КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физическая подготовка. Смешанная система защиты
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ Смешанная система защиты Она строится на принципах систем личной и зонной защиты и таким образом дополняет и усиливает их. Смешанная защита позволяет сковать инициативу сильнейших игроков соперника и в то же время сосредоточить главные силы на основном направлении атаки. Чаще всего она проявляется в плотном держании одного-двух нападающих, в то время как остальные игроки располагаются в зоне. Такая защита называется «пять плюс один» (5+1) или «четыре плюс два» (4+2). В последнее время особенно большое распространение получила защита 5+1. Каждая команда должна иметь на вооружении несколько систем и вариантов защиты. В ходе игры их используют в различных сочетаниях. Переход от одной системы к другой возможен и на протяжении одной атаки соперника, что дает защищающимся большие преимущества: соперник вынужден неоднократно перестраиваться по ходу игры,. f а делать это очень трудно. В процессе обучения и тренировки гандболисты овладевают специальными знаниями, умениями и навыками, совершенствуют физические, психологические и морально-волевые качества. На первом этапе занимающиеся знакомятся с правилами и основным содержанием игры, изучают ведущие элементы техники, основы индивидуальной тактики, знакомятся с простейшими приемами командных тактических действий. На втором этапе происходит совершенствование изученного ранее и обучение новым, более сложным приемам техники и основам тактики игры в нападении и защите. На третьем этапе начинается спортивная тренировка, ставящая целью — достижение высокого уровня владения техникой и тактикой, подготовку организма к максимальным нагрузкам и напряжениям. Игра в гандбол предъявляет высокие требования к организму занимающихся. Чем выше уровень развития физических качеств, тем легче достичь спортивного мастерства. С совершенствованием функциональ- мых возможностей организма увеличивается эффективность использования приемов техники и тактики игры. Для общей физической подготовки гандболистов используют об-щеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах; упражнения из легкой атлетики (бег, прыжки, метания), гимнастики и акробатики, тяжелой атлетики, плавания и других видов спорта. Очень полезны разнообразные подвижные игры, а также футбол, хоккей, бадминтон. Упражнения, включаемые в специальную физическую подготовку, принято делить на две группы: 1) упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, быстроты реакции, ориентировки и других качеств; 2) упражнения, направленные на совершенствование приемов игры. Для развития силы используют упражнения динамического характера, выполняемые в переменном темпе, для развития «взрывной» силы— упражнения с малыми отягощениями, выполняемые в максимальном темпе. Наиболее эффективны упражнения с весом, составляющим 30% максимального. Выполнение их до отказа позволяет развивать не только силу, но и силовую выносливость. Очень полезны упражнения с небольшими отягощениями при овладении основными техническими приемами игры. В этом случае удается увеличить силу, не нарушая структуру техники игровых приемов. Поэтому в тренировке гандболистов широко используют утяжеленный мяч (до 600 г), упражнения с набивными мячами и на блочных аппаратах (с отягощением). В тренировки включают также разнообразные упражнения со штангой, гантелями, эспандером, резиновыми шнурами, с преодолением собственного веса и сопротивления партнера, бег в усложненных условиях (по песку, снегу) и т. п. В гандболе одинаково важна как скорость отдельного движения, так и способность длительное время действовать в максимальном темпе. Быстроту развивают с помощью упражнений, выполняемых с наибольшей частотой в течение 4—6 сек. Их периодически повторяют с интервалами отдыха. Такой повторный метод работы успешно сочетается с методом переменной и интервальной тренировки. Для развития скоростных качеств и приобретения так называемой игровой скорости используют разнообразные упражнения, выполнение технических элементов с максимальной скоростью передвижения и учебные игры с сокращением времени, уменьшением размеров площадки и количества играющих. Большое значение имеют также различные виды скоростного бега, и особенно рывки на 20—60 м, всевозможные игры и эстафеты. Основой скоростной выносливости является общая выносливость, развиваемая в процессе длительного выполнения упражнений с небольшой интенсивностью. Для развития специальной выносливости, наоборот, необходимы упражнения, выполняемые с повышенной интенсивностью. Поэтому выносливость у гандболистов развивают в процессе переменной и интервальной работы. Тогда интенсивность упражнений должна достигать 80% максимально возможной. В конце упражнения пульс может достигать 180 ударов в минуту, а само упражнение про- должается 30—90 сек. и примерно столько же пауза для отдыха, в которой пульс снижается до 120—140 ударов. Основные упражнения, развивающие выносливость,— это кроссовый бег по пересеченной местности в сочетании с ходьбой и общераз-вивающими упражнениями, подготовительные и игровые упражнения, выполняемые продолжительное время (футбол, плавание, лыжи и 1 другие виды спорта, учебные игры и соревнования). Совершенствуют выносливость, постепенно увеличивая нагрузку, повышая ее интенсивность, увеличивая темп и продолжительность вы-;; полнения упражнения. Ловкость совершенствуется вместе с улучшением общей координации, равновесия и ориентировки. Развивать ловкость (общую и специальную) необходимо систематически. Для этого используют упражнения с мячом и без мяча на ограниченном пространстве, подвижные игры, акробатические упражнения, спортивные игры (футбол, регби, хоккей) и другие виды спорта (прыж-1 ки в воду, бокс и т. п.), специальные упражнения в необычных условиях (с внезапной сменой ситуаций, усложнением противодействия соперника и др.). Гандболистам необходимо постоянно совершенствовать гибкость (особенно вратарям) и прыгучесть. Для этого в тренировки включают упражнения, с помощью которых развивают гибкость в других видах спорта. Целенаправленное развитие всех физических качеств помогает достичь гармонического единства их проявления в игровых, соревнова-|> тельных условиях. Техническая подготовка Овладение отдельным приемом происходит в определенной методической последовательности. Постепенно усложняются и внешние ус-■ловия. Если вначале движения выполняют без элементов соревнования, то позднее включают элементы состязаний в точности и быстроте, а также упражнения с противодействием соперника. Сначала он пассивен, но постепенно его активность увеличивается. Возрастает и число условных соперников. Совершенствуют изучаемые приемы в специальных игровых упражнениях и учебных двусторонних играх. Изучают технику одновременно с индивидуальной тактикой. В дальнейшем осваивают приемы техники, необходимые при групповых взаимодействиях, и основы командной тактики. Обучение технике игры без мяча. Эти элементы технически проще других, поэтому изучают их в первую очередь. Сначала выполняют в замедленном темпе, без соперника, затем скорость увеличивают и включают сопротивление. Закрепление и совершенствование техники игры без мяча проводятся в эстафетах и в игровых условиях. Вначале изучают бег и передвижение приставными шагами. Затем переходят к остановкам, поворотам, бегу спиной вперед. Заверша- •ется этот раздел изучением финтов и всевозможных сочетаний различных способов передвижений. Обучение технике игры с мячом. Это наиболее сложный и обширный раздел. Задача преподавателя — научить занимающихся не только правильно, но и разумно обращаться с мячом. Обучение начинается с овладения способами держания мяча (одной рукой и двумя). Одновременно изучают ловлю и передачу: вначале осваивают ловлю двумя руками и передачу согнутой рукой сверху, а затем — передачи другими способами. Ловлю одной рукой, финты и скрытые передачи изучают позднее. К освоению ведения переходят после того, как занимающиеся овладевают ловлей двумя руками и передачей одной рукой сверху. Ведение вначале выполняют по прямой, затем — с изменением направления и обводкой соперника. Этот раздел заканчивают изучением финтов в сочетании с ведением и другими приемами. Броскам в ворота обучают после того, как освоена передача этим же способом. Занимающиеся вначале бросают мяч с места, затем после нескольких шагов, на бегу, в прыжке и в падении. От бросков по центру постепенно переходят к броскам под все более острым углом к воротам. Вначале броски осваивают изолированно от других элементов, но в дальнейшем их все больше связывают с различными приемами, и особенно с финтами. Вначале осваивают финты с задержкой выполнения, с изменением направления, потом — с изменением способа передачи. В такой же последовательности изучают финты при бросках в ворота и обводку соперника. Вначале финт выполняют на месте и без сопротивления или в движении в замедленном темпе. Затем скорость выполнения увеличивается и вводят соперника. Технику игры в защите изучают параллельно с овладением приемами нападения, но при некотором опережении последних. После того как будут освоены стойка и передвижение приставными шагами, изучают перехваты при передачах, блокирование бросков в ворота, выбивание при ведении и «снятие» мяча при бросках. Изучаемый прием выполняют вначале изолированно, а затем при замедленном действии атакующего. Постепенно прием делают быстрее и быстрее. Далее включается выбор момента и способа противодействия, так как нападающему разрешается самому определять способ атаки. Закрепление и совершенствование проходят в игровых упражнениях с единоборством и в двусторонних играх. Изучение техники игры вратаря начинается с овладения стойкой и передвижениями. Затем обучают ловле и задерживанию мяча руками (в опорном положении), после этого — задерживанию мяча ногой (с шагом, с выпадом, в шпагате) и передачам мяча. Позднее осваивают приемы задерживания мяча в прыжке с падением, финты, выходы на мяч. Вначале вратарь учится действовать в центре ворот, а потом — при бросках с крайних позиций. Подводящими упражнениями служат те же приемы, выполняемые вне ворот и в облегченных условиях (набрасывание мяча, броски в определенную точку и т. п.). Полезны также имитационные упражнения (без мяча). В тренировке вратаря важное место занимают действия в усложненных условиях: броски с ближнего расстояния, отражение нескольких следующих подряд бросков; задерживание бросков после поворота к бросающему по сигналу и т. д. Упражнения, используемые для технической подготовки, проводят в парах, шеренгах, колоннах, кругах, квадратах и треугольниках. Занимающихся делят на несколько подгрупп (в зависимости от количества мячей и оборудования). Все упражнения выполняют поточно, с паузами для объяснений, исправления ошибок и отдыха. В дальнейшем совершенствование техники проходит одновременно с решением задач физической и тактической подготовки. Для этого используют комплексные упражнения, влияющие на развитие физических качеств и специальных двигательных навыков, а также индивидуальные и групповые упражнения в технике и тактике игры на своих позициях в команде.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |