КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы государственного управления
Понятие и классификация методов государственного управления Одной из категорий наряду с формами, которая характеризует государственное управление, являются методы реализации исполнительной власти. Данная категория от-ражает способы и основные приемы, при помощи которых осуществляется государствен-ное управление. В них проявляется содержание государственной деятельности по управ-лению экономической, социально-культурной и административно-политической сферами. Определение методов государственного управление в административно-правовой литературе не имеет однообразного решения. Например, Дмитриев метод государственного управления определяет как определенный прием властного воздействия субъекта на объект управления, посредством чего собственно и реализуется управление на государственном уровне. Алехин полагает, что метод обеспечивает достижение целей государственного управления в процессе реализации исполнительными органами своих задач и функций. Методы государственного управления необходимо рассматривать безусловно через совокупность способов и приемов, при помощи которых осуществляется управляющее воздействие на соответствующий объект. Специфические признаки методов государственного управления: • Применяются органами исполнительной власти. • Порядок их применения нормативно определен. • Используются в пределах осуществления управленческой деятельности. • Зависят от субъективных факторов, хотя носят объективный характер. • Выбор конкретного метода обусловлен особенностями объекта управления. • Выражают публичный интерес. • Отражают характер юридической связи между субъектом и объектом управле-ния. Необходимо различать методы государственного управления и метод администра-тивного права. Метод правового регулирования по существу содержит набор правовых средств, обеспечивающих воздействие на общественные отношения. Метод управления раскрывается через совокупность инструментов, среди которых выделяются не только предписания, запреты и дозволения, но и стимулирование, поощрение и правовые ограничения. Методы государственного управления могут быть классифицированы по различным основаниям. По характеру воздействия на объекты управления: • Принуждение. • Убеждение. Они являются базовыми, основными. По форме выражения: • Правовые (принуждение, убеждение). • Организационные (дополнительные). По степени управляющего воздействия: • Императивные. • Уполномочивающие. • Поощрительно-рекомендательные и прочие. С учетом административно-правовых признаков: • Нормативные. • Индивидуальные. В зависимости от способа принятия решения: • Коллегиальные. • Единоличные. В зависимости от круга субъектов: • Общие. • Специальные. Методы государственного управления также предлагается подразделять на группы идеологического, психологического, экономического и организационно-властного воздействия (Конин). В качестве основных необходимо рассматривать методы убеждения и принуждения, на которых основываются иные выделяемые методы государственного управления. Вто-ростепенную роль в воздействии субъектов государственного управления на управляемые объекты играют экономические методы (материальное поощрение, предоставление имущественных и иных льгот и т д.), которые в меньшей степени связаны с принуждением. По форме они являются правовыми, поскольку имеют свое закрепление на уровне норм, но в большинстве случаев их самостоятельное существование невозможно. Убеждение и принуждение как методы управления Данные методы тесно взаимосвязаны, поскольку убеждение включает в себя опреде-ленный аспект принуждения. Методы принуждения в свою очередь содержат правовые ограничения как сдерживающие, так и стимулирующие. Причем угроза применения ад-министративного наказания в определенной степени побуждает, стимулирует к правомерному поведению и положительным поступкам. Социальное назначение и эффективность этих методов определяется тем, что они: • Обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития современного общества. • Должны находиться в органическом единстве. • Должны зависеть от потребностей общества на определенном этапе. • Основаны на соотношении элементов убеждения и принуждения и обусловлены, в том числе формой и сущностью государства. Цель убеждения сводится к тому, что обеспечить добровольное, сознательное, сво-бодное от внешнего воздействия соблюдение законности и правопорядка. Принятие ре-шения субъекта, его поведение, сформированное в рамках воздействия этого метода должно согласовываться с его внутренними убеждениями. Подобный эффект может быть обеспечен посредством применения таких конкретных мер как стимулирование, воспита-ние и разъяснение. Стимулирующие в свою очередь подразделяются на: • Экономические, применяемые в основном в отношении хозяйствующих субъек-тов (налоговые льготы, кредитование). • Организационные – установление упрощенных процедур. • Социальные – предоставление льгот социально нуждающимся гражданам. • Поощрения - могут быть моральными, материальными и смешанными. • Воспитательные меры призваны обеспечить воздействие на сознание, взгляды и чувства физических лиц. • Разъяснительные меры – выражаются в проведении публичных мероприятий, касающихся инструктажа, выступлений, выпуска листовок, интервью с долж-ностными лицами и т. д. Алехин считает, что данные меры – это формы реали-зации метода убеждения. Государство, обеспечивая защиту прав и свобод отдельных граждан и интересов об-щества в целом, принуждает лиц, не поддающихся убеждению к соблюдению правопо-рядка. Для этого предусмотрены и установлены различные виды ответственности за со-вершение правонарушений. Установлены различные виды ответственности. Убеждение при этих обстоятельствах перестает быть единственным средством воздействия. Возника-ет необходимость применения принуждения. Принуждение подразделяется на физическое и психическое: угроза, страх наступления неблагоприятных последствий. Его цель заста-вить конкретных субъектов права соблюдать предписания или воздержаться от опреде-ленных действий. Принуждение обеспечивает формирование подчиненности и представ-ляет собой властной веление или прямое действие. Зачастую достижение желаемого ре-зультата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта при его внутреннем и нередко внешнем сопротивлении. Принуждение выражается в кон-кретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными орга-нами. К ним относятся меры юридической ответственности, меры пресечения и меры ад-министративно-предупредительного характера (карантин, досмотр и др.). Выделяются следующие признаки принуждения: правовой характер, основанный на правовых принципах, их применение нормативно определено, носят предупредительный или пресекательный характер. По мнению Дмитриева принуждение эффективно в тех случаях, когда оно применяется к меньшинству, поскольку является крайним случаем в достижении цели управления. Оно должно быть исключительно нормативно-определенным, исключая произвол государства и его органов. Принуждение состоит в восстановлении социальной справедливости и предупреждении новых правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает назначение наказания. В этом случае в принуждении проявляются такие элементы как устрашение и карание, воспитание и исправление лиц, совершивших правонарушение.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 4151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |