Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Донецк, 2014 3 страница




Вновь принятые на работу после первичного инструктажа на рабочем месте до начала самостоятельной работы должны под руководством квалифицированных специалистов пройти стажировку в течение не менее 2-15 смен или дублирование не менее 6 смен. Стажировка или дублирование проводится, как правило, во время профессиональной подготовки на право выполнения работ с повышенной опасностью в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами об охране труда.

Работники, функциональные обязанности которых связаны с обеспечением безаварийной работы объектов повышенной опасности или с выполнением отдельных работ повышенной опасности (тепловые и атомные электростанции, горнодобывающие предприятия и т.п.), до начала самостоятельной работы должны пройти дублирование с обязательным прохождением в этот период противоаварийных и противопожарных тренировок в соответствии с планом ликвидации аварий.

Допуск к стажировке оформляется приказом.

 

Стажировки (дублирование) проводятся по программам для конкретной профессии, которые разрабатываются на предприятии и утверждаются работодателем (руководителем структурного подразделения).

Перечень профессий и должностей работников, которые должны проходить стажировку (дублирование), а также их продолжительность, определяются руководителем предприятия.

Руководителю предприятия предоставлено право своим приказом освобождать от прохождения стажировки (дублирования) работника, имеющего стаж работы по соответствующей профессии не менее 3 года, или при переводе из одного подразделения в другое, где характер его работы и тип оборудования, на которых он работал, не изменяются.

После окончания стажировки и при удовлетворительных результатах проверки знаний по вопросам охраны труда издается приказ (распоряжение) о допуске к самостоятельной работе, о чем делается запись в журнале регистрации инструктажей.

Если в процессе стажировки (дублирования) работник не овладел необходимыми производственными навыками или получил неудовлетворительную оценку по противоаварийным или противопожарным тренировкам, то новым приказом может быть продолжен их срок не более чем на две смены.

 

1.5. Финансирование охраны труда

1.5.1 За счет каких источников финансируется охрана труда?

Финансирование охраны труда осуществляется работодателем.

Перечень мероприятий и средств по охране труда, затраты на осуществление которых включаются в валовые затраты предприятия, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июня 2003 года № 994. Они осуществляются с учетом требований статьи 5 (подпункты 5.4.1, 5.4.2, 5.4.7, 5.4.10) и подпункты 8.7 статьи 8 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

Для проведения профилактических мероприятий по охране труда могут использоваться средства Фонда социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (статья 1, статья 45 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности»).

 

1.5.2. Какой минимальный норматив затрат на охрану труда установлен

действующим законодательством?

 

В соответствии со статьей 19 Закона Украины «Об охране труда» для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, использующих наемный труд, затраты на охрану труда составляют не менее 0,5 процента от суммы реализованной продукции.

На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, затраты на охрану труда предусматриваются в государственном или местных бюджетах и составляют не менее 0,2 процента от фонда оплаты труда.

 

1.5.3. Выполнение каких мероприятий по охране труда включаются в

валовые расходы?

 

К валовым расходам предприятия относятся выполнение мероприятий:

приведение основных фондов в соответствии с требованиями охраны труда (механизация погрузочно-разгрузочных работ, защита работающих от поражения электрическим током, обеспечение безопасного ведения работ на высоте, реконструкция отопления, освещение, кондиционирование воздуха и др.);

устранение воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов или приведение их уровней к нормативным;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

приобретение необходимых нормативно-правовых актов;

проведение целевого обучения по охране труда;

обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормами;

бесплатное обеспечение молоком, специальным питанием, проведение обязательного предварительного, периодического и внеочередного медицинских осмотров.

 

1.6 Соблюдение требований безопасности при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий.

 

1.6.1. Какие требования необходимо учесть при проектировании, строительстве, реконструкции предприятий и средств производства?

 

Статья 21 Закона Украины «Об охране труда» статья 154 КЗоТ Украины требуют, чтобы проектирование производственных объектов, разработка новых технологий, средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты работающих производилось с учетом требований по охране труда.

 

1.6.2. Для чего осуществляется экспертиза проектной документации?

Проведение экспертизы проектной документации на ее соответствие нормативным актам по охране труда, осуществляется с целью недопущения строительства и изготовления средств производства и защиты, не отвечающих требованиям по охране труда.

Экспертиза проектной документации приводится в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июня 1994 года № 431 «О порядке проведения государственной экспертизы (проверки) проектной документации на строительство и реконструкцию производственных объектов и изготовления средств производства на соответствие их нормативным актам об охране труда».

Не допускается строительство, реконструкция, техническое переоснащение и т.п. производственных объектов, объектов социально-культурного назначения, изготовление новых для данного предприятия технологий без предварительной экспертизы рабочего проекта или рабочей документации на их соответствие нормативно-правовым актам по охране труда.

Финансирование этих работ может производиться только после получения положительных результатов экспертизы.

 

1.6.3. В каких случаях необходимо разрешение на начало работы и виды работ?

 

Получение и аннулирование разрешений органов государственного надзора за охраной труда на начало работы и виды работ регулируется постановлением Кабинета Министров Украины от 15 октября 2003 года № 1631 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений Государственным комитетом по надзору за охраной труда и его территориальными органами».

В соответствии с этим Порядком, субъект предпринимательской деятельности, который имеет намерение начать (продолжить) выполнение работ повышенной опасности или эксплуатацию объектов, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности или проводить обучение работников по охране труда других субъектов хозяйственной деятельности, выполняющих работы с повышенной опасностью, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, должен получить соответствующее разрешение Госпромгорнадзора. Перечень работ с повышенной опасностью, а также объектов, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности включен в приложение № 1 и № 2 Порядка выдачи разрешений Государственным комитетом по надзору за охраной труда и его территориальными органами.

Срок действия разрешений составляет:

на начало выполнения работ с повышенной опасностью или эксплуатацию объекта – 3 года;

на продолжение выполнения работ с повышенной опасностью или эксплуатацию объекта – 5 лет;

на обучение по вопросам охраны труда – 5 лет.

 

1.7. Государственный надзор за охраной труда

 

Законодательством Украины гарантируются права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Для возможностей реализации этих прав создана система органов, осуществляющих государственный надзор за охраной труда.

 

 

1.7.1. Какие органы осуществляют государственный надзор за охраной

труда?

 

Государственный надзор за выполнением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда осуществляют:

Государственный департамент промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям, который действует в соответствии с положением, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины 15 ноября 2005 года № 1090;

специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности, действующий на основании Указа Президента Украины от 8 марта 2001 года № 115 «О Положении о Государственном комитете ядерного регулирования Украины»;

специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда, действующий в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 19 августа 2002 года «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Украины»;

специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности, который действует в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 11 апреля 2002 г. № 500 «Об утверждении Положения государственного департамента пожарной безопасности».

 

1.8. Органы государственного управления охраной труда

 

Органы государственного управления охраной труда обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда. Основные принципы этой политики изложены в статье 4 Закона Украины «Об охране труда».

 

1.8.1. Какие органы осуществляют государственное управление охраной

труда?

 

Государственное управление охраной труда, в пределах предоставленных им полномочий, осуществляют:

Кабинет Министров Украины;

Государственный департамент промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора МЧС;

министерства и другие центральные органы исполнительной власти;

Совет Министров в автономной республике Крым, местные районные администрации и органы местного самоуправления.

Задачи органов государственного управления охраной труда определены статьями 31, 32, 33, 34, 35 Закона Украины «Об охране труда».

 

 

1.9. Общественный контроль за состоянием охраны труда

 

В соответствии со статьями 41, 42 Закона Украины «Об охране труда» общественный контроль за состоянием охраны труда осуществляют: профессиональные союзы, их объединения в лице своих выборных органов и представителей, а также трудовые коллективы – посредством уполномоченных наемными работниками лицами по вопросам охраны труда.

 

1.9.1. Какими полномочиями и правами по контролю за состоянием охраны

труда наделены профессиональные союзы?

 

Особенности правового регулирования, принципы создания, права и гарантии деятельности профессиональных союзов определяются Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности» от 15 сентября 1999 года № 1045.

Главной целью и задачей профсоюзов является защита прав и законных интересов работников в сфере охраны труда, оказание практической помощи по этим вопросам.

Профессиональные союзы осуществляют общественный контроль за выполнением законодательства об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работающих средствами индивидуальной защиты.

В случае угрозы жизни или здоровью работников профсоюзы имеют право требовать от работодателя немедленной остановки работ на период, необходимый для устранения такой угрозы.

Профсоюзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного назначения на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора предложения по вопросам охраны труда и получать от них аргументированные ответы.

 

1.9.2. Кто представляет интересы трудового коллектива в области охраны труда в случае отсутствия профсоюзной организации?

 

В случае отсутствия профсоюзной организации интересы трудового коллектива в области охраны труда представляет институт уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, который создается на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности, видов деятельности, хозяйствования.

Деятельность уполномоченного наемными работниками лица по вопросам охраны труда осуществляется на основании соответствующего Положения, которое утверждается решением собрания трудового коллектива. Они принимают участие в разработке раздела «Охрана труда» коллективного договора, комплексных мероприятий по охране труда, в работе комиссий по аттестации рабочих мест, расследовании несчастных случаев на производстве, установлении факта наличия на рабочем месте производственной опасности, дающей право работнику отказаться от выполнения такой работы.

Права уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда предусматриваются Положением, а гарантии – коллективным договором предприятия.

 

1.10. Штрафные санкции за нарушения требований по охране труда.

 

Штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, должностным лицам и работникам за нарушения законодательства об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц государственного надзора за охраной труда предусмотрены статьей 43 Закона Украины «Об охране труда».

 

1.10.1. В каком размере может применен штраф к юридическим и

физическим лицам за нарушения требований об охране труда?

 

За нарушение законодательства об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц государственного надзора за охраной труда юридические и физические лица, использующие наемный труд, могут быть привлечены к уплате штрафа в размере до 5% месячного фонда заработной платы.

Неуплата штрафа влечет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере двух процентов за каждый просроченный день.

До принятия нормативно-правовых актов, регулирующих нормы, предусмотренные статьей 43 Закона Украины «Об охране труда», действует постановление Кабинета Министров Украины от 17 сентября 1994 г. № 754.

Штрафные санкции к должностным лицам, работникам за нарушение законов и иных нормативно-правовых актов об охране труда установлены Кодексом Украины «Об административных нарушениях».

Решение о наложении штрафа может быть обжаловано в месячный срок в судебном порядке.

 

1.11. Ответственность за нарушение законодательных и иных

нормативно-правовых актов об охране труда

 

1.11.1. Какая ответственность наступает за нарушения требований об охране труда?

Перечень видов ответственности за нарушения законов и иных нормативно-правовых актов об охране труда, создание препятствий в деятельности должностных лиц государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений дается в статье 44 Закона Украины «Об охране труда».

 

Предусмотрена:

дисциплинарная ответственность (выговор, увольнение с работы – в соответствии со статьей 147 КЗОТ). Законодательством, уставами и положениями о дисциплине, действующими в некоторых отраслях общественного производства, могут предусматриваться для отдельных категорий и другие дисциплинарные взыскания;

административная ответственность (в виде штрафа) – установлена Кодексом Украины «Об административных правонарушениях»;

материальная ответственность – установлена статьями 130-138 КЗОТ и другими нормативными актами, касающимися трудовых отношений;

уголовная ответственность – установлена статьями 272, 273, 274, 275 раздела Х. (Преступления против безопасности производства) Уголовного Кодекса Украины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.