Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Казахстан в древности




Модуль 1. Древнейшая история Казахстана.

Лекция №1 – 2.

Конспект лекционных занятий.

Цель лекции. Раскрыть предмет, задачи и значение курса истории Казахстана, уяснить периодизацию истории Казахстана; рассмотреть источники и их классификацию; рассмотреть становление историографии Казахстана, ее основные этапы,рассмотреть первобытнообщинный строй на территории Казахстана; раскрыть особенности палеолита, неолита, энеолита, эпохи бронзы и железа на территории Казахстана.

Основные вопросы:

1. Предмет и задачи курса истории Казахстана.

2. Периодизация и хронология истории Казахстана.

3. Источниковедение и историография истории Казахстана.

4. Первобытнообщинный строй на территории Казахстана.

5. Казахстан в эпоху бронзы.

6. Ранние государственные образования.

История Казахстана- полноправная часть истории всего человечества, которая вплетается в контекст всемирной истории, истории Евразии, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов, стран Центральной Азии. История Казахстана–наука,изучающая в целостном виде исторические законы и закономерности, имевшие место на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней. С приобретением Республикой Казахстан независимости и суверенитета неизмеримо актуализировалась учебная дисциплина «История Казахстана», основными задачами которой стали:возрождение исторической памяти, формирование национального самосознания и единства, воспитание гражданственности и патриотизма.

С учетом специфики кредитной технологии обучения основное содержание курса представлено по блокам, которые созданы по принципу опоры на периодизацию истории Казахстана.

Главная проблема в данном разделе программы - это методология изучения истории и периодизации истории Казахстана. Первостепенную важность в истории имеет процесс появления собственно человека. Появление, формирование, развитие человека в различных частях света имеет много специфических черт и сходств. Первобытными называются сообщества людей, для которых характерны небольшая численность, простая организация социума, примитивный быт и культура. Условия естественной среды обитания и необходимость в самосохранении породили у первобытных людей собирательство и охоту - простейшие виды хозяйствования, основу которого составлял коллективный труд. Основным средством, обеспечивавшим такую форму трудовой деятельности людей, были каменные орудия. Они же и предоставляют базовую информацию о жизни далеких предков человечества, где Казахстан не является исключением.

Согласно тому, из чего изготавливались орудия труда, в археологии принято делить историю на три больших периода, условно называемых «веками»: каменный, бронзовый и железный. Наиболее длинный по своей временной протяженности - каменный век (2,6 млн. лет назад - 3 тыс. лет до н.э.). Бронзовый век длился 2,5 тысяч лет (3 тыс. лет до н.э. - 7 - 5 вв. до н.э.). Главной хозяйственной деятельностью носителей андроновской культуры стало пастушеское скотоводство. Истоки этногенеза казахского народа связаны с племенными союзами туров и ариев, первых древних насельников известных по письменным источникам на территории Казахстана. Переход к кочевому образу жизни произошел в конце II тыс. до н. э.

Эпоха раннего железа привела к повсеместному переходу к кочевому скотоводству. Великая степь Евразии была освоена скифо-сакской общностью. Преемниками историко-культурного наследия саков стали усуни и кангюи, а савроматов - сарматы. Гуннская держава стала первой кочевой империей в Центральной Азии.

Тюркский каганат - первая Евразийская кочевая империя. История тюрков связана с распадом государства гуннов. Тюрки продолжили развитие гуннской государственной и культурной традиции. Казахстан находился в составе Тюркского каганата, границы которого расширились до Ирана, Северного Кавказа и Причерноморья. С этого момента вплоть до Монгольского завоевания казахская государственность развивалась в лоне степной цивилизации тюрков. Все тюркские государственные образования находились на одном уровне социально-экономического и культурного развития.

В ХI-ХII вв. кипчаки стали консолидирующей основой формирования казахского народа. Завершающий этап образования самой кипчакской народности прерван Чингизханом.

В конце ХШ-начале XV вв. Кок-Орда и Ак-Орда стали первыми крупными государственными объединениями на местной этнической основе.

Далее по данному блоку проблем средневековой истории являются приоритетными следующие темы:

- Образование казахской народности.Этноним «казак» (казах). Казахские жузы.

- Казахское ханство в XV- начале XVIII вв.

- Эволюция казахской государственности в средние века.

Современная историография проявила себя тем, что актуализировала многие проблемы отечественной истории нового времени, среди которых особо выделяются проблемы защиты Отечества и освободительной борьбы казахского народа.

Вышесказанное выводит нас на ряд крупных проблем, объясняющих причины случившегося коренного перелома в отечественной истории. Приоритетное место среди них занимает проблема места Казахстана в контексте геополитической ситуации в Центральной Азии в первой четверти XVIII в.

Объективно в рассматриваемый период страны Востока были насильственно включены в орбиту мирового капиталистического хозяйства как его аграрно-сырьевой придаток. Как показывает опыт историографии стран Азии нового времени, при освещении причин, задержавших формирование капиталистического уклада в них, совершенно не брался во внимание тот факт, что, будучи традиционными обществами, как Казахское ханство, так и Джунгарское государство представляли собой отдельно взятые цивилизации со свойственными им внутренними закономерностями развития, а также сложившейся системой приоритетов и ценностей во внешнеполитической деятельности.

Всестороннее понимание политической истории указанных государств будет, на наш взгляд, наиболее полным, если обратить на параллели в судьбе Казахстана и стран Азии в рассматриваемый период. К началу нового времени независимость сохраняли лишь Ойратское (Джунгарское) ханство и Казахстан.

Россия, оправившись от недавней войны со шведами, начинает активизировать свои внешнеполитические действия в Азии. а найти «ключ к вратам» Азии, проясняются некоторые детали внешнеполитических причин разразившейся войны между казахами и джунгарами в первой четверти ХУШ в.

Аныракайская битва является символом окончательного наступления для Казахстана эпохи нового времени. Это была последняя яркая страница в истории двух кочевых народов Евразии перед наступательными действиями колониализма. Дух Аныракая будет не раз обнаруживать себя в процессе противостояния казахского народа завоевателям земли предков и освободительной борьбе за сохранение ее территориальной целостности, государственности и суверенитета.

Одной из приоритетных в отечественной истории нового времени является проблема казахско-русских отношений с середины XVI в. до начала XX столетия. Предшествующая историография этой проблемы претерпела различного рода оценки, начиная со ставшего классическим в советское время определения «присоединение» и завершая термином «вхождение». Историческим фактом является то, что Казахстан в результате сложнейших коллизий в международных отношениях потерял свою политическую независимость и государственный суверенитет.

Россия, ставшая централизованным государством с утвердившейся абсолютной монархией, имея опыт дипломатического подчинения азиатских народов и военных экспедиций, направляет свои взоры на казахские земли, которые должны будут стать, «ключом и вратами ко всем азиатским странам и землям».

Приоритетным для 4-го блока «Казахстан в новое время» является следующий круг проблем:

- Периодизация истории Казахстана в новое время.

- Историография узловых проблем истории Казахстана в новое время.

- Основные источники по новой истории Казахстана, их специфика.

- Особенности социально-экономического и политического развития Казахстана.

- Трансформация казахской кочевой общины и менталитета казахов вновое время.

- Казахстан в системе международных отношений в Центральной Азии в новое время.

- Казахстан и Россия в условиях единого потока колониализма.

- Казахстан - колония Российской империи.

- Народно-освободительное движение казахского народа в новое время как единый процесс.

- Эволюция идеи суверенитета и государственной независимости Казахстана в условиях нового времени.

- Этнические процессы и демографическая ситуация в Казахстане в ХУШ-началеХХвв.

- Религиозный фактор в общественной жизни Казахстана в XVIII-начале XX вв. Конфессиональная политика царизма в Казахстане.

- Культура Казахстана в новое время

История Казахстана XX столетия насыщенна событийным
материалом.. Магистральными линиями по истории Казахстана в XX веке могли бы послужить следующие последовательные этапы развития республики:

1.Национальная политика большевизма.

2.Казахская национальная идея и рост национального самосознания в условиях тоталитаризма.

3.Процессы деэтнизации в условиях социализма.

4.Попытки создания советской цивилизации.

5.Распад СССР: новые альтернативы.

В целом, за 70-летний период развития народы СССР приобрели трагическое знание тоталитарного опыта. В этом отношении как для России и других республик важно понять не только сущность большевизма, но и глубинные источники угнетения как гарантии того, что развивающиеся ныне суверенные государства в своем развитии пойдет по пути реальной демократии.

Одной из актуальных проблем фундаментальной исторической науки выступают теоретико-методологические проблемы исторического познания становления и развития государственной независимости Казахстана. В данном аспекте задача состоит не в том, чтобы дать простой фактологический анализ распада империи и возникновения на ее месте малых государств с идентичной предопределенностью судеб. Феномен Казахстана в том и состоит, что вопреки ожиданиям глубокого экономического коллапса и, как следствие, внутренней детонации полиэтнического социума, страна сумела бескровно и почти без всплесков гражданского неповиновения пройти труднопреодолимый путь признания государства в международном сообществе как равноправного члена. Даже тот короткий отрезок времени, за который республика состоялась как суверенное государство, лишний раз свидетельствует о том, что, с одной стороны, происходит осмысление истории как единого всемирного процесса, а с другой - все более подчеркивается локальность всякого исторического знания.

К настоящему времени остро назрела необходимость наполнения содержания казахстанской модели развития в период независимости реальным научно-историческим знанием, которое состояло бы в установлении главных причин и факторов успешности преодоления постимперскрго этапа и выхода Казахстана на магистраль хозяйственной и идейно-культурной самодостаточности. В ряду приоритетных задач можно выделить следующие:

- унитарный характер государственного строительства как гаранта целостности страны;

- формирование казахстанского социума не как новой этнической общности, а как общности граждан разных национальностей на основе их гражданского самоопределения;

- модернизация народнохозяйственного и социокультурного комплексов;

- обусловленность проведения поэтапных политических реформ по фарватеру экономического благоприятствования;

- становление Казахстана как реально действующего фактора на международной арене.

Задача официальной исторической науки видится в создании целостной картины отечественной истории во всем ее многообразии. При этом необходимо выявление структурных моментов развития казахстанского общества. Это позволит представить историю как особую сферу, наделенную своей бытийной спецификой, а с другой - показать ее упорядоченность и, соответственно, изобразить ее как нечто понятное и рациональное.

В настоящее время подобный концептуальный анализ объективного исторического процесса невозможен без учета общемировой тенденции интернационализации всех сторон жизни. Для Казахстана в данном случае он обуславливается сопряжением двух составляющих: движения в сторону глобализации и приверженности Республики Казахстан идеям нового евразийства. Историческая наука в этом отношении уже сыграла важную роль в качестве мобилизующего общественное сознание фактора. Особенность момента состояла в том, что на вызовы современности по унификации социокультурных процессов она предложила парадигму вхождения в будущее общечеловеческой цивилизации на основе сохранения имманентных черт и национальной самобытности. Одновременно она выступила против цивилизационяого противостояния Востока и Запада, континентализма и атлантизма,

Методологические подходы здесь далеко небеспроблемны, особенно в вопросе о взаимоотношениях между восточной и западной цивилизациями. Роль историков в данном случае–найти точкисоприкосновения между социально-культурными реалиями, геополитическими интересами и современными ценностно-нормативными приоритетами на основе истории народов евразийского субконтинента. При этом следует учитывать и тот факт, что эскалация национальных и этнических проблем во многом явилась реакцией на тенденции нарастающей унификации духовной и материальной культуры в условиях глобализации-Историческая наука Казахстана в этом отношении может не противопоставить себя западной техногенной цивилизации, а выступить ее равным партнером, продолжая вносить, но уже в более интенсивном режиме-в копилку мировых ценностей веками копившийся духовно-культурный потенциал общежития и толерантности.

Сведения по истории Казахстана эпохи древности, раннего и позднего средневековья фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском и древнетюркском. Информационный уровень этих первоисточников различен вследствии хронологическойи территориальной его ограничеснности, а также крайней неравномерности освещения истории народов и племен данного региона. Остановимся на основных группах источников.

Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария I (522-486 ДО Н.Э.)и Ксеркса (486-465 до.н.э.),составленные на трех основных языках-древнеперсидском, эламском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе. Это Бехистунская надпись царя Дария, перечислявшая племенные области Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии и надпись Ксеркса Авеста, представлявшая книгу зороастризма также упоминает о племенах древнего Казахстана. "Авеста" ("Наставление"). Как известно. Заратуштра жил в конце II - начале I тысячелетия до нашей эры,в "Истории" "отца" исторической науки Геродота (завершена между 430-424 гг. до и. э.). в "Географиях" Страбона (64 г. до н.э.-24 г. н.э.). Птолемея (90- 160 гг.). Бесценные данные о древнем периоде истории Казахстана имеются в сведениях Чжань Цяня, посетившего Семиречье во II веке до нашей эры, в "Ши цзи" ("Исторических записках") "отца" китайской исто­рии Сыма Цяня (145-86 гг. до н.э.), в"Цянь Ханьшу"("Истории ран­ней Хань") Бань Гу (I в. и. э.).Особое место в познании истории Казахстана занимает первый тюркский летописец, описавший начало Тюркского Эля, первых его каганов,автор знаменитых надписей в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина- Йоллыг-тегин (VII) в.). Сведения о средневековом Казахста­не содержатся в трудах арабского историка Ибн аль-Факиха (начало X в.), путешественников Плано Карпини, Гильома Рубрука, Марко Поло, посетивших территорию Казахстана в XIII веке. В XIV веке подробные записи о Дешт-и Кыпчаке оставил арабский путеше­ственник Ибн-Батут.

Наиболее полные сведения о важнейшем периоде истории Казах­стана - истории образования Казахского ханства - представлены в работе бия из рода дулат Мухаммеда Хайдара Дуглат (1500- 1551) "Тарих-и Рашиди". в "Записках бухарского гостя" Ибн Рузбихана (XVI в.). в "Сборнике летописей" Кадыргали Жалаири (начало XVII в). Важные для изучения истории факты содержат записки английского путешественника Дженкинсона. посетившего Казахстан в XVI веке. Большой вклад в изучение истории Казахстана внесли российские ученые. В 1768-1774 годы здесь побывала экспедиция Российской Академии наук во главе с П. С. Палласом, участниками этой экспеди­ции были И. П. Фальк. И. Г. Георги. Капитальным является труд рус­ского ученого-китаиста Н. Я. Бичурина (отец Иакинф) (1777-1853) ''Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древ­ние времена" (в трех томах). "Геродотом казахской истории" назвал Ч. Валиханов А. И. Левшина (1799-1879) - автора "Описания киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей" (ч. I—III, СПб., 1832). Многие узловые вопросы истории Казахстана получили освещение в трудах известных ученых-востоковедов академиков В. В. Вельяминова-Зернова (1830-1904), например, в его работе "Исторические све­дения о киргиз-кайсаках", и В. В. Бартольда (1869-1930). посвятив­шего Казахстану серию трудов "Очерки истории Семиречья", "Исто­рия Туркестана" и другие исследования.

Богатое научное наследие по истории Казахстана, оставил Ч. Валиханов (1835-1865) в своих трудах "Аблай". "Киргизское родословие", "О состоянии Алтышара...", "О мусульманстве в степи" и многих других. Неоценимое значение для истории Казахстана имеют сочинения Абая (1845-1904). Ряд исторических работ принадлежит представителям казахской интеллигенции начала XX века, лидером которой был А. Букейханов (1866-1937). "Формы национального движения в со­временных государствах"(СПб., 1910), статьи "Материалы к истории султана Кенесары Касымова" и других произведений. В 1911 году в Оренбурге была опубликована работа Шакарима Кудайберды-улы (1858-1931) "Шежире" ("Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий"). Ряд трудов по истории казахского народа при­надлежит ее знатоку, одному из ярких представителей той когорты М. Тынышпаеву (1879-1937), они вошли в сборник "Материалы к ис­тории киргиз-казакского народа" (1925).

Первым казахом - профессором истории в советское время стал С.Асфендиаров, автор "Истории Казахстана с древнейших времен", опубликованной в 1935 году,известные историки А. Панкратова, М. Вяткин. Н.Дружинин, эвакуированные в годы Великой Отечественной войны в Казахстан и плодотворно сотрудничавшие с казахстанским истори­ком Е. Бекмахановым. В 1943 году ими была подготовлена "История Казахской ССР" с древнейших времен. В 1952 году Е. Бекмаханов за монографию "Казахстан в 20-40-е годы XIX века ", посвященную восстанию Кенесары Касымова и написанную им в 1947 году, был арестован и приговорен к 25 годам лишения свободы. А в 1977-1980 годы вышла в свет '"История Казахской ССР" в пяти томах, где исто­рия Казахстана освещалась с марксистско-ленинских идеологических позиций на основе классового, партийного подхода.

В 1988 году постановлением ЦК Компартии Казахстана были реабилитированы и возвращены на­ходившиеся ранее под запретом имена представителей национальной интеллигенции, репрессированных советской властью как "буржуаз­ные националисты'', среди которых были А. Букейханов. А. Байтурсынов, Ш. Кудайбердиев. М.Дулатов и многие другие. В 1991 году веду­щими историками был опубликован сборник "История Казахстана, белые пятна".Увидела свет книга С. Г. Кляшторного и Т. И. Султанова "Ка­захстан: летопись трех тысячелетий", был переиздан сборник доку­ментов "Алаш-Орда" под редакцией Н. Мартыненко. В 1993 году был опубликован первый обобщающий труд историков независимого Казахстана "История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк)" объемом 416 страниц. Началось издание капитального труда "История Казахстана" в пяти томах, I том которого был опубликован в 1996 году, II том - в 1997-м, III том - в 2000-м.. История Казахстана всегда была объектом пристального внима­ния зарубежных исследователей. Английскими, американскими, французскими, немецкими исследователями накоплен большой мате­риал по истории и этнографии народов Центральной Азии и Казах­стана. Ими исследовался феномен номадизма, специфика организа­ции хозяйственной, культурной, общественной жизни народов этого региона. Центры изучения номадизма, которые регулярно публикуют результаты исследований по этой проблеме, имеются во Франции, Германии, США.

 

 

 

Интерес у зарубежных исследователей вызывает также история Казахстана XVIII - начала XX века ряд ученых, среди которых Э. Вульф, А. Хазанов, А. Франк, К. Чанг, X. Костер и другие, проводят исследования по истории Цент­ральной Азии в современных условиях после распада СССР и образования на его месте самостоятельных государств.

В современных условиях история Казахстана играет всевозраста­ющую роль в формировании идентичности, гражданственности, пат­риотизма казахстанцев. Задачи огромной научной и социальной значимости постав­лены перед исторической наукой Казахстана в книге Президента РК Н. А. Назарбаева "В потоке истории". Для казахских гуманитариев нет сегодня задачи более актуальной, нежели проложить дорогу в этом колоссальном поле взаимодействия национальной идентичнос­ти и динамичных императивов времени'. - подчеркивается в ней [47. с. 12]. Таким образом, в современных условиях история Казахстана не только академическая наука, она является учебной дисциплиной, формирующей основы мировоззренческих позиций казахстанцев.

Началом становления человека является каменный век. Он начал­ся около 2,5 млн. лет назад и закончился в III тысячелетии до нашей эры, то есть охватывает более 2 млн лет. Каменный век делится на древний - палеолит, средний - мезолит, новый - неолит. В свою оче­редь палеолит делится на нижний, средний, поздний. Данная перио­дизация приводится для того, чтобы определить время становления человека на Земле вообще и на протоказахской территории в частно­сти. В исторической науке принято выделять периоды по археологи­ческим культурам, а именно по общности археологических памятни­ков, относящихся к одному времени и сосредоточенных на опреде­ленной территории.

Останки древнейшего человека и следы его деятельности были об­наружены в Восточной Африке в Танзании в Олдувайском ущелье. Его назвали homo habilis - человек умелый а культуру - галечной, так как материалом изготовления орудий труда служила галька: ееоббивали для получения рубящей, режущей поверхности. По месту нахождения археологических памятников древнейшую культуру стали называть олдувайской, и по времени она занимает период 2,5 млн -700 тыс. лег назад. Далее идет шельская и ашельская культуры (по на­званиям французских городов Щель и Ашель))- 700 тыс. - 140 тыс. лет назад. (Эти культуры входят в нижний палеолит. Средний палео­лит - это период 140 тыс. - 40 тыс. лет назад, время ашельской и мустьерской (по пещере во Франции) культур.

В исторической науке существует две точки зрения относительно места зарождения человечества. Согласно полицентрической, места­ми зарождения человечества являются такие центры, как Африка, Азия, Европа. Другая точка зрения - моноцентрическая – полагает,что человечество зародилось в одном центре, а именно - в Северо-Восточной Африке, Передней и Южной Азии.. Но как бы то ни было, протоказахская территория, то есть территория современно­го Казахстана, начиная с нижнего палеолита - шель-ашельского пе­риода входила в зону формирования и становления древнейшего человека. В тот период климат здесь был теплым и влажным, расти­тельность пышная, а фауна богатая и разнообразная, что создавало благоприятные условия для существования древнего человека

Следы пребывания человека на территории Казахстана, каменные орудия труда - рубила, скребла, остроконечники - относятся к ниж­нему палеолиту, то есть около 1 млн. лет назад. Это был человек, в своей эволюции находившийся на стадии homo erectus - "человека выпрямленного". Он уже знал и применял огонь, занимался охотой и собирательством. Наиболее древние орудия труда - рубила, скребла, остроконечники,отбойники найдены в Южном Казахстане на юго-западных склонах хребта Каратау на пойменных террасах реки Арыстанды, у поселка Конырдек..Стоянки раннего палеолита находятся северо-восточнее города Каратау Жамбылской области. Это стоянки Борыказган, Танирказган.Памятники того времени име­ются и в других частях Казахстана.В Центральном Казахстане это стоянка Кудайколь, расположенная на северо-восточной окраине Сары-Арки, стоянки Жаман-Айбат под Жезказганом, Обалысай вЖездинском районе Карагандинской области.В Восточном Казахста­не это стоянка на берегу реки Колгутты недалеко от села Каратогай Курчумского района.

Археологические находки нижнего палеолита из Южного Казах­стана имеют большое сходство, с обнаруженными на тер­ритории Азии и Африки

В настоящее время идет переосмысление накопленных материа­лов. Важным здесь является выяснение специфики памятников па­леолита в аридной зоне. В этом отношении огромную роль играют стоянки "открытого типа" - Семизбугу, Шакпак-ата и другие. Так, в районе мелкосопочника Семизбугу в Жезказганской области на пло­щади 2500 х 300 м собрана коллекция каменных изделий в количе­стве 1611 единиц. Древнейшие жители Казахстана были современни­ками.питекантропа и синантропа.

ВКазахстане широко представлены памятники среднего палеоли­та. Это стоянка в урочище Карасу на правом берегу реки Арыстанды в Южно-Казахстанской области. В Центральном Казахстане - это находки в среднем течении реки Сарысу в урочище Батпак севернее Караганды. В Западном Казахстане - на полуострове Мангышлак.

Поздний палеолит охватывает период 40 тыс. - 10 тыс. лет назад. В то время человек расселялся по всем климатическим зонам Земли, происходило формирование рас и расовых групп. Общественные от­ношения ознаменовались образованием родовой общины, возник род как форма общественной организации. Родовая организация была матрилинейной. Женщина занимала главенствующее положение в общине, что определялось спецификой домашнего хозяйства, ролью женщины как продолжательницы рода. Это было время формирова­ния человека современного физического типа homo sapiens, широкое распространение получили ранние формы религии и искусства а также культ охотничь­ей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над жи­вотными через овладение его образом-символом.Главная тема перво­бытного искусства - изображение животных, резьба, скульптура.Олицетворением плодородия земли были женские фигуры, вырезан­ные из кости, камня, глины.В Казахстане найдено более 130 крупных скоплений наскальных изображений

Представления о душе, о загробной жизни проявлялись в возник­новении обрядовых церемоний. Труп посыпали красной охрой, укра­шали ожерельями, браслетами, бусами, в погребения клали изделия из кости, камня. К тому времени выработались определенные нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми. Памятниками позд­него палеолита являются в Южном Казахстане стоянка Ачисайска,я, западнее поселка Чулак-Курган, в Восточном Казахстане на правом берегу реки Бухтармы - стоянка Пещера, также в Восточном Казах­стане - стоянки Канай, Свинчатка и другие.Орудия труда позднего палеолита представлены находками каменных изделий в районе хребта Каратау в Южном Казахстане, на Иртыше в Восточном Казахстане, в районе реки Сарысу и Северном Прибалхашье. Техника из­готовления орудий стала виртуозной.Всего известно около 150 типов каменных и 20 костяных орудий позднего палеолита. Люди строят искусственные жилища из дерева, костей, шкур.

Переходом между древним каменным веком - палеолитом и но­вым каменным веком - неолитом является средний каменный век -мезолит. Он занимает время X-V тысячелетие до нашей эры. Мезо­лит характеризуется потеплением климата. Вымерли мамонты и шер­стистые носороги. Изобретены лук и стрелы. Объектом охоты стали лошади, зайцы, сурки, туры и т. п. Мезолитические стоянки распола­гались на берегах рек, озер. Это бассейны Иртыша, Ишима, Тобола, Урала. Известны мезолитические стоянки на Мангыстау (Кызылсу).

Следующими этапами развития явились неолит - новый камен­ный век и энеолит. - медный век, как переходный к веку металла. Неолит и энеолит занимают время V тыс. - вторая четверть II тысяче­летия до нашей эры. Это время расцвета техники обработки камня. Применялись такие ее приемы, как шлифование, сверление, пиление. Изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки. На смену потребляющему хозяйству приходит производящее, то есть на основе охоты и собирательства развились скотоводство и земледе­лие. Возникли зачатки горного дела, ткачество, керамика. Зарожда­ются ремесла, появился первый искусственный материал - огнеупор­ная глина. Усложнялась общественная организация, образовались племена и племенные союзы.

В Казахстане известно свыше 600 исторических памятников того времени. Это стоянка Караунгур в пещере к северу от одноименного села на одноименной речке в Южно-Казахстанской области. В Запад­ном Казахстане это стоянка Кульсары вокруг поселка Кульсары в Атырауской области, в Восточно-Казахстанской области - стоянка Кызыл Су на речке Кызыл Су недалеко от села Белокаменка, в Север­ном Казахстане - стоянки Пеньки, в этой же части Казахстана найде­но несколько неолитических погребений. Местный неолит сформи­ровался на Мангыстау, например, стоянка Сенек, на полуострове Бузачи-стоянка Шебир.

В период неоли­та принято выделять несколько археологических культур, не имеющих кардинальных различий и представляющих собой своеобразные места концентрации древних стоянок. В Западном Казахстане это кельт емина рская культура названная по каналу Кельтеминар в Кара­калпакии), охватывающая значительную часть Казахстана и Средней Азии, в Акмолинской области – aтбасарская культура, получившая свое название по месту наибольшей концентрации стоянок в Атбасарском районе, а также махандж арск ая культура, большинство па­мятников которой находится в Торгайской ложбине (стоянки Маханджар, Дузбай и др.).

Для энеолита характерно внедрение в жизнь людей металла, в ча­стности медных орудий. Наиболее отчетливо энеолит представлен в юж­ной зоне, где внедрение медных орудий позволило земледельцам и скотоводам достичь значительных успехов в развитии производства. В степной же зоне с преимущественным развитием скотоводства энео­лит сопровождался высоким уровнем каменной индустрии. Энеолит представлен ботайской культу­рой, названной так по характерному для нее поселению у разъезда Ботай в Кокшетауской области, она отражает степной энеолит Север­ного Казахстана и датируется III—II тысячелетиями до нашей эры.

Итак, закончился век камня, начинается век металла. Как видим, в основе деления ранней стадии становления и развития человека ле­жит материал, из которого люди изготавливали орудия труда: камень, медь, бронза, железо.

Самую раннюю стадию становления и развития человека можно называть первобытнообщинный строй, потому что человек становится человеком, возник­ла его культура, он занимался охотой и собирательством, пользуясь примитивными орудиями труда. Затем он стал выращивать растения, разводить животных. Общинный, потому что организация людей была простой..

На рубеже первой - второй четверти II тысячелетия до нашей эры в евразийских степях была изобретена бронза. Археологические па­мятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под городом Ачинском в Южной Сибири. Они были про­ведены в 1913 году Б. В. Андриановым. Таким образом, история изу­чения андроновской культурной общности насчитывает почти девя­носто лет. Зона ее распространения охватывала обширное пространство Юж­ной Сибири, Казахстан, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию. Один из основных центров андроновской культуры находился на территории Казахстана.

Андроновцы - это родственные по происхождению, антропологи­ческому, лингвистическому складу, по хозяйственной и культурной жизни племена. Как свидетельствуют археологические данные, андроновцы в подавляемом в большин стве вел и оседлый образ жизни Их поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. Андроновцы занимались скотоводством и земледелием с пре­обладанием пастушеского скотоводства. Признаком андроновской культуры является своеобразный погребальный обряд с труположением на боку, в скорченном состоянии в "ящиках" из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах с погребальными сооружения­ми в виде каменных оград различных конфигураций - прямоуголь­ной, круглой, овальной форм, или курганных насыпей, Иногда труп сжигали. Следующим признаком андроновской культуры было изго­товление посуды ручной лепки, которая в отличие от предшествую­щей, круглодонной, была плоскодонной со сложным геометрическим орнаментом, наносившимся гребенчатым или гладким штампом. И, наконец, андроновскую культуру отличали специфической формы металлические украшения. Это серьги из золотого листа, свернутые в полтора оборота, украшения головного убора и одежды в виде "очковидных" и "лапчатых" подвесок, браслеты со спирально закручен­ными концами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.