КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 9-10
Государство Аштарханидов. После смерти бухарского ШейбанидаАбдаллаха П (1598 г.)созданное имгосударство распалось, вскоре прекратилось и господство династииШейбанидов в Мавераннахре. К власти в Бухаре пришла новая династия —' династия Аштарханидов, или Джанидов. Основатель новой династии Джани-Мухаммад-султан (Джанибек-султан) был из потомков Тука-Тимура, сына Джучи, которые правили в Астрахани. Когда в начале второй половины XVI в. Астраханское ханство было присоединено к России, Джани-Мухаммад-султан бежал в 1556 г. к Шейбанидам Мавераннахра и шел убежище у отца Абдаллаха Искандара. Тот радушно принял султана-Джучида и даже выдал замуж за него свою дочь. От этого брака у Джани-Мухаммада родился сын, которого нарекли Баки-Мухаммад. Он стал первым или одним из первых ханов династии, утвердившейся в Бухаре. Когда в Бухаре произошла смена династий, новая династия получила название Джанидов (по имени Джани-Мухаммад-султана), или Аштарханидов (по месту происхождения — из Астрахани-Аштархана). Династия Аштарханидов, или Джанидов, правила в Мавераннахре до 1200/1785 г. В связи с падением династии Шейбанидов и приходом Аштарханидов значительно сократились пределы Бухарского ханства. При Аштарханидах государство было разделено на шесть уделов: Бухару, Самарканд, Сагардж, Ура-Тюбе, Шахрисяб и Хузар. В XVII в. Ташкент, Туркестан, Сайрам, Андижан и ряд других культурных областей Западного Туркестана большей частью находились под властью казахских ханов и султанов. Власть первых Аштарханидов, не имевших в государе прочной опоры на узбекские племена, была незначительна тому же она ослаблялась ожесточенной борьбой представителей этой династии между собой. Казахские ханы и султаны пользуясь упадком политической мощи Бухары, не упускали случая извлечь для себя из этого выгоду. Они вторгались во владения Аштарханидов, опустошали пограничные и центральные районы Мавераннахра Порой ханы, казахских степей и ханы Бухары заключали союз между собо объединив военные силы, выступали против общего врага -, ойратов (джунгаров), экспансия которых на запад несла угрозу суверенитету и Казахского ханства, и государства Аштарханидов в Мавераннахре. Столицей государства Аштарханидов, как и при Шейбаниде Абдаллахе II, была Бухара, довольно велико было значение г. Балха. . Со второй половины XVII в. в Бухарском ханстве наблюдаются ослабление ханской власти и чрезвычайное усиление глав узбекских-дештских племен и родов. Убайдулла-хан был последним Аштарханидом, пытавш ся поставить предел своеволию главарей узбекских родов и лить ханскую власть, поэтому все правление этого хана п{ в непрерывной борьбе с главарями узбекских родов и племен кунгратов, найман, кенегесов, мангытов, хитай-кыпчаков. В1785 г. закончилась история династии Аштарханидов и началось правление новой династии в Бухаре — Мангытской, свергнутой лишь в 1920 г. С середины XV до начала XVIII века Казахское ханство было единым политическим образованием. Оно пережило становление, периоды меньшей и большей стабильности. Территория ханства неоднократно меняла свои очертания в пределах расселения казахского этноса. В XVIII веке в жузах стали избирать своих ханов. В 50-70-х годах XV века ханами-соправителями Казахского ханства были Жанибек и Керей. После них, по одним источникам - с середины 70-х годов, по другим - с 1480 года (Керей-хан правил до 1473-1474 гг.) верховным ханом стал старший сын Керея Бурундук. В годы становления Казахского ханства, а также в последующие десятилетия его правители вели постоянную с переменным успехом борьбу за сырдарьинские оазисы и города с Шейбанидами. Наибольшего могущества Казахское ханство досгигло в первой четверти XVI века при хане Касыме, который еще при Бурундуке стал фактически правителем и положил начало правления потомков Жанибека. Касым официально стал править в 1511 году, после того как потерявший авторитет Бурундук-хан с кучкой своих приближенных удалился в Мавераннахр. Он подался к одной из своих дочерей в Самарканд, где и дожил свой век. Касым-хан (1511-1521), воспользовавшись разгромом и гибелью Шейбани под Мервом в битве с шахом Ирана Исмаилом, укрепил свою власть в Южном Казахстане. В 1513 году он взял под контроль самый южный присырдарьинсккй город Сайрам и предпринял поход на Ташкент. Касым-хан поддерживал дружеские отношения с ханом Моголистана чагатаидом Султан Саидом, который весной 1514 года покинул Семиречье и вторгся в Кашгарию. В Восточном Туркестане он основал новое государство с центром в Яркенде. Это укрепило власть казахского хана в Семиречье. На западе под его правление откочевали группы родов из переживавшей кризис Ногайской Орды, Таким образом, границы ханства на юге вышли на правобережье Сырдарьи, на юго-востоке включали значительную часть Семиречья, на севере и северо-востоке охватывали обширные степные просторы и доходили до гор Улутау, озера Балхаш и до отрогов Каркаралинских гор, а на западе - до реки Яик. Постепенно Казахское ханство налаживало и международные отношения. Одним из первых в дипломатические связи с ним вступило Московское государство при великом князе Василии III (1505-1533). В те годы казахи, как самостоятельная этническая общность, уже были известны в Западной Европе. Записи о казахах оставил австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в 1517 и 1526 годах. Согласно сведениям историка Мухаммеда Хайдара Дуглата, число подданных хана Касыма определялось миллионом человек. Он вошел в историю как "собиратель казахских земель". По отзывам его современников Ибн Рузбихана, Бабура, Мирзы Хайдара, Касым-хан отличался личной отвагой и способностью вести за собой других, он был наделен военным талантом и считался человеком с высокими моральными качествами, достойными подражания. При Касыме ханская власть была как никогда прочна и ни один из казахских ханов не сумел объединить под своею властью такое число людей. Народное предание связывает с именем Касым-хана создание узаконений, известных как "Касым ханнын каска жолы" ("Чистая дорога хана Касыма"). После смерти Касыма в 1522 году ханом стал его сын Мамаш, погибший в скором времени в сражении. В 1523 году ханом был провозглашен внук Жанибека, сын Адик-султана Тахир (1523-1533). Он не пользовался большим влиянием, отличался жестокостью, при нем в государстве начались смуты, бедствия и поражения во внешней политике. Тахир неудачно воевал с мангытами, в 1523 году откочевал в Моголистан, заключил союз с ханом Султан Саидом, но в 1524 году между ними произошел разрыв, так как он склонил на свою сторону часть кыргызов, которые были подданными Саид-хана, Тахир-хан откочевал на запад Моголистана, где война с Шайбанидами привела к потере части основных владений казахов. Последние дни своей жизни Тахир-хан провел среди кыргызов в бедственном положении. После его смерти ханом стал его брат Буйдаш (1533-1534). В то время упоминаются и другие ханы, например, Ахмад-хан, Тугум-хан. Буйдаш-хан был связан с кыргызами, правил казахско-кыргызским объединением и действовал на территории Семиречья. Он погиб во время похода на Мавераннахр в 1559 году. Как уже отмечалось, в 30-е годы упоминается имя Тугум-хана, сына Жанибека, который в 1537 году вместе с 37 султанами, со всем своим родом пал в сражении с могольским ханом в местности Чагат. На ханском престоле его сменил сын Касыма Хакк-Назар (1538 1580), имя которого овеяно славой не только в народных преданиях казахов трех жузов, но и у башкир и ногаев. Ему удалось отстоять земли на востоке и юге Семиречья в борьбе с ойратами и могольскими правителями, а также установить союзнические отношения с узбекским ханом Абдаллахом, оказавшись под его патронажем. После гибели Хакк-Назара ханом был провозглашен внук Жанибека, сын Жадика Шигай (1580-1582), которого затем сменил его сын Таваккул, правивший до 1598 года. Известно, что в 1594 году он направил в Москву посольство во главе с Кул-Мухаммадом. В 1598 году Таваккул. воспользовавшись смертью Абдаллах-хана, овладел Сайрамом, Ташкентом, Туркестаном, Самаркандом и двинулся к Бухаре, но в одном из сражений был ранен и скончался в том же 1598 году. Ханом стал сын Шигая Есим (Ишим) (1598-1628). С именем Есим-хана казахское народное предание связывает создание Уложения, известного как "Есім ханның ескі жолы" ("Древняя дорога хана Есима"). Столица его государства находилась в Туркестане. После Есима ханом стал его сын Жангир, который погиб в 1652 году в одном из сражений с ойратами. В период ханства Жангира значительно возросла опасность захвата земель Казахстана ойратами, теснимыми Цинской империей. После Жангира правил Батыр-хан, сведений о котором не сохранилось. После Батыр-хана на престол взошел сын Жангира Тауке (1652-1715), полное имя его Таваккул-Мухаммад-Батыр-хан. В то же время был составлен свод норм обычного права «Жеті Жарғы». Большая роль в усилении ханской власти, регламентации, частичном обновлении и унификации издавна сложившихся в казахском обществе правовых традиций и норм принадлежала сыну и преемнику хана Жангира Тауке (после 1652—1715 гг.), образно названному известным историком А. И. Левшиным «Ликургом» и «Драконом». Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак. суйек - белая кость, к ней относились только чингисиды - потомки Чингисхана и ходжи - потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к кара суйек - черной кости. Чингисиды по праву рождения приобретали титул султана, также по отношению к ним употреблялись термины "оглан", "торе", означавшие нецарствовавших потомков Чингисхана по мужской линии. Чингисиды могли претендовать на ханский престол в любом государстве, где соблюдались традиции Монгольской империи, они не относились ни к одному жузу. Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые "собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных", как гласил один из пунктов «Жеті Жарғы» На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю, преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде,хан выполнял функции верховного законодателя и судьи. Его окружали советники, помощники, дружина и прислуга. В XVII и первой половине XVIII века местами пребывания казахских ханов стали Ташкент и Туркестан. Нецарствующие чингисиды - султаны наделялись улусом и были его полновластными правителями. В среднем в улусе насчитывалось около 10 тыс. семей - кибиток, не менее 60 тыс. человек. В ханстве было около 20 улусов, значит, численность населения 1 млн 200 тыс. человек. Определение территории улуса, его передача или отчуждение осуществлялись ханом. Султан был правителем улуса с правом управления и командования улусным войском. Султаны не несли никаких повинностей, кроме военной. Они освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. ы Среди представителей черной кости особыми правами обладали бии - предводители родов и племен. Их влияние определялось многочисленностью, силой, древностью происхождения возглавляемых ими родов. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Они выполняли политическую роль наряду с султанами.В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи - богатые и кедей - бедные. Баи составляли многочисленную прослойку общества, но они не являлись особым сословием..Баи были среди биев, рядовых кочевников и других представителей черной кости. Богатство давало огромные выгоды, общественный престиж и влияние, но не давало особых политических прав. В казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство. Юридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами, был свободный кочевник. Защита личности и ее прав обеспечивалась исключительно солидарностью членов рода, государственный аппарат таких функций не выполнял. Таким образом, личность имела смысл только как часть рода. Простолюдины составляли нижнюю ступень общественной лестницы. Самой бесправной социальной группой казахского общества были рабы (кул). Основными источниками рабства были плен работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина, который распоряжался его жизнью и нес ответственность за его преступления. В Казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное право - сойургал. Скотоводы платили налог - зякет, делали подношения мясом - согум, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж. Простые люди привлекались к общественным работам - мардикар. Принимали на постой войска - каналга, а также знатных людей - жамалга. Собирался натуральный сбор для снабжения войск - тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями. Основным занятием казахов являлось скотоводство. Скот давал питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей и верблюдов - скот, приспособленный к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма зимой из-под снега. Особое значение имело разведение овец.Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз. Скот был частносемейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Летом казахи пасли скот большей частью на возвышенностях, а зимой - в низменностях, на берегах рек. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние кыстау, весенние - коктеу, летние - жайляу, осенние - кузеу. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. Жилищем скотоводов была юрта - удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных, разобранная юрта помещается на одном верблюде У казахов сохранила свое значение охота. Существовало несколько ее видов: с ловчими птицами - ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие. Казахи занимались и земледелием. Традиционными местами его распространения были Южный Казахстан, Семиречье, районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия имелась разветвленная сеть каналов и арыков. Массивы орошаемых земель наблюдались вокруг городов. Практиковалось богарное земледелие. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки, - жатаки (от слова '"жат" лежать). Осевшие бедняки выращивали преимущественно просо (тары) около зимовок. Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыгнак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим, культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима, Жангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, возведенным на рубеже XIV-XV вв, является Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави Не меньшее значение имели города Сауран, Сайрам, Сузак, Ар-кук, Туркестан, Отрар и другие.. Города имели поквартальную застройку, в каждом квартале насчитывалось от 6 до 15 домов. Часть города занимали здания и места общественного пользования - мечети, бани, площади, базары, которым отводилась примерно одна четверть всей площади. Существовали ремесленные кварталы. Деньги в основном чеканились в Туркестане и Ташкенте, это были медные динары, серебряные тенга. Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Развивались ремесла: кузнечное, ювелирное, слесарное, горное, кожевенное, портняжное, сапожное и др. В жизни кочевников большое значение имели военные традиции. Ношение оружия считалось не только правом, но и обязанностью, например, если на собрание (курылтай) мужчина являлся без оружия, он не имел права голоса, а младшие могли не уступить ему места. Регулярного войска не было, родоплеменное ополчение собиралось по мере необходимости. Родоплеменной отряд был самостоятельной единицей во главе с предводителем рода, имел свое знамя и боевой клич - уран. Эти отряды составляли улусное войско. Численность конных воинов доходила в среднем от 30 до 50 тыс. всадников. Основным оружием были сабля и лук. Из других видов оружия применялись секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинные копья, украшенные кистью из конских волос, снабженные крюком для стаскивания противника с коня. Казахи сами изготавливали предметы вооружения. При мобилизации каждый воин должен был выступить в поход минимум с двумя боевыми конями и со своим снаряжением. За личную храбрость воинам присваивался почетный титул батыра. Хану Тауке на время удалось преодолеть внутренние междоусобицы, восстановить спокойствие в жузах, тем самым обезопасить кочевья казахских родов от внешних вторжений. Однако борьба за власть и сепаратизм султанов вскоре нарушили единство, чем незамедлительно воспользовались соседи. История Казахстана ханского периода ознаменована созданием законодательного памятника («Жеті Жарғы» "Семь установлений"). Его создателем принято считать хана Тауке, поэтому этот свод законов также именуют "Законы Тауке-хана". По одной из версий, Тауке собрал для совета трех влиятельных биев - из Старшего жуза Толе-бия, из Среднего - Казбек-бия, из Младшего - Айтеке-бия. Обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера, они составили и утвердили законоположения. По времени их появление относится, вероятнее всего, к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта - с аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами. В «Жеті Жарғы» закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений берут начало от "Великого Джасака" (ясы) Чингисхана, а также установлений ханов Касыма и Есима. "Законы Тауке-хана" юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни. Согласно «Жеті Жарғы», верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана. Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания - курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие. Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновнего долга, воровство, прелюбодеяния и другие. Наказания отражали принцип кровной мести,устанавливался откуп от наказаний - кун. Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. За увечья устанавливался кун скотом. Применялись и другие наказания: конфискация имущества,изгнание, предание публичному позору.Существовал принцип коллективной ответственности.Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний.Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право.Судебная и административная власть не были отделены друг от друга. Свод законодательных уложений «Жеті Жарғы» действовал в пределах всего Казахстана. Культура Казахского ханства в ХУ1-ХУИ веках представляла собой культуру сложившейся казахской народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко проявившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, войлока и ковров. Образ жизни казахов воплотился в одежде, в ней отразился этногенез, преемственность культур предшествующих поколений. Являясь отличительной чертой этноса, казахский народный костюм отображал особенности его материальной культуры, он строго регламентировался. В изготовлении одежды казахи использовали мех, войлок, хлопчатобумажную ткань, шелк, парчу, бархат. С сакского времени берет свое начало высокий войлочный головной убор - калпак., а также остроконечный женский головной убор - саукеле. Кроме того, казахи носили на голове треух -тымак,, берж с меховой опушкой, тюбетейку - такия на твердой основе, вышитую, украшенную жемчугом, бусами, кораллами, перьями совы - ута (филин). Белдемше - распашная юбка считается наследием времен хунну, кимешек - женский головной убор из белой материи с вырезом для лица, который вокруг расшивался, - это одежда тюркско-кыпчакского времени. Казахи носили камзол, бешмет, платье - койлек, шаровары - шалбар. Зимой надевали тулуп - тон, шубу - куш, от дождя их защищал войлочный плащ - кебенек (его образцы до наших дней не сохранились). На ногах носили сапоги - саптама, ичиги – мәсі, войлочные чулки-байпак, кожаные калоши - кебіс, сандалии - шокай. Широко использовались пояса, пряжки, бляхи, ремни - белдік, белбеу. В качестве украшений служили медальоны, подвески, браслеты, кольца, большие шаровидные пуговицы. Они покрывались зернью, инкрустацией, эмалью, финифтью, цветными камнями, жемчугом, кораллом, перламутром. При изготовлении украшений казахи отдавали предпочтение серебру, золото использовалось редко. Казахи широко применяли овечью и верблюжью шерсть для изготовления тканых, нетканых, а также валяных изделий. Это кииз -гладкий белый или серый войлок для покрытия юрты; текемет - постилочная кошма из войлока, украшенная узором, который вдавливали, валяя шерсть, свернутую с циновкой, валяли ногами, предплечьями, поливая горячей водой. Сырмак - постилочное полотно, украшенное нашивками разноцветного войлока методом аппликации, грани рисунка и бордюры отделывались цветными шнурами. Постилочное полотно сырдак отличается тем, что был вышит по войлоку разноцветными шерстяными нитками, түскиіз- войлочный настенный ковер украшался техникой аппликации. На горизонтальном ткацком станке - өрмек - ткали из верблюжьей шерсти алаша - постилочное полотно, сшитое из полос, баскүр - тканые полосы для внутреннего убранства юрты, шепкен домашнее сукно. Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. Это были мотивы зооморфные: кошқар мүйіз -бараний рог, марал мүйіз - олений рог, кос мүйіз - двойной рог, сынық мүйіз - сломанные рога, қыңыр мүйіз - кривые рога, табан -ступня, туйе мойын - верблюжья шея, қаз мойын - гусиная шея, құс канат - крылья птицы, өркеш - горб (верблюжий), өрмекші - паук; растительные: ағаш - дерево, жапырақ - листок, үш жапырақ. - трилистник, гұл - цветок, откізбе - вьющийся стебель, шиыршык- завиток; космогонические: дөнгелек - солнечный круг, төрт кұлак. - крестовина из четырех лучей, шимай - спираль, шеңбер - окружность, обруч, жұлдыз - звезда, айшык - полумесяц, шұгыла - луч солнца, зарево, бітпес - нескончаемый. Геометрический орнамент содержал остроконечник - сүйір, зигзаг ирек, кольцо - балдақ, крючок - қармак., четыре треугольника – төртұшкіл, амулет - тұмар, цепь - шынжыра. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свои символы: синий - небо; красный - солнце, огонь: белый - истина, радость, счастье; желтый - разлука, печаль; черный - символ земли, зеленыйөвесна,молодость. В казахских обычаях нашло отражение празднование таких событий, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки - бэйге, борьба - курес. борьба двух всадников - сайыс, кызкуу -догони девушку, борьба за тушу козла - кокпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов-импровизаторов. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыза. который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга, готовили специальное блюдо наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строю соблюдался традиционный ритуал. Люди рассаживались на определенные места с учетом возраста и положения в обществе, соответственно распределялось угощение, когда определенные части туши животного (голова, грудина и т. п.) преподносились определенным людям. В обществе неукоснительно соблюдался принцип старшинства на собраниях, курултаях, при определении места в боевом порядке, при разделе военной добычи, при вступлении в дом, рассаживании по местам, представлении кушанья, открытии торжества, при многих других жизненных ситуациях. Пищу казахи готовили преимущественно животную из мяса и молока. Из конины готовили казы - ребра с межреберной тканью и жиром после засолки вкладывали в кишки, затем сушили, коптили. Шужык- колбаса из отдельно нарезанных кусков конины. Жал-жая -погривная и набедренная часть конины. Карта - необезжиренные лакомства из кишок. Мясо хранили в карыне - рубцах. Животное резали по определенным правилам, тушу разделывали строго на части жілік. Бас - голову, жанбас подавали почетным гостям. Блюдо из вареного мяса называли просто - ет (мясо) или ас (но не бесбармак). Из молока готовили разнообразные кисломолочные напитки и продукты: айран, катык, каймак, сарымай, курт, ирімшік, сузбе, шалап, коже (тары коже, бидай коже, жугер| коже и т. п.), из кобыльего молока - къшыз, из верблюжьего - шубат. Одного только кумыса существовало несколько видов. Для детей и стариков - саумал кымыз -малосброженный кумыс с добавлением парного кобыльего молока. Тунемел кымыз - созревший в течение двух суток, его пили с лепешкой, куртом. Үшкундік кымыз - крепкий, выдержанный в течение трех суток, его пили взрослые. Хлеб пекли разных видов, например табанан, шелпек, тандыр нан. Из алкогольных напитков была боза брага из перебродившего кислого молока, проса Характерной для кочевого казахского быта была и посуда. Например, саба - емкость конической формы из кожи, вмещающая до 100 литров и используемая для приготовления и хранения кумыса, шуба-та. Для перевозки кумыса существовала другая кожаная емкость -суйретпе, а объемом до 3—4 литров - торсык. Ведра-подойники изготавливались из дерева - шелек, кожи - кенек, тыквы — кауак. Пиалы (кесе) перевозили в войлочном чехле - кесекап. Мясо подавали на деревянном блюде - табак, кумыс наливали в глубокие миски -теге-не, затем черпаком - ожау разливали в деревянные пиалы - тостаган. Масло делали в маслобойке куб. Мясо варили в казане, разновидность которого тай казан использовался для приготовления мяса целой лошади. Пищу готовили на очаге (ошак). В семейных отношениях были распространены калым, аменгерство, родительское право, внутри рода брак запрещался между родственниками до седьмого колена. Супружеские узы скреплялись одобрением народа и хоровым пением обрядовой песни "Жар-Жар". В Степи существовал институт родственных связей "Жеті ата" -"Семь колен", то есть человек должен был знать своих предков -"баба" до седьмого колена. Этот институт выполнял очень важные функции в казахском обществе. Во-первых, это была живая история, история рода, жуза, этноса, поскольку от каждого члена сообщества требовалось не просто перечисление своих предков, но и знание их дел, черт характера, физического облика и целого ряда других подробностей. Так поддерживалась и передавалась из поколения в поколение историческая память. Во-вторых, это постоянное возобновление родственных связей, установление новых, это основа самосознания индивида и сознание единства всего этноса. Дети одной семьи через семь колен становились крупным родом, что создавало единство языка, традиций, культуры. С восьмого колена отделялся самостоятельный род. В-третьих, это инструмент воспитания, на примере "Жеті ата" воспитывалось стремление следовать примеру предков. В-четвертых, это была вера, поскольку у казахов был культ духа предков "аруак". Это была вера не в какие-то абстрактные, потусторонние силы, а в непосредственных предков, что делало религиозные чувства кровным делом каждого, делало их рациональными. В-пятых, "Жен ата" - это мощный регулятор общественной жизни, он регламентировал права, обязанности, статус, запреты, санкции, этикет. Эта норма родственных связен определяла многое пространственного расположения людей в юрте, за дастарханом, атмосферу общения. И, наконец, "Жеті ата" служил гарантом здоровых генетических корней этноса, поскольку запрещалось вступать в брак родственникам до седьмого колена. Казахи пользовались своим традиционным календарем. Годы объединялись в 12-летние циклы, как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. Цикл начинался с года мыши (тышкан), затем шли годы коровы (сиыр), барса (барыс), зайца (коян), дракона — улитки (улу), змеи (жылан), лошади (жылкы), барана (кой), обезьяны (мешін). курицы (тауык), собаки (ит). кабана (доцыз). Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды, - есепип. Казахи имели свои представления о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Они выделяли Полярную звезду, Созвездие Большой Медведицы. Малой Медведицы. Венеру, Марс, Млечный путь и другие. Например, созвездие Большой Медведицы называлось Желген - семерка, Жеті карт - семь старцев и т. п. Это созвездие служило астрономическими часами, по которым происходила смена сторожей стад. В ХVI-XVII веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба - Тенгри. Казахи почитали дух земли - Жер ана, воды - Су ана. им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пешеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня. Казахи придерживались шаманских верований, почитали культ предков, поклонялись животным. Культ духа предков - аруак выражался в почитании предка - члена рода, в-трудные минуты жизни, например, идя в бой, призывалось его имя. Ему приносили жертву, просили о чем-чибудь, например, безлетные сына. Почитались кости животных, нельзя было проливать молоко. Шаманы - баксы носили ритуальный костюм, навешивали на себя различные предметы амулеты, непременно имели посох. Авторитет их был высок, люди испытывали страх перед ними. В зависимости от силы и могущества духа предков, с которыми баксы вступают в связь, они делились на великих, больших и мелких. Великие лечили всех больных, резали животы, помогали при родах, гадали. Большой баксы мог воткнуть саблю до эфеса в горло, лизал языком раскаленное железо, бил себя изо всей силы в грудь топором, и все это сопровождалось игрой на кобызе. Становясь все более и более неистовей, баксы падал, а через некоторое время вставал и говорил, что во время обморока его дух сказал следующее. Вокруг баксы складывались легенды, небылицы. Баксы занимались лечением (были травники, костоправы), изгоняли злых духов, таких как жын (джин, бес), албасты - дьявол в образе женщины, сорель - вроде лешего, жившего в дремучих лесах, кон-аяк -человекообразное существо с ремнями вместо ног, жезтырнак - демон в образе старухи с металлическими ногтями. Эти злые духи, злые силы, согласно бытовавшим верованиям, наносят вред людям, мешают достижению цели, вызывают заболевания, нередко убивают людей. В XVI—XVII веках в Казахстане развивались устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями - жырау. В то время, например, творил жырау Шалкииз Тленши-улы (1465-1560), согласно воззрениям которого главное, к чему должны стремиться человек и народ, - это честь и свобода. Вечные духовные ценности -"здоровое слово" и мудрость. Дурное - зависть. Он считал, что хан должен добросовестно служить народу, проявляя мудрость, осмотрительность, справедливость. Также были известны имена Доспамбет-жырау (XVI век), Жиембет-жырау (XVII век). В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: "Ер-Таргын", "Камбар", "Алпамыс", "Кобланды". К социально-бытовым поэмам относятся "Козы-Кориеш и Баян Слу" - степная "Ромео и Джульетта". Не менее известны Кыз-Жибек", "Кульше кыз' "Макпал", "Слушаш". На начальном этапе становления и развития Казахского ханства жил и творил, по словам Ч. Валиханова, "кочевой философ" Асан-Кайгы, Асан-горемычный, печальный, скорбный, мечтавший о "земле обетованной". Он был при дворе хана Жанибека. Асан-Кайгы воспевал любовь и сострадание. Главные ценности -это искренность и честь, противоположные источникам зла - дурному слову и лжи. Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер. Письменная литература существовала в виде религиозных и исторических книг. Создавались исторические генеалогии - шежире. Важным памятником является книга "Джамид ат-таварих" (сборник летописей), который посвящен истории казахов XV-XVI веков. Автор книги - бий Кадыргали из рода жалаир. В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, из племени дуглат,его произведение "Тарих-и Рашиди" содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства. В жизни кочевников большую роль играло вокальное и инструментальное музыкальное искусство. Они использовали струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты, среди которых особенно популярны были домбыра, к,обыз, сыбызгы. Среди других музыкальных инструментов были известны шертер, сазген, дангыра, дабыл, дауылпаз, шындауыл, ушдек, керней, дудыга, токыл-дык, асатаяк, туяктас, адырна, сырнай, ауыз сырнай, ушкурук, жетіген. Одной домбры было до десяти разновидностей, различавшихся по форме корпуса, количеству струн, по размеру, существовала двусторонняя домбра, домбра с полым грифом. Кобыз также имел несколько разновидностей: кылкобыз, наркобыз, жезкобыз. Музыканты не только владели виртуозной техникой игры на этих инструментах, но и создавали своеобразные инструментальные произведения -кюи на разные темы. В период позднего средневековья, в XVI-XVII веках, сложились и закрепились главные элементы культуры казахов. Вопросы для самопроверки: 1. В сер. XV в. возникло Казахское ханство. Назовите предпосылки этого события и его условия. 2. Ханы Жанибек и Керей в первую очередь стремились утвердить свои права на район Присырдарьи и Каратау. Чем это объясняется? 3. В XV в. интересы нескольких государств столкнулись в районе Сырдарьи и Каратау. Назовите эти государства и объясните причины, побуждавшие каждое из них стремиться к овладению указанной территорией? 4. Тауекель-хан в своих грамотах в Москву именует себя «царем казацким и калмыцким» Что он имел в виду? 5. А.И. Левшин писал об одном из казахских ханов: «Это Ликург, это Дракон орд казачьих. Он успокоил их после гибельных междоусобий, он остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько лет… дал всем вообще законы, по которым судил их». Кого он имел в виду? 6. Какие племена и народы составили этническую основу казахской народности. Назовите, какие их них в разные эпохи имели свои государства? 7. XIV – XV вв. считаются временем сложения казахского языка. Из какой группы языков выделился казахский язык? Литература: /1/, /4/, /32/, /38/. Модуль 3. Казахстан в новое время (XVIII-XX вв).
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |