КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Красноярск 2011
Природоохранное обустройство территорий Природообустройство и водопользование Учебное пособие ЭКОЛОГИЯ
Направление подготовки Профиль подготовки Квалификация бакалавр Форма обучения очная
Спицына, Т.П. Экология: учебное пособие по направлению подготовки 280100 Природообустройство и водопользование, профиль подготовки Природоохранное обустройство территорий, квалификация бакалавр очной формы обучения / Т.П. Спицына. – Красноярск: СибГТУ, 2011. – 200 с.
Утверждено на заседании кафедры экологии и защиты леса 15.05.2011, протокол № 9
Рецензент: канд. биол. наук О.П. Ковылина (методический совет СибГТУ).
В учебном пособии рассмотрены структура и содержание экологии как учебной дисциплины применительно к специальности природообустройство и водопользование. Показаны место и задача экологии в комплексе экологических дисциплин. Изложены понятия и содержание учения о биосфере, воздействии человека на биосферу, экология человека и глобальные проблемы окружающей природной среды. Рассмотрены основные принципы и понятия в экологии, экологические факторы и законы их влияния на организмы, структура и динамика популяций, учение об экосистемах, их трофическая структура и основные типы. Особое внимание уделено экологическим принципам рационального использования природных ресурсов и охраны природы, экономическим механизмам управления природопользованием и природоохранному законодательству. Изложены основы экологического мониторинга и международного сотрудничества в охране окружающей природной среды.
© Спицына Т.П., 2011
© ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ......................................................................................... 3 ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 6 РАЗДЕЛ 1: ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА................................................... 7 1.1. Экология как наука. Законы Б. Коммонера..................................... 7 1.2. Системный подход в экологии: иерархия организации уровней жизни, объекты экологии.................................................................................................. 14 Библиографический список к разделу.................................................. 16 Контрольные вопросы к разделу 1....................................................... 17 РАЗДЕЛ 2: ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА БИОСФЕРУ............. 18 2.1. Основные экологические проблемы современности..................... 18 2.2. Классификация, объекты, источники и виды загрязнений............ 24 2.3. Объекты загрязнения биосферы и глобальные экологические проблемы 35 2.4. Загрязнение атмосферы.................................................................. 36 2.4.1. Смог........................................................................................... 37 2.4.2. Кислотные осадки..................................................................... 39 2.4.3. Парниковый эффект.................................................................. 45 2.4.4. Нарушение озонового экрана.................................................. 50 2.5. Загрязнение гидросферы................................................................ 53 2.5.1. Эвтрофикация водоемов........................................................... 55 2.5.2. Чистая путевая вода: проблема и решения.............................. 57 2.6. Загрязнение почв............................................................................. 62 2.6.1. Негативные последствия применения удобрений и пестицидов в сельском и лесном хозяйстве................................................................................. 64 2.6.2. Разрушение почв вследствие нерационального освоения целины 65 2.7. Накопление загрязняющих веществ в пищевых цепях.................. 71 2.8. Радиэкология................................................................................... 73 Библиографический список к разделу.................................................. 86 Контрольные вопросы к разделу 2....................................................... 87 РАЗДЕЛ 3: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ............ 89 3.1. Взаимодействие организма и среды. Понятие среды обитания, ее виды 89 3.2. Экологические факторы, их классификация.................................. 90 3.3. Основные законы экологии: закономерности действия факторов на организм 91 3.4. Основные пути и формы адаптаций живых организмов к условиям среды. Фотопериодизм...................................................................................... 97 Библиографический список к разделу.................................................. 99 Контрольные вопросы к разделу 3..................................................... 100 РАЗДЕЛ 4: ПОПУЛЯЦИОНННАЯ ЭКОЛОГИЯ............................. 101 4.1. Популяционная структура вида................................................... 101 4.2. Количественные и качественные показатели популяций............. 103 4.3. Биологическая организация популяции....................................... 105 4.4. Пространственная структура популяции..................................... 107 4.5. Этологическая структура популяций........................................... 110 4.6. Динамика популяций.................................................................... 111 4.7. Гомеостаз популяций.................................................................... 115 Библиографический список к разделу................................................ 120 Контрольные вопросы к разделу 4..................................................... 121 РАЗДЕЛ 5: БИОЦЕНОЗЫ И ЭКОСИСТЕМЫ................................. 122 5.1. Понятие биоценоза, его особенности как надорганизменной системы 122 5.2. Видовая и пространственная структуры биоценоза................... 125 5.3. Отношения организмов в биогеоценозах.................................... 127 5.4. Трофические группы организмов и пищевые цепи..................... 133 5.5. Продуктивность экосистем........................................................... 135 5.6. Экологическая ниша, правила ее заполнения.............................. 139 5.7. Динамика экосистем...................................................................... 141 5.8. Классификация экосистем............................................................. 144 Библиографический список к разделу................................................ 144 Контрольные вопросы к разделу 5..................................................... 146 РАЗДЕЛ 6: УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ.................................................. 147 6.1. Понятие биосферы, ее структура................................................. 147 6.2. Понятие «живое вещество»........................................................... 149 6.3. Круговорот веществ в биосфере.................................................. 150 6.4. Биологические круговороты веществ в биосфере....................... 151 6.5. Этапы развития биосферы............................................................ 156 6.6. Понятие ноосфера......................................................................... 157 Библиографический список к разделу................................................ 161 Контрольные вопросы к разделу 6..................................................... 162 РАЗДЕЛ 7: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА................................................ 163 7.1. Биосоциальная природа человека................................................ 163 7.2. Экология пищи.............................................................................. 164 7.3. Экология жилища......................................................................... 165 7.4. Природные ресурсы как лимитирующий фактор развития человечества 166 7.5. Лесные ресурсы............................................................................. 168 Библиографический список к разделу................................................ 170 Контрольные вопросы к разделу 7..................................................... 171 РАЗДЕЛ 8: РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ................................................................... 172 8.1. Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. 172 8.2. Законы П. Дансеро........................................................................ 174 8.3. Охрана растительного и животного мира. Сокращение биоразнообразия. 175 8.4. Особо охраняемые природные территории................................ 183 8.5. Мониторинг окружающей среды................................................. 189 8.6. Экозащитная техника и технологии............................................. 194 Библиографический список к разделу................................................ 197 Контрольные вопросы к разделу 8..................................................... 198 ПРИЛОЖЕНИЕ А. ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ.......................... 199
Целью издания данного учебного пособия является осуществление методической помощи студентам для изучения дисциплины «Экология». В изложении материала в пособии учитывается специфика специальности студентов и знаний, полученных ими при изучении интегральных дисциплин. Цель изучения дисциплины «Экология» заключаются в формировании у студентов целостного представления о биосфере, воздействии человека в процессе хозяйственной деятельности на ее состояние; способах охраны и защиты окружающей среды. Они достигаются путем изучения структуры биосферы; биологического круговорота веществ; основных форм антропогенного воздействия на биосферу и ее загрязнение; экологических принципов рационального использования природных ресурсов и охраны природы; экозащитной техники и технологии; природоохранного законодательства; экологического мониторинга и принципах его организации. Особое место курса «Экология» в профессиональной подготовке обусловлено наличием в структуре учебного плана таких дисциплин как почвоведение, ландшафтоведение, климатология и гидрология. Изучение этих дисциплин должно базироваться на представлении об экологической роли различных природных и антропогенных факторов в состоянии экосистем различного уровня. Структура курса состоит из восьми разделов: экология как наука, воздействие человека на биосферу, взаимодействие организма и среды, популяционная экология, биоценозы и экосистемы, учение о биосфере, экология человека, рациональное природопользование и охрана окружающей среды. Для контроля усвоения материала студентами в конце каждого раздела содержится список вопросов по которым они могут подготовиться, используя литературу из приведенного тут же библиографического списка. Курс «Экология» общим объемом 180 часов, в т.ч. лекции 36 часов, лабораторные занятия – 30 часов, самостоятельная работа студентов – 108 часов, изучается в течение первого семестра. Курс завершается экзаменом. При этом до экзамена студент должен представить две контрольных работы и выполненные лабораторные работы, в которых должны быть решены задачи, репрезентирующие основные разделы курса. На экзамене студент должен ответить на три основные и дополнительные вопросы.
РАЗДЕЛ 1: ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |