Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Образование казахской народности. Казахское ханство




Лекция № 7-8.

 

Цель лекции: Показать процесс складывания казахской народности.политические, экономические и социальные предпосылки, рассмотреть процесс этногенеза казахского народа; основные этапы формирования казахской народности, значение этнонима «казах», Казахское ханство

Основные вопросы:

1.Основные этапы формирования казахской народности.

2.Формирование этнополитических общностей на территории Казахстана.

3.Этноним «казах» и завершение процесса сложения казахской народности.

4.Возникновение жузов.

5.Казахское ханство.

Во время многочисленные миграции кочевых племен с Востока на Запад привели к образованию разных кочевых объединений с тюркоязычными наречиями. Территория Казахстана стала на долгие века мос­том между Востоком и Западом, а ее насельники оказались в центре миграционных путей Евразии.

Поэтому истоки этногенетических процессов, определив­ших образование казахской народности, восходят к глубокой древно­сти — эпохе разложения первобытного строя. В начальной стадии они были связаны с автохтонным населением, но в последующем здесь все большую роль играли этнические процессы на обширных про­странствах Центральной Азии. Этническую основу казахской народ­ности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии, со­ставили многочисленные племена саков, усуней, канглов, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, кереитов, джалаиров и других, обитавших в разное время на террито­рии Казахстана. Некоторые из них имели свои государства, многие тюркские родовые и племенные названия сохранились у казахов и в позднее время.

В XIII веке поступательное развитие этнической консолидации населения Казахстана было задержано монгольским нашествием. Добавился новый этнический компонент - монгольские роды и пле­мена, передвинувшиеся на территорию Казахстана мангыты, барла-сы и другие. Численность монголов была относительно невелика, монгольский элемент был постепенно ассимилирован преобладаю­щей тюркской средой, но монголы составляли правящий слой.

Этнос. - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей с общими физическими чертами, общностью культуры, языка, психики, этническим самосознанием и самоназванием. Важнейшее значение для формирования и сохранения этноса имеет его террито­риально-социальное единство, необходимое для длительного, непре­рывного общения представителей этноса друг с другом.

В ХV-ХVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сфор­мировался не позднее XIV-XV веков на основе сложного взаимодей­ствия двух рас - автохтонной европеоидной и привнесенной монго­лоидной. Все это теперь составляет единый сплав антропологическо­го состава казахского народа.

Со второй половины XV века сложившаяся народность стала из­вестна среди других народов, населявших сопредельные территории, и в письменных источниках под именем "казахи". Происхождение этнонима "казах" до сих пор является предметом дискуссий, о но на­шло отражение в многочисленных легендах. Например, Н. Карамзин и А. Вамбери привлекают сведения о том, что византийский импера­тор Константин Багрянородный (сер. X в.) упоминает "страну Казахия". Дальнейшее исследование показало, что Казахия читается как Касахия и здесь имеются в виду касоги. А касоги - это подгруппа абхазо-адыгейской группы, говорящей на одном из автохтонных кавказ­ских языков, и связь этнонима "казак" с названиями "касог", "каса­хия" основана на созвучии слов и носит сугубо декларативный харак­тер.

Существует точка зрения, что арабский историк Ибн Асам аль-Куфи употреблял слово "касак" в историческом сочинении "Китаб аль-Футух" (конец IX- начало X в.), но там тоже упоминается мест­ность Касак, расположенная на Кавказе. Финский алтаист Г. Рам-стедт возводил термин "казак" к монгольскому словосочетанию "хасаг - терген", обозначающему повозку, но эта точка зрения никак не аргументирована. Бездоказательно и предположение о совпадении слова "казак" и фразы "Кдзгакым оглым" (мои приемные сыновья), прочитанной В. Радловым в енисейском древнетюркском памятнике VIII века. Неправильный перевод с арабского этнического названия карлук - хазлак вместо харлук привел к тому, что И. Пантусов урав­нял карлуков с казахами, посчитав, что "хазлак"-это прототип слова "казлак", затем якобы трансформировавшееся в "казак".

Имеется также мнение, согласно которому наименование "казак" восходит к периоду Восточного и Западного тюркскил каганатов, ког­да во время правления Куль-тегина и Бильге-кагана восточные тюрки стали называться "кек тюрки" ("голубые тюрки"), так как восток в традиционном тюркском цветовом обозначении частей света имел голубой цвет - "кек", тогда как этноним "казак" якобы связан со сло­вом "кас", что в тюркском языке обозначает "настоящий" и "ак" ~ "запад". В итоге получается "кас-ак" - "настоящий выходец из запа­да". Имеется целый ряд самых разнообразных толкований этого сло­ва, в том числе и связанных с белым гусем "каз ак" и глаголами "каз" - рыть, "кез" - скитаться,."кач" бежать, спасаться.

Наиболее аргументированным является утверждение о том, что слово "казак" возникло в регионе обитания кыпчаков не ранее XI ве­ка и означает "свободный, скиталец". В него вкладывался социаль­ный смысл и означал людей, отделившихся от своего рода, племени, государства, добывающих средства к существованию участием в военных предприятиях. Это связано с институтом казакования. В IX X веках в обществе кыпчаков Восточного Дешт-и Кыпчака возника­ют социальные, а в Х1-Х11 веках этносоциальные группы под назва­нием "казак". Монгольское завоевание рассеяло за пределы Деш-и-Кыпчака группировки кыпчакскйх племен, это способствовало распространению­ термина "казак"- Слово "казак" употреблялось уни­версально для обозначения разного рода вольниц. Казакование не знало этнических и государственных границ. В начале XIV века воз­никновение на территории Казахстана самостоятельных государств и, в частности А к Орды, привело к тому, что консолидирующую роль в них стала играть местная этническая основа - кыпчаки. Термин "казак" обрел этническое значение со второй половины XV века.

Таким образом, "казак" - тюркско-кыпчакское слово, изначально употреб ляемое как нарицательное обозначение человека вольного, свободного, независимого, искателя приключений. Такой трактовки придерживались видные исследователи В. В. Вельяминов-Зернов, В. В. Бартольд, С. Ибрагимов, В. П. Юдин. Когда Жанибек и Керей от­кочевали от Абулхайра, их сторонники стали называться узбек-каза­хи. С укреплением ханства Жанибека и Керея казахами стало назы­ваться все подвластное им население. Постепенно этот термин при­обрел этнический смысл и со второй половины XV века стал упот­ребляться как этноним.

Особенностью Казахстана является то, что на его территории воз­никли жузы - племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. К ХV-ХVI ве­кам жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происхо­дило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности. Письменно их существование отражено в вос­точных хрониках XVI века. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населе­ния - номадизмом. Казахстан состоит из природно-ландшафтных зон, достаточных для саморазвития. Это три географических части, ставших естественными ареалами хозяйственной, культурной дея­тельности населения Казахстана: Южный Казахстан и Семиречье; Западный Казахстан; Центральный, Северный и Восточный Казах­стан. Кроме того, здесь не могло не сказаться и длительное вхожде­ние населения в систему отдельных государств и прежде всего в мон­гольские улусы.

Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, ергели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры.

Средний жуз, образованный в результате объединения племен кыпчаков, аргынов, уаков, найманов, конратов, кереитов и других, располагался в Центральном и части Северо-Восточного Казахстана.

Младший жуз, занимавший низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности, имел в своем со­ставе племенное объединение байулы, включающее роды: адай, жаппас, алаш, берш, есентемир, серкеш и другие, всего двенадцать ро­дов; жетыру: табын, тама, жагалбайлы, рамадан и другие, всего семь родов; алимулы: карасакал, каракесек, торткара, шекты и другие, все­го шесть родов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.