Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория сравнительных преимуществ и международная торговля




Понятие открытой экономики. Большая и малая открытая экономика. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Модификации теории сравнительных преимуществ: теорема Хекшера—Олина, парадокс Леонтьева, теорема Рыбчинского, «голландская болезнь». Тарифные ограничения: анализ выгод и потерь. Нетарифные ограничения. Протекционизм во внешней торговле.

 

Открытая экономика - экономика, интегрированная в систему мировых хозяйственных связей, при которых любой хозяйственный субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции: экспорт/импорт товаров и услуг, а также финансовые сделки. Под полностью открытой экономикой понимается также экономика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешние связи страны усиливаются, причем с переходом к более высокому уровню развития происходит как абсолютное, так и относительное их расширение.

Открытая экономика это такая национальная экономика, все субъекты экономических отношений которой свободны в своем выборе на внутреннем и международном рынках товаров, услуг, капиталов, а ее развитие определяется в значительной степени тенденциями действующими в мировом хозяйстве.

Типы открытой экономики:

1. большая (способная оказывать значительное влияние на состояние международного рынка и на уровень мировой ставки процента),

2. малая (экономика, незначительные размеры которой не позволяют оказывать существенное влияние на процессы на мировом рынке).

Преимущества открытой экономики:

Открытая экономика, т.е. национальная экономика с высокой степенью включенности в международные экономические отношения, способствует:

- углублению международной специализации и кооперирования производства;

- рациональному распределению ресурсов в зависимости от степени ее эффективности;

- распространению мирового опыта через систему МЭО;

- росту конкуренции между отечественными производителями, стимулируемому конкуренцией на мировом рынке.

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо построена на целом ряде допущений. Исходит она из того, что:

– у двух стран есть два товара;

– все издержки производства – это только заработная плата, которая к тому же одинакова для всех профессий и квалификаций;

– имеется возможность свободной торговли между странами;

– отсутствуют расходы на транспорт;

– игнорируется неодинаковый в разных странах уровень заработной платы.

Как действует теория сравнительных преимуществ, Рикардо показал на примере торговли двух европейских стран сукном и вином. По экономическим показателям Португалия в то время превосходила Британию в производстве и того, и другого. Если исходить только из этого, то можно решить, что для нее не было смысла торговать с Англией. Однако Давид Рикардо, развивая идеи Адама Смита, пошел дальше. Им была разработана теория сравнительных преимуществ. Суть ее заключается в том, что стране выгодно торговать на международном рынке той продукцией, которую она изготавливает с минимальными издержками по сравнению с выпуском других товаров.- Читайте подробнее на FB.ru:

 

Теории соотношения факторов производства Хекшер и Олин. Основное различие состоит в том что она исходит из наличия не одного, а двух факторов производства: труда и капитала. Согласно воззрениям Хекшера и Олина каждая страна в разной степени наделена этими факторами производства, что и порождает различия в соотношении цен на них странах, участвующих в международной торговле. Ценой капитала является процентная ставка, а ценой труда - заработная плата. Уровень относительных цен, т. е. соотношение цен на капитал и труд в странах, более насыщенных капиталом, будет меньше, чем в странах, где имеется дефицит капитала и относительно большие трудовые ресурсы. И, наоборот, уровень относительных цен на труд и капитал в странах с избыточными трудовыми ресурсами будет меньше, чем в других странах, где их недостает. Это в свою очередь приводит к различию относительных цен в одни и те же товары, от которого зависят национальные сравнительные преимущества.

 

Парадокс Леонтьева. В соответствии с теорией соотношения факторов производства в странах, относительно более капиталонасыщенных, в экспорте должны преобладать капиталоемкие товары, а в импорте - трудоемкие. В. Леонтьев проанализировал структуру внешней торговли США в 1947 и 1951г. Он определил соотношение затрат капитала и труда, необходимых, производства экспортной продукции на 1млн $, и такого же по стоимости импорта. Вопреки ожиданиям, результаты показали,, что американский импорт на 30% более капиталоемкий, чем экспорт. Наиболее убедительное объяснение парадокса Леонтьева состоит в том, что США достигли преимуществ в создании наукоемких товаров. Поэтому в экспорте значительное место занимают товары, в которых велики затраты на квалифицированную рабочую силу, а в импорте преобладали товары, требовавшие затрат на капитал.

 

Теорема Рыбчинского. Английский экономист польского происхождения Рыбчинский уточнил выводы теории соотношения факторов производства Хекшера- Олина. Он доказал теорему, согласно которой при неизменных мировых ценах и наличии только двух секторов в экономике расширение использования избыточного фактора в одном из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом.

Допустим, что в стране производят два товара X Y с использованием двух факторов производства – капитала и труда. Х - трудоемкий, Y-капиталоемкий. Вектор GF сочетание труда и капитала при производстве Х. Вектор EG- товара Y. При отсутствии внешней торговле товар Х производится в объеме F. а товар Y - в объеме E. При включении страны в международный товарообмен увеличивается производства товараY в экспортном секторе, что приводит к росту использования капитала на GG1. При неизменных размерах фактора – труда соответсвенно производство товаров При неизменных размерах другого используемого фактора - труда — соотношение производства товаров Х и У показано параметрами нового параллелограмма. Производство экспортируемого капиталоемкого товара У переместится в точку Еь т. е. возрастет на ЕЕ1. Напротив, производство более трудоемкого товара Х 'переместится в точку F1, т. е. уменьшится на FF1. Причем перемещение капитала в экспортоориентированный сектор приводит к непропорционально большому увеличению производства товара У.

«Голландская болезнь» является частным случаем теоремы Рыбчинского и указывает на то, что активное расширение производства и экспорта в одних отраслях неизбежно ведет к застою или даже падению производства и необходимости импорта в других отраслях. В отдельных случаях такое падение может быть разоряющим, то есть превышать положительные выгоды от расширения производства и роста экспорта, и даже вести к деиндустриализации. Приток капитала в страну увеличивает потребительский спрос, однако испытывающая давление голландской болезни промышленность не успевает за ростом доходов, что усиливает инфляцию. При том, что именно технический прогресс, а не накопление факторов производства, является источником долгосрочного роста.

Тарифные ограничения - система таможенных тарифов, затрудняющая ввоз в страну и вывоз из страны определенных товаров.основанные на использовании таможенного тарифа. Таможенные тарифы – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.

Тарифные ограничения - импортные пошлины. Эти суммы ложатся на потребителя этих товаров, что приводит к снижению потребительского излишка. От этого выигрывают отечественные потребители, но это потерь потр. изл не перекрывает, тк. потребители покупают и те и др. товары по завышенным ценам. Если тарифы незначительно огр. импорт, они приносят деньги государству, которое может их потратить на соц. программы. Протекционизм поддерживает новые торасли, он необходим молодым государствам, до 3/5 дохода которых обеспечивается пошлинами.

Общество несет чистые потери от тарифных ограничений.

Они равны увеличению излишка пр-ля + уменьшение излишка об-ва + выйгрыш го-ва + потери об-ва от пр-ва продукции по цене > мировой.

 

Нетарифные ограничения - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования. Часто к ним также относят финансовые методы – субсидии, кредитование, демпинг. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт либо форсировать экспорт.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

1.Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка

2.Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

3.Выполнение международных обязательств

4.Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров

5.Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

6.Защита общественной морали и правопорядка

7.Защита культурных ценностей

8.Обеспечение национальной безопасности.

Достоинство: не снижает импорт, приводит к превышению внутренней цены над внешней.

 

ПРОТЕКЦИОНИЗМ является комплексом мер, оказывающих воздействие на свободу конкуренции в торговле путем введения ограничений и льгот, направленных на защиту и поддержку национального товаропроизводителя. Госпротекционизм касается как импорта, так и экспорта, хотя в отношении последнего используется политика субсидирования экспорта. При этом чаще всего звучат следующие доводы в пользу протекционизма:

1. Необходимость обеспечения обороны. Предприятия и отрасли, обеспечивающие обороноспособность страны должны быть ограждены от иностранного вмешательства

2. Защита молодых отраслей. Если государство желает в дальнейшем получать конкурентоспособную продукцию из этих отраслей, то на этапе становления оно должно обеспечить этим отраслям протекционистскую защиту.

3. Увеличение внутренней занятости. Покупая импортный товар, мы оплачиваем труд иностранного рабочего. Покупая отечественный товар, мы оплачиваем труд своего рабочего. Поэтому чем больше отечественной продукции будет реализовываться на внутреннем рынке, тем больше будет внутренняя занятость.

4. Дешевая иностранная рабочая сила. Желание страны нанять на некоторые «непрестижные» работы иностранцев и платить им за это зарплату ниже, чем в среднем по стране, часто приводит к обратному финансовому результату: среди этих иностранцев растет преступность, нелегальная миграция и проч., что требует вмешательства государства и дополнительных финансов.

5. Защита от демпинга. Демпинг – это продажа товара по цене ниже себестоимости, либо ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Это явление нежелательно для любой страны, так как происходит захват национального рынка сбыта более дешевой иностранной продукцией. Практически все страны проводят антидемпинговую политику. В частности, в настоящее время Европа ведет против России более 60 антидемпинговых процессов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.