Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Анализ потребительского поведения




 

1. Теории потребительского выбора.

2. Кривые безразличия и их экономический анализ.

3. Линии бюджетных ограничений. Равновесное состояние потребителей на рынке.

 

1. Теории потребительского выбора.

 

Классическая теория рассматривала полезность блага в неразрывной связи со стоимостью товара. Полезность и стоимость представляли, по их мнению, два свойства любого блага. Полезность вещи определяла ее потребительную стоимость, а стоимость товара определялась затратами общественно необходимого труда (труда при общественно нормальных условиях производства и среднем уровне умелости и интенсивности труда).

Представители неоклассической школы (маржиналисты) соглашались с тем, что полезность вещи определяется её натуральными свойствами (качеством). Стоимость товара они определяли ценностью вещи для потребителя, понимая под ценностью степень важности блага для потребителя. В результате они создали целую систему понятий, с помощью которых определяли, каким образом потребители на рынке выбирают товар, и как каждый потребитель определяет ценность конкретного блага для себя. По их мнению, на рынке товары покупаются ради потребления. Потребляя благо, потребитель стремится максимизировать (увеличить) общую полезность этого блага. Поэтому в анализе они использовали следующие категории:

полезность блага это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей;

общая полезность блага (TU) – это суммарная полезность, которую приносит потребителю весь набор потребляемого блага;

предельная полезность блага (MU) – это дополнительная полезность, которую приносит потребителю каждая дополнительно потребляемая единица блага;

функции полезности функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:

.

Маржиналисты утверждали, что процесс потребления блага имеет свои закономерности:

1.Большая часть потребностей человека насыщается, т.е. постепенно удовлетворяется по мере того, как потребляется благо.

2.Переход от неполного удовлетворения потребности к её полному удовлетворению, происходит постепенно, а не внезапно.

3.По мере удовлетворения потребности, полезность блага уменьшается.

Когда потребность полностью удовлетворена общая полезность блага достигает своего максимального значения, а предельная полезность – минимального.

Попытка измерить абсолютную величину полезности каждого блага не принесла результата. В результате, было предложено измерять относительные полезности благ. Это осуществлялось с помощью сопоставления полезности двух благ при условии того, что оба блага в различных сочетаниях одинаково полезны для потребителя. Для анализа применялся графический метод, путем построения кривых безразличия.

 

2. Кривые безразличия и их экономический анализ.

 

В соответствии с теорией ординалистов потребителям необходимо сделать выбор между наборами благ. Таких наборов может быть какое угодно количество. При этом потребитель ограничен либо ценами, либо доходами.

При анализе используется графический метод, путём построения кривых безразличия.

Наборы потребительских благ.

Таблица 1.

Одежда (ед.)            
Продукты питания (ед.)            

Рисунок 15.Кривые безразличия потребителя. Рисунок 16Семейство кривых безразличия.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Перемещаясь по кривой безразличия, анализируют возможные сочетания двух благ для потребителя.

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклый относительно начала координат. Чем выше и правее располагается кривая безразличия, тем больше удовлетворения потребителю приносят представляемые ею комбинации двух благ. Выделяют зону замещения участок кривойбезразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим. Предельная норма замещения (MRS) количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу. Количество продуктов питания Х означает, что потребитель никогда не откажется от его потребления и никогда не заменит его на другое благо.

Для каждой пары благ возможны различные сочетания, которые представлены множеством кривых безразличия. Эти множества называются семейством кривых безразличия, представленные на рисунке 2.

 

3. Линии бюджетных ограничений.
Равновесное состояние потребителя на рынке.

 

Для определения варианта, который будет для потребителя оптимальным, карты кривых безразличия совмещают с линией бюджетных ограничений потребителя. Линия бюджетных ограничений – это линия, все точки которой показывают возможные комбинации двух экономических благ, которые может приобрести потребитель при данном бюджете и данных ценах на товары. Бюджетные ограничения иллюстрируются с помощью линии бюджетных ограничений.

Если суммарный доход – 7000 руб. в неделю, при этом 1 единица одежды стоит 700 руб., а 1 единица продуктов питания – 200 руб., то потребитель может купить либо:

Qодежды = 7000: 700 = 10 ед., либо

Qпрод. пит.= 7000: 200 = 35 ед.

Каждая точка на линии бюджетных ограничений показывает количества двух товаров, которые может купить потребитель, расходуя полностью свой бюджет. При этом цены остаются неизменными. Все варианты покупки двух товаров, которые находятся выше и правее линии бюджетных ограничений (точка А) неосуществимы, т.к. на покупку такого количества двух товаров у потребителя нет денег. Все варианты покупки двух товаров, которые находятся ниже и левее линии бюджетных ограничений (точка В) свидетельствуют о том, что потребитель не полностью расходует свой бюджет, т.е. сберегает.

Линия бюджетных ограничений может сдвигаться либо вверх и вправо (это возможно, когда растёт доход потребителя или когда снижаются цены), либо вниз и влево (когда снижается доход потребителя или растут цены).

Если линию бюджетных ограничений наложить на карту кривых безразличия, то всегда найдётся точка, в которой линия бюджетных ограничений коснётся одной из кривых безразличия. Эта точка касания будет характеризовать равновесное состояние потребителя на рынке. Равновесие потребителя на рынке означает, что потребитель максимально удовлетворил свои потребности в обоих товарах на имеющийся у него доход. При этом придельная полезность пропорциональна ценам обоих товаров.

Кривая Хикса показывает, в какой степени, изменение доходов потребителей влияет на их потребление. Если с ростом доходов пропорционально растут расходы на потребление, угол наклона кривой Хикса равен 45о(Рис.2).

Если проанализировать расходы потребителей на различные товары и их изменение при изменении доходов с помощью кривых Хикса, то получим иллюстрацию законов Энгеля (рисунок 3).

В теории, при анализе поведения потребителя различают функциональный и нефункциональный спрос. Функциональный спрос формируется под воздействием цены товара, а нефункциональный спрос формируется под воздействием нескольких эффектов.

Эффект присоединения к большинству проявляется в том, что спрос на товар начинает расти, т.к. потребители желают его приобрести потому, что он есть у других. В теории также есть эффект сноба, который заключается в том, что потребитель никогда не будет покупать товар, который есть у всех. И эффект Веблена заключается в том, что часть потребителей будет покупать товары, даже если цены растут, для того, чтобы продемонстрировать своё превосходство. Этот эффектом еще называют эффектом демонстративного потребления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.