Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, виды и правовое положение государственных служащих (права, обязанности, запреты и ограничения)




По масштабу деятельности органов государственной власти государственные служащие подразделяются на федеральных и на государственных служащих субъектов РФ. Феде-ральный государственный служащий – это гражданин РФ, осуществляющий профессио-нальную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Государствен-ный гражданский служащий – гражданин РФ, осуществляющий профессиональную служ-бу на соответствующей должности и получающий денежное вознаграждение из бюджета субъекта РФ.

В зависимости от функционального предназначения и особенностей службы различаются государственные гражданские служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительной службы и соответственно выделяются должности федеральной или региональной государственной гражданской службы, воинские должности и должности правоохранительной службы. В федеральном или региональном государственном органе могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Их деятельность регламентируется исключительно трудовым законодательством. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Категории:

• Руководители. Сюда относятся непосредственно должности руководителей, их заме-стители, заместители подразделений органов, территориальных органов и их струк-турных подразделений, представительств и их подразделений. Причем должности мо-гут замещаться на определенный срок или без его определения.

• Помощники (советники). Это должности, учреждаемые для содействия лицам, заме-щающим государственные должности, руководителям государственных органов, тер-риториальных органов или их представительств в реализации их полномочий (сроч-ные или бессрочные отношения).

• Специалисты. Должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выпол-нения государственными органами установленных задач и функций, как правило, за-мещаемые без ограничения срока полномочий.

• Обеспечивающие специалисты. Должности, учреждаемые для организационного, ин-формационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов без ограничения срока полномочий.

Группы:

• Высшие должности гражданской службы.

• Главные должности.

• Ведущие должности.

• Старшие должности.

• Младшие должности.

Должности категорий «руководители» и «помощники» подразделяются на высшую, глав-ную и ведущую группы. Должности категории «специалисты» подразделяются на выс-шую, главную, ведущую и старшую. «Обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы. Отдельным категориям государствен-ных служащих допускается присваивание классных чинов в пределах отдельной группы. В соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» военнослужащий мо-жет занимать только одну воинскую должность, которой должно соответствовать одно воинское звание. Военнослужащие подразделяются на составы:

• Солдаты, матросы, сержанты, старшины.

• Прапорщики и мичманы.

• Офицеры: младшие, старшие и высшие.

Воинские должности по функциональному назначению подразделяются на начальников, командиров и т. д. Их единый перечень утверждается применительно к высшим офицерам Президентом РФ, должностей иных уровней – в порядке, определяемом Министерством Обороны.

В органах внутренних дел установлена следующая классификация должностей:

• Должности высшего начальствующего состава (генерал-майор, генерал-лейтенант, ге-нерал-полковник, генерал полиции, внутренней службы, юстиции).

• Должности старшего начальствующего состава (майор, подполковник, полковник, полиции, внутренней службы, юстиции).

• Должности среднего начальствующего состава (от младшего лейтенанта до капитана полиции, внутренней службы, юстиции).

• Должности младшего начальствующего состава (от младшего сержанта до старшего прапорщика).

• Должности рядового состава (рядовые полиции, внутренней службы, юстиции).

По объему должностных полномочий и ответственности государственные служащие под-разделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами.

В зависимости от срока службы различают государственных служащих, назначаемых на неопределенный срок и на определенный срок.

Правовое положение федерального или регионального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, устанавливается соответствующими специальными федеральными законами о государ-ственной службе или законами регионального уровня. В статье 14 ФЗ «О государственной гражданской службе» установлен перечень прав и обязанностей соответствующего субъекта. К основным правам относятся:

• Право на обеспечение надлежащих условий для исполнения возложенных на него обязанностей.

• Право на ознакомление с актами, определяющими его должностные обязанности.

• Право на отдых.

• Право на оплату труда и иные выплаты.

• Право на защиту сведений о нем.

• Право на должностной рост на конкурсной основе.

• Право на членство в профессиональных союзов с учетом ограничений.

Обязанности:

• Соблюдать действующее законодательство и исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

• Соблюдать служебный распорядок.

• Не разглашать сведения, относящиеся к государственной тайне.

• Поддерживать уровень необходимой квалификации.

• Беречь государственное имущество.

• Предоставлять сведения о доходах.

• И др.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. По данному факту им предоставляется в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в пись-менной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

Гражданин не может быть принят на государственную службу или находиться на ней в следующих случаях:

• Признание его недееспособным или ограниченно дееспособным.

• Осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия неснятой или непогашенной судимости.

• Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне.

• Наличие заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу.

• Наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если за-мещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтроль-ностью одного из них другому.

• Выхода из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства.

• Предоставление подложных документов или сведений при поступлении на службу.

• Наличие гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международ-ным договором.

Гражданским служащим запрещается:

• Участвовать на платной основе в деятельности органов управления коммерческой ор-ганизации.

• Замещать должность гражданской службы в случае:

o Избрания или назначения на иную государственную должность.

o Избрание на выборную должность в органы местного самоуправления.

o Избрание на оплачиваемую выборную должность в профсоюзы, в том числе пер-вичные организации, которые образуются в государственном органе.

• Осуществлять предпринимательскую деятельность.

• Приобретать в установленных случаях ценные бумаги, по которым может быть полу-чен доход.

• Быть поверенным или представителем по делам 3-их лиц в государственном органе, в котором он замещает соответствующую должность.

• Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц за исключение служебных коман-дировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами.

• Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, сред-ства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имуще-ство, а также передавать их другим лицам.

• Разглашать или использовать не по целевому назначению сведения, отнесенные к конфиденциальной или служебной информации.

• Допускать публичные высказывания, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, включая решения вышестоящих органов и должностных лиц (если это не входит в должностные обязанности служащего).

• Использовать преимущество должностного положения для предвыборной агитации.

• Создавать в государственных органах структуры политических партий, других обще-ственных объединений, за исключением профсоюзов, и религиозных объединений.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе в течение 2-ух лет заме-щать должности, а также выполнять работу по гражданско-правовым договорам в ком-мерческих и некоммерческих организациях, если в его служебные обязанности входило управление данными организациями. Он не вправе разглашать или использовать сведения конфиденциального характера или служебную информацию.

Государственная служба имеет и процессуальный аспект, который включает порядок поступления на службу, ее прохождение и увольнение со службы. Поступление гражда-нина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществ-ляется по результатам конкурса, если иное на установлено действующим законодатель-ством. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендента на замеще-ние должности и соответствия квалификационным требованиям к должности. Конкурс не проводится:

• При назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности граж-данской службы категорий руководителя и помощников.

• При заключении срочного служебного контракта.

• При назначении на должность гражданина, состоящего в кадровом резерве, который сформирован на конкурсной основе.

• По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначе-нии на должности, относящиеся к группе младших должностей.

При назначении на должность в соответствующем акте или служебном контракте может быть предусмотрено испытание гражданского служащего (испытательный срок – от 3-ех месяцев до 1-го года). При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право:

• Предоставить служащему ранее замещаемую им должность

• До истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт, предупредив его об это письменной форме не позднее, чем за 3 дня с указанием причин.

Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность, то он считается выдержавшим испытание.

Испытательный срок не может устанавливаться для следующих категорий служащих:

• Беременных женщин.

• Молодых специалистов.

• Граждан и гражданских служащих категорий руководители и помощники, которые замещаются на определенный срок.

• Государственных служащих, назначенных на должности порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа.

На каждого государственного служащего ведется личное дело. В него вносятся персо-нальные данные и иные сведения, связанные с поступлением на службу, ее прохождением и увольнением.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от занимаемой должности и увольнения с гражданской службы являются:

• Соглашение сторон служебного контракта.

• Истечение срока действия контракта.

• Расторжение контракта по инициативе служащего.

• Расторжение контракта по инициативе представителя нанимателя.

• Перевод служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный ор-ган или на государственную службу иного вида.

• Отказ служащего от предложенной для замещения должности либо от профессио-нальной переподготовки в связи с сокращением, а также при непредоставлении ему иной должности гражданской службы.

• Отказ служащего от предложенной для замещения должности в связи с изменением существенных условий контракта.

• Отказ служащего от перевода на иную должность по состоянию здоровья.

• Отказ служащего от должности при неудовлетворительном результате испытания.

• Выход гражданского служащего из гражданства РФ.

• Несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федераль-ным законодательством.

Прекращение контракта, освобождение от должности и увольнение оформляются право-вым актом государственного органа.

 

38. Государственная гражданская служба РФ: понятие, принципы, регулирование.

Государственная гражданская служба – это вид государственной службы, представляющий профессиональную деятельность граждан РФ на соответствующих должностях по обеспечению исполнения полномочий федеральных, региональных гос органов, лиц замещающих гос должности РФ или её субъектов.

Гражданская служба подразделяется на: федеральную и региональную.

Основными принципами гос гражданской службы являются:

1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина

2. Единство правовых и организационных основ гражданской службы (федерального и регионального уровня)

3. Равный доступ граждан владеющих государственным языком РФ к гражданской службе, равные условия её прохождения, независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а также о других обстоятельств не связанных с профессиональными и другими качествами служащих

4. Профессионализм и компетентность гражданских служащих

5. Стабильность службы

6. Доступность инф о гражданской службе

7. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами

8. Защищённость гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность

Ст. 5 ФЗ «О гос гражданской службе» определяет, что регулирование отношений связанных с гражданской службой осуществляется:

1. Конституцией РФ

2. Федеральный закон «о системе гос службы»

3. ФЗ «О гос гражданской службы»

4. Иные федеральные законы в том числе регулирующие особенности прохождения гражданской службы (закон «Об особенностях прохождения федеральной гос гражданской службы в системе МИДа РФ»)

5. Указы президента (об утверждении положения о персональных данных гос гражданского служащего РФ и ведении его личного дела).

6. Постановление правительства

7. Акты федеральных органов исполнительной власти

8. Конституции, уставы, законы иные нормативные акты субъектов РФ

9. Н\п акты государственных органов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.