Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза -XVII-XVI века до Н. Э,средняя- XV-XII века до Н. Э, поздняя- XII - начало VIII ВВ. Н. Э




В Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры. Здесь ранний этап -нурийский, названный по находкам в долине реки Нура. Средний -атасуский, получивший свое название по группе могильников в доли­не реки Атасу. Поздний - бегазы-дандыбаевский - по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибал­хашье.В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска. В то время стали появляться поселения, ко­торые можно считать предшественниками городов. Примерами протогородов бронзового века на территории Казахстана могут служить поселения Аркаим, Кент и другие. Они имеют своеобразную заст­ройку, инфраструктуру: оборонительные сооружения, водоснабже­ние, святилища, развитое ремесло.Широко известным уникальным археологическим памятником эпохи 6poнзы(XVIII-XVI вв. до н. э.) в евразийских степях является укрепленное поселение Аркаим.

Аркаим - это одновременно и храм, и крепость, и ремесленный центр, и жилой поселок. Его очертания на снимках сверху выглядят в виде круга, часть которого размыкается - это главный вход в город, внутри большого круга - еще один круг общая площадь памятника составляет 20 тыс.м3. Всего на территории поселения найдено более 60 жилищ, коллекции изде­лий из керамики, кости и камня, металлические орудия труда и пред­меты, связанные с металлургией.

Таким образом, андроновцы жили в оседлых поселениях, по бере­гам рек, поселки были окружены глубоким рвом и валом с частоколом. В поселениях насчитывалось от 10 до 20 больших полуземлянок в виде деревянных срубов, заглубленных в землю на 1-1,5 м, площа­дью от 25 до 150 м2. Крыши __были двускатные или пира мидальной формы с отверстиями для дыма и света, они поддерживались столбами..В доме жила большая семья от 30 до 50 человек поселок, при­легающие пашни, пастбища, кладбище принадлежали одному роду. Преобладающим видом занятий андроновцев было скотоводство, а основной пищей - молочные продукты. Мясная пища андроновцев на 60-70 % состояла из говядины, на 10 - из баранины, на 20-30 - из конины. Главным достоянием их были табуны коней. Но прилегаю­щие к поселению пастбища постепенно истощались, и андроновцы каждые 20-25 лет переселялись на новые земли. Начиная с XV в. до. н. э., со средней бронзы, появились неукрепленные поселки, тогда же возникла форма скотоводства – отгонная. Пастухи весной угоняли часть стада на дальние пастбища или горные луга, перекочевывали вместе со стадом и лишь осенью возвращались в поселок.

В период средней бронзы изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового комплекса является поселе­ние Тасты-Бутак в Западном Казахстане. Здесь открыты десятки по­селений и могильников данного периода. В Восточном Казахстане подобные памятники андроновской культуры найдены в долинах Ир­тыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и Каратау. Это выбитые на гладких поверхностях скал изображения животных, солнцеликих людей, колесниц. Вот как, например, выгля­дит святилище андроновцев, которое находится в урочище Тамгалы в 170 км к северо-западу от Алматы. Здесь эпические герои несутся на колесницах, натягивая луки, кочуют в повозках, запряженных верб­людами, кружатся в ритуальном танце. Главные фигуры святилища-возвышающиеся над смертными "Солнцеголовые существа", их ог­ромные головы-диски окружены ямками - углублениями, символизи­рующими нимб. "Солнцеподобные существа" окружены скотом и танцующими человечками. Памятниками средней бронзы также, например, являются в Семиречье могильник Каракудук, в районе Каратау - могильник Таутары. В низовьях Сырдарьи в Приаралье открыты уникальные памятники поздней бронзы - мавзолеи Тагискена.

Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт, на основе которого происходило формирование культуры ранних ко­чевников. Основным занятием людей были пастушеское скотовод­ство и мотыжное земледелие. В скотоводстве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к ко­чевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. В пе­риод поздней бронзы культура андроновцев становится культурой коневодов. Также по мере роста подвижности хозяйства племен того периода заметно воз­растает поголовье двугорбых верблюдов - бактрианов. Культ верблю­да отражен в его глиняных статуэтках и наскальных изображениях. Получило распространение отгонное скотоводство, как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок - пред­шественники юрт._Появились и войлочные кибитки, приспособлен­ные для кочевья, установленные на четырехколесных телегах. В кон­це II — начале I тысячелетия до нашей эры климат менялся в сторону потепления и сухости, большинство населения переходит к кочевому скотоводству.

Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза -сплав меди и олова иногда сурьмы, мышьяка, свинца. Она отлича­лась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золоти­стым цветом. Центрам и древней металлургии были Центральный и Восточный Казахстан..Медь в основном добывали в районе Жезказгана, Зыряновска, Карчиги, Джалтыра, Ащилы, Уро-Тобе, Кушикбая; олово - в районе гор Атасу, Калбинского и Нарымского хребтов; золото - в районе Степняка, Казанчункура, Баладжала, Акджала и дру­гих. Подсчеты специалистов показывают, что добыча медных руд и олова в древности здесь достигала огромных размеров

Основным объектом исследования было городище Милыкудук, расположенное в обширном логе, в километре на юго-восток от руд­ника Джезказган. О его существовании прежде не знали. Оно было открыто К. И. Сатпаевым. Милыкудук сохранил мощный пласт куль­турного наслоения, идущий с эпохи бронзы до позднего средневеко­вья и свидетельствующий о производственной деятельности челове­ка по добыче руды, плавке меди, олова, железа, золота, серебра, а также их переработке. Древние выработки и отвалы Джезказгана весьма грандиозны. По подсчету геолога С. X. Болла, из разносов Джезказгана было добыто свыше миллиона тонн богатых окислен­ных руд, содержавших десятки тысяч тонн меди".

Руду добывали простым "'кайлованием' пробиваясь к рудонос­ным жилам, использовали также метод огневой проходки, если были плотные породы, на их поверхности разводили костер, а затем поли­вали водой. Древние горняки прорывали штольни, крепили кровлю. Плавили руду в печах типа горна. Для плавки применяли древесный уголь, в качестве флюса использовались кварц, охра. Медную и оло­вянную руду плавили отдельно, а уже при отливке того или иного предмета добавляли олово в медь. Пропорцию четко регулировали в зависимости от назначения изготавливаемого предмета; для ударных орудий в медь добавлялось около 4 % олова, для рубящих и режущих -от 5 до 9 %, для колющих - от 9 до 12 % олова и выше.

В эпоху бронзы развивались ремесла, ткачество, изготавливали ке­рамическую посуду ручной лепкой, ленточной техникой, формовали на болванках; посуда лощилась, орнаментировалась, обжигалась Изготавливалось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками в форме листа и втулкой, наконечники копий, топоры, бронзовые кинжалы.

Произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообшинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имуществен­ная дифференциация. Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. Но были и бедные, в которые помешали глиняные горшки, скромные ук­рашения, части жертвенных животных.

По своему антропологическому складу андроновцы были пред­ставителями европеоидной расы - широколицые, с открытыми глаза­ми, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. Большин­ство ученых считает, что андроновская культура образовалась на ос­нове естественного развития местных племен эпохи неолита и энео­лита. Существуют различные версии относительно определения эт­нической принадлежности андроновцев. По одной из них, они при­надлежали к финно-угорской этнической группе. В последние годы выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. Од­нако наиболее аргументированным и утвердившимся положением яв­ляется их индоиранская, арийская принадлежность. Это подтвержда­ется анализом древнейших письменных источников, данных антро­пологии, лингвистических исследований, топонимики, ономастики, археологических материалов.

Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, у них существовал культ предков, появился обы­чай поминок, ритуал жертвоприношения, главным жертвенным жи­вотным являлся конь. Возник обычай запрета - "табу". Были доста­точно развиты религиозные представления.

В I тысячелетии до нашей эры преемниками андроновцев на тер­ритории Казахстана стали саки.

В эпоху раннего железа наряду с археологическими памятника­ми — курганами, могильниками, поселениями — появились письменные источники о древних насельниках Казахстана. Это персидские источники - "Авеста", содержащая проповеди Заратустры, основопо­ложника зороастризма - древнейшей религии мира с верой в единого бога.,в начале I тысячелетия до нашей эры или в промежутке VIII-VI веков до нашей эры, или более неопреде­ленно - в конце II - начале I тысячелетия до нашей эры в степях Ка­захстана к востоку от Волги.

В "Авесте" кочевые племена, населявшие степные просторы се­вернее бактрийиев, согдианцев, хорезмийцев, то есть Казахстана, именовались "Туры с быстрыми конями". В "Авесте" туры и арии по­читают "одних и тех же древних богов и молящих их о победе на од­ном языке" на берегах Амударьи и Сырдарьи, на Каспии и Арале, на Волге и в Прикамье. Туры - обладатели быстрых коней и тучных стад, просторных пастбищ и добрых повозок. Это народ, над кото­рым властвуют воины-колесничие, цари, это народ скотоводов, чье имущество - быки, кони и верблюды, чья земля - пастбище, чья пища - молоко и мясо. Жертвы, которые они приносят богам, - "сто жеребцов и тысячу коров и мириады овец".

Структура общества была следующей: глава дома, глава рода, гла­ва народа (племени), глава страны (царь). Общество состояло из иерархически соподчиненных групп: военная аристократия, жрецы, рядовые общинники - пастухи и землепашцы.

Эпоху господства кочевников в Казахстане в начале I тысячелетия до нашей эры принято называть "раннежелезный век", "эпоха ранних кочевников ", "скифская эпоха, эпоха саков". Саки -это самоназвание племен кочевников евразийских степей. Свойственный сакам тип во­оружения и конского убора, характерная одежда, "звериный стиль" в искусстве, подтвержденные археологическими раскопками на про­странстве от Хуанхэ на востоке до Дуная на западе дают основания лля общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях в IX—VIII веках до нашей эры и просуществовала до III века пример, две с половиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария I, где народы, жившие к северу от Сырдарьи, названы саки. Исследо­вания последних лет показали, что персы не выдумали имя своих ко­чевых соседей, а использовали их самоназвание, причем не племен­ное, а общее для всех кочевых племен, соседствующих в Средней Азии с персами. Сакские племена осознавали свою генеалогическую и культурную общность, это выражалось в единстве самоназвания, подтверждалось языковой близостью. В персидских источниках на­зывались имена сакских племен и групп племен. В их числе саки парадарайя - заречные (заморские) саки, тиграхауда - носящие остро­конечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи, хаомоварга - изготавливавшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье, аримаспы - стерегущие золото грифов, располагавшиеся на Алтае и в Восточном Казахстане, и другие.

Сведения о древних насельниках Казахстана содержатся в антич­ных трудах древнегреческих и римских летописцев. И прежде всего в "Истории" Геродота, написанной в конце 40 - начале 30-х годов V ве­ка до нашей эры, состоявшей из 9 книг, где в 4-й книге описывались племена Евразии, в том числе и Казахстана. Сведе­ния по истории Казахстана можно найти и в работах Полибия, Пли­ния, Птоломея, Страбона. Древнегреческие и латинские источники называли саков скифами, упоминали имена племен: массагеты -в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) -на западе Казахстана, а также исседоны, аргипейи, саракаулы и дру­гие. Это были племена одной культурной общности, которая сложи­лась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная, они составляли еди­ный, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. Саки были достойными соперни­ками таких могучих держав, как персидское государство Ахеменидов, Ассирия, Урарту. Сведения о саках содержатся в Библии. Пись­менные источники повествуют о сакской царице Зарине, успешно сражавшейся с мидянами за первенство над Парфией, о походе пер­сидского царя Кира в 530 году до нашей эры против саков за Амударью. когда персы потерпели сокрушительное поражение от массагетов под руководством царицы Томирис, а сам Кир погиб в сражении. Преемником Кира стал Дарий I, который в 519 году до нашей эры со­вершил поход против саков.

Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой полити­ке того времени. Так, в состав персидского войска Кира саки участвовали в вой­не с мидийским царем Крезом. При Дарий I саки входили в его могу­чую гвардию в число так называемых "десяти тысяч бессмертных". Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В бит­ве при Марафоне в 490 году до нашей эры саки находились в центре боевого построения персов. В битве при Фермопилах в 480 году до нашей эры они в составе войска Ксеркса сражались против спартан­цев царя Леонида.

В 331 году до нашей эры в битве при Гавгамелах Александр Ма­кедонский окончательно разбил войско Дария III и стал владыкой Азии. Но на завоевание Средней Азии - территории саков - ему понадобилось три года с 331 по 327 год до нашей эры, то есть столько же времени, сколько он потратил на завоевание всей империи Ахеменидов от Эллады до Индии. Несмотря на все усилия Александра Македонского, саки, жившие за Сырдарьей. сохранили свою независимость и фактически остановили продвижение македонян на восток. Часть саков стали со­юзниками Александра в его походе на Индию.

Таким образом, письменные источники, содержащие сведения о саках, можно разделить на три типа. Первый - это самые ранние, основанные на древнеперсидских надписях и сведениях Геродота. Вто­рой - греческие источники периода походов Александра Македонского и его наследников. Третий включает сведения греческих и латин­ских ученых, основанные на сообщениях своих современников, так или иначе соприкасавшихся с миром центральноазиатских стран и на­родов. По времени к этому типу источников присоединяются свиде­тельства китайских путешественников и исследователей.

В эпоху саков завершается становление скотоводческого хозяй­ства. Тип скотоводства –оседлый. Предусматривал постоянную оседлость части населения, которая занималась земледелием. Так было на юге Казахстана, в долинах рек Сырдарьи, Арыси, Келеса. Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. Сакское общество не было однородным. На его высшей ступени находились "цари", обладавшие немалой властью, они решали, воп­росы войны и мира, отправляли послов, заключали союзы, возглавля­ли войска. Существовал "царский" род, из которого происходили на­следственные правители. Важную роль в сакском обществе играла военно-племенная аристократия. В эпоху саков сформировались осо­бенности номадов Великой степи, отличавшие их от других народов Востока. Здесь не было чиновников, характерных для земледельчес­ких цивилизаций, основную роль в управлении общества играли ро­довые предводители, каждый сакский мужчина был свободным и полноправным человеком

Скопления сакских могильников обнаружены в долинах рек Сырдарья, Или, Талас, Чу, Лепсы, Иссык, Чилик, Чарын. в долинах Кегеня и Нарынкола. Например, могильник Жуантобе на левом берегу Или состоит из 300 курганов, Берккаринский на реке Талас - из 500 курганов. Знаменитый Бесшатырский могильник на правом бере­гу Или состоит из 31 кургана, среди которых выделяется Большой Бесшатырский.курган диаметром 104 м и высотой 17 м. Насыпь его имеет форму усеченного конуса, диаметр плоской вершины состав­ляет 32 м.

Наиболее известный памятник этой эпохи - курган Иссык, распо­ложенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Ала­тау. Он входит в Иссыкский могильник, состоящий из более 40 курга­нов. Его открытие произошло в 1969 году. В кургане диаметром 60 м и высотой более 7 м было обнаружено погребение "Золотого челове­ка", датированное концом IV-III веком до нашей эры.Археолог К. Акишев относит погребенного к числу саков -тиграхауда. Среди находок наиболее важной представляется двухстрочная над­пись из 26 знаков неизвестного руноподобного, очевидно, алфавит­ного письма на серебряной чаше. Памятники сакского времени ши­роко представлены во всех частях Казахстана на западе, севере, вос­токе, в Центральном Казахстане культура того периода получила название тасмолинской по месту наиболее крупных архео­логических раскопок в урочище Тасмола. Основой ее выделения сре­ди других послужил особый тип памятников - "курганы с усами", "курганы с каменными грядами".

Культура саков достигла высокой степени развития. Главным ком­понентом в искусстве саков был "звериный стиль", сложившийся под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Азию и Иран, сложившийся в VI1-VI веках до н. э. и получивший распространение среди племен Сибири, Казахстана, Средней Азии, юга Восточной Европы. Это образы различных животных: льва, льва-грифона. Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие. Саки вкладывали в них определенное содержание. Саки как и другие народы, поклонялись силам природы, солнцу, ветру, грому, грозе, которые представлялись им в образе богов, а боги воплощались в фантастических зверей, птиц, животных, таких как кони-грифоны, крылатые кони. Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали в жизни своеобразный звериный стиль в искусстве евразийских степей.

Таким образом, в целом сакско-скифский звериный стиль сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. Многие элементы материальной куль­туры саков стали достоянием современных народов. От саков заим­ствованы длинные штаны и короткий кафтан, к которым восходят брюки и пиджак, составляющие основу современной мужской и жен­ской одежды. К сакам восходят также мягкие кожаные сапоги и войлочная островерхая шапка- прообраз казахского "калпака".

Ярким представителем культуры того периода является Анахарсис - философ, живший в VI веке до нашей эры. На Анахарсиса, "скифа сына Гжура и брата Кадуифа, скифского царя, по матери же эллина и оттого владевшего двумя языками", ссылался в "Никомаховой этике" Аристотель. Ему же посвящен специальный раздел в кни­ге Диогена Лаэртского "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов". Он был другом афинского архонта Солона. Известно также его письмо царю Лидии Крезу.

Таким образом, сакские племена Казахстана были прямыми потомками андроновцев. Этот неоспоримый вывод подтверждают археологи, проводящие линии связей между андроновской и сакской культурами, а также антропологи, установившие генетическую преемственность населения сакского времени от населения эпохи бронзы.

Эпоха саков показывает, что Великая степь - степная часть Цент­ральной Азии - представляла собой самостоятельный очаг цивилиза­ции между Дунаем и Китаем. Эта цивилизация Великой степи синте­зировала в себе особенности различных вариантов возникновения цивилизаций. С одной стороны, она появилась подобно тому, как воз­никли речные очаги цивилизации в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ, т. е. в регионе, где протекают великие реки Централь­ной Азии - Амударья, Сырдарья и реки Семиречья. С другой - этот очаг цивилизации расположен на стыке Европы и Азии, так же, как возникли перекресточные очаги цивилизации на континентальных перекрестках - в Греции, Малой Азии, Восточном Средиземноморье, Северной Месопотамии. Этот очаг цивилизации с момента возникно­вения отличался этнокультурной подвижностью своих элементов, но вместе с тем и устойчивостью изначальной цивилизационной кон­станты, ее способностью к адаптации с другими элементами.

Во II веке до нашей эры племена, населявшие Казахстан, образовали устойчивые объединения с зачатками государственной власти. Это были племена усуней и кангюй – этнокультурных преемников саков.

Племена усуней пришли в Казахстан из Центральной Азии. И заняли территорию саков-тиграхауда. Терри­тория их государства была обширной, северные его границы доходи­ли до Балхаша, западные – до Таласа, где усуни граничили с канглами.На востоке они имели обширную территория и граничили с с гуннами. На юге с Ферганой. Центр усуньских владений рас­полагался в Илийской долине в Семиречье, ставка правителей нахо­дилась в Чигучене, «городе Красной долины», на берегу Иссык-Куля. Первые сведения об усунях появляются в конце II века до нашей эры. Китайский император У-ди из династии Хань в поисках союзни­ков в борьбе с хунну направил посольство на запад во главе с Чжан Цянем. Чжан Цянь был взят в плен хунну, но сумел бежать и оказался в Семиречье, откуда и привез сообщения об усунях, которые упомина­ются как «усунь-го», то есть государство усуней. Среди них были пле­мена сэ (саков) и юэчжей. Численность населения государства состав­ляла 630 тыс. человек, войско 188 тыс., в состав которого входила дружина усуньского правителя – 30 тыс. конников. Верховный прави­тель усуней носил титул гуньмо. Государство усуней играло важную роль в экономическом и политическом развитии всего региона.

Со II века до нашей эры стал формироваться Великий Шелковый путь как регулярная торговая и дипломатическая артерия, связываю­щая Китай со Средней, Западной Азией и Европой. В китай­ских источниках подробно освещается история усуней до III века на­шей эры, имеются упоминания о них и в более позднее время, до на­чала V века.

Термин «усунь» имеет несколько толкований. Он известен в ки­тайском иероглифическом написании, его современное звучание идентично одному из казахских этнонимов – «уйсын». Он также со­звучен с этнонимом «асиан», а также «юечжи». Существует еще трак­товка, согласно которой «у-сунь» произносится как а-сман – «небо», возможно, это Страна Неба. При этом важно отметить, что «тянь-шань» – это «небесные горы», так что, вероятно, это перевод местно­го наименования,

Усуни преимущественно занимались скотоводством, у них была система сезонного использования пастбищ и горных источников. В стаде преобладали овцы и лошади – животные, наиболее приспо­собленные к дальним переходам и тебеневке. Кроме того, усуни зани­мались земледелием, например, в Илийской, Чуйской, Таласской до­линах обнаружены оросительные системы времен усуней, широко представлен и земледельческий инвентарь того времени: мотыги, сер­пы, зернотерки. Выращивались на поливных полях и богаре злаки, огородно-бахчевые культуры. Таким образом, хозяйство усуней было коплексным. Этническая история до конца не выяснена:одни считают,что усуни принадлежат к восточно иранским племенам, другие-что они предки тюрок и говорили на тюркском языке. Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова умели плавить плавить железо, из которого изготовлялись ножи, мечи, наконечники стрел, кинжалы. Из цветного камня и благородных металлов –украшения. Некоторые усуни-военноначальники и чиновники имели золотые и медные печати. Археологические памятники усуней –это поселение Актас в Семиречье, могильники Актасты в долине ре­и Кегень, Осек в долине одноименной реки, Бесшатыр и другие. Они распространены в Семиречье, северной части Восточного Туркестана.

Во II веке до нашей эры западнее усуней образовалось государ­ственное объединение Кангюй. Восточная граница его проходила по реке Талас, позже, в III веке нашей эры, она доходила до Юго-Запад­ного Семиречья. Территория государства занимала обширные про­странства Южного Казахстана, включая Ташкентский оазис, также низовья и среднее течение Сырдарьи, русла рек Жанадарьи, Кувандарьи, бассейн реки Арысь, склоны Каратау. Столица находилась в го­роде Битянь. По данным китайских источников, в том числе "Ши цзи" Сыма Цяня, династийной хроники Хань "Цянь Ханьшоу", кангюйский владетель пребывал в городе Битянь. Население состояло из 120 тыс. семей, 600 тыс. душ, строевого войска в 120 тыс. человек. Сведения о политической истории Кангюй также содержатся в сообщениях Чжан Цяня. В конце I века до нашей эры ханьский наместник Западного края сообщал китайскому императору о том, что "Кангюй (по сравнению с Усунь) горд и дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед нашими посланниками. Чиновников, посылаемых к нему от наместника, сажают ниже усунских послов. Князьям и ста­рейшинам его подают кушанья прежде, а потом уже посланным от наместника". В 47-46 годах до нашей эры кангюйский правитель поддержал северохунского шаньюя Чжичжи в борьбе с Усунь, союз­ником которого выступал ханьский Китай. Кангюйский правитель от­дал Чжичжи в жены свою дочь, выделил ему землю на востоке своих владений и передал под его командование часть своих войск. Но Чжичжи не выполнил условия Кангюй обезопасить восточные грани­цы, не желал следовать обычаям кангюй, убил дочь правителя, за что был изгнан из ставки правителя. В II1-V веках Кангюй утрачивает свою гегемонию в данном регионе, сюда вторгаются тюркоязычные племена.

Памятниками времен Кангюй являются поселения Актобе непо­далеку от Чардары, в Отрарском оазисе на левом берегу Арыси на площади около 100 км: имеются остатки двух десятков городищ в виде бугров -тобе. Самый крупный - Кок-Мардан - городской центр. У усуней и канглы кочевое скотоводство сочеталось с земледе­лием. Расслоение общества на бедных и богатых было более выра­женным, чем у саков. Усуни были больше скотоводами. Канглы же в основном занимались земледелием, они жили в поселе­ниях с крепостными стенами и рвами, здания возводились из кирпи­ча, в том числе и сложные дворцовые комплексы. У усуней и канглы существовало рабство, рабами были в основном пленные, главным образом они использовались в домашнем хозяйстве.

Известно также, что в Западном и Центральном Казахстане в V-VI веках существовал Аварский каганат, предполагается, что авары -потомки жуань-жуаней, создавших в IV-V веках каганат в Монголии. В 552 году авары были разгромлены племенами тюрков и под их на­тиском ушли в Европу.

В IV—III веках до нашей эры у северных границ Китая в Централь­ной Азии сложилась консолидация племен сюнну, они же хунну, или гунны. Сюнну (хунну) представляли собой племена монголоидного облика, говорившие на одном из языков алтайской языковой семьи, ветвью которой являются тюркские языки. Это были прототюркскне племена, именно с ними связаны кардинальные изменения в этно-политическом развитии всего Евразийского континента. Наименова­ние сюнну (хунну) появилось в китайских источниках в конце III века до нашей эры. Верховным правителем сюнну был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через на­местников из числа близких родственников. В 206 году до нашей эры во главе хуннских племен стал шаньюй Модэ. Он провел реформы по укреплению своего государства. О хунну, их завоеваниях имеются сведения у китайского "отца истории" Сыма Цяня в его "Историчес­ких записках" ("Ши цзи"). Организация войска строилась на десятичной системе, а основой армии сюнну были отряды по10 тыс конников, которые назывались "тьма". Соответственно во гла­ве тьмы был командир - темник. Далее тьмы делились на тысячи, сотни десятки, к которым приписывалось все мужское взрослое на­селение. На поле боя войско составляло три отряда - центр и два крыла. Дисциплина была строгой: за проступок одного головы руби­ли многим. Сюнну разгромили дунху, часть усуней, саяно-алтайские племена, успешно воевали против Китая, который платил им дань. В результате они владели огромной территорией от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до среднего течения реки Хуанхэ.

Хозяйственная жизнь, экономика, социальное устройство, поли­тическая система общества хунну были характерными для кочевни­ков. Сыма Цянь описывал экономику хунну. Были и поселения хунну, одно их которых исследовано археологами у впадения реки Иволга в Селенгу, оно занимало пло­щадь в 75 га, в нем открыто около 80 жилищ-полуземлянок. Городи­ще окружено четырьмя валами и четырьмя рвами, там обнаружены следы железоделательного и бронзолитейного производства, а также земледельческие инструменты: плуги, серпы, зернотерки. Население хунну было достаточно многочисленным - около 1,5 млн человек.

Основным видом хозяйственной деятельности хунну являлось ко­чевое скотоводство. Первостепенную роль играла лошадь, имевшая то преимущество, что она могла тебеневать, то есть круглый год на­ходиться на подножном корму. Лошади были типичными монголь­скими - небольшого роста, грубого, мускулистого сложения, с корот­кой и широкой мордой. Содержались также стада быков, яков, верб­людов, громадные отары овец и коз. Скот находился в семейной соб­ственности, каждая семья имела право на определенную часть родо­вой территории для выпаса скота и пользовалась защитой своего рода. Существовала коллективная ответственность за преступление. В семейных отношениях бытовали многоженство и аменгерство.

Верхушку хуннского общества составляли четыре аристократи­ческих рода, связанных между собой брачными отношениями, когда мужчины этих родов брали себе жен только из трех других знатных родов. Глава государства, шаньюй, мог быть только из самого знатно­го из четырех ролов, рода Люаньди.

В государстве хунну впервые проявилась первая имперская тен­денция на евразийском пространстве. Это была централизованная империя, основанная на военно-административных принципах. Во главе государства стоял шаньюй, его власть была освещена боже­ственным авторитетом и передавалась строго по наследству. Его на­зывали "сыном Неба", "Небом и Землей рожденный. Солнцем и Лу­ной поставленный". Шаньюй распоряжался всей территорией госу­дарства, всеми землями, принадлежавшими хуннам, был призван обеспечивать их охрану. Шаньюй объявлял войну и заключал мир, лично руководил войском; вел все внешние сношения, определял внешнеполитический курс; распоряжался жизнью и смертью каждо­го подданного и был верховным судьей; соблюдение культа исходило от шаньюя. Следующую ступень иерархии занимали его советники, военачальники. Это были его сыновья или ближайшие родственники. Они управляли западными и восточными территориями империи и командовали левым и правым крылом армии. Ниже них стояли дру­гие родичи шаньюя, управлявшие определенной территорией. Это были темники, число которых составляло 24 человека. Темников на­значал сам шаньюй. Он же выделял им территорию вместе с населе­нием. Какое-либо перемещение племен без приказа шаньюя строго каралось. В пределах своих владений темник назначал тысячников, сотников и десятников, наделяя их землей с населением. Основной повинностью всего мужского населения была военная служба. Таким образом, правящий класс хуннского общества сложился из родоплеменной знати. У хунну было рабство. Рабами становились в основ­ном пленные, а также и соплеменники, совершившие какие-либо преступления.

Однако держава хунну оказалась непрочной, в I веке до нашей эры она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусо­биц. В 47 году до нашей эры хунну распались на южных и северных. Южную группу возглавил шаньюй Хуханье, а северную - его млад­ший брат Чжичжи. Чжичжи предпринимал попытки вернуть единство хунну, привлекая на свою сторону государство Кангюй. Со временем южные хунну приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была первая волна переселения хунну на территорию Казахстана и Средней Азии.

Вторая волна началась в I веке нашей эры, когда северные хунну, теснимые китайцами, снова двинулись на запад. Одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением сюнну началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря и Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со II по V век. Это было "великое переселение народов", когда массы пестрых по этническому со­ставу кочевников двигались из Центральной Азии на запад через тер­риторию Казахстана. Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи.. Сюнну внесли изменения в состав и рас­селение жителей этого региона, что привело к преобладанию тюрк­ских племен на этой территории.

 

Вопросы для самопроверки:

1.Какие источники впервые описали историю племен на территории Казахстана?

2.Что означает «звериный стиль»?

3.Что означает ботайская культура?

4.Где впервые был найден первый человек?

5. На каких языках говорили народы древнего Казахстана?

6. Какая из трех властей (совет старейшин, хан, вассальные князья) старше и почему?

7. На ахеменидских рельефах, в частности, в местности Бехистун в Иране, изображены представители саков вместе с вождем. Выходцы из какой группы саков это могут быть и почему?

8. В погребениях савроматов часто встречаются изломанные изделия. Чем это можно объяснить?

 

Литература: /4/, /10/, /11/, /17/.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.