правительства не продовольствие и фураж, а различного рода товары в виде шелка, атласа, серебра в слитках. Эти товары и серебро в слитках они должны были обменивать казахам на скот, полученный же скот в свою очередь продавать у себя на деньги, эти-то деньги и шли на содержание войска. Для того, чтобы обеспечить прибыль, цинское правительство не разрешало никому производить с казахами мену. По этой причине въезд казахам в китайские города с торговой целью не разрешался. Торговая операция происходила следующим образом: по прибытии казахов со скотом к китайскому городу навстречу к ним выходил представитель цинских властей и забирал весь скот. Взамен казахам выносили из города товар, вручали им его, и на этом весь торг кончался. Поэтому в получаемых товарах казахи полностью зависели от того, что получали маньчжурские войска от своего правительства. Также и в сбыте казахи должны были исходить не из потребности китайского рынка в целом, а только лишь из потребностей войск Илийского и Тарбагатайского округов. Поэтому и сама торговля не имела тенденции к росту, в то время как торговля с Россией постоянно развивалась. В целом торговля была очень выгодным предприятием как для казахов, так и для царской администрации и близлежащих государств. Однако не отрегулированность взаимоотношений была большим препятствием для ее развития. Отражение цинской агрессии и возвращение земель на востоке Казахстана укрепили власть султана Абылая не только в Среднем, но и в Старшем, и, отчасти, и в Младшем жузах. После смерти в 1752 году султана Барака он стал фактически единственным полноправным правителем в казахских землях. Присырдарьинские земли были под властью султана Ералы, претендовавшего на власть в Старшем жузе и поэтому вынужденного прислушиваться к мнению Абылая. Султан Досалы, владения которого располагались в Приаралье, также был фактически независим от хана Нуралы. В Младшем жузе сложилась такая ситуация, что хан Нуралы, несмотря на поддержку российской администрации, не мог единолично, без согласия и поддержки Абылая, решать сложные внешнеполитические проблемы. Аналогичная ситуация была и в Старшем жузе, находившемся под непосредственным управлением престарелого Толе би. Статус Абулмамбета был двойственным. С одной стороны, он продолжал считаться верховным ханом и часто совершал инспекционные поездки по кочевьям Старшего и Среднего жузов. С другой стороны, без Абылая Абулмамбет не принимал ни одного серьезного решения и даже перепоручал их влиятельному султану. В 1762 году, только благодаря посредничеству султана Абылая и бия Казыбека, Абулмамбету удалось вернуть г. Туркестан, отнятый у него за четыре года до этого сыном Самеке Есимом, также титул хана. Как мы видим, в 50-60-е годы XVIII века Средний, Старший, а, отчасти и Младший жуз находились под номинальной верховной властью Абулмамбета и под фактическим управлением султана Абылая. Укреплению власти Абылая в Старшем жузе способствовала его активная деятельность по укреплению южных границ страны. В конце 50-х -начале 60-х годов особенно осложнились отношения казахов с кыргызами. Предметом спора стали жетысуйские пастбища к северу от Алатау, на которые после падения Джунгарии претендовали и казахи, и кыргызы. В конце 50-х годов эти земли были прочно заняты общинами Старшего жуза, однако в начале 60-х годов территориальный спор перерос в открытую войну. В 1760 году кыргызы напали на кочевья родов дулат и конрат. В ответ Абылай собрал значительное войско и в августе того же года нанес поражение таласским кыргызам. Тем не менее, в 1764 году кыргызы вновь организовали поход на жетысуйских казахов, разорив аулы найманов. Летом 1765 года 30-тысячная армия под командованием Абылая вновь разгромила кыргызов. Этот поход был воспет в знаменитой «Песне об Абылае», записанной Ч. Ч. Валихановым. Несмотря на победы казахов, конфликт не был разрешен в 60-х годах. Этому способствовало сложное положение Казахстана на международной арене, сохраняющаяся угроза китайского вторжения, а также со стороны усиливающегося Кокандского государства. С последним, как и с кыргызами, Абылай неоднократно имел военные столкновения. Во второй половине 60-х годов начал складываться союз между мусульманскими государствами Центральной Азии против Цинской империи. Инициатором этого союза стал правитель Афганистана Ахмад-шах, требовавший освобождения мусульманского Восточного Туркестана от власти «неверных» китайцев. Еще в 1762 году Абылай-султан и Абулмамбет-хан отказались пропустить через свои владения китайскую армию, направлявшуюся на завоевание Средней Азии.. Одновременно казахские правители не спешили открыто присоединяться к афганцам и продолжали дипломатические связи с Пекином, к концу 60-х годов Абылаю удалось упрочить свое положение и на юге Казахстана, казахи Старшего жуза стали справедливо видеть в нем защитника своих интересов. К концу 60-х годов Абылай-султану удалось укрепить верховную власть на большей части Казахстана. Средний и Старший жузы полностью подчинялись ему, со многими правителями Младшего жуза он родственно был связан династийными браками, хан Батыр и султан Ералы были его союзниками и даже Нуралы-хан был вынужден с ним считаться. Уже в этот период Абылай начинает в официальной переписке именоваться ханом, хотя формально верховным правителем остается престарелый Абулмамбет. Только после его смерти в 1771 году Абылай был провозглашен общеказахским ханом. Это была последняя попытка сохранить единое независимое Казахское ханство.В начале 70-х годов XVIII века в Казахстане сложились все условия для выборов нового общеказахского хана. Единственной подходящей кандидатурой был влиятельный султан Абылай, который еще в 1740 г., по определению Ч. Ч. Валиханова, был самым авторитетным владыкой казахских степей. Уже в 1757 году в официальной переписке с Цинской империей он именовал себя ханом. И после смерти престарелого Абулмамбета в 1770 году Абылай стал по существу единственным правителем Казахского ханства. В то же время Абылай предпринимал активные действия на международной арене, пытаясь добиться поддержки Китаем и Россией. В 1771 году создались условия для избрания Абылая общеказахским ханом. Осенью 1771 года после длительных консультаций представители всех трех жузов прибыли в древнюю столицу ханства - город Туркестан для выборов нового хана. Безоговорочную поддержку Абылаю оказали влиятельный жырау Бухар Калкаманулы, султаны Абулфеис и Болат, правители казахов Младшего жуза, кроме Нуралы-хана, представители Среднего и Старшего жузов. При большом стечении народа по казахскому обычаю Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен ханом трех жузов. Таким образом, Абылаю удалось восстановить единство Казахского ханства. Несмотря на всенародное признание и титул хана трех жузов, власть Абылая не была абсолютной. Значительная часть султанов считали, что Абылай незаконно завладел престолом Абылай прекрасно понимал, что для выживания в изменившейся внешнеполитической ситуации Казахскому ханству необходимо изменить политическую систему в сторону большей централизации. Для достижения этого хан действовал по нескольким направлениям. Во-первых, Абылай стремился укрепить централизацию власти. В первой четверти XVIII в. каждое родовое объединение было практически автономно и управлялось своими биями, родоправителями. При этой системе хан во многом зависел от воли биев и не имел больших возможностей влиять на принятие решений на уровне отдельных родов. В 20—30-х годах XVIII в. эта система стала меняться, начала расти роль султанов, приглашавшихся тем или иным родом в качестве военачальника и политического лидера. Второй комплекс мероприятий, предпринятых Абылаем для усиления центральной власти — опора на деятельность одной личности и ее личностные качества. Так, хан Абылай, вопреки традиционным представлениям обычного права, присвоил себе право приговаривать преступников к смертной казни. Эта прерогатива ранее была только у суда биев. Значительно ограничены были права совета биев и съезда старейшин-родоправителей. Однако традиционность обычного права и недостаток реальных рычагов управления не позволили Абылаю до конца провести реформу политической системы ханства. Внешняя политика Абылая также характеризовалась гибкостью и компромиссностью. Его отношения с такими сильными государствами, как Россия и Китай, значительно отличались от отношений со среднеазиатскими государствами. Хан, прекрасно сознававший мощь колониальных империй, пытался в отношениях с ними проявлять максимальную гибкость, с одной стороны, не отказываясь от признания российского протектората, с другой — не допуская усиления влияния обеих держав в своих владениях. Российские власти стремились удержать Абылай-хана в сфере своего влияния и поэтому в 1777 году официально объявили о готовности признать его ханский титул при условии письменного обращения хана. Понимая, что такой дипломатический шаг усилит его авторитет на внешнеполитической арене, Абылай направил в Петербург посольство во главе со своим сыном Тогумом. Только в 1778 году Екатерина II подписала грамоту об утверждении его ханом и только Среднего жуза, не желая признавать его власть над Младшим и Старшим жузами. Оскорбленный этим, Абылай отказался приносить присягу в Оренбурге, Троицке и даже в Петропавловске. Колониальные власти согласны были даже послать чиновника в ханскую ставку, однако хан наотрез отказался присягать
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |