КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза -XVII-XVI века до Н. Э,средняя- XV-XII века до Н. Э, поздняя- XII - начало VIII ВВ. Н. Э
В Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры. Здесь ранний этап -нурийский, названный по находкам в долине реки Нура. Средний -атасуский, получивший свое название по группе могильников в долине реки Атасу. Поздний - бегазы-дандыбаевский - по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье.В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска. В то время стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Примерами протогородов бронзового века на территории Казахстана могут служить поселения Аркаим, Кент и другие. Они имеют своеобразную застройку, инфраструктуру: оборонительные сооружения, водоснабжение, святилища, развитое ремесло.Широко известным уникальным археологическим памятником эпохи 6poнзы(XVIII-XVI вв. до н. э.) в евразийских степях является укрепленное поселение Аркаим. Аркаим - это одновременно и храм, и крепость, и ремесленный центр, и жилой поселок. Его очертания на снимках сверху выглядят в виде круга, часть которого размыкается - это главный вход в город, внутри большого круга - еще один круг общая площадь памятника составляет 20 тыс.м3. Всего на территории поселения найдено более 60 жилищ, коллекции изделий из керамики, кости и камня, металлические орудия труда и предметы, связанные с металлургией. Таким образом, андроновцы жили в оседлых поселениях, по берегам рек, поселки были окружены глубоким рвом и валом с частоколом. В поселениях насчитывалось от 10 до 20 больших полуземлянок в виде деревянных срубов, заглубленных в землю на 1-1,5 м, площадью от 25 до 150 м2. Крыши __были двускатные или пира мидальной формы с отверстиями для дыма и света, они поддерживались столбами..В доме жила большая семья от 30 до 50 человек поселок, прилегающие пашни, пастбища, кладбище принадлежали одному роду. Преобладающим видом занятий андроновцев было скотоводство, а основной пищей - молочные продукты. Мясная пища андроновцев на 60-70 % состояла из говядины, на 10 - из баранины, на 20-30 - из конины. Главным достоянием их были табуны коней. Но прилегающие к поселению пастбища постепенно истощались, и андроновцы каждые 20-25 лет переселялись на новые земли. Начиная с XV в. до. н. э., со средней бронзы, появились неукрепленные поселки, тогда же возникла форма скотоводства – отгонная. Пастухи весной угоняли часть стада на дальние пастбища или горные луга, перекочевывали вместе со стадом и лишь осенью возвращались в поселок. В период средней бронзы изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового комплекса является поселение Тасты-Бутак в Западном Казахстане. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Восточном Казахстане подобные памятники андроновской культуры найдены в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и Каратау. Это выбитые на гладких поверхностях скал изображения животных, солнцеликих людей, колесниц. Вот как, например, выглядит святилище андроновцев, которое находится в урочище Тамгалы в 170 км к северо-западу от Алматы. Здесь эпические герои несутся на колесницах, натягивая луки, кочуют в повозках, запряженных верблюдами, кружатся в ритуальном танце. Главные фигуры святилища-возвышающиеся над смертными "Солнцеголовые существа", их огромные головы-диски окружены ямками - углублениями, символизирующими нимб. "Солнцеподобные существа" окружены скотом и танцующими человечками. Памятниками средней бронзы также, например, являются в Семиречье могильник Каракудук, в районе Каратау - могильник Таутары. В низовьях Сырдарьи в Приаралье открыты уникальные памятники поздней бронзы - мавзолеи Тагискена. Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт, на основе которого происходило формирование культуры ранних кочевников. Основным занятием людей были пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. В скотоводстве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. В период поздней бронзы культура андроновцев становится культурой коневодов. Также по мере роста подвижности хозяйства племен того периода заметно возрастает поголовье двугорбых верблюдов - бактрианов. Культ верблюда отражен в его глиняных статуэтках и наскальных изображениях. Получило распространение отгонное скотоводство, как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок - предшественники юрт._Появились и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на четырехколесных телегах. В конце II — начале I тысячелетия до нашей эры климат менялся в сторону потепления и сухости, большинство населения переходит к кочевому скотоводству. Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза -сплав меди и олова иногда сурьмы, мышьяка, свинца. Она отличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Центрам и древней металлургии были Центральный и Восточный Казахстан..Медь в основном добывали в районе Жезказгана, Зыряновска, Карчиги, Джалтыра, Ащилы, Уро-Тобе, Кушикбая; олово - в районе гор Атасу, Калбинского и Нарымского хребтов; золото - в районе Степняка, Казанчункура, Баладжала, Акджала и других. Подсчеты специалистов показывают, что добыча медных руд и олова в древности здесь достигала огромных размеров Основным объектом исследования было городище Милыкудук, расположенное в обширном логе, в километре на юго-восток от рудника Джезказган. О его существовании прежде не знали. Оно было открыто К. И. Сатпаевым. Милыкудук сохранил мощный пласт культурного наслоения, идущий с эпохи бронзы до позднего средневековья и свидетельствующий о производственной деятельности человека по добыче руды, плавке меди, олова, железа, золота, серебра, а также их переработке. Древние выработки и отвалы Джезказгана весьма грандиозны. По подсчету геолога С. X. Болла, из разносов Джезказгана было добыто свыше миллиона тонн богатых окисленных руд, содержавших десятки тысяч тонн меди". Руду добывали простым "'кайлованием' пробиваясь к рудоносным жилам, использовали также метод огневой проходки, если были плотные породы, на их поверхности разводили костер, а затем поливали водой. Древние горняки прорывали штольни, крепили кровлю. Плавили руду в печах типа горна. Для плавки применяли древесный уголь, в качестве флюса использовались кварц, охра. Медную и оловянную руду плавили отдельно, а уже при отливке того или иного предмета добавляли олово в медь. Пропорцию четко регулировали в зависимости от назначения изготавливаемого предмета; для ударных орудий в медь добавлялось около 4 % олова, для рубящих и режущих -от 5 до 9 %, для колющих - от 9 до 12 % олова и выше. В эпоху бронзы развивались ремесла, ткачество, изготавливали керамическую посуду ручной лепкой, ленточной техникой, формовали на болванках; посуда лощилась, орнаментировалась, обжигалась Изготавливалось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками в форме листа и втулкой, наконечники копий, топоры, бронзовые кинжалы. Произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообшинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. Но были и бедные, в которые помешали глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных. По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы - широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. Большинство ученых считает, что андроновская культура образовалась на основе естественного развития местных племен эпохи неолита и энеолита. Существуют различные версии относительно определения этнической принадлежности андроновцев. По одной из них, они принадлежали к финно-угорской этнической группе. В последние годы выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. Однако наиболее аргументированным и утвердившимся положением является их индоиранская, арийская принадлежность. Это подтверждается анализом древнейших письменных источников, данных антропологии, лингвистических исследований, топонимики, ономастики, археологических материалов. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, у них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения, главным жертвенным животным являлся конь. Возник обычай запрета - "табу". Были достаточно развиты религиозные представления. В I тысячелетии до нашей эры преемниками андроновцев на территории Казахстана стали саки. В эпоху раннего железа наряду с археологическими памятниками — курганами, могильниками, поселениями — появились письменные источники о древних насельниках Казахстана. Это персидские источники - "Авеста", содержащая проповеди Заратустры, основоположника зороастризма - древнейшей религии мира с верой в единого бога.,в начале I тысячелетия до нашей эры или в промежутке VIII-VI веков до нашей эры, или более неопределенно - в конце II - начале I тысячелетия до нашей эры в степях Казахстана к востоку от Волги. В "Авесте" кочевые племена, населявшие степные просторы севернее бактрийиев, согдианцев, хорезмийцев, то есть Казахстана, именовались "Туры с быстрыми конями". В "Авесте" туры и арии почитают "одних и тех же древних богов и молящих их о победе на одном языке" на берегах Амударьи и Сырдарьи, на Каспии и Арале, на Волге и в Прикамье. Туры - обладатели быстрых коней и тучных стад, просторных пастбищ и добрых повозок. Это народ, над которым властвуют воины-колесничие, цари, это народ скотоводов, чье имущество - быки, кони и верблюды, чья земля - пастбище, чья пища - молоко и мясо. Жертвы, которые они приносят богам, - "сто жеребцов и тысячу коров и мириады овец". Структура общества была следующей: глава дома, глава рода, глава народа (племени), глава страны (царь). Общество состояло из иерархически соподчиненных групп: военная аристократия, жрецы, рядовые общинники - пастухи и землепашцы. Эпоху господства кочевников в Казахстане в начале I тысячелетия до нашей эры принято называть "раннежелезный век", "эпоха ранних кочевников ", "скифская эпоха, эпоха саков". Саки -это самоназвание племен кочевников евразийских степей. Свойственный сакам тип вооружения и конского убора, характерная одежда, "звериный стиль" в искусстве, подтвержденные археологическими раскопками на пространстве от Хуанхэ на востоке до Дуная на западе дают основания лля общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях в IX—VIII веках до нашей эры и просуществовала до III века пример, две с половиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария I, где народы, жившие к северу от Сырдарьи, названы саки. Исследования последних лет показали, что персы не выдумали имя своих кочевых соседей, а использовали их самоназвание, причем не племенное, а общее для всех кочевых племен, соседствующих в Средней Азии с персами. Сакские племена осознавали свою генеалогическую и культурную общность, это выражалось в единстве самоназвания, подтверждалось языковой близостью. В персидских источниках назывались имена сакских племен и групп племен. В их числе саки парадарайя - заречные (заморские) саки, тиграхауда - носящие остроконечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи, хаомоварга - изготавливавшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье, аримаспы - стерегущие золото грифов, располагавшиеся на Алтае и в Восточном Казахстане, и другие. Сведения о древних насельниках Казахстана содержатся в античных трудах древнегреческих и римских летописцев. И прежде всего в "Истории" Геродота, написанной в конце 40 - начале 30-х годов V века до нашей эры, состоявшей из 9 книг, где в 4-й книге описывались племена Евразии, в том числе и Казахстана. Сведения по истории Казахстана можно найти и в работах Полибия, Плиния, Птоломея, Страбона. Древнегреческие и латинские источники называли саков скифами, упоминали имена племен: массагеты -в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) -на западе Казахстана, а также исседоны, аргипейи, саракаулы и другие. Это были племена одной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная, они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. Саки были достойными соперниками таких могучих держав, как персидское государство Ахеменидов, Ассирия, Урарту. Сведения о саках содержатся в Библии. Письменные источники повествуют о сакской царице Зарине, успешно сражавшейся с мидянами за первенство над Парфией, о походе персидского царя Кира в 530 году до нашей эры против саков за Амударью. когда персы потерпели сокрушительное поражение от массагетов под руководством царицы Томирис, а сам Кир погиб в сражении. Преемником Кира стал Дарий I, который в 519 году до нашей эры совершил поход против саков. Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени. Так, в состав персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом. При Дарий I саки входили в его могучую гвардию в число так называемых "десяти тысяч бессмертных". Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В битве при Марафоне в 490 году до нашей эры саки находились в центре боевого построения персов. В битве при Фермопилах в 480 году до нашей эры они в составе войска Ксеркса сражались против спартанцев царя Леонида. В 331 году до нашей эры в битве при Гавгамелах Александр Македонский окончательно разбил войско Дария III и стал владыкой Азии. Но на завоевание Средней Азии - территории саков - ему понадобилось три года с 331 по 327 год до нашей эры, то есть столько же времени, сколько он потратил на завоевание всей империи Ахеменидов от Эллады до Индии. Несмотря на все усилия Александра Македонского, саки, жившие за Сырдарьей. сохранили свою независимость и фактически остановили продвижение македонян на восток. Часть саков стали союзниками Александра в его походе на Индию. Таким образом, письменные источники, содержащие сведения о саках, можно разделить на три типа. Первый - это самые ранние, основанные на древнеперсидских надписях и сведениях Геродота. Второй - греческие источники периода походов Александра Македонского и его наследников. Третий включает сведения греческих и латинских ученых, основанные на сообщениях своих современников, так или иначе соприкасавшихся с миром центральноазиатских стран и народов. По времени к этому типу источников присоединяются свидетельства китайских путешественников и исследователей. В эпоху саков завершается становление скотоводческого хозяйства. Тип скотоводства –оседлый. Предусматривал постоянную оседлость части населения, которая занималась земледелием. Так было на юге Казахстана, в долинах рек Сырдарьи, Арыси, Келеса. Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. Сакское общество не было однородным. На его высшей ступени находились "цари", обладавшие немалой властью, они решали, вопросы войны и мира, отправляли послов, заключали союзы, возглавляли войска. Существовал "царский" род, из которого происходили наследственные правители. Важную роль в сакском обществе играла военно-племенная аристократия. В эпоху саков сформировались особенности номадов Великой степи, отличавшие их от других народов Востока. Здесь не было чиновников, характерных для земледельческих цивилизаций, основную роль в управлении общества играли родовые предводители, каждый сакский мужчина был свободным и полноправным человеком Скопления сакских могильников обнаружены в долинах рек Сырдарья, Или, Талас, Чу, Лепсы, Иссык, Чилик, Чарын. в долинах Кегеня и Нарынкола. Например, могильник Жуантобе на левом берегу Или состоит из 300 курганов, Берккаринский на реке Талас - из 500 курганов. Знаменитый Бесшатырский могильник на правом берегу Или состоит из 31 кургана, среди которых выделяется Большой Бесшатырский.курган диаметром 104 м и высотой 17 м. Насыпь его имеет форму усеченного конуса, диаметр плоской вершины составляет 32 м. Наиболее известный памятник этой эпохи - курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Он входит в Иссыкский могильник, состоящий из более 40 курганов. Его открытие произошло в 1969 году. В кургане диаметром 60 м и высотой более 7 м было обнаружено погребение "Золотого человека", датированное концом IV-III веком до нашей эры.Археолог К. Акишев относит погребенного к числу саков -тиграхауда. Среди находок наиболее важной представляется двухстрочная надпись из 26 знаков неизвестного руноподобного, очевидно, алфавитного письма на серебряной чаше. Памятники сакского времени широко представлены во всех частях Казахстана на западе, севере, востоке, в Центральном Казахстане культура того периода получила название тасмолинской по месту наиболее крупных археологических раскопок в урочище Тасмола. Основой ее выделения среди других послужил особый тип памятников - "курганы с усами", "курганы с каменными грядами". Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в искусстве саков был "звериный стиль", сложившийся под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Азию и Иран, сложившийся в VI1-VI веках до н. э. и получивший распространение среди племен Сибири, Казахстана, Средней Азии, юга Восточной Европы. Это образы различных животных: льва, льва-грифона. Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие. Саки вкладывали в них определенное содержание. Саки как и другие народы, поклонялись силам природы, солнцу, ветру, грому, грозе, которые представлялись им в образе богов, а боги воплощались в фантастических зверей, птиц, животных, таких как кони-грифоны, крылатые кони. Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали в жизни своеобразный звериный стиль в искусстве евразийских степей. Таким образом, в целом сакско-скифский звериный стиль сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. Многие элементы материальной культуры саков стали достоянием современных народов. От саков заимствованы длинные штаны и короткий кафтан, к которым восходят брюки и пиджак, составляющие основу современной мужской и женской одежды. К сакам восходят также мягкие кожаные сапоги и войлочная островерхая шапка- прообраз казахского "калпака". Ярким представителем культуры того периода является Анахарсис - философ, живший в VI веке до нашей эры. На Анахарсиса, "скифа сына Гжура и брата Кадуифа, скифского царя, по матери же эллина и оттого владевшего двумя языками", ссылался в "Никомаховой этике" Аристотель. Ему же посвящен специальный раздел в книге Диогена Лаэртского "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов". Он был другом афинского архонта Солона. Известно также его письмо царю Лидии Крезу. Таким образом, сакские племена Казахстана были прямыми потомками андроновцев. Этот неоспоримый вывод подтверждают археологи, проводящие линии связей между андроновской и сакской культурами, а также антропологи, установившие генетическую преемственность населения сакского времени от населения эпохи бронзы. Эпоха саков показывает, что Великая степь - степная часть Центральной Азии - представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем. Эта цивилизация Великой степи синтезировала в себе особенности различных вариантов возникновения цивилизаций. С одной стороны, она появилась подобно тому, как возникли речные очаги цивилизации в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ, т. е. в регионе, где протекают великие реки Центральной Азии - Амударья, Сырдарья и реки Семиречья. С другой - этот очаг цивилизации расположен на стыке Европы и Азии, так же, как возникли перекресточные очаги цивилизации на континентальных перекрестках - в Греции, Малой Азии, Восточном Средиземноморье, Северной Месопотамии. Этот очаг цивилизации с момента возникновения отличался этнокультурной подвижностью своих элементов, но вместе с тем и устойчивостью изначальной цивилизационной константы, ее способностью к адаптации с другими элементами. Во II веке до нашей эры племена, населявшие Казахстан, образовали устойчивые объединения с зачатками государственной власти. Это были племена усуней и кангюй – этнокультурных преемников саков. Племена усуней пришли в Казахстан из Центральной Азии. И заняли территорию саков-тиграхауда. Территория их государства была обширной, северные его границы доходили до Балхаша, западные – до Таласа, где усуни граничили с канглами.На востоке они имели обширную территория и граничили с с гуннами. На юге с Ферганой. Центр усуньских владений располагался в Илийской долине в Семиречье, ставка правителей находилась в Чигучене, «городе Красной долины», на берегу Иссык-Куля. Первые сведения об усунях появляются в конце II века до нашей эры. Китайский император У-ди из династии Хань в поисках союзников в борьбе с хунну направил посольство на запад во главе с Чжан Цянем. Чжан Цянь был взят в плен хунну, но сумел бежать и оказался в Семиречье, откуда и привез сообщения об усунях, которые упоминаются как «усунь-го», то есть государство усуней. Среди них были племена сэ (саков) и юэчжей. Численность населения государства составляла 630 тыс. человек, войско 188 тыс., в состав которого входила дружина усуньского правителя – 30 тыс. конников. Верховный правитель усуней носил титул гуньмо. Государство усуней играло важную роль в экономическом и политическом развитии всего региона. Со II века до нашей эры стал формироваться Великий Шелковый путь как регулярная торговая и дипломатическая артерия, связывающая Китай со Средней, Западной Азией и Европой. В китайских источниках подробно освещается история усуней до III века нашей эры, имеются упоминания о них и в более позднее время, до начала V века. Термин «усунь» имеет несколько толкований. Он известен в китайском иероглифическом написании, его современное звучание идентично одному из казахских этнонимов – «уйсын». Он также созвучен с этнонимом «асиан», а также «юечжи». Существует еще трактовка, согласно которой «у-сунь» произносится как а-сман – «небо», возможно, это Страна Неба. При этом важно отметить, что «тянь-шань» – это «небесные горы», так что, вероятно, это перевод местного наименования, Усуни преимущественно занимались скотоводством, у них была система сезонного использования пастбищ и горных источников. В стаде преобладали овцы и лошади – животные, наиболее приспособленные к дальним переходам и тебеневке. Кроме того, усуни занимались земледелием, например, в Илийской, Чуйской, Таласской долинах обнаружены оросительные системы времен усуней, широко представлен и земледельческий инвентарь того времени: мотыги, серпы, зернотерки. Выращивались на поливных полях и богаре злаки, огородно-бахчевые культуры. Таким образом, хозяйство усуней было коплексным. Этническая история до конца не выяснена:одни считают,что усуни принадлежат к восточно иранским племенам, другие-что они предки тюрок и говорили на тюркском языке. Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова умели плавить плавить железо, из которого изготовлялись ножи, мечи, наконечники стрел, кинжалы. Из цветного камня и благородных металлов –украшения. Некоторые усуни-военноначальники и чиновники имели золотые и медные печати. Археологические памятники усуней –это поселение Актас в Семиречье, могильники Актасты в долине реи Кегень, Осек в долине одноименной реки, Бесшатыр и другие. Они распространены в Семиречье, северной части Восточного Туркестана. Во II веке до нашей эры западнее усуней образовалось государственное объединение Кангюй. Восточная граница его проходила по реке Талас, позже, в III веке нашей эры, она доходила до Юго-Западного Семиречья. Территория государства занимала обширные пространства Южного Казахстана, включая Ташкентский оазис, также низовья и среднее течение Сырдарьи, русла рек Жанадарьи, Кувандарьи, бассейн реки Арысь, склоны Каратау. Столица находилась в городе Битянь. По данным китайских источников, в том числе "Ши цзи" Сыма Цяня, династийной хроники Хань "Цянь Ханьшоу", кангюйский владетель пребывал в городе Битянь. Население состояло из 120 тыс. семей, 600 тыс. душ, строевого войска в 120 тыс. человек. Сведения о политической истории Кангюй также содержатся в сообщениях Чжан Цяня. В конце I века до нашей эры ханьский наместник Западного края сообщал китайскому императору о том, что "Кангюй (по сравнению с Усунь) горд и дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед нашими посланниками. Чиновников, посылаемых к нему от наместника, сажают ниже усунских послов. Князьям и старейшинам его подают кушанья прежде, а потом уже посланным от наместника". В 47-46 годах до нашей эры кангюйский правитель поддержал северохунского шаньюя Чжичжи в борьбе с Усунь, союзником которого выступал ханьский Китай. Кангюйский правитель отдал Чжичжи в жены свою дочь, выделил ему землю на востоке своих владений и передал под его командование часть своих войск. Но Чжичжи не выполнил условия Кангюй обезопасить восточные границы, не желал следовать обычаям кангюй, убил дочь правителя, за что был изгнан из ставки правителя. В II1-V веках Кангюй утрачивает свою гегемонию в данном регионе, сюда вторгаются тюркоязычные племена. Памятниками времен Кангюй являются поселения Актобе неподалеку от Чардары, в Отрарском оазисе на левом берегу Арыси на площади около 100 км: имеются остатки двух десятков городищ в виде бугров -тобе. Самый крупный - Кок-Мардан - городской центр. У усуней и канглы кочевое скотоводство сочеталось с земледелием. Расслоение общества на бедных и богатых было более выраженным, чем у саков. Усуни были больше скотоводами. Канглы же в основном занимались земледелием, они жили в поселениях с крепостными стенами и рвами, здания возводились из кирпича, в том числе и сложные дворцовые комплексы. У усуней и канглы существовало рабство, рабами были в основном пленные, главным образом они использовались в домашнем хозяйстве. Известно также, что в Западном и Центральном Казахстане в V-VI веках существовал Аварский каганат, предполагается, что авары -потомки жуань-жуаней, создавших в IV-V веках каганат в Монголии. В 552 году авары были разгромлены племенами тюрков и под их натиском ушли в Европу. В IV—III веках до нашей эры у северных границ Китая в Центральной Азии сложилась консолидация племен сюнну, они же хунну, или гунны. Сюнну (хунну) представляли собой племена монголоидного облика, говорившие на одном из языков алтайской языковой семьи, ветвью которой являются тюркские языки. Это были прототюркскне племена, именно с ними связаны кардинальные изменения в этно-политическом развитии всего Евразийского континента. Наименование сюнну (хунну) появилось в китайских источниках в конце III века до нашей эры. Верховным правителем сюнну был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близких родственников. В 206 году до нашей эры во главе хуннских племен стал шаньюй Модэ. Он провел реформы по укреплению своего государства. О хунну, их завоеваниях имеются сведения у китайского "отца истории" Сыма Цяня в его "Исторических записках" ("Ши цзи"). Организация войска строилась на десятичной системе, а основой армии сюнну были отряды по10 тыс конников, которые назывались "тьма". Соответственно во главе тьмы был командир - темник. Далее тьмы делились на тысячи, сотни десятки, к которым приписывалось все мужское взрослое население. На поле боя войско составляло три отряда - центр и два крыла. Дисциплина была строгой: за проступок одного головы рубили многим. Сюнну разгромили дунху, часть усуней, саяно-алтайские племена, успешно воевали против Китая, который платил им дань. В результате они владели огромной территорией от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до среднего течения реки Хуанхэ. Хозяйственная жизнь, экономика, социальное устройство, политическая система общества хунну были характерными для кочевников. Сыма Цянь описывал экономику хунну. Были и поселения хунну, одно их которых исследовано археологами у впадения реки Иволга в Селенгу, оно занимало площадь в 75 га, в нем открыто около 80 жилищ-полуземлянок. Городище окружено четырьмя валами и четырьмя рвами, там обнаружены следы железоделательного и бронзолитейного производства, а также земледельческие инструменты: плуги, серпы, зернотерки. Население хунну было достаточно многочисленным - около 1,5 млн человек. Основным видом хозяйственной деятельности хунну являлось кочевое скотоводство. Первостепенную роль играла лошадь, имевшая то преимущество, что она могла тебеневать, то есть круглый год находиться на подножном корму. Лошади были типичными монгольскими - небольшого роста, грубого, мускулистого сложения, с короткой и широкой мордой. Содержались также стада быков, яков, верблюдов, громадные отары овец и коз. Скот находился в семейной собственности, каждая семья имела право на определенную часть родовой территории для выпаса скота и пользовалась защитой своего рода. Существовала коллективная ответственность за преступление. В семейных отношениях бытовали многоженство и аменгерство. Верхушку хуннского общества составляли четыре аристократических рода, связанных между собой брачными отношениями, когда мужчины этих родов брали себе жен только из трех других знатных родов. Глава государства, шаньюй, мог быть только из самого знатного из четырех ролов, рода Люаньди. В государстве хунну впервые проявилась первая имперская тенденция на евразийском пространстве. Это была централизованная империя, основанная на военно-административных принципах. Во главе государства стоял шаньюй, его власть была освещена божественным авторитетом и передавалась строго по наследству. Его называли "сыном Неба", "Небом и Землей рожденный. Солнцем и Луной поставленный". Шаньюй распоряжался всей территорией государства, всеми землями, принадлежавшими хуннам, был призван обеспечивать их охрану. Шаньюй объявлял войну и заключал мир, лично руководил войском; вел все внешние сношения, определял внешнеполитический курс; распоряжался жизнью и смертью каждого подданного и был верховным судьей; соблюдение культа исходило от шаньюя. Следующую ступень иерархии занимали его советники, военачальники. Это были его сыновья или ближайшие родственники. Они управляли западными и восточными территориями империи и командовали левым и правым крылом армии. Ниже них стояли другие родичи шаньюя, управлявшие определенной территорией. Это были темники, число которых составляло 24 человека. Темников назначал сам шаньюй. Он же выделял им территорию вместе с населением. Какое-либо перемещение племен без приказа шаньюя строго каралось. В пределах своих владений темник назначал тысячников, сотников и десятников, наделяя их землей с населением. Основной повинностью всего мужского населения была военная служба. Таким образом, правящий класс хуннского общества сложился из родоплеменной знати. У хунну было рабство. Рабами становились в основном пленные, а также и соплеменники, совершившие какие-либо преступления. Однако держава хунну оказалась непрочной, в I веке до нашей эры она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц. В 47 году до нашей эры хунну распались на южных и северных. Южную группу возглавил шаньюй Хуханье, а северную - его младший брат Чжичжи. Чжичжи предпринимал попытки вернуть единство хунну, привлекая на свою сторону государство Кангюй. Со временем южные хунну приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была первая волна переселения хунну на территорию Казахстана и Средней Азии. Вторая волна началась в I веке нашей эры, когда северные хунну, теснимые китайцами, снова двинулись на запад. Одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением сюнну началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря и Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со II по V век. Это было "великое переселение народов", когда массы пестрых по этническому составу кочевников двигались из Центральной Азии на запад через территорию Казахстана. Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи.. Сюнну внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, что привело к преобладанию тюркских племен на этой территории.
Вопросы для самопроверки: 1.Какие источники впервые описали историю племен на территории Казахстана? 2.Что означает «звериный стиль»? 3.Что означает ботайская культура? 4.Где впервые был найден первый человек? 5. На каких языках говорили народы древнего Казахстана? 6. Какая из трех властей (совет старейшин, хан, вассальные князья) старше и почему? 7. На ахеменидских рельефах, в частности, в местности Бехистун в Иране, изображены представители саков вместе с вождем. Выходцы из какой группы саков это могут быть и почему? 8. В погребениях савроматов часто встречаются изломанные изделия. Чем это можно объяснить?
Литература: /4/, /10/, /11/, /17/.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |